Новые тенденции межэтнического брака корейцев Соединенных Штатов Америки в 2000-е годы

Данная работа подготовлена по проекту Корейского фонда для продвинутых исследований (Международная научная стипендия 2011-2012 учебный год, Сеульский национальный университет) «Социодемографический аспект межэтнических браков зарубежных корейцев (кросс культурный анализ)»

В данной работе изучена динамика и структура межнациональных браков корейцев США, по данным переписи населения 2010 г. На основе анализа социально-демографической ха­рактеристики корейцев в США показаны основные тенденции в межэтнических браках, в развитии корейской диаспоры в США. Уровень адаптации корейцев в американском обществе указывает на необходимость отмены теории социального обмена, длительное время характеризовавшая брачное поведение корейцев США.

Введение. Корейская диаспора составляет примерно семь миллионов человек, сюда входят также потомки ранних эмигрантов из Корейско­го полуострова, а также эмигранты из Кореи по­следнего времени. Корейцы в США образуют вторую по величине корейскую диаспору по­сле Китая. Они являются пятой по численности группой среди азиатского населения страны по­сле китайцев, филиппинцев, индийцев и вьет­намцев. Корейская диаспора в США имеет более 100-летнюю историю пребывания в мультикуль­турном обществе. Соединенные Штаты Амери­ки являются многонациональной страной, сы­гравшей роль «плавильного котла» для многих мигрантов, которые обрели здесь свою родину. Межэтнический брак корейской диаспоры США в последнее время имеет свои особенности, как одна из форм этнической адаптации и аккульту­рации в принимающем обществе.

Целью работы является изучение динамики и структуры межнациональных браков корейцев США, по данным переписи населения 2010 г. Была поставлена задача показать основные тен­денции в межэтнических браках на основе ре­зультатов исследования межнациональных бра­ков в период до 1990-х гг. Основные гипотезы статьи состоят в следующем. Первая гипотеза, численность межнациональных браков амери­канских корейцев имеет тенденцию дальнейшего роста. Однако структура межэтнических браков постепенно меняется, автор находит основные отличия по принадлежности к возрастной когор­те, т.н. поколенному составу брачных партнеров. Во-первых, в рассматриваемый период в брач­ный возраст вступают представители второго и третьего поколения, значительно отличающиеся от поколения «полуторного», которые с неболь­шим опережением своих родителей прошли этап адаптации в принимающей стране американ­ской мечты. Во-вторых, вероятно, это связано с особенностями новой волны мигрантов, среди которых наиболее высококвалифицированные специалисты, которые, как правило, приезжают со своими семьями или ищут невест в Корее, временно для этого выезжая из страны. Кроме того, студенты, которые приезжают в США, зна­чительно отличаются от корейских американцев менталитетом, уровнем адаптации в принимаю­щем обществе. Мотивация миграции корейцев в США значительно снизилась, корейцы мигриро­вали с целью повышения образовательного или профессионального уровня, как правило, на кра­ткосрочный период.

Вторая гипотеза, половая структура межэт­нических браков корейцев США, в отношении мужчин претерпевает постепенное увеличение, хотя превалирующая доля межэтнических бра­ков корейских американцев остается за женщи­нами. Если ранее, в результате периода истории браков корейских жен американских военнослу­жащих, т.н. военных жен, в целом численность корейских женщин в межнациональных браках в США значительно превышала участие мужского корейского населения, то в рассматриваемый пе­риод, ситуация постепенно меняется. Новое по­коление корейцев в брачном возрасте, как прави­ло, состоит из последующих поколений, родив­шихся в США, адаптированных в американском обществе.

Третья гипотеза. На динамику и структуру межэтнических браков корейцев США стали оказывать значительные изменения в социально­демографических характеристиках представите­ли нового поколения корейцев в США. Основ­ными партнерами в браке все чаще становятся представители неиспаноязычного белого насе­ления США. Теория социального обмена Мер­тона, которая лоббировалась исследователями в пользу корейских жен, оказавшихся в браке с американскими мужчинами, подтверждала ра­нее выбор брачного партнера другой националь­ности в пользу повышения социального статуса корейских женщин в США. Новое поколение, вступившее в брачный возраст в исследуемый период, прекрасно владеет английским языком, получило высшее образование в американских университетах, заняло достойные позиции в эко­номике, политике, образовании, культуре США, выросло в обстановке межэтнического общения и значительно мотивировано жить в США и ви­деть здесь родину для своих детей. Особенности городской жизни, высокий уровень образования и социально-профессионального статуса корей­цев полуторного и последующих поколений вно­сит изменения в структуру этнического выбора брачных партнеров корейцев США.

