Анализ посещаемости музея как критерий оценки его деятельности (на примере Центрального государственного музея Республики Казахстан)

В данной статье предпринята попытка анализа посещаемости музея различными социальными и возраст­ными группами (на примере Центрального государственного музея Республики Казахстан) и определяются внешние и внутренние факторы, которые влияют на посещаемость музея (социально-экономические факторы, сезонный; внутренняя политика музея - программы коммуникации, взаимодействие музея с учеб­ными заведениями города и пригорода, планирование культурно-образовательной и выставочной дея­тельности, качество образовательных услуг музея, система обслуживания музейных посетителей, использо­вание информационных технологий в музейном образовании, развитие рекламной и PR-деятельности и т.д.). Анализ посещаемости и анализ музейной аудитории являются частью программы маркетинговых социологических исследований, которые выступают важным инструментом оценки и повышения эффек­тивности деятельности музея, решения конкретных социальных задач. В статье отмечены основные стра­тегические направления службы маркетинга музея; обработаны результаты проведенного маркетингового исследования в первом полугодии 2013 года на основе анализа делопроизводственной документации, где зафиксированы ежедневные количественные показатели; даны характеристики музейной аудитории. Ста­тистический анализ посещаемости Центрального государственного музея Республики Казахстан дошколь­никами, учащимися, студентами, туристическими группами представлен в таблицах.

Рейтинг любого музея, его общественная зна­чимость определяются уровнем посещаемости, что является своего рода критерием оценки эффективности деятельности музея в целом.

Деятельность музея в первую очередь ориен­тирована на посетителей. Формы культурно­образовательной деятельности различны: это, сложившиеся годами, десятилетиями тради­ционные формы работы с посетителями - экскурсии, лекции и инновационные инте­гральные - мастер-классы, музейные празд­ники, фестивали, детские интерактивные пло­щадки, презентации, творческие встречи, ко­торые пропагандируют деятельность музея, тем самым привлекают все больше новых и новых посетителей, партнеров.

Отметим, что посещаемость музея склады­вается из количества индивидуальных зри­телей и посетителей в составе экскурсионных и лекционных групп. Число посетителей - величина не постоянная. Посещаемость музея зависит от множества внешних и внутренних факторов: социально-политических и экономи­ческих - социально-экономическая ситуация в стране, приоритеты и программы развития Министерств РК в области образования, науки и культуры, система подготовки будущих специалистов не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной и культурной среде, возрастающее количество частных галерей, готовность педагогов к ши­рокому партнерскому взаимодействию и твор­ческому сотрудничеству, программы учебных заведений, сезонный фактор; внутренняя по­литика музея - планирование культурно-об­разовательной и выставочной деятельности, консультативно-просветительская деятельность музея, информирование и обслуживание посе­тителей, внедрение информационных техно­логий в музейное образование, развитие науч­но-издательской деятельности, взаимодействие музея с общественностью, сотрудничество с различными структурами, эффективность про­граммы коммуникации, определение стратеги­ческих приоритетов музея, укрепление со­циального статуса и создание привлекатель­ного имиджа музея и т.д. Музей рассматри­вается как активный участник интеграционных процессов в системе образования, науки и культуры, тем самым активно включается в жизнь общества.

Анализируя посещаемость ЦГМ РК, отме­тим, что в 2013 году наблюдается увеличение количества посетителей таких категорий как, «школьники», «студенты», «дошкольники» (дет­ские сады), «взрослые», «туристические группы». Преобладание последней на прямую взаимо­связано с сезонным фактором: именно в лет­нее время (время отпусков и путешествий) музей посещают туристы из-за рубежа; а в ве­сенне-осенне-зимний периоды большое коли­чество учащихся и студентов.

