Философия образования Джона Дьюи рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе.
Джон Дьюи-автор тысячи книг и статей по проблемам философии, логики, психологии, этики, политики, юриспруденции, религии.Его называли лоцманом,учителем и совестью американского народа.Джон Дьюи ненавидел тоталитаризм,примитивную однолинейность и единообразие,насилие,решительно отвергал односторонний подход к чему бы то ни было -умел все процессы и явления видеть в развитии и в единстве различных аспектов.В области философского знания Дьюи стоит наравне с такими философами,как Платон,Аристотель и Кант,которых он цитирует столь же часто,сколь часто на него самого ссылаются современные философы образования самых разных направлений.
До появления философия образования как специальной дисциплины обсуждение проблем, находящихся ныне в ее ведении, - как человек растет, развивается, учится, как формируется в нем нравственное чувство и т.п.- происходило в рамках общей философии и психологии. Философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе: что такое образование? Как оно происходит? Каковы природа и источники ценностей образования? Каким бывает и каким должно быть поведение участников образовательного процесса? Какими бывают и какими должны быть методы содействия образовательному процессу? Давая свои рекомендации, философия образования не пытается выглядеть непогрешимой, не претендует ни на звание фундаментальной науки, ни даже науки вообще, философия образования – дисциплина мировоззренческая и притом существенно плюралистичная. Каждая из ее версий подвергает философскому анализу существующие представления об образовании, а само понятие опирается на свое, всякий раз иное понимание человека и процесса его развития, жизни и ее смысла. Обычно то или иное направление философии образования привлекает для понимания образовательного процесса одно из течений в психологии (которая тоже еще не существует как единая наука), и, таким образом, принципы организации образовательного процесса выводятся из философско-психологических соображений. Иногда в обосновании преобладает философский анализ, тогда именно из него вытекают принципы, согласно которым можно строить педагогику – здесь уместно вспомнить, что сочинение М.И.Гессена «Основы педагогику» имеет подзаголовок «Введение в прикладную философию». Иногда семейство педагогических принципов задается в большей мере психологией, нежели философией, и тогда, соответственно, педагогик оказывается прикладной психологией – именно в таком смысле говорят, например, о педагогике бихевиоризма, имеющей, кстати сказать, довольно большой авторитет в мире. Попытки строить педагогику на фундаменте естественных наук пока что не привели ни к какому серьезному результату, а декларации о ее научной самостоятельности звучат довольно нелепо и претенциозно.
Для Джона Дьюи общей теорией образования была вся философия, поскольку она обсуждала формирование разумных и эмоциональных отношений человека с миром. В его понимании слово «образование» покрывало весь рост, все умственное и нравственное развитие человека. Философия прагматизма (от греческого «прагма» - дело, действие), одним из создателей и систематизатором которой он был, прежде всего и более всего стремилась стать общим методом решения проблем, встающих перед человеком в постоянно меняющемся мире. Традиционно дело философии понималось как созерцание и размышление. Не отказываясь, разумеется, от этих способов бытия в мире и его познания, Джон Дьюи предложил реконструкцию философии, обращающую ее к повседневным проблемам обычных людей.
Ключевое понятие философии Дьюи, объединяющее человека и мир в неразрывное единство, - «опыт», поэтому предложенное им направление мысли (одновременно в общей философии образования) часто именуют экспериментализмом. Слово это в английском языке родственно не только явно слышному русскому уху слову «experiment» - специально поставленный научный опыт, но и «experience» - опыт переживания и переживания проблемных ситуаций, творческий акт жизни. А человеческая жизнедеятельность всегда социальна – совместная, разделенная. Личностные смыслы, мышление, вся психическая жизнь человека возникают вследствие взаимодействия людей друг с другом, в ходе которого один человек вынужден вставать на точку зрения другого при формировании собственного поведения. Так рождается единое человеческое содержание, обеспечивающее общность смыслов, вносимых людьми в общение; таким путем возникают сознание и самосознание отдельного человека.
