Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Комплексные проблемы человеческой индивидуальности

Каждый человек, объективно представляя собой индивидуальность, раскрывается в самобытном «авторском прочтении» социальных норм, в выработке собственного, сугубо уникального и неповторимого способа жизни, своего осмысленного существования, естественно сочетаясь с высокой самооценкой и творческими способностями в своем бытии. Помогая развитию рефлексивных способностей, развитию самосознания личности, критическому восприятию общепринятых стандартов жизни, осмыслению и утверждению свободы, человеческая индивидуальность тем самым открывает новые грани в понимании смысла жизни, творческих возможностей человека, сути человеческих взаимоотношений.

В этом плане одним из важнейших вопросов современной философии является проблема определения роли индивидуального начала как преобразующей и динамической субстанции. В данном контексте особую значимость приобретают вопросы, связанные с осмыслением, конкретизацией и анализом индивидуальности как объективной закономерности развития человека и выражающей различные уровни ее взаимосвязи с обществом.

Комплексное изучение индивидуальности человека (объединение философской и конкретно-научной информации, прикладных и фундаментальных положений в единую систему знаний) способно открыть новые перспективы при выборе стратегий цивилизационного развития человечества. При этом на первый взгляд, задача кажется не такой уж сложной: чего проще - объединить усилия философов, биологов, психологов, социологов, историков - и получить некое обобщенное целостное знание о человеческой индивидуальности. Однако комплексные усилия далеко не всегда приводят к глубоким и значительным достижениям. Это заметили уже многие специалисты, потерявшие интерес к синтезу накопленных сведений.

Дело в том, что предпосылки и выводы различных конкретных дисциплин зачастую несовместимы. Если, скажем, экономика допускает, что человек способен к рациональному выбору, то психология исходит из того, что мотивы человеческого поведения в большей степени иррациональны. Социологи рассматривают человека как чрезвычайно пластичное существо, способное к различным общественным адаптациям. Психология в противовес данной установке ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведения личности внутри любой эпохи. Биологи пытаются доказать неизменность человеческой природы, историки же, наоборот, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурных факторов преображается человеческое естество.

По этой причине возникает необходимость целостного научного познания человеческой индивидуальности, объединения конкретных научных знаний, формирования комплексного понимания человека в единстве всех его многообразных качеств. Только такой подход позволит науке по-настоящему осмыслить, что есть индивидуальность, какой она является сегодня и какой будет завтра, понять и раскрыть мир человека в его уникальном измерении.

Человек изначально есть амбивалентное существо, функционирование которого подчинено как внутренним (индивидуальным), так и внешним (социальным) факторам. К внутренним факторам принадлежат импульсы, идущие от самого человека, идущие, так сказать, изнутри человека и явственно выражающие его индивидуальные потенции (особенности разума, жизненная активность, личные нравственные установки, устремления к самореализации, к высокой самооценке и пр.). К внешним - определенные общественные импульсы, социальные требования, т.е. воздействия той человеческой массы, к которой принадлежит человек (определенная нужда, моменты одобрения действию других людей и пр.).

Соотношение «внешнего» и «внутреннего» - не просто сугубо теоретический вопрос. Это проблема природы человеческой индивидуальности, отражающая объективную закономерность развития человека и выражающая различные уровни его взаимосвязи с обществом. В этом случае исследование индивидуальности не ограничивается лишь прослеживанием исторической последовательности ее движения. Оно продолжается выявлением побудителей и направленности активности человека; мотивов и целей его деятельности; факторов, способствующих и препятствующих его осуществлению в имеющихся условиях; механизмов формирования социально приемлемых смыслов и значений, связанных с мотивирующими аспектами самореализации, ее способами и результатами.

Философский анализ поставленной цели обращает нас к индивидуальности как перспективе решения глобальных проблем современности через выдвижение человека в центр теоретического осмысления социальных процессов, включения его в систему детерминант общественной жизни и одновременно вырабатывает концептуальное знание о человеческих силах и качествах, современном уровне их познания и путях освобождения.

