Юго - восточный регион Азербайджанской Республики отличается от других регионов не только своими природно - географическими условиями, рельефной структуре, способу экономической жизни, но и по традиционным дорогам, по назначению и использованию этих дорог, по их особенностям и типам также.Они являются своеобразными, однако, традиционные дороги региона с историко-этнографической с точки зрения до сих пор еще полностью не изучены. Из-за распределения региона на зоны горные и предгорные, а также равнинные и низменные здесь это привело к разнообразию видов и особенностей дорог. Разделение сельских населенных пунктов, расположенных в горном районе друг от друга горными перевалами, отвесными скалами, а иногда глубокими ущельями оказало свое влияние на структуру здешних традиционных межсельских дорог. По этой причине традиционные коммуникативные дороги между горными селами, которые находятся близко друг к другу были тропы на горных склонах и по долинам. Между такими горными селами существовало мало тележных транспортных дорог или вообще их не было. В основном люди сами несли необходимый груз. Поэтому не случайно, что человек сам считается самым древним транспортом [1, 3]. Для таких дорог также использовали ослов, которые являлись основным средством транспорта, поэтому что трудно проходимые горные хребты затрудняли проложение благоустроенных дорог, которые были необходимы для работы средств «транспорта» [2, 278]. В этом направлении С.Магеррамова в своем произведении под названием «Материальная культура и экономика юго-восточного региона Малого Кавказа в ХЫХ - в начале ХХ вв.» предоставляя подробную информацию об этом регионе отметила что в ХЫІХ и в начале ХХ вв. в зависимости от рельефа региона дороги имели названия тропы, тропинки, караванные пути, всенародные пути, почтовые пути, пути кочевья и т.д. [3,87].
В данной статье мы постараемся с историко-этнографической точки зрения последовательно анализировать дороги, которые в своё время существовали в юго-восточной части Азербайджанской Республики. В первую очередь, надо отметить, что основа традиционных дорог начинается с междомных и межквартальных дорог. И эти дороги сами по себе делятся на временные (путь в целях радости и горя) и постоянные (всенародный путь). Здесь важная особенность принадлежит временным путям между домами и кварталами. Эти короткие пути соседями использовались для выхода на другой квартал и всенародный путь переходя через дворы друг друга. Например, жители квартала Ибрахим села Шилавар Ленкоранского района с целю быстро добраться до сельской мечети проходя через дворы квартала. Садых, квартала Мирзебек, которые находятся между их кварталом и кварталом мечети достигают назначенного адреса, раньше, чем когда они выходят на главный путь и приходят туда окольными путями [4, 51].
В селе Пенсар Астаринского района чтобы укоротить выход со двора Гаджи Ахундова на главный путь села и добраться туда быстрее следует отправиться по направлению главного пути переходя дворы Алиева Сафара и Тариела Алиева [5].
Чтобы выйти из села Каггалан в квартал Карамоба Ленкоранского района на сельскую мечеть и шоссе Ленкорань - Лерик жители переходя через дворы кварталов Хасаноба и Алихасаноба добирались до места назначения быстрее чем по главной дороге проходящей через Хасаноба, Муслиба, Исмаиллы [6, 34].
Такие короткие межквартальные дороги «радости и горя» используются во всех селах региона и они укорачивая расстояние вместе с тем постоянно служат появлению дружественных отношений между людьми. Даже в общении людей проживающих на разных территориях дороги имели большую роль [2, 278].
А всенародные дороги использовались с целью для выхода из одного квартала на другой квартал или для перехода на главный путь, который соединяет одного села с другим селом. И так если мы определим назначение дорог межсельских и межквартальных, тогда можем по нашим полевым -этнографическим наблюдениям разделить эти дороги на следующие виды.
