Национальное воспитание в системе социализации личности

Республика Казахстан на сегодняшний день успешно преодолевает период развития своей независимости и коренных преобразований в многосторонних отраслях государственных структур, соответствующих образцовым моделям цивилизованных стран мира. В связи с этим, одной из актуальнейших задач являются формирование и воспитание членов нашего общества как личностей политически грамотных с активной политической позицией и способных к реализации общегосударственных преобразовательных реформ. В процессе реформирования и модернизирования общества незаменимую роль в становлении социально-политического сознания и взгляда, политической культуры и менталитета личности играет процесс социализации.

Человек, являясь членом отдельно взятого общества, проходит процесс социализации не только в соответствующей социокультурной, но и политико-культурной среде. Еще в 430 г. до н.э. Перикл утверждал: «Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все». Поэтому люди должны иметь хотя бы самые общие представления о мире политическом, механизмах его функционирования. Для того чтобы каждый человек освоил и осознал, смог применить на практике политические знания, необходим процесс политической социализации.

Итак, политическая социализация, по нашему мнению, определена как процесс усвоения казахстанцем политических знаний и ценностей, правил и интересов в обществе, и развития на их основе своего политического сознания и культуры, реализации своих политических установок и задач, защиты политического права и свободы, в целом как процесс политического формирования личности с помощью передачи последующему поколению своего опыта и активного участия в общественно-политических мероприятиях [1].

Процесс политической социализации личности начинается с ранних лет и продолжается во всей его сознательной жизни. Для того чтобы стать полноправным членом общества, человеку требуется все больше времени. Если раньше социализация охватывала только период детства, то современному человеку необходимо политически социализироваться всю жизнь. Всем известно, что человек не рождается политиком, как не рождается он ни личностью, ни, тем более, гражданином. И гражданином, и личностью его признают государство или общество, воспитав у него соответствующие качества. Для гражданина это законопослушность и лояльность к государству, его политической системе и господствующей политической культуре. Для личности это соответствие тем требованиям-ожиданиям, предъявляемым человеку группой или всем социальным окружением, включая цели и ценности группы, умение верно исполнять социальные роли, быть адекватным принятым нормам.

Развитие личности связано с ее политической социализацией, под которой подразумевается усвоение идей, взглядов и образцов поведения в детстве и юности, обусловленных политическим окружением, и формирование на этой основе необходимых личностных политических качеств, а также приобретение навыков политической деятельности. В процессе политической социализации людей происходит их взаимодействие с обществом.

В государственной структуре процесс политической социализации осуществляется двумя основными путями. Первый путь состоит в передаче новым поколениям сложившихся образцов политического сознания и политического поведения, т.е. в передаче политической культуры старшего поколения молодому. Это означает, что процесс социализации носит отчасти консервативный оттенок, ибо в сознание молодого поколения внедряются те ценности, нормы и образцы поведения, которые уже освоены опытом прошлого. "Самых юных толпами гонят учиться, с тем, чтобы они смогли выучить наизусть старые ритуалы, и когда они усваивают многословие старших, их объявляют взрослыми", - саркастически замечал МШтирнер [2]. В качестве основных агентов политической социализации в данном случае выступают такие социальные институты, как семья, школа, церковь и т.д.

Другой путь политической социализации связан с приобретением личностью новых, ранее неизвестных политических знаний, с усвоением нового политического опыта. Это происходит в процессе участия индивида в политической жизни страны, а также под воздействием разных факторов. Оба этих пути политической социализации в реальной жизни тесно переплетаются, взаимодополняют друг друга, обеспечивая стабильность политической системы общества.

