Казахстанский патриотизм и религия

В данной статье рассматриваются проблемы патриотизма и религии, которые на сегодняшний день становятся все более актуальными. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности го­сударства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции, готовности служению Отечеству. Вместе с тем, рассматривается во­прос о межконфессиональном диалоге, толерантности как главных принципах патриотического вос­питания молодежи.

«Наша молодежь должна расти приверженной таким высоким ценностям, как честь, верность долгу, порядочность, созидание во имя процветания нашей Родины. Требовательность в отношении себя, честность в отношении окружающих, верность в отношении страны — вот ключевые моменты в воспитании подрастающего поколения» [1].

«Фундамент казахстанского патриотизма — это равноправие всех граждан и их общая ответст­венность за честь Родины».

«Новый казахстанский патриотизм — это то, что должно объединять все общество, вне этниче­ских различий. Новый казахстанский патриотизм — основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества» [2].

Изучение любого явления требует понимания его сущности, т.е. определение содержания понятия «патриотизм». Впервые слово «патриот» появилось в период Французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда себя называли борцы за народное дело, защитники республики.

Более современные понятия «патриотизма» связывают сознание человека с эмоциями на прояв­ления воздействий внешней среды, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, форми­рованию в нашей стране единого гражданского общества.

Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.

Патриотизм, одна из устойчивых характеристика человека, выражается в его мировоззрении, нравственных идеалах и нормах поведения. Кроме того, представляет собой значимую часть общест­венного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству и системе основополагающих ценностей. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека, всегда конкретен и на­правлен на реальные объекты, зарождаясь из любви к своей Родине, перерастая в общегосударствен­ное патриотическое самосознание.

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в каче­стве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской пози­ции, готовности служению Отечеству.

Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым, он:

  • неразрывно связан с интернационализмом (идеология и политика, провозглашающие равно­правие и общность интересов социальных групп, принадлежащих к различным нациям) [3];
  • чужд национализму (гипертрофированная форма национального сознания, провозглашающая идеи национальной исключительности, замкнутости, превосходства) [4];
  • чужд сепаратизму (движение за отделение части государства и создание нового государствен­ного образования или за предоставление части страны автономии) [5];
  • чужд космополитизму (теория и идеология, обосновывающие отказ от национальных традиций и культуры, отрицающие государственный и национальный суверенитет во имя единства чело­веческого рода) [6].

Сегодня патриотическое воспитание молодежи выступает как неотъемлемая часть развития все­го гражданского общества на пути его движения к устойчивому и стабильному прогрессу.

В Конституции Республики Казахстан одним из основополагающих принципов государства представлен казахстанский патриотизм. Если обратиться к словарю Ожегова, то понятие «патрио­тизм» означает «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [7].

Независимость нашего государства является ярким символом гордости и казахстанского патрио­тизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональ­ной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны [8; 3].

Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который стал таким же символом государственности, как гимн, флаг и герб. И для того чтобы быть патриотом своей страны, достаточно начать с себя, взяться за овладение казахским языком — именно такую цель нуж­но ставить перед современной молодежью, юными гражданами Казахстана.

По мнению Президента Центра развития социального предпринимательства Б. Сыздыковой, патриотизм не поддается измерению цифрами и на деле выражается в чувствах, объединяющих лю­дей.

Патриотизм не рождается на пустом месте. Его истоки в глубоком знании истории страны, в по­нимании и уважении деятельности тех поколений, усилиями которых обеспечивались ее независи­мость и процветание [9; 4].

В Конституции Республики Казахстан к основополагающим принципам государства относится также и казахстанский патриотизм [10; ст. 1 п. 2].

Казахстанский патриотизмэто осознание государственного, казахстанского. Он включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимо­сти; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него тради­циям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

Поэтому главными целями являются объединить и наполнить смыслом жизнь гражданина, вы­звав привязанность и приверженность к деятельности, укладу и чувства, отражающие эту привязан­ность и приверженность, так как психика человека устроена так, чтобы иметь под собой основу или почву.

Казахстанский патриотизм является нравственным и политическим принципом, социальным чувством, качеством гражданина и человека. Вместе с тем патриотизм предполагает гордость челове­ка за достижения своей страны, за богатейшую и многогранную культуру своего полиэтноконфес-сионального казахстанского народа. Веками и тысячелетиями закрепленное существование обособ­ленных государств формирует привязанность к родной земле, языку, традициям, культуре и религии. В условиях образования наций и национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотизм является идеологией, характерной чертой возвышенного отношения к символам со­циальной группы, к которой относится человек. Представления о патриотизме связываются с трепет­ным отношением к историческим событиям, памятникам, символике, культурным различиям и вели­ким предкам. Представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.

Важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача казахстанского государства. Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития, личного и профессионального роста. Государство и народ должны это осознавать и работать вместе. Надо воспитывать в себе и формировать у подрас­тающего поколения чувство родины, любви и гордости к своей земле, народу и стране, к достижени­ям своего государства, это и есть краеугольные составляющие казахстанского патриотизма.

Настоящий патриот — это высоко одухотворенный человек. А, как известно, такими личностями не рождаются, а становятся в процессе жизнедеятельности и труда, в ходе общения и сотрудничества со сферой ближайшего окружения, взаимодействия с окружающим миром.

Особое место занимает независимость казахстанского государства, которая являлась вековой мечтой народа и свершилась на стыке двух тысячелетий, символизируя собой высокие чувства его народа — патриотизм. Высокое и священное понятие независимости любимой Родины выступает ос­новой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить все этносы в один на­род — казахстанский, что, безусловно, станет бесценным достоянием последующих потомков, кото­рым предстоит дальнейшее созидание будущего своей страны, устремленной на десятилетия вперед.

Высокая духовность составляют фундаментальную основу казахстанского патриотизма, являясь живым источником морали и нравственного здоровья человека и общества, его жизнеспособности, энергии и силы, особенно сильно проявляющихся в переломные периоды развития, в годы трудных испытаний.

В данном контексте необходимо выделить следующие цели патриотизма:

  • формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отече­ству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по за­щите интересов Родины на основе изучения исторических ценностей и роли государства в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну;
  • воспитание активной гражданской позиции личности;
  • военно-патриотическое воспитание;
  • патриотическое воспитание и национальный вопрос, воспитание толерантности как принципа взаимоотношений разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности и т.д.;
  • формирование и развитие социально значимых ценностей общества и личности и др.

Вместе с тем, рассмотрев цели патриотизма, необходимо перейти к конкретным задачам данного явления, поставленным для развития патриотизма в нашей стране.

Во-первых, направление патриотизма должно быть поставлено правильно, т.е. нужно развивать патриотизм у граждан и направлять патриотизм не в русло уничтожения, а в русло созидания, как в общественной жизни, так и находясь у власти.

Глава государства Н. Назарбаев, возлагая большие надежды на молодое поколение, отмечает, что главное, чтобы у молодых, приходящих к руководству страной, было чувство патриотизма. Пат­риотизма не националистического, угрожающего, а демократического, окрашенного истинной любо­вью к Отчизне, к ее народу. Патриотизма животворного, который на деле должен стать мощной дви­жущей силой в строительстве благополучного, гордого, обладающего развитой экономикой и высо­кой культурой Казахстана [11; 1].

Во-вторых, задачей, не уступающей по значимости задаче направлению патриотизма, является вопрос национальной безопасности, т. е. вопрос воспитания патриотизма — это и вопрос националь­ной безопасности. В содержании данного понятия выделяется гражданско-патриотическое воспита­ние: пропаганда государственных символов, уважение к армии, правоохранительным органам, ко всем государственным институтам; правовое воспитание молодежи, которая должна знать свои права и обязанности; профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни.

В-третьих, к задачам понятия патриотизма также относится достижение результатов, для чего необходимо знать, что основы патриотизма заключаются в морально-нравственных отношениях с окружающей действительностью.

Важно и значимо акцентировать внимание на патриотическом воспитании, являющемся состав­ной частью общего воспитательного процесса, в котором представляется систематическая и целена­правленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формиро­ванию у граждан высокого патриотического сознания [12].

Цель патриотического воспитания — развитие в казахстанском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление сознания граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интере­сах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

В этом контексте важное место занимает религия, исконно определявшая высокие моральные принципы личности, прививавшая в ней сознание глубокой ответственности и любви к окружающе­му миру.

В исследованиях ряда ученых отмечается, что патриотизм верующих людей определяется глу­биной их веры, зависящей от уровня развития личности, сознания молодого человека. Именно мас­штаб личности человека позволяет ему ощутить связь с Богом, приблизиться к нему, пережить ду­ховный опыт, воспринимать окружающий мир как Священное, Божественное пространство, которое он глубоко любит. Наиболее ярко выражен патриотизм у глубоко верующих людей.

Благодаря возрождению национальной памяти народа, его истории и культуры возродилась ду­ховная составляющая — религия, которая аккумулирует в себе систему общечеловеческих ценно­стей, составляющих незыблемый остов патриотизма — любовь, уважение, гуманизм, сострадание, преданность, ответственность и т.д.

