Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Сведения об археологических исследованиях на христианском памятнике Кильсяли Тепе

В статье описываются археологические раскопки, проведенные на христианском памятнике Кильсяли Тепе, который был построен недалеко от города Габала, одного из крупнейших городов Кавказской Албании, на территории деревни Нич в Габалинском районе. Церковь, построенная в виде полуземлянки. Во время архео­логических раскопок здесь найдены подковообразные апсида-алтарь церкви.

Притвор составляющих перед церковью была также обнаружена во время раскопок и толщина его стен со­ставляет 1,80 м. Размеры притвор колеблется от 9, 80 до 10,60 метров. Длина стены в северной части главного здания церкви составляет 7, 50 м, в южной части - 7, 35 м, в восточной части - 6, 20 м, а в западной части - 5, 92 м. На основе образцов керамики, найденных в интерьере церкви, можно предположить, что данный памятник был построен в VII -VIII веках и функционировал до позднего средневековья.

Каждая новая религия, наряду с сохране­нием отдельных ценностей предшествующей, оставляла свой след на памятники материальной культуры. Первой из мировых религий, распро­странявшейся на территории Кавказской Алба­нии была христианская. Этот процесс проходил в два этапа: сирофильский и грекофильский [6, 525-537].

Если на первом этапе, охватывающем I-IV века, процесс распространения новой религии апостолами сопровождался борьбой с местными религиозными течениями, то второй этап прово­дился грекофильскими миссионерами при под­держке албанских царей [6, C.525-537].

В апостольский период сирийским миссио­нером святым Елисеем в деревне Киш на осно­ве языческого святилища был основан первый в Кавказской Албании христианский храм [4, C.20]. После признания христианства в Римской империи в 311 году [7, C.249-251] и провозгла­шения Миланским эдиктом 313 года свободного её исповедания [7, C.249-251] албанский царь Урнайр при содействии святого Григория во второй раз просветил албан [6, C.525-537].

После принятия христианства в Кавказской Албании в качестве официальной государствен­ной религии в регионе началось строительство церквей, а также происходила христианизация языческих святилищ.

Одна из таких церквей была зарегистриро­вана в местности Кильсяли тепе, недалеко от с. Нидж Габалинского района, от городища Габа­лы - столичного города Кавказской Албании. Здесь в июне 2011 года был проведён общий осмотр памятника. На международной научной конференции «Роль и место Кавказской Алба­нии в истории Азербайджана и Кавказа» авто­ром был сделан доклад о географическом рас­положении, приблизительном плане церкви и ее историческом значении [1, C.337-341].

Автор статьи, являясь участником Габалинской археологической экспедиции в июне 2012 и 2013 гг., провел раскопки памятника Кильсяли тепе.

Этот памятник построен в форме полузем­лянки, на первый взгляд был прямоугольного плана. Западные, северные, южные и восточные стены памятника сохранились относительно хо­рошо.

При раскопках было установлено, что стены памятника, толщиной 90 см, возведены камнями не очень аккуратно. Каменные плиты, использо­ванные для облицовки внутренней части памят­ника, имеют неодинаковые размеры и уложены в стену на глубину от 12 см до 38 см. За исклю­чением западной стены, южная и северная сте­ны церкви были облицованы тесаными камня­ми, лишь начиная с 40-50 см. над уровнем пола. Восточная же стена была облицована тесаными камнями, начиная с 40-50 см. над уровнем пола апсиды. Оставшаяся внешняя часть стены запол­нена глыбами и камнями с известковым раство­ром. Первичными обмерами с внутренней сто­роны было установлено, что задняя (восточная) стена на 23 см длиннее передней (западной).

Разница наблюдается также в длине север­ной и южной стен церкви. Так общая длина се­верной стены составляет 7,50 м, а южной - 7,35 м. Полностью рухнувшее вовнутрь верхнее перекрытие церкви создавало трудности в опре­делении его прежней формы. Однако по сохра­нившимся стенам точно устанавливается, что церковь имела арочное перекрытие.

