Зооморфные мотивы в каракалпакском орнаментальном искусстве

Каракалпакский орнамент – одно из явлений национальной каракалпакской культуры, отразившее ее своеобразие и специфические черты. Орнамент для каракалпакского народа был единственной формой художественно-изобразительного творчества, который развивался и совершенствовался в различных направлениях. В традиционных изделиях каракалпакского народа: в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша – паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, вышивки, курак, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами.    Исследователи    выделяют    несколько    основных   групп каракалпакских   орнаментальных   мотивов:   зооморфные,  растительные, геометрические и непосредственное изображение предметов окружающих человека в быту. Помимо этого, в редких случаях встречается антропоморфные мотивы.

Большинство орнаментальных мотивов каракалпакского народного творчества связано с миром животных.

Именно природа во все времена являлась неисчерпаемым источником орнамента. Человек с рождения жил среди природы, и постоянно общался с ней, причем всегда существовало два аспекта в отношении человека к окружающей природе: польза и красота. Природа кормила, поила, одевала человека, но она же, с волнующей красотой, всегда влияла и на его душу, порождая в ней удивление, преклонение и восторг.

Помимо этого отношение к природе предполагало и иные аспекты. К примеру, некоторых животных считали покровителями того иного конкретного рода, а следовательно и человека относящегося к этому роду. Животные эти наделялись сакральной силой, способной принести в дом добро. К священным относили таких животных, как лошадь, собака, корова, бык, баран, верблюд, а козы и овцы попали в разряд сакральных животных небесного происхождения. Можно привести многочисленные примеры сакрального отношения к животным. У полукочевых народов вещественными талисманами являлись различные части тела птиц и кости животных, считавшихся вещими. По поверью, они имели сверхъестественную силу. В орнаментальном искусстве, как правило, животное было представлено по принципу «целое по части», т.е. отдельная часть могла представлять целое животное. Помимо этого магическими свойствами наделялись также следы отдельных животных, птиц, мышей, собак.

Разные регионы Каракалпакстана отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием стилевых решений. Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент «рог» (муйиз) – бараньи рога, связанные с плодовитостью, героизмом, силой и мужественностью (один из сильнейших оберегов) [3, 72-83], в нем преобладают роговидные, дуговидные линии.

Муйиз – один из основных элементов орнаментики народов Средней Азии, Кавказа и Сибири является универсальным, объединяющим знаком- оберегом. Он может считаться «кочующим» в искусстве различных народов. Несомненно, этот элемент являлся символом древнейших скотоводческих племен этих народов. «Муйиз», – пишет Л.И. Ремпель, – это символ производительной деятельности скотовода и еще шире –  образ – понятие почти универсального значения. С ним связывались в разное время различные представления» [9, 9-10].

Мотивы рогов довольно разнообразны. Некоторые из них сохранили реальные   очертания,   большинство   же   подчинилось    орнаментальным художественным задачам и приняли схематичные, графические формы и лишь по народной традиции могут быть отнесены к орнаменту «муйиз».

Условное изображение рогов барана главенствует во всех видах каракалпакского прикладного искусства. Приемы зеркального расположения фигур, выстроенных или свободно расположенных, отличают каракалпакский узор от других простейших узоров народов мира (зеркальное отображение (осевая симметрия) – часто используемый прием. Нагляднее всего его можно представить, вообразив, что наш элемент отображается в зеркале).

Орнаменты типа «муйиз» иногда бывают очень мелкими, а порой – крупными. Мелкие используются в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные – и ковроткачестве и войлочных изделиях. Помимо этого этот элемент использовался как один из основных в украшении   фасадов   домов.   Народные   мастера,   используя    орнамент

«муйиз» во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции. Мотив муйизов в различных видах прикладного искусства каракалпаков использовался по-разному, если в вышивке предпочтение отдавалось ломанным, острым линиям, то в дереве мастера использовали в основном закругленные формы.

Существует множество вариантов роговидных элементов, которые делятся на следующие виды: «кошкар муйиз», «кос муйиз», «так    муйиз», «он  еки  муйиз»,   «сегиз  муйиз»,  «карсы  муйиз»,  «колтыкша      муйиз», «сулама муйиз», «токалак муйиз», «кошкаршак муйиз»,   «тырнак  муйиз», «каусырма муйиз», «хорасаны муйиз» и др.

