Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Исламский мир в мировой политике

Целью данной статьи является раскрытие и анализ причин противоречия в исламской мире и их в проводимой политике как коллективного субъекта международных отношений. Так же в статье рассматривается исламский фактор как интеграционный момент в области внешней и внутренней политик арабских стран. 

Процессы глобализации и связанные с ними демократизация и реформы, основной вектор которых по-прежнему определяется Западом, зачастую интерпретируются арабским общественным сознанием как попытка западных держав, прежде всего США, перекроить политическую карту Ближнего Востока и утвердить там свое господство. Подобное восприятие действительности объективно подкрепляется нынешней политикой США в регионе, которая ведет к его расколу на давно забытой и чрезвычайно опасной основе.

Традиционное общество на Ближнем Востоке всегда отличалось этническим и религиозным разно­образием. Однако сегодня впервые за всю свою новейшую историю Ближний Восток находится на грани раскола по этническим и конфессиональным признакам. Подобная ситуация представляет реальную угро-зу дестабилизации арабо-мусульманских государств, провоцирует возникновение новых трудноразреши-мых конфликтов и ведет к размыванию светской идеологии национализма за счет религиозных идей.

В период между двумя мировыми войнами поляризация региона обусловливалась в основном острым соперничеством за господство в нем между европейскими державами. В первые десятилетия после обретения арабскими странами политической независимости Ближний Восток не стал единым.

Наряду с этим существует и другая, не менее важная проблема. В основе современной политической организации большинства арабских стран лежит принцип национализма. Именно под этим знаменем проходило создание независимых государств на базе возникших после распада Османской империи европейских колоний, многоконфессиональный и полиэтнический характер обществ в которых был во многом обусловлен произвольным установлением национальных границ в колониальный период по договоренности между европейскими державами. В результате для государственной стабильности и территориальной целостности независимых арабских стран создавалась потенциальная угроза. С одной стороны, их существование базировалось на принципе национализма, под знаменем которого они боролись против колониального господства. И в этом смысле их политическая организация естественно представляла собой так называемую «нацию-государство».

Ислам является одной из самых молодых религий; но количество исповедующих мусульманство стремительно растет. Число его приверженцев по разным данным варьируется от 1,3 до 1,4 млрд. человек, которые проживают более чем в 50 государствах мира [1].

Мусульманский мир достаточно территориально обширен, этнически многообразен и качественно уникален. Он простирается от Атлантического побережья Африки до восточной оконечности Азии. Исламский мир включает в себя абсолютно разные государства: богатые страны, обладающие огромными доходами от нефтедобычи (Саудовская Аравия, Кувейт, Обьединенные Арабские Эмираты, Катар и др.), беднейшие государства мира, феодально-теократические и конституционные монархии, светские и исламские республики. Во всех этих странах ислам оказывает влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику. Особенно это проявляется в условиях глобализации, сопровождающейся во многих случаях вестернизацией арабских стран, так же через поиск этими странами Азии и Африки своей идентичности, в том числе и в религии. Государства, в которых проживает большая часть населения, исповедующего ислам, имеются и в Западной Европе - Албания и Косово. Исламские принципы предла-гаются в качестве основы более справедливого мирового порядка, а также экономической и политической интеграции. Кроме того, нельзя забывать и о многочисленных мусульманских общинах, проживающих на территориях Европы и США.

Мусульманский мир в целом содержит в себе огромный человеческий, интеллектуальный, природный и хозяйственный потенциал. Ресурсы ислама таковы:

  1. Территория и ресурсы. Мусульманский мир имеет большую территорию. Однако, здесь испытывается недостаток в питьевой воде, плодородных почвах и климатические условия тоже в большей части пространства не достаточно комфортны. Важную часть территории Исламского мира составляют страны, богатые углеводородными ископаемыми (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Ливия и др.). Наличие углеводородных ископаемых, как полагает отечественный исследователь С.Модестов, определяет «одну из главных предпосылок активной геополитики ислама» [2]. Кроме того, на территориях Исламского мира есть государства, обладающие большими запасами отдельных видов важных ресурсов. Напри-мер, Марокко владеет примерно 80% мирового запасы фосфоритов; значительным количеством хромитов обладает Турция. Исламский мир обладает также и важными гидроресурсами (Тигр, Ефрат, Нил) и другие.

