Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Форсированное оседание казахов - слом социокультурного стержня

В 1920-30-х гг. в истории Казахстана произошел процесс массового форсированного оседания казахов-кочевников, слома их историко-цивилизационной формации. Номадический способ произ­водства складывался в ареале Великой Степи на протяжении нескольких тысячелетий, корни этого процесса уходят в эпоху бронзы.

Общеизвестно, что ряд философов, культурологов и геополитиков выделяют среду обитания этно­са как базовое понятие, формирующее экономико-технологическую основу этноса, которая в даль­нейшем определяет его политико-экономическое, социальное и культурное развитие. Так, например, понятия «месторазвитие этноса» Л.Н. Гумилева (1), или «географический индивидуум или ланд­шафт» П.Н. Савицкого рассматривают этнос как единство территории и социально-политической среды» (2).

Единство двух факторов: объективного (природно-географического, технологического начал) и субъективного (общественные формы сознания - культура, государство, религия) обобщаются в понятии «психосоциокультурная матрица» (3). Именно она формирует образ жизни, базовые миро-ориентации и ценности этноса и составляющих его индивидов.

Жизнь сообщества кочевников всецело зависела от природы (экосистемы), ее изменений и зако­нов. В социальном же плане условием выживания и развития номадов было их объединение на осно­ве естественного родоплеменного принципа. В итоге все хозяйство и социальная родоплеменная структура кочевников определялись и регулировались, в конечном счете, экосистемой и традицион­ными естественно-историческими факторами родства. Таким образом, сама психосоциокультурная матрица номадов формировалась природой, экосистемой, окружающей средой и, в конечном итоге, космосом, ходом Солнца, Луны, Юпитера, Венеры.

Иное дело оседлая, земледельческая и тем более промышленная цивилизации, относительно само­стоятельные от естественных (природных) факторов. Здесь в основе структуры общества лежит клас­совое промышленное разделение общественного труда и технологические факторы преобразования природы, извлечения и распределения материальных ценностей через государство и капиталиста (хозяина фабрики или завода). Поэтому, если в период колонизации начался процесс ломки традици­онного хозяйства и мироуклада казахов, то форсированное насильственное оседание казахов в 1920­30-е гг. привело к окончательному краху всего образа жизни, культуры и мировоззрения казахов, живших как часть космической экосистемы. Теперь они должны стать частью искусственной город­ской технократической структуры.

В результате проведенного большевиками «Малого Октября» целый народ, привыкший кочевать со стадами и почти не имевший навыков земледелия, был срочно посажен на землю. Форсированная коллективизация привела к уничтожению кочевого скотоводства и организации колхозов в кратчай­шие сроки, что наглядно демонстрирует динамика их создания: 2% в 1928 г., 50% в 1930 г., 65% в 1931 г. Потери скота в колхозах были настолько очевидными и пугающими для рядовых казахов, что они просто пускали скот под нож, выражая так свой протест. Только одна цифра, приводимая в учеб­никах истории, показывает масштабы катастрофы: это почти 10-кратное сокращение поголовья скота с 40,5 млн. голов (до коллективизации) до 4,5 млн. голов на 1 января 1933 года (4).

Таким образом, полное отрицание всей ставшей излишней кочевой культуры, ее истории и языка стали условием модернизации, фундаментом включения казаха в новую социальную структуру, фор­мируемую диктатурой «победившего пролетариата». Так произошла катастрофа, которая отрезала казахов от их прошлого, всего культурно-исторического наследия предков. Поистине, целый народ лишили корней, сделали манкуртом.

Катастрофическими были социокультурные последствия слома психосоциокультурной матрицы, определявшей внутренний мир номада-казаха. Казахов-кочевников подобно рыб выбросили из род­ной стихии на сушу. В природе такой скачок в образе жизни растягивается на миллионы, а в истории на сотни лет.

Большевики в соответствии с логикой тоталитарного мышления форсировали этот процесс и навя­зывали свой путь к светлому будущему. Они не видели необходимости растягивать оседание и адаптацию номадов в несколько десятилетий. Напротив, они видели в кочевом хозяйстве одни недостат­ки, рассматривали казахов-кочевников как диких аборигенов, которых надо посадить на землю и цивилизовать, превратив их в управляемую винтик «Красной империи».

Народ был выброшен из своей культурно-экологической ниши на обочину чужой оседлой западной культуры. Культура, язык кочевников, их обычаи и вера вдруг оказались ненужными и нефункциональ­ными. Чтобы выжить, необходимо было от них отречься, выбросить тысячелетний родовой уклад и стать оседлым членом коллективного хозяйства, научиться русскому языку, вступить в партию и т.д.