Главная тенденция современности — адаптирование непреходящих ценностей религии в совре­менную действительность, в практику воспитания и образования подрастающего поколения, главным образом — формирование в подрастающем поколении казахстанского патриотизма, что нашло свое надлежащее отражение в принятой на национальном уровне программе, способствующей дальней­шему укреплению в обществе межконфессионального диалога, согласия, толерантности.

В свою очередь, межконфессиональный диалог религий на сегодняшний день — огромная от­ветственность, которую не каждая страна могла бы взять на себя. Данный диалог подразумевает под­вести религиозных представителей под общие единые убеждения.

Сам предмет предполагает, что:

  • никто не должен покушаться на самое святое — на веру, заставляя приверженцев других рели­гий принимать другие догматы;
  • никто не должен навязывать собственные системы культа, ритуалы или обычаи, доказывая их превосходство.

На основе межконфессионального диалога предполагается связать разные конфессии в рамках общества, разных государств, регионов и мира в целом.

Межконфессиональный диалог должен строиться на принципах толерантности и уважительного отношения ко всем участникам диалога, равноправия всех представителей и возможности свободного выражения мнений.

Ни у кого из участников диалога не должно быть привилегированного положения по отношению к другим, диалог не должен быть нацелен на обращение в свою веру представителей других религий либо на демонстрацию превосходства одной религии над другими, должен быть ориентирован на по­иск путей мирного сосуществования и сотрудничества всех народов.

Фундаментальной основой межконфессионального диалога, ориентированного на общечелове­ческие ценности, является толерантность. В толковании термина «толерантность» выделяются два основных подхода — социокультурный, определяющий его общественное значение, и семантиче­ский, основанный на определении языкового содержания данного понятия.

Вместе с тем в содержании понятия «толерантность» выделяются два основных направления: во-первых, толерантность рассматривается как принцип диалога, отношения между определенными ре­лигиозными представителями; во-вторых, толерантность трактуется как право отдельного человека не изменять своим ценностям, своему характеру, если это не нарушает свободу других и правила по­ведения в обществе.

Проявление толерантности к другому человеку является важным условием как для функциони­рования и адаптации человека в современном обществе, так и для выживания и развития самого об­щества. Такие взаимоотношения предполагают изначально развитие взаимопонимания, уважения и доброжелательности.

Современная действительность свидетельствует, что все больше молодежи приходит в религию в поисках нравственных ориентиров и идеалов, а также ответов на интересующие их жизненно важ­ные вопросы. Крайне важно, чтобы именно в подростковом и юношеском возрасте — возрасте ак­тивного поиска ответов на насущные вопросы бытия — всеми институтами гражданского общества были даны молодежи верные/правильные ответы и определены духовные ценности, среди которых ключевым выступает казахстанский патриотизм.

Таким образом, необходимо воспитать в сознании молодежи толерантность как принцип взаи­моотношений людей разных национальностей, рас, конфессиональной принадлежности — основной принцип патриотического воспитания.

По этому поводу Глава государства подчеркнул: «...Современные казахи, следуя традициям предков, должны показать пример единства, толерантности и патриотизма. Пример самоотверженного служения государству и обществу» [13].

В заключение хотелось бы отметить, что глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством, нераздельной сопричастности с ним, с тем, что составляет его — природой, историей, культурой, родным языком, территорией, климатом, образом жизни, — произойдет тогда, когда все компоненты патриотического воспитания будут использованы комплексно.

В Казахстане для воспитания патриотизма используется множество из этих компонентов. Поли­тика Главы государства ориентирована на повышение общественного статуса патриотического вос­питания, формирование казахстанской нации как единой этнополитической общности — сохранение и поддержание общегражданского мира и межнационального согласия.

По этому поводу 11 ноября текущего года Глава нашего государства — Лидер нации Н. А. Назарбаев в своем ежегодном Послании четко обозначил круг вопросов, касающихся межэтни­ческого, межнационального и патриотического воспитания. Он отметил важность и значимость дан­ного процесса как главного в становлении и формировании стабильности и согласия всего казахстан­ского общества: «... Межэтническое согласие — это живительный кислород. Мы не замечаем его, ко­гда дышим, делаем это автоматически — мы просто живём. Мы должны сами беречь наше единство и межэтническое согласие. Извне никто и никогда не придет делать это за нас. Наша молодежь растёт в новой, независимой стране. Нынешнее поколение не видело межэтнических войн и конфликтов, разрухи 90-х годов. И многие воспринимают стабильность и комфортную жизнь в Казахстане как не­что положенное от рождения» [14].

