Для сохранения материально-культурного наследия каждого народа, пропаганды и передачи будущим поколениям материалов о быте и культуре народа роль музеев бесценна. Сохраняемые экспонаты глубоко отражают все области материально-бытовой культуры народа, отличаются своим богатством и многогранностью, считаются ценным источником с точки зрения историко-этнографической комплексной пропаганды этой культуры. Нацио-нальный Музей истории Азербайджана играет роль гегемона среди других музеев Азербайджана, отличается своими фондами и коллекциями и этим создает реальную види-мость эмпирических знаний народа, его мастерства, источников мышления и возможностей, очного визуального видения культуры быта. Экспонаты, сохраняемые в фондах и коллекциях Национального Музея истории Азербайджана, представляют собой изделия из вязки и шитья, предназначенные для использования в интерьере жилых домов азербайджанского народа. Среди них: занавески для стенных проемов (тахча), дверей, дымоходов, зеркал, занавески различных форм и размеров для гурамы, занавес для спальни (гердекбашы), украшения для стен, покрывала для спальных принадлежностей (матрацы, одеяла, подушки), мешок для гердек, хончи, используемые в быту мафрашы, текне, богча, шкатулки для хранения Корана, а также ниток, свечей, ламп; образцы помпонов, скатертей и.т.д.
Все это является достойным образцом мастерства и занимает важное место среди крупиц интерьера жилых домов.
В XIX - 50-60 гг. XX веков во внутреннем убранстве большое место занимают разнообразные виды вязаных и вышитых изделий. Следует отметить, что ковры и ковровые изделия, занимающие важное место в интерьере жилых домов, в данной статье не упоми-наются, так как о них разработана отдельная статья.
Этнографические исследования показывают, что в XIX - начале XX веков, во внутреннем убранстве жилых домов Азербайджанского народа основным условием была простота и аккуратность, присущая восточной архитектуре. Здесь в зависимости от формы, плана и типов жилых домов происходили изменения и в интерьере. Изменения в социально-экономическом и культурном развитии, в хозяйственной деятельности, в традициях народа, материально-
технических возможностях, а также расположение вблизи больших городов и т.д. сыграли решающую роль в изменении внутреннего убранства домов [1,с.73].В одноэтажных домах, построенных на земле, аккуратность и чистота были особенно тщатель-ной. Здесь были сделаны проемы в стенах для различного использования (тахча, лямя-ряф, место для постели - джамахатан), долаб-хархара, дымоход и.т.д. Эти стенные проемы украшали различные занавеси, изготовленные с особым изяществом. Образцы этих занавесей содержатся и охраняются в фондах и коллекциях Национального Музея истории Азербайджана.
Тахча, являющаяся бытовым элементом внутреннего убранства домов, представляла собой место, где содержались не повседневное оборудование, дорогие предметы быта, женские украшения; одежда, сшитая из дорогостоящих тканей, предназначенная для свадеб и похорон. В Нахичевани такие бохчи с одеждой назывались «чаршов для одежды» [1, с. 74].
В высоких домах, обычно в парных тахча, занавеси состояли из двух частей: бархатная занавеска с блестящей бутой или с блестящими подвесками. [2, с.52]. Содержащаяся в Национальном Музее истории Азербайджана одна из занавесей тахчи (ЭФ-6919), размером 72 см. х 80 см., состоит из ткани двух сортов: желтой и темной цветной кемхи. Изнанка этой занавеси сшита из темной бязи, по краям обработана методом гелемкар, а ее лицевая часть отделана золотой гюлебетин и бахромой.
Лицевая сторона другой занавеска для тахчи (ЭФ-6959), размером 87 см. х 75 см., сшита из 3 видов ткани: красной, сиренево-золотистой и золотых льдинок (частицы). Ее изнаночная сторона изготовлена из красной ткани-шиле, по сторонам отделана черной позолотой и гюлебетин, а также приделана бахрома. В 1938 г. у З.Х. Имановой была куплена и передана в музей занавеска для тахчи «зерендаз», которая полностью была выполнена растительным орнаментом и сшита различными шелковыми нитями.
