Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Социокультурные последствия модернизации 1920-1930 годы в Казахстане

1920-30 годы были драматической вехой в развитии казахского этноса, так как кочевавшие на протяжении многих веков казахи подверглись насильственной модернизации и коллективизации, и этот процесс принял резкие, сжатые и трагические формы.

Большевики в соответствии с логикой тоталитарного мышления форсировали этот процесс и навязывали свой путь к светлому будущему. Они не видели необходимости растягивать оседание и адаптацию номадов в несколько десятилетий. Напротив, они видели в кочевом хозяйстве одни недостатки, рассматривали казахов-кочевников как диких аборигенов, которых надо посадить на землю и цивилизовать, превратив их в управляемую часть «Красной империи».

Присланный в 1925 г. из центра в Казахстан Ф.И. Голощекин совершил в степи «Малый Октябрь», и затем, целый народ, привыкший кочевать со стадами и почти не имевший навыков земледелия, был посажен на землю. В итоге за короткий срок с 1928-31 гг. в Казахстане были насильственно сверху созданы колхозы, куда вошло все население, а потери скота были настолько очевидными и пугающими для рядового казаха, что они просто пускали его под нож, выражая так свой протест. Только одна цифра, ставшая классической в учебниках истории, по сокращению поголовья скота с 40,5 млн. голов до коллективизации до 4,5 млн. голов на 1 января 1933 года, показывает невосполнимые масштабы потерь в животноводстве. (1)

Народ был выброшен из своей культурно-экологической ниши на обочину чужой оседлой западной культуры. Культура, язык кочевников, их обычаи и вера вдруг оказались ненужными и нефункциональными. Чтобы выжить, необходимо было от них отречься, выбросить тысячелет-ний родовой уклад и стать оседлым членом коллективного хозяйства, научиться русскому языку, вступить в партию и т.д. При этом окончательно ломались остатки традиционной социальной структуры казахов с аксакалами-старшинами, биями, родоправителями. Верхняя прослойка общества: состоятельная элита, «белая кость» из духовенства и носителей государственного мышления - чингизидов, буквально уничтожалась. Все они были объявлены чуждыми буржуазными (!) элементами.

Одним словом, чтобы выжить и стать успешным, «передовым» казахом, нужно было просто  перестать  быть  им,   нужно  было  стать  адаптированным  к  новым аграрно­ промышленным и городским реалиям. Таким образом, полное отрицание всей ставшей излишней кочевой культуры, ее истории и языка стало условием и фундаментом включения казаха в новую социальную струк-туру, формируемую диктатурой победившего пролетариата.

Так произошла катастрофа, которая отрезала казахов от их прошлого, всего культурно-исторического наследия предков. Поистине, целый народ лишили корней, сделали манкуртом.

Следующим ударом по духовным основам казахской культуры стала смена алфавита. И если перевод с арабского на латиницу в 1929 г. проходил при широкой дискуссии ярких представите-лей казахской интеллигенции, то уже на кириллицу в 1940 г. переходили силой административ-ного ресурса в атмосфере молчаливого согласия. (2) Таким образом, первый этап отрезал казахов сначала от всей восточной (тюркской) культуры и ислама, а затем второй включал их в новую советскую культуру.

По всему Казахстану в 1920-30 гг. открывались начальные и средние школы, интернаты, шла борьба с ликвидацией неграмотности, обучение базировалось на русском языке, проводилась политика «коренизации», впоследствии же казахские школы постепенно слабели, а позже закры-вались, исчезали носители степной духовности и культуры (баксы, суфии, муллы, сказители-жыршы, беркутчи и и т.д.). Казахи потерял свое тысячелетнее содержание, мир кочевой культуры, уходящий корнями к ариям, сакам, гуннам и тюркам, когда-то прославивших свои народы.

Проведенная в 1936 г. декада казахской культуры в Москве продемонстрировала казахские музыкальные произведения и песни, которые уже пережили трансформацию по европейскому образцу - ведь это были первые казахские оперы, оркестровое исполнение казахской народной музыки. Московская центральная пресса тех лет в восторженных отзывах характеризовала казахскую культуру как «социалистическую по форме и народную по содержанию».

Таким образом, мы видим, что за короткий срок форсированной модернизации и «культурной революции» была потеряна казахская сущность самобытности, уничтожена мыслящая казахская алашординская элита, и все содержание кочевой культуры.

В новых условиях казахи уже пользовались чужими западными стандартами, как например, русской (европейской) культурой, языком, алфавитом, наукой, техникой, одеждой, и т.д. Все свое - кочевое - было выброшено. Так казахи потеряли сущность своей культуры, а до западно-европейской цивилизации и культуры еще не дошли, поэтому была утрачена основа для самобытного развития своей культуры и языка.

Таким образом, проводившаяся в 1920-30-х гг. модернизация казахской культуры до сих пор отражается и в условиях суверенитета. Этим объясняется не конкуретность национальной казахской культуры, засилье западных стандартов, русского языка и периферийный статус казахского языка и культуры в целом с советских времен, и данную ситуацию мы все еще с трудом переламываем в наши дни.

Не отрицая и не уменьшая определенных достижений в развитии культуры казахов в советский период, все же необходимо отметить внутреннюю неоднородность и разделение казахов, отчуждение городских русскоязычных от сельских, вестернизацию и параллельную исламиза-цию, иногда принимающую крайние формы в наши дни. И все это примеры культурной разоб-щенности, не достаточного уровня развитости своей автохтонной культуры, ее маргинального характера.

Возрождение и развитие казахской культуры должно основываться на возрождении духа утраченной кочевой культуры, невозможно без переоценки и переосмысления нашей истории. На новом витке суверенной истории мы должны трансформировать и творчески преобразовать дух кочевой культуры, из которой необходимо взять все самое лучшее, и вместе с западными ценностями и представлениями, уже вросшими в современную казахскую культуру, превратить этот синтез в специфически национальный, двигаясь вперед, в ногу со временем.

 

Литература

  1. Козыбаев М.К., Абылхожин Ж.Б., Алдажуманов К.С. Коллективизация в Казахстане: трагедия крестьянства. - Алматы, 1992.
  2. Ашимбаев Д.Р., Хлюпин В.Н. Казахстан: история власти. Опыт реконструкции. - Алматы, 2008.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.