Обзор литературы о межэтнических браках корейской диаспоры в США. Межнациональные браки в США всегда были наиболее привлека­тельным исследовательским полем в литерату­ре. Одной из трудностей рассмотрения изуче­ния межэтнического брака корейской диаспоры в американском обществе было их изучение на фоне т.н. азиатско-американского брака, часто на примере конкретных городов, места наиболь­шей концентрации азиатских этнических групп в Америке. Анализируя смешанный брак среди китайцев, филиппинцев и японцев Калифорнии в 14 столичных статистических районах с вы­сокой концентрацией азиатских американцев, по данным переписи населения 1980 г., было выявлено, что на азиатско-американские браки оказывают влияние такие явления, как ассими­ляция, так и структурные факторы. В качестве структурных факторов автор тестирует «размер группы, расовую неоднородность, жилые сегре­гации и неравенство доходов в качестве индек­сов структурного контекста» [1].

Гендерные характеристики межэтнических браков азиатских групп изучали Джейкобс, А. Джерри и Лабов Тереза [2]. Авторы оценили общие элементы по полу в смешанных браках, на основе изучения опыта 16 групп, включая данные переписи 1990 года. Браки между азиат­скими женщинами и белыми мужчинами выде­ляются наиболее приоритетными по частоте слу­чаев в США в сравнении с другими брачными парами. Гендерные отличия в браках азиатских женщин частично объясняется периодом «во­енных невест», среди которых за период 1945­1970-е годы наряду с японскими женщинами значительное место заняли корейские военные невесты американских военнослужащих.

Кроме того, известно исследование С. Ли и М. Бойда [3], которое показывает, что урожен­цы стран азиатской группы имеют наиболее вы­сокие показатели смешанных браков, особенно высоки темпы вступления в брак с белыми аме­риканцами. Таким образом, трудность изуче­ния межнациональных браков корейцев США видится в особенности их присутствия в ста­тистических материалах по вопросам граждан­ского состояния в разделе - азиатские группы, что и послужило появлению многих исследова­ний, которые лишь касаются корейцев наряду с рассмотрением других этнических групп. От­дельных исследований, посвященных межна­циональным бракам корейцев США, было про­ведено немного.

В связи с рассматриваемым периодом в данной работе межэтнические браки корейцев 1990-2010-х годов имеют отношение к новому поколению корейских мигрантов, вступивших в брачный возраст. Исследователь П.Г. Мин определяет три группы участников межэтниче­ских браков корейцев на протяжении всей исто­рии пребывания в США. Автор определил, во- первых, корейских американцев на Гавайях, во- вторых, корейских женщин, состоящих в браке с американскими военнослужащими, в-третьих, были выделены иммигранты «новой волны» по­сле 1965 года и их потомки [4]. Автором была прослежена динамика межэтнических браков ко­рейцев США в сравнительной характеристике с китайцами и японцами. В городском рассмотре­нии на примере Лос-Анджелеса и Гавайи были определены ставки смешанных браков корейцев, доля которых составила в 1979 г. - 27,6%. Ука­зывая на сравнительно с другими азиатскими группами низкую ставку межэтнических браков корейцев, авторы подчеркивают более активное участие в межэтническом браке женщин всех трех этнических групп [5].

В отличие от исследований, основанных на анализе данных переписей населения, каче­ственные результаты социологических анали­зов были получены в работе Сары Ли. Сравни­тельное исследование демонстрирует разницу в предпочтении инонационального супруга в зави­симости от социального положения в обществе. Анализ показывает, что американские корейцы среднего класса, которые имеют больше возмож­ностей межэтнического общения, предпочитают в качестве супруга корейца, как представителя своего этноса. Напротив, корейцы из числа ра­бочих, которые больше взаимодействуют внутри своей этнической группы, предпочли бы межэт­нический брак [6].

