Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Старые и новые тенденции в западноевропейской историографии крестовых походов

В течение последних 20 лет период крестовых походов стал актуальнейшим объектом исследова­ний западноевропейских медиевистов. Обширность современного объема публикаций по разнород­ным аспектам тематики значительно затрудняет любую попытку составления обобщающей класси­фикации. Так, в недавнем анализе наиболее свежих западноевропейских работ по крестовым походам, М.Балар указывал на невозможность рассмотрения всех современных публикаций; хотя его синтетический обзор включал только французскую исследовательскую литературу и не принимал во внимание многочисленные работы, изданные на английском, немецком, испанском и итальянском языках [1, с. 45; 2, с. vi].

Актуализация изучения крестовых походов частично объясняется повышением популярного интереса по отношению к идеологическим конфликтам, характерным для общей политической ситуа­ции Западного мира ХХ века. Чрезвычайно ожесточенный характер II Мировой войны и последую­щее столкновение капиталистического и коммунистического мира способствовали появлению множества исследований, рассматривавших исторические корни морального обоснования физическо­го насилия [2, с. 4]. Однако резкий рост популярности изучения именно крестовых походов наблюда­ется только с окончанием Холодной войны и в связи с усилением идеологического противостояния между Западной и Исламской цивилизацией. Впоследствии, террористический акт 11 сентября 2001 г. вызвал потребность в углубленном изучении религиозной природы международных конфликтов. В последние годы западные историки подвергли скрупулезному анализу формирование концепции священной войны и ее средневековых эквивалентов, как в исламском, так и в христианском мире [3, с. 4,77-78; 4, с. 59-60; 5, с. 42; 6, с. viii,1-2,13,22,197; 7, с. 26,31; 8, с. xiii,3].

Стремление к пониманию религиозного характера военных конфликтов стимулировалось и относительно недавними высказываниями исламских экстремистов. Например, оправдания террорис­тического акта 11 сентября, со стороны Рамзи бен аль-Шибха, были удостоены чести быть опублико­ванными на официальном сайте лондонской газеты Sunday Times; отчасти, благодаря удачному выбору псевдонима представителя радикального исламизма, назвавшегося "Саладином, победителем крестоносцев". Также Усама бен Ладен, нередко прибегал к использованию анахроничных метафор из тематики крестовых походов и, в 2006 г., сравнивал внешнюю политику администрации президен­та Буша II с крестовыми походами английского короля Ричарда I Львиное Сердце, германского императора Фридриха I Барбароссы и французского монарха Людовика IX Святого[1].

Однако политическая актуальность любой исторической тематики на Западе не является достаточ­ным объяснением ее потенциальной популярности в академической среде исследователей Средневе­ковья. Например, сравнения американской экспансии на Ближнем Востоке с монгольским завоевани­ем Багдада 1258 г., представленные Саддамом Хуссейном и Усамой бен Ладеном [9; 10], вызвали определенное любопытство по отношению к загадочной, с точки зрения ординарного американского читателя, фигуре хана Хулагу. С другой стороны, кратковременный интерес по отношению к периоду политического доминирования монгол на Ближнем Востоке не способствовал резкому росту исследо­ваний, сравнимому с популярностью изучения крестовых походов.

Западные исследователи, безусловно, уделяют внимание восприятию средневековых европейцев со стороны их религиозных оппонентов [11, с. 22]. С другой стороны, анализ деталей средневекового христианско-мусульманского конфликта не является центральным предметом изучения крестовых походов. Популярность тематики в научной среде историков, скорее, объясняется ее теоретическим потенциалом, предоставляющим возможность понимания внутренних социальных процессов католи­ческого мира Средневековья [8, с. 4].

Центральной теоретической основой современных исследователей является убеждение, что крестовые походы не были вызваны особой внешней угрозой со стороны мусульманского мира; в отличие, например, от периода Османской экспансии XVI-XVII вв. [2, с. 19; 3, с. 1; 4, с. 65]. Военные экспедиции католиков на Ближнем Востоке воспринимаются продуктом социальных и идеологиче­ских изменений внутри самого Латинского мира. Изучение влияния крестовых походов на исламские страны относится, скорее, к области компетенции западных арабистов. Историки крестовых походов, в свою очередь, концентрируются на изучении общественных изменений внутри Европы, вызванных неожиданным успехом первой восточной экспедиции крестоносцев в конце XI века. Не меньшее внимание уделяется и социальным и идеологическим переменам внутри католического мира в ходе подготовки последующих военных кампаний на Ближнем Востоке [5, с. 43; 8, с. 4].

Настоящая статья представляет собой короткий очерк по современному положению западноевро­пейской историографии крестовых походов. Отдельное внимание в ней уделяется рассмотрению раз­личных теоретических интерпретаций внутренних социальных изменений, стимулировавших органи­зацию военных кампаний на Ближнем Востоке. Однако центральное место в статье занимает анализ методологии определения самого феномена крестовых походов, являющегося наиболее актуальным пре дметом современных научных дискуссий.

Птоблемы, связанные с оптеделением феномена ктестовых походов

Несмотря на то, что крестовые походы являются несомненным историческим фактом, определе­ние феномена вызывает существенные трудности в связи с отсутствием в средневековых источниках однозначного термина[2]. Первый эквивалент современного термина "крестовых походов" (англ. crusade; фр. croisade; ит. crociata; нем. Kreuzzug) наблюдается только в источниках начала XIV века, то есть к моменту окончания интенсивных военных операций на Ближнем Востоке[3]. Булла Nuper ad nostrum папы Бонифация VIII, от 29 января 1300 г., впервые вводит в обиход термин cruciata, приме­няемый в данном случае в значении разрешения использования материальных пожертвований католиков, которое было предоставлено испанским священникам для выкупа христианских пленни­ков из мавританского плена. В дальнейшем термин "cruciata" был преимущественно связан с материальным вспомоществованием ординарных христиан борьбе Святого Престола, как с мусульма­нами, так и с папскими католическими оппонентами [15, с. 14-17, 25].

Также и сведения источников по более раннему периоду существования Латинского королевства Палестины (1099-1291) не выявляют ни юридического статуса, ни общепринятого названия кресто­вых походов. Папские официальные документы свидетельствуют отправление милитарных контин-гентов из Европы, и средневековые хроники описывают их участие в военных действиях на Ближнем Востоке. Однако термины из военной лексики (agmen, bellum, praelium, expugnatio) встречаются относительно редко [2, с. 7; 4, с. 57-59; 14, с. 2]. Военные экспедиции на Востоке именуются преиму­щественно путешествиями (via, iter, itinerarium, expeditio, profectio, passagium), и главная цель каждо­го отдельного милитарного предприятия представляется как некая разновидность паломничества (peregrinatio) в Святую Землю [1, с. 49; 2, с. 7; 6, с. 13; 11, с. 11-12; 14, с. 2; 16, с. 2; 17, с. 31; 18, с. 192; 19, с. 213].

В начале XIII в., в связи с попытками папства определить юридический статус участников кресто­вых походов, учащается использование схожего с современным лексического термина crucesignatus (отмеченный крестом), подчеркивавшего важность обета принятия креста перед отправлением крестоносцев на Восток. С другой стороны, описания ритуала принятия обета, частично отражающих популярное восприятие характера крестовых походов, продолжают подчеркивать паломнический характер военных экспедиций в Палестине. В описании военных предприятий на Ближнем Востоке, крест представляется не как некий гарант победы над мусульманами; а, скорее, символом духовного самопожертвования католических воинов, служащего параллельной эмблемой Божественной защиты в ходе длительного и опасного путешествия [2, с. 7-8; 4, с. 57; 6, с. 29; 11, с. 31; 14, с. 2-3,43; 17, с. 31­32; 19, с. 213-214; 20, с. 148]. Следует отметить, что символика креста не обязательно связывается с кампаниями на Ближнем Востоке, и применяется в равной мере и по отношению к другим военным предприятиям, направленным не только против мусульман, но и против язычников Прибалтики или даже католических оппонентов Святого Престола внутри Европы [11, с. 11; 14, с. 2; 15, с. 24; 19, с. 213-214; 20, с. 148].

