Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Влияние Октябрьского переворота 1917 года на политическую жизнь в казахстане и создание демократической программы партией «Алаш»

В статье рассматривается влияние Октябрьского переворота 1917 года на политическую жизнь в Казахстане, что выразилось, прежде всего, в активизации деятельности национальных партий и подъеме политического национального сознания. Особого внимания заслуживает проект Программы партии «Алаш», явившийся прообразом национальной Конституции. В исторической литературе достаточно хорошо изучена деятельность партии «Алаш». Однако, программные положения партии «Алаш», единственной партии в Казахстане впервые на территории бывшей Российской империи, сформулировавшей конституционные принципы, до сих пор не получили своего анализа с точки зрения демократических ценностей. Этот пробел нам хотелось бы восполнить в данной статье.

Появление национальных политических партий в Казахстане в 1917 году говорит о том, что в стране в тот пери­од национальное самосознание достигло высокого уровня, реально закладывались основы многопартийности и плюралистической политической системы общества в Казахстане. Но отсутствие опыта политической борьбы, своеобразие исторического момента, неоднородность национально-освободительного движения, отсутствие собственных вооруженных сил для защиты национальной автономии (отряды же милиции были малочислен­ны), давление партии большевиков, вылившееся в дальнейшем в репрессии - все это затормозило развитие демократических процессов и, в конечном итоге, привело к их уничтожению и формированию жесткой команд­но-административной системы в стране.

В период становления и утверждения неза­висимости молодой Республики Казахстан идет процесс формирования новых ценностей и иде­алов молодой нации. Особая роль в духовных исканиях и формировании научного, а также па­триотического мировоззрения и национального самосознания молодого поколения отводится исследованиям по истории родного Отечества.

Большое внимание вопросам изучения от­ечественной истории всегда уделял и Президент РК Назарбаев НА.

Ранее, в 2003 году, Президентом Н.А.Назар- баевым было объявлено о начале беспрецедент­ной программы «Мәдени мұра» («Культурное наследие»). За семь лет реализации программы - с 2004 по 2011 годы - было проведено 26 мас­штабных специальных исследований по исто­рии, археологии и этнографии Казахстана. Но все это - начало нашей большой работы, направ­ленной на восстановление исторической памяти и исторической справедливости.

Нового взгляда и переосмысления требуют методологические подходы к историческому процессу и его отображению в науке истории, а также мировоззренческие и ценностные основа­ния исторического познания.

Проблемы формирования культурно-исто­рической политики на государственном уровне также стоят и в соседней России, где в послед­нее время широко обсуждаются поставленные на президентском уровне вопросы более глубо­кого изучения истории страны и создания еди­ного учебника по истории России.

К профессиональной деятельности ученых историков сегодня предъявляются довольно высокие требования, обусловленные необхо­димостью изучения зарубежных источников на иностранных и древних языках. Историки, из­учающие историю Казахстана, не только уста­навливают исторические факты, но и формиру­ют современное отношение к ним, открывают для широкой публики культурно-исторические образцы и таким образом аккумулируют исто­рический опыт народа. Сегодня в мире оза­бочены кризисом национально-культурной идентичности, которым охвачены не только от­дельные индивидуумы, но и целые сообщества, этносы, нации и государства на разных конти­нентах. Между тем, национальная, этническая, культурная и страновая идентичность, а также национальное сознание молодого поколения формируется именно на базе историко-культур­ного знания. Сейчас наблюдается также острый дефицит достойных кумиров для подражания, экраны заполонили вампиры и бандиты. Именно историческая наука призвана донести до моло­дого поколения полную информацию о лучших сынах Отечества, посвятивших свою жизнь слу­жению своему народу, сделавших свой неоце­нимый вклад в историю и культуру казахского народа, нашедших новые смыслы и создавших духовные ценности, на которых зиждется дух народа, его идеалы, самобытность, осознание им своей миссии.

