Об открытии экономического закона доминантного возвышения духовных потребностей  (роль исламской доктрины) 

Цель исследования – изучить взаимосвязи духовных и материальных потребностей человека в контексте формирования социально-экономической Гармонии в странах.

Методология – применение принципов системного подхода к исследованию соотношения различных потребностей человека на основе синтеза духовных и научных знаний.

Оригинальность/ценность – установлен ранее неизвестный экономической науке закон доминантного возвышения духовных потребностей над материальными, нематериальными потребностями и желаниями индивидов. В статье описаны проблемы и возможности развития мира гармонии на современном этапе развития мировой цивилизации. Автром описано значение открытия закона возвышения духовных потребностей над материальными и нематериальными потребностями и желаниями индивидов, закон отнесен  преимущественно к экономической науке.

Выводы – в дуальной реальности существуют мир Гармонии и мир дисгармонии со своими экономическими законами. Финансово-экономические, демографические кризисы, военно-политические и социальные конфликты, техногенные и природные катастрофы и катаклизмы создают огромную деструктивную силу, способную разрушить нашу цивилизацию, создать угрозу для существования народов.

Разработки автора могут быть использованы в подготовке кадров новой формации по экономическим специальностям. Открытие может служить основой нового научного направления по изучению закономерностей социально-экономической Гармонии, включая формирование гармоничной экономики.

Вводная часть

Затрагиваемая нами в статье тема высветила свою особую актуальность при разработке теории Гармонии общества и экономики [1]. Стабильная социальная эволюция к Гармонии, спасающей современную цивилизацию от деградации, как показывают исследования, невозможна без ее духовнонравственной основы, без синтеза духовных и научных знаний.

Отношение современной науки к религии основывается на глубоком уважении к вере и серьезной оценке места и роли религии в истории социума. Союз науки и религии стал необходимостью. И сегодня наступило время осмыслить духовные знания с позиции современной науки и использования их для инновационного развития. В наших исследованиях духовные знания, в частности, исламская доктрина, играют роль мировоззренческой основы социальной эволюции к Гармонии.

Открытие Закона возвышения духовных потребностей над материальными и нематериальными потребностями и желаниями индивидов относится преимущественно к экономической науке.

Издавна в экономической теории, к предмету изучения которой относится понятие «потребность», существует научное представление о структуре потребностей человека, об их возвышении, приоритетах. Широко известна так называемая «пирамида потребностей человека» по А. Маслоу, в которой, к сожалению, не оказалось достойного места для духовных потребностей. Соотношение духовных ценностей материальных и нематериальных потребностей не изучалось, такая проблема и не ставилась. Базовыми считались материальные потребности. Роль духовных потребностей индивидов принижалась, а значимость материальных потребностей соответственно завышалась вопреки цели и смыслу жизни духовного человека. Прежний сугубо материалистический взгляд в меняющемся мире становится несостоятельным. Это представление справедливо лишь в секулярном обществе, где духовность индивидов практически отсутствует, где роль религии принижена или вовсе игнорируется. В этих условиях материальное возвышается над ничтожно малым духовным. Поэтому категория «социально-экономической гармонии» (в дальнейшем изложении кратко – «социальная Гармония», что суть категории не искажает) на духовно-нравственной основе не рассматривалась в экономических исследованиях и учебных программах, не изучалась конкретная связь между духовными ценностями и материальными потребностями, тем более в контексте формирования и развития новой гармоничной экономики [2].

Социальная эволюция во многих странах происходит при отсутствии ее прочного фундамента   – в условиях ослабления роли духовности, прежде всего, монотеизма. Упор делается на сугубо радикальный либерализм, не сбалансированный с духовностью и нравственностью. В сознании и деяниях многих индивидов дозволенное превышает по своей значимости запретное. Это явная дисгармония. Плоды ее самые разные – социально-экономические и экологические кризисы, военно-политические конфликты, природные катаклизмы. Особенность современного этапа в том, что эти три «К» стали все больше сочетаться в глобальных масштабах, что дает деструктивную синергию [3]. Опасность состоит в реальных угрозах нашей цивилизации. 

Духовное падение индивидов в экономической сфере проявляется в самых разных формах: как кризис доверия экономических субъектов к власти, органам управления, финансовой системе своих стран, другим гражданам из-за чрезмерного страха потерять свои деньги, активы, т.е. материальные ценности стали аномально возводиться до уровня смысла жизни человека.

Особенно опасны, как показывает история человечества, бездуховность и безнравственность. Генезис современных кризисов – это духовно-нравственное падение многих индивидов.

Мировая и многие национальные экономики во многом оторвались от духовной сферы. Стали характерными глубокий разрыв между реальным сектором и довлеющими над ним финансовыми институтами, гипертрофированное возрастание фондовых рынков и фиктивного капитала при отставании реальных активов многих крупных компаний.

И человечество стоит перед дилеммой – в погоне за материальным богатством любой ценой (войны, террор, коррупция, финансовые пирамиды и аферы, спекуляция, наркотрафик и тому подобное) продолжать идти дальше по пути голого рационализма, не базирующегося на прочной духовности и нравственности, т.е., в сущности, к падению в пропасть или мир повернется в сторону спасительного движения к Гармонии. Еще раз подчеркнем, наше будущее напрямую зависит от гуманистической переориентации общества к Гармонии, от изменения сознания индивидов в сторону перевеса добра над злом. Наступил момент истины.