Орнамент «кошкар муйиз» похож на бараньи рога. Человеку с богатой фантазией может показаться, что это изображение головы барана с ушами, мордой и т.д. Он используется при украшении баскуров, кожаных изделий, а также изделий из дерева и т.д.

Элемент «кос муйиз» является изображением рогов барана, козла, коровы. Орнаментальные    элементы,    которые    называются   «ыргак», «илмек», тоже относятся к «кос муйиз». Орнамент «кос муйиз» используется для украшения женской одежды (в бордюрах  кызыл кимешек, женгуш, женгсе) и предметов домашнего обихода.

Орнамент «так муйиз» состоит из одностороннего орнамента «кос муйиз» и «кошкар муйиз». Орнамент «так муйиз», расположенный мастерски, не выглядит одиночным элементом; в своей композиции он имеет внутреннее единство и повторяется до бесконечности. Обычно орнамент «так муйиз» используется в украшении предметов домашнего быта, одежды и т.д.

«Он еки муйиз», «сегиз муйиз» – этот орнамент состоит из множества рогов: в первом случае из 12, а во втором из 8, соединенных сложными переплетениями роговидных элементов. Орнамент представляет собой квадрат  с  парами  роговидных  завитков  на  каждом  углу.  По      мнению А.Алламуратова      это      схематизированное      изображение    домашних животных, расположенных вокруг загона [2, 35].  Многоступенчатые ромбы с 12 крючками (он еки муйиз), по сведениям Л. Керимова, являются «тамгой», а 12 крючков, расположенных вокруг него, – намек на 12 лет.

«Известно, что в календарях древнетюркских народов, летосчисление велось не только по дням и месяцам, но и по 12 годам. Причем каждый год проходил под знаком созвездия какого-либо животного» [4, 229]. Эти орнаментальные элементы используются в каракалпакской вышивке в украшении центральной композиции кызыл киймешек алды – орта кара; в кок койлеке украшает нижнее поле платья; этим узором заполняется косая сетка квадратов на спине ак жегде. Каракалпакские ковровые изделия, в том числе каршины, оформлялись зооморфными элементами сегиз муйиз.

Мотив «карсы муйиз» очень похож на мотив орнамента «кос   муйиз», «сулама муйиз», но имеющий более разветвленную композицию. Им украшаются ковровые изделия,  вышивка и т.д.

Элемент «колтыкша муйиз» представляет собой изломанный прямоугольник, четыре раза загибающийся внутрь. В вышивке этот орнамент применяется в качестве вспомогательного элемента большой геометрической композиции «кереге коз» в украшении ак жегде. Внешний вид орнамента напоминает несколько пар рогов (от двух до четырех) животного.

Орнамент «тарнакша муйиз» более близок по своему внешнему виду к растительным  мотивам  и  напоминает  собой  «ряд  рассады  на    грядке».

«тырнакша муйиз» название от треугольников у основания «рогов», в самостоятельной композиции называются когти, иногда «туйме бас» головка ювелирного нагрудного украшения. Название   орнамента «хорасаны муйиз» по-видимому, указывает не на происхождение узора из Хорасана, а имеется в виду рога коровы хорасанской породы. Орнамент этот употребляется преимущественно в вышивке крестом на домотканой основе [2, 36].

В каракалпакском декоративно-прикладном искусстве встречаются также элементы, геометрические по форме, но с зооморфными названиями. Это тышкан из (след мыши), газ мойын (шея гуся), кумырска бел (талия муравья), кой тиси (зубы барана), бори коз (глаза волка), кус тили (язык птицы), балык коз (рыбий глаз). Элементы этой группы получили свои названия по их ассоциации с конкретными прототипами.  Как правило,   это элементы, играющие в  композициях  дополнительную, вспомогательную роль. Элемент балык коз в виде маленьких квадратиков достаточно часто встречается на вышитых воротниках каракалпакской женской одежды, на ковровых изделиях, мелких предметах вышивки и т.д.