На этапе состоявшегося независимого го­сударства возникли новые задачи, а, именно, необходимость осмысления своей сложной и богатой истории с высоты современной науки и создание целостной национальной историче­ской картины. С этой целью в июне 2013 г. Пре­зидент РК выдвинул инициативу по разработке и реализации специальной программы истори­ческих исследований под названием «Народ в потоке истории», а также разработать базовый учебник истории Казахстана. Также было пред­ложено Министерству образования и науки РК включить в программу среднего образования такой предмет, как «Алашеведение», при из­учении которого молодое поколение получит знания об идейных истоках независимости, о лучших представителях казахского общества начала 20-го века, чьи взгляды на права лично­сти, государственное и политическое устрой­ство, образование, опередили свое время на многие десятки лет.

Влияние Октябрьской революции на по­литическую жизнь в Казахстане выразилось, прежде всего, в активизации деятельности на­циональных партий и подъеме политическо­го национального сознания. Особого внима­ния заслуживает проект Программы партии «Алаш», явившийся прообразом национальной Конституции. В исторической литературе до­статочно хорошо изучена деятельность партии «Алаш». Однако, программные положения пар­тии «Алаш», единственной партии в Казахста­не, впервые на территории бывшей Российской империи сформулировавшей конституционные принципы, до сих пор не получили своего ана­лиза с точки зрения демократических ценно­стей. Этот пробел нам хотелось бы восполнить в данной статье.

Революционные события, сотрясавшие Рос­сию в период двух революций 1917 года, от­разились и на политической жизни в бывших колониальных окраинах. По всему Казахстану наблюдался рост политической активности на­селения, к общественной жизни приобщились самые различные слои казахского общества. Общественная жизнь казахского общества в данный период отличалась многообрази­ем взглядов, мнений и суждений по вопросам дальнейшего пути развития общества, ростом национального самосознания. Это все отобра­жало своеобразие исторического момента, не­однородность социального состава казахского общества, в том числе и ее национальной ин­теллигенции. Уже в дооктябрьский период на территории Казахстана сформировались основы плюрализма мнений и многопартийности.

В Казахстане в это время существовали мест­ные организации различных российских пар­тий: кадетов, социал-революционеров (эсеров), меньшевиков, большевиков, монархистов и др. В областях и уездах появились различные рабо­чие, мусульманские, молодежные и т.д. органи­зации. Были созданы молодежные организации «Еркін дала» в Оренбурге, «Бірлик» в Омске, «Жас қазақ» в Уральске, организованный Тура- ром Рыскуловым «Революционный союз казах­ской молодежи» в Аулие-Ата и Мерке, которые ставили своей целью культурно-просветитель­скую деятельность среди населения. Огромное влияние на рост политического сознания тыло­виков оказало их общение с русскими рабочими и солдатами, вернувшимися с фронта.

В то время казахи являлись одним из наибо­лее крупных этносов, проживающих в России. В ходе переписи, проведенной в 1897 году, было зарегистрировано 4 млн. 84 тысячи 139 лиц ка­захской (киргиз-кайсацкой) национальности1. Если объединить всех их, это было бы нема­ленькое образование - автономное или даже го­сударственное.

В казахской общественной мысли к октябрю 1917 году созрели идеи консолидации на обще­казахской, на общетюркской и на общемусуль­манской основе. Лидеры казахов Степного края, объединенные в партию «Алаш», и находясь в Оренбурге, выступали за объединение казах­ских земель и оформление казахской автоно­мии. Лидеры казахов Туркестанской губернии, сосредоточившись в Ташкенте, больше склоня­лись к идее консолидации народов Туркестана на основе тюркской и мусульманской общно­сти (партия «Шуро-и-Исламия»). Подавляющее большинство народных масс Казахстана и Сред­ней Азии было безграмотным и находилось под сильным влиянием мусульманского духовен­ства. Поэтому представители южной казахской интеллигенции считали, что приобщить народ к знаниям и просвещению легче и целесообразнее в тех условиях через ислам.

Возникшие после Февральской революции национальные политические партии отражали интересы коренного населения: «Алаш» - пар­тия национальной демократической интеллиген­ции, выступавшая за западные демократические ценности, «Уш жуз» - партия радикально, про­большевистски настроенных слоев населения и «Шуро-и-Исламия»- организация исламизма и тюркизма.

