Базовые принципы исламских финансов 

Цель исследования – популяризация принципов исламских финансов и исламского банкинга в Казахстане и других странах Таможенного союза. Представление исламских финансов как системы, основанной и функционирующей на этических принципах справедливости.

Методология эмпирический метод, изучение исламский научной литературы (научных и учеб- ных книг и статей, официальных документов и резолюций различных современных исламских между- народных организаций, специализирующихся в области исламских финансов).

Оригинальность/ценность данная статья является первой работой на русском языке, описываю- щей основные принципы формирования и функционирования исламских финансов.

Выводы – исламские финансы являются неотъемлемой частью религиозных предписаний ислама, регулирующих финансово-экономические отношения в обществе. Поскольку финансовые отношения возникают между различными индивидами и имеют исключительно социально-общественный харак- тер, то регулирование таких отношений на основе справедливости и взаимной выгоды ведет к созда- нию гармонично функционирующего общества, где отсутствует социальная напряженность.

Получение прибыли является главнейшей перманентной задачей подавляющего большинства населения Земли. В этом контексте имеется в виду не только коммерческая прибыль, получаемая корпорациями, но и доходы наемных работников, так как большинству из нас необходимо ежеднев- но зарабатывать деньги для оплаты повседневных расходов. Поэтому получаемый доход и особенно размер дохода является для человека жизненно важным показателем. Иногда не только как источник средств для существования, но и как мера социального статуса индивидуума. Наличие социального статуса, измеряемого уровнем получаемого высокого дохода, часто может быть ценнейшим крите- рием для человека. Осознавая всю первостепенную важность материального достатка в нашем сов- ременном мире, сможет ли человек поставить моральный аспект способа получения своего дохода как наивысший и правильный критерий при принятии решения по заключению выгодной сделки или выбора той или иной компании как места работы. Способность человека осуществлять свою ком- мерческую деятельность в согласии с нормами морали, т.е. жертвовать своим «карманом» в пользу сохранения своих личных этических качеств может наиболее ясно определить нравственные каче- ства человека. Поэтому в исламе уделено огромное внимание коммерческой деятельности человека и экономической модели общества. Ислам предлагает человечеству обширный свод правил и пред- писаний, регулирующих финансовую и торговую сферы. В данной статье представлено сжатое опи- сание основных предписаний ислама, являющихся фундаментом функционирования современной ниши исламских финансов.

  1. Шариат

Принципы функционирования исламских финансов определены нормами и предписаниями исла- ма для коммерческих сделок, финансовых операций и иных обязательств и транзакций. Исламское фи- нансы – это форма финансирования, регулируемая нормами и предписаниями мусульманского права более известного как Шариат (араб.букв. «надлежащий путь», совокупность регулирующих поведение мусульманина норм,опирающихся на Коран и сунны). Регулирующие нормы основываются на прин- ципах морали, справедливости, равенства и объективности.

Термин шариат означает путь или линию поведения, образ действий, которые направлены на ре- гулирование отношений мусульманина со Всевышним Аллахом в личном аспекте, также как и регули- рование поведения, деловых отношений мусульманина с другими мусульманами и не мусульманами в социальном, экономическом и духовном аспекте. Таким образом, шариат распространяет свое влияние на экономическую, банковскую и финансовую деятельность мусульманина.

Предписания шариата базируются на трех источниках, перечисленных по степени важности:

  1. Священный Коран.
  2. Сунна нашего Пророка Мухаммеда (Да благословит его Аллах, да приветствует).
  3. Иджтихад и Фикх (исламская юриспруденция).

Иджтихад с арабского дословно означает усердие, большое старание. Представляет собой слож- ный труд авторитетных ученых ислама в вынесении правовых предписаний и решении различных ре- лигиозных проблем или вопросов на основании аятов Корана, хадисов (высказываний) Пророка Му- хаммеда, кыяса (араб.сравнение) суждения по аналогии и иджмы (араб. согласие) единодушное мнение или решение авторитетных исламских ученых по обсуждаемому вопросу.

Фикх (исламская юриспруденция) с арабского дословно означает знание или понимание деталей и является интерпретацией священного Корана и Сунны великими исламскими учеными и исламскими юристами.

