Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Модель формирования профессионально-творческой активности будущего специалиста музыкальной эстрады

В статье представлена модель, отражающая основные ориентиры формирования профессиональнотворческой активности будущего специалиста музыкальной эстрады, в качестве которых выступают личностные функции сознания: мотивирующая, рефлексивная, творчески-преобразующая, функция обеспечения уровня духовности жизнедеятельности. Описаны структурно-содержательные компоненты разработанной модели, включающие в себя целевой, содержательный и процессуальный элементы, которые способствуют становлению и проявлению творческих качеств личности, осознанию важности формирования профессионально-творческой активности для будущей деятельности.

В науке под понятием «модель» понимается мысленно представляемая материализуемая система, отображающая и воспроизводящая объект исследования и способная замещать его таким образом, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте [1].

Вопросам моделирования педагогических процессов посвящен ряд работ видных ученых (С.И.Архангельский, Ю.К.Бабанский, В.П.Беспалько, Н.К.Сергеев и др.), в которых излагаются общие подходы к моделированию, ученые обосновывают и доказывают необходимость применения методов моделирования в педагогике.

Моделирование дает возможность представить состав любого сложного процесса на высоком уровне абстракции и рассматривать весь образовательный комплекс в целостных аспектах взаимодействия объектов внутри системы и вне ее действия [2; 322, 323]. В моделях организации выделяются целевые ориентации и базовые процессы деятельности, раскрываются возможности управления ими.

Разработанная нами модель позволяет осуществлять подготовку специалистов в вузе искусств как целостный процесс, направленный на улучшение и обновление деятельности будущего специалиста музыкальной эстрады, обеспечивая условия для творческого совершенствования, ибо движение процесса представляет собой развитие по направлению к более высоким уровням целостности через смену функциональных состояний [3] (рис.).

Необходимым условием моделирования процесса формирования в условиях вуза искусств профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкальной эстрады является определение методологической основы исследуемого процесса. В этой связи основными теоретикометодологическими подходами к исследованию процесса формирования профессиональнотворческой активности будущих специалистов музыкальной эстрады являются: аксиологический, который отражает роль этнокультурных и общечеловеческих ценностей в духовной жизни общества (отдельной личности); антропологический, который предусматривает выделение системообразующих внутренних характеристик личности специалиста и определяет качественное своеобразие индивидуального подхода в профессиональном образовании работников искусства и культуры; социокультурологический, который основан на понимании места и значения культуры, искусства в жизни каждого человека и общества в целом, на понимании роли межнациональных коммуникаций, профессионально-креативной культуры в становлении специалиста музыкальной эстрады.

В качестве наиболее общих методологических оснований моделирования исследуемого процесса использованы системный и синергетический подходы.

Системный подход направлен на необходимость рассмотрения процесса формирования профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкальной эстрады в системе становления и развития общей профессиональной культуры специалистов, во взаимосвязи с такими ее составляющими, как нравственно-духовная, интеллектуальная, методологическая, коммуникативная, исполнительская, технологическая культура. Это дает возможность, с одной стороны, говорить о целостности исследуемого объекта, с другой — о взаимодействии и динамике изменения составляющих его компонентов.

 Модель формирования профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкальной эстрады

Рисунок. Модель формирования профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкальной эстрады

Синергетический подход дает возможность рассматривать формирование профессиональнотворческой  активности  будущих  специалистов  музыкальной  эстрады  как  непрерывный  процесс, в определенные моменты нуждающийся в приложении внутренних и внешних усилий для решения возникающих противоречий.

Основная задача профессионально-творческого образования — помочь студенту осмыслить получаемую им профессиональнозначимую информацию, осознать важнейшие социальные и культурные ценности как нечто личностно-значимое (ценность творчества, ценность переживания, ценность отношения).

Используя ценность как ориентир повседневной жизни, будущий специалист осваивает опыт культуротворчества, культуросозидания, развитие которого зависит от представленного образования ценностей культуры и обеспечения возможности будущему специалисту включиться в их осознание, освоение, принятие. В связи с этим сегодня нельзя ограничиваться лишь усвоением культурологической информации по введенным учебным предметам, а необходимо повышение культуроемкости образования.

С учетом сказанного выше разработка модели процесса формирования профессиональнотворческой активности будущих специалистов музыкальной эстрады в условиях вуза искусств основывалась на культурологической парадигме профессионального образования.

