Польские политические партии и общественные объединения и их отношение к национальной государственности 

В статье рассмотрены деятельность польских политических партий и общественных объединениий, которые существовали в конце ХІХ– начале ХХ вв., и их отношение к национальной государственности. Как известно из истории, в сохранении национальной государственности того или иного государства определенную роль играли именно политические организации и их лидеры. Автором представлена информация об организациях, их деятельности по сохранению национальной государственности. 

Как известно, развитие политической мысли и общественного движения в государствах происходит в результате ряда объективных условий, к которым относятся уровень экономики, просвещения, культурные традиции, и вместе с этим немаловажное влияние оказывают внешние факторы. Речь Посполитая, находясь в центре Европы, одной из первых ощутила на себе агрессию от крупных империалистических держав и постепенную потерю своей национальной государственности. Во всех трех частях бывшего единого польского государства, где активно осуществлялись германизация и русификация его населения, подавлялась культура, традиции и язык. Например, в Познаньском княжестве, находившемся под Пруссией, германизаторский курс объявил немецкий язык обязательным во всех сферах жизни. Постановлением 1872–1874 гг. в учебных заведениях полностью запрещалось преподавание на польском языке. Переименовывались названия городов, поселений, районов. Началось преследование религии,  государство  целенаправленно  вытесняло  католическое  духовенство из оккупированной ими территории [1; 23]. Примерно такая же ситуация была и в других частях бывшей Речи Посполитой. Однако необходимо отметить, что польский народ, имевший почти восьмисотлетнюю историю национальной государственности [1; 25], не мог в одночасье утратить своих традиционных ценностей и веками складывавшейся государственно-правовой культуры. Наоборот, иностранное вмешательство и навязывание чуждого образа жизни и правового бытия усилили рост национального и политического самосознания польского народа, укрепляя его дух в борьбе с империями-завоевателями.

Происходившие  на  европейской   арене   революционные   события,   в   результате  которых на смену феодальным отношениям шел капитализм (ярким примером была революция во Франции), не могли не повлиять на идейно-политическую жизнь других стран, в том числе и Польши. Идеи борьбы за независимость были характерны для всего польского общества, независимо от социального статуса его населения. Одним из первых общественно-политических объединений в Польше была так называемая эмиграционная организация «Люд Польский», образованная в 30-х годах XIX в. и воспринявшая социал-утопические идеи французской революции якобинцев. По своему составу она представляла собой трудовые слои населения. Участники этого объединения оправдывали террор для осуществления перемен в стране.

В этот же период было образовано «Польское демократическое общество», которое также воспитывалось на идеях французской буржуазно-демократической революции и по своему направлению делилось на два крыла: консервативное и левое. Консервативное крыло считало невозможным применение опыта французов в условиях Польши, левые, наоборот, были за применение социальных реформ и революционных методов борьбы французов за независимость [1; 23].

Следует отметить, что идейно-политическая жизнь Польши на тот исторический период концентрировалась в крупных городах, как правило, с развитой промышленностью, культурными и учебными заведениями, какими были Варшава — столица Польши, Лодзь, Краков, Вроцлав, Гданьск, Познань и другие. В этих городах сосредоточивалась польская интеллигенция, организовывались первые кружки будущих политических партий и общественных движений. В промышленных регионах Царства Польского по примеру Европейских государств проходили первые демонстрации и забастовки с требованиями установления 8-часового рабочего дня и повышения заработной платы. Рабочий класс в Польше был наиболее сплоченным в отличие от других слоев населения. По данным А.Жарновской, в 1893 г. численность рабочих составляла свыше 150 тысяч человек [2; 33]. По мере развития производства и новых технологий, которыми славилась Европа, росла и численность пролетариата.

Следует отметить, что в Варшаве уже существовали Союзы польских рабочих, Польская социалистическая рабочая партия «Великий Пролетариат», которая была организована в 1882 г. [3; 375, 376]. Интересно, что «Пролетариат» имел соглашение с российским движением «Народная воля», и обе партии признавали террор как способ борьбы с царизмом [4; 173].