Урок истории очевиден – устойчивое развитие общества и его экономики возможно лишь по вектору Гармонии через системное совмещение всех 4-х «D» (демоэтика, демография, демократия и демоэкономика) на основе духовности и нравственности, каждая из которых должна быть гармоничной. При системном подходе предлагаемая нами концепция категории «социальная Гармония» означа-

ет сущностную связь, соразмерность, единство различных сфер общества как целого, но непременно на основе духовности и нравственности. Данное определение придает ему расширенное понимание, наиболее полное содержание. Рассматриваемый термин автор пишет с большой буквы, ибо вкладывается в него другой, более широкий, истинный смысл, чем обычно его понимают.

Под гармоничной экономикой понимается хозяйственная система, способная удовлетворять разумные материальные потребности абсолютного большинства индивидов духовно развитого общества, в котором также гармоничны сферы демоэтики, демографии и демократии. В отличие от всех предшественников, изучавших Гармонию, в данном законе категория «Гармония и ее законы» рассматривается с учетом новых современных реалий, т.е. в контексте новой парадигмы [4].

Эта парадигма развития общества означает полное соответствие между его демоэтическим, демократическим, демографическим и демоэкономическим развитием. Формула ее – «D+3D», т.е. для гармоничного развития какой-либо сферы (в нашем случае – демоэкономики, т.е. социальной экономики – «D») необходимо такое же развитие остальных трех сфер. Все эти четыре сферы жизни социума функционируют синхронно, взаимосвязано и полнокровно, что является гарантией для последовательного приближения общества, его экономики к социальной Гармонии [5].

В научной литературе эта парадигма ранее не изучалась. Следовательно, не изучались и новые законы Гармонии, хотя Гармония была и остается предметом изучения целой плеяды выдающихся ученых мира с античности до современности.

В социологии в 2012 г. издана интересная книга Л.М. Семашко и 75 соавторов из 26 стран мира «Азбука Гармонии для Глобального мира, Гармоничной цивилизации и Тетратет мышления» [6].

В книге об экономических законах Гармонии, естественно, не говорится.

Состояние духовных и материальных потребностей в сознании людей меняется в зависимости от уровня духовности. Абстрагирование от духовности методологически несостоятельно, а практически приводит к ошибкам в изучении объективной реальности (в управлении экономикой).

Социальная Гармония, ее законы формируются на духовной основе сначала в сознании людей, затем в реальной экономической деятельности (сознание определяет бытие), поэтому первостепенную роль играет изменение сознания индивидов в сторону духовности и нравственности. Гармонизация сознания, включая формирование разумных потребностей и желаний людей (как исходное начало гармоничного экономического поведения индивидов), необходима и возможна в каждой стране мира, независимо от уровня развития экономики и благосостояния, конфессиональной структуры, состояния демографии и демократии. Возможно и часто имеет место несоответствие гармоничного сознания (гармоничных потребностей) реальным ресурсам его практической реализации. Задача гармоничной экономики – удовлетворение разумных потребностей населения. Чем больше в экономической системе духовно-нравственно продвинутых работников, тем быстрее, при прочих равных условиях, она решается. В результате ускоряется формирование Гармонии в экономике и обществе.

Термин «возвышение потребностей» встречается как в наших исследованиях, так и в экономической литературе. Однако за терминологическим совпадением необходимо усмотреть разное содержание понятий. В нашей работе в понятие «возвышение потребностей» вкладывается более широкой смысл, чем обычно принято в экономической науке. В гармоничной экономике оно включает в себя не только и не столько рост и совершенствование потребностей общества, сколько относительную значимость тех или иных постоянно воспроизводящихся потребностей для формирования социальной Гармонии – более глубокое, определяющее значение духовных потребностей, чем материальных и нематериальных. Такая дифференциация значимости разноплановых потребностей является отправным методологическим положением. Комплексная трактовка духовных потребностей предполагает также приоритетность (в определенной мере) удовлетворения духовных потребностей за исключением случаев, определенных в духовных знаниях.

Духовные потребности ставят преграды материальным потребностям в производстве и потреблении вредных для здоровья и жизни человека товаров (наркотики, табак, алкоголь, оружие и др.) и услуг (азартные игры и др.) Это также означает их возвышение.

В основном законе социальной Гармонии также акцентируется внимание на разумности потребностей, следовательно, разумности их удовлетворения [7].

Разумные потребности имеют двоякий смысл: с одной стороны, в них не входят вредные для индивидов и социумов запросы и привычки, товары и услуги, с другой,– разумные потребности предполагают их умеренность, т.е. отсутствие чрезмерностей, связанных как со сверхбогатством, так и с крайней бедностью. Уровень разумных потребностей – это не арифметическая средняя величина, а большая зона умеренных значений между максимумом и минимумом, которая образуется в зависимости от религиозных, национальных, психологических особенностей жизни, доходов индивидов, от климатических условий, наконец. К разумным относятся также потребности в благотворительности, оказании технической и финансовой помощи, сотрудничестве, диалоге цивилизаций.