Сущность и принципы культуросообразного образования всесторонне освещаются в трудах ряда ученых (Н.Б.Крылова, А.П.Валицкая, В.И.Слободчиков и другие). В них понятия культуросообразность трактуется как способность средствами образования выражать общечеловеческие и национальные ценности в их взаимосвязи; соответствовать традиционным культурным образцам и создавать новые артефакты; насыщать деятельность специалиста культурным содержанием, культурными ценностями.

Содержание культуросообразного профессионального образования в вузе искусств обеспечивается: соотнесенностью образования с особенностями разных культур (современной, культуры прошлых лет, национальной и мировой культуры, культуры классической и авангардной и т.д.); ориентацией на духовные, нравственные ценности, сопричастностью к культуре сегодняшнего дня и обращением в далекую историю. Это встречи, беседы с представителями старшего поколения, включение в культурно-исторический контекст эпохи.

Методология педагогических исследований располагает представлениями о структуре моделируемого объекта. Ученые В.И.Журавлев, В.В.Краевский, В.А.Сластенин и другие сходятся во мнении о том, что целостное описание педагогической модели должно включать в себя целевой, содержательный и процессуальный элементы. Являясь симультанным, пространственным образованием, модель не может передать все подробности будущего реального результата и охватывает только его общие контуры. В этой связи предлагаемая модель формирования профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкальной эстрады включала в себя целевой, содержательный и процессуальный элементы.

Целевой элемент модели разрабатывается с учетом требований профессии артиста эстрады и запросов самой личности в сфере образования. Цель формирования профессионально-творческой активности определяется нами путем достижения студентами различных уровней проявления внутренней мотивации, развития рефлексии, раскрытия творческих возможностей личности студента, развития потребности в самообразовании.

Содержательный элемент модели включает в себя содержание знаний, которые отвечали бы требованиям повышения профессионально-творческой активности будущего эстрадного музыканта. Такое содержание, наряду с государственным стандартом, должно включать личностное саморазвивающее начало.

Процессуальный элемент является непосредственным продолжением и дополнением содержательного. В соответствии с положениями концепции личностно-ориентированного образования содержание неразрывно связано со средствами его представления. Вне процесса содержание не реализуется.

Достижение целей предполагает реализацию системы принципов. В контексте проектируемой модели, способствующей развитию профессионально-творческой активности личности, ориентирами выступают ряд принципов, которые способствуют появлению личностного смысла. Для реализации данных принципов используется различная методика (диалог, деловая игра и «творческие задачи» и т.д.).  Они  предоставляют  студентам  образовательного  процесса  возможность     самореализации в творчестве. Данная методика придает деятельности личностную значимость, вследствие чего личность приобретает опыт рефлексии, критичности и т.д.

Проектируемая модель должна отразить основные ориентиры развития профессиональнотворческой активности студента, а значит, создать педагогические условия для их развития. В качестве основных ориентиров в обучении и формировании профессионально-творческой активности необходимо выделить следующие личностные функции: мотивирующая (способствует в проявлению внутренней мотивации к усвоению музыкальных произведений, созданию возможности в процессе работы над музыкальным произведением обосновывать свое отношение к трактовке художественного образа); рефлексивная (помогает выработать уверенность в себе, в своих психологических и творческих возможностях, понять социальную значимость, выработать самоуважение, стремление к повышению самооценки); творчески-преобразующая (позволяет проявить творчество в любой личностно-значимой деятельности — от первоначального знакомства с музыкальным произведением (композитором, эпохой создания, стилем), работой над исполнительской техникой, музыкальным  образом до создания собственной интерпретации художественного образа); обеспечения уровня духовности жизнедеятельности (осуществляется в соответствии с запросами самой личности).

Содержание музыкально-теоретических знаний призвано способствовать становлению и проявлению творческих качеств личности. Специальное образование для достижения целей должно создать условия, среду, в которой может развиваться творческая личность.

Модель процесса формирования профессионально-творческой активности будущего специалиста музыкальной эстрады включает в себя три этапа: базовый, развивающий, творческий.

Целью базового этапа является формирование мотивационного и когнитивного компонентов: осознание мотивов и ценностей будущей профессиональной деятельности.

Основная задача в работе со студентами — вызвать профессиональный интерес, потребность в творческой деятельности, усилить мотивацию учебной деятельности в целях осознания обучающимися важности формирования профессионально-творческой активности для будущей профессиональной деятельности.