Одним из важнейших аспектов коммуника­тивной политики музея является взаимодей­ствие музея со школами, предусматриваю­щее разработку комплексной образовательной программы для школьников, согласованной с учебными школьными программами, направ­ленных на воспитание и повышение образо­вательного и культурного уровня подрастаю­щего поколения. Музейно-педагогический про­цесс ориентирован на то, чтобы объединять усилия музейных педагогов и учителей в вос­питании и обучении детей [1]. Отметим, что наибольший процент музейной аудитории на протяжении многих лет составляет категория «школьники» общеобразовательных учрежде­ний. Активная «внеклассная работа учителей» также влияет на показатели посещаемости музея. Хорошая динамично возрастающая по­сещаемость зависит от сложившейся системы сотрудничества музея со школами. Музейные специалисты проводят лекционную и актив­ную агитационную, научно-методическую ра­боту, своевременно информируя и консульти­руя учебные заведения о новых программах, проектах и выставках. В работе с учебными заведениями при анализе - необходимо опре­делить, что является стимулирующим факто­ром частого посещения. Одни школы посе­щают музей циклами с учетом тематики рас­сматриваемых вопросов, и целенаправленно посещают музей до четырех раз, другие посе­щают музей один раз в год или вообще не посещают по определенным причинам (отсут­ствие транспорта, далекое расположение школы от музея и др.). Таким образом, сегодня проис­ходит интеграция музея в систему традицион­ных и не традиционных социальных институ­тов - дошкольных, школьных, вузов в рамках разработки программ многоуровневого взаимо­действия системы образования и культуры [2].

Качество образовательных услуг (лекции, экскурсии, музейные уроки) существенно влияют на поток посетителей в музей. При этом образовательные программы должны соответ­ствовать интересам самых разных категорий и иметь широкий диапазон тем, дабы завоевать своих постоянных посетителей. Музейными менеджерами периодически проводится анализ наиболее востребованных тем лекций и экс­курсий. Выделяются такие темы, как «Архео­логия Казахстана», «История ранних кочев­ников», «История развития и становления Не­зависимого Казахстана», «История тенге»,

«Конституция РК», «История г. Алматы», выдающиеся деятели Казахстана XIX -XX вв., «Казахстан в годы ВОВ», «Традиционная куль­тура казахов», которые являются основопола­гающими в изучении истории и культуры Казахстана. Отметим, что успех качества услуг музея достигается решением комплекса задач: научный подход и высокое качество экспо­зиции, временных выставок, доступность, от­крытость, информативность, актуальность, ра­циональная цена, развитие процесса обратной связи.

Учитывать также необходимо качествен­ное обслуживание пришедших в музей групп или одиночных посетителей, ведь главным в восприятии музея является своевременное информирование посетителя о том, что се­годня предлагает музей, какие выставки про­ходят в стенах музея и насколько они ин­тересны и актуальны. В этой связи, важным звеном - проводником информации является дежурный по музею. Для разработки поли­тики музея в сфере заботы о посетителях чрезвычайно существенным стало признание того факта, что каждый сотрудник вносит свой вклад в складывающийся у посетителей образ музея. Важными качествами обслуживающего персонала (дежурный по музею, сотрудники стола справок и информационной службы, смотрители) являются отзывчивость, друже - любность, ответственность, грамотность в подаче точной информации, коммуникативные навыки. В обслуживании посетителей необ­ходимо также обращать внимание на наличие интерпретации (стендовые тексты, информа­ционные щиты, буклеты, афиши, ориентирую­щие указатели и др.); наличие мест отдыха в музее с учетом того, что музей посещают пожилые люди и семьи (родители с малень­кими детьми).

В настоящее время усилилась роль инфор­мационных, телекоммуникационных и мульти­медийных технологий. Актуальны сегодня видео- и аудио мониторы, информационные киоски, которые бы позволили посетителям самостоятельно ориентироваться в простран­стве музея, также как и актуально использо­вание средств мультимедиа в музейном об­разовании, в котором учащиеся обретают но­вые возможности для восприятия знаний и для развития своих способностей. Поэтому совре­менному музейному педагогу на уроках необ­ходимо использовать новейшие технические средства и методы обучения.

Следующий фактор, влияющий на посещае­мость музея - информационно-рекламная ориентация человека в формировании осознан­ного и мотивированного желания посетить музей. Музей может влиять на аудиторию через рек­ламу и паблисити (открытость, пуб-личность программ). Существует разные источ-ники ин­формирования посетителей о музее - реклам­ные щиты, типографическая и сувенирная про­дукция, публикации о музее в СМИ, инфор­мация в периодической печати, на радио и телевидении. Средством привлечения посети­телей в музей является презентация музея в телепередачах, на радио, а также PR - пресс­релизы, статьи, пресс-конференции, репортажи.

