Эффективность применения виртуальных интерактивных тренажеров при оценке практических навыков студентов

В статье дан анализ эффективности применения интерактивных виртуальных тренажеров для оценки практических навыков студентов медико-профилактического профиля. Использование ролевых трена­жеров позволяет создать различные ситуации с множеством объектов и многоуровневым разбитием сюжета, что при использовании вербальных и визуальных данных позволяет развить профессиональ­ные и коммуникативные навыки студентов, необходимые им при проведении санитарно-эпидемио­логического обследования объектов. Методика применения интерактивных тренажеров, отмечают ав­торы, значительно улучшает показатели, характеризующие активность мышления, речи, памяти и стимулирует важный компонент учебного процесса, а именно самостоятельную работу студента. Подчеркнуто, что работа на тренажерах способствует обоснованно применить полученные знания, ге­нерировать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, критически оценивать информацию. В статье доказано, что, применяя виртуальные тренажеры, студент отрабатывает и закрепляет навыки коммуникативного общения в команде и умение представить собственные исследования.

Подготовка будущих специалистов начинается еще во время обучения студентов на кафедре, ко­гда в ходе изучения правил санитарно-гигиенического обследования объектов и отработки практиче­ских навыков у них формируется логическое мышление. Для развития у студентов познавательной активности и навыков работать творчески необходима интеграция различных форм и методов обуче­ния в ходе учебного процесса, где традиционные проблемно-поисковые, иллюстративные методы должны сочетаться с интерактивными формами обучения с привлечением инновационных обучаю­щих технологий [1, 2].

В настоящее время в образовательной деятельности всё большее значение приобретают при­кладные компьютерные технологии, которые позволяют значительно увеличить эффективность под­готовки будущих специалистов. Одним из таких новых компьютерных технологий стали интерактив­ные компьютерные тренажеры. Широкие возможности мультимедиа в сочетании с меньшими финан­совыми затратами делают это направление весьма привлекательным [3, 4]. Виртуальные интерактив­ные тренажеры — это комплекс интерактивных мультимедийных имитаторов-симулянтов, предна­значенных для отработки практических навыков и самостоятельного обучения студентов [5, 6].

Цель исследования — изучить эффективность применения виртуального интерактивного трена­жера при оценке практических навыков студентов медико-профилактического профиля.

Материалы и методы

Нами были использованы 2 модуля виртуального интерактивного тренажера при проведении практического занятия по теме «Гигиена машиностроительной промышленности», где модуль «Си­туационная задача» предназначался для создания различных ситуаций, с формированием линейного сюжета, в пределах которого отрабатывались знания и умения студента. Сам модуль состоял из «Конструктора ситуационных задач» и «Клиентской части».

«Конструктор ситуационных задач» — это подмодуль, с помощью которого студенты и препо­даватели создавали ситуационные задачи.

«Клиентская часть» — это система, позволяющая создавать тестовые вопросы, предназначенные для проверки знаний студента по темам практических работ. Для усиления контролирующего эффек­та результаты прохождения тестов оценивались в баллах, студенту сообщалось количество пройден­ных тестов и сумма штрафных баллов. Для минимизации угадывания ответов в программе блокиро­вался вывод на экран информации с результатом каждого отдельного теста.

Модуль «Ролевые игры» предназначался для создания различных ситуаций с множеством объек­тов (ролей) и многоуровневым развитием сюжета, с использованием вербальных и визуальных дан­ных, для наилучшего развития профессиональных и коммуникативных навыков у студента.

«Конструктор ролевой игры» позволил нам создать различные персонажи, роли, сцены, осмот­ры, тесты, моделирование диалогов и т.д. Основной их особенностью являлось максимально полное воспроизведение внешнего вида цехов, оборудования, рабочего места, спецодежды, а также всех дей­ствий специалистов при санитарно-эпидемиологическом обследовании. Студент получал возмож­ность подробно рассмотреть техническое устройство приборов, ознакомиться с его деталями, а также выполнить ограниченный набор действий при проведении измерений.

Виртуальный интерактивный тренажер как ролевая игра был проведен по теме «Гигиена труда в машиностроительной промышленности» для студентов 5 курса по специальности «Общественное здравоохранение» и «Медико-профилактическое дело». Количество участвовавших групп было 8, общее количество студентов составило 68 человек, занятия проводились в специально оборудован­ной аудитории с мультимедийной аппаратурой.