Надо отметить, что вместе со стремительным калейдоскопом революционных событий взгля­ды лидеров некоторых партий также проходили определенную эволюцию. Так, например, пар­тия «Уш жуз» в начале своего пути ратовала за федерацию тюркских народов, а в дальнейшем перешла на пробольшевистские позиции. А в партии «Шуро-и-Исламия» постепенно выде­лились два противоположных крыла: улемисты, которые стояли на позициях «чистого ислама», и джадиды - сторонники тюркизма, отличавшиеся модернизмом и прагматизмом. Первые во главе с востоковедом Серали Лапиным были сторон­никами ортодоксального ислама, требовали соблюдения норм шариата, выступали против реформы образования на европейский манер, а вторые, лидером которых был М.Чокай, высту­пали за проведение демократических реформ, особенно в сфере образования.

Октябрьские события 1917 г. и угроза боль­шевизации края поставили новые задачи перед лидерами национальных партий.

Национальная интеллигенция, ставшая впо­следствии ядром партии «Алаш», вышла на политическую арену с 1905 года. Социальную базу партии «Алаш» составляла интеллигенция, которая выражала идеи национальной свобо­ды, создание суверенного автономного нацио­нального государства, курс на демократические ценности и рыночные отношения. Подготовку общеказахского съезда, на котором и намеча­лось провозгласить новое государственное об­разование, казахские демократы начали еще в 1913 году. Особенно активно эта идея пропаган­дировалась на страницах знаменитых в то время изданий - журнала “Айкап” и газеты “Казах”. Впоследствии газета “Казах”, редакторами ко­торой были М. Дулатов и А. Байтурсынов, стала центральным печатным органом Алаш-Ордын- ского правительства и партии.

Особенно активным и несущим большие на­дежды оказался 1917 год, в течение которого со­зывались подготовительные областные съезды и два общеказахских съезда в Оренбурге (первый - 21-28 июля и второй - 5-13 декабря).

Напомним, что 21-28 июля 1917 года со­стоялся первый Общеказахский съезд в городе Оренбурге, который рассмотрел вопрос об обра­зовании партии Алаш, создании территориаль­но-национальной автономии, землеустройстве населения, отношении к религии, положении женщин и др. Председателем движения был избран яркий представитель казахской интел­лигенции 20-х годов прошлого столетия, бле­стящий экономист, тогда комиссар Тургайской области Алихан Букейханов.

5-13 декабря 1917 года в Оренбурге был проведен Второй общеказахский съезд в Орен­бурге, явившийся программным и самым зна­менательным в истории казахского демократи­ческого движения. 21 ноября 1917 г. в газете «Казах» был опубликован проект Программы партии «Алаш», составленный Алиханом Бу- кейхановым, Ахметом Байтурсыновым, Мир- жакипом Дулатовым, Елдесом Гумаровым, Есенгали Тормухамедовым, Габдулахмидом Жундибаевым и Газимбеком Биримжановым.

Данный проект навсегда вошел в сокровищ­ницу национальной политической и правовой мысли.

Программа состояла из десяти параграфов. Так, в параграфе I провозглашалось: «Россия должна быть демократической, федеративной республикой. Каждое государство, входящее в Федеративную Республику, являясь самостоя­тельным, действует в единении с другими госу­дарствами — членами федерации...»2

Таким образом, подчеркивалось равенство субъектов федерации и приоритет самоуправ­ления автономий. Кстати, при советской власти полностью была разрушена система местного самоуправления в стране и сейчас этот вопрос является объектом жарких политических дис­куссий в постсоветских республиках. Основате­ли партии “Алаш” были далеки от сепаратизма, ибо понимали угрозу гражданской войны и не хотели напрасного кровопролития для своего на­рода. Они видели автономию со своим законно избранным правительством в составе децентра­лизованной (федеративной) демократической России, которая, по их мнению, должна была провести широкие демократические преобра­зования и сыграть важную роль в повышении и развитии национальной демократической поли­тической культуры.

Всеобщее равное избирательное право было дополнено важными антидискриминационными нормами. В пар. I провозглашалось, что “правом выборов пользуются все без различия проис­хождения, вероисповедания и пола”3. Ранее на июльском Оренбургском съезде (21-28 июля 1917 г.) политические права женщин также провозглашались равными с правами мужчин4. Это был огромный прогрессивный шаг для того времени, который даже опередил завоевания демократии в западных странах. Кроме того, они пошли дальше американской демократии, которая, как известно, не предоставляла в то время избирательного права негритянскому на­селению и туземцам. В США лишь белые жен­щины получили избирательное право в 1920 г. (и то не во всех штатах), в Великобритании - в 1928 г., а во многих европейских странах изби­рательное право для женщин ограничивалось имущественным либо образовательным цензом. В восточных странах традиционной исламской ориентации вопрос о предоставлении женщи­нам равного избирательного права даже не ста­вился в течение XX века.