Занавеси изготовлялись также для мест, где содержались постельные принадлежности -одеяла, матрасы, ковры, паласы, постельное белье и.т.д. В зависимости от экономических возможностей семьи сшитые изделия изготовлялись из дорогих шелковых или дешевых хлопково-бумажных тканей. В богатых семьях делалось предпочтение занавесям с золотой вышивкой. В Ширванском регионе, по местному обычаю, в приданном невесты обязательно должны были быть занавеси для мест, содержащих постель. Поэтому для шитья занавесей заранее, до свадьбы, в доме у жениха, брались размеры того места, где должна была храниться постель. Вверху занавески из разноцветных лоскутков изготовлялся гердек башлыгы, что повязывалось узлом [2, с. 52]. Одна из таких занавесок изготовлена в начале ХХ века и сшита из белой ткани (ЭФ-7219). Верх этой занавески, обработанный черной и красной нитью, вышивкой «текулдуз», также состоит из бахромы, сделанной из белой нити. Низ занавески состоит из вышивки бусинками и обработан «текулдуз», состоящей из красной и черной нитей. Среди вышивок выделяются вазы с букетами цветов и среди них различные вышитые птицы. Низ занавесок (подол) расчленен; на каждом конкретном конце вышивка с бахромой из бусинок. Вверху у занавеси свисает 2 помпона с бусами, а с двух сторон обшитая узкой каймой вышивка придает занавеси особую красоту и нежность. Размер этой занавеси - 190 см. х 123 см. Она была куплена в 1972 г. у жительницы города Шамкир Насировой Алии и передана на хранение в музей.
Другая занавесь (ЭФ-7657) сшита из шелкового атласа, на котором преобладают розовый и синий оттенки с красными цветами. Изнаночная сторона - розовая с белыми точками, сшита ситцевой тканью. Ее размер - 187 см. х 160 см. Занавесь с трех сторон цепочкой окаймлена гюлебетин, вокруг которой - черная шиля.
В Азербайджане во внутреннем убранстве жилых домов достойное место и свою красоту имеют занавеси для дверей и лямя (ряф). Обычно такие вышитые и вязаные изделия также украшались со вкусом.
В XIX веке в Ширванском историко-этнографическом регионе была связана шерстяная дверная занавесь (ЭФ-6979) методом «зили». Занавесь состоит из 2 частей и связана различными цветными нитками с геометрическим узором. Основной цвет - черный, с двух сторон окаймлен одной широкой и двумя узкими полосами; на двух верхних частях - широкая кайма. В центре занавеси-узоры напоминают пчелиные соты. Размер - 185 см. х 162 см. Эта редкая дверная занавесь была приобретена в 1972 г. в городе Шамаха и передана в музей.
В конце XIX века в городе Лерике из шерсти была связана занавеска для лямя (ЭФ-7746), верх которой украшен геометрическими фигурами из различных цветных ниток и изображениями животных шириной в 10 см., методом зили, а ее нижняя часть связана черными шерстяными нитками, сеткой с помпонами. Занавеска для лямя в двух верхних частях украшена вязкой, а в середине ее располагается мешочек для ложек. Размер данной занавески - 235 см. х 50 см. Чтобы лямя «зех» выглядела еще красивее, обычно пространство между тюками с постелью и низом лямя, вокруг всей стены украшалось специальной гурамой. Эта занавесь называлась «зехгабагы» или «лямягабагы» и состояла из специально выкроенных в форме треугольников цветных лоскутков. Треугольники прикреплялись один к другому и придавали внутреннему убранству дома специфическое очарование.
Гурама - это один из видов азербайджанского декоративного прикладного искусства. Он используется при изготовлении верхних частей занавесей для тахчи, джамахатан, гердек, дверей, окон, для шитья бохчи, постельных принадлежностей, в редких случаях при шитье одежды [3, с.336-345]. В фонде этнографии Музея истории Азербайджана содержатся и хранятся до 100 видов гурамы (это в основном верхние части занавесей, зехгабагы и гердек-башы).
Верхняя часть лицевой стороны одной из занавесей (ЭФ-6896) состоит из различных цветов шелковой, атласной, бархатной, золотистой тканей, изнаночная сторона состоит из цветного ситца, сшитого в форме гурамы, поделенной на 7 частей.
