К вопросу захоронения Срым Батыра

Имя Срым батыра дорого каждому казаху. Человек большого мужества и гордости, борец за независимость казахского народа он до сих пор в доброй памяти поколений. В истории он остался первым казахом, старшиной крупного рода (байбакты), который в течение почти четырнадцати лет (1783-1797) воевал за интересы простых казахов с регулярной русской армией, уральскими казаками, султанами-ставленниками империи. Его вооруженное сопротивление первоклассной русской армии, времен императрицы Екатерины II, широко освящено в истории и мы не будем подробно останавливаться на этом. Нас интересует его дальнейшая история, которая обрывается 1802 годом с его смертью.

После избрания в 1797 году султана Айчувака ханом Младшего жуза Срым батыр отходит от политической жизни в степи. Оторванный от своего рода, потерявший поддержку среди родовой знати поколения Алимулы, которая спокойно приняла назначение нового хана, Срым батыр в конце XVIII века, преследуемый султанами, во главе с Каратаем, ушел в пределы Хивинского ханства. О его дальнейшей судьбе никаких письменных сведений не сохранилось. Народные предания говорят, что Срым батыр был отравлен в Хиве по проискам султанов [1].

Единственное документальное свидетельство о смерти Срым батыра содержит записка русского офицера Я. Гавердовского, который записал в 1803 году со слов аксакалов - казахов рода Шекти и некоторых других подразделениях поколения Алимулы на землях северо-восточнее Аральского моря. Являясь руководителем русской торгово-политической миссии в Бухару ко двору эмира Хайдара, он вместе со своими людьми попал в плен к казахам, кочевавших на территории современной Кзыл-Ординской области. Несмотря на это, он сумел собрать оригинальные этнографические и географические материалы о Казахстане. Так вот. Описывая асы (тризна), которые казахи совершали по своим умершим сородичам в годовщину их смерти, Гавердовский пишет: «Для объяснения, сколь далеко могут простираться сии убытки, предложим в пример тризну, данную в память Срым батыру, скончавшему жизнь свою за несколько месяцев до вступления нашего в степь» [2]. Караван Гавердовского выступил в степь в феврале 1803 года; значит, вероятнее всего, что Срым батыр погиб в 1802 году.

Теперь к вопросу о месте его захоронения. Вот уже много лет идет дискуссия, где же все-таки находятся останки великого батыра. Несомненно одно, что он погиб на территории «Бескалы» (так казахи испокон веков называли территорию южного Приаралья). Широко известен менталитет казахского народа к бережному сохранению своей культуры, особенно устного народного творчества, которые от поколения к поколению свято передаются через века. Примером может служить идентификация могилы и последующее строительство в 2007 году Жиренкопе (Актюбинская область) мавзолея легендарному батыру Кобланды. Особенно бережно сохранили память о Срым батыре казахи, проживающие в Каракалпакстане, Хорезме. Один из информаторов был Калмахан Искахов (1908­1991). В 1990 году он проживал в городе Нукусе, и мы с отцом навестили его дома. Восьмидесятилетний аксакал (признанный знаток родословной казахов «шежіреші») в многочасовой беседе поведал нам о неизвестной истории нашего батыра. Ему в свою очередь ценные сведения передал его учитель Аяп Темирбеков, родившийся в 1903 году в Карабутаке (Актюбинская область) и который в 1937 году будет вынужден уйти в пределы Каракалпакстана. Так по словам Калмахан Искахова его наставник повел тогда еще молодого парня к могиле Срым батыра и показал место захоронения. В свое время Аяпу Темирбекову это место показали аксакалы проживавшие на этой местности. Местность это называлась (и сейчас так называется) «Кожаколь» на Бестобе недалеко от Нукуса (правобережная Амударья). Независимо от Искахова аналогичные сведения передал нам другой информатор Мухаммедин Маркабаев (родился в 1910 году в Каракалпакстане).