Потребность в необходимости углубленного философско-методологического исследования взаимозависимостей индивидуального и социального, демонстрирующих органику их взаимопереходов, осознается по мере того, как все более обозначаются постиндустриалистские перспективы развития человеческого сообщества. Эти перспективы высвечивают факт существования и необходимости сосуществования человеческих коллективностей, основанных на различных формах опосредования индивидуальных взаимодействий; они же подчеркивают социальную значимость индивидуального в сохранении, воспроизводстве и развитии коммуникаций современного общества.

При всей аналитической важности и логической очевидности такая постановка вопроса оказывается отнюдь не тривиальной. Как показывают исследования, вплоть до последнего времени теоретики философии основное внимание уделяли поиску общих структурных компонентов, оснований единства социально-культурных процессов. Интерпретация любых вариаций, изменений, разнородности обычно ограничивалась их сведением к общепринятому набору общих экономических, классово-идеологических характеристик. Такое положение дел привело к трактовке динамики и многообразия индивидуальных явлений и процессов как не имеющих самодовлеющего значения. Отчасти это верно, когда речь идет о выявлении в социуме его наиболее устойчивых компонентов, но при этом наименее решенной оставалась проблема определения конкретно исторических источников изменений и многообразия в социуме собственно индивидуального.

Наряду со сказанным, поставленная проблема исследования приобретает все большую значимость в связи с ускорением общественно-экономических процессов. Действительно, уже сегодня анализ социокультурной ситуации обнаруживает, что многообразие позиций в системе общественного разделения труда, образов жизни людей, культурных предпочтений, национально специфичных обычаев, привычек, представлений есть та исходная реальность культуры, с которой приходится иметь дело всем членам общества. С другой стороны, в культуре имеются устойчивые образования, например, нормы, ценности, которые обеспечивают и поддерживают совокупность значимых для большинства членов общества представлений о целях его развития, способах решения соответствующих задач в различных сферах социокультурной жизни, о наиболее типичных и одобряемых чертах деятельности, взаимодействия, образа жизни и т.п. В известной степени оба типа явлений можно трактовать как относительно независимые друг от друга уровни исследования. В то же время для них можно принять общие единицы анализа, логику построения, особенности внутреннего движения рассуждений. Это обусловит их теоретическую сопоставимость и возможность прослеживания реальных и потенциальных связей между ними.

Вопрос о динамическом режиме работы человеческой индивидуальности - это не вопрос о том, существовала ли она или нет. Вопрос заключается в другом: какие особенности интеллигибельной активности, запечатленной в самой сути индивидуальности приобретают в современном социально-культурном контексте особое значение. Т.е. индивидуальность мы хотим исследовать как «возможный» объект: не только понять, что это такое, как индивидуальность развивалась, но также чем нас сегодня индивидуальность не устраивает и можно ли на нее повлиять в нужном направлении. Представленный принцип исследования позволит проанализировать, проследить факторы, способствующие и препятствующие формированию индивидуальности в современном обществе. В свою очередь, разработки, связанные с анализом общественных процессов, позволят выявить динамику связей между планами, программами, проектами и результатами реализации различных путей самоопределения человека.

Рассмотрение вопросов, связанных с внешним проявлением индивидуальности в обществе, в силу которого человек поставлен перед необходимостью осознать себя как часть более широкой, универсальной целостности и в этом осознании понять себя, найти внутреннюю меру своей активности в отношении к внешнему миру, позволяет перейти к анализу социальных механизмов, влияющих на процесс индивидуальности в современной реальности. Социальные законы позволяют сценировать возможные условия и зависимости, оценивать происходящее, самоопределяться, обсуждать и анализировать факторы и коэффициенты, которые могут повлиять на динамику человеческой индивидуальности.

Из сказанного пока не следует, существует ли соотношение между развитием индивидуальности и движением общества. Образно выражаясь, «заинтересовано» ли общество в том, чтобы человек совершенствовался, или ему это безразлично. Если обществу «нужно», чтобы человек развивался, то, во-первых, зачем; во-вторых, каким образом общество поощряет человека к совершенствованию. Если же общество «не нуждается» в свободных индивидуальностях, то каким же образом препятствует их появлению.