Вместе с тем в Послании акцентировано внимание на молодежь — будущее страны, а также ее патриотическое воспитание: «...Патриотизм дегеніміздің өзі — Мәңгілік Ел! Ол — барша Қазақстан қоғамының осындай ұлы құндылығы...Жаңа Қазақстандық Патриотизмді ұрпақ жадына сіңіруде айрықша рөлге ие. Біз 2015 жылды Қазақстан халқы Ассамблеясы жылы деп жарияладық. Елдің тұтастығы мен бірлігі, татулығы мен тыныштығы ең басты назарда» [15].

Подытоживая сказанное выше, необходимо отметить, что смысл патриотизма заключается в удовольствии жизни в этой стране и в желании освободить ту скрытую энергию, которая существу­ет у нас в недрах, внутри и пытается вырваться на свободу, сделать что-то для своего народа, любить и быть любимым, любоваться жизнью и брать свою жизнь в свои руки, зная, что за действием следу­ет привычка, а за привычкой — судьба, быть бескомпромиссным по отношению к навязанным грани­цам и ограниченности человеческих возможностей. Есть вера в то, что мы сможем, мы преодолеем, мы осилим, а при необходимости, защитим свою жизнь и то, чем мы восхищаемся, то, что нам доро­го, свою страну.

И будущее нашего государства зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по патриотическому воспитанию молодого поколения, при безусловном сохранении лучших национальных традиций, заключающихся в интеграции феномена патриотизма с реалиями современности.

Воспитывать патриотизм — значит дать свободу жизненным проявлениям индивида для его собственного целесообразного развития через придание определенной социальной направленности развитию личности молодого человека, наладить связь между социальными ценностями предшест­вующих поколений как основы ее патриотической жизненной позиции, сделать эти проявления субъ­ектными в отношении человека к коллективу, обществу и государству.

 

 

Список литературы

  1. НазарбаевН.А.Выступление Главы государства на расширенном заседании Политсовета НДП «Нур Отан». — [ЭР]. Режим доступа:http://www.zakon.kz/101863-vystuplenie-glavy-gosudarstva-n. -a..html (дата выступления 17.01.2008).
  2. Роль Н.А. Назарбаева в формировании казахстанского патриотизма. — [ЭР]. Режим доступа:http://e-history.kz/ru/contents/view/1382 (дата обращения01. 2014).
  3. Глоссарий.га. — [ЭР]. Режим доступа:http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_schcgi? RNg.oo.
  4. Глоссарий.га. — [ЭР]. Режим доступа:http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_schcgi? RNg.outgrons.
  5. Космополитизм. — [ЭР]. Режим доступа:http://ru.writers.wikia.com/wiki/.
  6. Академик. Словари и энциклопедии. — [ЭР]. Режим доступа:http://dic.academic.ru/dic.nsf/politology/2579/.
  7. Толковый словарь С.И.Ожегова. — [ЭР]. Режим доступа:http://slovarozhegova.ru/word.php? wordid=20061.
  8. Ишмухамедов К. Символ гордости и патриотизма // Казахстанская правда. — 2008. — 11 дек. —№ 208-209. — 3c.
  9. Бакытова А. С чего начинается Родина // Казахстанская правда. — 2009. — 5 июня. — № 121-122. — 4 с.
  10. Конституция Республики Казахстан. Раздел I: общие положения ст.1 п.2. — [ЭР]. Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/category/konstituciya.
  11. Фоменко Ю., АбсалямоваН. Будущее начинается сегодня // Казахстанская правда. — 2002. — 14 нояб. — № 196-197. — 1c.
  12. Назарбаев Н.А.XX сессия Ассамблеи народа Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: один народ — одна стра­на — одна судьба». — [ЭР]. Режим доступа:http://www.akorda.kz/ru/page/page_213672_vystuplenie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-a-nazarbaeva-na-xx-sessii-assamblei-naroda-kazakhstana (дата обращения и выступления 24.04.2013).
  13. Назарбаев Н.А. Послание     Президента     Республики     Казахстан     —      [ЭР].      Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/page/page_218341_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-11-noyabrya-2014-g (дата выступления 11 ноября 2014 года).
  14. Назарбаев Н.А. Послание     Президента     Республики     Казахстан     —      [ЭР].      Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/page/page_218341_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-11-noyabrya-2014-g (дата выступления 11 ноября 2014 года)
Фамилия автора: A.Б.Ахметбеков
Год: 2015
Город: Караганда
Категория: История
Яндекс.Метрика