В 90-е годы ХХ столетия в Казахстане прежняя система политической социализации была ликвидирована и общество стало развиваться по характерному для переходного периода пути. Новые ценности еще не закрепились в массовом сознании, а существовавшая ранее система политических ценностей была уже дискредитирована. Такие изменения привели к утрате прежними институтами политической социализации своей роли. В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. Именно это и наблюдается сегодня в Казахстане. В стране одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, подверглись глубокой коррозии базовые ценности. Казахстан существует теперь в новых границах, экономический потенциал ее заметно изменился после распада СССР. Это ложится тяжелым бременем на плечи миллионов казахстанцев. Приоритетными институтами и агентами политической социализации стали: система образования, СМИ, органы власти, общественные и политические организации, мечеть и семья. Армия и трудовые коллективы ослабили свою роль. Изменились роли основных институтов политической социализации, произошло увеличение количества институтов, осуществляющих политическую социализацию. Из традиционных институтов наиболее действенными продолжают оставаться система образования и семья. Таким образом, оказалось, что большая часть агентов политической социализации являются «продуктами» политической ресоциализации. Эта особенность стала одной из проблем современной политической социализации. Возникла необходимость в формировании непротиворечивой картины мира у людей, которые участвуют в процессе политической социализации молодого поколения. Необходима эффективно работающая система соответствующих институтов, которая, по словам А.И. Щербинина, в Казахстане находится еще в эмбриональном состоянии [3].

Итак, политическая социализация, происходящая в современном Казахстане, имеет свои особенности. В нынешнее время именно старшее поколение сталкивается с необходимостью адаптации к новым политическим ценностям, новым нормам. Этот процесс часто сопровождается психологическим стрессом и охватывает все взрослое население страны. Происходит смена политических ценностей. Поэтому в современном Казахстане необходимо уделять внимание изучению ресоциализации всех возрастных лиц.

Современный Казахстан находится в процессе трансформации политической системы. Процессы трансформации, происходящие в казахстанском обществе, по сути, затронули все его институты: политические, экономические, правовые, и культурные. Коренные изменения, произошедшие в социально-экономических основах современного Казахстана, привели к существенным преобразованиям в политической сфере: изменились политическая система, общественно-политические институты и организации. Перемены коснулись и ценностно-нормативных структур массового сознания, моделей политического и социально-экономического поведения казахстанских граждан.

По Конституции Республика Казахстан является демократическим, унитарным, светским государ­ством, созданной на исконной казахской земле, в котором, государствообразующая казахская нация, русские и другие этнические группы стремятся жить в мире и согласии. В республике проживают более 140 наций и народностей. Вопросы самоорганизации и самоуправления каждого из них не могут не волновать общество. Крах СССР и отказ ох тоталитаризма привели не только к образованию новых независимых государств, но и новых политических партий, общественных формирований граждан, общественно-политических движений по этническим признакам, созданию объединений национально-культурного типа. Созданию национально-культурных центров способствовало и стремление к компакт-ному расселению диаспор, расширение личных, культурных, конфессиональных контактов, а также стремление к воссозданию национальных обычаев и традиций. Национально-культурные центры должны были служить возвращению исконной этнической самоидентификации уже обрусевшим немцам, татарам, корейцам, украинцам и другим. Неудовлетворенность решением жизненно важных вопросов, демографические причины, проблемы миграции становились предпосылками создания национально-культурных центров. А необходимость преодоления противоречий и проблем в духовно-культурном облике этнических диаспор республики стало одной из основных причин создания национально-культурных центров.

Таким образом, Ассамблея народов Казахстана является одним из инструментов гражданской консолидации и политической социализации представителей разных этносов. Она была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года, №2066 "Об образовании Ассамблеи народов Казахстана" в целях укрепления общественной стабильности и межнационального согласия в Республике Казахстан.

Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А. Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости.

Цели и задачи Ассамблеи, структура и организация работы, основные направления деятельности определены в Положении об Ассамблее народов Казахстана и Стратегии Ассамблеи, утвержденных Указом Президента Республики Казахстан от 26 апреля 2002 года №856.

Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

  • содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;
  • выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;
  • формирование политической культуры и осуществление процесса политической социализации граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;
  • обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;
  • поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий. Ассамблея народов Казахстана проводит работу в следующих направлениях: культурно-просветительскую, воспитательную, коммуникативную, консультативно-совещательную.

В настоящее время Ассамблея имеет в своем составе 350 членов, рабочим органом Ассамблеи является Секретариат, структурно входящий в состав Администрации Президента РК. Необходимо отметить, что Ассамблея в своей работе тесно взаимодействует с малыми ассамблеями, которые созданы во всех областных центрах и в городах Астане и Алматы.

За годы своей деятельности Ассамблея обсудила важные вопросы социально-политической жизни общества, связанные с дальнейшим экономическим и политическим реформированием казахстанского общества.