Таким образом, мы видим здесь политиче­скую зрелость молодых казахских демократов, определивших с самых первых съездов равное и всеобщее избирательное право, как одно из важ­нейших политических прав личности.

В пар.1 Программы впервые вводится долж­ность президента, хотя механизм его избрания и полномочия больше схожи с правовым статусом премьер-министра. Так, указывается, что прези­дент избирается не всенародно, а «учредитель­ным собранием и государственной думой на определенный срок лет. Президент управляет через совет министров, ответственен перед учредительным собранием и государственной думой. Законодательная власть сосредоточена в руках только государственной думы, которой принадлежит право контроля над правитель­ством».

В пар.11 говорилось о свободе казахской авто­номии: «Автономия казахов слагается из обла­стей, населенных ими, и составляет часть Рос­сийской Федеративной Республики... Партия «Алаш» - сторонник справедливости, спутник бедняков, враг притеснителей...»

Автономия, по мнению авторов Программы, должна была объединить области, представля­ющие сплошную территорию с господствую­щим казахским населением единой культуры, истории и единого языка. Таким образом, здесь черты будущего национально-государственно­го образования выступают достаточно четко, и столь же определенным, с выделением наиболее важных признаков, стало понимание нации как консолидированной этнической общности.

В пар. III Программы впервые в истории Казахстана были зафиксированы такие важные демократические гражданские и политические права, как: равноправие всех без различия веро­исповедания, происхождения, пола, неприкос­новенность личности и тайна частной перепи­ски, свобода слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность жилища и имущества, за­прет на лишение свободы без судебного рассмо­трения и вынесения решения суда.

Пар. iv гласил: «Религия отделяется от го­сударства. Все религии равноправны... у казахов должен быть свой муфтиат...».

Лидеры партии «Алаш» отстаивали принци­пы светского демократического государства, в котором образование, государственная служба и законодательство отделены от религии (исла­ма) и в данном вопросе противостояли взгля­дам представителей мусульманских партий. В то же время провозглашался принцип свободы совести, а также толерантности и уважения к существующим конфессиям, все религии при­знавались равноправными. Данное положение говорит о высоком уровне понимания тонких вопросов веры и ее значения в духовной жизни многонационального народа Казахстана. В дан­ном вопросе алашевцы занимали демократиче­ские позиции в отличие от большевиков, прово­дивших политику воинствующего атеизма.

Партия «Алаш» также уделяла особое вни­мание вопросам функционирования судебной ветви власти, которая должна была основывать­ся на демократических принципах. Так, в пар^ говорилось: «Власть и суд должны строиться в соответствии с особенностями каждого на­рода. Бий и судья должны знать язык местного народа... В сфере правосудия и суда все люди бу­дут равны...Преступления, за которые предус­матривается суровое наказание, будут рассма­триваться судом присяжных. В районах, где казахи составляют большинство, языком суда является казахский».5

Провозглашался важный принцип демокра­тии - равенство всех перед законом и судом. Суд присяжных, по мнению лидеров «Алаш», дол­жен был обеспечить гласность судебного про­цесса, независимость суда, всестороннее, объек­тивное и справедливое рассмотрение уголовного дела6. Однако, советская власть уничтожила демократические институты как традиционно­го суда биев, так и светского суда присяжных, заменив их на органы ВЧК. Понятие права как социальной, культурной, исторической общече­ловеческой ценности было зачеркнуто больше­виками. В 1929 году на партийной конференции секретарь ЦК ВКП(б) Лазарь Каганович откро­венничал: “Мы отвергаем понятие правового государства. Если человек, претендующий на звание марксиста, говорит всерьез о правовом государстве и тем более применяет понятие “правовое государство” к советскому государ­ству, то это значит, что он отходит от марксист­ско-ленинского учения о государстве”7. На ре­ализацию важнейшего положения программы «Алаш» о необходимости суда присяжных по­надобилось 90 лет (!). И только в суверенном демократическом Казахстане суд с участием присяжных заседателей наконец-то стал реаль­ностью и был введен с 1 января 2007 года, что стало важнейшей вехой в истории национально­го правосудия.