Существует четыре научные школы (мазхаба) исламской юриспруденции, на принципах которых исламские ученые и юристы обосновывают свой Фикх:

  1. Ханафи, самый большой мазхаб. Основатель Имам Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит ибн Зута. Школа, которой в основном следуют Индия, Бангладеш, Пакистан, Афганистан, Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Ирак, Турция, Средняя и Центральная Азия, Казахстан, тюркоязычные народы России и страны Юго-Восточной Азии.
  2. Малики, основатель Имам Малик ибн Анас аль-Асбахи, школа, которой следуют страны север- ной Африки (Марокко, Тунис, Алжир).
  3. Ханбали, основатель Имам Ахмад ибн Ханбал. Школа, которой следуют Саудовская Аравия, ЮАЭ, Катар, Бахрейн, Ливия, Ирак.
  4. Шафии, основатель Имам Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии. Школа, которой следуют выше- указанные арабские страны Персидского залива, Ливия и Египет.

Современные ученые-правоведы и юристы ислама в своих выводах и рекомендациях также долж- ны пользоваться и ссылаться на работы великих ученых ислама:

  • Аль Бухари (Al Bukhari, умер в 256 года Хиджры);
  • Муслим (Muslim, умер в 261 года Хиджры);
  • Абу Дауд (Abu Dawoud, умерв 275 года Хиджры);
  • Ибн Маджа (Ibn Maja, умер в 275 года Хиджры);
  • Аль Тирмизи (Al-Tirmizzi, умер в 279 года Хиджры);
  • Аль Насаи (al-Nasa'i, умер в 303 года Хиджры).
  1. Исламское финансирование основывается на следующих базовых принципах и предписаниях шариата для финансовой и коммерческой деятельности мусульманина:
  2. Доход может быть получен только двумя путями: торговлей товарами (произведенными самим продавцом или приобретенными у других) и предоставлением услуг.
  3. Запрет на доход в виде ростовщического процента Риба (араб.означает рост, увеличение).
  4. Продавец может продавать лишь тот товар, которым он владеет, т.е. является собственником, и который имеется физически у него в наличии.
  5. Принцип участия в риске. Доход может быть получен только как результат коммерческой дея- тельности, по своей природе имеющей рисковый характер. То есть доход не может быть гарантирован- ным, и предприниматель должен принимать на себя коммерческий риск.

Далее следует указать на важные этические ограничения в исламе для видов коммерческой дея- тельности, носящих антисоциальный характер и наносящих вред всему сообществу. Мусульманину запрещено инвестировать в деятельность и торговать следующим:

  1. Алкогольная, табачная продукция и заведения, продающие данные продукты.
  2. Оружие, боеприпасы и их компоненты.
  3. Казино, тотализатор и другие азартные игры.
  4. Проституция и порнография.
  • Риба

Запрет на ростовщический процент риба является фундаментальным в исламе, так как получение дохода в виде риба относится к тяжкому греху. Отказ от использования риба в коммерческой и фи- нансовой деятельности имеет исключительную важность как базовый элемент устойчивости экономи- ческой модели отдельной страны и мировой финансовой системы в целом. Поэтому концепция риба требует более детального описания.

Шариат не толкует такие субъективные критерии как небольшой или большой процент, класси- фицируя это как малый или большой грех, и более того, взимание малого процента как допустимой деятельности или ростовщичество, если взимаемый процент рассматривается участниками рынка  как

«большой» или чрезмерный (превышающий приемлемый в деловой практике уровень).Шариат   ясно и однозначно говорит, что любой долг, приносящий доход, является риба. Шариат запрещает зара- батывать деньги через операции с деньгами. Для получения дохода мусульманин должен заниматься торговлей – наилучшей деятельностью, предписанной Всевышним Аллахом для мусульман, или пре- доставлять услуги.

Со времен ниспослания Священного Корана и по сегодняшний день идет дискуссия о том, что нет разницы между наценкой (процентом) за денежный кредит и доходом от продажи товара (особенно в случае продажи с отсрочкой платежа), поскольку размер надбавки в обоих случаях сопоставим осо- бенно при равенстве сроков. По этому поводу в Священном Коране в суре Аль-Бакара (Корова) в 275м аяте сказано: «…берущие лихву (ростовщики) говорили: «Воистину, торговля подобна лихоимству». Но Аллах дозволил торговлю и запретил лихоимство…».