Разумность потребностей служит исходным началом, «пусковым механизмом» для потребления материальных благ в необходимых и достаточных величинах без сверхпотребления (подчеркиваем) одними индивидами и группами, недопотребления другими индивидами и группами. Она несовместима с прихотями, алчностью, безмерным эгоизмом в потреблении.

Разумность, умеренность, справедливость, честность и прозрачность составляют суть социальной эволюции к Гармонии. На этих универсальных принципах формируется социальная Гармония, действуют ее объективные законы, в том числе данный закон. Там, где они развиты, все ресурсы общества используются наиболее эффективно во имя человека.

Потолок умеренности в собственных потребностях устанавливает каждый индивид сам, сообразно со своими возможностями, без излишеств, если у него в сознании есть внутренний духовно-нравственный регулятор (совесть). При этом в гармоничном обществе и экономике разумные потребности, желания, запросы удовлетворяются дозволенными, цивилизованными способами получения доходов, (прежде всего, трудовая деятельность государственные пособия, пенсии, благотворительные пожертвования и т.д.).

Понятия «гармоничная экономика» и «духовная экономика» не равны по содержанию. В первом понятии духовность есть ее основа, но не вся экономика. Гармоничность больше, чем духовность. Духовность – константа, Гармония – меняющаяся по содержанию категория, которая изменчива. Гармония общества с экономикой включает в себя помимо духовной основы влияние еще 2-х составляющих сфер (демография и демократия), которые изменчивы, как сама сфера экономики, особенно в развитой зоне. 

Однако эта мысль не означает, что в экономически отсталых странах с низким уровнем жизни закон возвышения духовных потребностей не действует. И там потребности постоянно воспроизводятся, стремясь к росту, применяются такие формы действия закона, как экономическая, техническая и гуманитарная помощь извне, прием легальных мигрантов из близлежащих и политически нестабильных государств в развитые страны. Таким образом, сфера действия основного закона Гармонии выходит за рамки какого-либо государства и распространяется на другие страны мира. Он действует в той или иной степени везде.

Сущность рассматриваемого открытия заключена в основном законе социальной Гармонии об умеренном возвышении духовного над материальным в сфере экономики, в сопряженных с ней сферах (демографии, демократии) при основополагающей роли сферы духовности (личной веры, прежде всего). Вновь открытый закон действует наряду с законом возвышения материальных потребностей. Это явление раскрыто в экономической науке впервые.

Как следует из духовных и научных знаний, все деяния человека вначале формируются как замысел в сознании индивида [8]. В человеческом сознании потенциально содержатся два начала – Гармония и дисгармония.

Начало Гармонии происходит из личной веры человека в единого Творца, что заложено в природе человека из желаний его жить по вероуставу.

Начало дисгармонии, происходящее от несовершенства души человека (хотя интеллект может быть высоким), из-за чего он становится атеистом или агностом, а также вследствие того, что верующий порою отклоняется от вероустава, поддаваясь мирским слабостям (нажива, лень, к примеру), затем вновь возвращаясь к истинному пути и восстанавливая свой статус-кво Гармонии.

Поскольку в индивиде присутствуют два исходных начала, то образование двух миров Гармонии и дисгармонии в социуме является закономерным. Оно неизбежно в любом социуме, в любом государстве, где есть религиозное население. Чисто атеистического государства, по-видимому, не существует. Поняв логику дуальности в сознании и деяниях людей, нетрудно установить, что в мире Гармонии и мире дисгармонии действуют свои экономические законы, в частности, два закона возвышения потребностей. В первом случае речь идет о законе доминантного возвышения умеренных потребностей над разумными материальными, нематериальными потребностями и желаниями; во-втором – о законе деструктивного возвышения материальных, нематериальных потребностей и желаний над духовными потребностями.

Мир Гармонии истинно верующих совершенно другой, чем мир дисгармонии атеистов, политеистов и агностов, а также верующих индивидов, порою допускающих отступления от вероустава. Оба мира имеют свои объективные законы и ценностные ориентации. Объясняется это тем, что у истинно верующих имеется внутренний («вставленный») механизм регулирования своего образа мысли и жизни, прежде всего, ценностных ориентаций материального и нематериального. Потребности индивидов, свободно избравших стезю праведности, регулируются ими же, исходя из объективных требований данного закона возвышения. Они устанавливают сами себе свои внутренние пределы роста разумных потребностей и желаний, чего, как правило, не бывает у неверующих, по крайней мере, проявляется гораздо менее выражено, особенно при низкой культуре потребления. Сложная конфессиональная структура народов существенно влияет на объемы и структуру потребностей, следовательно, на дисперсность и разумность совокупного спроса на товары и услуги.

Истинно духовные индивиды не ожидают наступления момента насыщения материальными благами, а стремятся к духовному совершенствованию независимо от своего благосостояния, будучи даже небогатыми. Для них очередность «сначала материальное, а затем духовное (по остаточному принципу)» не существует. Об этом говорит общеизвестная жизнь многих материально богатых, но духовно бедных людей.

