Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Исторический аспект юридической регламентации прав человека и гражданина

Права человека на протяжении веков привлекали внимание человечества; человеческая мысль искала способы оптимального варианта отношений между индивидом и властью. Проблема прав человека была одной из самых существенных причин острых классовых битв, различных войн и восстаний, так как право на жизнь, на уважение человеческого достоинства, на неприкосновенность личности, свободу совести и убеждений были необходимыми условиями существования человека. Каждое новое поколение, защищая права человека часто ценою жизни, добивалось расширения прав и свобод человека и распространения их на более широкий круг субъектов, что вело к ограничению произвольных действий должностных лиц и государственных органов.

В Древнем Риме, к примеру, рабы вообще не считались людьми. Но в недрах рабовладельческого общества зародились ростки того, что можно назвать правами человека. В Древней Греции принимались законы, содержащие в себе элементы демократии, что позволяло привлекать к ответсвенности государственных чиновников. Уже в древние времена знали, что такое « свобода», под ней разумели защиту вдов и сирот, и возможность применения наказания к лицам, облеченным властью.

Изначальное представление о правах человека формировалось в общем русле теорий ценности закона и законности (Платон, Сократ, Аристотель, Перикл, демосфен). Дальнейшее развитие подтвердило, что права человека и господство закона в обществе неразрывные и взаимодействующие явления; это добавляло новые качества к правам человека, распространяло их на более широкий круг субъектов. В борьбе классов и сословий за свои права проблема прав человека всегда была предметом классовых битв, которые велись за обладание правами. И каждая стадия развития общества была еще одним шагом на пути расширения прав и свобод. Каждому поколению встречается свой вызов истории, который чвязан с отставанием прав и свобод человека.

История формирования институтов прав человека связано со свободами и неприкосно­венностью личности, правом на судебную защиту, признанием лица виновным лишь по приговору суда. Правом на участие в решении государственных дел, свободой слова и совести.

В англии еще в условиях феодализма, на этапе становления монархии в 1215 году была принята хартия вольностей. Этот документ, являясь правовым документом эпохи, темне менее заложил первоначальные основы для свободы и господства закона в обществе. В Хартии говорится о том,что свободный человек будет подвергаться штрафу за только сообразнороду поступка и за крупный поступок не иначе, как соразмерно важности поступка; при нем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество; таким же образом будет штрафоваться купец , и его товар остается неприкосневенным.

В статье 39 Великой Хартии вольностей есть положение, которое имеет огромное значение для защиты прав человека: «Ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, лил каким-либо иным образом обездолен, и мы непойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны». Это реальный документ, который вынудил монарха дать обещание соблюдать законы и вольности.

Крупным шагом в области гарантий прав человека и ограничения произвола властей стало принятие Акта о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями 1679 года(HabeasCorpusAmendmentAct.) Этот закрепил одну из наиболее значимых процессуальных гарантий неприкосновенности личности, которая затем прочно вошла в практику Англии и многих зарубежных государств.

Должностное лицо призвано пресекать длительное задержание лиц в тюрьме, если по закону они могли быть взяты на поруки. В течении двух дней должностное лицо, к которому доставляли задержанного или арестованного, было обязано освободить его из заключения, по получении с него обязательства с одним или более поручительствами и внесении определенной суммы предстать перед судом в указанные в законе сроки. При совершении тяжких уголовных преступлений или государственной измены выдача на поруки не осуществлялась. Невыполнение должностным лицом приказа habeuscorpus наказывалось штрафом в пользу заключенного или потерпевшего лица, а должностное лицо увольнялось с должности.

Важное значение этого акта заключалась в том, что HabeusCorpusAct не допускал возможности повторных задержаний, арестов, заключений за одно и тоже преступление. Даже в современном мире этот документ сохраняет свое значение в качестве одной из важнейших гарантий неприкосновенности личности.

Джон Локк в 1688 году опубликовал «Второй доклад о государстве», в котором он отстаивал идею о том, что уже на раннем этапе развития общества люди имели естественные права на жизнь, свободу и имущество. Интересен ход суждений Дж. Доннели: «Люди создали общество,а общество создало государство - именно для того, чтобы иметь возможность пользоваться своими естественными правами. Государство, по мнению Локка, основано на общественном договоре между правителями и управляемыми, граждане должны подчиняться только тогда, когда государство защищает их человеческие права, которые с моральной точки зрения стоят выше требований и интересов государства. Государство остается легитимным, пока оно систематически защищает права человека своих граждан и обеспечивается их осуществление».

Билль о правах 1689 года(TheBillofRights)усиливал роль парламента, без согласия с которым нельзя было приостанавливать законы, взимать налоги и сборы «в пользу или распоряжение короны», набирать и содержать постоянную армию в мирное время. Обращение с петициями к королю объявилось правом подданных и потому задержание и преследование за такие петиции признавалось незаконным. Билль содержал ряд гарантий против чрезмерных судебных налогов, чрезмерных штрафов, жестоких или необычных наказаний, конфискаций, которые могли быть наложены на тех или иных лиц до осуждения. В этом документе провозглашались также свобода слова, суждений.