В Священном Коране описание риба и запрет на неё также указываются во второй суре Аль-Бака- ра (Корова) в аятах с 275 по 279, а в следующем 280 м аяте Всевышний Аллах указывает нам: «Если должник находится в трудном положении, то дайте ему отсрочку, пока его положение не улучшится. Но дать милостыню будет лучше для вас, если бы вы только знали!» – аят однозначно указывает нам, что отсрочка возврата долга не обусловливается увеличением суммы долга, так как лучшим для нас будет милостыня или прощение долга должнику, оказавшемуся в затруднении, в третьей суре Аль- Имран (Семейство Имрана) в аяте 130; в четвертой суре Ан-Ниса (Женщины) в аяте 161 и в тридцатой суре Ар-Рум (Римляне) в аяте 39.

Наш Пророк Мухаммед в отношении запрета на риба в одном из своих хадисов сказал: «Аллах проклял тех, кто берет процент, платит процент, и тех, кто составляет такие договора и кто является свидетелем такого договора, все они совершают одинаковый грех». Хадис записан со слов Джабира, передан Ахмадом и Муслимом.

Риба в общепринятом традиционном понимании рассматривается как акт взимания процента за денежный кредит. Но процент как доход за предоставление денег в долг является только одним из компонентов риба.

В исламе различают следующие виды риба:

Риба ан Насия (Riba an Nassiya) – означает ростовщичество на ожидании. Такое ростовщичество возникает при неодновременном обмене равными количествами одного и того же товара, где исполь- зуется разница между временем первой и второй поставки товара, без прибавления излишка.

Риба аль Фадл (Riba al Fadl) – ростовщичество, возникающее при обмене неравными количества- ми одного и того же вида товара одновременно, и поэтому может быть описано как ростовщичество на излишке.

Риба аль Кардили Риба аль Дуюн (Riba al Qardor Riba al Duyun) – является комбинацией риба ан Насия и риба аль Фадл, поскольку в этом случае присутствуют оба возможных элемента риба: задер- жка во времени и прибавление излишка. Эта комбинированная схема риба и является современной формой процентного кредита, где одна сторона – заемщик, должна заплатить другой – кредитору изли- шек к основной сумме долга через определенное время в будущем.

Риба аль Бай (Riba al Buyu) – ростовщичество, возникающее при торговле, где могут одновре- менно присутствовать элементы риба аль Фадл и риба ан Насия. В процессе торговли риба (прирост) может возникнуть в случае неравного количества обмениваемых однородных товаров и неодновремен- ного обмена. Иначе говоря, для избегания риба аль Бай количество обмениваемых однородных товаров должно быть равным и обмен должен быть произведен одновременно. Например, если одни финики обмениваются на финики другого сорта или качества, количество фиников обоих сортов должно быть одинаковым и обмен должен быть совершен одновременно на условиях спот (немедленная поставка).

Предписание по запрету риба аль Бай было установлено с целью поощрения торговли товарами за наличные деньги и препятствования распространению бартера в торговле (обмена товара на другой товар исключая использование денег), так как продажа товаров за наличные дает возможность опре- делить и продавцу и покупателю более справедливую цену за товар, сравнивая её с ценами других то- варов, выраженных в деньгах. В то время как при бартерной торговле всегда будет сложно применить сопоставимые цены для определения текущей рыночной цены обмениваемых товаров, и при бартере всегда будет существовать риск продажи товара за другой товар с применением риба, т.е. наличия из- лишка, несправедливой выгоды для одной из сторон при обмене товарами.

Для подтверждения нежелательности в исламе применения бартера в торговле можно привести достоверный хадис Пророка Мухаммеда, переданный Муслимом: «Абу Саид рассказывал, что Биляль принес Пророку Мухаммеду превосходные финики, и наш пророк спросил у него, каким образом он приобрел эти финики. Биляль ответил: «У меня было некоторое количество фиников низкого качества и я продал два мешка таких фиников за один мешок фиников высшего качества». На это наш Пророк ответил: «Ах это и есть самая сущность риба. Никогда не делай так, но если ты хочешь купить финики другого качества или сорта, продай свои финики за деньги отдельно и затем купи другие финики на эту выручку».

  1. Бай аль Сарф

Шариат предписывает особые правила для сделок по обмену деньгами, различными валютами и денежными эквивалентами, используемыми как мера стоимости,. Данные предписания относятся к сделкам типа Бай аль Сарф (Bayal Sarf) (араб.Bay означает продажу, а Safr деньги, таком образом Бай аль Сарф можно перевести как сделка по продаже денег).