- Дороги между домами
а) постоянные
б) временные (дороги чрезвычайные, радости и горя)
- Межквартальные, всенародные дороги
- Лестные, огородные и садовые дороги
- Родниковые, кяризные, речные дороги
- Мечетские, кладбищенские дороги
Что касается межсельских дорог, связанных со соседними селами, то эти дороги обязательно проходили перед основными общественными зданиями. Население называло такие дороги «тележной дорогой», «черной дорогой», «всенародной дорогой» [2, 182]. И это обстоятельство создавало необходимые условия для человека использовавшего главную дорогу и переходящего из одного села в другое село во время совершения молитвы. Начиная со времён раннего средневековья путешественники, дервиши (мусульманские странствующие отшельники), извозчики (погонщики) использовали сельские мечети одновременно как место молитвы и так место отдыха и ночёвки. Это содействовало передвижению путешественников еще в средние века. Именно межсельские главные дороги помогали людям проходя отдельные деревни добраться до больших населенных пунктов, торговых центров. В то же время человеку, которому приходилось проходить десятки километров и использовать именно межсельские главные дороги, а не укороченные пути обеспечивалось безопасность. Межсельские дороги на равнине и низменности региона в осенний и зимний сезон иногда были грязные и непроходимы. В связи с этим Х.Мамедов в своем произведении под названием «Материальная культура Мугана» отмечает, что «В дождливые времена так как солончаковая почва превращалась в труднопроходимую грязь она становилась неблагоприятной» [7, 145]. В юго-восточном регионе это случилось во время осени и зимы когда пропускали воды из водоемов и шел ливневый дождь. Во время наших полевых - этнографических исследований стало ясно, что использование межсельских дорог по району Лерик и выход на межрайонные главные дороги преодолевая это расстояние происходил в следующей форме. С целью приходить в Лерик и Ленкорань территорий сёл Кёмюркей и Дигах Лерикского района, которые находятся вблизи границы Ирана, население переходя дороги Кялахана, Калваза, Амбурдяра, Лелехирана, Дивагаджа, Ховери, Нысли (Дверь гор), Мондигах и проходя мимо территорий сёл Барзаву, Билабанд и Джангямиран входит в Лерикский район. Эти дороги проходят от Кёмюркея до Калваза через вершины, от Калваза до Нисли по наскалистым дорогам, от Нисли до Лерика по горным склонам [2]. Чтобы из села Разгов добраться до Лерика население проходя через территорий Рикабанд, Низоли, Рваруд, Чайруд использовали дороги Мондигаха, Барзаву и Джангямирана. Или можно было из села Пирасора Зувандского округа приходить и в село Бузейр, отсюда в Нисли, и проходя по дороге Оранд, Синабанд, Блабанд, Джангамиран в Лерик. А межсельские дороги из села Верхная Билна в Лерик проходили по лесной дороге через территории Муря и Хирана. В свое время жители Зувандской зоны могли переходить на территорию села Пиран проходя через село Тангиван Ленкоранского района и войти на Ленкоранскую часть шоссе Лерик-Ленкорань с приходом в город Ленкорань. Преодолевание этого расстояния происходило в следующей форме. Чарвадары - (извозчики, погонщики) (человек который возит межпунк-тывые важные грузы на транспорте) выходя из села Перзакуф проходили через речные села Мистан, Джонни, Тули, Гышлаг, Вазналякер, Лода и отсюда к вершине с преодолеванием села Вылыг, Качой, Хамарат, Сийов, Вери, Зарикумеджо добирались до села Пиран и оттуда выходили на село Тянгиван на Ленкоранской дороге. Эта дорога была короче чем Зуванд-Лерик-Ленкорань. Население Зуванда и Лерика приходило в Ленкорань по нынешнему шоссе, которое в прошлом был тележный и караванный путь. Этот путь проходил через такие села Лерикского района как Лерик, Гюнашли (Азербайджан), Бобогил (Сейдлар), Табризин, Хамармеша, Бибихони, Аран, Пиран и обогнав села Тянгиван, Шову, Моллакенд, Риво, Нарбагы (Анарбаг), Гурунба, Шаглакюча, Каргалан, Даргуба и пункт Сабир Ленкоранского района достигал города Ленкорань. Чтобы держать оттуда связь с центром Бакинской губернии жители использовали связную дорогу Ленкорань, Гызылагадж, Пришиб, Нового-ловка, Саляны. В вышеназванном произведении Х.Мамедова отмечается что, -"юго-восточ-ной ветвь главной связной дороги Бакинской губернии проходя через Салянь, Новоголовка, Пришиб и Гызылагадж достигал Ленкорани» [5, 144]. Становится ясно, что главная связная дорога районов Астара и Лерик также проходила через уездный центр Ленкорань. О гладкости этой дороги есть сведения в произведении С.Бороневского «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе».Здесь дорога Гейтепе-Гызылагадж упоминается в числе важных дорог Кавказа по своей сравнительной гладкости большому количеству перевезённых грузов.
Население сёл зоны Дырыг Лерикского района посредством сёл Алиабад и Ашагы (Нижная) Билна выходя на шоссе Лерик-Ленкорань до 10 км от города Лерик имело возможность двигаться в направлении и Лерика и Ленкорани. Жителями пограничных сёл Вамазгон, Нуджу Лярмалуд Лерикского района, (несмотря на то, что все экономические связи этих сёл в основном были с районом Масаллы) чтобы добираться до центра Лерикского района приходилось преодолевать сравнительно большее расстояние. Население этих сёл проходя лесные, речные, предгорные дороги посредством сёл Нуджу, Лярмаруд, Ордахан, Киравуд, Гюрдасар, Алиабад и Ашагы Билга достигало города Лерик [1].
Население пограничных сёл с Исламской Республикой Иран, районами Ярдымлы, Масаллы, Лерик рассеянное по просторной территории Лерикского района (175 сёл в 12-ти направлении) использует традиционную дорогу своих отцов и дедов и по сей день. Несмотря на то, что большинство этих дорог проходит через глубокие долины, густые леса, вершины гор население продолжает жить в этих сёлах и заодно не покидает свои тысячелетние обычаи и традиции.
Вышесказанные мысли касаются горных сел районов Ярдымлы, Астара и Ленкорань также. В каждом селе кроме междомных, межквартальных и межсельских дорог существовали еще свой водяной (путь до родника или кяриза), путь, путь пастбища, путь лесной которых можно назвать дороги экономики. По верованию местного населения дороги можно разделить на удачные и неудачные. Например, путь Алтыагаджа от Губы до Дагестана считали «путь дьявола» из-за его слишком труднопроходимости[2, 179].