Широко распространенный мотив в орнаментике генетически близких к каракалпакам народов (киргизов, казахов, кочевых узбеков,  обских угров, мордовцев, чувашей, башкир) – S-образный элемент. Он так же,  как и другие простейшие геометрические фигуры (зигзаг, треугольник, крест, спираль и т.д.), одновременно возник в различных этнических средах. При своей визуальной схожести в орнаментике многих народов он имеет различные смысловые значения. Например, чуваши считают его символом светил, небесного огня, небосвода и гор. Обские угры используют этот элемент, изображая стилизованные фигуры птиц. S-образная фигура встречается и у казахского народа под названием «ит куйрык» – собачий хвост. Орнамент по форме напоминает задранный собачий хвост (в каракалпакском прикладном искусстве в отличие от казахского чаще применяется горизонтальная трактовка этого орнамента).  У каракалпаков с данным знаком связан мотив «кумырска бел» и газ.

Вместе с тем семантика S-образного элемента у каракалпаков была связана с символом воды, который часто использовался в резьбе по дереву, в ковровых изделиях и вышивке. А.Алламуратов отмечает S-образный орнамент широко распространен в искусстве народов Средней Азии например, в вышивке и резьбе по дереву Узбекистана [13, рис.41]. S- образные завитки встречаются в Древнем Хорезме, на медных монетах II в. н. э. [11, рис.108], на фигурном ассуарии того же времени, еще раньше – на металлических изделиях скифских племен апасиаков (VI – IV вв. до н. э.) из Чирик-рабата [12, рис.81], на кувшинах I в. н. э. со среднего течения Сыр-Дарьи [1, рис.83],  в архитектурном орнаменте Южной  Туркмении  X – XII вв. [8, 249], что еще раз подтверждает древность его происхождения. Возможно, стилизованный S-образный мотив являлся тотемом одного из каракалпакских племен.

В каракалпакском прикладном искусстве орнамент «кумырска бел» можно видеть в резьбе по дереву, в узорнотканных и ковровых изделиях каракалпаков. В резьбе иногда ему придается растительный характер [10, табл.XXIV-5]. В узорном ткачестве и ковровых изделиях орнаментальные ленты S – образной фигуры служат деталями больших композиций. В вышивке орнамент «кумырска бел» составляет фризовую композицию, иногда в чередовании с элементом «омыртка». Орнамент такого типа применяется на каймах кызыл кимешеков и в других вышивках из сукна.

В изделиях, украшенных вышивкой крестом, S-образная фигура приобретает острые углы в загибах, меняется также ее название; обрубленный, укороченный рог («токалак муйиз»). Как вариант орнамента «кумырска бел», в каракалпакском искусстве (особенно в ковровых изделиях) применяют знак бесконечности. В вышивке этот вариант встречается редко.

Очень популярны в прикладном искусстве Средней Азии орнитоморфные мотивы. В образе птицы либо на ее крыльях, по поверьям, устремляется в небо душа после смерти (путь на гору), что отражало идеалы кочевого и полукочевого образа жизни народа. Птицы якобы не только    уносят    души    умерших,    но    и    приносят    на    землю  души новорожденных  (путь  с  горы).  Птицы,  согласно  поверьям,  наряду       с

охранным свойством олицетворяли оплодотворяющую, очищающую силу, символизировали различные благопожелания, были носителями светлых начал. Возможно, поэтому каракалпакский орнаментальный мотив «карга тырнак» наделялся охранным свойством. О древности культа птицы говорит тот факт, что у предков каракалпаков – сарматов знак «гарга тырнак» встречается в виде орнамента на бронзовых котлах.

Мотив «гарга туяк» («гарга тырнак») характерен для орнаментации ак жегде. Он завершает нижний край большой композиции, создавая впечатление   свисающего   украшения.   Поэтому   нередко   он называется «сырга нагыс» (орнамент серьги).

Орнамент «газ мойын» («гусиная шея») применяют в вышивке крестом, им обрамляют широкие вертикальные орнаментальные полосы ак жегде алды. Существуют несколько вариантов этого мотива с различными дополнительными элементами: все они схематизированы и далеки от реальной формы. Орнаменты, символизирующие птиц, используются во всех изделиях прикладного искусства. «Газ мойын» – один из самых распространенных в узорном ткачестве Он служит разделительной вертикалью в орнаментации ак баскуров.