Бай аль Сарф в средние века в деловой практике арабов означал сделку по обмену денег на деньги (обмен различными монетами). После появления ислама такого рода сделки стали строго регулиро- ваться шариатом, так как они могут использоваться как объект манипулирования с целью заключения сделок по предоставлению займа под проценты, т.е. с использованием риба.

Ибн Рушд (Ibn Rushd) рассматривает и выделяет три возможные формы продажи на развитом рын- ке, где обращаются и товары и деньги: «Если обмениваются между собой два товара, то один товар исполняет функцию денег, а другой является оцененным товаром, или оба товара могут исполнять функцию денег. Если одна валюта (денежное средство) обменивается на другую, то такая продажа называется сарф (sarf), и когда валюта обменивается на оцененный товар, – такая сделка является над- лежащей продажей (bay). Схоже, если один оцененный товар продается за другой оцененный товар, то это является бартером».

Предписания Бай аль Сарф основываются на достоверном хадисе нашего Пророка Мухаммеда, переданного Муслимом: «Если золото платится за золото, серебро за серебро, пшеница за пшеницу, ячмень за ячмень, финики за финики и соль за соль, то такая продажа должна быть совершена за иден- тичные виды и равный вес и на условии немедленной поставки (спот). Если эти перечисленные виды различаются, т.е. золото платится за серебро или финики платятся за соль, то продавай как пожелаешь, но платеж и поставка должны быть совершены незамедлительно». Указанные в хадисе шесть наиме- нований – золото, серебро, пшеница, ячмень, финики и соль в шариате именуются рибави (Ribawi) товары, продажа которых друг против друга по правилам шариата может осуществляться только на условии немедленной поставки и оплаты (спот), с целью недопущения использования риба.

Золото и серебро во времена нашего Пророка Мухаммеда являлись средствами денежного обраще- ния и выполняли функцию денег, как мера стоимости и средство обмена. И Пророк Мухаммед одобрил использование золота и серебра в качестве денег через акт их использования в этом качестве им самим. Поскольку повседневная практика Пророка Мухаммеда в Исламе является неоспоримым доказатель- ством дозволенности того или иного действия для мусульманина, то использование золота и  серебра в качестве денег не может быть не правильным. Соответственно золото и серебро, указанные в хадисе о рибави, представляют собой все формы денежного средства и эквивалента стоимости. Поэтому сов- ременные бумажные деньги, различные валюты подпадают под ограничения хадиса о шести рибави и по предписанию шариата должны обмениваться между собой на условиях равенства стоимости и незамедлительной поставки (спот). Из этого следует, что при совершении сделок с деньгами в любой их форме и виде валют мусульманин должен руководствоваться предписанием Бай аль Сарф.

  1. Бай аль Дайн

Логическим продолжением запрета на использование риба, касающимся финансовых транзакций, является предписание Бай аль Дайн (Bayal Dayn). С арабского Бай означает продажу, а Дайн означает долг, соответственно Бай аль Дайн может быть переведено как продажа долга. Предметом долга могут быть сумма денег или товары. В Исламской юриспруденции Дайн относится к долгу, который возник в результате обязательства произвести оплату позже. Такой долг может быть обязательством по аренд- ной плате, продаже или покупке с отсрочкой платежа, брачному договору и т.п., и который налагает обязательство на частное лицо или организацию.

Бай аль Дайн – торговля долгом, или точнее говоря, продажа долга может быть определена как продажа прав на получение оплаты, возникших вследствие заключения договоров купли/продажи, произведенных услуг или предоставления ссуды, самому должнику или третьей стороне. Такая про- дажа долга технически может быть совершена как на условиях немедленной оплаты, так и оплаты отложенным платежом.

Практическое применение Бай аль Дайн является актуальным и исключительно важным в совре- менных исламских финансах, так как допустимость продажи долга относится к возможности заключе- ния сделок по продаже на вторичном рынке сукук, эмитированных на основе долгового обязательства и не имеющих реальных активов. Пригодность к обращению на вторичном рынке сукук, структуриро- ванных на долговом обязательстве, делает такие ценные бумаги более привлекательными для институ- циональных инвесторов, что предполагает более успешное их размещение на первичном рынке.

Дозволенность и способы сделки Бай аль Дайн широко дискутируются между учеными ислама и различными юридическими школами. Исламские школы выражают диаметральные мнения по вопро- сам допустимости продажи долга третьей стороне, продажи долга с отсрочкой платежа и продажи с дисконтом. Существуют некоторые детали и разновидности сделки Бай аль Дайн, поэтому необходимо более подробно рассмотреть этот вид сделки.