Наиболее полную статистику на семейных моделей и характеристик семьи корейцев в США показали П.Г. Мин и Чигон Ким в работе «Этни­ческие семьи в Америке: модели и варианты». Авторы дают подробный анализ последним ста­тистическим данным и вводят понимание «крос­споколенных браков американских корейцев» [7].

Таким образом, в предыдущих исследовани­ях был проделан большой объем работы, кото­рый отвечает на вопросы о динамике и структу­ре межэтнических браков, исследует гендерные характеристики корейских межэтнических бра­ков, выявляет предпочтения в выборе брачного партнера. Значительными результатами, на наш взгляд, являются такие методы исследования, среди которых анализ данных переписей населе­ния, а также результаты углубленных интервью, которые позволяли получить как количествен­ные, так и качественные результаты по иссле­дуемым вопросам. Однако слабым видится от­сутствие достаточного количества исследований непосредственно о межэтнических браках ко­рейской диаспоры, без рассмотрения их в группе азиатских иммигрантов. Во-вторых, об этом уже указывал П.Г. Мин, исследования, которые про­водились до настоящего периода, в большинстве случаев предметом изучения имели корейцев первого и полуторного поколения в межэтниче­ских браках. Новая волна мигрантов, их история межэтнических браков значительно отличается от этапов межэтнических браков корейцев на га­вайских сахарных плантациях [8].

Таким образом, вслед за ученым П.Г. Мин в данной работе предполагается рассмотреть именно поколение корейцев, вступивших в брач­ный возраст в 1990-2010 гг. Другой особенно­стью данного исследования видится тестиро­вание городского расселения корейцев, а также их социально-экономического положения как факторов выбора брачного партнера в межэт­ническом браке корейской диаспоры в США в 1990-2010 гг. Мы предполагаем, что ситуация из­менилась по сравнению с первым и полуторным поколением корейских мигрантов в США.

Анализ межэтнических браков корейцев США в хронологической ретроспективе. Дина­мика межэтнических браков. Основной характе­ристикой интеграционных процессов мигрантов в принимающей стране является численность натурализованного состава этнических групп. Однако межэтнические браки являются одним из ярких показателей ассимиляционных и ин­теграционных процессов. Тем не менее на фоне устоявшегося мнения в литературе о высокой численности межэтнических браков корейцев в США, корейская диаспора остается преиму­щественно общностью с браками внутри своей этнической группы. Проследим основные пока­затели процентного состава межэтнических бра­ков по десятилетиям.

Изучая демографические особенности меж­расового брака на Гавайях, исследователи отме­чали, что межрасовые брачные союзы между эт­ническими группами за период 1961-1962 гг. яв­лялись частыми и носили стабильный характер [8]. Если в целом за двухгодичный период доля межрасового брака составила 37,0% от общего числа, то для корейцев степень участия в них была одной из самых высоких. Межэтнические браки на Гавайях характеризовались как один из самых высоких показателей межэтнических бра­ков в США. В период 1960-70-х годов - 68,8% корейских невест и женихов не-корейцев по сравнению с 40% межэтнических браков других этнических групп, за тот же период [9].

Ставки китайского, корейского и японско­го межэтнического брака тестировались в Лос- Анджелесе и на Гавайях, исследователи Гарри Ч. Л. Китано, Вай Цанг Енг, Линн Чай, Герберт Хатанака получили результаты по двум регио­нам. В 1979 г. в Лос-Анджелесе ставки межэтни­ческих японских браков были самыми высокими (60,6%), а затем шли китайские (41,2%) и корей­ские межэтнические браки (27,6%). На Гавайях в 1980 г., наоборот, уровень корейского межэтни­ческого брака отмечался самым высоким (83%), следующую позицию занимали китайские (76%) и японские браки (59%). В целом, динамика ко­рейского межэтнического брака была прослеже­на в следующей последовательности: 26,0% в 1975 г., 34,1% в 1977 г. и 27,6% в 1979 г. [5, 179].