В своих трудах выдающиеся мыслители XVII века Дж.Мильтон, Т.Гоббс, Дж.Локк обосновали идеи свободы, естественных прав человека, возникновения государства из свободного соглашения людей и опирающегося на естественные законы. Эти научные концепции оказали влияние на развитие законодательных актов о правах человека в Англии и в других государствах. В этом русле показателен пример Соединённых Штатов Америки, которые до 1776 года находились под колониальным господством Англии. Следует подчеркнуть, что некоторые английские колонии Северной Америки внесли свой вклад в развитие свободы и прав человека. Хартия, принятая в Виргиний 1601 году, Массачусетский свод свобод 1641 года фиксировали круг основных прав, в которых прослеживалось влияние Великой Хартии вольностей.

Т.Джефферсон, Б.Франклин, Т.Пейн, Дж.Медисон и другие развивали принцип естественно-правовой доктрины, свободы и прав человека. Согласно естественным прирожденным правам человека, все люди по природе своей в равной степени свободны, независимы и обладают неотчуждаемыми правами.

Декларация независимости, принятая единогласно тридцатью Соединенными Штатами и утвержденная Третьим Континентальным конгрессом 4 июля 1976 года, является важным историческим документом, воплотившим в себе идеи свободы и неотчуждаемых прав человека и народа.

В декларации заложена идея самоопределения народа. «Мы исходим из той самоочевидной истины, говорится в данной Декларации, - что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода, стремление к счастью».

Конституция США 1787 года содержит важнейшие ценностные принципы, направление на обеспечение прав человека: «Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более совершенный Союз, установить правосудие гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».

Права человека нашли отражение во вступившем в силу 15 декабря 1791 года американском Билле о правах, - «великой американской хартии личной свободы и человеческого достоинства», содержащей десять первых поправок Конституции.

Билль оправах закрепил основные права человека. Нужно подчеркнуть, что некоторые положения сформулированы в виде запретов издавать законы, которые ограничивали естественные права человека. В частности, в поправке! записано: «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии либо запрещающего свободное ее использование, либо ограничивающего свободу слова и печати, или прав мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Смысл этого положения состоит в ограждении произвола властей по отношению к индивиду. Особенность Билля состоит в том, что права человека формулируются не как правило его поведения, так как это право присуще ему от рождения, а как ограничения полномочий власти государства по отношениям к правам человека. Исключением является поправкаVI, в которой записано, что «обвиняемый имеет право».

Декларация независимости и Билль о правах на Американском континенте были и являются яркими документами о правах человека. На этом континенте федеральные законы, законы штатов, многочисленные судебные решения значительно вобрали в себя идеи Билля о правах. В конституциях штатов воспроизводились основные положения Декларации Независимости и Билля о правах. К примеру, в преамбуле Конституции штата Массачусетс 1780 года говорится о естественном характере прав человека. Принятая уже в 1970, году Конституция штата Иллинойс 1970 годав соответствии с Биллем о правах, провозглашает неотъемлемость и не отчуждаемость прав и свобод человека.

Это говорить о том, что Декларация независимости, Конституция США, Билль о правах сумели заложить традиционные основы по соблюдению прав человека. Упомянутые акты -исторические документы конца XVIII века, когда шел поиск защиты свобод и прав человека от самовластия и произвола.

В это же время в Европе произошла Великая французская революция, которая выдвинула принципы свободы, равенства, братства, справедливости. Значение этой французской революции состоит, прежде всего, в том, что она сформулировала великий юридический документ - Декларацию прав человека и гражданина 1789 года, содержанием которой стали гуманистические идеи эпохи Просвещения - свобода, равенство, суверенитет народа, авторитет закона, права человека.

Обращаем внимание студента на то, что Декларация в своей преамбуле отмечает,что «невежество, забвение прав человека или пренебрежение ими являются единственной причиной общественных бедствий и испорченности правительств». Говоря другими словами, только соблюдение прав каждого человека может обеспечить нормальную жизнь общества.

В статьях 1, 2 Декларации закреплено: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах, цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека».

Достоинством Декларации является то, что в статье 4 впервые формулируется принцип, который вошел в Конституции многих государств мира и международно-правовые документы о правах человека, суть которых состоит в следующем: « Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вред другому, таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом».

Для общества, желающего построить правовое государство, были бы полезными следующие положение Декларации: «Для гарантий прав человека гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена». Отсюда следует вывод: «общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности». Следующая,16-я статья, излагает важные принципы правового государства: обеспечение гарантий прав и разделение властей

Мы характеризовали ряд юридических актов по правам человека, сформулированных в разное время и в разных странах с тем, чтобы показать истоки тех норм и принципов, которые восприняты международным правом с целью защиты прав человека.

В казахской степи формировались определенная кочевническая демократия. Характерные черты казахов проявлялись в относительной незакабаленности деспотическими устоями, в определенной степени свободы и равенства женщины, в отсутствии рабского поклонения власти. Такой свободолюбивый образ жизни кочевников не мог не оказать влияния на становление структуры их политической системы.