Мусульманский мир имеет также и значительные рекреационные ресурсы. В мусульманских странах богатые природно-рекреационные ресурсы сочетаются с культурно-историческими достопримечательно-стями. С рекреационными ресурсами связан такой вид человеческой деятельности, как туризм, который достаточно развит в мусульманских государствах (Египет, Марокко, Турция и др.). Иностранный туризм приносит дополнительный доход странам Исламского мира.

Территории, занимаемые Исламским миром, обладают чрезвычайную географическую выгодностью. Эти пространства дают возможность получить контроль над важнейшими путями, связывающими Европу, Азию и Африка, Атлантический, Индийский и Тихий океаны, что позволяет получать прибыль от транзита. Суэцкий канал - один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Он соединяет Средиземное и Красное моря, позволяет водному транспорту проходить в обе стороны между Европой и Азией без огибания Африки. Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.

  1. Демографический потенциал. Надо сказать, что мусульманские страны имеют огромный людской ресурс, и он постоянно растет. По прогнозам ООН, если нынешние тенденции сохранятся, то через 20-25 лет каждый третий житель нашей планеты будет мусульманином. Среди мусульманского населения существует непропорционально большая доля молодого населения, поэтому прогнозируется преоблада-ние подростков в главных арабских странах. В Алжире, Египте, Марокко, Сирии - рост увеличиться на 100%, в Тунисе и Ливане - на 50% [3]. В исламских странах существует высокая рождаемость и много-детность, что дает многочисленные дешевые трудовые ресурсы. Большое количество выходцев из стран Исламского мира едут на заработки в другие страны. Миллиарды валютных поступлений являются важным доходом Уммы, которые может использоваться в том числе и на освоение контролируемого геополитического пространства. «Самой большой мусульманской страной является Индонезия, где живет 220 миллионов человек, в Пакистане численность мусульман 130140 миллионов человек, так же как и в Бангладеш, в Индии проживает 150 миллионов мусульман. Население каждой из таких мусульманских стран, как Египет, Турция, Иран составляет около 70 миллионов человек» [4].
  1. Политический потенциал ислама. Сегодня за продвижение и расширение геополитического пространства ислама выступают экстремистские организации.

В современном мире очень спорным остается вопрос по поводу того, можно ли считать Исламский мир единым субъектом международной политики. Разная степень социально-экономического развития, отличные геостратегические интересы, конфликты, разная форма «исламизации» общественной жизни приводят к тому, что появляются альтернативные проекты формирования Исламского мира (Исламская восьмерка, Нация Ислама, Лига исламского мира и многие другие). В Исламском мире наблюдаются разрывы в уровнях экономического развития между государствами. Кроме того, существуют и различия в политических системах, в степени секуляризации религии, ее роли в жизни общества, в правовых нормах и институтах. Огромное многообразие этносов и этнических групп в районах распространения ислама предопределяет соперничество, несовпадение интересов между мусульманскими странами.

Однако сегодня мы можем наблюдать тот факт, что все чаще Исламский мир обозначают как единый коллективный субъект международных отношений [5].

Виталий Наумкин в статье «Ислам как коллективный игрок?» [6] выделяет три основных подхода к субъектности ислама в современной системе международных отношений:

  1. Согласно первому подходу Исламский мир выступает в виде единого коллективного актора. Мусульманский мир в данном контексте включает в себя страны с мусульманским большинством, позиционирующие себя как исламские; страны со значительным мусульманским населением и различные объединения мусульманских государств - ОИК, Лига исламского мира, Лига арабских государств и др., национальные мусульманские организации и общины. В рамках этого подхода существует и контр-актор-Запад, или иудео-христианский мир. Как считает В.Наумкин антитеза «Запад - исламский мир» становит-ся все более привычной, и, сами мусульманские игроки являются сторонниками данного подхода (так, военные акции против талибского Афганистана или саддамовского Ирака рассматривались нередко некоторыми исламскими государствами как агрессия против исламского мира).
  2. В рамках второго подхода в качестве самостоятельных акторов выделяются государства и трансна-циональные структуры. Согласно этому подходу существующие различия в позициях позволяют в определенных ситуациях объединяться и выступать в качестве контр-актора по отношению к Западу.
  3. Третий подход, говоря о роли ислама вообще, отрицает какой-либо его привязки к государствен­ным или негосударственным акторам, так как эти акторы в своей деятельности редко руководствуются религией. В рамках данного подхода ислам определяется через понятие «цивилизация», трактуемого как религия. При существующей неоднородности исламский мир все же стремится выступать в качестве единой политической силы. Данная идея базируется на существующей в исламе концепции уммы - сообщества мусульман без этнических и государственных преград (более подробно концепция уммы будет представлена в следующем параграфе).