Основываясь на данных переписи 1990 г., Ли, Шэрон М.; Фернандес, Мэрилин показывают са­мый высокий уровень смешанных браков корей­цев (70 %) среди всех азиатских групп в 1990 г. [10]. Основываясь на данных переписи 2000 г.,

Ли С. и Бойд М. также показывают, что корей­цы имеют намного выше показатель смешанных браков (63 %), чем японские американцы (39%) [3]. Комбинированный анализ 2001-2006 гг. об­следований американского сообщества П.Г. Мин показывает гораздо ниже смешанных браков (53%) среди родившихся в США корейцев. Этот показатель несколько ниже, чем общий показа­тель смешанных браков коренных американцев азиатского происхождения (55%) [11].

В 2006-2008 гг. исследование доли межэтни­ческих браков корейцев в США прослеживалось по трем группам. В целом, корейцы предпочита­ли вступать в брак с представителями своего эт­носа. Однако показательным является рост чис­ленности межэтнических браков по сравнению с предыдущим периодом. Значимым является подход к анализу динамики браков с позиции участия разных поколений. Такой подход также проводился в более ранних работах. Отличия в поколенном составе корейцев в межэтническом браке, по данным 1980 года, были найдены для мужчин и женщин. Подавляющее большинство мужчин в моноэтническом браке являются пред­ставителями первого поколения (98,8%), тогда как мужчины межнационального брака были вы­ходцами из второго и третьего поколения [12]. В 2006 - 2008 гг. для всех трех групп была про­слежена эта тенденция, продемонстрированная в следующей таблице.

Доля межэтнических браков корейцев США по данным 2006-2008 гг.

Кроме того, наиболее активное участие в ме­жэтнических браках принимают корейцы, рож­денные в США. Их уровень адаптации в амери­канское общество гораздо выше, чем их предше­ственников, они свободно владеют английским языком. Отмечая такую динамику межэтниче­ских браков, есть вероятность дальнейшего по­вышения уровня браков.

Таким образом, несмотря на то, что корейцы являются наиболее поздним звеном азиатской миграции в США по сравнению с китайцами и японцами, корейцы демонстрировали высокий уровень смешанных браков на всем протяже­нии своего пребывания в США. Динамика роста была подтверждена в академических исследова­ниях.

Гендерные характеристики межэтниче­ских браков корейцев. Изучая демографические особенности межрасового брака на Гавайях, Ро­берт C. Шмитт определил, что доля межрасовых брачных союзов между этническими группами за период 1961-1962 гг. для корейских мужчин составила 71,4%, для корейских невест - 76,6% [8]. Практически во всех исследованиях, было найдено, что корейские женщины участвовали в межэтническом браке по более высокой ставке, чем мужчины. В 1975 г. 63,1% корейских жен­щин были замужем за не корейцами; в 1977 г. - 73,4%, в то время как в 1979 г,- 79,6% замужем за не корейцами. И наоборот, существует тен­денция к снижению участия в межэтническом браке среди корейских мужчин; в 1975 г. 36,9% женились на не кореянках; в 1977 г. 26,6% в бра­ке за не корейцами и в 1979 г., 20,4% женаты на не кореянках.

В 1980 г. в результате комплексного иссле­дования азиатских групп в США были выявле­ны гендерные различия в этнически-смешанном брачном поведении [1]. По данным переписи 1990 г., для большинства групп азиатского проис­хождения численность женщин в межэтническом браке намного превышает их коллег-мужчин. Бо­лее одной трети корейских женщин замужем за корейскими мужчинами, показатель почти на 30% выше, чем было отмечено для корейских мужчин [11]. По данным исследования 2000-2006 г., в межэтническом браке в США участвовали 60% родившихся корейских женщин, по сравнению с лишь 47% корейских мужчин [11]. Исследование 2006 - 2008 гг. подтверждает тенденцию превали­рующего участия корейских женщин в межэтни­ческих браках (Таблица 2).