Сегодня музей широко представлен в системе Интернет - социальные блоки, порталы, соб­ственный веб-сайт. Рекламной службой, кото­рая действует при секторе музейного менедж­мента музея проводится работа по информиро­ванию общественности города о том, что про­исходит в музее, посредством рассылки инфор­мации различными средствами (через элек­тронную почту, факс, личные приглашения) партнерам, так называемым «друзьям музея», учебным заведениям г. Алматы.

Таким образом, увеличение посещаемости зависит от того, насколько музей самостоя­тельно развивает информационное направле­ние и успешно осуществляет рекламную дея­тельность, где ведущее место занимает взаимо­действие с обществом через планирование и реализацию PR стратегии [3]. Рекламная и PR- деятельность - это составная часть маркетин­говой политики и от решения маркетинговых и коммуникативных задач зависит основная сте­пень успеха деятельности музея.

Существенный фактор, который влияет на посещаемость музея - это активизация выставочной и культурно-образовательной деятельности. Ежегодно музей проводит свыше 30 выставок; в первом полугодии 2013 г. в музее было организовано 20 выставок различ­ной классификации: юбилейные, мемориаль­ные, персональные, выставки одного предмета, выставки-ярмарки, среди которых крупное мероприятие совместно с ТОО «Тенгизшев- ройл» (презентация научного каталога «Ка­захские ковры и ковровые изделия из коллек­ции ЦГМ РК» и открытие нового экспози­ционного комплекса), выставка художествен­ных произведений участников проекта «Тво­рим вместе» и мастер-классы, проводимые под руководством украинского художника А. Скаб- линского, Центрально-Азиатская выставка-яр­марка ремесел, мероприятие городского мас­штаба «Ночь в музее», в рамках которого была впервые организованная площадка для детей Твор-Двор «Мастерская волшебников», с 6 мастер-классами, кукольным театром и мага­зинами детских игрушек и т.д. Музей прово­дит выставки, посвященные жизнедеятельности выдающихся деятелей науки, культуры и ис­кусства, общественно-политических и государ­ственных деятелей. За последние годы (2011­2013), в музее вниманию посетителей были представлены экспозиционные комплексы К.Сатпаева, К.Байсеитовой, А.Кунанбаева, М. Тулебаева, У. Ахмедсафина, А. Байтурсынова и др., которые являются значимыми в нравст­венном и патриотическом воспитании под­растающего поколения, приобщении детей и молодежи к историческому прошлому.

Масштабные культурно-образовательные и международные выставочные проекты при­званы привлекать большое количество посети­телей в музей. Так, к примеру, выставку «Летопись монет Казахстана» (2011 г.) посе­тило - 8000 человек, международную выставку «Куклы Японии» (2011 г.) -12 000 человек, посещаемость выставки антикварных изделий «Эхо старины» составила 12.000 человек, еже­годная посещаемость мероприятия «Ночь в музее» (2012-2013 гг.) в среднем составляет около 7000 человек.

Одним из направлений культурно-образо­вательной деятельности музея является орга­низация и проведение благотворительных мероприятий, направленных на поддержку детей-сирот и детей-инвалидов, которые знакомят детей с миром музея (ежегодно 500 детей с ограниченными возможностями посещают музей). Традиционно музей прово­дит благотворительные мероприятия для детей из фонда защиты, материнства, опекун­ства и детства «Алтын Көл», при поддержке партнеров и спонсоров. Главное направление в построении современной модели обучения и воспитания детей с ограниченными возмож­ностями - это создание условий для повыше­ния качества и обеспечение доступности об­разовательных услуг музея.

Кроме того, музей проводит специальные акции - «Дни открытых дверей». 17-18 фев­раля 2013 г. музей совместно с АО «Халык Банк» провел акцию «Народная культура и ис­кусство», которую посетили 1048 школьников, студентов и курсантов.

