Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Об основных парадигмах теории национальных отношений и этнополитических конфликтов

Мировая научная мысль предлагает огромный массив теорий. В целом же, классические, модернистские и постмодернистские теории взаимно дополня­ют друг друга, будучи применимыми, к разным срезам социальной жизни, при этом каждая из предложенных парадигм имеет не только концептуаль­ный методологический аппарат, но свой предмет исследования.

Целью нашего исследования является анализ существующих теорий в сфе­ре национальной, этнической жизни.

Обосновывая свое понимание термина «нация» В.А. Тишков отмечает, что это действительно широко распространенное в науке и политике понятие с различным историческим и современным смысловым содержанием. Наибо­лее распространенным является обозначение совокупности граждан одного государства как политического сообщества. Понятие «гражданской» или «политической» нации утвердилось в Европе еще в эпоху французской рево­люции конца XVIII века. Поэтому гражданские нации — это многоэтничные образования с разной степенью культурной и политической консолидации. Подавляющее большинство наций включает несколько, а иногда десятки этнических общностей, говорящих на разных языках и исповедующих раз­ные религии. Обычно язык и культура наиболее многочисленной этнической общности обретает доминирующий статус в государстве, а культура малых групп называемых национальными меньшинствами подвергается ассимиля­ции и дискриминации. В то же время современные государства предприни­мают усилия, направленные на формирование общегражданской идентично­сти и сохранения целостности нации, в том числе через политику культурно­го плюрализма и внутренние формы самоопределения (культурная и террито­риальная автономия), используя демократическую идеологию «единство в многообразии» [1].

Широко распространено также понимание нации как этнической общности или этнонации, которая понимается как исторически возникшая и устойчивая этносоциальная общность людей с общей культурой, психологией и самосоз­нанием. Именно за время существования СССР, по мнению В.А. Тишкова, произошло социальное конструирование многих советских наций на основе административно-государственных образований. И это доктринальное насле­дие и политическая практика сохраняется до сих пор. Вместе с тем ряд новых государств (Казахстан, Киргизия, Литва, Россия, Украина) осознают необхо­димость перехода к понятию «гражданская нация», которое начинает утверж­даться наряду или вместо понятия «этнонация».

Научное понимание понятия «нация» является предметом длительных и малопродуктивных, по мнению В.А. Тишкова, дискуссий, несмотря на уча­стие в них многих крупных ученых. Однако до сих пор в мировой науке нет общеразделяемой дефиниции понятия «нации». Одной из таких ошибок явля­ется стремление онтологизации нации, стремление дать характеристику нации как реальности. Причем данное видение нации не ограничивается примордиалистским подходом, при котором обычно выделяются глубокие кор­ни, древнее происхождение и особая духовная сила национальных чувств. Онтологический взгляд разделяют многие сторонники модернистских и конструктивистских теорий. Одни из них рассматривают нации как результат индустриализации, другие как результат мощного интегрирующего воздей­ствия современного государства, третьи как объединение на основе общей исторической памяти или самосознания - в любом случае нация понимается как социально сконструированная и реально существующая группа [2].

Многие авторы настаивают на значимости различения этноса и нации. Свой вариант преодоления данного противоречия предлагает А.Г. Здравомыслов в виде разработанной им релятивистской теории нации. А.Г. Здравомыслов считает, что если этносы представляют собой донациональную, догосударственную ступень в развитии сообществ, то нации представляют собой сооб­щества созданные государством и усилием политической воли. При этом, дополнительно используя понятие Э.Смита «потенциальная нация», понима­емое как сообщество, претендующее на государственный статус и государ­ственный суверенитет, а через эти ступени на полноправное участие в совре­менной мировой политике. Так вот, с точки зрения релятивистской концеп­ции нации различие между этносом, потенциальной нацией и нацией не явля­ется принципиальным и существенным [3].