К сожалению, в научных исследованиях экономическую систему ранее не разбивали на две противоположные в мировоззренческом плане части: гармоничную и дисгармоничную. Разделительная линия между ними – духовно-нравственная основа. Гармоничный сектор базируется на доминантной духовности, а дисгармоничный – на материальных ценностях. 

Гармоничная экономика – развивающаяся часть экономической системы. Она формируется и развивается по своим объективным законам, также как и другая, негармоничная экономика. Вторая – наиболее изученная экономика. Первая – напротив, менее исследована, за исключением нескольких работ. Ее законы не стали предметом экономической науки. Хотя в экономическом мышлении индивидов Гармония, по крайней мере, ее духовно-нравственная основа, быть может, превалирует.

Неоднородность, дуальность общества существенно влияет на экономическое поведение индивидов, всего социума, на сложность и нелинейность формирования социальной Гармонии, на ее законы, формы их проявления. Термин «дуальность мира» здесь означает присутствие в обществе верующих, неверующих и сомневающихся, т.е. он определяется по критерию истинной личной веры, следовательно, жизни по вероуставу. Поэтому утверждаем, что духовно и нравственно продвинутым индивидам и социумам, в целом, свойственна противоположная закономерность по сравнению с законом возвышения материальных потребностей в секулярном обществе, поскольку концептуальные основы социальной эволюции в обоих случаях совершенно различны.

Два мира – два объективных закона возвышения потребностей. В реальных условиях дуальности общества объективные законы возвышения потребностей действуют не только разнонаправленно, но и в постоянной борьбе, что описывается законом взаимоограничения Гармонии и дисгармонии в обществе, в экономике и в других его сферах. Полная Гармония в обществе и экономике (любой сфере) недостижима, она – идеал, однако каждый шаг (даже малый) приближения к Гармонии, это реальная возможность и насущная необходимость.

Отмеченные выше контрасты в потребностях в сознании и поведении индивидов и социумов позволили открыть ранее неизвестные науке объективные законы социальной Гармонии, в т.ч. Основной закон, скрытые от глаз исследователей при одинаковом подходе ко всем субъектам и сферам общества. Единообразное и узкотехнократическое изучение их не позволяло увидеть существенных различий в их потребностях и духовных ценностях, замечать объективные законы, выявленные лишь при дифференцированном, нелинейном подходе, т.е., во многом при контрастном видении. Чем выше будет уровень духовности народов, а такой тренд виден невооруженным глазом, тем острее, очевидно, будет необходимость пересмотра ряда положений существующей экономической теории. Таково веление времени.

Мы полагаем, что пока открыты лишь первые законы социальной Гармонии. Дальнейшее игнорирование наукой объективной реальности становится уже невозможным, тем более в современных условиях. Особенность настоящей эпохи, как указывалось выше, состоит в крайнем обострении и синхронности протекания самых разных кризисов, масштабных природных катаклизмов и военных конфликтов. Дальнейшее их углубление и расширение создадут, по нашему мнению, реальные угрозы для социально-экономического развития государств и для прогресса нашей  цивилизации в целом.

Сущность открытия

Сущность открытия основного закона социальной Гармонии раскрывается как умеренное возвышение истинных духовных ценностей над разумными материальными и нематериальными потребностями и желаниями индивидов. Данный закон говорит о соотношении целевой установки человека (духовное совершенствование) с условиями его существования (потребление благ), а цель, очевидно, в любой системе главенствует над условиями и путями ее достижения. Вера играет основную роль в жизни человека, не видеть этого невозможно. Изучая объективный мир, наука не может игнорировать реалии, иначе она перестает быть таковой.

В силу того, данный объективный закон содержит в себе и цель, и условия социальной жизни, он является основным, главным.

Таким образом, основной закон характеризует соотношение между целью жизни индивидов и социума в целом и условиями достижения целевой установки. Поскольку потребности человека, в т.ч. разумные, постоянно воспроизводятся, то и основной закон фиксирует их возвышение в динамике, как воспроизводственный процесс. Воспроизводство потребностей связано с их удовлетворением, для которого они служат сильнейшей мотивацией, являются движушей силой экономики.

Данное открытие выявляет логические связи между понятиями «истинно духовные», «материальные и нематериальные потребности», «умеренность» и «разумность в потреблении», «возвышение потребностей» в контексте социальной Гармонии.

В  современной  экономической  теории  некоторые  понятия  («истинно  духовные потребности», «умеренность» и «разумность», «мир верующих» и «мир неверующих») не рассматривались, поэтому логические связи между ними не исследовались. Основной закон Гармонии восполняет имеющийся пробел в экономической теории. Он сформулирован путем синтеза духовных и научных знаний, анализа статистических данных, а также посредством наблюдений.