Не меньшие проблемы в определении феномена крестовых походов представляет и очевидное игнорирование палестинских военных экспедиций со стороны теоретиков церковного права. С точки зрения средневековых канонистов, всякое социальное явление должно было быть подвергнуто незамедлительной категоризации в общей схеме Божественного порядка, гарантировавшего единство христианского мира. Тем не менее, канонисты XII в. настойчиво избегали теоретизирования специи-фичного юридического статуса крестоносцев [2, с. 14-15, 24; 4, с. 56-58; 5, с. 43; 8, с. 7-8; 20, с. 28-29; 21, с. 38]. По всей видимости, консервативные теоретики церковного права испытывали некое неудобство в адаптации нового явления к раннесредневековым канонам священной войну, вырабо­танным Св. Августином; и были склонны рассматривать вооруженные кампании на Ближнем Востоке как продолжение многовековой традиции католического паломничества в Святую Землю [4, с. 57; 8, с. 6; 14, с. 3]. К тому же, теоретизация крестовых походов содержала и потенциальную угрозу для спиритуальной гегемонии католической церкви; и дальнейшая адаптация нового явления в теорети­ческих рамках католической догматики в течение XIII в. позволила ряду светских монархов исполь­зовать идеологию крестовых походов для отстаивания автономии национальных церковных институ­тов; в особенности, в ходе прямого конфликта между папой Бонифацием VIII и королем Франции Филипом IV Красивым, в начале XIV в. [2, с. 15-16; 22, с. 24-25; 23, с. 77].

Степень влияния церкви на развитие крестовых походов продолжает оставаться одним из важней­ших аспектов современной историографии. С официальной точки зрения Святого Престола, кресто­носцы рассматривались паломниками; от которых, однако, ожидалось участие в военных действиях, мотивированное не только достижением материальных выгод в виде военной добычи, но и получени­ем духовных привилегий. По мнению ряда современных исследователей, спиритуальные награды были важнейшим элементом пропаганды крестовых походов, содействуя массовому вовлечению добровольцев в военные кампании на Востоке. С другой стороны, статус духовной мотивации католических воинов, связанный с понятием индульгенции, до сих пор является невыясненным.

В своей проповеди Первого крестового похода в Клермоне в 1095 г., папа Урбан II предоставлял всем добровольцам пленарное отпущение грехов. К сожалению, речь Урбана II не сохранилась в оригинале; и последующие хронисты не уточняли, имел ли папа в виду полное отпущение грехов после смерти, или же нормативную церковную процедуру наложения временного наказания на кающегося католика, вплоть до исполнения соответствующих мер (как, например, широко расспрос-траненного паломничества) по искуплению признанного им греха. Интерпретация проповеди Урбана II представляла существенные трудности не только для современных исследователей, но и для теоретиков церковного права Средневековья. Так, если некоторые канонисты считали папу в праве предоставлять пленарные индульгенции; то такие ведущие теоретики XII в., как Абеляр и Св. Бернард Клервоский, сходились в мнении, что только Всевышний имел эксклюзивную компетенцию в финальном прощении грехов. Проблема оставалась актуальной и в XIII в.; и Фома Аквинский не мог найти других обоснований права папы на распределение индульгенций, как в противоречивом, с точки зрения принципов риторики, утверждении непогрешимости Святого Престола [2, с. 25; 8, с. 53; 11, с. 13; 14, с. 3, 59-60; 19, с. 218; 24, с. 23-24, 30-31; 25, с. 249-251; 26, с. 62; 27, с. 133].

Рассмотрение роли церкви в предоставлении духовных привилегий имеет первостепенное значе­ние для определения самого феномена крестовых походов. Современные исследователи прилагают немалые усилия для выяснения степени совпадения официальной точки зрения католической церкви, по отношению к цели военных экспедиций на Востоке, и восприятия их непосредственных участни­ков. Центральное место в исследованиях занимает поиск ответа на вопросы, считали ли крестоносцы церковное благословление необходимым условием для получения Божественного отпущения грехов? Можно ли рассматривать крестоносцами вооруженных паломников в Палестину, не прибегавших к ритуалу принятия обета креста? И, в первую очередь, рассматривались ли военные кампании, санкционированные папами за пределами Палестины, равнозначными Первому крестовому походу? [2, с. 50; 8, с. 8-9; 12, с. 17; 14, с. 29; 23, с. 77]

Учащение использования военного потенциала крестоносцев внутри европейского континента обычно связывается с понтификатом Иннокентия III (1198-1216). Будучи юристом по образованию, Иннокентий III ввел устойчивое юридическое определение духовных индульгенций крестоносцев и, одновременно, разработал аргументированное обоснование внутренних крестовых походов; которое, однако, вызвало определенную критику не только в среде духовной элиты Латинского мира, но и со стороны светских сословий католической Европы. С другой стороны, источники XIII в. не обнаружи­вают резкого упадка энтузиазма по отношению к участию в крестовых походах. Поэтому одним из важнейших пунктов, вызывающим жаркие дискуссии в среде современных исследователей, является вопрос: следует ли считать военные экспедиции, организованные папами за пределами Палестины, равноправными в сравнении с т. н. "традиционными" крестовыми походами против мусульман Ближнего Востока [2, с. 49; 6, с. 16,119-120; 8, с. 9, 11, 171, 179, 182; 12, с. 18; 14, с. 3,5; 20, с. 5; 21, с.38; 28, с. 105]?

Следующее далее описание четырех основных методологических подходов к определению феномена крестовых походов основывается на общепринятой классификации Ж. Констебля [11], которую, однако, не следует воспринимать абсолютной. За исключением основных теоретиков каждого отдельного подхода, большинство историков предпочитают не определять своих эксклюзив­ных симпатий и нередко используют выводы всех четырех методов, в зависимости от затрагиваемых в исследованиях тематических аспектов [2, с. 2, 20; 8, с. 10; 28, с. 105].

Популятистский методологический подход

Предполагаемое несоответствие восприятия крестовых походов со стороны религиозных институ­тов средневековой Европы и светских участников военных экспедиций на Востоке представляет со­бой центральный объект современных научных дискуссий. Наиболее радикальную трактовку вопроса предлагают представители т. н. "популяристского" методологического подхода, впервые представлен­ного французским историком П. Альфандери, выводы которого были опубликованы его учеником А.Дюпроном в 1959 г. [29]. Альфандери был склонен преуменьшать степень официального влияния католической церкви на формирование идеи крестовых походов, и считал, что военная экспансия Западной Европы на Востоке была следствием некоего религиозного импульса в среде народных масс Латинского мира. В дальнейшем методологический подход Альфандери стал интенсивно ис­пользоваться рядом западных историков благодаря возможности представления труднообъяснимого феномена крестовых походов в рамках общей религиозной атмосферы католического мира Средневе­ковья и социального противостояния между элитными сословиями и широкими популярными масса­ми Западной Европы [2, с. 5-6, 93; 8, с. 9; 11, с. 11,13; 13, с. 19-20; 29, с. 1, 9; 30, с. 2-4,13; 31, с. 94].