Классификация видов сделок Бай аль Дайн:

  1. Бай дайн накд (bay dayn naqd) – продажа долга за деньги на условиях спот.
  2. Бай дайн насия (bay dayn nassiya) – продажа долга за другой долг.

В обеих описанных сделках долг может быть продан самому должнику (ilal-madin) (тип сделки bayal dayn lial-madin) или третьей стороне (тип сделки bayal dayn lighayral-madin).

Сделка типа Бай дайн насия, где долг продается против отложенного платежа, т. е. за другой долг, приравнивается подавляющим большинством исламских ученых к сделке типа Bayal Kali bial Kali или Bayal dayn bial dayn, которую наш Пророк Мухаммед со слов Ибн Умара запретил как продажу долга за другой долг согласно хадиса, переданного Аль Табарани.

Практическое применение продажи кредитором долга должнику на финансовом рынке встречает- ся редко. Это может иметь место, когда кредитор продает свою собственность, например, автомобиль, должнику, который взял автомобиль во временное пользование и обязан вернуть кредитору. Или кре- дитор продает должнику его же долговое обязательство перед кредитором, т. е. фактически должник досрочно погашает свой долг. Продажа долга должником кредитору рассматривается большинством исламских ученых и юристов четырех мазхабов как разрешенная, поскольку это приводит к досроч- ному погашению обязательства должника и соответственно устраняет риск неопределенности (гарар) долгового контракта. Гарар – ещё одно важное предписание шарита, которое будет описано ниже.

Продажа долга третьей стороне является широко распространенной современной практикой в сов- ременных финансовых операциях, и поэтому её допустимость согласно предписаниям шариата явля- ется важным вопросом для исламских финансовых институтов, касающегося правомерности сделок купли/продажи чеков, векселей и исламских ценных бумаг сукук, базовым активом которых являются долговые обязательства. Мнения исламских ученых по этому вопросу расходятся. Большинство юри- стов мазхабов Ханафи, Хамбали и некоторые юристы Шафии не разрешают продажу долга третьим лицам (bayal dayn lighayral-madin), основываясь на наличии гарара (неопределенности) в способности сторон сделки доставить предмет договора. Данное мнение базируется на двух хадисах нашего Проро- ка Мухаммеда, в которых ясно сказано: «не продавай то, чем ты не владеешь» (передано Аль Тирмизи) и другого «не продавай не пойманную рыбу, пока она плавает в воде» (передано Ибн Маджа).

Юристы мазхаба Малики, некоторые юристы мазхаба Шафии, такие как Аль Ширази, Аль Навави, Аль Субки и некоторые юристы мазхаба Хамбали как Ибн Кяим разрешают продажу долга третьей стороне, акцентируясь на том, что в Шариате нет достоверного источника, однозначно запрещающего такую продажу. Более того, они утверждают, что долг – это право, принадлежащее кредитору, соответ- ственно кредитор владеет этим долгом и имеет полное право продать его либо должнику либо третьей стороне. Юристы мазхабов Малики, Шафии и Ибн Кяим из мазхаба Хамбали разрешают продажу дол- га третьем лицам при соблюдении следующих условий:

  1. Способность продавца доставить, передать долг.
  2. Долг должен быть подтвержденным (dayn mustaqir) и продажа долга должна быть осуществле- на на условиях немедленной оплаты и поставки (спот);
  3. Долг не должен быть следствием сделки купли-продажи денежных средств.
  4. Долг должен быть следствием продажи товаров, являющихся реализуемыми, пригодными для продажи на рынке. Исключаются сделки с пищевыми товарами, являющимися скоропортящимися, имеющими короткий срок годности из-за невозможности их перепродажи в будущем.

Обобщая данные четыре условия, можем заключить, что продажа долга третьей стороне допусти- ма при условии отсутствия элемента гарар и с соблюдением предписаний для сделок с рибави.