В пар.ІХ провозглашались демократические принципы организации образования в Степи: «Образование должно быть достоянием всех. Обучение во всех учебных заведениях— бесплат­ное. В начальных школах преподавание долж­но вестись на родном языке. Казахи должны иметь на родном языке средние учебные заведе­ния, университеты. Учебные заведения должны быть автономными, власти не вмешиваются в обучение...»8

В земельном вопросе (пар.Х) партия «Алаш» установила запрет на переселение крестьян в ка­захские земли до обеспечения коренного насе­ления землей на местах, а незаселенные участ­ки, ранее отобранные в переселенческий фонд земель, предполагалось вернуть казахам. Недра, подземные богатства, лесные массивы, реки объявлялись государственной собственностью, которыми могли распоряжаться только органы местного самоуправления - земства.9

Программа в духе демократических ценно­стей, ставящих во главу угла личность и ее пра­ва и свободы, а также национальные интересы, обеспечила партии «Алаш» большой успех на выборах в Учредительное собрание. По коли­честву голосов, полученных на выборах в Уч­редительное собрание (262404 голоса), «Алаш» заняла восьмое место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрь­ской революции, и получила 43(!) депутатских места.10

Второй всеказахский съезд (5-13 декабря 1917 г.) решил, что в состав казахской автоно­мии должны войти Букеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская об­ласти, районы Закаспийской области и Алтай­ской губернии, населенные казахами и объеди­ненные под названием «Алаш»11. Было также определено и пропорциональное представи­тельство во всех учреждениях нового государ­ственного образования всех народов, живущих на казахских землях. Всем им гарантировались права национальных меньшинств. В целях спа­сения «Алаш» от общего развала анархии было решено создать орган исполнительной власти

Временный народный совет «Алаш-Орда» из 25 кандидатур, 10 (или 40%) из которых предо­ставлялись представителям русского и других народов края12. Уже один этот факт говорит о многом, а именно об отсутствии у лидеров «Алаш» каких-либо этнократических или шови­нистических устремлений. В принятой позднее резолюции чрезвычайного казахского съезда 14­17 октября 1918 г. в Кустанае русскому народу предоставлялось полное право на добровольное присоединение (или отказ) к автономии Алаш и предусматривались в таком случае общие с русским населением местные земства13. Таким образом, мы не видим ни в одном документе движения “Алаш” намека на оголтелый нацио­нализм или этнократизм, а также на сепаратизм. Поэтому навешивание большевиками ярлыка «буржуазный националист» на лидеров и пред­ставителей партии «Алаш» являлось заведомой клеветой. «Алашординец - националист, враг народа» стал синонимом тотальных репрессий против тех, кто составлял интеллектуальный по­тенциал казахского народа.

Съезд разработал план создания казах­ской милиции численностью в 25000 человек. Предусматривалось ее определенное количе­ство на каждую область, обучение и снабже­ние по уездам. Обеспечение милиции оружием должно было осуществляться центральной ад­министрацией на средства, полученные через налогообложение.

Разгон большевиками 6 января 1918 г. Все­российского Учредительного собрания, на ко­торое лидеры национально-освободительного движения возлагали большие надежды, а также захват Оренбурга красногвардейцами чрезвы­чайно осложнили положение Алаш-Орды. При слабости средств коммуникаций и невозмож­ности управлять всеми казахскими районами из одного центра, правительство Алаш было разде­лено на части. Восточное отделение во главе с А. Бокейханом обосновалось в Семипалатинске, Западное во главе с Ж. и X. Досмухамедовыми в Жымпиты. Отдельно действовала Семире- ченская группа Алаш-Орды. В изменившихся условиях руководство автономии Алаш решило начать переговоры с Советским правительством о взаимном признании.

