Проблема воспитания занимает чрезвычайно важное место в этике французских просветителей. Материалисты в понятии воспитание включают влияние всей окружающей человека с момента рождения среды: положение родителей, занимаемого ими места в свете, друзей, прочитанных книг, но в особенности формы правления, при которой человек живѐт и нравов, порождѐнных этой формой правления. Вся жизнь есть одно длительное воспитание.
Ведущий принцип педагогического романа Ж.Ж.Руссо ―Эмиль, или О воспитании‖ заключается в том, что свобода должна быть не капризной, а «хорошо упорядоченной». Излагая свои педагогические взгляды, Руссо стремился предать им занимательную беллетристическую форму. Однако сам жанр педагогического романа, цель которого показать формирование личности
– требовал более всестороннего изображение человеческого характера, чем философская повесть. Главный герой Руссо должен был продемонстрировать те заложенные в человеческой природе возможности, которые коверкаются в условиях современного общества. Поэтому Эмиль – средний человек (Руссо всячески подчеркивает его заурядность) и одновременно – некоторая идеальная норма. Эмиль – некий образец человека, которому сердечность, доброта, простота и здравый смысл заменяет ум и характер, что по мнению автора должно придавать Эмилю особое обаяние. Руссо казалось, что замысел его вполне удался, между тем добродетельный Эмиль – не более чем схема. Ни попытка соединить религию с философией, ни идеализация средней счастливой середины между богатством и образованностью – с одной стороны, невежеством и нищетой – с другой – не увенчались успехом. Его педагогическая утопия «естественного человека» не могла одержать победу над культурной монополией имущих классов. Однако Эмилем Руссо нанѐс чувствительный удар по дворянской системе воспитания, как и по церковной. Всѐ, что сковывает ребѐнка уже с колыбели тем более за школьной партой по мнению Жан – Жака, должно быть отброшено. Учиться надо вольно и лучше всего в деревне, желательно также под наблюдением учителя – философа, дающего своему ученику возможность стихийно развивать в себе задатки и дарования.
С этой целью не следует воспитывать ребѐнка, когда воспитатели не знают точно, формирование каких именно качеств они хотят добиться. Ребѐнка можно сковывать, сдерживать или побуждать к действию только с помощью голоса необходимости, таким образом, что она даже не будет жаловаться; можно сделать его мягким и послушным только с помощью силы вещей, так что ни один порок не сумеет завестись в его сердце, ибо страсти никогда не воспламеняются, когда они бесполезны.
Этот перечень уловок и ухищрений должен послужить воспитателю подспорьем для упорядоченного развития всех потенциальных способностей человек. Себялюбие должно преобразовываться в любовь к обществу и другим людям; страсти, являющееся средством нашего самосохранения, должны превратиться в стратегию защиты общества; инстинкты должны вызреть до такой степени, чтобы стать опорой разума, которому надлежит быть проводником человека в общественной жизни. Поэтому педагогический процесс должен быть постепенным и принимать во внимание уровень развития личности.
Прежде всего, воспитатель не должен считать ребѐнка взрослым человеком в миниатюре. Природа хочет, чтобы дети, прежде чем стать людьми, были ребятишками. У детства существуют особые способы видеть, думать, чувствовать, во всѐм отличное от взрослых; нет ничего глупее, чем пытаться заменить их способы нашими. Принимая во внимание возрастные особенности, от рождения до 12 лет, следует заботиться о разумной тренировки органов чувств у детей. Следуя советам современника и друга Кондильяка, Руссо утверждает: «Первыми способностями, формирующимися и развивающимися у нас являются органы чувств, поэтому о них надо побеспокоиться в первую очередь, а в жизни об этом забывают либо оставляют в полном небрежении. Тренировать органы чувств означает не только ими пользоваться, но и учиться правильно рассуждать с их помощью, учиться так сказать чувствовать, потому что мы умеем прикасаться, видеть и слышать только тем способом, каким этому научились». Отсюда вытекают требования воспитывать у ребѐнка умение свободно развивать потребности в движении, в играх, способность хорошо владеть собственным телом. От 12 до 15 лет следует развивать интеллект, ориентируя внимание подростка на науки, от физики до геометрии и астрономии, но посредством прямого контакта с предметом в целях постижения им закономерностей природы. Этот период, в течение которого инстинкты и страсти, сталкивались с законами реальности, сопротивлением вещей, с воздвигаемыми ими ограничениями и, одновременно, с предоставляемыми ими точками опоры, должны постепенно приспосабливаться к логике природной разумности в самом широком смысле. Проверкой качества воспитания является реальная действительность. От 15 до 22 лет внимание следует концентрировать на морально – нравственных аспектах жизни: на любви к ближнему, необходимости разделять страдание к ближнему и пытаться их облегчить, на смысле справедливости, а значит, на социальных аспектах и проблемах общежития, с которых начинается действительное вхождение личности в мир долга и обязанностей. В дополнение к данному этапу воспитания прибавляется подготовка к супружеской жизни, которое означает понимание того, что брак – не стихийно – эмоциональное явление или страстная любовь, а разумное превращение быстротечных страстей в долговременной духовной радости, происходящее от подчинения собственной жизни обязанностям пред коллективом.
Если верно то, что «первые шаги природы всегда честны и в человеческом сердце не бывает врожденной испорченности», то верно также и другое: «зло проникает в душу человека стараниями общества». Иными словами, по мнению Руссо, путѐм правильно поставленного воспитания можно решать коренные социальные проблемы. Воспитывать ребѐнка следует вне испорченного общества, на «лоне природы», сообразно с природой, потому что «добрый дикарь», перенесѐнный в наше общество, не смог бы в нѐм жить. По Руссо ребѐнок от рождения не имеет никаких дурных черт, он своего рода совершенство; задача воспитателя – сохранить его; на этом базируется взгляд Руссо на «свободное воспитание», связанного у него с идеей «естественного воспитания». Свобода и самодеятельность ребѐнка, уважение его личности и изучение его интересов – вот основа «настоящего воспитания» по Руссо. Задача воспитателя заключается в создании необходимой обстановки, наводящей ребѐнка на размышления, на тот или иной поступок.
Литература:
- Кларин В.М., Джуринский А.Н. – Педагогическое наследие. – М.: Педагогика 1989 г.
- В.М. Румянцева. К характеристики некоторых концепций воспитания – 1974 г.
- Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) – М.: Наука 1995 г.
- Верцман И.Е., Ж. Руссо. М.: Рослитиздат 1958 г
- Дворцов А. Т., Ж. -Ж. Руссо. М.: Наука, 1980 г.