Доказательства достоверности открытия

Достоверность Основного закона социальной Гармонии подтверждается тем, что:

  • цель жизни человека, состоящая в его духовном совершенствовании, сформулирована в Священной книге Коран, а также в Священных книгах других религий. Это придает духовным потребностям верующих индивидов статус целевой установки, что сформулировано в Основном законе как «умеренное возвышение истинно духовных ценностей». В результате количественных и структурных особенностей в потребностях верующих и неверующих экономические законы спроса и предложения претерпевают изменения в зависимости от конфессиональной структуры населения. По мере роста духовности народа, а современный тренд таков, сфера действия законов социальной Гармонии, очевидно, расширится;
  • принцип умеренности (в Основном законе – «умеренное возвышение..») также содержится в Кораническом тексте и проходит красной нитью через всю Священную книгу. Каждый может наблюдать из опыта истинно верующих людей, которые в своем бюджете времени имеют и отправление религиозных обрядов (ежедневные молитвы, систематические посещения мечетей и церквей, паломничества и др.) и выполнение трудовых обязаностей, многие работают в разных сферах общества (экономика, образование, наука, искусство, культура и т.д.). Совмещение религиозных и трудовых функций является подтверждением принципа умеренности во всем, человек не уходит односторонне в какую-либо одну из них, а следовательно, он умерен, т.е. не излишествует в своих разумных потребностях и желаниях. Умеренное возвышение – термин частично новый для науки. Если возвышение потребностей известно в экономической теории, то «умеренное возвышение» ранее не использовалось в научной теории о приоритетах потребностей.

Разумность материальных потребностей видна из образа жизни верующих. «Вредные привычки» (потребление табака, наркотиков, алкоголя и др.) исключены, что широко известно, уровень потребностей разумен, достаточен, т.е. без излишеств.

Из духовных знаний хорошо известно, что истинно духовные ценности означают личную веру человека в единого Создателя (монотеизм). Носителей духовных ценностей в нашем мире столько, сколько во всех странах верующих в единого Творца людей. По данным христианского сайта «Laborers Together», в 2011 г. в мире проживало, в частности,1,58 млрд. мусульман [3]. Принимая ежедневно решения по своему образу жизни, в частности, по законам социальной Гармонии, миллиарды адептов религий становятся субъектами объективных закономерностей, изучаемых наукой. Поэтому дифференциация населения стран и континентов по конфессиональному признаку, определяющему образ жизни индивидов, их духовные ценности, материальные и нематериальные потребности и желания, представляют необходимое условие изучения категории и законов социальной Гармонии.   Категория

«социальная Гармония», основанная на духовности и нравственности, по нашему мнению, окажет большое влияние на развитие науки, на ее плодотворный синтез с духовными знаниями.

Достоверность открытия доказывается следующими фактами и статистическими данными о многообразии форм проявления Основного закона, в частности, о первоисточнике закона, духовной экономической модели, паломничестве, благотворительности:

  1. Использование (в качестве исходных) положений из Священных книг о цели и смысле жизни человека (духовное совершенствование), о принципах умеренности и справедливости, разумности, других общечеловеческих ценностей, о чем говорилось выше. 
  1. Практический опыт, имеющийся в экономических системах многих государств мира. Так, расширяется применение в мире (таков тренд) принципов исламской экономики и финансов, что обусловлено возвышением духовных ценностей над материальными потребностями. Эта модель направлена на честность, социальную ответственность, прозрачность бизнеса, что практически исключает теневой сектор и коррупцию, на справедливость в экономических отношениях, умеренность в потреблении, потребность индивидов в оказании помощи нуждающимся.

Основной закон социальной Гармонии данной модели действует в различных проявлениях. В частности, согласно концепции и практики исламской экономической модели, которая наиболее глубоко интегрирована с духовностью и нравственностью, о действии данного закона говорят:

  • производство исключительно полезных продуктов и услуг, не наносящих вред здоровью и жизни населения, запрет на удовлетворение вредных привычек (употребление алкоголя, табака, наркотиков, создание наступательного оружия и т.д.);
  • исключение спекулятивной составляющей в бизнесе, применение умеренных цен на товары и услуги, беспроцентные кредиты, фиксированные курсы валют, ограничение монополистической деятельности;
  • партнерские отношения между компаниями и финансовыми институтами с разделением рисков и доходов (убытков);
  • развитие микрофинансирования малого бизнеса и населения для искоренения бедности.
  • В распределительных отношениях большое распространение в мире получила благотворительная деятельность, которая также является проявлением Основного закона социальной Гармонии. Ибо, согласно духовным источникам, человек должен делиться своим богатством. Приведем ряд фактов и цифр из этой области, используя доступные (по возможности) статистические данные о численности лиц, совершивших паломничество, о структуре потребительских расходов населения духовного назначения (к примеру, закят, благотворительность, милостыня, помощь):
  • ежегодно в качестве гуманитарной помощи исламские благотворительные организации выделяют сумму, которая превышает материальную поддержку от ООН в 15 раз. Согласно Всемирному индексу благотворительности – комбинированному показателю, который измеряет достижения стран мира с точки зрения отношения их населения к благотворительности, в мировом рейтинге благотворительности 2013 г. представлены 135 государств, которые совместно составляют около 94% мирового населения (около 4,9 млрд. чел). В этом году лидером мирового рейтинга благотворительности стали Соединенные Штаты Америки. В частности, процент населения, оказывающего помощь незнакомым нуждающимся, в США достигает 77% [9];
  • для реализации  одной  из  важнейших  духовных   потребностей   в  нынешнем   году совершили Хадж 4500 «новых мусульман»  из стран Европы,  затратив  на это  в совокупности  сумму  в 16 млн. 875 тыс. евро, сообщает ArabNews. В 2013 г. для совершения хаджа в Саудовскую Аравию прибыло около 600 тыс. паломников со всего мира, сообщает агентство Синьхуа, со ссылкой на информацию Министерства хадж Саудовской Aравии [10]. По разным оценкам, от 5 до 8 млн паломников ежегодно совершают хадж, и эта цифра постоянно растет. Если говорить о Казахстане, то в этом году нашей стране выделено 4400 квот, соответственно, 4400 паломников [11];
  • крупнейшим центром христианского паломничества является Рим. Ежегодно его посещают 8 млн xристиан-богомольцев [12].
  • Наблюдения за образом жизни верующих и неверующих людей, выявление контрастов между миром верующих и миром неверующих ярко высвечивает разницу в духовных, материальных и нематериальных потребностях: у первых духовность возвышается над материальным, у вторых, напротив, материальное возвышается над духовным.
  • Применение хорошо апробированной в различных науках методологии системного анализа, в частности, о соотношении цели и средств ее достижения, о нелинейном поведении систем.
  • Синтез духовных и научных знаний, плодотворность которого многократно подтверждена исследовательским опытом выдающихся ученых мира.
  • Многократная апробация идеи, парадигмы законов социальной Гармонии на различных международных и республиканских научно-практических конференциях и положительная оценка в рецензиях в научных журналах на книгу «Гармония общества и экономика: мировая пардигма».

