Идея евразийства в контексте современной общественно-политической мысли Казахстана

Евразийская теория сегодня выступает одной из наиболее привлекательных парадигм развития для государств постсоветского пространства. Ее преимущество перед различными западными и восточными моделями развития заключается в том, что она опирается на эмпирически сложившееся культурное единство народов Евразии, отражает близость их духовного мира, является продуктом развития автохтонной мысли и в силу этих обстоятельств близка народам, в отличие от альтернативных моделей развития, не встречает у большинства из них внутреннего сопротивления. Евразийцам 20–30-х годов ХХ в., а в еще большей степени Л.Гумилеву, удалось объяснить многие процессы и явления, имевшие место на просторах Евразии, вскрыть их причины и предсказать последствия. Логично поэтому обращение наших современников к теории евразийства в поиске ответов на вставшие в наши дни проблемы.

Евразийство предлагает новое понимание истории, ориентированное на осмысление исторического развития мира и Евразии с позиций современных достижений философской мысли. Необходимость создания новой философии истории обусловлена и кризисом классической философии истории, которая берет свое начало еще с ветхозаветной идеи линейного развития истории. Согласно этой идее история есть процесс поступательного восхождения человека к Богу, от которого он отпал в результате грехопадения. На основе этой парадигмы строились все классические модели философии истории. Представление о линейном непрерывном характере истории, движение которой осуществляется по пути прогресса, сегодня практически оказалось в состоянии кризиса. Во-первых, оно оказалось не в состоянии объяснить эмпирическое многообразие культур. Во-вторых, само развитие человечества, основанное на таком понимании истории и выраженное в западном варианте развития (в философско-культурологическом смысле), зашло в тупик. Уже с XVIII в. это было осознано такими представителями самой западной мысли, как Ж.Ж.Руссо, а в XIX–XX вв. это стало очевидно, достаточно вспомнить таких авторов, писавших о кризисе европейской цивилизации, как Ф.Ницше, О.Шпенглер, А.Тойнби, М.Хайдеггер, Ф.Фукуяма.

Сегодня пагубность основанного на классической философии истории западного пути развития, осуществляющегося через насилие над природой, стала очевидной в результате угрозы глобальной экологической катастрофы, ставящей под сомнение само выживание человечества. Альтернативой может показаться созерцательное восточное мироотношение. Философско-этическая мысль Востока считает идеалом гармонию, а всякое вмешательство человека в природу, без которого немыслимо развитие, а значит, и история объявляется порчей этой гармонии. Такое пассивное, созерцательное отношение к миру также не может удовлетворить деятельную природу человека.

Все это вызывает необходимость разработки новой, альтернативной философии истории, которая смогла бы объяснить причины кризиса, к которому на рубеже XX–XXI вв. подошло человечество, а также наметить новые пути выхода из него. Такие попытки предпринимали такие западные мыслители, как О.Шпенглер и А.Тойнби. В истории российской интеллектуальной мысли первыми к этой теме обратились славянофилы, затем Н.Я.Данилевский и К.Н.Леонтьев, а позднее Вл. Соловьев, Н.Я.Бердяев и евразийцы.

В историческом развитии собственно евразийства принято выделять три основных этапа: классическое евразийство (20–30-е годы ХХ в.), Л.Н.Гумилев как «последний евразиец» (40–80-е годы) и неоевразийство (концепции, появившиеся в середине 90-х годов ХХ в., среди которых выделяется доктрина А.Дугина). Кроме того, в контексте современного евразийства рассматривается и идея Евразийского политического и экономического союза, предложенная Президентом Н.Назарбаевым.

Основной в классическом евразийстве можно назвать именно историософскую линию, которой были подчинены все остальные аспекты учения. Однако при этом необходимо помнить, что на многие вопросы евразийство не давало однозначного ответа, даже внутри этого течения велась полемика по многим вопросам. Поэтому при анализе теоретических положений этого учения необходимо придерживаться критического подхода.

Дальнейшее творческое развитие идеи евразийства получили в теории этногенеза Л.Гумилева. Рассмотрение и сравнительный анализ историософии классических евразийцев и аналогичных направлений теории Л.Гумилева может позволить найти то непреходящее, имеющее общечеловеческое и общефилософское значение, что содержится в этих теориях. Нам предстоит выявить точки их соприкосновения и различия и те общеметодологические основания, которые могут лечь в основу постклассического понимания философии истории и культуры, а также раскрыть те духовные основания, на которых возможен синтез культур Востока и Запада и пути выхода из глобального кризиса цивилизации.

