Понятие инновационной культуры: современные подходы

 Аннотация. В статье рассматриваются понятия «инновационная культура общества» и »инновационная культура личности» с точки зрения научных деятелей философии. 

Вопросы внедрения инноваций, осуществления инновационной деятельности, реализации инновационного потенциала общества постоянно находились в центре внимания государств и правительств. На первый план проблемы формирования инновационной культуры вышли именно в 80-90 гг. XX в., когда происходящие в мировом сообществе процессы стали требовать новых управленческих, правовых, организационных и технологических подходов. Актуально наметился приоритет формирования профессионалов новой формации, членов общества – распространителей новой культуры, генераторов идей и их воплотителей, инициаторов инновационных процессов.

В  настоящее время интерес к  инновационной  культуре наблюдается  не только  в  научных    кругах и специализированных структурах. Задача формирования инновационной культуры является приоритетом государства и общества. Всё большее количество представителей органов власти и бизнеса уделяют пристальное внимание вопросам инновационного развития, особо выделяя проблемы формирования инновационной культуры, поскольку именно инновационная культура будет способствовать развитию инновационного общества в России.

С точки зрения Б. Санто, «инновационное общество – это высоко интеллектуальное общество, к тому же в глобальных размерах, это путь тех, которые избрали целью и формой своей деятельности безостановочное интеллектуальное познание, путь тех, существование которых характеризуется повышенной интеллектуальной деятельностью и стремлением реализовать свои идеи» [1]. Прослеживая особенности формирования понятия «инновация» с 1950-ых гг., автор считает, что инновации отражают суть человеческой деятельности.

На   основании   вышеизложенного,   рассмотрим   современные   подходы   к   определению  понятий «инновационная культура общества» и «инновационная культура личности» с точки зрения научных деятелей философии.

Новая философская энциклопедия рассматривает культуру как «систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях» [2].

По мнению авторов монографии «Философия творчества», «инновационная культура – это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности» [3].

Инновационную культуру как форму общечеловеческой культуры разбирает  российский философ Б.К. Лисин и определяет её как область общекультурного процесса, «характеризующую степень восприимчивости личностью, группой, обществом различных новшеств в диапазоне от толерантного отношения до готовности и способности к превращению их в инновации» [4].

Вся  человеческая   культура,   по определению   академика   Ф.Т.   Михайлова,   «по происхождению и по самой сути своей креативна, следовательно, – инновационна» [5].

Культуры «инновационного» и «традиционного» типов различает Л.А. Холодкова. Развивая философские размышления в данной области, автор полагает, что инновационная культура может рассматриваться как «комплексный социальный феномен, органически объединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной и, прежде всего, с профессиональной практикой в различных сферах сообщества: в управлении, экономике, образовании, культуре» [6].

На инновационную культуру общества как исторически сложившуюся систему представлений, стереотипов,   ценностей,  норм  поведения   и  знаний,   направленных  на  совершенствование  всех     сфер жизнедеятельности, указывает В.В. Зубенко. Охарактеризовав инновационную  культуру  как инновационную  составляющую  культуры  общества,  он  не  выделяет  её  как  один  из  видов    культуры, а отводит место общего свойства, пронизывающего каждую из культур (хозяйственную, правовую и т. д.),

«поскольку одним из характерных признаков любой культуры является её взаимообратное влияние» [7].

«Двойственность» инновационной культуры сообщается в работах В. И. Долговой, выделяющей её, с одной стороны, как особый вид культуры, с другой стороны – как элемент, присутствующий в каждом виде культуры [8].

Профессор Ю.А. Карпова определяет инновационную культуру общества как «плод создания некой инновационной инфраструктуры, института инновационной деятельности», она рассматривает инновационную культуру личности через её «умение приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру, умение творить новое, умение правильно оценить и принять новшество» [9].

Обращает на себя точка зрения китайского философа Шан-кан Хе: «Основа инновационной культуры это инновационное моделирование человеческой жизни, поведения и мысли. Кроме того, инновационная культура – это своего рода инновационный дух, идеология и окружение человека» [10].

Инновационную культуру как часть культуры общества, рассматривает С.Г. Григорьева. Формирование инновационной культуры личности она представляет как  динамичный  процесс  «перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений к появлению других, от одних личностных и психических свойств и качеств к другим новообразованиям» [11].

Анализируя приведённые выше точки зрения в отношении инновационной культуры, а также подходы различных исследователей к вопросам её формирования и развития, можно сделать выводы:

  1. В рамках социальной философии сформировать общий подход к пониманию инновационной культуры пока не удалось. Исследователи считают, что инновационная культура способна оказывать влияние на культуру общества, культуру государства и культуру личности, способствуя возникновению новых ценностных ориентиров и новых культурных форм поведения.
  2. Несмотря на различные подходы к определению инновационной культуры, все исследователи рассматривают её, как соотношение между инновациями, выросшими из традиций, и традициями, служащими основой творческого процесса, который в свою очередь является следствием инновационной культуры.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. – – № 2. – С. 8.
  2. Степин В.С. Культура / Новая философская энциклопедия : в 4 т. – М. : Мысль, 2000 – – Т. 2. – С. 341.
  3. Философия творчества: монография / Под общ. ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой. – М.: Философское общество, 2002. – 131 с.
  4. Лисин Б.К. Инновационная культура // Инновации. – – № 10.
  5. Михайлов Ф.Т. Инновационная культура  и  творческие  способности человека  // Инновации. – – № 5 (62).
  6. Холодкова Л.А. Инновационная культура субъектов высшего профессионального образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – – № 14. – С. 82.
  7. Зубенко В.В. Инновационная культура общества – основа инновационного развития государства // Вiсник Донецького унiверситету. – Сер. В : Економiка i право. – 2007. – Вип. 1. – С. 209–215.
  8. Долгова В.И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. – Сер. 5: Педагогика. Психология. – – № 1. – С. 65– Режим доступа: http://www.lib.csu.ru/vch/5/1999_01/008.pdf .
  9. Цит. по: Исаев В.В. Круглый стол в Институте стратегических инноваций // Инновации. – - № 5–6.
  10. Shan-kan He. Culture, Innovation Culture, Innovation on Selves // XXII World Congress of Rethinking Philosophy Today. July 30. August 5. Seoul, 2008. P. 209.
  11. Григорьева С. Г. Сущность, содержание и структура формирования инновационной культуры будущего педагога в процессе профессиональной подготовки // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – – № 2(70). – Ч. 2. – С. 52.
Фамилия автора: Ю.С. Бердова
Год: 2013
Город: Павлодар
Категория: Философия
Яндекс.Метрика