Края и внешняя часть верха занавеси украшены черноглазой бафтой, а на концах свисают помпоны из ниток. Длина верха занавеси - 120 см. Из материалов этнографического фонда мы узнаем, что гурама придающая особый шарм внутреннему убранству жилого дома, в себе сосредоточила всю прелесть этого метода и образцов шитья. Эти образцы шитья, присущие для азербайджанского покройного мастерства, и стали источником для методов карагез, зенджира, бута, зербафта и т.д. Для их изготовления преимущественно применялись геомет-рические и растительные орнаменты. В этнографической литературе даны изображения нескольких таких пердебашы [3, с. 342-344].
Точно также, как и зехгабагы, изготовленный, но отличающийся большей красочностью «гердекбашы», привлекает внимание в домашнем убранстве во время свадеб. Обычно пришедшая в однокомнатную квартиру невеста делила комнату занавеской гердек на 2 части. К занавеси-гердек, в верхней части закреплялась «гердекбашы», которая была красиво инструктирована. Придающая особую красоту интерьеру комнаты, «гердекбашы» выкраивалась и украшалась цветными бусами и помпонами. Гердекбашы являлась талисманом каждой семьи и традиционно передавалась из рода в род, от матери к дочери [4, с. 70]. Традиция разделения широкого гердека на две части была распространена у туркмен [5, с. 81] и у тюрков Южной Сибири [6, с. 150].
В фонде этнографии Национального Музея истории Азербайджана содержится образец гердека, который использовался в Карабахе в XIX веке. Его лицевая сторона состоит из красной цветной ткани - хара, а изнаночная - цветной ситец с красными цветами. Гердек с трех сторон обшит золотой цепью и несколькими частями прикреплен методом гурама. Его размер - 270 см. х 181 см. Этот гердек в 1975 г. был куплен у Рустамовой Махбубы и передан музею.
Другой гердек (ЭФ-5954) состоит из малиновой середины (красного цветного чилбенда), две сторон которой отделаны красной и золотой тканями. Верх гердека-гурама, состоящий из позолоченной и бархатной тканей с пришитой каймой из переплетенного шнура и черного сатина, также украшен помпонами с цепочками, которые проходят через металлические звенья. Здесь прикреплены 3 мелких, 7 крупных камней бирюзы и кораллы, которые висят на черной бахроме. Размер - 186 см. х 182 см. Этот образец гердека также из Карабаха.
Как мы видим, особую красоту гердеку придает прикрепленный к его верхней части -гердекбашы. В музее находятся многие образцы гердекбашы. На одном из них (ЭФ-7552) гурама, исполненная из различных шелковых лоскутков, а с изнаночной стороны - из ситца. Размер - 324 см. х 13 см. Конец гердека украшен 13-ю цепочками и помпонами из колокольчиков, исполненных в стиле гюлебетин. Обычно к гердекам прикрепляли и мешок - «гердек-торбасы». Один из них (ЭФ-7113) сшит из красной, позолоченной ткани, к верхней части которого прикреплен широкой золотой шнур. Завязывается мешок темно-красным шелковым шнуром, на концах которого пара помпонов - гюлебетин. Этот мешок длиной в 19,5 см. предназначался для сбора в него необходимых вещей для невесты.
В жилых домах азербайджанцев для домашнего уюта широко используют настенные украшения, которые изготовляют профессиональные мастера вышивки. Исполненные с большим вкусом, они занимают достойное место в музее. Одно из таких украшений (ЭФ-4391) исполнено из красного атласа, его изнаночная сторона сшита из некрашеного холста. На лицевой стороне - вышивка гюлебетин, цветы и листья выполненны шелковыми нитями и орнаментом. Посередине настенного украшения вышит медальон, по краям - два крупных листочка. Украшение окаймлено гюлебетин шириной в 25 см. Настенное украшение размером 52 см. х 25,5 см. по краям расшито методом «карагез».
Другое настенное украшение (ЭФ-4390), размером 168 см. х 116 см., вышито гюлебетин на красном бархате; его изнаночная сторона была зеленой. Оно было изготовлено в Шуше и относилось к XIX веку. Это - настенное украшение находилось в доме богатого шушинца.
В фонде находиться третье настенное украшение (ЭФ-4392) с красной серединой, а по краям с бархатом кофейного цвета, и расшитое методом гюлебетин. Посередине украшения вышиты буквы, похожие на буквы из арабского алфавита. Две части бархата и края украшения вышиты «гюлебетин» из золотой нити. Ширина дверного украшения 51 см.