После разгрома первого «Пролетариата» жандармерией партия вновь стала функционировать, получив уже название «Второй Пролетариат». Надо отметить, что она, учитывая опыт своих предшественников, которые были репрессированы властями, перешла на нелегальное положение. «Второй Пролетариат» продолжил проводить первомайские демонстрации и рабочие забастовки, только более грамотно, без лишних потерь для революционеров. Например, Варшавский генерал-губернатор докладывал Министру внутренних дел в Петербург, что в последнее время подпольные группы революционеров активизировали свою деятельность по агитации рабочих на фабриках и заводах [5; 290]. Как видно из переписки властей, никакие репрессии и аресты не могли остановить укрепление позиций политической партии среди широких масс населения, которая способствовала росту их политического и национального самосознания в борьбе за восстановление национальной государственности. На съезде польских социалистов в Париже в 1892 г. произошел раскол в Польском рабочем движении и был создан заграничный Союз польских социалистов в Париже, как организационный центр [6; 23]. На съезде была принята программа Польской социалистической партии (ППС), согласованная с заграничным Союзом польских социалистов. Задачей партии было привлечение находящихся на русской территории поляков к революционной деятельности. «Второй Пролетариат» и «Союз польских рабочих» согласились войти в ППС, основателями которого были Ю. Мархлевский, Я. Ледер, С. Кулик, Л. Бейн, А. Варский и другие. Позже многие их них станут видными общественными и государственными   деятелями   [7;   7].   Принятый   на   съезде   проект   программы   был    направлен в Королевство Польское.

Съезд отклонил террор как метод партийной борьбы и поставил главной задачей организацию национального восстания против царского самодержавия, вне всякой связи с революционным движением России. Польские социалисты отказывались от тесных связей с российской социалдемократией, поскольку не считали их серьезной политической силой и не доверяли им.

Следует отметить, что в процессе обсуждения партийных вопросов о слиянии и объединении партии не было единого мнения о форме будущей национальной государственности в Польше — пролетарской или демократической республики. Многие авторы программы минимум считали завоевание национальной независимости польского государства приоритетной задачей, т.е. вначале необходимо было получить национальное освобождение, а затем ликвидировать социальное неравенство [7; 18]. Один из видных общественных деятелей, внесших большой вклад в восстановление польской национальной государственности, Юзеф Пилсудский для ликвидации разногласий и объединения политических сил в нескольких словах определил будущую перспективу страны: «…вначале независимость Польши, а затем вопросы пролетариата» [7; 20].

Одним из важных событий в польском рабочем движении было, во-первых, стирание программных различий между «Союзом польских рабочих» и «Пролетариатом», а во-вторых, в программу партии был внесен лозунг о создании независимой Польской демократической республики. По мнению С. Меньдельсона, одного из руководителей партии, создание Польской демократической республики помогло бы противостоять реакционным силам России. Она включила бы в себя не только польские земли, но и территорию на Востоке — за счет земель Литвы, Белоруссии и Украины. Мендельсон также считал, что возможность отделения от России и создание независимой Польши может возникнуть с появлением серьезного кризиса, который способен подорвать устои царизма, вызванного финансовым кризисом, голодом, войной и т.д., что позволило бы полякам начать национальное освободительное движение [6; 41]. Позже демократические партии их неоднократно критиковали за скатывание от классовой борьбы к национализму [6; 12].

Другие лидеры, в частности редакция журнала «Побудка», полагали, что даже если в России к власти придет либеральная буржуазия, она будет стараться подавлять своих польских  конкурентов в промышленности. Отсюда делался вывод, что необходим немедленный отрыв Королевства Польского от России, чему  будет  способствовать  назревавшая  война  Австро-Венгрии  против  России [8; 14–16]. Надо отметить, что журнал «Побудка» был образован в Париже в 1888 г., а его первый номер вышел в январе 1889 г. Редакция этого печатного органа состояла из небольшой группы революционеров, которые называли себя «Национал-социалистической гминой» [9; 330, 331]. Их идею поддержал польский журнал «Пшеглёнд социалистичны», основанный в Париже в 1892 г. известными польскими политическими деятелями Р. Дмовским, Б. Лимановским, К. Длусским и Б. Мотц, которые активно участвовали в восстановлении национальной государственности в Польше. Их мнение поддержали и другие крупные журналы. Например, польская социалистическая «Рабочая газета», издававшаяся в Берлине. Ее редактор Ст. Грабский, рассматривая вопрос о программе польских социалдемократов, писал, что, несомненно, в центре политической программы польского пролетариата должна быть поставлена проблема национальной независимости Польши. Также Грабский поставил под сомнение союз польских и русских революционных сил в борьбе за социальное и национальное освобождение [6; 42].