У Джона Дьюи приверженность семье всегда сочеталась с широким кругом общения и большой общественной деятельностью: это было для него естественным образом жизни и одновременно осознаваемым идеалом. Личная свобода ассоциировалась у Дьюи в первую очередь со свободой общения и взаимодействия с другими людьми, он судил о социальном устройстве на основании того, насколько многочисленны и разнообразны в данной группе осознанно разделяемые ее членами интересы, а также по полноте и отсутстсвию ограничений во взаимодействия с другими объединениями. «Демократия – нечто больше, чем какая-то определенная форма правления. В первую очередь это форма совместной жизни, обобществленного и передаваемого опыта. При демократии в обществе постоянно растет число людей, готовых согласовывать свои действия с действиями других и учитывать чужие интересы, определяя цель и направления собственных. Все это равносильно разрушению барьеров класса, расы и националной территории, которые удерживают людей от полного осознания смысла своих действий» (Джон Дьюи) .
В разнообразии интересов и свободе взаимодействия между отдельными людьми и социальными группами Дьюи видел залог интенсивного развития общества. Он верил в прогресс, в то, что общество постепенно становится все более демократическим, поскольку признает взаимные интересы как фактор социального управления, в то время как в тоталитарном обществе узость интересов, разобщенность людей внутри общества и изолированность от остального мира со временем нарастают и углубляются.
Науку Дьюи ценил за те же качества, что и демократию: отсутствие предвзятости, стремление к постоянному совершенствованию, готовность учитывать все существующие подходы и точки зрения. Решение научных жизненных проблем, по Дьюи, происходит одним и тем же способом. Само существование людей есть воплощение экспериментального научного метода: опыт складывается из экспериментов человека с жизнью и требует владения методами научного исследования в самом широком смысле слова. Обретение в опыте знания (или истины, или веры – для Дьюи не имеет большого значения, как называть «то, что можно утверждать обоснованно») и есть образование. Упорядочение и осмысление личного опыта, проживаемого и наживаемого в социальном общении, творят образование как достояние личности и образуют саму личность.
Дьюи различает образование спонтанное – рост личности в социальной среде, который совершается самопроизвольно и бессознательно, и организованное – систему, существующую в обществе для содействия формированию личности. Личный опыт человека соединяет его врожденные способности с возможностями социальной среды. «Одна из важнейших проблем, с которой должна справиться философия образования,- найти способ поддержания должного равновесия философия образования, - найти способ поддержания должного равновесия между
неформальной и формальной, спонтанной и организованной составляющими образования. Если приобретения информации и специальных интеллектуальных навыков не влияет на формирование социальных установок, то повседневный жизненный опыт не осмысливается, а школы выпускают людей, умелых лишь в учении. Чем дальше продвигается вперед специально организованное образование, тем труднее становится избегать разлада между тем, что люди сознательно приобрели посредством особой работы учения, и опытом, который они бессознательно впитали во взаимодействии с другими людьми», - писал Джон Дьюи.
Дьюи видел нравственный смысл демократии в ее вкладе в личностный рост каждого члена общества. При этом важнейшая задача всей системы образования, и в первую очередь ее школьного звена (начального и среднего образования), - создать необходимые условия для роста и развития самой демократии. А главное условие развития и для личности, и для сообщества – способность активно создавать на идеи, выдвигаемые другими людьми; принимать чужую точку зрения как иную и требующую понимания, а не чуждую. По Дьюи, образование – дорога к свободе: мы свободны в той мере, в какой разумно участвуем в жизни общества и при этом мыслим независимо. Мы свободны, если наша деятельность направляется результатами осмысления собственного опыта, если не позволяем внешним воздействиям бросать нас из стороны в сторону, если способны спокойно встретить новое, исследовать его и использовать результаты исследования для руководства своей деятельностью.
Современные эксперименталисты, последователи Джона Дьюи, в своей практической образовательной деятельности стремятся создать обстановку постоянного размышления, в которой каждый учащийся обдумывает собственную, важную именно для него проблему. Они придают большое значение так называемой непрерывности демократической атмосферы. Это означает, что молодые люди последовательно научаются с полной серьезностью относиться к демократии и друг к другу, что единственно и позволяет отдельным людям и обществу в целом постоянно улучшать качество жизни.
Список литературы:
- Дьюи, Дж. Демократия и образование [Текст] /Джон Дьюи. - М.,1916.- 224с.
- Дьюи, Дж. Опыт и образование [Текст] /Джон Дьюи. - М., - 263с.
- Турчанинова, Ю.И. Классические труды Дьюи [Текст]/Ю.И.Турчанинова. - М.: Прогресс, 2000. - 324с.