Последовательность пользования модулем «Ролевые игры» состояла из этапов. Вначале студенту предоставлялась возможность ознакомиться с условием «Ролевой игры». Далее обучающийся знакомился со сценой ролевой игры и имел возможность выбрать персо­наж для ведения диалога.

  • Студент мог во время игры решать инфографические тесты и проводить осмотры.
  • Преподаватель имел возможность ознакомиться с ходом прохождения студентом ролевой игры.

Результаты и их обсуждение

Как показали результаты, студенты, которые осваивали практические навыки при помощи вир­туального тренажера, быстрее и более уверенно переходили к практической части работы по прове­дению санитарного надзора. Целенаправленная запись виртуальных операций для последующего ис­пользования в учебном процессе повышала эффективность применения тренажера.

Для определения удовлетворенности обучаемых была использована анонимная анкета, состав­ленная на основе опросника. Используемая анкета состояла из 13 утверждений с ответами, которые были сгруппированы в 4 категории:

  • полная удовлетворенность работой в команде;
  • влияние команды на качество изучения;
  • удовлетворенность оценкой других членов команды;
  • профессиональное развитие.

Как видно из диаграммы, от 80 до 90 % опрошенных студентов были согласны с утверждениями о высокой эффективности данной технологии (рис. 1).

Удовлетворенность студентов технологией

Рисунок 1. Удовлетворенность студентов технологией

Так, качество успеваемости при применении интерактивных тренажеров в виде ролевой игры повышалось на 10-15 %, чем при обычном практическом занятии.

Как видно из диаграммы, при применении интерактивных тренажеров значительно выросли по­казатели, характеризующие активность мышления, речи, памяти у студента (рис. 2, 3).

Соотношение успеваемости студентов 

Когнитивная активность показателей высшей нервной деятельности

Видеозапись позволяла нам проводить разбор допущенных студентами ошибок, а также контро­лировать ход их исправления на последующих занятиях. Кроме того, эти записи студенты использо­вали для самостоятельной подготовки.

В целом на современном этапе применение виртуальных тренажеров является важным компо­нентом учебного процесса при подготовке специалистов Госсанэпиднадзора. После проведенного практического занятия с использованием виртуальных интерактивных тренажеров студенты могут самостоятельно: изучить санитарно-гигиенические условия труда и отдельные производственные процессы (операции, оборудования) для выявления причин возможного нарушения условий труда; разработать комплекс рекомендаций по оздоровлению условий труда; самостоятельно провести об­следование предприятия; дать физиолого-гигиеническую характеристику отдельных профессий.

Заключение

Таким образом студенты научились применять знания и понимать оценку санитарно-гигиени­ческого состояния объектов при осложнении санитарно-эпидемиологической ситуации, а также со­ставлять акт санитарно-эпидемиологического обследования промышленного объекта.

Кроме этого, студенты на практическом занятии по гигиене труда, применяя ролевые тренаже­ры, получили навыки коммуникативного общения в команде, навыки представлять собственные ис­следования.

Применение ролевых игр позволило студентам показать способность к экспертизе проектных документов, обоснованно применить полученные знания, а также применить навыки критического мышления, т.е. генерировать гипотезы, формулировать проблемные вопросы, критически оценивать информацию.

 

Список литературы

  1. Селевко Г.К. Интерактивные технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — Т. 2. — 816 с.
  2. Грибова В.В., Петряева М.В., Федорищев Л.А. Разработка виртуального мира медицинского компьютерного обу­чающего тренажера // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2011. — № 9. — С. 32-36.
  3. Мещерякова М.А., Подчерняева Н.С., Шубина Л.Б. Обучение профессиональным мануальным умениям и оценка уровня их сформированности у студентов медицинских вузов // Врач. — 2007. — № 7. — С. 15-20.
  4. Анамбаев И.А., Керимшеев Б.Р. Информационное обеспечение медицинских работников Республики Казахстан // Медицина. — 2011. — № 11. — С. 77-79.
  5. Шмидт Е.В. Первый опыт использования виртуальных тренажеров // Интерактивные технологии в образовании. — СПб., 2007. — С. 12-17.
  6. Походзей Л.В., Морозова Т.В. Опыт преподавания медицины труда в системе послевузовского профессионального образования // Медицина труда и промышленная экология. — 2009. — № 3. — С. 40-12.
Фамилия автора: А.А.Мусина, Б.Т.Рахметова, Р.К.Сулейменова
Год: 2015
Город: Караганда
Категория: Биология
Яндекс.Метрика