Сущность популяристского подхода заключается в отказе от рассмотрения крестовых походов как исключительного и неповторимого социального явления. Популяристы не углублялись в анализ фор­мирования юридического статуса крестовых походов и уделяли основное внимание выяснению рели­гиозных ожиданий участников военных экспедиций. По мнению Альфандери и приверженцев его подхода, спонтанные военные экспедиции на Востоке были следствием многовекового существова­ния коллективного убеждения в близости Второго Пришествия Христа, которое должно было иметь место в Палестине. Популяристы подчеркивали "народный" характер подобных верований, резко отличавшихся от видения христианской истории со стороны католической церкви; и, тем самым, ука­зывали на незначительность влияния официальных религиозных институтов на организацию Первого крестового похода. В подтверждение своих утверждений, популяристы делали упор на анализе библейских цитат в средневековых хрониках, описывавших первую военную экспедицию в Палести­не и представлявших, в трактовке популяристов, военный контингент крестоносцев не как обычные феодальные подразделения, а как объединенную армию "Израильского народа". Как Альфандери, так и последующие сторонники его подхода, представляли Первый крестовый поход несомненным про­должением многовековой традиции паломничества в Святую Землю, содержавшим специфические черты апокалиптических ожиданий близости Конца Света, которые не имели ничего общего с поли­тическими интересами религиозной и аристократической элиты Западной Европы [1, с. 50; 2, с. 25; 13, с. 19-20; 18, с. 11; 24, с. 11; 29, с. 37, 55, 275, 277; 32, с. 27; 33, с. 57-58; 34, с. 63-65; 35, с. 100-101].

Важнейшей отличительной чертой популяристского подхода являлось утверждение, что, с точки зрения ординарных участников военных экспедиций на Востоке, провозглашение начала Первого крестового похода было осуществлением воли самого Христа, а не главы католической церкви. По мнению популяристов, несмотря на относительную важность проповеди папы Урбана II, организация и последующее развитие первой военной кампании в Палестине оказались вне контроля Римской католической церкви. Главными вдохновителями ближневосточной экспедиции были народные проповедники, и Первый крестовый поход был идеальным воплощением коллективных религиозных ожиданий средневековых европейцев. Подчинение организации последующих военных кампаний в Палестине непосредственному контролю официальных религиозных институтов, по мнению популяристов, исказили первоначальную идею крестовых походов и вызвали резкое падение интереса к их осуществлению. Популяристы представляли негативное восприятие неудач последующих военных кампаний на Востоке как отображение критики несовершенного характера крестовых походов, подчиненных контролю коррумпированных религиозных деятелей. По их мнению, заключительным этапом более или менее "народного" характера крестовых походов явилось отклонение армии кресто­носцев от изначальной цели в 1204 г., закончившееся завоеванием Константинополя. Популяристы рассматривали все военные операции на Ближнем Востоке после Четвертого крестового похода как проявление экспансионистских интересов папства и концентрировались на анализе т. н. "народных" крестовых походов XIII в. (и, в первую очередь, т. н. "Детского" крестового похода 1212 г.) как прояв­лении социального протеста против коррумпированного использования изначальной идеи крестовых походов [1, с. 51; 2, с. 6, 11, 14, 44, 69, 93-94; 3, с. 17; 5, с. 65-66; 6, с. 65-66,145-146; 11, с. 13-14; 14, с. 28; 16, с. 51; 24, с. 12; 29, с. 30, 36-40, 68, 100, 136, 144; 30, с. 2, 13, 16; 31, с. 58-59, 68, 101-102; 34, с. 62-63, 89, 94-95, 102-103; 36, с. 8; 37, с. 94; 38, с. 285].

Методология популяристов вызвала обоснованную критику со стороны приверженцев других подходов к определению феномена крестовых походов. Очевидным недостатком популяристского метода являлся ограниченный диапазон анализируемых исторических явлений. В частности, отказ от серьезного рассмотрения военных экспедиций XIII в. существенно ограничивал возможности форми­рования полноценной картины развития идеологии крестовых походов. К тому же, слабостью подхо­да популяристов было нежелание принимать во внимание роль военной аристократии Европы, имевшей центральное значение в развитии всех военных экспедиций в Средневековье. Практикуемая популяристами недооценка материальных аспектов организации крестовых походов и фокусирование на исключительно религиозной основе исторического явления приводило к опасности непонимания его комплексного характера [2, с. 6, 9, 12; 6, с. 125; 24, с. 12; 29, с. 190-191].

Также и избирательный характер интерпретации исторического материала популяристов был подвержен серьезной критике. Подробный анализ всех известных источников по Первому крестово­му походу показал несостоятельность метода популяристов, основывавших свои исследования на тенденциозном отборе летописей наиболее эсхатологического характера и пренебрегавших немалым числом источников, не отображавших ожидания Конца Света со стороны крестоносцев. Недавние исследования показали полезность использования официальной документации, подтверждавшей передачу земельной собственности религиозным институтам на время участия в крестовых походах, которая выявляла прагматичное восприятие военных операций в Палестине со стороны их светских участников: крестоносцы, очевидно, планировали возвращение из Палестины и не выражали особых ожиданий близости Конца Света [2, с. 11-12, 34; 5, с. 55; 11, с. 14; 23, с. 77; 24, с. 11; 32, с. 27].

Не менее критикуемым звеном аргументации популяристов являлась их недооценка роли Римской католической церкви в оформлении изначальной идеи крестового похода. Изобилие источников по первой ближневосточной экспедиции предоставляло удобную возможность отбора наиболее значи­мого, с точки зрения аргументации популяристов, исторического материала. Выбор источников популяристов, однако, представляется недостаточно обоснованным; и основная часть средневековых летописей указывает на центральную роль папы Урбана II в организации Первого Крестового похода [14, с. 28; 35, с. 102].

Следует также отметить и положительный вклад популяристов в осознание феномена крестовых походов. Заслугой Альфандери и приверженцев его методологического подхода явилось выявление психологической мотивации светских участников военных экспедиций в Палестине. На данный момент редкий исследователь подвергает сомнению центральное значение религиозных аспектов военных кампаний на Востоке. Современные историки единогласно рассматривают крестовые походы как особую разновидность многовековой традиции католического паломничества в Святую Землю. Участники крестовых походов представляются, в первую очередь, кающимися пилигримами, предпринимавшими длительные и опасные путешествия в Святую Землю с целью духовного самосо­вершенствования [2, с. 16; 3, с. 32, 34; 4, с. 46; 6, с. 146; 11, с. 16; 13, с. 20; 14, с. 7,61; 16, с. 2; 18, с. 7,192-193; 24, с. 11, 14; 25, с. 237-238; 30, с. 16; 36, с. 8; 39, с. xxv; 40, с. 132; 41, с. 57; 42, с. 98]. С другой стороны, материальные факторы, мотивировавшие крестоносцев, также должны были иметь немаловажное значение. В первую очередь, экономические интересы военной аристократии Западной Европы стали центральным объектом исследований приверженцев альтернативного методологиче-ско го подхода.

Генеталистский методологический подход

Приверженцы т. н. "генералистского" подхода были склонны рассматривать крестовые походы как одно из проявлений общего процесса идеологического сближения военного сословия с религиозными институтами средневековой Европы. Впервые детальное теоретическое обоснование генералистского методологического подхода было представлено немецким историком К.Эрдманном в его книге Возникновение идеи ктестового похода (Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens), опубликованной в 1935 г. [43]. В своей работе Эрдманн прослеживал исторические корни крестовых походов и указы­вал на необходимость рассмотрения внутреннеполитических изменений в Европе в период, предше­ствовавший началу ближневосточных кампаний. Эрдманн убедительно продемонстрировал централь­ную роль церкви в переосмыслении понятия священной войны и узаконенного насилия, имевшего непосредственное влияние на развитие идеологии крестовых походов. В частности, Эрдманн указы­вал на общую для всего XI в. тенденцию использования католическими прелатами вооруженных сил европейской аристократии в борьбе с оппонентами Римской церкви; и представлял последующие крестовые походы последовательным воплощением внешней политики Святого Престола, сформиро­вавшейся за несколько десятилетий до завоевания Иерусалима. Доводы Эрдманна привлекли внимание значительного числа историков, детально разработавших впоследствии методо-логию его влиятель­ного исследования [2, с. 30-31; 8, с. 9; 21, с. 37; 44, с. 15; 45, с. 453].