Сегодня Ассамблея народов Казахстана - это десятки общественных объединений, представляющих все этносы и национальные группы, проживающие в республике. Национально-культурные центры Ассамблеи принимают активное участие в работе научно-практических семинаров в сфере общественно политической деятельности. В стране созданы все условия для возрождения культуры всех народов, населяющих Казахстан. Создание национально-культурных центров послужило основным инструментом консолидации многонационального общества современного Казахстана. Сегодня уникальный казахстанский институт прямой демократии, как Ассамблея народа Казахстана, твердо занявшая свое место в рамках политической системы страны и вносящая огромный вклад в поддержание межнационального согласия и единства заслуживает особого внимания. В ходе деятельности Ассамблеи народов Казахстана накоплен огромный позитивный опыт, этот вклад по достоинству оценивается на самом высоком мировом уровне. Бывший Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал Казахстан "примером межнационального согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира".

Принятая в 1997 году Стратегия развития Казахстана до 2030 года в качестве одного из главных приоритетов закрепляет внутриполитическую стабильность и консолидацию общества, компонентами которой являются развитие единой гражданственности, основанной на равенстве возможностей для всех граждан, устранение причин этнических разногласий, обеспечение равенства всех этнических групп, укрепление взаимоуважения, терпимости и доверительных отношений между различными конфессиями. На основе этих концептуальных положений строится нормативно-правовая база регулирования межэтнических отношений в Казахстане, в том числе законодательство, определяющее статус меньшинств.

Правовую основу национальной политики в Казахстане составляет совокупность законодательных норм и актов и, прежде всего Конституция РК, согласно которой признаются неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. В целом национальная политика страны базируется на принципах верховенства закона и разумного сочетания прав наций и прав человека. Опыт межэтнической политики, осуществляемой Казахстаном, признан ценным в мировом сообществе.

В стране создана правовая база, обеспечивающая равенство прав и свобод граждан независимо от их этнической и религиозной принадлежности. Этот принцип лег в основу межэтнической политики государства.

Принципиальное значение для поощрения и защиты прав и законных интересов лиц, принадлежащих к этническим меньшинствам, имеют следующие положения Конституции Республики Казахстан: Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана (пункт 3 статья 7); Каждый вправе определять и указывать или не указывать свою национальную, партийную и религиозную принадлежность; Каждый имеет право на пользование родным языком и культурой, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (статья 19 Конституции РК).

Большое значение для участия этнических меньшинств в общественно-политической жизни государства имеют также такие положения статьи 33 Конституции Казахстана: «Граждане Республики Казахстан имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть избранными в государственные органы и органы местного самоуправления, а также участвовать в республиканском референдуме, равное право на доступ к государственной службе» [4].

Итак, подлинным субъектом политических отношений личность может стать только в демократическим обществе, где человеку предоставлены широкие политические права, свободы и возможности для удовлетворения своих политических потребностей. Демократическое и открытое общество - это важнейшие предпосылки субъектности личности, создающие формальные условия для раскрытия политических возможностей каждого гражданина. При этом важное значение имеют знания людей о политике, их политический опыт, ориентации, умение организоваться. Построение демократического государства предполагает достижение равенства граждан, их участие во всех сферах жизни общества, прежде всего в управлении государством. Именно равенство выступает индикатором и основой демократического общества.

Демократия в Казахстане, безусловно, имеет свою специфику, связанную с особенностями казахстанского менталитета, культуры и истории. К началу XXI века экономические реформы и политическая модернизация, пробивая себе дорогу, формировали в стране новые общественно-политические отношения, политические институты, нормы и ценности, основанные на принципах демократии. Начали преодолеваться фрагментарность и мозаичность политической культуры. К жизни были вызваны новые и весьма активные формы массового политического поведения. Страна из кризисного состояния стала переходить к устойчивому развитию. В результате в обществе начали складываться благоприятные условия для создания нового, отвечающего современным потребностям политической жизни, механизма политической социализации.

На данный момент Республика Казахстан стремится создать гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее политически, общество граждан высокого политического, социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения [5, с. 75]. В таком обществе в соответствии с признанными международными нормами сохраняются права и свободы граждан, главенствует закон. Высокая степень материального, общественного, политического, культурного развития гражданского общества предполагает качественное изменение государства, а государство постепенно становится правовым государством. А правовое государство - это тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и эффективная судебная власть, вместе с реальным разделением властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем, с развитым социальным контролем политики и власти [5, с. 313-314]. Общее демократическое устройство системы власти и политики правового государства органически связано с его правовыми установками. В основу правового государства заложено равенство власти, гражданина, общества и права, их правовое равенство перед законом.