Если подразумевается история того общества, в котором воспитывается интересующий нас индивид, то проблема не выходит за обозначенные пределы: какое значение в данном обществе придается развитию индивидуальности, таким оно и будет в его истории. А как будет обстоять дело, если взять историю всего человечества, в которой существуют разнородные социально-исторические образования: одни активно способствуют развитию индивидуальности, для других развитие индивидуальности существенного значения не имеет? Каков удельный вес глубинно-индивидуальных импульсов в общей сумме мотиваций человека, как общество относится к этим индивидуальным устремлениям, как оно их оценивает и какое значение имеют эти индивидуальные мотивации в общей эволюции общественного универсума? Иначе говоря, как человек, созидая себя и общество, через это созидание становится человеком, каков глубочайший потенциал его индивидуальности, в каких формах человеческая индивидуальность, неповторимость, уникальность выступают как решающая сила всего развития общества.

Реально ли ответить на поставленные вопросы? И да, и нет. Реально в том смысле, что такие тенденции в обществе прослеживаются, хотя их присутствие не всегда самоочевидно и нуждается в выявлении и обосновании. Нереально в том смысле, что речь на сегодня идет только о тенденции, а не о достигнутом состоянии. Причем тенденция к развитию индивидуальности - одно из проявлений противоречивости современного этапа общества, в рамках которого ей противостоят противоположные тенденции, зачастую пересиливающие интересующую нас направленность.

Такого рода пропорция становится важным показателем динамизма как жизненных ситуаций отдельных людей, так и исторических периодов в их диахронной соотнесенности. Совершенно очевидно также, что это и показатель, по которому можно судить о вероятности возникновений и степени распространенности изменений в культуре. Индивидуальное в этом плане оказывается своеобразным синтезом различных человеческих сил и свойств, обеспечивающим действие социального, поддерживающим функционирование сложной системы коммуникаций и присущих им опосредований. Индивидуальное выступает динамической формой связи разных аспектов бытия человека и способом развертывания этого бытия во времени, средством сохранения его личной идентичности. В этом пункте личностные и индивидуальные характеристики человека сближаются: во-первых, поскольку само наличие индивидуальной формы, связывающей разные качества человека, становится все более социально значимым; во-вторых, потому, что индивидуальная форма связи человеческих сил не может быть навязана извне и возникает как результат самоутверждения человека, его самореализации в сложной системе социальных связей. В тоже время индивиды, организуя определенным образом общество, объединяются и, взаимодействуя между собой, формируют исторически данную совокупность общественных связей и отношений. Эта совокупность общественных отношений складывается в обществе и вне общества существовать не может, но вместе с тем она не «витает» где-то вне и помимо человека, а интериоризируется в него, образуя (наряду с биологической, психологической, культурной) его социальную составляющую. Самосовершенствование, в конечном счете, предстает как индивидуализация существенных и значимых тенденций развития общества. Лишь по мере расширения субъективной реальности развертывается мир социальных форм, связей и отношений. Присутствие в индивидуальном опыте «тотальных» начал исторического процесса развития и достижений социальной практики умножает и обогащает его проявленные формы, открывает перед человеческой индивидуальностью возможность заново усваивать, осмысливать и порождать новые содержательные пласты общечеловеческого опыта.

При всем разнообразии методик и методологий, используемых для изучения поставленной проблемы, все усилия концентрируются, в конечном счете, вокруг двух тем: человека и общества, в которых индивидуальность может быть раскрыта или, наоборот, подавлена. И дело не в том, что индивидуальность ближе к кому-либо из нас по ценностным или экзистенциальным основаниям. Дело в том, что иные модальности человека оказываются неэффективными в критически усложнившейся современной реальности. Они еще существуют, поскольку остались ниши, в которых можно обходиться рутинными программами. Но в широкой перспективе обречены и исчезают в самом буквальном смысле, вымирают, самоуничтожаются по мере снятия лакун, в которых можно жить, обходясь без ресурсов индивидуальности.

Именно такой теоретико-методологический контекст, на наш взгляд, позволяет делать обоснованные заключения как для теоретического описания выделенных феноменов, особенностей общественных условий, порождающих устойчивую тенденцию к развитию индивидуальности в общественно-историческом процессе, в культурных инновациях и ее возможных последствий, так и для преодоления некоторой обособленности социально-философских исследований при комплексном исследовании феномена человеческой индивидуальности.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.