В марте 1918 г. в Москву направились Жа- ханша и Xалел Досмухамедовы для встречи с В. Лениным и И. Сталиным. 19-20 марта со­стоялись телефонные переговоры Сталина с А. Бокейханом и его заместителем X. Габбасом. Советские власти признавали правомочность решений Общеказахского Съезда, но согла­шались признать автономию только в случае созыва общеказахстанского съезда с участи­ем местных Советов. В ответ Алаш-Орда вы­двинула свои требования, соглашаясь признать Советскую власть только в случае подчинения местных Советов правительству Алаш до созы­ва Общеказахстанского Учредительного Собра­ния. Последнее было не в интересах Москвы и переговоры были свернуты. Одновременно В. Ленин и И.Сталин начинают работу по созда­нию альтернативного, большевистского прави­тельства Казахстана. Для этого при Народном комиссариате по делам национальностей был открыт казахский отдел во главе с большевиком А. Жангельдиным и М. Туганчиным, которым была поручена организация Всеказахстанского съезда Советов для провозглашения Советской Казахской Автономии. Алаш-Орда, видя неже­лание Москвы признавать небольшевистскую, либерально-демократическую казахскую ав­тономию, начинает сближение с антибольше­вистскими силами, в первую очередь, с лидером уральского казачества Дутовым. Весной 1918 г. на территории бывшей Российской империи на­чалась кровопролитная гражданская война, мно­гие события которой проходили непосредствен­но в Казахстане.

Под влиянием Октябрьского переворота в ноябре 1917 года в Казахстане появляется еще одна национальная политическая партия «Уш жуз», которая объявила себя Казахской соци­алистической партией. Эта партия, выражая интересы беднейших слоев населения и части национальной интеллигенции, пыталась под­держать демократические преобразования в стране. Партия просуществовала до лета 1918 года. Организатором и идейным вдохновителем ее был Кольбай Тогусов. К.Тогусов, как и мно­гие другие, не смог найти правильный путь спа­сения своего народа. Его идеалом была демокра­тическая республика, но как к ней прийти, как добиться истинной свободы, К.Тогусов не мог понять и решить. Поэтому его привлекали попу­лярные лозунги эсеров, а затем идеи социализма большевиков. Он пытался соединить воедино идеи демократии, лозунги эсеров и традицион­ного мусульманского направления. Его стрем­ление связать лозунги «мусульманского брат­ства», «единения тюрко-татарского общества» по признаку тюркоязычности и приверженности исламу с развивающимся революционным про­цессом, объясняется особенностями националь­но-освободительного движения на восточных окраинах России. «Уш жуз» считала, что рели­гия и государство должны быть неразделимы. Колебания, шатания, неуверенность были ха­рактерны как для руководителя, так и для самой партии «Уш жуз». Ушжузовцы стали оппонен­тами партии «Алаш» и были против Алашской автономии, хотя четкой позиции по вопросу на­ционально-государственного строительства не имели. С начала 1918 года партия «Уш жуз» во всех своих документах подчеркивала свою при­верженность Советам, поддерживала програм­му партии большевиков. Большевики не просто поддерживали партию «Уш жуз», но и пытались противопоставить две национальные партии друг против друга, все больше и больше разжи­гая вражду между ними.

Таким образом, под влиянием Октябрьского переворота 1917 года национальные партии в Казахстане активизировали свою деятельность в соответствии с новыми задачами, отражая осо­бенности переломного момента в истории стра­ны, а также чаяния определенных слоев неодно­родного казахского общества, что выразилось в разных подходах к вопросу национального госу­дарственного устройства.

Выдающимся достижением прогрессивной политической и правовой мысли явилась Про­грамма партии «Алаш», которая могла бы по­служить первой конституцией национальной автономии Казахстана, если бы история дала такой шанс.

В этом документе изложены базовые поло­жения, являющиеся основой любой конститу­ции: определение формы правления, формы по­литико-территориального устройства, порядок образования и компетенцию высших органов власти, правовой статус личности. Лидеры пар­тии «Алаш» склонялись к модели демократиче­ской федеративной парламентской республики с ярко выраженным приоритетом законодатель­ной ветви власти и самостоятельности нацио­нальных автономий. А в области прав человека придерживались позиций классического либе­рализма, утверждающего приоритет граждан­ских и политических прав и свобод личности, равенство всех перед законом и верховенство закона.

