В статье говорится о деструктивных и тоталитарных сектах и группировках в Казахстане, о проблемах борьбы с сектами и их влиянии на сознание молодѐжи. Обращается внимание на конфликтные ситуации, которые складываются между деструктивными тоталитарными сектами и традиционными религиями, и правительственными организациями.
Секта (лат. secta - школа, учение, от лат. sequor - следую) - понятие (термин), которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение Секта обычно возникает как оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям. Для сект характерна претензия на исключительность своей роли, доктрины, идейных принципов, ценностей и установок [1].
Для современной религиозной ситуации в Казахстане характерны возникновение и усиление радикальных религиозных сообществ, активизация деятельности центров нетрадиционных верований, повышение влияния иностранного миссионерского движения и расширение социальной базы сектантских организаций, особенно за счет молодежи. При этом наибольшую озабоченность вызывает усиление деятельности деструктивных сект и культов нового поколения. Опасность заключается в том, что казахстанская молодежь, для которой религия все больше становится ценностной ориентацией, регулирующей социальное поведение, психологию общения и философское отношение к жизни, весьма смутно представляет, где проходит грань между традиционной религией и псевдорелигиозностью.
Обратим внимание на основную характеристику деструктивных сект и культов Общая черта их - конфронтация с традиционными религиозными воззрениями, в силу того, что все эти деструктивные сообщества основаны на искусственном мировоззрении, не имеющем под собой базы религиозной теологии. Как правило, такие секты и культы «порождены процессом нивелирования религиозных традиций вследствие духовного кризиса современного общества», эксплуатации и коммерциализации религиозного мировоззрения [2].
Характерные особенности всех сектантских и культовых организаций весьма схожи, поскольку представляют собой определенный набор качеств. В их числе — крайняя неоднозначность и противоречивость идеологии и доктрины, дух раскольничества и сепаратизма, тоталитаризм учения, жесткая «критика традиционных религий за отступление от первоначальных вероучений и практики». Схожи также их структурная организация, методы воздействия и нацеленность на активную духовную экспансию среди населения, особенно молодежи.
Претендуя на неординарность своего вероучения, эти структуры постоянно разрабатывают новые прикладные методики, акцентируя внимание на психологических и эмоциональных аспектах, часто дополняя свое учение необычной практикой. К тому же, практически все эти секты и культы действуют столь активно и разнообразно, что за несколько последних десятилетий они значительно трансформировались, видоизменились и довольно успешно конкурируют в условиях современного общества.
В идеологическом аспекте деструктивные секты и культы претендуют на формирование системы мировоззрения граждан, внедрение (взамен традиционных) новых духовных и нравственных ориентиров в национальном масштабе. Например, среди современных сект и культов следует особо выделить те, которые главным объектом своего внимания считают достижение земного счастья человека и удовлетворение его сиюминутных потребностей. В этих целях они декларируют возможность построения на земле рая, где все были бы счастливы. Предотвращение экологической катастрофы, разрешение духовного и социального кризиса во Вселенной и другие глобальные проблемы — основной (но не полный) перечень благих намерений сектантов всех мастей. Главная миссия их сект, по убеждению лидеров, — помочь стране пребывания, ее народу всеми доступными путями и средствами. Основная суть помощи — дать миру новое откровение, новое вероучение, которое заменит все «устаревшие», разумеется, по определению сектантов, мировые конфессии и их деноминации.
В целом, характеризуя нетрадиционные религиозные взгляды и воззрения, использующие смешение религиозной теологии с мистикой и оккультизмом, можно отметить следующее: хотя все они вышли из недр религиозных и мистических традиций средневековья, сегодня они превратились в деструктивные секты и культы с ярко выраженными антирелигиозными доктринами и разрушительными для человека последствиями.
Негативные последствия их усилий сегодня убедительно доказаны. В современном мире группа рисков, связанная с их деятельностью, универсальна и распространена повсеместно. Везде, где еще сохранилась основа традиционного общества или религии, деятельность, к примеру, «Свидетелей Иеговы» доставляет массу проблем власти и обществу.
Среди деструктивных сектантских и культовых организаций, добившихся наибольшего роста в республике, следует особо отметить секту «Семья». Она глубоко конспирируется на арендуемых квартирах, на контакт без рекомендаций не идет, однако замечены активные связи с иностранными гражданами, которые часто выступают в роли руководителей. В крупных городах открыто распространяются яркие листовки с религиозными текстами и изображением Христа, обнимающего веселящихся и возносящихся к небу детей. Деятельность секты, как правило, начинается с благотворительных акций в виде концертов, пожертвований в разные организации, в результате чего формируется пакет документов, содержащих положительные отзывы о якобы ее просветительском и благотворительном характере. Именно таким способом секта стремится получить положительные рекомендации для регистрации своих местных ячеек [3].