При существующих противоречиях в мусульманских государствах, неоднородности политических и экономических процессов в них, мы можем наблюдать увеличение тенденции объединения, согласования общих позиций, совместное отстаивание интересов там, где это возможно.

В заключение хотелось бы привести слова В. Попова, которые, на наш взгляд, отражают сложившую-ся ныне тенденцию: «в настоящее время идет процесс самоопределения исламского мира как в чем-то консолидированного субъекта международных отношений» [7]. Исламский мир, несмотря на существую-щие социально-политические и иные различия между странами, имеет тенденцию выступать как единое целое в современных мирополитических процессах. Данный феномен проявляется непосредственно в деятельности ОИК, где мусульманские государства-члены ОИК, стремятся вырабатывать общие позиции по тем или иным актуальным проблемам современного мирового развития.

  1. Интеллектуально-информационный ресурс. Мусульманские страны имеют различные социально-политические, экономические и культурные условия. Мусульмане, среди которых множество националь-ностей, «на основе общего языка (арабского) на основе единой Книги (Корана) в течение столетий участвовали в создании новой, общей для них культуры, называемой обычно мусульманской, а также мусульманских социально-политических традиций» [8]. Ислам выступает в качестве общей идейной основы культуры и общественного устройства мусульманских стран и регионов, определяет все сферы жизни мусульман, ее специфику. Ислам повлиял на ход социально-политической и культурной истории огромного пространства, простирающегося по странам всех пяти континентов. Достаточно долгий период истории исламское общество представляло собой одну из величайших цивилизаций на земле. Именно мусульмане подарили миру великие открытия в области математики, медицины, географии, астрономии, философии и пр. Все эти ученые внесли огромный вклад в формирование мирового культурного пространства. И сегодня мы можем заметить следы арабского влияния в языки других народов. Что касается информационного ресурса, то надо отметить, что в арабо-мусульманском мире существуют свои крупные телеканалы (Аль-Джазира, АльАраби, Абу-Даб). Эти каналы смотрит мусульманский народ, они пользуются доверием среди населения мусульманских стран. Есть и спутниковые каналы, которые не всегда контролируются властями (египетский спутник Арб-Сат).

Говоря об исламском мире необходимо учитывать высокий потенциал социального взрыва, большой уровень конфликтности в исламских странах.

Очень часто в этих государствах встает вопрос об отделении территорий, получении ими независимо-сти. В качестве примера можно привести деятельность Исламского фронта освобождения Моро (Филиппины, остров Миндано) [9].

 

Литература

  1. Попов В. Мини-ООН для исламского мира. Россия намерена вступить в ОИК //rg.ru/2003/08/20/MiniOONdlyaislamskogomira.html.
  2. Модестов СА. Геополитика ислама. - М.: Молодая гвардия, 2003. - с. 33-34.
  3. Huntington, Samuel P., The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order, New York, Simon & Schuster, 1996, - 178-179.
  4. Наумкин В. Ислам как коллективный игрок? //intertrends.ru/tenth/004.htm.
  5. Попов В. Исламский фактор в мировой политике. //Азия и Африка сегодня, - №2, 2004, - с. 11.
  6. См. подробнее Наумкин В. Ислам как коллективный игрок? //intertrends.ru/tenth/004.htm.
  7. Попов В. Исламский фактор в мировой политике //Азия и Африка сегодня, - №2, - с. 14.
  8. Сажин В.И. Ислам в новых геополитических условиях. // //ttp://iimes.ru/ras/stat/2004/l5-03-04.htm.
  9. См.подробнее Philippines researches accord with chief Islamic extremists. // International Herald Tribune/ November 16, 2007.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.