Отметим, что интересы и запросы людей меняются, и поэтому необходимо отслеживать реакцию посетителей на музейные программы и проекты.

Таким образом, учитывая большинство фак­торов, которые влияют на увеличение посе­щаемости музея, отметим необходимость раз­работки стратегического маркетингового плана музея, который бы включал не только план выставок, мероприятий, образовательных про­грамм, а также план проведения социологи­ческих исследований методом соцопроса посе­тителей в музее.

Главный вопрос маркетинговой службы музея - «Как привлечь сегодня посетителя в музей и как сделать музей более привле­кательным для посещения?». В этом вопросе социологические исследования становятся важным инструментом повышения эффек­тивности деятельности музея, а также реше­ния конкретных социальных задач [4]. Со­циологические исследования помогают улуч­шить качество музейной работы, удовлетво­рить потребности и ожидания посетителей, а также запланировать дальнейшее развитие музея. Изучая анкеты, книги отзывов важно правильно интерпретировать полученные данные.

Маркетинговые исследования, в частности анализ посещаемости, позволяют выявить дина­мику посещения музея отдельными социаль­ными группами за определенный период вре­мени (квартал, полугодие, год). Музейными спе­циалистами проводится анализ данных зафик­сированных в 2 журналах музея «Регистрации оказания платных услуг» и «Регистрации посещаемости ЦГМ РК учебными заведе­ниями и туристическими группами (напол­няемость групп от 3-х человек и выше)», путем «выборки» данных, касающихся только учебных заведений, посетивших музей. Дан­ные зафиксированные в журналах содержат информацию по следующим разделам: наиме­нование, частота посещения, количество уча­щихся, студентов, количество оказанных услуг учебным заведениям (экскурсии и лекции).

Представим результаты проведенного мар­кетингового исследования (первое полуго­дие 2013 года):

  • социально-демографические группы посе­тителей музея представляют собой в большей степени - «учащиеся» (общеобразовательные и частные школы, колледжи, лицеи, гимназии), которые составляют 50-55% музейной аудито­рии;
  • категория «студенты» в количественном отношении хорошо представлена в музее (ак­тивно посещают музей КИМЭП, КазНАУ, КазУМО и МЯ, Международная Академия Бизнеса, АГУ, КазГосЖенПУ, КазНУ им. Аль- Фараби, Технологический Университет, Цен­трально-Азиатский, «Кайнар» и др.). Музей посещают студенты разных специальностей - философы, историки, арабисты, филологи, ме­дики, педагоги, будущие военные, менеджеры туризма, технологи и т. д.
  • в летний период ЦГМ РК посещают в ос­новном дети пришкольных и загородних ла­герей отдыха (Карасайский, Каскеленский, Ис- сыкский, Иллийский, Талгарский районы).
  • туристические группы представляют не только взрослые, но и учащиеся и студенты из городов ближнего и дальнего зарубежья (сту­денты из Китая, Японии, Индии, Болгарии, Польши, Киргизии, Афганистана), городов Ка­захстана (Павлодар, Жамбыл, Чимкент, Астана, Тараз, Талдыкорган). При изучении вопроса посещаемости музея туристическими груп­пами важно рассмотреть изменения и современ­ные тенденции в области развития местного туризма. В этом отношении, сотрудничество с туристическим сообществом является частью стратегического плана музея.

В результате анализа отметим, что ЦГМ РК является современным, динамично развиваю­щимся учреждением. Эффективность деятель­ности музея напрямую зависит от эффектив­ной организации системы менеджмента и мар­кетинга [5]. В музее действует отдел марке­тинга, задачи которого заключаются в содей­ствии увеличению посещаемости музея, рас­ширению музейной аудитории и распростране­нию информации о музее среди тех, кто не входит в число его посетителей.

Специалисты по маркетингу предоставляют необходимые данные для составления перспек­тивного плана работы музея, проводят кратко­срочные маркетинговые кампании в ходе от­дельных музейных мероприятий, участвуют в привлечении внебюджетного финансирования и в работе со спонсорами. Отметим, чем выше социальная значимость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей привлечь посетителей [6]. В этой связи маркетинг музея включает два важных стратегических направ­ления:

  • презентацию и продвижение музея и его деятельности;
  • презентацию и продвижение музейных товаров и услуг.