Обретение Казахстаном государственного суверенитета поставило перед обществом задачу воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Работа институтов политической социализации личности должна быть направлена не на вооружение молодежи определенной суммой знаний, а на решение задач, поставленных основополагающими документами и проектами в области образования, т.е. воспитания патриота и гражданина нового Казахстана.

Именно молодое поколение будет определять будущее нашей республики в XXI веке. Обычно в народе говорят: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому мы должны посеять добрые зерна воспитания, чтобы получить хорошие плоды.

Казахстанский патриотизм - общий для всех жителей, населяющих многонациональный Казахстан, и вместе с тем основанный на глубоком уважении к традициям национальной культуры и духовности казахского и других народов страны, внесших свой вклад в формирование общего для всех граждан достояния.

Казахстанский патриотизм опирается на традиции светского государства и вместе с тем основывается на уважении ко всем традиционным религиям, которые исповедуют народы страны, и опирается на глубокие традиции межрелигиозного диалога и толерантности. Казахстанский патриотизм, несомненно, имеет гражданский характер и, признавая существующие различия в политических взглядах и убеждениях, предполагает уважение к сложившимся за годы независимости в Казахстане политическим институтам и традициям.

Значимыми элементами казахстанского патриотизма, безусловно, должны стать традиционные символы и ценности национальной культуры, формирующие национальное самосознание и идентичность многонационального народа и нашедшие свое выражение в таких значимых национальных брендах, как флаг, герб и гимн Казахстана. Уважение к государственным символам свидетельствует о силе и достоинстве казахстанского народа, является проявлением нашего патриотизма и высокой гражданственности, формирует чувство общности нации. У каждого человека в сердце должно биться святое чувство патриотизма, любви к святыням своей Родины.

Важной составной частью казахстанского патриотизма являются его культурно-цивилизационное своеобразие, открытость миру, уникальный синтез восточной и европейской культур, особая культура диалога. Казахстан - это пространство встречи степной и оседлой культур, тюркского и славянского миров, создавших неповторимый цивилизационный сплав, что особенно актуально в ситуации многочисленных современных «межцивилизационных расколов» и противостояний.

Ключевое значение для утверждения имиджа Казахстана может иметь образ его политических институтов, прежде всего институтов президента и парламента.

Таким образом, как показывает практика, пропаганда государственной символики, традиционных символов и ценности национальной культуры способствует формированию казахстанского патриотизма, содействует политической социализации личности, её духовному развитию и гармоничному воспитанию.

С первого года обретения независимости Казахстан взял курс на построение демократического государства, в котором неправительственные организации играет важную роль. Официальной датой политического признания объединений граждан (НПО) в Казахстане можно считать октябрь 2000 года, когда Президентом Н.Назарбаевым в Послании народу Казахстана «К свободному, эффективному и безопасному обществу» был озвучен термин НПО. Конкретно было обращено внимание на то, что «неправительственные общественные организации уже сегодня играют в Казахстане огромную роль и в правозащитной деятельности, и в реализации особых интересов групп населения, и в социальной стабилизации общества». Неправительственные организации (НПО) - это открытые некоммерческие общественные организации, не ограниченные профессиональной спецификой (поэтому к НПО не относятся профсоюзы) и не стремящиеся к государственной власти (поэтому к НПО не относятся партии). Как правило, НПО ставят перед собой вполне конкретные, общественно значимые цели и задачи, и в своей деятельности руководствуются ими. НПО заполняют незанятые государственными структурами ниши в социально-экономическом развитии страны. Деятельность НПО отличается мобильностью и динамизмом, инициативой и ориентацией на собственные силы. Другими словами, сектор НПО - это форма общественной самодеятельности, которая юридически оформлена посредством регистрации НПО.