Вторым важным и чувствительным вопросом в шариате, касающимся продажи долга, является допустимость продажи долга третьим лицам с дисконтом к номинальной сумме долга. Первоначаль- но необходимо рассмотреть само понятие продажи долга с дисконтом или дисконтированный долг (dhawata’ajjal) с точки зрения Фикха. Сам принцип dhawata’ajjal (дисконтированного долга) изначаль- но относится к акту утраты кредитором части основной суммы долга, когда должник возвращает свой долг раньше оговоренного срока. Отношение классических исламских юридических школ к этому принципу разделилось, и существуют два основных мнения касательно дисконтирования долга:

Первое. Подавляющее большинство исламских ученых не разрешают продажу долга с дисконтом. Аргументом в пользу запрещения дисконтирования долга является то, что уменьшение суммы долга, обоснованное досрочным возвратом, очень сходно с условием увеличения суммы долга из-за отсрочки его оплаты. Сходство лежит в использовании времени/срока действия обязательства для определения цены, стоимости долга. Ясным и понятным является то, что увеличение времени возврата долга при- водит к увеличению его стоимости и наоборот сокращение срока возврата уменьшает стоимость долга. Иными словами увеличение суммы долга в оплату за отсрочку его платежа есть риба. По такому же признаку в отношении долга, часть которого уступлена в оплату за возврат раньше срока, есть риба.

Второе.Отдельные исламские ученые разрешают дисконтирование долга. Данное мнение отстаи- валось такими учеными ислама как Ибн Аббас, Аль Нахай, Зуфар, Абу Таур, Ибн Таймия и Ибн Кыям. Их аргумент среди прочих представлен рассуждением Ибн Кыяма, сделавшим вывод, что «риба не присутствует в случае dhawata’ajjal, так как рибой считается то, что увеличивается, чего не происходит в случае dhawata’ajjal (уменьшение долга). Те, кто запретил дисконтирование долга (dhawata’ajjal) срав- нивают его с риба, тогда как существует ясная разница между этими словами (Ribaand Dhawata’ajjal) с точки зрения их употребления. В дополнение нет единодушного согласия (nasijma) и подтвержденной аналогии (кыяс), запрещающей этот принцип».

Точка зрения современных авторитетных исламских ученых по принципу dhawata’ajjal в отноше- нии продажи долга (Bayal Dayn) была однозначно выражена в Резолюции № 66/2/7 Исламской ака- демии Фикха. Академия одобрила принцип и практику дисконтированного долга, но ограничила его применение только между кредитором и должником без участия третьих сторон. Академия в своей резолюции выразила опасение, что если применение дисконтированного долга будет расширено до третьих сторон, то это приведет к появлению элемента риба. Мнение Академии звучит так: «Уменьше- ние срока долга для ускорения его возврата по запросу кредитора или должника является разрешенной согласно шариата. Это не содержит запрещенной риба, если такое уменьшение не было оговорено заранее и отношения кредитора и должника остаются взаимными. Если, однако, третья сторона вовле- чена в сделку, то уменьшение долга становится запрещенным, поскольку это будет схоже с дисконти- рованием векселей». Позднее Академия на своей 16 сессии в январе 2002 года сформулировала, что продажа долга запрещена в следующих случаях:

а) продажи долгов должнику на условиях отсроченного плана платежа, увеличивающим сумму долга, так как это может быть признано как Риба аль Фадл и Риба ан Насия;

б) продажа долгов третьей стороне на условиях отсроченного плана платежа, безотносительно того, в каком виде платится долг, поскольку это может быть признано как продажа долга за долг (Bai’ al-Kali’ bial-Kali), что однозначно запрещено Пророком Мухаммедом.

Согласно решению Академии коммерческие ценные бумаги, такие как чеки, долговые   расписки и переводные векселя не могут быть проданы с дисконтом, поскольку это является элементом риба.

Также не допускается заключать сделки, выпускать и распространять процентные облигации (бон-

ды), поскольку в них присутствует элемент риба.

Организация по учету и аудиту в исламских финансовых институтах (AAOIFI) также одобрила принцип дисконтирования долга в Стандарте шариата № 16: «Юридическая обоснованность оплаты суммы меньшей, чем стоимость векселя или иного документа коммерческого кредита при совершении транзакции между его держателем и первичным бенефициаром – это то понятие, которое принадлежит к категории вопроса, известного как «обсуждение условий отсроченного долга, если часть его уплачи- вается раньше срока». Это то, что известно как dhawata’ajjal (уменьшение суммы для ускорения опла- ты), и согласно общему мнению осуществление такой транзакции является дозволенным».