Одним словом, чтобы выжить и стать успешным и современным, «передовым» казахом, нужно было перестать быть им, нужно было лишиться внутреннего содержания, собственной психоматрицы и адаптироваться к новым аграрно-промышленным и городским реалиям.

Поэтому такой резкий переход, скачок казахов-кочевников от родного кочевого способа бытия в чуждый и полностью противоположный, оседлый сопровождался трагическими последствиями в раз­личных аспектах:

  • Духовно -нравственном, мировоззренческом

Тенгрианство и вера в духов предков-аруаков, а так же распространившийся в казахской степи с Х в. ислам, играли огромную роль в духовно-нравственной жизни казахов. Под их непосредственным воздействием сформировалась вся традиционная культура и мировоззрение казахов до начала XX гг. Причем, более важным и близким по духу кочевникам-казахам был суфизм, основоположником кото­рого был Ахмет Яссауи. Не отрицая обрядовую сторону ислама, суфии видели цель жизни человека в духовном слиянии с Богом через внутреннее (духовное) самосовершенствование личности. Религия, морально-этические нормы духовной жизни, наряду с языком и самобытной устной мифо-эпической культурой делали культуру казахского народа неповторимой и своеобразной.

Культурная революция 1920-30-х гг. огнем и мечом искореняла религию повсеместно, насаждая атеизм. Как следствие, в степи закрывали мечети, мусульманские школы, исчезали не только муллы, но и носители степной духовности и культуры - баксы, суфии, сказители-жыршы, беркутчи и т.д. Казахи потеряли свой Космос, тысячелетнее содержание кочевой культуры, уходящий корнями к сакам, гуннам и тюркам, когда-то внесших выдающийся вклад в мировую культуру.

  • Культурно -образовательном

Губительным ударом по основам казахской культуры стала смена казахского алфавита. Перевод с арабской графики на латиницу в 1929 г. проходил на фоне широкой дискуссии ярких представителей казахской интеллигенции. Теперь же, после уничтожения ее лучшего цвета в тридцатые годы, на кириллицу в 1940 г. (5), казахи переходили в атмосфере молчаливого согласия. Учитывая, что в Казахстане широкая часть населения была грамотна, владела тюркским, арабским и фарси языками, эти реформы привели к катастрофическим последствиям. Так, новое советское поколение казахов было отсечено от своей многовековой истории, духовных корней и письменных источников, офор­мленных на арабском языке. Традиционное мировоззрение и духовная культура были просто уничто­жены, а арабоязычная и тюркская литература постепенно стали угасать, так как ее уже некому было читать... Таким образом, в течение жизни одного поколения большевики насильно превратили каза­хов в безбожников-атеистов и в европейски мыслящих «коммунистов», а по сути - «манкуртов». Так, первый этап отрезал казахов сначала от всей восточной (тюркской) культуры и ислама, а второй включал их в новую советскую культуру.

В то же время в 1920-30-е годы борьба с неграмотностью носила в Казахстане массовый характер, так как практически все население, от мала до велика, осваивало письменность и грамоту через кириллицу и русский язык. Так была похоронена прежняя традиционная казахская культура, а на ее обломках была построена советская коммунистическая культура и идеология (которая через пол века вновь была дискредитирована и уничтожена).

В то же время казахская интеллигенция начала ХХ века, получившая европейское образование в институтах и университетах России, владевшая несколькими языками, открывала казахам путь к вер­шинам современной общечеловеческой мировой культуры. Они равным образом исходили из евро­пейской и арабской (восточной) культуры, и смогли синтезировать их в своем творчестве и политиче­ских программах.

  • Демографическом

Невиданными жертвами сопровождалась коллективизация в казахской степи - гибелью от голода более 2 млн. человек в 1931-33 гг., численность этноса сократилась наполовину (6). Демографы считают, что казахский этнос в те годы находился на грани исчезновения, и демографические послед­ствия этой трагедии будут волнообразно повторяться в течение 150-170 лет.

  • Социальном

Окончательно были сломлены остатки традиционной социальной структуры казахов с аксакалами-старшинами, биями, родоправителями, духовенством, носителями государственного мышления -чингизидами. Верхняя прослойка общества «белая кость», состоятельная элита физически уничтожа­лась. Почти все они - представители традиционной элиты - чингизиды и кожа, родовые бии, зажи­точное байство, составляющие руководящий слой традиционного казахского общества, были объяв­лены чуждыми буржуазными элементами, репрессированы или изгнаны.