Неправительственные организации, в настоящее время, представляют собой эффективный механизм развития демократических процессов в государстве; они способствуют росту гражданской активности общества, применяют неполитические средства для оказания влияния на процесс принятия решений государственной властью [6]. В Республике Казахстан зарегистрировано порядка 5000 неправительственных организаций (НПО). Из них на 1 ноября 2011 года активно действуют 1709 неправительственных организаций. В неправительственном секторе республики, регулируемом Законом Республики Казахстан от 31 мая 1996 года "Об общественных объединениях", а также Законом Республики Казахстан от 16 января 2001 года «О некоммерческих организациях», в общей сложности задействовано порядка 200 тысяч человек. На постоянной основе работают около 40 тысяч человек, на временной - до 50 тысяч человек, на добровольных (волонтерских) началах - более 100 тысяч. Различного рода услуги от НПО получают около 2 млн. человек [7].

Своей деятельностью неправительственные организации страны охватывают практически все общественно значимые сферы. Это вопросы экологии, социальной сферы, образования, культуры, здравоохранения, гендерных отношений, защиты прав человека и др., то есть фактически НПО сегодня стоят на острие всех наиболее значимых социальных проблем казахстанского общества.

Оформились устойчивые группы НПО по различным направлениям: экологические - 15%; детские и молодежные - 13,6%; женские - 13,3%; медицинские - 13,1%; в области культуры, искусства, науки, образования - 12,5%; правозащитные - 7,6%; по социальной защите - 6,8%; по поддержке общественных инициатив - 6%; многопрофильные - 4,7%; общества инвалидов - 4,4%; по реабилитации детей-инвалидов - 3% [7].

Сформулированные основные принципы и направления государственной политики поддержки неправительственных организаций были закреплены в принятой Концепции государственной поддержки неправительственных организаций Республики Казахстан согласно постановлению Правительства Республики, Казахстан №85 в 2002 году. Идеи, заложенные в этой Концепции, послужили основой для Программы государственной поддержки неправительственных организаций на 2003-2005 гг. Началом целевого государственного финансирования проектов НПО стал принятый в 2005 году Закон РК «О государственном социальном заказе».

Разработанная рабочей группой Государственной комиссии по разработке и конкретизации программы демократических реформ в Республике Казахстан Концепция развития гражданского общества в Республике Казахстан на 2006-2011 годы, утвержденная 25 июля 2006 года Указом Президента страны, явилась значимым событием 2006 года и основополагающим документом, придавшим импульс для динамичного развития НПО [8].

В современном обществе важнейшую роль в процессе политической социализации играют средства массовой информации. Они способны воздействовать на максимальное число людей в кратчайший про-межуток времени. В связи с этим, задачу внедрения норм господствующей политической культуры в соз-нание человека в современном мире выполняет важнейший институт политической социализации - сред-ства массовой коммуникации (СМК): пресса, радио, телевидение, кино, видеозапись, компьютерные сети.

Проблемы социализации личности, в том числе и политической, относятся к разряду тех проблем общественного развития, которые никогда не потеряют свою актуальность, так как отражают сущность, закономерности и особенности существующего в обществе механизма социального наследования, обеспечивающего сохранение и передачу новым поколениям накопленного социально-политического опыта, преемственность норм, ценностей и институтов. Таким образом, политическая социализация должна обеспечить функционирование политической системы, способствовать становлению гражданина, который готов активно участвовать в политической жизни Казахстана. Ведь успешная политическая социализация является одним из основных гарантов стабильности политической системы.

 

Литература

  1. Ауелгазина Т.К. Особенности политичесской социализации личности в Республике Казахстан. - Алматы: СаГа, 2006. - С. 53.
  2. Цит. по: Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. -М., 1994. - С. 111.
  3. Щербинин А.И. Политическое образование. - М., 2001.
  4. Конституция Республики Казахстан. - Алматы: Қазақстан, - 96 с.
  5. Политология. Энциклопедический словарь. - М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993. - 431 с.
  6. Неправительственные организации Казахстана: вчера, сегодня, завтра. - Алматы: 2002. - С. 11.
  7. Суверенный Казахстан, 2003. -16.10.
  8. Aujelgasina T.K. Besonderheiten der politischen Personlichkeitssozialisation im heutigen Kasachstan //
    Sozialphilosophische, politische und rechtliche Aspekte der Modernisierung Kasachstans. - Berlin, 2012. - S. 95-101. 

 

Фамилия автора: Т.К. Ауелгазина
Год: 2012
Город: Алматы
Категория: Социология
Яндекс.Метрика