В средневековую эпоху Хорезм (низовья Окса-Амударьи) осуществлял постоянные торговые связи с многими странами Востока и Запада. Особенно они усилились в период Хорезмшахов (1097-1231) и Золотой Орды. Территория Золотой Орды, искусственно созданного государственного объединения, охватывала оседло-земледельческие районы и степные просторы Дешти-Кыпчака, Хорезма, Волжской Булгарии, Северного Кавказа и Крыма. Эти районы имели крупные в дои послемонгольские городские центры ремесла, культуры и торговли. На караванной дороге (Великий шелковый путь - ВШП) и ее ответвлениях которые шли через Хорезм, наиболее крупными городами были Гургандж, Кят, Миздахкан, Хива, Шемаха кала. Эти города являлись центрами ремесла и торговли. Каждый город имел свое место в международной и межрегиональной торговле. Ал Макдиси (писал 9851000 гг.) даёт перечень вывозимых из Хорезма товаров, состоящих из 42 наименований, среди которых преобладает (их 27) привозной ассортимент из Волжской Булгарии [Материалы по истории... 1939,с.178,126]. Позднее в эпоху Золотой Орды о значении Гурганджа (столица Хорезма 995-1603 гг.) в международной торговле писали Ф.Б.Пеголотти (1342 г.), Ибн Арабшах (1389-1450), и ширазский купец Шамсуддин Мухаммед Ходжа (1438 г.). В частности ибн Арабшах пишет: что «Выезжають, бывало караваны из Хорезма и едуть себе на телегах спокойно, без страха и опаски, вдоль до самого Крыма, а переход этот требует около 3 месяцев.. .»[Тизенгаузен,1884,с.460].
По свидетельству исторических источников и археологических исследований, ВШП, проходивший из Гурганджа, тянулся на юго-восток и северо-запад. Последнее направления связывал Хорезм с городами Хазарин (Итиль), Волжской Булгарии (Биляр, Булгар), Золотой Орды (Аштархань, Сарай), Руси (Москва, Новгород Великий), Кавказ (Маджар) и городам Северного Причерноморье (Судак, Азак, Кафа). Затем через Северное Причерноморье выходил к городам Византии (Константинополь), италийским республикам (Генуя, Флоренция). На этой дороге в средние века чаще всего торговали болгарские, русские, западноевропейские и хорезмийские купцы. Ключевыми точками этого трансконтинентального маршрута были Тана-Сарай-Устюрт-Гургандж-Отрар-Алмалык и далее Китай. В эпоху Золотой Орды эта трасса была самой оживленной. По ней проезжали великие путешественники и миссионеры христианского и исламского мира - Плано Карпини (1246 г.), Вильгельм де Рубрук (1252 г.), братья Пикколо и Маффео Поло (1260 г.), Ибн Баттута (1333 г.), Эломазин (1336 г.), Дж. Мариньолли, испанец Пасхали (1338 г.) Антонио Дженкинсоы (1558 г.) и др.
В горах Султануиздага Хорезма, в результате археологических и геологических разведок открыты месторождения талькового камня, мрамора, аметиста, бирюзы и других поделочных камней. Из талькового камня чаше всего изготовляли котлы. О них писал арабский автор Шихаб ад-Дин ал Омари (1301-1349): «Находятся там каменоломня (Хорезме), из нее добываются камни (талькохлорит), из которых делаются котлы, держится такой котел 60 лет не портясь» [Тизенгаузен,1884,с.242]. В золотоордынскую эпоху их вывозили за пределы Хорезма. Образцы этой посуды наряду с золотоордынскими городами Поволжья найдена в Крыму и Киеве [Архипова,2005,с.132 ].
Нотариальные акты, составленные в 1289-1290 гг. в Старом Крыму, говорят о том, что генуэзские купцы, торговые аристократы Андрей Спиноло, Бонвассилино и Персиваль Ломеллина отправляли из Кафы в Геную шелк «carisminua» и «organinum» [Старокадомская,1974,с. 168169]. Из городов Крыма в Хорезм попадали денежные единицы. Монета выпущенная от имени Токтамыша в Азаке найдена в караван сарае Белеули (Хорезм)[Манылов,1982,с.1П]. Кроме перечисленных товаров между Крымом и Хорезмом были и другие предметы торговли. Об этом пишет Ф.Б.Пеголотти. По свидетельству Пеголотти каффские купцы через столичные города Золотой Орды добирались в Хорезм и оттуда направлялись в Китай [PegoIotti51939,р.21-22].
Хорезмийцы не только занимались торговыми делами, но и являлись дипломатами, рапространителями общественно-политических идей. По сообщению Лаврентьевской летописи (1377 г.), вводная часть которой является «Повесть временных лет» Нестора, традиционные связи христиан болгар и хвалиссов-хорезмийцев имели не только генологические корни, но и дипломатический характер [ТолстовЛ948,с.257,261]. При Узбек хане (1312-1342) хорезмийец Мухаммед Ходжа ал Хорезми был эмиром Азака [Тизенгаузен,1884,с.284,307].
Таким образом, средневековый Хорезм и города Северного Причерноморье имели торговые и культурные связи благодаря караванной дороге и политической ситуации сложившиеся в Золотоордынскую эпоху. Ослаблением и распадом Золотой Орды движений по ВШП через Причерноморские города эти связи теряет свое значения. Это произошло после целенаправленного уничтожения Амир Темуром столичных городов Золотой Орды на Волге и торговых фактории на северном Причерноморье.
Литература:
- Абызова Е.Н. Кашинный сосуд из Старого Орхея// Советская Археология.-№ 2,198 E
- Архипова Е.И. О происхождении средневекового каменного котла из Киева// Российская Археология. -№ 2, 2005.
- Материалы по истории туркмен и Туркмении.-Том.1.-М.-Л,1939.
- Манылов Ю.П. Археологические исследования караван-сараев
Центрального Устюрта// Археология Приаралья.-Вып.Е—
Тьашкент,1982. - Отчет Археологической комиссии. -СПб.,1889.
- Панина Э.Л, Волков В. Штампованная керамика золотоордынских городов// Средняя Азия. Археология. История. Культура/ Материалы международной конференции, посвященной 50-летию научной деятельности Г.В.Шишкиной. г.Москва. Россия. 14-16 декабря 2000 г.
- Старокадомская М.К. Солхат и Кафа вXIII-XIV вв.// Феодальная Таврика.-Киев,1974.
- Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов относящиеся к истории Золотой Орды. -Т.1.-СПб.,1884.
- Толстов СП. По следам древнехорезмийской цивилизации. -М.,1948.
- ЧиперисA.M. Среднеазиатская поливная керамика в Крыму//Журнал. Памятники Туркменистана. № 1 (11). -Ашхабад, 1979.
- PegoIotti F.B. La pratica della mercatura. Ed. Evans Cambrigie, Mass.