А.Г. Здравомыслов выделяет два подхода вокруг «национального вопро­са», которые по-разному, понимают соотношение нации и государства. Сталинское определение нации, по сути дела есть вариант подхода, согласно этой точки зрения, объективно складывающиеся общности людей. Предлага­емая релятивистская теория нации идет дальше, чем уже сформулированная политическая теория нации, она предлагает рассматривать существующие ныне этнические и национальные сообщества в качестве взаиморефлектирующих целостностей. Релятивистская теория нации ставит под сомнение жест­кую связь истории, государства и национальных интересов, опираясь на реальное многообразие становления этносов и наций. Одни из них складыва­лись как политические, другие как культурные сообщества. Но именно ком­муникация между этническими группами и национальными сообществами, по мнению А.Г. Здравомыслова составляют ткань реальных национальных отношений. Поэтому, центральной категорией релятивистской концепции нации является понятие национального самосознания, трактуемым, как «осознавание народом самого себя как некоторой общности, отличающейся от других».

Главный смысл релятивистской теории нации состоит в том, что у каждой национально-этнической группы имеется свой круг сообществ, с которыми идет культурное и психологическое сопоставление.

Обосновывая практическую значимость своей теории, А.Г. Здравомыслов выделяет три аспекта:

  1. Что в рамках рассмотрения релятивизм помогает обосновать многополюсность мира и представить теоретические аргументы в пользу политики культурного многообразия и защиты локального;
  2. Это то, что на уровне отдельного государства идет осознание культурного и этнического плюрализма и выхода против практики навязывания культурного и политического доминирования какой-либо одной этнокультурной единицы;
  3. А также на уровне анализа личностного поведения, ибо ни один из приз­наков этнической принадлежности не может рассматриваться в контексте этой теории в качестве абсолютного.

Таким образом, релятивистская теория нации возникает в качестве оппози­ции разным формам аргументов, против радикального национализма.

Отдельные понятия были проанализированы А.Табалдиевым. А.Б. Элебаева проанализировала основные уровни и механизмы развития социалистических национальных культур в советском обществе. Выделила в развитии языка два основных направления: структурного и функционального, подчеркнув, что если «структурное развитие языка представляет собой развитие его матери­альных средств на всех уровнях, то функциональная сторона языка связана с той ролью, которую язык играет в жизни общества, с различными изменения­ми в характере в рамках функционирования языка» [4].

Вопросам интернационального воспитания были посвящены работы А.Салиева, Ш.Ниязалиева, М.Артыкбаева, Р.Ачыловой, А.И. Тишина.

В начале 90-х годов положена основа для систематических социологиче­ских исследований в области межэтнических отношений в Кыргызстане. Методами социологии изучаются как общественное мнение в стране, так и настроения отдельных этносов, причины новых социальных процессов.

Участие ученых Академии Наук Кыргызстана в этом проекте позволило адаптировать матрицу этнополитического мониторинга В.А. Тишкова в факторы, детерминирующие межэтнические отношения.

Не специфично для этноса и формирование этнического самосознания, поскольку его главный компонент - противопоставление «МЫ - ОНИ» -присущ самосознанию любого типа общности, классового или демографиче­ского. Например: субъективистские концепции также не разрешают этот воп­рос, поскольку не объясняют, в силу чего люди принимают конструирован­ную этническую идентичность и тем самым образуют общность.

Таким образом, «нация» - это, прежде всего, внутригрупповая дефиниция, которая фиксирует в себе систему символических представлений, необходи­мых и для формирования, и для существования определенной социальной группы - народа, для установления факта принадлежности к этой группе, укрепления ее внутренней сплоченности и для создания основ власти тех, кто ею руководит. Сегодня в мировой науке, во многих странах утверждается мнение, что определение нации как некоего объективно существующего типа социальной группировки людей, как типа этнической общности невозможно.

Все больше число исследователей полагают, что нация может считаться реальностью лишь как субстанция духовной культуры и коллективного соз­нания, как внутригрупповое определение. Нация, тем самым, может являться выражением общности судеб и интересов членов общества.

Эти особенности приводят к тому, что нации часто становятся источником массовых движений и крайних идеологий, которые, в свою очередь, нередко ведут к острым и длительным этнонациональным конфликтам. Возникнове­ние отечественной конфликтологии этнонациональных отношений законо­мерный результат слома тоталитарного режима и начала демократических преобразований.

Все перечисленные аспекты в совокупности не только характеризуют бес­классовую, космополитическую трактовку интернационализма как более адекватную историческому опыту, но и позволяют представить национализм на самых разных стадиях их развития и обусловленное целым спектром раз­личных общественных сил, факторов и обстоятельств.