Узор «омыртка» (позвонок), состоящий из двух параллельных рядов вытянутых прямоугольников, по своей форме орнамент напоминает форму позвоночника. Состоит из отдельных клеточек в виде шахматной доски. Скорее всего, у каракалпаков магическими свойствами  наделялся не только позвоночник животных, но и хребет рыб (по аналогии с верованиями отдельных «групп туркмен, которые были связаны, хотя и в прошлом, с рыболовством») [5, 33].

Этот орнаментальный мотив украшал композиции кызыл киймешек, нарукавников женгсе, мешочков для чая шайкалта и сыпучих продуктов шанаш и т.д.

Близок к орнаменту «омыртка» по характеру исполнения и   орнамент «кой тиси» (зубы барана). Орнамент напоминает зубы животного. Используется в искусстве вышивки. В казахской вышивке используется и второе название орнамента «ит тиси».

В каракалпакской вышивке «кой тиси» – треугольник из тех же элементов, что и омыртка, заполняет боковые пространства между орнаментами из роговидных завитков.

Элемент «жылан бауыр» изображает рисунок брюха змеи либо след оставленный на земле. «Жылан бауыр» символизирует образ змеи. В Средней   Азии   мотив   змеи   использовался   в   качестве   оберега для «избежание сглаза».

Будучи символом возрождения и бессмертия благодаря своему свойству ежегодно менять кожу, змея, согласно турецкой мифологии, - это животное,   познакомившее   людей   со   многими   полезными   травами  и растениями, но предостерегавшее их от того, чтобы находить и есть траву бессмертия. Символ здоровья и благополучия, змея является обязательным стражем Древа Жизни [3, 72-83].

В группах орнаментов «шаян куйрык» (хвост скорпиона), «курбака» (лягушка) мы встречаем попытку передать реальную форму живого суще- ства целиком.

С древних времен люди верят, что, изобразив на ковре или в вышивке опасное животное или его часть, они могут получить его силу и защититься от него, именно по этому мотив «шаян куйрык» и является не только разнообразным в своей трактовке, но и широко  распространенным в прикладном искусстве. Мотив «шаян куйрык» встречается часто и состоит из множества элементов различного характера. Иногда такой узор изображает как бы двух «скорпионов». В орнаменте четко прослеживается ясно очерченное тулово (сердцевидная фигура), и острое жало. Встречаются, однако, и более схематизированные мотивы скорпиона, превращенные в ромбовидные фигуры с закругленными концами.

В вышивке мотив «шаян куйрык» характерен для техники по сукну. Чаще встречается в красных полосах каймы кызыл кимешеков. Они составляют композицию в чередовании с другими, сходными по очертанию мотивами.

Надо отметить, что некоторые варианты орнамента «шаян куйрык» – похожи на растительные мотивы. Однако, среди мастериц они известны как зооморфные. Зооморфный орнамент, отдаленно напоминающий «шаян куйрык», встречается в резьбе по дереву [10, 56].

Сердцевидные пальметты составляют геометрическую розетку или простые соединения. В основном они осмысливаются в народе как лапа собаки («ит табан»), раковинки («баканшак»). В вышивке элементов орнамента «ит табан» украшают центральную красную полосу каймы и верхнее поле над орта кара кызыл кимешеков. Чередованием их через каждую фигуру в горизонтальной композиции создается ритмическая четкость и богатство восприятия цвета. Орнамент «ит табан» отличается сложной композицией, состоящей из оригинальных, сложных узоров. Существуют два основных варианта узора: исполненные ломанными, острыми линиями и закругленные по форме.

Наряду с часто встречающимися в орнаментике элементами следов собаки имеются и примеры изображения ее целиком (например, ак баскур). Такого рода изображения, довольно примитивные и условные по рисунку, появляются на более поздних по времени изделиях (первая половина XX в.)