На основе материалов юго-восточного региона и других регионов Азербайджанской Республики кроме вышеуказанных пяти видов дорог еще можно выделить следующую классификацию дорог:
- Межсельские дороги
а) путь пешеходный
б) путь тележного транспорта
- Путь межпунктный, караванный
- Путь почтовый
- Путь кочевья или всенародный
- Путь водяного транспорта
- Шоссе и железная дорога
Широко использованные водяные дороги на территории низменности так же древни, как дороги кочевья и каравана. О древних водяных дорог Азербайджана писали греческий географ Страбон, римский автор Большой Плинии в первом веке нашей эры [1, 18]. М.Велили (Бахарлы) в своем произведении рассказывая о древности водяную дорог Азербайджана писал, что по водяной дороге «Из Астрахани (или ил Ирана и Туркмении) через море ехали в Баку, Шабран, Дербент, Ленкорань, Астара или через реку Кур ехали в Сальян или Джавад [8, 179]. Как мы отметили выше, так как рельефная структура региона горная, равнинная и низменная здешние дороги разнообразны. В этом направлении вместе с тропами внутренними и межсельскими необходимо подчеркивать более специфичность дорог водяного транспорта нежели древний караванный и всенародный путь. Водяные дорогу в основном были в низменности региона и одновременно водяные дороги использовались в прибережных сёлах. В низменных сёлах региона где занимались рисоводством использовали мощь воды, которая текла из канав и каналов чтобы приводить в движение мельниц и водяных дингов (динг-специальная мельница которая используется для очистки рисов). Такие источники воды играли большую роль в обеспечении населения региона дикими пиццами и рыбными продуктами.
Что касается дорог кочевья или всенародного их использовали в основном население занимающееся скотоводством в процессе перехода в яйлаг (летний лагерь) и гышлаг (зимний лагерь). Они были короткие безопасные и их можно называть сезонные дороги по своему назначению. М.Мамедов и С.Кяримов в произведении «Размышления районов Астара, Лерик, Ярдымлы использовали две дороги кочевья и территория на которой находятся эти районы в древних источниках назывались горы Алгарда [5, 5].
Наш информатор житель чела Шингадылан Лерикского района 80 летний Сохбат Тахмазов рассказал нам о летних лагерях и пастбищах населения зоны Лерик-Зуванд [9].
По сведениям конца ХЫХ века только земли зимних лагерей в уезде Ленкорань составил 3886 десятин. Процесс кочевья с яйлага в гышлаг в основном начинался в конце сентября и длился до начала ноября. Каждая община использовало свою землю [10, 168]. А кочевье с гышлага в яйлаг начиналось после праздника Новруз - с конца марта и продолжалось до начала мая. Скотоводы сёл Тули, Джонни района Лерик и Оснагакаран, Хамушам района Астара использовали вторую дорогу юго-восточного региона. Так как последние села находились в подлесье, иногда скотоводы этих сёл не использовали гышлаг и проводили зиму в близких селах.
Литература
- Джафарзаде И. Об экспедиции Зуванд НАНА. ^EA.inv .496 (на азерб .языке)
- Велили М. (Бахарлы). Азербайджан. Географические, этнографические и экономические соображения. Баку, 1993 (на азерб.языке)
- Мамедов Х. Материальная культура Мугана. Баку,2001 (на азерб.языке)
- Велили М. (Бахарлы). Азербайджан. Географические, этнографические и экономические соображения. Баку, 1993 (на азерб.языке)
- Мамедов М., Каримов С. Наши раздумья об Азербайджане. Баку, 2002(на азерб .языке)
- Шафиев Ш. Лицом к лицу с историей. Баку, 1999(на азерб .языке)
- Магеррамова С. Материальная культура и экономика юго-восточного региона Малого Кавказа в XIX- в начале ХХ века. Баку, 2007(на азерб .языке)
- Этнография Азербайджана. В трех томах, Баку, 2007(на азерб. языке)
- Бабаев И. Великий Шелковый путь и Азербайджан. Журнал «Шелковый путь», Баку, 1997№ 1-2 (на азерб. языке)
- Джавадов Г.Талышы, Баку, 2004 (на азерб .языке)
ИНФОРМАТОРЫ
- Алигейдар Абдул оглы Алиев, родился в 1940 году. Село Билбонд Лерикского района
- Баламирза Кяльбиов, родился в 1907году. Село Бузейр Лерикского района
- Гюльгасан Заки, год рождения 1948 год, в 60-е годыXX века был инженером в районах Астары, Лерика и Ярдыімлы в электрификации сел. Село Дигях, Лянкяранскийрайон
- Сохбат Тахмазов, родился в 1930 году, село Шингядилен Лерикского района.
- Девлят Курбанов, родился в 1916 году. Гюдасар Лерикского района
- Гаджи Джавад оглы Гасанов, родился в 1931 году, село Пенсар Бутасар) Астаринского района.