Думается, что может сегодня предложить музей своим посетителям в качестве «товара»? Это, прежде всего экспозиции и выставки, раз­личные формы культурно-образовательной дея­тельности. Книги, буклеты, каталоги и другая полиграфическая продукция, связанная непо­средственно с тематикой музея, а также видео­фильмы, слайды и другие издания, которые также могут привлекать посетителей в музей. Поэтому краеугольным камнем любого мар­кетинга является анализ реальной и потенциаль­ной аудитории музея, умение стать на пози­цию посетителя и его глазами взглянуть на музей. Существует несколько категорий посе­тителей, на которые сегодня музей ориенти­руется в своей деятельности и в работе, с которыми использует разные приемы и ме­тоды. Это не только школьники, туристы, семьи, представители различных конфессиональных, национальных, профессиональных культур, но и делегации административных и правитель­ственных учреждений.

При оценке музейной аудитории выде­ляются следующие ее характеристики:

  • аудитория неоднородна (представлены все возрастные и социальные категории);
  • аудитория динамична и активна в выборе определенных тем (люди проявляют интерес к истории и культуре Казахстана);
  • аудитория хорошо ориентируется в музее (наличие указателей, информационных щитов);
  • аудитория образованна;
  • аудитория разделяет ценности музея.

В большинстве случаев люди приходят в музеи, чтобы:

  • получить информацию об истории и куль­туре Казахстана;
  • посещение музея включено в культурную программу компании, организации;
  • желание приятно провести время и отдох­нуть в тиши музея;
  • увидеть интересующую их коллекцию или выставку;
  • познакомиться с музеем, потому что они - туристы.

Люди не приходят в музей, потому что:

  • не знают, что происходит в музеях (не информированы);
  • не разбираются в истории и искусстве;
  • деловые люди считают, что они очень заняты, нет свободного времени;
  • молодые люди чувствуют себя необра­зованными и стесняются этого.

Одна из задач образовательных и марке­тинговых служб музея - это создать все необ­ходимые условия, для того, чтобы посетители чувствовали себя в музее уверенно и спокойно, владели информацией, развивающей их пред­убеждения.

Таким образом, путем измерений анализа, который музейные менеджеры делают на про­тяжении многих лет, зафиксированы и опи­саны устойчивые колебания в посещаемости Центрального государственного музея РК (до 130 тысяч человек в год, от 60-75 тысяч че­ловек за полугодие, до 33 000 человек еже­квартально). Статистический анализ посещае­мости ЦГМ РК за 2012-2013 гг. дошколь­никами, учащимися, студентами, туристическими группами из числа школьников и студентов представлен ниже в таблице. Количественные показатели посещаемости (первое полуго­дие 2012/2013 гг.)

Количество учебных заведений:

Количество посещений музея этими учебными заведениями возросло практически на 100 600 (2013 г.) – 501(2012 г.)

Количество учащихся (студентов и школьников) посетивших музей возросло на 2426 человек: с 11694 (2012г.) до 14120 (2013г.)

Количество учащихся (студентов и школьников) посетивших музей возросло на 2426 человек: с 11694 (2012г.) до 14120 (2013г.)

 

Список литература 

  1. Колесникова И. А. О феномене музейной педагогики, СПб, 1998
  2. Музейная педагогика за рубежом: работа музеев с детской аудиторией. Составитель и редактор М.Ю.Юхневич М., 1997
  3. Калугина Т. Из всех искусств для нас важнейшим является пиар.// Музей№3,
  4. Музейное дело России. - М., 2010.С.489
  5. Мусаханова М.З. Маркетинг в музее / Францышина Е.И. Маркетинговая политика в музее. С.52-54 // Худо­жественный музей и его роль в контексте современной культуры. Сб.док. - Алматы, - 100 с.
  6. Формирование привлекательного имиджа музея. Музей и СМИ//Музей. №4, 2005.
Фамилия автора: А.В. Кущенко, Т.Б. Козуб
Год: 2013
Город: Алматы
Категория: История
Яндекс.Метрика