По мнению генералистов, идеологические обоснования крестовых походов прослеживались уже в начале XI в.; т. е. в период общей государственной нестабильности, охарактеризованной учащением неконтролируемых феодальных конфликтов. Необходимость восстановления административного порядка вынудила религиозные институты прибегать к установлению ограниченных по времени периодов запрета на использование оружия. Постановления западноевропейских прелатов получили название Божьего мита (pax Dei) и осуществлялись при поддержке военной аристократии, которая получала узаконенное право на использование принудительных мер по отношению к нарушителям перемирий. Новая идеология узаконенного насилия имела значительное влияние на изменение ментальности феодальной аристократии, которая приобрела моральное обоснование своему основно­му роду деятельности, т. е. ведению военных действий. Католические прелаты, в свою очередь, вскоре осознали выгоды использования потенциала своих светских союзников и стали использовать поддержку военной аристократии в политической борьбе с императорами Священной Римской империи [2, с. 27-28; 4, с. 140-141; 6, с. 109-110; 8, с. 5, 35; 11, с. 14; 18, с. 6; 21, с. 37; 32, с. 10; 40, с. 123-124; 44, с. 17].

Эрдманн и приверженцы его подхода представляли дальнейшую европейскую экспансию на Ближнем Востоке следствием стремления Римской церкви найти применение потенциалу военной аристократии за пределами Латинского мира. Согласно теоретическим обоснованиям генералистов, крестовые походы были вызваны социальными проблемами внутри Европы. Наряду с довольно спорным утверждением о перенаселенности Европы к моменту Первого крестового похода, генера-листы нередко представляли ближневосточные кампании прямым следствием недостатка земельных владений внутри католического мира. На основе анализа близкого родства аристократов Латинского королевства Палестины и северных регионов Франции, генералисты идентифицировали кадетов аристократических фамилий, лишенных наследственных земельных владений внутри Европе, как наиболее активных участников католической территориальной экспансии [2, с. 26; 8, с. 12; 18, с. 5; 24, с. 21-23; 34, с. 61].

Несомненной выгодой методологии генералистов являлась потенциальная возможность исчерпы­вающего объяснения феномена крестовых походов, практикуемых не только в Палестине, но и в Испании, в Прибалтике или на Балканском полуострове. С другой стороны, в интерпретации генера-листов крестовые походы теряли свой специфичный характер и, в противоречии с данными историче­ских источников, представлялись как общий процесс территориальной экспансии средневековой аристократии [2, с. 6, 12-13, 28, 90, 100, 104, 110; 6, с. 183; 8, с. 2, 86, 189, 199, 204-206; 14, с. 10, 16­17; 18, с. 5; 22, с. 23,41-42; 25, с. 213-216; 26, с. 57; 42, с. 67-75, 390-391; 46, с. 147-148, 251-252; 47, с. 545, 549; 48, с. 177-178].

Также и внешняя политика Святого Престола представлялась с исключительно практической точки зрения, не принимавшей во внимание религиозные аспекты организации крестовых походов. По мнению генералистов, сама логика священной войны, принятая на вооружение Римской церко­вью, предполагала возможность использования военного потенциала аристократии в борьбе Святого престола е его идеологическими оппонентами. Уже Эрдманн был склонен рассматривать проповедь Первого крестового похода папы Урбана II как прагматическую уловку, обосновавшую стремление расширения политического влияния папства на Востоке. Эрдманн утверждал, что первичной полити­ческой задачей Урбана II была попытка подчинения Константинопольского Патриархата Римской церкви, в обмен на предоставление военной помощи византийской империи [2, с. 31-32; 8, с. 183; 11, с. 14; 14, с. xi; 24, с. 21, 23, 28-29; 34, с. 61; 44, с. 18-19; 45, с. 454; 46, с. 51]. Рассмотрение последую­щих крестовых походов подчинялось схожей идее и сводилось к описанию умелого использования христианской идеологии для обоснования испанской Реконкисты и насильственного крещения прибалтийских язычников [1, с. 49; 2, с. 6, 12, 82-83, 110-115; 3, с. 16,30; 4, с. 121-122; 8, с. 37, 86-87; 11, с. 15; 14, с. 17-18, 24, 30; 17, с. 3-36; 22, с. 29; 24, с. 28; 32, с. 20-21; 49, с. xxiv; 50, с. 24-25; 51, с. 32-33, 36-37; 52, с. 16, 67-69, 89-94]. Также и крестовый поход против еретиков Южной Франции (1209-1229) последовательно представлялся в общей картине усиления папской власти в рамках европейского континента [3, с. 16,30; 14, с. 18; 20, с. 1; 48, с. 56, 91-92, 117, 126, 148, 189; 50, с. 30].

Несмотря на солидную аргументированность генералистского подхода, его методология была подвержена серьезной критике. В первую очередь, детальный анализ состава военных контингентов Первого крестового похода и параллельное рассмотрение практики наследования земельных владе­ний в Германии и в южных регионах Франции, показал несостоятельность утверждения генералистов о преобладании кадетов аристократических семей в восточной экспансии Латинского мира [2, с. 90; 8, с. 12, 37-38, 42, с. 1]. На основе демонстрации чрезвычайной дороговизны организации ближневос­точных экспедиций, ряд исследований доказал значительный вклад в развитие крестовых походов крупных феодалов Западной Европы, обладавших значительными земельными владениями до участия в ближневосточных кампаниях [2, с. 26, 90; 3, с. 43; 14, с. 72-73; 39, с. xxxii; 42, с. 1]. Таким образом, объяснение восточных кампаний стремлением к территориальным приобретениям было опровергнуто на основе подробного анализа исторического материала [2, с. 90-91; 8, с. 13-14; 14, с.72; 18, с. 34; 32, с. 31].

Критика методологии подхода, однако, не препятствует избирательному одобрению ряда достиже­ний генералистов даже со стороны их оппонентов. Сторонники альтернативных методологических подходов признают важность сближения католической церкви с военным сословием средневековой Европы, способствовавшим относительному умиротворению Латинского мира и появлению возмож­ности применения католического военного потенциала за его пределами [2, с. 28; 4, с. 55; 5, с. 44; 32, с. 10, 20-21; 40, с. 132-133; 45, с. 461]. В особенности анализ эволюции морального обоснования насилия по отношению к противникам Римской церкви стал неотъемлемым элементом современных исследований [2, с. 76, 79, 88-89, 115; 3, с. 30; 11, с. 18; 14, с. 55-56,73; 17, с. 32, 34; 18, с. 10; 19, с. 213; 22, с. 22, 30-31; 24, с. 28-29; 26, с. 54-55, 58; 32, с. 27; 39, с. xxx-xxxi; 42, с. 75; 45, с. 454; 53, с.

21; 54, с. 54-55, 58].

С другой стороны, преуменьшение значения религиозных аспектов папской внешней политики воспринимается неприемлемым со стороны оппонентов генералистов; в первую очередь, в исследова­ниях приверженцев т.н. "традиционалистского" подхода.