Степень участия корейцев США в межэтнических браках в 2006-2008 гг. по гендерному признаку (%)

Если сравнить участие мужчин и женщин в межэтнических браках среди корейцев первого поколения, то заметна большая разница мужчи­ны - 3,2%, женщины - 23,5%. Здесь объяснить можно наличием большого числа корейских женщин, мигрировавших в США в качестве жен американских военнослужащих в Корее. В свою очередь, во всех предыдущих исследованиях от­мечалось, что корейские мужчины имели самые низкие доли участия в межэтнических браках в США. С другой стороны, обращает на себя вни­мание тот факт, что участие мужчин полуторно­го и последующих поколений значительно отли­чается по численности (полуторное поколение - мужчины в межэтническом браке уже 37,1%, а второе и третье поколение рожденных в США корейских американцев - уже 54,9%). Есть осно­вания предполагать, что со временем корейские мужчины станут чаще участвовать в межэтниче­ских браках. Разумеется, общая численность ме­жэтнических браков, как для женщин, так и для мужчин увеличивается.

Таким образом, в предыдущих работах де­лалась попытка соотнесения уровня активно­сти в межэтническом браке корейских женщин по сравнению с корейскими мужчинами. Такие ставки отмечались во всех исследованиях отно­сительно высоко. Однако мы обращаем внима­ние на тот факт, что динамика изменения уча­стия корейских мужчин в межэтническом браке в США может представлять отдельный интерес.

Возрастные характеристики межэтниче­ских браков корейцев. По данным статистических сведений 1980 года, существуют различия в воз­расте между корейскими мужчинами в мононаци­ональном и межнациональном браке в категориях 26-50 лет. В корейских мононациональных браках мужчины были выше в категориях от 31 до 40 лет (от 26,3% до 34,8%) и 26-30 (от 26,3% до 31,1%), в то время как в межэтнических браках были выше в категории 41-50 летних (21,1% до 9,6%). В це­лом мужчины, которые были в межэтническом браке, как правило, старше, чем мужчины-корей­цы, которые выбрали корейских невест [12].

Существуют различия между женщинами в мононациональном и межнациональном браках почти в каждой возрастной категории. В моно­национальных браках корейских женщин была почти половина в категории моложе 25 лет, в то время как у женщин в межнациональных браках отмечались более крупные цифры во всех кате­гориях, за исключением категорий 51 или стар­ше лет. Наиболее подходящим выводом может послужить тот факт, что высокая доля молодых корейских женщин, как правило, замужем в мононациональном браке. Однако средний воз­раст показал статистически значимые различия. Средний возраст мужчин в мононациональном браке был 32,2 лет; доля мужчин в межнацио­нальном браке составляет 33,6 года [12].

Возрастные характеристики корейских американцев, участвующих в межэтнических браках можно предположить, если соотнести степень участия в браках представителей трех групп, рассматриваемых в исследовании 2006 - 2008 годов. Если предположить, что первое по­коление представлено в межэтническом браке 14,5%, полуторное поколение - 52,6%, второе и третье поколение - 61,2%, можно сделать вывод, что основное участие в межэтнических браках принимают корейцы США молодых возрастных когорт. Чем младше корейцы США, тем больше вероятности заключения межэтнических браков. Соответственно, решающее значение оказыва­ет не столько возраст американских корейцев, сколько уровень адаптации в принимающем об­ществе, отсутствие языковых и других барьеров, которые были характерны для предыдущих по­колений корейцев в США.

Различия по месту рождения. Подавляющее большинство мужчин-корейцев в мононацио­нальных браках были рождены в Корее (18,3%), в межэтнических браках - мужчины-корейцы были распределены между Кореей (57,9%) и Со­единенными Штатами Америки (31,6%), в то время как небольшое число родилось в Японии (5,3%). «Аналогичное распределение было обна­ружено среди женщин. Большая часть корейских женщин в мононациональном браке родились в Корее (98,3%). Хотя существует также высокий процент корейских невест в межнациональном браке, родившихся в Корее (83,6%). Кроме того, было найдено небольшое количество, родив­шихся в Соединенных Штатах Америки (8,2%) и в Японии (6,8%) [12]. По данным переписи 2010 г., среди корейцев (1 730 238), рожденных в США, корейцы насчитывают 628 729 человек, из них мужчины - 50,7%, женщины - 49,3%. Это свидетельствует о том, что рожденные в США корейцы, в основном составляют то поколение корейцев, которое теоретически будет представ­лять группу вероятного межэтнического брака в перспективе.