Целью развивающего этапа является разработка преимущественно когнитивного, эмоционально-волевого, операционально-деятельностного компонентов — формирование у будущих специалистов системы знаний о сущности творческой активности, методах и средствах ее реализации, наличие собственной позиции по отношению к музыкально-исполнительской, педагогической проблеме. На данном этапе осуществляются усвоение студентами методологических знаний о творчестве, его принципах, о сущности творческой активности,  методах и  средствах се  реализации,  формирование у студентов необходимых знаний о специфике профессиональной деятельности; формирование рефлексивных умений, навыков адекватной самооценки. Стимулируются индивидуальные интересы и потребности студента, развиваются приобретенные навыки самостоятельной работы.

Целью творческого этапа явились развитие и интеграция признаков мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого, операционально-деятельностного,  рефлексивного компонентов, при ведущей роли операционально-деятельностного и рефлексивного компонентов; развитие умений и способностей по овладению опытом творчески преобразующей деятельности; реализация исследовательской, смыслообразующей, рефлексивной функций. Студенты продолжают закреплять необходимые базовые знания, развивают умения и способности по овладению опытом творчески преобразующей деятельности.

Структурные компоненты разрабатываются постепенно в системе целостного педагогического процесса. Однако каждый из этапов данного процесса ориентирован, прежде всего, на мотивационный компонент, поскольку осознание мотивов деятельности, целей и задач является приоритетным в формировании всех компонентов профессионально-творческой активности. Для построения модели формирования профессионально-творческой активности будущего специалиста музыкальной эстрады необходимо выделить уровни формирования этого личностного образования.

Выделение уровней формирования профессионально-творческой активности будущего специалиста осуществлялось на основе выделенных нами признаков проявления. В качестве творческих показателей сформированности профессионально-творческой активности будущего специалиста музыкальной эстрады выделены следующие:

  • осознание цели и личностного смысла творческой — музыкальной деятельности (мотивационный компонент);
  • знание способов и приемов творческого обучения, с целью их использования в будущей профессиональной деятельности (когнитивный компонент);
  • настойчивость и самостоятельность в достижении цели (эмоционально-волевой компонент);
  • умение реализовать в профессиональной деятельности творческие методы (операционально- деятельностный компонент);
  • самоанализ, самооценка творческой деятельности (рефлексивный компонент).

На основе научно обоснованной B.C.Ильиным универсальной исследовательской процедуры — разработки обобщенной уровневой модели изучаемого феномена нами были выделены четыре уровня формирования профессионально-творческой активности будущего специалиста музыкальной эстрады: низкий, средний, достаточный, высокий. Критериями перехода от низкого уровня сформированности профессионально-творческой активности к более высокому выступают такие проявления, как установка на творчество (мотивационная сфера); профессиональные знания (когнитивная сфера); волевые проявления (эмоционально-волевая сфера); реализация профессиональных умений (деятельностная сфера); осмысленность будущей профессиональной деятельности (рефлексивная).

Выделенные нами уровни позволяют ориентироваться на поэтапное формирование профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкальной эстрады. Каждый предшествующий уровень является основой по отношению к последующему, более высокому, а вновь приобретенные способности служат основой для развития профессионально-творческой активности.

Таким образом, представленная модель разработана с опорой на важнейшие ценностные основания, определяющие ее целевой, содержательный и процессуальный элементы. В частности, цель разрабатывалась с учетом требований профессии артиста эстрады и запросов самой личности в сфере образования. Содержательный элемент включает ценности когнитивного, операциональнодеятельностного и творческого характера, которые способствуют формированию профессиональнотворческой активности будущего специалиста музыкальной эстрады. Процессуальный элемент является непосредственным продолжением и дополнением содержательного. В процессе работы над моделью ее структурные компоненты (мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, операционально-деятельностный, рефлексивный) были конкретизированы  процессуальными средствами их выражения.

Модель отражает основные ориентиры формирования профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкальной эстрады, в качестве которых выступают личностные функции сознания: мотивирующая, рефлексивная, творчески-преобразующая, функция обеспечения уровня духовности жизнедеятельности.

Эффективность реализации предложенной нами модели будет обеспечиваться созданием комплекса условий и реализацией системы принципов.

 

Список литературы

  1. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. — М.: Высш. шк., 1978. — 271 с.
  2. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Aвт.-сост. Е.С.Рапацевич. — Минск: ИООО «Современное слово», 2005. — 719 с.
  3. Краевский В.В. Общие основы педагогики. — Волгоград: Перемена, 2002. — 163 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.