Ттадиционалистский методологический подход

Методология традиционалистского подхода к определению крестовых походов основывается на непосредственной критике доводов генералистов. В 1970 г. английский исследователь Г.Коудри подверг детальному критическому анализу утверждения К. Эрдманна об исключительно политиче­ской мотивации папы Урбана II в организации Первого крестового похода. В своей критике подхода генералистов, Коудри указывал на необходимость принятия во внимание персонального контекста деятельности пап конца XI века. Продемонстрировав тесное взаимодействие папы Урбана II с влиятельными бенедиктинскими монастырями Западной Европы, Коудри оспорил аргументацию Эрдманна и подчеркнул сакральное восприятие Святой Земли в ментальности религиозной элиты Средневековья. По мнению Коудри, призыв к освобождению Иерусалима в проповеди Урбана II не мог иметь исключительно формальный характер [40].

В дальнейшем исследователи, вдохновленные доводами Коудри, привели ряд контраргументов утверждению генералистов, что изначальной целью Первого крестового похода было подчинение греческого патриархата Римской церкви. Сторонники традиционалистского подхода не отрицали относительного влияния призыва о военной помощи со стороны басилевса Алексия I на содержание проповеди папы Урбана II в Клермоне. С другой стороны, ряд исследований продемонстрировал, что интенсивные переговоры о союзе между Римской и греческой церквями были организованы в значи­тельно более поздний период. Анализ франко-византийских отношений показал, что просьбы о военной поддержке со стороны греческих императоров неизменно содержали идею потенциального завоевания Святой Земли. И в первую очередь, папская пропаганда первой католической кампании на Ближнем Востоке неизбежно содержала идею восстановления в Иерусалиме христианского правле­ния [2, с. 28, 32-33; 4, с. 80; 5, с. 45, 50-53, 252; 6, с. 32, 113-115; 8, с. 52; 14, с. 14; 18, с. 8; 19, с. 213­214, 217; 23, с. 82, 32, с. 24-25; 45, с. 454; 51, с. 4; 55, с. 251].

Центральной отличительной чертой традиционалистского подхода является подчеркивание

влияния ритуальных элементов на восприятие значимости крестовых походов в средневековом обществе. Так немецкий исследователь Г.Майер подверг серьезной критике тезис К.Эрдманна о тождественности крестовых походов с военными экспедициями против мусульман во второй полови­не XI века. В частности, Майер отказывался воспринимать ранние кампании против иберийских мавров схожими по характеру с Первым крестовым походом, обосновывая свое утверждение отсут­ствием разработанной идеологии духовных индульгенций, предоставляемых крестоносцам ближне­восточных экспедиций. Позже французский исследователь Ж.Флори представил более детальную аргументацию, стремясь продемонстрировать неполноценный характер духовных привилегий испан­ских крестоносцев, в сравнении с индульгенциями участников палестинских военных кампаний [2, с. 5, 101; 5, с. 50; 6, с. 72; 8, с. 9; 13, с. 19; 24, с. 18, 32, с. 24; 53, с. 20].

Традиционалисты представляют Первый крестовый поход уникальным явлением, имевшим существенные отличия от всех ранее известных типов ведения священной войны. Важнейшим нововведением, по их мнению, было внедрение синтетического восприятия кампаний против мусуль­ман в совокупности с целым комплексом ритуальных особенностей, подчеркивавших паломнический характер военных действий. Первые крестовые походы неизменно связывались с посещением кресто­носцами Церкви Гроба Господня в Иерусалиме, и их добровольное решение принять участие в ближневосточной экспедиции предварялось важнейшим, с точки зрения идеологии крестовых походов, ритуалом принятия обета креста. Символика креста имела очевидную связь с Иерусалимом, нуждавшимся в перманентной защите от воображаемой агрессии мусульман по отношению к христи­анским святыням. По мнению традиционалистов, центральная роль Иерусалима в ментальном восприятии католиков объясняла устойчивый энтузиазм по отношению к организации именно ближневосточных кампаний, несмотря на ряд поражений, нанесенных христианским армиям мусуль­манскими правителями [2, с. 2-3, 86; 4, с. 122, 127-128; 8, с. 8; 28, с. 108-109; 32, с. ix-x].

Ближневосточные экспедиции, таким образом, представляются уникальной и полноценной формой крестовых походов. Традиционалисты не отрицают относительной популярности альтерна­тивных военных кампаний, организованных папами в Испании или в Северо-восточной Европе; но приписывают им пониженный идеологический статус в восприятии средневековых католиков. В особенности в отношении крестовых походов против еретиков и католических оппонентов Святого Престола внутри Европы, традиционалисты придерживаются бескомпромиссной позиции и представ­ляют подобные военные предприятия коррумпированной формой изначального идеала ближневос­точных экспедиций. Поэтому исследования традиционалистов уделяют основное внимание "норма­тивным" ближневосточным кампаниям и обычно ограничивают хронологию крестовых походов периодом, начинающимся с первой палестинской кампании и заканчивающимся уничтожением Латинского королевства Палестины в 1291 г. [5, с. 143; 6, с. 47, 56, 67, 83; 11, с. 12; 19, с. 213; 20, с. 236; 22, с. 23; 27, с. 131; 28, с. 107-108; 51, с. 47; 55, с. 260; 56, с. 345; 57, с. 146, 58, с. 3-4, 8].

Относительно недавняя критика аргументации традиционалистов со стороны альтернативного "плюралистского" подхода основывается на демонстрации формальных признаков альтернативных крестовых походов, имеющих очевидное сходство с ближневосточными кампаниями. Плюралисты указывают на однородность лексики папских официальных документов, не отражавшей существен­ного отличия внутренних крестовых походов от палестинских кампаний; и подкрепляют свою критику еще более убедительной демонстрацией практики ритуала принятия креста и предоставления пленарных индульгенций в связи с подготовкой альтернативных военных кампаний. Их другим важным аргументом является указание на тенденциозно негативное восприятие папской политики традиционалистами, которое, скорее, отображает оценку современных исследователей, чем самих участников событий [2, с. 10, 108; 5, с. 142; 6, 77; 8, с. 11; 17, с. 40; 20, с. 237; 33, с. 160].

Плюталистский методологический подход

В сравнении с приверженцами рассмотренных методологических подходов, плюралисты уделяет наибольшее внимание вопросу о предполагаемом различии в восприятии крестовых походов со стороны религиозной элиты Западной Европы и в среде светских участников военных кампаний. По мнению плюралистов, все военные экспедиции, санкционированные Святым Престолом, восприни­мались равноценными со стороны светских сословий; вне зависимости от факта, были ли они направлены против мусульман Ближнего Востока, или против других официальных противников Латинского мира.

Теоретические доводы плюралистов основываются на убеждение, что различные типы крестовых походов Средневековья рассматривались необходимой мерой по защите католического христианства от воображаемой агрессии его внешних и внутренних врагов. В первую очередь, ближневосточные и иберийские кампании представлялись справедливой реакцией по отношению к незаконному, с точки зрения средневековой католической идеологии, узурпированию христианских владений со стороны мусульманских правителей. Не менее обоснованными, однако, представлялись и альтернативные крестовые походы. Военные экспедиции против еретиков обосновывались угрозой идеологическим устоям Римской церкви, содержавшейся в проповеди катарской ереси в южных регионах средневеко­вой Франции. С точки зрения участников крестовых походов в северо-восточной Европе, полабские и прибалтийские языческие правители чинили существенные препятствия христианскому прозелитиз­му, который рассматривался не только законным и неоспоримым правом, но и центральной функцией Римской католической церкви. Политические оппоненты папства, в свою очередь, подвергали опасности само единство христианской Европы. С точки зрения плюралистов, все перечисленные противники Святого Престола воспринимались реальной угрозой для существования Латинского мира. Совпадение интересов светских участников военных кампаний с официальной линией Римской церкви отражалось в устойчивом энтузиазме по отношению ко всем типам крестовых походов, как в период существования Латинского королевства Палестины, так в течение двух столетий после мусульманского завоевания католических территориальных владений на Ближнем Востоке [2, с. 3, 10, 14; 3, с. 15, 25-26; 5, с. 125-126; 8, с. 9-10, 243-244; 11, с. 15; 14, с. 4-5, 19-23; 17, с. 38-39; 20, с. 3-5, 10, 13, 15, 54-57, 148-149, 171, 190, 196, 222-223; 22, с. 24, 26-27; 28, с. 105; 32, с. ix; 39, с. xxxi; 42, с. 2, 75-76, 79; 49, с. xix-xx; 50, с. 21, 23, 29; 51, с. 47, 61, 91-92; 53, с. 20; 58, с. 70, 112-113, 128, 138-139, 262, 265-266; 59, с. 84, 86; 60, с. 131; 61, с. 3-4,6; 62, с. 4-5; 63, с. 54, 235, 378; 64, с. 1-2, 50-53, 62-66; 65, с. 26].