Кроме упомянутых выше партий, в Польше в конце XIX в. было образовано крупное политическое движение «Национал-демократическая партия», идейным вдохновителем которого был Роман Дмовский (1864–1937 гг.). Партия организовалась в 1897 г. Как отмечает в своей статье М.В.Зелинский, национализм Дмовского формировался на отречении от идеи утопизма и социализма. Он также не признавал классовую борьбу как движущую силу прогресса общества. Националистическая концепция партии основывалась на польских традициях и принципах дарвинизма — выживает сильнейший. Главная задача партии заключалась в создании унитарного моноэтнического польского государства [10; 34–38].

В идейно-политической жизни Польши в конце XIX в. в рабочем движении начали происходить серьезные разногласия между ППС и социал-демократами. ППС считала, что стачки не являются средством политической борьбы и не дают должного результата [6; 21], тогда как социал-демократы, наоборот, полагали их действенной мерой для улучшения жизни рабочих.

На IV съезде ППС, прошедшем в 1897 г., было принято решение проводить единые акции, оказывать помощь литературой, оружием социалистам, находящимся на прусской территории. В то же время отмечалось, что эти организации не должны поддерживать тесных связей с российскими партиями. Главным условием съезда ППС для контактов с русскими революционнными партиями являлось признание независимости Польши и поддержание этой политики в своих программах [6; 55].

По поводу нежелания польских социалистов и рабочих организаций сотрудничать с российской социал-демократической партией В.И. Ленин в статье «Национальный вопрос в нашей программе», которая была напечатана в газете «Искра» в июле 1903 г. за № 44, указывал на классовую сущность тех правящих сил Польши, которые боролись за самостоятельность и суверенитет своего государства. По мнению Ленина, польскому пролетариату необходимо стать союзником российских рабочих, цель которых — победа пролетарской революции в России. Поэтому сейчас, говорилось в статье, необходимо думать не о суверенитете Польши, который каждый день внушается буржуазией своим пролетариям, а искать сотрудничество  и  общие  методы  борьбы  с  царским  режимом  в  России, вплоть до изменения существующего строя  [11; 21, 22].

Среди польских революционеров были те, которые последовали за ленинской идеей, однако большая их часть, в том числе и ППС Пилсудского, были не согласны с программой большевиков. В своих статьях и выступлениях Ленин часто критиковал работу ППС, показывая национализм польской социалистической партии, сравнивал их с российскими социалистами-революционерами, наносившими вред польскому рабочему движению. По Ленину, только союз пролетариев всех стран может обеспечить их победу над самодержавием [12; 69].

Надо отметить, что отношение к отделению Польши от России среди польской социалдемократии было не всегда однозначным. Например, в работе Лондонского международного конгресса II Интернационала 1896 г. социалисты Польши предложили Интернационалу в своей программе принять требования независимости Польши. Это предложение не было принято. По этому вопросу Роза Люксембург высказала свою точку зрения — польские социалисты не должны требовать независимости Польши [13; 296]. Также она отмечала, что для Польши полезным будет интеграция с Австро-Венгрией, Германией и Россией, а отделение Польши лишь навредит ее же экономике и в целом развитию страны [7; 20, 21].

Однако позже, в 1913 г., в газете «Просвещение» вышла статья Р. Люксембург под названием «Национальный вопрос и автономия», где она доказывала обратное — исключительное право Королевства Польского на автономию. Для подтверждения своей идеи она характеризует государственный строй России по экономическим, политическим, бытовым, социальным и другим параметрам, «…которые дают в сумме понятие «азиатского деспотизма» [13; 227], и, естественно, развиваться в таком  государстве  Польша  не  может.  Единственным  выходом  из  этой  ситуации,  по   мнению Р. Люксембург, было отделение ее от России.