Было установлено, что западная стена па­мятника сохранилась в высоту 1 м. При рас­копках выяснилось, что от северного и южного концов западной стены отходит в западную сто­рону еще одна стена, не соединённая кладкой с основной стеной церкви.

Эта стена шириной 1.80 м относится к на- ртексу (двору) церкви, расположенному к запа­ду от нее. Юго-восточная часть стены нартекса по линии южной стены церкви продолжается на 1 м. Затем под прямым углом стена загибается на 1,50 м. к югу и поворачивается в западную сторону. Это было сделано с целью расширения нартекса, с учетом рельефа местности.

Таким образом, двор церкви был расширен. В средней части южной стены нартекса имеется дверной проем шириной 0.9 м, расположенный в 4.10 м от основной стены церкви. Длина на­ртекса из внутри колеблется от 7 м до 8,5 м, а ширина от 4,50 м до - 7 м. Во время археоло­гических раскопок нартекса, были обнаружены следы 20 столбцов, служивших для удержания крыши. Шесть из них находилось на площадке нартекса, а остальные в западной стене [Рис. 1], [Рис.7-8].

Во время расчистки дверного проёма, рас­положенного в западной стене выяснилось, что с левой стороны от этого проема на втором об­лицовочном камне, находящемся на высоте 75 см от пола церкви, и на высоте 30 см от очищен­ного пола нартекса было вырезано 4 знака кре­ста. Вырезанные кресты были расположены по прямой линии на расстоянии 67 см от каменного основания входной двери. У трёх крестов спра­ва высота составляет 19 см, ширина переклади­ны - 15 см, у последнего же по направлению к северной стене креста высота 18 см, а ширина перекладины - 11 см.

В результате проведённых исследований было выяснено, что ширина дверного проема церкви с внешней стороны составляет 73 см, по­середине - 85 см, а с внутренней стороны памят­ника 90 см.

Высота каменной рамы дверного проема с южной стороны составляет 1,70 м, а с северной - 1,60 м. Ширина каменных выступов, в кото­рые вставлялась дверная рама, с обеих сторон составляет 22 см, а ширина части, поддержива­ющей снизу деревянную дверную раму 10 см.

Во время расчистки внутренней части па­мятника был выявлен пористый камень длиной 1.30 м, шириной 34 см и высотой 64 см, который видимо был поставлен над дверным проемом. Этот наддверный камень был изготовлен соот­ветственно размерам дверного проема и углу­блен П-образно. Его открытый край обращен наружу. Боковые стенки П-образного камня не­сколько отличаются размерами. Левый выступ, внизу составляющий 16 см, постепенно расши­ряясь к верху, достигает 25 см. А правый выступ сверху и снизу равен 20 см. Внутри по сторонам имеются два круглых отверстия диаметром 8, глубиной 7 см. для крепления остова дверной рамы [Рис.7-8].

После расчистки входной части церкви были начаты работы по расчистке рухнувших внутрь частей куполообразного перекрытия и боковых стен.

Выявление во внутренней части церкви большого количества пористых камней, а также многочисленных обломков черепиц позволило придти к выводу о том, что церковь имела свод­чатое перекрытие внутри и двускатное черепич­ное снаружи. Во время расчистки внутренней части памятника с запада на восток на рассто­янии 2,95 м был обнаружен подковообразный апсида-алтарь [Рис. 2], [Рис.7-8].

Апсида-алтарь расположено у восточной стены. Раскопки выявили наличие ступеней для восшествия на алтарь. Ступень, расположенная в 40 см от северной и южной стены, имела ши­рину 40 см, высоту 30-33 см, а ширину в верхней части 20 см. Расстояние между двумя ступеня­ми, составляющее 2,40 м, и между двумя места­ми для перил, составляющее 1,72 м, обусловило изгиб подковообразной апсиды в направлении алтаря. Рядом с этой ступенью обнаружено углубление для подпорки диаметром 30 и глу­биной 50 см [Рис.3], [Рис.7-8].