Впервые методология плюралистского подхода была представлена английским исследователем Дж. Райли-Смитом в 1977 году [14]. Его методологический подход, однако, приобрел популярность постепенно, и только в течение последних 20 лет можно говорить о полноценной конкуренции плюралистского подхода не менее влиятельной методологии традиционалистов. Райли-Смит призна­вал существенные трудности историков в определении светского восприятия военных кампаний, организованных папами, и предлагал сконцентрироваться на сравнении формальных признаков крестовых походов на Ближнем Востоке и внутри европейского континента. Постепенно методология Райли-Смита приобрела популярность, и исследователи стали уделяет значительное внимание юридическим нормам организации всех типов крестовых походов. Анализ официальной документа­ции и нарративных источников показал, что наравне с крестоносцами ближневосточных кампаний, участники альтернативных крестовых походов продолжали именоваться паломниками и нередко получали равнозначные пленарные индульгенции. Документированные описания принятия обета креста, имевшего центральное ритуальное значение для участников военных кампаний, указывали на полноценный характер восприятия внутренних крестовых походов. К тому же доводы плюралистов были подкреплены, как содержанием проповедей различных типов крестовых походов, не выявив­ших особой дифференциации папских кампаний; так и историческим материалом локальных хроник, которые не обнаруживали резкой критики политической линии Святого Престола [2, с. 4, 7-8, 20, 118­120; 8, с. 10; 11, с. 13; 13, с. 19; 14, с. xii, 34; 17, с. 37-38; 20, с. 5-6, 13, 57, 63-66, 68, 143, 147-149, 195, 222, 225, 236; 22, с. 24-25, 33, 37, 39; 26, с. 3-4, 8; 28, с. 105; 42, с. 3-4, 79, 81-82; 49, с. xix-xx; 50, с. 20, 23, 29; 51, с. 5-6, 8, 33-34, 63, 94-95, 99-100, 194-195, 226-227, 247; 63, с. 378-379; 64, с. 38-39; 65, с. 6­7; 66, с. 9; 67, с. 181].

Фокусирование плюралистов на изучении внутренних крестовых походов имело существенное влияние на саму структуру современной западноевропейской историографии рассматриваемого периода. Первая конференция наиболее влиятельного на данный момент Общества по изучению ктестовых походов и Латинского Востока (Society for the Study of the Crusades and the Latin East), организованной в Кардиффе в 1983 г., включала выступления наиболее влиятельных приверженцев плюралистского подхода, получивших возможность представить теоретические основы своего метода. Сборник конференции, опубликованный двумя годами позже, еще содержал не только статьи сторонников традиционалистского подхода, но и основательные исследования по истории Латинско­го королевства Палестины [68]. Содержание последующих сборников Общества, однако, отображает постепенный рост влияния плюралистского подхода. Так, последний сборник, опубликованный в 2011 г. [69], не содержит более статей по ближневосточным военным экспедициям, за исключением одного исследования по Второму крестовому походу; которое, скорее, фокусируется на внутренних проблемах организации военной кампании, чем на деталях ее последующего осуществления [70]. Основная часть исследований сборника посвящена рассмотрению крестовых походов, организован­ных Святым Престолом внутри европейского континента.

Несомненной заслугой плюралистов явилось расширение диапазона современных исследований, актуализировавших изучение различных аспектов крестовых походов, которые ранее воспринима­лись нерелевантными по отношению к тематике. Полабские и прибалтийские крестовые походы, например, долгое время рассматривались исключительно с социально-экономической точки зрения и представлялись продолжением многовекового процесса насильственной христианизации язычников Северной Европы. За последнее десятилетие, однако, положение значительно изменилось. Религиоз­ные аспекты балтийских крестовых походов стали объектом изучения нескольких недавних исследо­ваний, которые продемонстрировали неразрывную связь католической экспансии в Северо-Восточ­ной Европе с идеологией Первого Крестового похода [2, с. 4-5, 116-117, 119; 3, с. 9; 8, с. 10, 193-197, 209-210; 11, с. 21; 20, с. 138-140, 143-144, 158, 224-225; 22, с. 23-27; 42, с. 3, 5, 387; 49, с. xx; 50, с. 30;63, с. 55; 66, с. 9].

Относительно недавняя консолидация влияния плюралистов объясняет интересный феномен формирования наиболее аргументированной критики нового подхода в среде его же приверженцев. Райли-Смит, например, указывал на определенные недостатки своей методологии и представлял новый подход к определению крестовых походов как временную теоретическую модель, требующую дальнейшей переработки. Так же и не менее влиятельный английский исследователь Н.Хаусли признает неэффективность подхода в раскрытии действительного восприятия папских военных кампаний со стороны ее светских участников. По мнению Хаусли, главным недостатком плюралист-ского подхода является переоценка достоверности исторической информации, предоставляемой религиозными авторами средневековой Европы [2, с. 8, 10, 79; 14, с. xii; 58, с. 6-7].

Недостатки аргументации плюралистов являются очевидным следствием их методологии, основы­вающейся, в первую очередь, на рассмотрении формальных признаков крестовых походов. Любопыт­но, что наиболее аргументированная критика плюралистской методологии была представлена иссле­дователями тематик крестовых походов, которые были актуализированы благодаря утверждению влияния самого плюралистского подхода. Так, содержание недавних исследований по балтийским крестовым походам, авторы которых неизменно причисляют себя к лагерю плюралистов, выявляет относительное несоответствие данных исторической документации с доводами нового методологиче­ского подхода. Крестовые походы против вендов или эстонцев, несомненно, имели ряд формальных признаков, совпадавших с центральными элементами организации ближневосточных кампаний. С другой стороны, подробный анализ официальной документации выявляет двоякое отношение к крестовым походам в Северо-Восточной Европе, нередко воспринимавшихся папской курией и их непосредственными участниками неполноценными, в сравнении с ближневосточными кампаниями [20, с. 11-12, 68-69; 26, с. 29; 42, с. 3-4; 51, с. 5-6, 33-34, 47, 61-65, 75, 77, 96-98, 111, 128-129, 249-251, 254-255; 58, с. 5-6].

Совтеменное оптеделение ктестовых походов

Существование четырех альтернативных определений крестовых походов, очевидно, отображает наличие живейшего популярного интереса по отношению к исторической тематике. На данный момент наиболее влиятельными являются определения, представленные традиционалистами и плюралистами. С другой стороны, также и устаревшие определения популяристов и генералистов имеют значительное влияние на современное восприятие крестовых походов. Расхождение в воспри­ятии исторического явления выражается в отсутствии его официального определения. Тем не менее, сторонники различных методологических подходов признают существование центральных элемен­тов, характеризующих феномен крестовых походов.