Но самым главным при этом является то, что большинство современных исламских юридических школ одобрило продажу долга третьим лицам исключительно при условии его продажи по номиналу и немедленной поставки и платежа (спот). То есть, если долг является денежным, то он должен обмениваться на деньги и быть продан по номиналу и на условиях спот. Любое увеличение или уменьшение для одной из сторон сделки эквивалентно рибе, поскольку при оплате по номиналу долг оплачивается полностью, и поэтому сделка не дает никакой прибыли покупателю или продавцу долга. Также фи- нансовая транзакция, касающаяся продажи долга, никогда не должна содержать условие отсроченного платежа или рассрочки, поскольку это может расцениваться как запрещенная сделка типа Bay al Kali bial Kali или Bayal dayn bial dayn.

Необходимо отметь, что представители современной Малазийской исламской юридической шко- лы высказывают альтернативную точку зрения касательно допустимости продажи долга с дисконтом. Консультативный совет Шариата Комиссии по ценным бумагам Малайзии (SAC of SC) согласился признать принцип торговли долгом как один из принципов развития рынка исламского капитала. SAC of SC отклонилось от позиции Академии и мнения большинства ученых ислама и принял решение, что принцип dhawata’ajjal может быть применим к сделкам по продаже долга третьим лицам.

  1. Гарар

Следующим базовым ограничительным предписанием шариата, регулирующим коммерческую де- ятельность и особенно принцип составления договоров, является предписание по недопущению гарар.

Гарар (Gharar) (араб.риск, неопределенность) в широком литературном смысле в арабском языке означает любую неопределенность, двусмысленность, неоднозначность, риск, опасность или угрозу. В практическом коммерческом применении гарар относится к неопределенности в условиях договора, которая может привести к неизвестным последствиям или результатам, когда одна из сторон договора пострадает от несправедливости. Двусмысленность и неоднозначность в договоре могут применяться с целью совершения обмана, мошенничества и эксплуатирования одной из сторон договора.

В своей работе современный ученый Мухамед Обайдуллах пишет, что исламские юридические школы дают два широких определения гарара: «Первое – гарар, означающий неопределенность.

Второе – гарар, означающий обман». Сами Аль Сувайлем описывает сделку, включающую гарар, как «эквивалент игры с нулевой суммой с сомнительной прибылью».

Основатели мазхабов исламских научных школ дали следующие определения гарар: Иман Абу Ханифа – то, последствия чего скрыты;

Имам Мухаммад аш-Шафии – то, природа чего и последствия скрыты или то, что допускает две вероятности, одна из которых менее желательна, но более вероятна.

Имам Ахмад ибн Ханбал – то, последствия чего неизвестны или то, что не может быть доставлено, независимо от того, существует это или нет.

Основным фактором, способствующим появлению гарара, является недостаточная или неточная информация, которая в свою очередь повышает неопределенность. Такая ситуация возникает, когда какие-либо элементы или составные части договора отсутствуют или недостаточно хорошо определе- ны. Например, гарар возникает, когда предмет договора попросту не существует или находится не во владении собственника, недоставляем, неточно или неясно описан, или существенные условия сделки и цена неясно оговорены. Мухамед Обайдуллах дает четыре категории описания гарара:

Расчетный риск или риск поставки – ситуация, когда предмет сделки, продажи не существует. Таким образом, продавец не является фактическим владельцем предмета продажи и, следовательно, возможность его доставки покупателю сомнительна, что соответственно приводит к неисполнению договора.

Недостаточность и неточность информации – ситуация, когда важная и необходимая информация, относящаяся к предмету договора, цене, дате поставки и т.п. неизвестна, недостаточна или несоответ- ствует фактической. Также когда необходимая информация неточна вследствие намеренного её укры- вания одной из сторон договора с целью совершения обмана или мошенничества.

  1. Чрезмерная сложность или запутанность – ситуация, когда один договор составлен из двух или более взаимозависимых договоров, делающих их условными, что ведет к неопределенности или двус- мысленности сути основного договора.
  2. Чистая азартная игра или полагание на случайность – ситуация, когда гарар возникает вследст- вие неопределенности в событиях или азартных игр. 

В отношении гарара существуют различные хадисы Пророка Мухаммеда, предписывающие необ- ходимость избегания гарара в договорах. Например, Пророк Мухаммед запретил продавать рыбу пока она в море, птиц в небе, не родившихся животных и т.п., так как в такого рода сделках присутству- ет большая степень неопределенности. Конечно, практически крайне сложно заключить безрисковую сделку, приносящую прибыль, так как предпринимательская деятельность невозможна без определен- ного коммерческого риска. Поэтому некоторая степень гарара или неопределенности допустима.