Из него были извлечена деревянная труха, смешанная со слоем золы. При расчистке этой части в направлении южной стены было обна­ружено углубление для второй подпорки диа­метром 30 см, и глубиной 40 см, а также вто­рая ступень для восшествия на алтарь с правой стороны. Эта подпорка была накрыта каменной крышкой диаметром 34 см и толщиной 10 см. Следов трухи и золы в нем обнаружены не были.

В результате первичного анализа подпорок было сделано два предположения относительно их назначения. Первым предположением было то, что эти подпорки были установлены с целью поддержки потолка. Однако поскольку подпор­ки были установлены не в центральной части, это предположение не получило подтвержде­ния. Второе предположение, основанное на ло­кализации этих подпорок у ступеней, ведущих на алтарь, наводило на мысль, что они играли роль алтарных преградах церковь. Закрытие углубления расположенного у правой ступени каменной крышкой можно считать намёком на произошедшие здесь изменения в вероучении.

В работе Николая Красносельцева «Очерки из истории Христианского храма. Архитектура и внутреннее расположение христианских храмов до Юстиниана» описывается подземная церковь, имеющая схожую конструкцию с подпорками. Автор отмечает: «Такова подземная церковь св. Яннуария в неапольских катакомбах, которая после римских - самая замечательная, из доселе открытых. В передней части ее находится алтарь или пресвитериям такого же устройства, как и в римской церкви. Престол находится посредине алтаря; сзади его ниша и в ней седалище еписко­па. От остального пространства церкви алтарь отделен здесь явственнее двумя массивными столбами, которые поставлены симметрично в отдалении от стен почти посредине разделитель­ной линии и образуют, как бы дверь... Дверь в церковь находится в стене, противоположной алтарю и имеет полукруглый верх. Другая дверь сбоку ведет в смежную залу, которая размерами своими превосходить самую церковь, а по про­исхождению древнее ее. Находясь в ближайшей связи с церковью, она могла служить притвором для оглашенных. Внутренность церкви украше­на фресками довольно позднего происхожде­ния, приблизительно VII века, но сама церковь по всей вероятности выкопана гораздо прежде: хотя и после упомянутой нами смежного зала, который носит на себе следы самой глубокой древности, но едва ли позднее Диоклетианова гонения, когда пострадал св. Яннуарий... Уче­ные, исследовавшие эту церковь, например, Беллерман, представляют довольно сильные основания для предположения, что эта церковь была местом собраний верующих еще в III ве­ках» (Ред. автора) [5, C.80-82].

Николай Красносельцев в указной книге так­же пишет об алтарных преградах церквей, напо­минающих церковь Кильсяли тепе [5, C.80-82].

Изменение вероучений в церквях Кавказ­ской Албании, стало, отчётливо проявляется в период католикоса Нерсеса-Бакура (686-704) [2, C.79]. Об этом мы читаем в книге История Агван Мойсея Каганкатваци. Он пишет, что по­сле кончины блаженного Елиазара, католикоса Албании, некий последователь ереси халкидон- ской по имени Бакур, рукоположенный в епи­скопы Гирдмана и названный Нерсесом, тайно сговорился с супругой Вараза Тиридата, госпо­жой Албании, Спрамой, исповедовавшей ту же ересь, и заключил с ней союз, дабы осуществить своё тщеславное властолюбие, говоря, что если ты желаешь, возведи меня (Нерсеса - Н.А.) в ка­толикосы Албании, то я (Нерсес - Н.А.) обращу всю Албанию в последователей (собора) Халки- донского [3, Кн. III, гл. III].

Царица Албании уговорила епископов, что­бы они рукоположили Нерсеса-Бакура като­ликосом Албании. Через некоторое время они проявили своё вероучение. Тогда епископы и священники стали проклинать его, а он начал преследовать их [2, C.79]. По сведениям Моисея Каганкатваци, его сторонница госпожа Спрама оказала помощь Нерсесу, с её и помощью и её знатных сторонников он (Нерсес - Н.А.) разру­шил алтари во многих церквах [3, Кн. III, гл. III].