В отличие от некоторых постсоветских де­магогов, лидеры партии «Алаш» не считали свой народ неготовым или не расположенным к введению демократических институтов. Как истинные интеллигенты они уделяли особенно большое внимание вопросам образования, раз­витию широкой сети школ. Именно образова­ние должно было поднять демократический дух и политическую культуру народов Казахстана. Конституционное закрепление гражданских и политических прав и свобод личности рассма­тривалось ими как необходимое условие разви­тия демократии в Казахстане.

Изучая ставшие историческим памятником программные документы партии «Алаш», про­существовавшей всего немногим более двух лет, мы можем в заключение сказать, что у истоков казахской демократии стояли высокообразо­ванные и юридически просвещенные патриоты. Они хорошо знали передовые политико-право­вые и философские учения Запада, которые яв­ляются базовыми для становления и развития конституционализма:         теории естественного

права, разделения властей, президентской и пар­ламентской систем правления, демократических прав и свобод личности.

Правительство Алаш-Орды создало все предпосылки образования нового государства для последующего обретения Казахстаном сво­ей независимости. В процессе острой дискуссии с большевистским правительством о границах республики удалось добиться возвращения Ка­захстану ряда очень важных территорий, ко­торые ранее принадлежали России. Среди них - Коростылевская степь, Семипалатинская, Акмолинская области и северное побережье Каспийского моря. В 1920 году лидеры автоно­мии под началом Алихана Букейханова провели переговоры с Владимиром Лениным по вопро­сам определения внешних границ КазАССР, ко­торые в пределах нынешних границ Республики Казахстан были признаны большевиками.

Появление национальных политических партий в Казахстане в 1917 году говорит о том, что в стране в тот период национальное само­сознание достигло высокого уровня, реально закладывались основы многопартийности и плюралистической политической системы об­щества в Казахстане. Но отсутствие опыта по­литической борьбы, своеобразие исторического момента, неоднородность национально-освобо­дительного движения, отсутствие собственных вооруженных сил для защиты национальной ав­тономии (отряды же милиции были малочислен­ны), давление партии большевиков, вылившееся в дальнейшем в репрессии - все это затормозило развитие демократических процессов и, в конеч­ном итоге, привело к их уничтожению и форми­рованию жесткой командно-административной системы в стране.

 

Литература

  1. Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана: численность, размещение, состав (1870-1914). А., С.90-94.
  2. Алаш-Орда. Сб. док-тов / Состав. Н. Мартыненко. - А., С.88.
  3. Там же.
  4. Башикова А.Б. У истоков казахской демократии: конституционализм в политико-правовом учении лидеров партии «Алаш» // Сб. мат-лов научно-практич. конференции «К 10-летию независимости Республики Казахстан». Алматы, С.136.
  5. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 т Алматы, Т.4. С.123.
  6. Суд присяжных был введен в царской России еще в 1857 г императором Александром II и считался важнейшим ин­ститутом системы правосудия. (Л.Толстой поднимал тему суда присяжных в знаменитом романе «Воскресение», в котором главный герой Дм.Нехлюдов являлся присяжным заседателем).
  7. Советское государство и революция права. №1. С.9.
  8. История Казахстана с древнейших времен до наших дней. В 5 т Алматы, Т.4. С.124.
  9. Земства (земские учреждения) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, земские управы) в Российской империи. Они были введены земской реформой 1864 года. Функции земств были довольно широкими и касались решения административно-хозяйственных проблем: устройство школ, оборудование больниц, строительство дорог, пропа­ганда агрономических знаний, создание курсов «повышения квалификации» для врачей, учителей, агрономов, статистиков, развитие ремёсел, кустарного производства. Большевики не приняли земские учреждения в Казахстане в силу их высокого демократического потенциала
  10. Аманжолова Д. Движение Алаш в 1917 году. М., С. 18.
  11. Слово «Алаш» имеет несколько значений: улус, союз казахских племен (алты алаш, он сан алаш), казахский народ, боевой клич союза казахских племен.
  12. Алаш-Орда. Сб. док-тов / Состав. Н. Мартыненко. - А., С. 69.
  13. Башикова А.Б. У истоков казахской демократии: конституционализм в политико-правовом учении лидеров партии «Алаш» // Сб. мат-лов научно-практич. конференции «К 10-летию независимости Республики Казахстан». Алматы, С.135.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.