Область научного и практического значения открытия

Открытие Основного закона Гармонии позволяет внести вклад в науку, а именно:

  1. Оно принципиально меняет сложившиеся в экономической науке представления о возвышении материальных потребностей над духовными, изменяет сложившуюся в науке «пирамиду» потребностей. Существующая теория не объясняет глубинную причину перманентно повторяющихся финансово-экономических кризисов, делая акцент лишь на их следствиях, оставляя вне внимания их первоисточник –духовно-нравственный кризис.

Изначально в сознании человека потенциально присутствуют два начала: стремление к духовным ценностям, с одной стороны, и к материальным благам – с другой. Что реально берет верх, что станет смыслом жизни – это зависит от воспитания человека.

Основополагающая роль духовной жизни (на основе монотеизма) в существовании человечества в целом наукой, за исключением некоторых ее отраслей, признана. Наше открытие находится в контексте данной концепции, развивает ее новыми выводами о дуальности сознания и действий индивидов:

  • о существовании двух миров (Гармонии и дисгармонии) по критерию духовности (бездуховности) и нравственности (безнравственности) индивидов;
  • о действии в каждом мире своего объективного экономического закона возвышения потребностей, т.е. два мира – два закона.

Данные принципиальные выводы ранее, насколько нам известно, не предлагались. Это дает основание утверждать, что благодаря Судьбе, нам удалось, опираясь на исламскую доктрину и синтезируя ее с научными знаниями по нелинейному системному анализу, открыть для науки новые законы, действующие в дуальном мире. При одномерном, линейном подходе такой результат был невозможным. Этим можно обяснить, почему на протяжении почти 1400 лет истории исламской доктрины исследователи, находясь на позиции линейного взгляда на мир, шли мимо данной научной истины. Мы исходим из того, что для истинно верующих сознание определяет бытие, а для атеистов, неверующих и тех верующих, кто порою отступает от вероустава, – наоборот, бытие определяет сознание. При этом в том или ином обществе сосуществуют и те и другие индивиды. Поэтому логическое утверждение типа

«или одно, или другое» не соответствует реалиям, а справедлив тезис «и то, и другое». Применительно к понятию «возвышение потребностей» это означает, что в каждом социуме существуют мир Гармонии и мир дисгармонии не с одним, а с двумя законами возвышения потребностей – закон возвышения духовных потребностей над материальными и нематериальными потребностями и закон возвышения материальных и нематериальных потребностей над духовными потребностями.

Два закона возвышения потребностей в обществе, разделенном на гармоничную и дисгармоничную части, находятся в постоянном противоречии друг с другом, которое описывается законом взаимного ограничения Гармонии и дисгармонии. Дуальность эта обуславливается свободой вероисповедания, с одной стороны, и недостаточным совершенством сознания и силы воли у обычного человека, с другой.

Таким образом, в наших исследованиях в мире Гармонии базовыми становятся не материальные, а духовные потребности, данное открытие может служить основой нового научного направления по изучению социальной Гармонии, ее закономерностей с учетом существования двух реальных миров (по критерию отношения к духовным ценностям и к материальным благам), двух противоположных законов возвышения потребностей:

  • в мире Гармонии истинно духовных индивидов действует закон доминантного возвышения духовных потребностей над разумными материальными и нематериальными потребностями;
  • в мире дисгармонии атеистов, агностов, а также порою отклоняющихся от вероустава индивидов действует закон деструктивного возвышения материальных и нематериальных потребностей над духовными. 