Но приведённая выше цитата из труда Мо­исея Каланкатуйского о «разрушении алтарей во многих церквах» также подтверждает, что именно смена вероучения способствовала раз­рушению алтарей и поэтому Нерсес-Бакур, уде­лял особое внимание снесению алтарей.

Обмерами установлено, что высота алтаря от уровня пола по направлению с севера на за­пад была различна. Так, высота расположенного между северной и южной стеной алтарного кам­ня до ступеней составляет 65-68 см. На расстоя­нии в 2,40 м между ступенями, а также над под­ковообразной апсидой длиной 1,72 м, высота алтарной части составляет 50 см. Позже верхняя часть абсиды была увеличена на 18 см. известко­вым раствором. Как нам кажется, это было, свя­зано со сменой вероучения. Можно сказать, что период смены вероучения (от диофизитство на монофизитства) в Кавказской Албании удалили алтарные преграды. Закапали или накрыли это места каменной крышкой и тоже, была увели­чена алтарной абсиды от 50 см до 1 м. Исходить от этого должен быть эта процесс происходила обратно (от монофизитства на диофизитство) [Рис. 2-3].

Во время расчистки алтаря был обнаружен алтарный постамент. Постамент был распо­ложен на расстоянии 1,98 м от южной стены, 1,66 м от северной стены и 75 см от восточ­ной стены, 1,33 м от подковообразной апсиды и 4,28 м от внутренней сторон входной двери. Длина его восточной и западной стороны со­ставляет 69 см, ширина южной стороны 57 см, а северной - 48 см.

Длина пористых камней, уложенных в по­стаменте с восточной стороны, составляет 32-35 см, ширина 27-28 см, а высота 22 см. Высота ча­сти постамента с западной стороны, сложенно­го из двух камней (длина одного из них 53 см, а размеры другого 14^14 см), от пола алтарной части составляет 12 см. Ширина камня части по­стамента длиной 53 см и высотой 48 см, меняет­ся между 18-22 см.

Расстояние до восточной стены от края ал­тарной части вдоль северной стены составляет 2,40 м, от подковообразной апсиды 2,60 м, от края алтарной части вдоль южной стены 2,70 м [Рис. 2,3-4], [Рис.7-8].

Хотя во всех церквах Кавказской Албании подковообразный абсидный выступ сооружался в направлении восточной стены, на нашем же памятнике этот выступ был сделан в западном направлении. Причиной этого видимо было со­оружение этой церкви в форме полуземлянки, что не дало возможности довести подковоо­бразный абсидный выступ до восточной стены. Следует также отметить, что во время археоло­гических исследований церквей Кавказской Ал­бании ориентация подковообразной апсиды на запад не встречалось.

После расчистки алтарной части было изу­чено расположение и размеры ниш на северной и южной стенах. Одна из ниш на южной стене, расположенная в 78 см от западной стены, имеет ширину 34 см, высоту 52 см и глубину 40 см. Она находится на высоте 1,20 м от уровня пола. Другая ниша, расположенная на южной стене на расстоянии 1,30 м от первой ниши, имеет ши­рину 34 см, высоту 42 см и глубину 44 см. Она находится на расстоянии 2,58 м от восточной стены. Ниши на северной и южной стенах рас­положены несимметрично друг к другу.

Так, расстояние от западной стены до первой ниши, расположенной на северной стене, равня­ется 1,54 м, ширина этой ниши 42 см, высота 46 см, глубина 45 см, она находится на высоте 80 см от уровня пола. Ширина второй ниши, распо­ложенной на северной стене, составляет 40 см, высота 55 см, а глубина 42 см. Расстояние меж­ду первой и второй нишами 1,40 м, а расстояние между второй нишей и восточной стеной 1,98 м.

Следует отметить, что вторая ниша, рас­положена на северной стене алтаря абсидного выступа. Особо хотелось бы остановиться на таком моменте, что облицовочные камни, со­ставлявшие нижнюю часть двух ниш, в отли­чие от первых ниш на южной и северной стене, по неизвестной причине были вынуты [Рис. 4] [Рис.7-8].