Вот слова которые нам поведал Калмахан Искахов. «... Около 30 тысяч русских казаков, их приспешников из числа врагов Срыма батыра держали под контролем территории прилегающие к Яику. С оставшими верными сарбазами Срым был вунужден покинуть родную сторону и уйти в пределы Хивинского ханства. Хивинский и бухарский хан тоже мусульмане, должны помочь, а после мы еще поборемся в родных степях - такими думами батыр двигался на юг. Рядом с ним находились его 20 доверенных джигитов из родов Младшего жуза - алаша, байбакты, ысык, таз, есентемир, шеркеш. Еще раньше старики предупреждали его перед уходом в Хиву: «Сарту(узбеку) не верь, русскому не верь! Не ешь еду приготовленного людьми хивинского хана, кушанье пусть готовят свои джигиты!». По дорогам древнего Великого шелкового пути (устюртская часть), через спуск Каскажол Срым со своими людьми прибыл в Хиву, где попросил помощи. Но хивинский хан уклонился от прямого ответа. Так и не дождавшись помощи, Срым летом по совету стариков, которые побывали в некоторых казахских аулах в целях разведки, принимает решение направится на родную сторону, опасаясь козней хивинского двора. Из Хивы Срым со своими сторонниками двинулись к Гурлену, а дальше внезапно переправились на правую сторону Амударьи возле местечка Кыпчак (сегодня на этом месте действуют паром и понтонный мост, а с давних времен это место считается самым удобным местом для переправы). Пройдя возле Кыпчака они по отрогам Каратауского нагорья начали приближаться к местности Бестобе. К этому времени у Срым батыра внезапно ухудшилось здоровье, началось кружение головы, подступила тошнота. В этот момент он понял, что был отравлен людьми хивинского хана. Люди Срыма были удивлены этим обстоятельством, так как они не ели и не пили с дастархана хивинцев, а пищу готовили сами. «Смотрите»-молвил Срым своим джигитам указывая на стремена коня. Они отравлены. Сила яда оказалась такой сильной, что его действие проникло через обувь и вошло в организм батыра. Соскочив со своих коней джигиты Срыма уложили на конскую попону. «Я отравлен. Так распорядилась судьба. Похороните меня здесь»-таковы были последние слова батыра. Выполняя последнюю волю Срым батыра джигиты похоронили его здесь же, на берегу озера Кожаколь, в десяти километрах от захоронения Адай Косай баба, возле кладбища Кезек (Кезек - казахский батыр из рода Алим погиб в битве с волжскими калмаками во времена Жалантос бахадура и хана Жангира XVII в.). Похоронив своего предводителя, около двадцати джигитов начали держать совет. Из-за нашей оплошности мы погубили Срым батыра и теперь какими лицами мы предстанем перед сородичами, какими глазами мы посмотрим на всех. Будь что будет. Мы останемся рядом со Срым батыром - такому решению пришли его джигиты. Так двадцать джигитов Срыма навсегда остались на этой территорий. На территории современного Каракалпакстана казахские роды таз, шеркеш, байбакты, есентемир, алаша, ысык являются потомками этих двадцати джигитов Срым батыра». Эти слова аксакала, информатора Калмахан Искахова безусловно являются чистой правдой, так как истинная информация от поколения к поколению дошла в первозданном виде до наших дней. Таким образом, можно с увереностью констатировать, что могила Срым батыра находится в 20 км. от Нукуса, между Каратау и Бестобе, на берегу озера Кожаколь. Автор в свое время посетил это место, где обнаружил валун на месте могилы Срым батыра и дощечку с его именем, которую время от времени обновляли местные казахи. Дальнейшее исследование могилы должно поставить все точки над I, над вопросом идентификации останков батыра. Надо провести анализ ДНК батыра и современных его родственников.

Теперь остановимся на статье «Сырым батырдыц мазары табылды»(«Найден мазар Срым батыра») опубликованный в газете «Ана тілі» от 12-18 июля 2007 года. Краевед из Уральска Жайсан Акбай на наш взгляд необоснованно категорично утверждает о нахождении могилы Срым батыра на территорий Хорезмской области в Гурленском районе, ауле Майлы шенгель в результате этно-археологической экспедиций. Основываясь на рассказах местных жителей узбеков (подчеркнуто нами), он «констатирует» факт, что на это неизвестное захоронение с давних времен приходило много казахов и читали молитву по усопшему («құран»). На этом месте было со временем был построен мавзолей. На этом мавзолее было «проведено исследование» и по особенностям строительства, куполу и др. уральские краеведы пришли «верному» выводу, что здесь похоронен не кто иной, как Срым батыр [3].

На этом месте действительно стоит здание -кирпичный мавзолей с двумя куполами почти современного вида. Это не доказательство истинного захоронения батыра. Тем более это место местное население с давних времен отождествляло с именем «Қайып ата». Также на фоне старинного кладбища как-то нелепо смотрится с «иголочки» полусовременное здание-мавзолей. Справедливости ради отметим, что вышеупомянутая экспедиция провела «исследование» на Бестобе возле некрополя «Гіжік» («Кезек»), (кстати истинное место захоронения легендарного казахского батыра), но в результате обследования тамошних трех мазаров (мавзолеев) пришли к однозначному выводу: «батыр здесь не похоронен». Хочется отметить, что казахи Каракалпакстана, Хорезма никогда не произносят имя Кезек батыра туркменским и узбекским словом «Гіжік». Отсюда можно заметить, что информаторами уральской этно-археологической экспедиции были местные туркмены или узбеки-сарты, а не истинные носители информации - казахи «Бескалы» (так называли казахи древних времен территорию южного Приаралья). Таким образом, члены Уральской экспедиций дали неправильное место захоронения великого батыра. Надо еще сказать, что в наши дни казахов на этих территориях остается все мало и мало. Захоронение Срым батыра находится без присмотра. Не построен до сих пор мавзолей над его могилой и не увековечен ему памятник. Через некоторое время его могилу практически нельзя будет найти.

 

Литература 

  1. ЦГИА КазССР, ф. 544, д. № 227, л.6 об; Вяткин М. П. Батыр Срым. Учебное издание. Алматы, 2002.
  2. Гавердовский Я.П. Обозрение киргиз-кайсацкой степи. ч.П. Архив Ленинградского отделения института истории России. №34329. л. 95
  3. Газета «Ана тілі» от 12-18 июля 2007 года, с. 3, на каз. яз.
Фамилия автора: С.Л. УТАЛИЕВ 
Год: 2009
Город: Актюбинск
Категория: История
Яндекс.Метрика