Первичной характеристикой крестовых походов представляется практика ритуала принятия креста, которая отображала комплексное восприятие феномена, воспринимавшегося синтезом между военными экспедициями и религиозным паломничеством. Значение символики креста, однако, продолжает представлять собой объект оживленной дискуссии. Если традиционалисты представляют обет принятия креста в неразрывной связи с ближневосточными кампаниями, то плюралисты рассма­тривают данный ритуал в более общем контексте католической милитарной активности в Средневековье. К тому же, влияние ритуала на определение юридического статуса крестоносцев остается недостаточно выясненным, т. к. исторические источники упоминают нередкие случаи участия католи­ков в ближневосточных кампаниях без принятия обета креста [2, с. 7, 50; 11, с. 12; 14, с. 3, 53; 17, с. 27; 23, с. 76; 25, с. 240-241; 26, с. 42, 53, 67].

Менее спорной характеристикой воспринимается влияние санкций Святого Престола на определе­ние легитимного статуса крестовых походов и объектов военных действий. Тем не менее, ряд исторических явлений, воспринимаемых бесспорным элементом общего феномена крестовых походов, не содержал данной характеристики. Военные экспедиции против Литовского княжества в XIV в., наравне с т.н. "народными" крестовыми походами внутри Западной Европы, были организо­ваны без непосредственного участия Святого Престола; что ставит под сомнение обоснованность применения данной характеристики для общего феномена крестовых походов [3, с. 17; 6, с. 30; 11, с. 12-13; 14, с. 3; 15, с. 12; 17, с. 27, 30; 22, с. 39, 42-43; 32, с. ix; 42, с. 2; 51, с. 5].

Предоставление духовных привилегий участникам крестовых походов представляется третьей неотъемлемой характеристикой, которая, с другой стороны, является наиболее актуальным предме­том историографической дискуссии. Помимо упомянутых споров о полноценности индульгенций альтернативных крестовых походов; так же и общее отношение светских сословий к понятию индульгенции остается недостаточно выясненным, в особенности, в контексте определения папской компетенции в признании финального отпущения грехов. Не меньшие проблемы вызывает и интер­претация необходимости участия крестоносцев в военных действиях для получения пленарных индульгенций. Средневековые источники XIII в. свидетельствуют широкое распространение практи­ки отказа средневековых европейцев от персонального участия в военных экспедициях, несмотря на принятие обета креста; и использование альтернативного способа исполнения обета, заключавшегося в материальных пожертвованиях религиозным институтам. С одной стороны, новая практика служит несомненным свидетельством сохранения популярности крестовых походов. С другой стороны, массовое уклонение от личного участия в военных экспедициях указывает на очевидное понижение значения паломнического аспекта и связанных с ним абсолютных духовных привилегий крестонос­цев [2, с. 4, 80; 3, с. 9-10; 6, с. 30, 32; 14, с. 3-4, 63, 66-67; 17, с. 27, 33; 19, с. 220; 22, с. 33-34, 37; 27, с. 133-134; 32, с. ix; 42, с. 2; 51, с. 5, 7, 33-34, 98; 58, с. 52, 262; 65, с. 25].

Таким образом, определение феномена крестовых походов остается актуальнейшей проблемой западноевропейской историографии. Современные исследователи прилагают значительные усилия в поиске ответа на вопрос, возможно ли в принципе найти однородные характеристики для всей комплексности исторического явления? Или же каждая отдельная военная кампания крестоносцев должна рассматриваться в изолированном историческом контексте?

 