Различия по уровню образования. В 1980 году основное различие между мужчинами в моноэт­ническом и межэтническом браках — в уровне выпускников средней школы (47,4% до 24,1%) и в сфере высшего образования. Мужчины-корей­цы в смешанных браках чаще были выпускника­ми средней школы, в то время как мужчины-ко­рейцы в мононациональном браке, могли иметь образование колледжа или учиться в высшей школе. Картина для женщин-кореянок отличает­ся. Вполне вероятно, что переменные не образо­вание (то есть, привлекательность) имеет значе­ние в выборе невесты [12]. По данным средств массовой информации 2011 г., среди корейских американцев в возрасте 25 лет и старше, 50,8% имеют высшее образование, а три из 10 заверши­ли степень магистра или PhD программы. Корей­цы имеют уровень образования - 65% в 2009 г., это самый высокий уровень среди всех этниче­ских групп, он является значительно выше, чем в среднем по стране (около 40%). По данным исследования, второе поколение корейских аме­риканцев (те, кто родился в США) имеют выс­шее образование, 70% окончили четырехлетнюю программу. Из этой суммы, еще 28% сообщили, что закончили программы мастера или доктора наук. Среди 1,5 поколения корейских американ­цев (те, кто приехал в США в качестве несовер­шеннолетних), выпускники колледжей составля­ют 52% от общей численности населения, в то время как первое поколение иммигрантов (тех, кто приехал в США после достижения совер­шеннолетия), которые сообщили об окончании курса, составили 39%. Самой популярной обла­стью исследования среди корейцев был бизнес, что составляет более 15% от общего числа, а за­тем изобразительное искусство - 10%, социаль­ные науки - 8% и биотехнологические - 6 % [7]. Высокий уровень образования являлся одним из характеристик лиц, преимущественно прини­мавших участие в межэтнических браках [13]. Брак рассматривается как обмен, и некоторые азиатские мужчины были в состоянии предло­жить выгодный обмен с белыми женщинами из их дохода и оккупации, преимущества редких в то время для азиатских мужчин, но еще реже для азиатских женщин. «Замуж вверх» было более социально возможно для азиатских мужчин, чем женщин [11]. Таким образом, соотношение обра­зовательных позиций брачных партнеров играет определенную роль в выборе брачного партнера. В связи с этим, можно предположить, что корей­цы США, занимают высокие социальные пози­ции, что повлияет на мотивацию межэтническо­го брака согласно теории социального обмена. Значит, высока вероятность более активного уча­стия корейских мужчин в межэтническом браке.

Этнический состав браков корейцев. Брач­ными партнерами корейцев оказывались га­вайцы, китайцы, японцы и филиппинцы. Срав­нивая результаты поведения в межэтническом браке этнических групп, это объяснялось тем, что за период с 1930 до 1950 гг. уровень ур­банизации корейцев значительно был выше, чем гавайцев. Хотя изначально обе группы имели одни и те же пропорции в Гонолулу, что свидетельствует об увеличении относитель­ного «расстояния» между ними [14]. В 1975 г. 73,8% корейских браков были не азиаты; в 1977 г. 78,5% корейских браков - азиаты и в 1979 г., 69,6% корейцев в браке не азиаты [12]. В 1980 гг. корейские невесты в межэтническом браке, как правило, предпочитали белых же­нихов, в то время как корейские мужчины, как правило, предпочитали японских девушек [9]. Для характеристики особенностей этнического состава межэтнических браков корейцев США в исследовании была дана классификация бра­ков корейских американцев на следующие три типа, в зависимости от расы своих партнеров. Они могли жениться на белых партнерах, пар­тнерах других расовых меньшинств (черный, латиноамериканец или жители Тихоокеан­ских островов), или партнеров других азиат­ских групп, таких, как китайцы или индийцы. П.Г. Мин объясняет причину такой класси­фикации. Три вида смешанных браков имеют различные причины и последствия. Например, корейские иммигранты с партнерами других эт­нических меньшинств могут быть подвергнуты расовым предрассудкам чаще, чем те, кто име­ет в браке белых партнеров. Второе, поколение корейцев в браке с другими азиатскими супру­гами, особенно их дети, могут обладать более выраженной пан-азиатской идентичностью [7].