Старое традиционное казахское общество было разрушено, обезглавлено и лишено всяких тради­ционных ценностей, ориентиров и тысячелетних регуляторов.

Таким образом, практически была искусственно прервана преемственность поколений носителей казахской культуры, был репрессирован и уничтожен целый пассионарный слой мыслящей интеллекту­альной элиты, участвовавший в создании и деятельности партии «Алаш» (А.Букейханов, А.Байтурсынов, М. Дулатов, М.Тынышпаев и др.). Была уничтожена не только мыслящая, творческая и руководящая партийная элита казахского общества, но и широкие слои интеллигенции на периферии подвергались репрессиям, уничтожались либо отстранялись от руководящих должностей как сочувствовавшие национал-патриотам (7). В результате, это привело к насаждению конформизма, беспринципности, карьеризма в среде новой «элиты», которую коммунисты формировали из «батрацких» элементов. Так формировалась конформистская псевдоэлита, боявшаяся выступить против антиказахской (в социокультурном плане) политики большевиков. В руководстве страны и на местах первые посты обычно занимали не казахи а, прежде всего, представители славянской, еврейской и других нацио­нальностей. Среди населения же в целом и массовом сознании формируется психология послушных, безгласных и исполнительных «винтиков».

Так, в результате большевистского геноцида и форсированной катастрофической акции по насиль­ственному оседанию, вошедшей в нашу историю как «Малый Октябрь» Ф.Голощекина, казахи утра­тили шанс постепенной трансформации и модернизации традиционной кочевой культуры. Казахская кочевая культура была просто сломлена и уничтожена, выброшена как ненужный хлам, который нуж­но стыдиться из-за его кажущейся отсталости и дикости.

Таким образом, за короткий срок форсированной модернизации и «культурной революции» была потеряна казахская сущность, национальная самобытность, уничтожена патриотически мыслящая казахская алашордынская элита, и угасла кочевая культура. Цель и сущность таких перемен отража­ет Д.Оруэлл: «кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее, кто контролирует прошлое, тот управляет настоящим».

В новых условиях казахи уже пользовались чужими западными стандартами, как например, рус­ской (европейской) культурой, языком, алфавитом, наукой, техникой, одеждой, и т.д. Все свое - коче­вое - было выброшено. Так казахи потеряли сущность своей культуры, а до западноевропейской цивилизации и культуры еще не дошли, поэтому была утрачена основа для самобытного развития своей культуры и языка.

Более того, сознательно и бессознательно, явно или скрыто, в массовое сознание внедрялась евро­поцентристская установка и даже убеждение, что кочевая культура - всего лишь тупиковая ветвь развития, тотальная дикость и отсталость. Эти трагические процессы ломки прежнего кочевого строя и образа жизни сопровождались насаждением советской идеологии, русификацией, отрывом и отчуж­дением автохтонов-казахов от своих национальных корней, от своей истории, религии, культуры и языка.

Новое бесструктурное аморфное оседлое общество было присоединено к новому российско-совет­скому паровозу и заново переформатировано как ведомый вагон.

В итоге, физическое уничтожение более половины казахского этноса, уничтожение его традицион­ных духовно-культурных устоев и носителей его государственности, веры и культуры имеют свои глубокие последствия вплоть до наших дней.

 

Литература

  1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб., 2001.
  2. Савицкий П.Н. «Географический обзор России-Евразии» // Савицкий П.Н. Континент Евразия. - М., 1997.
  3. Дугин А.Г. Геополитика: Учебное пособие для ВУЗов. -М., 2011. - С. 169.
  4. Козыбаев М.К., Абылхожин Ж.Б., Алдажуманов К.С. Коллективизация в Казахстане: трагедия крес­тьянства. - Алма-Ата, 1992.
  5. История Казахстана. Хрестоматия. Под ред. Алтаева А.Ш., Жангуттина Б.О. Т.2. - Алматы, 2008.
  6. Козыбаев М.К., Абылхожин Ж.Б., Алдажуманов К.С. Коллективизация в Казахстане: трагедия крес­тьянства. - Алма-Ата, 1992.
  7. Ашимбаев Д., Хлюпин В. Казахстан: история власти. Опыт реконструкции. - Алматы, 2008. - СС. 383­384, 388-396.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.