В феврале 1900 г. в Лейпциге была созвана конференция, которая объединила польское и литовское демократическое движение в одну общую организацию — Социал-демократия Королевства Польского и Литвы (СДКПиЛ). Партийным журналом этого объединения стал «Пшегленд работничы», редактором — Ю. Мархлевский [14; 79–81].

Общеизвестно, что в это же время В.И. Ленин — глава Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП) — вел большую работу по сплочению разрозненных политических движений, выступавших против самодержавия, в единый союз. В июле-августе в 1903 г. в Лондоне прошел II съезд РСДРП. После долгих переговоров депутатов съезд пригласил, с предоставлением совещательного голоса, представителей СДКПиЛ в лице Я. Гонецкого и А. Варского. Однако партия Социал-демократии Королевства Польского и Литвы, не договорившись по основным вопросам, касавшимся предоставления Польше самостоятельности, не вошла в РСДРП [6; 150–158].

Как отмечает И.В.Лукоянов, 23 января 1909 г. в III Думе правительством на рассмотрение были представлены законопроекты о выделении Холмщины и введении Городового положения (городского самоуправления) в Царстве Польском. Первый проект, естественно, вызвал отрицательную реакцию польских депутатов, поскольку это означало, что за счет отделения земель Седлецкой и Люблинской губерний создавалась Холмская, но уже не в составе Царства Польского [15; 238].

Обсуждение этого вопроса длилось вплоть до окончания работы III Думы [15; 240]. Демократические силы, участвовавшие в работе Парламента, всегда приходили друг другу на помощь. Например, в 1912 г. на 45 заседании депутат от Кубанской и Терской областей и Черноморской губернии социал-демократ И.П.Покровский, поддерживая польских депутатов, так охарактеризовал этот законопроект: он «…является праздником для г.г. националистов III Государственной думы, это их детище, …ими выношенное» [16; 233].

До окончания работы III Государственной думы 9 июня 1912 г. [17; 4272] царь утвердил законопроект о Холмщине [17; 4336]. Позже, после Октябрьской революции 1917 г., часть партии СДКПиЛ и ППС — левицы (надо отметить, что польские социалисты делились на два крыла: правое — радикалы и левое (левицы) — более либеральное), сформируют в Петрограде Коммунистическую рабочую польскую партию (КРПП), которая будет действовать на территории России. В 1920 г. она сольется с РСДРП(б). Другая часть СДКПиЛ будет популяризировать идеи большевиков на территории Польши [18; 379].

Одним из членов СДКПиЛ был Ф.Э. Дзержинский, который впоследствии станет видным государственным деятелем Советской России. Феликс  Эдмундович  Дзержинский  родился  30 августа (11 сентября) 1877 г. в имении  Дзержиново  Виленской  губернии  в  семье  небогатого  помещика [19; 250]. У него рано умер, от туберкулёза отец — в 1882 г., на 43 году жизни. На руках у матери остались 8 детей, Феликсу тогда не было и 5 лет. Большую помощь семье оказывала бабушка со стороны матери.

В 1889–1895 гг. Феликс  учился  в  гимназии,  отличался  хорошими  способностями, особенно по точным наукам, любил литературу [20; 13]. Дзержинский считал для своей жизни 1894 г. переломным — он окончательно порвал с религией, больше стал увлекаться запрещенной социалдемократической литературой. Осенью этого же года он вступает в социал-демократическую партию Литвы. За нелегальную деятельность в 1898 г. Дзержинский в административном порядке ссылается под надзор полиции в Вятскую губернию [20; 33]. С этого периода он неоднократно подвергался арестам, ссылкам, был сослан и на каторгу. Его революционный псевдоним — Юзеф.

В 1906 г. Дзержинский впервые встретился с Лениным на IV объединительном съезде. С этого периода он сближается с видными деятелями Российской социал-демократической партии, которые, учитывая способности Дзержинского, стали привлекать его к более серьезным участкам революционной работы [21; 78]. В феврале 1917 г. он находился в Бутырской тюрьме и был освобожден сразу же после революции. Дзержинский стал работать в Московской большевистской организации, являлся делегатом VII Апрельской Всероссийской конференции, а затем участником VI съезда   РСДРП(б).