Гарар, который делает договор недействительным, это так называемый большой гарар. Иначе го- воря, наличие высокой степени гарара характеризуется наличием высокой неопределенности в услови- ях договора, делающей договор неприемлемым или неопределенность столь неясна, что нет общепри- нятых средств для её количественной оценки. Таким образом, гарар можно разделить на две категории: гарарясир (Ghararyasir) – незначительный или небольшой и гарарфахиш (Ghararfahish) – значительный или серьезный гарар. Соответственно юридические последствия наличия гарара в договоре зависят от его категории. Незначительный гарар допустим и приемлем в договоре. Значительный гарар полно- стью аннулирует договор.

В современном динамичном бизнесе финансов и торговых транзакций всегда присутствует атмос- фера постоянной неопределенности, и получение коммерческой прибыли невозможно без принятия разного рода рисков. И перед современными учеными ислама и предпринимателями стоит непростая задача определения степени неопределенности, трансформирующую рисковую коммерческую выго- ду в неприемлемый гарар. Для этого, во-первых, все стороны договора должны действовать открыто, с учетом интересов каждой стороны и стремиться к достижению взаимовыгодного результата (win- winstrategy); во-вторых, стороны договора должны производить оценку рыночной стоимости возмож- ных потерь и определять покроет ли ожидаемая прибыль от сделки потенциально возможные убытки. Такой оценочный подход позволяет участникам сделки принимать взвешенное решение в условиях неопределенности. В дополнение укажем, что гарар может означать и неравенство в обладании суще- ственной информацией о предмете договора, т.е. когда одна из сторон информирована в меньшей сте- пени или получила неверную информацию. В результате одна из сторон несет неоправданно высокий риск, заключая сделку.

Фундаментальная причина запрещения гарара как и риба и различных типов коммерческих и финансовых сделок в исламе – это предотвращение материальной несправедливости в человеческом обществе. Например, относительно гарара – это недопущение несправедливого преобладания одной стороны сделки над другой вследствие лучшей информированности, приводящей к получению мате- риальных выгод, неотраженных в договоре. Для риба – это неравноправное положение кредитора и заемщика, где кредитор получает несправедливую безрисковую фиксированную прибыль независимо от результата коммерческой деятельности заемщика. А заемщик, в свою очередь, даже в случае ком- мерческой несостоятельности своей деловой активности должен вернуть кредитору сумму основного долга с процентами. И источником возврата денег будет являться продажа собственности заемщика.

Отсутствие справедливости в экономических отношениях между людьми неизбежно приводит к неудовлетворенности членов общества и социальной напряженности, которая может накалиться до чрезвычайно опасного уровня. Поэтому ислам уделяет огромное внимание этическим аспектам ве- дения бизнеса, и предписания для деловых и финансовых отношений, коротко описанные в данной статье, направлены на устранение социальной несправедливости в человеческом обществе.

 

Список литературы 

  1. Hanudin Amin An analysis of the classical and contemporary juristic opinions on Bay al-Dayn // Labuan e-Journal of Muamalat and Society. –
  2. Resolutions of the Securities Commission Sharia Advisory Council. – Second edition. –
  3. Official wed-site: Islamic-finance.com/item_sarf. (accessed: 21 December 2013)
  4. «Bay’ al-Daun and Opinions of Shariah Scholars: A Precis». – URL: ibfim.com/images/media/ articles/bai_aldayn. (accessed: 21 December 2013)
  5. Ferzana Haq, Norton Rose LLP, Neil D Miller, Norton Rose LLP «Islamic finance: key principles and recent developments». – URL: practicallaw.com/finance-mjg. (accessed: 17 November 2013)
  6. Ust Hj Zaharuddin Hj Abd Rahman Ruling on Debt Trading in Shariah // Business Times. – 21st June – URL: http://www.zaharuddin.net/content/view/58/72/ (accessed: 1 October 2010).
  7. Razali S. A Revisit to the Principles of Gharar in Islamic Banking Financing Instruments with Special Reference to Bay Al-Inah and Bay Al-Dayn // 6th International Islamic Finance Conference. – 2009.
  8. Mahmoud El-Gamal An Economic Explication of the Prohibition of Riba in Classical Islamic Jurisprudence. – 1999.
  9. Mahmoud El-GamalAn Economic Explication of the Prohibition of Ghararin Classical Islamic Jurisprudence. – 2001.
Фамилия автора: А.Ш. Алиев
Год: 2014
Город: Алматы
Категория: Экономика
Яндекс.Метрика