Вольготно себя чувствует в Казахстане и секта «Свидетелей Иеговы». Ее характерная черта — «регулярное проведение региональных конгрессов, причем в ряде случаев с нарушением действующего законодательства РК и вопреки запретам местных органов власти. Сектанты отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу, государственные праздники, отдание почестей флагу, государственным символам, не поощряют любое светское образование. При этом члены «Свидетелей Иеговы» должны давать полный и чистосердечный отчет своему руководителю. Наиболее опасным в деятельности «Свидетелей Иеговы» является отказ от переливания крови, который они не позволяют делать себе, так как полагают, что оно является нарушением ветхозаветного запрета употреблять в пищу кровь» В Казахстане «Свидетели Иеговы» зарегистрировали более 100 общин и имеют прихожан почти в каждом городе. Особенно сильны позиции секты на юге страны. Например, ее приходы весьма активны в Шымкенте, Туркестане, Кентау, Ленгере, Сары-Агаше, Жетысае и других населенных пунктах, где преимущественно проживают этнические казахи и узбеки. По многочисленным сведениям, в том числе газетным репортажам из южных районов РК, деятельность членов данной секты уже давно выросла в проблему местного масштаба [4].
Особую активность проявляет и секта «Церковь сайентологии». Официально эта структура зарегистрирована в Алматы и Павлодаре, но отмечены факты ее появления в Карагандинской, Костанайской областях и в Семее. Кроме того, в республике действует ряд организаций, связанных с сайентологами, которые, по мнению специалистов, проявляют себя в виде таких общественных объединений, как «Дианетика», «Нарконон», «Криминон». Например, в Астане секта функционирует под прикрытием центров дианетики, где принимают посетителей, проводят тесты, семинары, презентации, а также платные психологические сеансы [5].
«Международное общество сознания Кришны» — одна из самых распространенных в Казахстане сект восточного направления. Ее официальные представители появились в республике в 1989 году. С тех пор их ряды многократно увеличились, особенно за счет молодых людей из социально уязвимых слоев населения. Объективной информации о количестве последователей секты в Республики Казахстан нет, поскольку сами кришнаиты об этом, как правило, умалчивают. Однако известно, что «община кришнаитов в Казахстане является самой большой в Центральной Азии». Согласно статистике, помещенной на электронном сайте правительства, с 1990 по 2006 год количество организаций «Международного общества сознания Кришны» увеличилось в республике от нескольких до 558человек [6].
Перечень наиболее известных деструктивных тоталитарных сект и групп, обладающих значительным числом признаков таковых, а также оккультных центров и движений, действующих в России и Казахстане:
«Абсолют Истины Энергожизни»; «Авестийская школа астрологии» Павла Глобы; «Агапе»; миссия, «Адвентисты седьмого дня – реформисты»; «Академия Человека «Ланид»; АкбашеваТолгата последователи; «Ананда», духовное братство; «Всемирная команда помощи Ананда марги» (AMURT); «Ассоциация свободного дыхания»; «АшрамШамбалы»; «Академия ―Путь к счастью―»; «Алтайский ашрамШамбалы»"; «Школа ―Авиценна―»; «Школа Духовного Целительства Академии Гуру Сотидананданы»; «Аштар» центр; «АумСинрикѐ»; «Алеф»; «Аят»; «АлляАят»; Фархатаатыкульт; «Церковь Хайдаканд и Самадж»; Бажовцев движение; Березикова Евгения последователи; «Великое Белое братство» Микаэля Айванхова; «Великое Белое братство» («ЮСМАЛОС»); «Белое братство»; «Белый Лотос» Владимира Скубаева; БлавоРушеля культ; «Богородичный центр», секта Иоанна Береславского [7].
В современном мире деятельность различного рода сект широко осуждают и критикуют, так как наличие противоречий с религиозными и религиозно- мистическими воззрениями часто приводит их к конфликтным ситуациям с представителями традиционных вероисповеданий, властью и общественностью во многих странах мира. Деструктивные тоталитарные секты и группы - это проблема, с которой ведѐтся повсеместная борьба в многоконфессиональном Казахстане.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Дворкин, А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования /А.Л.Дворкин. - Изд. 3-е.перераб.и доп.- Нижний Новгород: Издательство братства во имя св. князя Александра Невского, 2002.- 554 с.
- Булгаков, С.В. Справочник по ересям, сектам и расколам /С.В.Булгаков.-– М.: Современник,1994.- 164 с.
- Шефер, У. Вера бахаи: секта или религия?/ У.Шефер // Исследования бахаи. Ассоциации исследований бахаи. – М.,1994. - № 16. –С. 89-101
- Ирвинг,Гексам. Новые религиозные движения. Карманный словарь/ ГексамИрвинг. –Александрия: Ездра, 2006. – 82 с.
- Стенли, Дж. Гренц. Теологические термины. Карманный словарь/ Дж. Гренцстенли, Дэвид Гурецки, Черит Фи Нордлинг. – Александрия: Ездра, 2006. – 140 с.
- Эткинд, А. Русские секты все еще кажутся «obscure» / Эткинд А. //Non-fictionпо- русски правда. Книга отзывов. - М.: НЛО, 2007. -С. 91-107.