На съезде был избран в Центральный Комитет. Кроме этого, Дзержинский становится руководителем ВРК — Военно-революционного комитета при Петроградском Совете депутатов. Вместе с видными революционерами А.С. Бутковым, Я.М. Свердловым, И.В. Сталиным и М.С. Урицким он входил в состав Военно-революционного центра по руководству вооруженным восстанием. В октябре 1917 г. Ф. Дзержинский на II съезде Советов был избран членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета [20; 5, 6].

После установления Советской власти в целях ее защиты была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК). Ф.Э. Дзержинский становится ее бессменным руководителем и получает прозвище «железный Феликс». В 1920 г. за заслуги в борьбе с контрреволюцией был награжден орденом Красного  Знамени.  Кроме  этого,  в  годы  иностранной  интервенции,  с  июля по сентябрь 1920 г., он входил в состав Польского бюро Центрального Комитета Рабочей коммунистической партии большевиков (ЦК РКП(б)) и Временного революционного комитета Польши (Полревкома) [22; 7].

Надо отметить, что в 1919–1920 гг., в период гражданской войны и иностранной интервенции, большевиками подавлялись национальные демократические образования, появившиеся после февральской революции 1917 г. на национальных окраинах. Они были созданы в Поволжье, Прибалтике, на Украине, на Кавказе, в Средней Азии и Казахстане. Для того чтобы уберечь от распада территорию бывшей царской России, а ныне республику Советов, большевистским руководством активно применялись вооруженные силы, на местах создавались Военно-революционные комитеты. В задачи Ревкомов входили борьба с национал-демократическим движением и установление Советской власти на местах. Дзержинский с его классовой ненавистью к врагам революции был подходящей кандидатурой для установления Советской власти в Польше. В этот период Красная Армия с переменным успехом продвигалась к Варшаве, но вмешательство стран Антанты не дало возможности реализоваться планам большевиков относительно ее советизации. До своей кончины (1926 г.) Дзержинский возглавлял ОГПУ, ВСНХ и другие крупные учреждения Советского государства.

Надо сказать, что Феликс Эдмундович был одним из тех революционеров, которые до мозга костей были преданы делу социалистической революции. Он верил, что социалистическая, а вслед за ней и мировая революции вернут его Отечеству независимость. Таких как он талантливых поляков в правительстве Ленина было много: Бронислав Весоловский — член секретариата ЦК, Франтишек Гжельщак — член ЦИК Советов, Станислав Коскор и Феликс Кон — сотрудники Компартии Украины,  Станислав  Пестковский  —  член  Наркома  по  делам  национальностей  и  другие  [23;      136]. В частности,  С.  Пестковский возглавлял  Казахский революционный комитет,  который был  создан в соответствии с Декретом о Революционном Комитете по управлению Казахским краем от 10 июля 1919 г. [24; 47].

Дальнейшие политические события, стремительно развивавшиеся на тот исторический период, привели к тому, что поражение Германии и ее союзников открывало новые возможности для создания польской национальной государственности. Одним из первых в 1918 г. суверенитет Польши признало правительство РСФСР, позже Австрия, Пруссия, Франция и другие государства. Однако большой проблемой между Польшей и Россией стало определение границ. Общеизвестны даже военные столкновения между Красной Армией и польскими войсками за приграничные населенные пункты, пока в 1923 г. этот вопрос не был окончательно решен.

В заключение следует отметить, что Польша в конце XVIII столетия в результате проигранных войн стала терять свою независимость, а вместе с ней и национальную государственность. Польский народ пережил практически три раздела своей территории, находясь в эпицентре трех крупных держав — Пруссии, Австрии и России. Ее колониальный период был связан с запретом традиций, языка, национальной культуры. Множество восстаний за независимость, которые были жестоко подавлены колониальными властями, дали Польше имена героев, которые на долгие годы останутся бессмертными в памяти польского народа.

С подъемом уровня образования и культуры в Польше стали появляться общества и кружки, позже ставшие политическими партиями, в которых главной идеей были национальная независимость и выработка различных форм борьбы за ее достижение.