Поскольку трудно было управлять кочевниками на бескрайних степных просторах, власть ханов никогда не была столь деспотичной, какой она была в оседлоземледельчеких цивилизациях. В случае усиления гнета либо возникновения конфликта с властителями родов или жузов племена всегда имели возможность откочевать на другие земли.

Права человека регулировались в законах Тауке-хана-ЖетыЖаргы. Сам факт наличия данного свода законов говорит о достаточно высоком уровне правосознания казахского общества. Выражаясь современным языком, здесь нашли отражение право на жизнь, брачное, земельное, имущественное право, то есть в основном личные (гражданские) и экономические права. Наличие политических прав у казахов проявлялось, в частности, в институте выборности ханов. Следует подчеркнуть, что власть ханов не передавалась по наследству, а имела выборный характер.

Важным институтом в Казахстане был институт биев. Человек получал звание бия не на основе выборности или утверждения ханом или иной структурной власти. Бием человек становился в том случае, если он обладал глубокими познаниями в судебных обычаях, имел ораторские способности. Звание бия основывалось на авторитете, и оно представляла собой как бы патент на судебную практику. Говоря иными словами, в основе власти биев был авторитет, а не государственное принуждение.

Институт биев выполнял функции судебной и в известном смысле, административной власти и представлял собой механизм решения возникающих конфликтов по поводу нарушения индивидуальных и коллективных прав.

О развитости правосознания в казахском обществе свидетельствует такой факт: бии судили султана Барака, убившего Абулхаир-хана. Это говорит о том, что не существовало лиц, для которых могла быть исключена ответственность.

Демократичность суда биев как института защиты прав человека проявлялись также в следующем. Если было подозрение в небеспристрастности бия, истец и ответчик имели право выбора любого другого бия. Каждая из сторон имела неограниченное право обжаловать несправедливые, с их точки зрения, судебные решения любых других биев. При недостаточности улик против обвиняемого бии могли привлекать присяжных из числа честных людей, пользовавшихся высокой репутацией, которые под присягой обвиняли или оправдывали подсудимого. Процесс судебного разбирательства производился публично и допускал защиту.

Колонизация казахских земель царским режимом, введение единой государственной судебной системы привели к деформации традиционных механизмов защиты прав и свобод человека. Нарушение прав человека в Казахстане стало систематическим в период советского тоталитаризма. С формально-юридической сторонысоветский человек имел в некоторых случаях даже больше прав, чем граждане цивилизованных государств. В то же время СССР факты вопиющего нарушения естественных и неотъемлемых прав человека на жизнь, личную неприкосновенность, свободу и собственность были повседневностью. В 20-30-е годы миллионы жизней были загублены ради сомнительной цели построения коммунизма.

Инакомыслие строго пресекалось административными методами и судебными процессами. Для прикрытия беззакония и произвола придумывались «блоки» и «центры» различных партий, а обвинения против участников этих «организаций» фальсифицировались в ходе следствия. Так, только по делу о «Блоке антисоветской националистической правотроцкистской организаций», якобы возглавляемой первым секретарем Западно-Казахстанского обкома партии Курамысовым, было арестовано 350 человек, 70 из которых скончались при допросах. Тоталитарная система создавала в стране чрезвычайные внесудебные органы, которые без суда и следствия выносили смертные приговоры. Одной из мрачных страниц в истории Казахстана и проявлением бесправия казахского народа стал период коллективизации. Многочисленные запреты и ограничения лишали граждан подлинной свободы выражение своих мыслей, мнений, права выезда из страны. Решение любого вопроса-от малого до крупного - зависело от директивных указаний правящей партии и центральных органов власти в Москве.

После распада СССР независимый Казахстан, как и другие постсоветские государства провозгласил своей целью переход к общечеловеческим ценностям и демократическим институтам. Уже в первой статье своей конституции Республика Казахстан утверждает себя демократическим, правовым и социальным государством, провозгласившим высшими ценностями жизнь, права и свободы человека. Права и свободы нужно утверждать в нашем обществе на основе учета цивилизационных традиций и менталитета казахского народа в сочетании с мировым опытом.

 

Литература

  1. Доннели Дж. Что такое права человека. - В сб. : Права человека. Основополагающиепринципы. -Вена: USIA Regional Program Office,
  2. Журсимбаев С. Права человека в международноправовых актах и Конституции Казахстана.-Астана, 1998.
  3. Права человека в истории человечества и в совершенном мире. - М. :ИГПАН, 1989.
  4. Карташкин В.А. Международная безопасность и права человека. -М.: Новости, 1988. - 62 с.
  5. Никифорова М.А. права человека в истории человечества и в современном мире / Советское государство и право.-М., 1989.-№ 6. - стр. 124-132.
  6. Алимжан К. Суд биев: особенности и опыт.- Юридическая газета. - Алматы, 1998. - №23.
  7. Адам Құқықтары туралы халыцаралъщ билль.- Алматы, 1998.- 52 бет.
  8. Әлекешев А. Күн тәртібінде азамат цүцыгы.- Заң және заман. - Алматы,1997.- №5.- 83-85 беттер.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.