Изображений животных целиком меньше по сравнению с изображением целого по части, что, видимо, связано с ослаблением тотемных представлений. Сюжеты с такого рода мотивами можно отнести к    изобразительному   фольклору.    В    числе    животных,  изображаемых целиком,     –     верблюд,     лягушка,     собака.     Встречаются     орнамент антропоморфной группы: изображения фигур людей (жанбау).

Мотив лягушки (курбака), известный в искусстве многих степных кочевых народов, хотя и являлся тотемным, передавал образ этого пресноводного обитателя довольно реалистично. Орнаментальный элемент «курбака» представляет собой незаконченный ромб с различным заполнением и продолжением в виде завитков имитирующий лапки лягушки. Некоторые изображения динамичны и живо передают движение.

В исторических памятниках Средней Азии часто встречается изображение этого пресноводного. На памятнике Сапаллитепа, относящемся к эпохе бронзы, археологи нашли самую древнюю на территории Узбекистана вырезанную из камня лягушку. Бусинка в форме лягушонка была обнаружена в святилище V в. в верхних слоях Топрак- калы. В каракалпакских подвесках бака туйме также зафиксирован ее образ, что говорит об этом представителе фауны как об одном из древнейших и почитаемых. Орнаментальным мотивом, похожим на каракалпак¬ский «курбака нагыс», украшена облицовка фасада мавзолея Мадари-хан в Коканде (XIX в.) [7, рис. 246]. Л.И.Ремпель подчеркивал, что лягушка проходит в прикладном искусстве Средней Азии на всех уровнях осмысления как олицетворение влаги и дождя, как оберег, символ  счастья и благополучия [6, 37].

Мотив «курбака» называют иногда – «муйиз», что, очевидно, ошибочно.

В вышивке орнамент «курбака» используют в украшении каймы кызыл кимешеков, а также в ее лицевой и «хвостовой» частях.

В использовании зооморфных мотивов в различных видах прикладного искусства каракалпакскими мастерами имеет определенное ограничение. Например, и вышивальщицы и резчики по  дереву со¬хранили древнейший мотив муйизов, трактуя его, однако, разнообразно. Однако вышивальщицы не знают изображений летучей мыши,  черепахи.  В свою  очередь,  мастера резьбы  не применяют  узоров «газ мойын», «шаян куйрык» и т. д.

Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности. Можно считать, что внесение  орнамента в предмет становится одной из форм проявления синтеза в искусстве. Примером такого синтеза могут служить любой предмет прикладного искусства с орнаментированной поверхностью, различные виды одежды из тканей с орнаментированным рисунком и т.д.

 

Список использованной литературы:

  1. Агеев Е.И., Пацевич Г.И. Из истории оседлых поселений и городов южного Казахстана. Труды Института истории, археологии и этнографии АН Казахской ССР, т.5. Алма-ата,
  2. Алламуратов А. Каракалпакская народная вышивка. Нукус: Каракалпакстан,
  3. Васильева Е.Н., Атрощенко Я.С. Туризм и сервис в панораме тысячелетий. Альманах. Вып. 3. М.: МПГУ, РГУТиС,
  4. Керимов Л. Азербайджанский ковер. В 3-х т. Т. III. Баку,
  5. Котин И.Ю., Родионов М.А., Царева Е.Г. Социум и окружающий мир в традициях Центральной, Южной и Юго-Западной Азии. СПб.,
  6. Ремпель Л. И. Цепь времен. Вековые образы и бродячие сюжеты в традиционном искусстве Средней Азии. Ташкент,
  7. Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана. Т.,
  8. Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент южного Туркменистана X- начала XIII вв. и проблема «сельджукского стиля». Труды ЮТАКЭ. Т.12. Ашхабад,
  9. Ремпель Л.И. Предисловие к книге И.В. Савицкого «Резьба по дереву». Т.,
  10. Савицкий И.В. Резьба по дереву. Т.,
  11. Толстов С.П. Древний Хорезм. М.,
  12. Толстов С.П. По древним дельтам Окса и Яксарта. М.,1952.
  13. Чепелевецкая Г.Л. Сузани Узбекистана. Т.,
Фамилия автора: УРАЗИМОВА Т.В., ПИРИМЖАРОВ М.Х.
Год: 2013
Город: Актюбинск
Категория: Культурология
Яндекс.Метрика