Как было проиллюстрировано выше, в Польше было достаточное количество партий и их течений, хотя и имевших разногласия в подходах и методах борьбы за независимость, в отношении к различным политическим силам, например, к российским социал-демократам, и т.д., но    главными объединяющими факторами были освобождение страны от иностранных оккупантов и возрождение Польской национальной государственности.

 

Список литературы

  1. Польша на путях развития и утверждения капитализма. Конец XVIII–60-е годы XIX в. — М.: Наука, 1984. — 296 с.
  2. Zarnowska A. Klasa robotnicza Królestwa Polskiego 1870–1914. — Warszawa: Państwowe Wydaw. Naukowe, — 363 s.
  3. Наленч Д., Наленч Т. Юзеф Пилсудский — легенды и факты: Пер. с пол. — М.: Политиздат, 1990. — 399 с.
  4. Феликс Кон. История революционного движения в России. — Харьков: Пролетарий, 1929. — 215 с.
  5. Волькович Л.Е. Второй «Пролетариат» в польском социалистическом движении (1888–1893). — Львов: Свит, — 368 с.
  6. Пухлов Н.Н. Польское рабочее движение (1890–1904 гг.). — М.: Наука, 1977. — 352 с.
  7. Матвеев Г. Пилсудский. Серия: Жизнь замечательных людей. — М.: Мол. гвардия, 2008. — 474 с.
  8. Kancewicz J. Rozłam w polskim ruchu robotniczym na początku lat dziewięćdziesiątych XIX w. — Warszawa: Książka i Wiedza — 62 s.
  9. Орехов А.М. Становление польского социалистического движения: структура, программные концепции, деятели (1874–1893). — М.: Наука, 1979. — 374 с.
  10. Зелинский М.В. Роман Дмовский как идеолог и теоретик польского национализма // Молодой ученый. Сер.: Исторические науки. — 2014. — № 1 (03). — С. 34–38.
  11. Ленин В.И. Ленин о Польше и польском рабочем движении: Статьи, речи, документы, письма. — М.: Политиздат, 1990. — 590 с.
  12. Ермолаева Р.А., Манусевич А.Я. Ленин и польское движение. — М.: Мысль, 1971. — 504 с.
  13. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 5-е изд. 1914. Март–июль — М.: Политиздат, 1980. — Т. 25. — 647 с.
  14. Najdus W. SDKPiL a SDPRR, 1893–1907. — Wrocław: Zakład Narodowy im. — Ossolińskich, 1973. — 366
  15. Лукоянов И.В. Польское коло в Государственной думе // Россия и Польша: память истории — империя памяти. —СПб.: Эйдос, 2013. — С. 229–245.
  16. Государственная дума. Стенографические отчеты. Созыв III. Сессия V. — СПб.: Гостипография, — Ч. II. — 3822 стб.
  17. Там же. — Часть IV. — 4355 стб.
  18. СССР и Польша. Интернациональные связи — история и современность: В 2 т. — Т. 1. — М.: Политиздат, 1977. — 551 с.
  19. Коммунисты: Сборник / Серия: Жизнь замечательных людей. — М.: Мол. гвардия, 1976. — 432 с.
  20. Феликс Эдмундович Дзержинский. Биография. — М.: Политиздат, 1977. — 494 с.
  21. Пропагандисты ленинской школы / Сост. и автор предисл. А.М. Мельников. — 3-е. изд., доп. — М.: Политиздат, 1985. — 351 с.
  22. Дзержинский Ф.Э. Избранные произведения: В 2 т. — 3-е изд., доп. — Т. 1. (1897–1923). — М.: Политиздат, 1977. — 494 с.
  23. Связи революционеров России и Польши в XIX– начале XX в. — М.: Наука, 1968. — 420 с.
  24. Зиманов С.З., Даулетова С.О., Исмагулов М.Ш. Казахский революционный комитет. — Алма-Ата: Наука КазССР, 1981. — 196 с.
Фамилия автора: Р.Б.Ботагарин
Год: 2015
Город: Караганда
Категория: Юриспруденция
Яндекс.Метрика