В сельских жилых домах Азербайджана настенные украшения были очень распростра-нены. На них преимущественно вышиты орнаменты с изображением растений, птиц, живот-ных, сцены природы, сюжетные мотивы. Например, на одном настенном украшении (ЭФ-7879) из желтого атласа цветными шелковыми нитками вышиты попугай и вокруг него методом гюлебетин - орнамент. Размер - 53 см. х 44 см. Помимо элементов украшения имеется вышивка из ряда цветов.
В фондах музея хранятся также вязанные изделия, предназначенные для интерьера жилых домов: «рюпуш» - напольная скатерть, мафрашы, «текнегабы» - посуда для хлеба или теста. Рюпуш - напольная скатерть, вязанное изделие (ЭФ-7043) связанное из белой шерстяной пряжи, размером 211 см. х 95 см. Края рюпуша вытканы темно-кофейными и красными нитками. Рамкой вытканы простые геометрические фигуры в окружение бахромы из красных ниток. До середины XX века жизнь сельской семьи и процесс еды проходили преимущественно сидя на полу, поэтому вязанные рюпуш и гелемкар были в каждой семье.
В азербайджанских семьях стало обычным собирать предметы быта в мафрашы и держать в доме на конкретном месте. Мафрашом пользовались и во время переезда. В музее хранится мафраш из Казахского региона (ЭФ-5608), размером 94 см. х 44 см. х 48 см., который был связан шерстяными нитками: нижняя часть связана в полоску черными и темно-синими нитями. У конца мафраша для завязки вытканы 8 черных кольца. Шерстяным шнуром, проведенным через эти кольца, мафраш затягивается и закрепляется.
Есть в музее и другой образец мафраша из Карабаха (ЭФ-7000) вытканный в форме ковра -зили и паласа, относящийся к началу XX века. Размер - 45 см. х 94 см. х 46 см. На мафраше вытканы различные цветные геометрические фигуры.
В сельском быту вязаное изделие использовали и для посуды - текне. Xлеб, мучные изделия считались священными и поэтому для посуды, где хранился хлеб, вязали специальные мешки, которые берегли его от грязи и порчи.
В музее хранится мешок - текнегабы, связанный в форме паласа из Казахского региона (ЭФ-7288), относящийся к началу XX века. Общий фон - темно-синий; различными цветными нитями и геометрическими фигурами выткана чалма; нижняя часть мешка - простая, конец -окаймлен. Размер - 85 см. х 76 см.
Помимо всех перечисленных вязаных и вышитых изделий в интерьере жилых домов Азербайджана немаловажное место занимают «салламача» -занавесь для зеркала (ЭФ-7243,7244), шкатулка для ниток (ЭФ-2560), мешочек для мыла (ЭФ-1543), занавесь для камина (ЭФ-1445), бохча для одежды (ЭФ-5616, 7190), покрывало для самовара (ЭФ-6289), мютекке, дешекче - маленький матрас и покрывало для них (ЭФ-1182, 1185, 6040) и.т.д. Все эти предметы олицетворяли национальную принадлежность и культуру быта азербайджанс-кого народа.
В 50-60 годов XX века вязаные и вышитые изделия постепенно потеряли свою актуальность и превратились в музейные экспонаты. Они являются очным и визуальным источником для изучения культуры быта народа. Пропагандируя их, мы исследуем в данный период образ жизни, быт, эмпирическое творчество, мышление, чувства, а главное - культуру быта азербайджанского народа.
Литература
- Ф.И.Велиев. Материальная культура Азербайджана в ХЫХ - начале ХХ века (историко-этнографическое исследование).-Баку, 2010. (на азерб. языке).
- АНМустафаев. Материальная культура Ширвана. - Баку, Элм, 1977.
- АРустамбекова. Гурама как разновидность декоративного искусства Азербайджана / Музей истории Азербайджана 2006 г. - Баку. Элм, 2006.
- Этнография Азербайджана, IIт. 2007.
- А. Джикиев. Туркмены юго-восточного побережья Каспийского моря. Ашхабад, издательство АН Туркменской ССР, 1961.
- Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири: Пространство и время. Вещный мир. / Составители: Э. Л. Львова, И. В. Октябрьская, А. М. Сагалаева, М. С. Установа.-Новосибирск: Наука, 1988.