Этнический состав смешанных браков корейцев США в 2006 – 2008 годы

Обращает на себя внимание тот факт, что в общем составе межэтнических браков корейцев США наиболее привлекательными партнерами корейцев являются неиспаноязычные белые су­пруги - 29,3%. Причем, существуют отличия в динамике их выбора для корейцев первого поко­ления - 10,7%, полуторного - 38,3%, рожденных в США корейцев - 38,9%. Скорее всего, это объ­ясняется тем, что с одной стороны, поколение аме­риканских корейцев, рожденных в США, имеют всё больше сходств, чем отличий с представителя­ми белого населения, так как уровень адаптации в принимающем обществе у них гораздо выше, чем у их первых поколений. С другой стороны, поколения новых мигрантов, имеющих хорошие знания английского языка, высокий уровень об­разования и социального статуса принимаются в американском белом обществе с большей откры­тостью, чем это было для поколения первых ми­грантов в США. Другой вопрос, который здесь очевиден, большая разница в предпочтении вы­бора корейскими женщинами белого брачного партнера, чем мужчинами. Вторым в выборе брачного партнера корейцами США являют­ся представители расовых меньшинств - 6,7%. Более частый выбор их женщинами (7,4%), чем мужчинами (5,9%) скорее всего, может быть объ­яснен более частым участием женщин в общем зачете в межэтнических браках. Динамика выбо­ра представителей других расовых меньшинств американскими корейцами по поколениям про­слеживается с увеличением в зависимости от возраста. Первое поколение выбирало предста­вителей других расовых меньшинств 1,8%, по­луторное - 6,2%, рожденные в США корейцы - 12,2%. Для всех трех групп, женщины чаще, чем мужчины выбирали представителей данной группы.

Третьей группой в выборе брачного партне­ра корейцами США являются другие азиатские группы - 6,7%. Динамика увеличения численно­сти браков корейцев с другими азиатскими груп­пами прослеживается с увеличением от первого поколения (2,0%) к полуторному (8,0%) и после­дующим поколениям (10,1%). В 1990-х годах, по данным социологических исследований ко­рейцев США, было определено, что при выбо­ре брачного партнера «корейцы среднего класса подчеркнули свою расовую и этническую само­бытность и считали, что важно выйти замуж за представителя своего этноса, или, по крайней мере, кого -то из азиатских стран» [6]. По дан­ным 2001-2006 гг., эти тенденции также были подтверждены. Члены одной азиатской этниче­ской группы имеют как культурные, так и физи­ческие общие характеристики. Они поддержи­вали тесные связи с членами других азиатских этнических групп в виде дружбы, знакомства и смешанных браков, тем самым, способствуя пан этническому вложению [15].

Таким образом, предполагается, что в даль­нейшем в брачном поведении основную роль будут играть представители второго и третьего поколения корейцев США. Степень их адапта­ции и аккультурации в принимающем обществе высока. Кроме того, занимая высокие социаль­но-профессиональные позиции в американском обществе, они становятся обладателями опреде­ленной ниши в американском обществе. Соци­альные границы между корейскими американца­ми и превалирующим белым населением США постепенно стираются.

Выводы. Динамика и структура межнацио­нальных браков корейцев США, по данным пе­реписи населения 2010 г., результаты исследова­ния межнациональных браков в период до 1990­х гг. позволили выявить основные тенденции в межэтнических браках. Анализ социально-демо­графической характеристики корейцев в США, по данным переписи населения, выявил новые тенденции в развитии корейской диаспоры в США. Новое поколение корейцев в подавляю­щем большинстве состоит из представителей по­томков корейских мигрантов, которые родились и выросли в США. Место рождения, уровень образования, высокие показатели урбанизации, социально-профессиональных позиций опреде­лили новые тенденции в построении межэтни­ческих отношений в принимающем обществе. Выбор брачного партнера теперь не характери­зуется пан этнической направленностью, когда партнеры из других азиатских групп характери­зовались как «партнеры в одной лодке».