Закон возвышения духовных потребностей объективен, последствия его незнания и, тем более, сознательного нарушения весьма серьезны для общества и цивилизации. Достаточно здесь указать на экологические нарушения, представляющие результат игнорирования данного закона. Современный этап развития мировой экономики характерен часто повторяющимися природными катаклизмами (с антропогенными составляющими) и техногенными катастрофами, опасными для нашей цивилизации. Вместе с финансово-экономическими, демографическими кризисами, военно-политическими и социальными конфликтами, техногенные и природные катастрофы и катаклизмы создают огромную деструктивную силу, способную разрушить нашу цивилизацию, создать угрозу для существования народов.

Незнание или непризнание объективного закона доминантного возвышения духовных потребностей над материальными и нематериальными потребностями способствует усилению действия противоположного экономического закона деструктивного возвышения материальных и нематериальных потребностей над духовными потребностями со всеми его многочисленными негативными явлениями (от спекуляций и монополизма до коррупции и финансовых афер).

В конечном счете, сознательное игнорирование мира Гармонии, его экономических законов возвышения духовных потребностей приводит к нравственной деградации индивидов и целых этносов. Это равносильно совершению преступления перед человечеством. Как пишет профессор Р.М. Нижегородцев, «экономической теорией игнорируется фундаментальная роль духовности и нравственности. Человек-творец, созидатель выходит из поля зрения современных ученых» [13].

В каждом дуальном обществе, в его экономике действуют оба эти закона, взаимно ограничивая друг друга. Существующие же представления в экономической науке утверждают только об одном (втором) законе и то не в полной (узкой) интерпретации понятия «возвышение».

Вопреки реалиям, в современной науке двойственность экономических отношений сведена к их однородности, словно, не существует мира Гармонии с ее законами. Отсюда слабая эффективность антикризисных мер. Между тем, развитие мира Гармонии закономерно вызывает сужение мира дисгармоний с его перманентными кризисами, конфликтами и катаклизмами. Следовательно, борьба с этими 3-мя «К» [9] должна заключаться в стимулировании развития мира Гармонии, параллельно с текущими антикризисными мерами в мире дисгармонии. Такова должна быть двухвекторная борьба с ними. Дуальность мира требует дуального подхода, любая односторонность и теоретически, и практически несостоятельна. Противоречия между мирами разрешаются миром, эволюционным путем через образование, науку и воспитание, без радикализма, террора, нетерпимости, кровопролитий. Гармоничному бизнесу не нужны какие-либо конфликты в обществе, напротив, они его тормозят.

  1. Открытие указывает дорогу для изучения современной реальности с учетом ее неоднородности, дуальности, сложности, нелинейности. Ибо в каждом мире действуют разные объективные экономические законы. Масштабы действия закона определяются не только численностью индивидов но и тем, сколько раз в единицу времени они принимают решения в соответствии с сущностью закона.
  2. Углубленное изучение сущности социальной Гармонии способствует, во-первых, по-новому (т.е. в целостности) раскрытию сущности и структуры категории «социальная Гармония», основой которой является сфера духовно-нравственных ценностей, а ее составляющими – сферы демографии, демократии и демоэкономики. Такое системное понимание позволяет различать истинную социальную Гармонию от квази-гармонии, не имеющей своего духовно-нравственного фундамента, а потому неустойчивой, подверженной глубоким кризисам. Во-вторых, системное понимание сущности истинной Гармонии позволяет использовать новое знание для воспитания молодых граждан общества а также перспективных ученых и формирования гармоничного сознания у них. Через ученых с гармоничным сознанием можно и нужно развивать все отрасли науки – науки во благо людей, а не во вред здоровью и жизни народа, не в ущерб окружающей природной среде.

Необходимы кадры новой формации с гармоничным мышлением, сочетающим сугубо профессиональные знания с широким взглядом на взаимосвязи экономики с обществом (его сферами) и окружающей средой. Они способны будут, полагаем, сформировать на прочной духовно-нравственной основе гармоничную экономику, как части экономической системы, опираясь на универсальные принципы умеренности, разумности, социальной справедливости, честности и другие общечеловеческие ценности, синтез духовных и научных знаний.

Последовательное приближение к истинной Гармонии в помыслах и действиях людей – тот путь, который спасет человечество от угроз голода, катаклизмов, конфликтов, кризисов и который приведет к развитию нашей цивилизации во всех странах и континентах. В-третьих, познание сути данного закона и усвоение его в общественном сознании позволит минимизировать или даже исключить вероятность нарушения его требований в органах управления, в научной среде, поскольку параллельно вступает в силу действие закона причинно-следственных связей – справедливость неразрывна с ответственностью. К примеру, вооруженные знаниями о данном законе Гармонии, ученые и чиновники стремятся к выполнению его требований, открывая дорогу для истинно новых идей и проектов, без каких-либо элементов коррупции.

На основе открытия могут быть решены также следующие научно-практические проблемы:

  • разработка антикризисного плана по преодолению долгосрочных последствий мирового финансово-экономического кризиса с учетом действия основного закона Гармонии;
  • введение ежегодного компьютерного мониторинга движения общества по вектору Гармонии, или, напротив, от Гармонии, что послужит основанием для разработки и реализации системных мер соответственно по продолжению идеологии и политического курса или же по его коренному изменению. Принципиально важно, что на основе системного подхода можно усовершенствовать существующую методику определения рейтингов конкурентоспособности стран с учетом действия Основного закона Гармонии;
  • развитие методов и практики макроэкономического прогнозирования с учетом действия законов социальной Гармонии, в т.ч. Основного закона;
  • усовершенствование маркетинговых исследований с учетом действия Основного закона Гармонии, учитывающего конфессиональную структуру населения стран, что важно для субъектов мировых рынков товаров и услуг, для точного прогнозирования их потребностей и спроса.