В свою очередь, такое представление дает возможность преодолеть еще один, сложившийся в прежних условиях стереотип в подходе к изучению национальных отношений и связанного с ними - национализма. Жесткое иде­ологическое противостояние официальной трактовки интернационализма как единственно верного подхода к «национальному вопросу» другим его интер­претациям - и приобщить к конфликтологическому анализу национальной сферы общества большое число идей из зарубежных концепций, классиче­ских и современных, прежде отметавшихся как «буржуазные».

Из классического наследия, это, прежде всего идеи Г.Зиммеля о том, что в социальном конфликте, выступающем основой общественной связи, именно враги подчеркивают границы общности и мобилизуют ее членов, заставляя их осознать свое этническое или национальное единство, общность своих интересов и ценностей, необходимость своего тесного взаимодействия. Эти идеи помогают понять функциональную роль конфликта как необходимого элемента межнациональных отношений, и ориентируют исследователей на выявление тех условий и средств, которые ограничили бы враждебность в отношениях национальных общностей достаточно цивилизованными и институализированными рамками, не позволяющими ей принять разруши­тельную, катастрофическую форму.

Важный аспект национальной проблематики отражают идеи другого клас­сика западной социологической мысли Э.Дюркгейма, обращавшегося к ана­лизу национализма в связи с проблемой коллективного сознания и природы «механической солидарности». Он показал, что в результате действия таких «механических» причин, как кровное родство, проживание на одной террито­рии, религия, общность обычаев и культурных традиций, появляется чувство солидарности или общности, которое в новых условиях, хотя ослабляется под воздействием разделения труда, секуляризации и урбанизации, никогда не исчезает полностью.

Такой подход в еще большей степени, чем у Э.Дюркгейма, переносит акцент в понимании природы и механизмов возникновения и функциониро­ вания национализма с экономических на социокультурные факторы. Он трак­тует политическую, государственную деятельность как средство и способ реализации и усиления влияния этих факторов, нередко подталкивающих народы к развязыванию широкомасштабных межнациональных войн.

Разумеется, классический идейный багаж Запада, который может быть использован для становления у нас нового научного направления, только к названным концепциям не сводится. Он неизмеримо шире. Мы упомянули их главным образом потому, что содержащиеся в них идеи в большой мере перекликаются с представлениями, развиваемыми современными западными авторами. Наиболее характерно для них то, что они стараются рассматривать национализм главным образом вне привычных для нас социально-экономи­ческих рамок. Так, Дж.Брейли, полемизируя в своей книге «Национализм и государство» с марксистской концепцией, рассматривает национализм как особую форму политики. И сам этот термин употребляет для обозначения политических движений. С точки зрения задач исследования, наиболее эвристически значимым здесь представляются концепции Э.Смита и Э.Геллнера, получившие на Западе большое влияние и широкое распростра­нение. Определяя, суть национализма как стремление достичь и поддержать автономию, единство и идентичность социальной группы, члены которой стараются превратить ее в «нацию», Э.Смит предлагает искать основную причину его возрождения в развитых странах во второй половине XX века не столько в экономических или технических, сколько в политических, социаль­ных и культурных изменениях. Соответственно и теория национализма, призванная объяснить современные национальные отношения и конфликты, рассматривается им как политическая теория, основанная на идее культурно­го единства этноса.

Национализм, таким образом, следует понимать как определенный функ­циональный элемент противоречивого по своей природе исторического про­цесса поддержания гармоничности во взаимоотношениях этносов, требую­щий постоянного контроля и воздействия.

Национализм, таким образом, вносит в межэтнические отношения такой элемент противостояния и конфронтации, который не только порождает меж­национальные конфликты, но и создает опасность острых национальных кри­зисов и катастроф. Именно поэтому он представляет для этноконфликтологи-ческих исследований первостепенный интерес в качестве предмета анализа, концептуализации, прогнозирования и практического регулирования.

 

Литература

  1. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. - М., 2001. - с. 235-237.
  2. Автореф. канд. диссертации Карыбаевой М.А. Национальное самосознание: философско-методологический анализ. - Б. 1999. - С. 12-14.
  3. Здравомыслов А.Г. К обоснованию релятивистской теории нации // Реляти­вистская теория нации: новый подход к исследованию этнополитической динами­ки России. -М., 1998. - С. 19.
  4. Кольцов В.Б., Мансуров В.А. Политические идеологии периода перестройки // Социологические исследования. - 1991. - № 9. - С. 22-35.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.