Литература

  1. Balard M. The French Recent Historiography of the Holy War. //Papaute et les croisades. - Famham: Ashgate,
  2. Housley Contesting the Crusades. - Maiden: BlackwellPublishing, 2006.
  3. Riley-Smith J. The Crusades, Christianity and Islam. - New York: Columbia University Press,
  4. Mastnak T. Crusading Peace: Christendom, the Muslim World, and Western Political Order. - Berkeley: University of California Press,
  5. Whalen B.E. Dominion of God: Christendom and Apocalypse in the Middle Ages. - Cambridge: Harvard University Press,
  6. Tyerman C.J. Fighting for Christendom: Holy War and the Crusades. - Oxford: Oxford University Press,
  7. Huntington S.P. The Clash of Civilizations?//Foreign Affairs. - № 72. - New York, 19
  8. Jotischky A. Crusading and the Crusader States. - Harlow: Pearson/Longman,
  9. Blair D. Iraq Defiant as Saddam's Henchman Rallies Arabs. // The Telegraph. - January - London, 2003. 
  10. Frazier I. Annals of History. Invaders. Destroying Baghdad. //The New Yorker. - April - New York, 2005.
  11. Constable G. The Historiography of the Crusades. // The Crusades from the Perspective of Byzantium and the Muslim World. /A.E. Laiou (ed.). - Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection,
  12. Trotter D.A. Medieval French Literature and the Crusades (1100-1300). - Geneve: Librairie Droz,
  13. Constable G. Crusaders and Crusading in the Twelfth Century. - Farnham: Ashgate,
  14. Riley-Smith J. What Were the Crusades? - Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2002 (петв. изд. 1977).
  15. Weber B. Nouveau mot ou nouvelle realite? Le terme cruciata et son utilisation dans les textes pontificaux. //Papaute et les croisades. / M. Balard (ed.). - Farnham: Ashgate,
  16. Balard M. Introduction. //Papaute et les croisad - Farnham: Ashgate, 2011.
  17. Cipollone G. Le varie ragioni per 'assumer la croce': Il senso di un arruolamento in piit direzioni. //Papaute et les croisades. / M. Balard (ed.). - Farnham: Ashgate,
  18. Prawer J. The Latin Kingdom of Jerusalem: European Colonialism in the Middle Ages. - London: Weidenfeld and Nicolson, 1972.
  19. Richard J. L 'indulgence de croisade et le pelerinage en Terre Sainte. //Il Concilio di Piacenza e le crociate. /P. Racine (ed.). - Piacenza: Tipografia Legatoria Commerciale, 1
  20. Rist R. Papacy and Crusading in Europe, 1198-1245. - London: Continuum International Publishing,
  21. Gilchrist J. The Erdmann Thesis and the Canon Law, 1083-1141. // Crusade and Settlement. / P.W. Edbury (ed.). -Cardiff: University College Cardiff Press,
  22. Ehlers A. The Crusade of the Teutonic Knights against Lithuania Reconsidered. // Crusade and Conversion on the Baltic Frontier, 1150-1500. / A. V. Murray (ed.). - Aldershot: Ashgate,
  23. Constable G. Medieval Charters as a Source for the History of the Crusades. // Crusade and Settlement. /P.W. Edbury (ed.). - Cardiff: University College Cardiff Press,
  24. Mayer H.E. The Crusades. / J. Gillingham (trans.). - Oxford: Oxford University Press,
  25. Constable G. The Second Crusade as Seen by Co // Traditio. - № 9. - New York, 1953.
  26. Maier C. T. Crusade Propaganda and Ideology: Model Sermons for the Preaching of the Cross. - Cambridge: Cambridge University Press,
  27. Richard J. Urbain II, la predication de la croisade et la definition de !indulgence. // Deus qui mutat tempora. / A. Becker (ed.). - Sigmaringen: J. Thorbecke,
  28. Tyerman C.J. Holy Land and the Crusades of the Thirteenth and Fourteenth Centuries. // Crusade and Settlement. / P.W. Edbury (ed.). - Cardiff: University College Cardiff Press,
  29. Alphandery P. La chretiente et Tidee de croisade. Vol. II. Recommencements necessaires (XII-XIII siecles). / A. Dupront (ed.). - Paris: Ed. Albin Michel,
  30. Dickson G. Medieval Revivalism. // Medieval Christianity. Vol. IV People's History of Christianity. / D.E. Bornstein (ed.). - Minneapolis: Fortress Press,
  31. Dickson G. Le genese de la croisade des enfants (1212). Bibliotheque de TEcole des Chartes. - № 153. - Paris,
  32. Richard J. The Crusades, c. 1071 - 1291. / J. Birrell (trans.). - Cambridge: Cambridge University Press, 1999.
  33. Kedar B.Z. Crusade and Mission: European Approaches toward the Muslims. - Princeton: Princeton UniversityPress, 1984.
  34. Cohn The Pursuit of the Millennium. Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages. -London: Paladin Books, 1970.
  35. Delaruelle E. Paul Alphandery. La chretiente et Tidee de croisade. //Revue dhistoire de TEglise de France. - № 41. -Paris, 1955.
  36. Powell J.M. Anatomy of a Crusade, 1213-1221. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press,
  37. Grabois A. The Crusade of King Louis VII: A Reconsideration. // Crusade and Settlement. /P.W. Edbury (ed.). -Cardiff: University College Cardiff Press, 1985.
  38. Dickson G. Encounters in Medieval Revivalism: Monks, Friars, and Popular Enthusiasts. // Church History: Studies in Christianity and Culture. - № 68. - Tallahassee,
  39. Riley-Smith J. The Crusades: A History. - New Haven: Yale University Press,
  40. Duby G. The Chivalrous Society. / C. Postan (trans.). - London: Edward Arnold,
  41. Brundage J.A. Prostitution, Miscegenation and Sexual Purity in the First Crusade. // Crusade and Settlement. /P.W. Edbury (ed.). - Cardiff: University College Cardiff Press,
  42. Giadysz M. Forgotten Crusaders: Poland and the Crusader Movement in the Twelfth and Thirteenth Centuries. -Leiden: Brill,
  43. Erdmann C. Die Entstehung des Kreuzzugsgedankens. - Stuttgart: W. Kohlhammer, 1935.
  44. Cowdrey H.E.J. Pope Urban ITs Preaching of the First Crusade. // History: The Journal of the Historical Association. -№ 55. - London,
  45. Flori J. L'Eglise et la Guerre Sainte: de la Paix de Dieu a la 'croisade'. // Annales. Economies, Societes, Civilisation. -№ 47/2 - Paris,
  46. Christiansen E. The Northern Crusades: The Baltic and the Catholic Frontier, 1100-1525. - London: Palgrave Macmillan,
  47. Johnson E.N. The German Crusade on the Baltic. // A History of the Crusades. Vol. III. The Fourteenth and Fifteenth Centuries. /K.M. Setton; H. W. Hazard (eds.). - Madison: University of Wisconsin Press,
  48. Pegg M. G. A Most Holy War: The Albigensian Crusade and the Battle for Christendom. - Oxford: Oxford University Press,
  49. Jensen K.V. Introduction. // Crusade and Conversion on the Baltic Frontier, 1150-1500. / A.V. Murray (ed.). -Aldershot: Ashgate,
  50. Housley Crusades against Christians: Their Origins and Early Development c. 1000-1216. // Crusade and Settlement. /P.W. Edbury (ed.). - Cardiff: University College Cardiff Press, 1985.
  51. Fonnesberg-Schmidt I. Popes and the Baltic Crusades, 1147-1254. - Leiden: Brill,
  52. Purcell M. Papal Crusading Policy: The Chief Instrument of Papal Crusading Policy and Crusades to the Holy Land from the Final Loss of Jerusalem to the Fall of Acre 1244-1291. - Leiden: Brill,
  53. OCallaghan J.F. Reconquest and Crusade in Medieval Spain. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press,
  54. Labande E. -R. Saint Louis pelerin. //Revue dhistoire de lEglise de France. - № 57. - Paris,
  55. Richard J. 1187, point de depart pour une nouvelle forme de la croisade. // The Horns of Hattin. /B.Z. Kedar (ed.). -Jerusalem: Yad Izhak Ben-Zvi, Israel Exploration Society,
  56. Strayer J.R. The Political Crusades on the Thirteenth Century. // A History of the Crusades. Vol. II. The Later Crusades, 1189-131 / K.M. Setton; R.L. Wolf; H.R. Hazard (eds.). - Madison: University of Wisconsin Press, 1969.
  57. Setton K.M. The Papacy and the Levant, 1204-1571. I. The Thirteenth and Fourteenth Centuries. - Philadelphia: American Philosophical Society, 1976.
  58. Schein Fideles Crucis: The Papacy, the West, and the Recovery of the Holy Land 1274-1314. - Oxford: Clarendon Press, 1991.
  59. Borchardt K. Casting Out Demons by Beelzebul: Did the Papal Preaching against the Albigensians Ruin the Crusades?//Papaute et les croisa /M. Balard (ed.). - Farnham: Ashgate, 2011.
  60. Siberry E. Criticism of Crusading in Fourteenth-Century England. // Crusade and Settlement. /P.W. Edbury (ed.). -Cardiff: University College Cardiff Press, 1985.
  61. Atiya A.S. The Crusade in the Fourteenth Cent // A History of the Crusades. Vol. III. The Fourteenth and Fifteenth Centuries. /K.M. Setton; H. W. Hazard (eds.). - Madison: University of Wisconsin Press, 1975.
  62. Housley Documents on the Later Crusades, 1274-1580. - New York: St. Martin's Press, 1996.
  63. Housley The Later Crusades, 1274-1580: From Lyons to Alcazar. - New York: Oxford University Press, 1992.
  64. Housley N. The Italian Crusades: The Papal-Angevin Alliance and the Crusades against Christian Lay Powers, 1254­ - Oxford: Clarendon Press, 1982.
  65. Waley D.P. Papal Armies in the Thirteenth Century. - The English Historical Review. - № 72. - Oxford,
  66. Kala T. The Incorporation of the Northern Baltic Lands into the Western Christian World. // Crusade and Conversion on the Baltic Frontier, 1150-1500. / A. V. Murray (ed.). - Aldershot: Ashgate,
  67. Tyerman C.J. Sed Nihil Fecit? The Last Capetians and the Recovery of the Holy Land. // War and Government in the Middle Ages. / J. Gillingham; J.C. Holt (eds.). - Cambridge: BoydellPress,
  68. Edbury P. W (ed.). Crusade and Settlement: Papers Read at the First Conference of the Society for the Study of the Crusades and the Latin East and Presented to R. C. Smail. - Cardiff: University College Cardiff Press, 1985.
  69. Balard M. (ed.). Papaute et les cr Actes du VIIe Congres de la Society for the Study of the Crusades and the Latin East. - Farnham: Ashgate, 2011.
  70. Amoroux M. Louis VII, Innocent II et la Seconde Croisade. //Papaute et les croisades. /M. Balard (ed.). - Farnham: Ashgate,

[1] См. ссыілки в: 3, с. 6,75-76. Быіло бы вполне уместно прибавить, что одно из подтазделений теттотистиче-ской сети Усамы бен Ладена именовалось ^"Митовыім исламским фтонтом ктестового похода птотив евтеев и ктестоносцев ": 6, с. 6.

-128-

[2] См. подтобный лексический анализ эволюции понятия ктестовыіх походов в: 12, с. 37, 39, 45; 13, - с. 8, 63­66,70-71, 86, 89, 349-350.

[3] Во фтанкоязычныіх источниках петвой половины XIII в. изтедка всттечается тетмин croiserie, но исключи­тельно по отношению к ктестовому походу птотив ететиков-кататов в юго-восточныіхтегионах Фтанции: 6,

с. 29; 8, с. 174; 11, с. 31; 14, с. 2.

-129-

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.