Предлагаемое открытие является результатом многолетней деятельности и заключается в установлении ранее неизвестного мировой науке, но объективно существующего Закона доминантного возвышения умеренных духовных ценностей над материальными и нематериальными потребностями, желаниями.

Данное открытие относится к категории научных результатов, вносящих принципиальные изменения в экономическую науку в странах, где существует свобода вероисповедания. В этих странах мира, которых подавляющее большинство, и в мировой экономике, в целом, неумолимо действует Основной закон Гармонии.

Если человек –истинно верующий в Творца, то это означает, что у него уже есть основа Гармонии, не говоря об образованности и интеллектуальности и других позитивных качествах человеческого капитала. Открытие обусловливает необходимость синтеза духовных научных знаний, на основе чего могут системно изучаться процессы социальной эволюции, устойчивого развития экономики стран.

По этой причине социальная Гармония, ее духовная основа присутствуют практически везде, за исключением случаев атеизма, которого в современном мире становится все меньше и меньше, или возможно, он уже исчез как общественное явление. Несмотря на это, категория Гармонии, ее парадигма и закономерность, к сожалению, пока не привлекают к себе адекватного внимания в научной среде.

Области практического значения закона социальной Гармонии включают следующее:

Подготовка кадров по специальности «Экономика» – включение в учебные программы высших учебных заведений изучения парадигмы и законов социальной Гармонии, что повысит качество образования и позволит готовить кадры новой формации.

Экономическая деятельность – формирование гармоничного бизнеса, для которого характерна духовно-нравственная чистота (справедливость, честность, прозрачность, социальная ответственность).

Природопользование – рациональное использование ограниченных ресурсов стран для   развития «зеленой» экономики, для преодоления экологического кризиса. 

Социальная политика – устранение чрезмерной поляризации населения по уровню доходов и потреблению благ, сокращение нищеты и крайней бедности, угрозы голода во всех государствах, снижение рисков социальных конфликтов.

Межцивилизационные отношения – установление партнерских отношений, снижение рисков военных конфликтов по экономическим причинам.

Оставаясь на почве оправданного оптимизма, можно выразить надежду, что Гармония получит свое дальнейшее развитие как в сознании индивидов, так и в реальной экономической жизни. Таков современный тренд. Гармония спасет мир!

 

Список литературы 

  1. Баймуратов У. Б. Гармония общества и экономики: мировая парадигма. – Т. – Алматы: Экономика, 2010. – 360 с.
  2. Баймуратов У. Б. Общество и его экономика – арена действия закона гармонии // Экономика – финансы – исследования. – 2010. – № 3 (19) – С. 111-123.
  3. Баймуратов У. Б. Кризисы, катаклизмы и конфликты: как преодолеть разрушительную синергию трех «K» (Манифест гармоничного мышления) // Деловой Казахстан. – – 20 июля. – №28. – С. 07.
  4. Баймуратов У. Б. Гармоничная экономика: парадигма и перспективы // Трансформация экономических систем в глобализирующемся мире – Материалы международной научно-практической конференции / Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова. – Алматы: Экономика,
  5. Баймуратов У. Б. Гармоничная экономика в обществе с тремя «D»: парадигма и перспективы формирования // Социальная экономика в условиях цивилизационных перемен в современном мире: парадигмы и векторы развития. Материалы международной научно-практической конференции / Казахский экономический университет им. Т.Рыскулова. – Алматы: Экономика,
  6. Семашко Л. М. Азбука Гармонии для глобального мира, гармоничной цивилизации и тетратет мышления. – СПб.: Политихнический университет,
  7. Баймуратов У. Б. Законы Гармонии. Исламская доктрина привела к их открытию // Деловой Казахстан. – 2014. – № – 17 января. – С. 4.
  8. Баймуратов У. Б. Открытие законов социальной Гармонии – результат синтеза духовных и научных знаний // Доклады НАН РК. – 2014. – № – С.123-128.
  9. Официальный сайт новостей РФ [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.newsru.com/finance. (дата обращения: 01.2014)
  10. Официальная информация сайта www.muslim.kz [Электрон. ресурс]. – URL: http: // www. kz/ru. (дата обращения: 18.12.2013)
  11. Официальный сайт zakon.kz [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.zakon.kz. (дата обращения: 01.2014)
  12. Официальный сайт «Все о туризме – туристическая литература» [Электрон. ресурс]. – URL: http://tourlib.net/bookstourlism. (дата обращения: 01.2014)
  13. Нижегородцев Р. М., Баймуратов У. Б. На пути к гармоничной экономике: глобальные вызовы и трансформация мировой парадигмы // Вестник экономической интеграции РАН. – – №11. – С.163-166.
Фамилия автора: У. Баймуратов
Год: 2014
Город: Алматы
Категория: Экономика
Яндекс.Метрика