Во время расчистки восточной стены в ал­тарной части также было обнаружено 4 выре­занных креста. Высота креста, обследованного в 40 см от южной стены, на расстоянии 1,57 м от уровня алтарной части, составляла 19 см, а длина перекладины креста 15 см.

Размеры второго креста, обнаруженного на расстоянии 1,40 м от северной стены и 1,45 м от уровня алтарной части, соответствовали раз­мерам первого креста. Два других знака креста располагались на высоте 1,75 м от уровня алтар­ной части, на расстоянии 80 см и 1,10 м от се­верной стены. Размеры креста, находящегося в 80 см от северной стены, составляют 15x11 см, а размеры креста, расположенного в 1,10 м от северной стены, 18x12 см.

На облицовочном камне размером 30x40 см, расположенном на восточной стене, на расстоя­нии 1,20 м от северной стены, на высоте 1,05 м от уровня пола алтаря, отмечены два отверстия диаметром 3 см и глубиной 30 см на расстоя­нии 10 см друг от друга. Привлекает внимание, что цвет облицовочных камней в этой части в отличие от других облицовочных камней более красный. Было установлено, что здесь долгое время сжигалось особое вещество для освеще­ния внутреннего помещения. Три креста, обна­руженные на восточной стене, были вырезаны именно в этой побуревшей части. Так как горе­ние продолжалось довольно продолжительный срок, пористый камень раскрошился.

Нахождение обгоревшего и упавшего об­лицовочного камня на расстоянии 1 метра от указанного места также подтверждало, что она длительное время использовалось для внутрен­него освещения. В другой побуревшей южной части восточной стены был обследован четвёр­тый крест.

Помимо этого, облицовочные камни были вынуты на площади 78x75 см на расстоянии 21 см от места соединения западной стены с север­ной стеной, на высоте 1 метр от уровня пола. Указанная часть на глубину 12 см была соору­жена из глыб и других материалов, скреплённых известковым раствором [Рис.7-8].

После полной расчистки внутренней части церкви было установлено, что позже на разру­шенных участках внутренних стен у входной двери - на южном участке шириной 50 см, а на северном - шириной 30 см, проводились рестав­рационные работы.

Следует добавить, что пол церкви был по­крыт скальными камнями разных размеров. Во время раскопок на памятнике Кильсяли тепе было обнаружено большое количество глыб, по­ристых камней, обломков черепицы, следы по­жара: смешанный слой золы, обугленные куски древесины, когда-то составлявшей остов крыши, заржавевшие гвозди, обломки стеклянных фла­конов, а также глазурованных и неглазурованных сосудов. Обнаруженные здесь фрагменты глазу­рованной керамики датируются IX-XI вв.

Расположение церкви в виде полуземлянки в высокогорной местности можно связать с ос­лаблением в результате арабско-хазарских войн одного из основных городов Кавказской Алба­нии - Кабалы и переселением христианского населения в высокогорные и предгорные терри­тории [Рис. 5-6].

Как было отмечено, исследованная нами церковь однонефная. Такие церкви Албании, как правило, датируются V-VIII вв. Вероятно, и эта церковь была построена в конце VII-начале VIII вв. и продолжала функционировать вплоть до позднего средневековья.

 

Литература

  • Алышов Н.А. О памятнике Килсели тепе вблизи селения Абдаллы Габалинского района // Труды международной кон­ференции «Место и роль Кавказской Албании в истории Азербайджана и Кавказа». - Баку,
  • Геюшев Р.Б. Христианство в Кавказской Албании. - Баку,
  • История Агван. Мойсея Каганкатваци, Писателя Х века. - Санкт-Петербург,
  • Керимов В.Б. Стурфиле. Киш. История, архитектура, археология. - Баку,
  • Красносельцев F.H. Очерки из истории Христианского храма. Архитектура и внутреннее расположение христианских храмов до Юстиниана. Выпуск первый. - Казань,1881.
  • Мамедова Ф.Д. Кавказская Албания и албаны. - Баку,
  • Поснов М.Э. История Христианской Церкви. - Киев,

Реконструкция церкви Кильсяли Тепе

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.