Уровень адаптации корейцев в американском обществе отменяет теорию социального обмена, которая длительное время характеризовала брач­ное поведение корейских женщин как жен аме­риканских военнослужащих.

 

Литература

  1. Hwang Sean-Shong, Saenz Rogelio and Agu­irre Benigno E. Structural and Individual Determi­nants of Outmarriage among Chinese-, Filipino-, and Japanese-Americans in California // Sociologi­cal Inquiry. - 1994. - № 64 (4). - Р396-414.
  2. Jacobs, Jerry A., Labov, Teresa. Gender Differentials in Intermarriage among Sixteen Race and Ethnic Groups // Sociological Forum. - 2002. - № 17 (4). - Р621-646.
  3. Lee, S., and Boyd M. Marrying Out: Com­paring the Marital and Societal Integration of Asians in the U.S. and Canada // Social Science Research. - 2007. - №37 (2). - Р311-329.
  4. Min Pyong Gap. Korean Americans // Asian Americans: Contemporary Trends and Issues. Pyong Gap Min editor. SAGE Publications. Thou­sand Oaks London New Delhi, 1995. - P. 199-231.
  5. Kitano Harry H. L., Yeung Wai-Tsang, Chai Lynn, Hatanaka Herbert. Asian American Interracial Marriage // Journal of Marriage and Family. - № 46 (1). - Р.179-190.
  6. Lee Sara S. Marriage Dilemmas: Partner Choices and Constraints for Korean Americans in New York City. Submitted to The 98th Annual Meet­ing of the American Sociological Association. 2003. http://web.ebscohost.com/ehost/pdfviewer/pdfvie wer?vid=6&hid=107&sid=b4198884-fb71-4e18- 8f7c-c881b710ba7a%40sessionmgr 15      Accessed: 06/05/2012.
  7. Statistics on Korean Americans’ Mar­riage and the Family. Summary // Ethnic Families in America: Patterns and Variations (Pyong Gap Min and Chigon Kim. The Korean American Family) / Еd. by Roosevelt Wright, Jr., Charles Mindel, Thanh Van Tran, Robert Habenstein. - Pearson, 2012. - Р.148-198.
  8. Labov Teresa and Jacobs Jerry A. Inter­marriage in Hawaii, 1950-1983 // Journal of Mar­riage and Family. - 1986. - №48(1). - Р. 79-88. URL: http://www.jstor.org/stable/352230 Accessed: 06/05/2012
  9. Harvey, Young Sook Kim, and Soon-Hyung Chung. The Koreans // John McDennott, ‘Wen-Shing Tseng and Thomas Maretzki (eds.), People and Culrures of Hawaii. Honolulu: Univ.of Hawaii Press, 1980. - Р.135-154.
  10. Lee, Sharon M., Fernandez, Marilyn. Trends in Asian American Racial/Ethnic Intermar­riage: A Comparison of 1980 and 1990 Census Data // Sociological Perspectives. - 1998. - №41 (2). - Р. 323-342.
  11. Min Pyong Gap. Patterns of Intermar­riages and Cross-Generational In-Marriages among Native-Born Asian Americans // International Mi­gration Review. - 2009. - № 43 (3). - Р. 447-470.
  12. Kitano Harry H.L., Chai Lynn Kyung. Korean Interracial Marriage // Marriage and Fam­ily Review. - №5 (1). - Р.75-89 // http://dx.doi. org/10.1300/J002v05n01_07 Accessed: 08/05/2012.
  13. Korean Americans Top Graduation Rates. Korea Times, News Report, Posted: May 24, 2011 http://newamericamedia.org/2011/05/korean-ameri- cans-top-graduation-rates.php Accessed: 30/06/2012.
  14. Qian Zhenchao, Lee Blair Sampson, Ruf Stacey D. Asian American Interracial and Intereth­nic Marriages: Differences by Education and Na­tivity // International Migration Review. - 2001. - № 35 (2). - Р557-586.
  15. Min Pyong Gap. Patterns of Intermar­riages and Cross-Generational In-Marriages among Native-Born Asian Americans // International Mi­gration Review. - 2009. - № 43 (3). - Р. 447-470.
Фамилия автора: Н.Б. Ем
Год: 2013
Город: Алматы
Яндекс.Метрика