Проблема евразийства на сегодняшний день недостаточно изучена в общетеоретическом и практическом плане. Для казахстанской культурологии и философии эта тематика является малоизученной и представляет серьезный научный интерес.

Недостаточная изученность проблематики объясняется рядом объективных и субъективных причин. Важнейшая среди них — это то, что проблема евразийства в мировой науке рассматривается в основном с геополитической точки зрения. Можно отметить недостаточное количество исследований, изучающих эту проблему в современной системной культурологической постановке. Недостаточно разработаны онтологические, аксиологические и социально-политические аспекты евразийства, вопросы его исторической и идейной трансформации и модернизации в различных моделях развития социумов. Почти не изучена проблема с позиции рассмотрения евразийства как своеобразной попытки синтеза западной и восточной культурологической мысли и преломления ее в конкретном социально-культурном опыте.

Казахстан, находящийся в географическом центре Евразийского суперконтинента, одним из первых осознал свою евразийскую сущность и устами своего Президента Нурсултана Назарбаева выдвинул идею о необходимости образования Евразийского союза на постсоветском пространстве.

С целью гармонизации своих отношений с ближайшими соседями, а также интенсификации объединительных процессов в регионе Президент Казахстана предложил идею евразийской интеграции. Впервые это предложение было высказано 29 марта 1994 г. Проект знаменует собой стратегический курс взаимоотношений государств Центральной Азии с Россией и другими бывшими советскими республиками.

Евразийский союз означает экономическую интеграцию при сохранении политического суверенитета и коллективной безопасности. Одна из центральных целей проекта — это, наряду с экономическими выгодами, предотвращение разлома постсоветского пространства по цивилизационному признаку на государства и регионы православного христианства, католического христианства и мусульманские.

Если посмотреть на евразийство с современных позиций, то Казахстан, Россия и другие постсоветские государства принадлежат к единому евразийскому пространству. Применительно к Казахстану евразийская идея может быть рассмотрена во внешнем и внутреннем аспектах. Внешний аспект связан с выдвинутыми Президентом Н.Назарбаевым инициативами евразийской интеграции и Европейского союза, в рамках которого протекали бы интеграционные процессы в СНГ и евразийском пространстве. Внутренний аспект евразийства связан с определенным пониманием культуры и истории основных этносов Казахстана, их взаимосвязи. С точки зрения евразийства казахи и русские, а также другие этносы страны, несмотря на имеющиеся различия, внутренне едины. Следовательно, евразийская идея направлена на поиск общего в истории, культуре, географии народов Казахстана.

Проблема выбора пути, вставшая перед Казахстаном и другими странами распавшегося Советского Союза, не потеряла своей актуальности и сегодня. Можно говорить о том, что в широком смысле существуют два возможных варианта модернизации: заимствование западной модели общества либо попытка создать нечто оригинальное, естественно, с учетом опыта других стран.

Необходимость консолидации отвергают сегодня немногие. Но взгляды на нее у многих политиков и идеологов расходятся. Еще в 1994 г. Президент Казахстана Н.Назарбаев выдвинул проект создания Евразийского союза. Этот проект, в первую очередь, направлен на сохранение и развитие   экономических связей евразийских государств, но, как отмечал сам Н.А.Назарбаев, не менее важно то, что «этот проект ориентирован на гуманистические, общечеловеческие ценности, оказавшиеся на какое-то время утраченными» [1; 20]. Однако и этого мало для успешной интеграции. Как показывает опыт истории, для объединения необходима духовная основа, которая может сложиться лишь при наличии ясной и привлекательной объединительной идеи.

Для государств, составляющих постсоветское пространство, в качестве такой объединяющей идеи может выступать евразийство. Его концептуальные основы в первоначальном варианте были сформулированы еще в начале ХХ в. группой российских интеллектуалов. Но, к сожалению, реального воплощения в жизнь этой идеи не произошло. В немалой степени этому способствовало то, что сама евразийская идея до сегодняшнего дня не обрела концептуальной четкости, которая необходима для перевода ее в практическое русло.

В наши дни под евразийством понимают разные системы взглядов. Эту идею эксплуатируют различные политические силы: от сторонников реанимации СССР или реставрации Российской империи до националистических и даже фашистских группировок. Чаще всего при этом на основе вырванных из контекста отдельных аспектов евразийства выстраиваются сомнительные геополитические проекты в угоду чьим-то политическим интересам. Подобный подход может лишь дискредитировать истинное значение идей интеграции, поэтому можно говорить о возрождении интереса к сформулированным в начале прошлого века идеям в их истинном значении.

В культурном плане евразийская идея ориентирует на поиск общих культурно-цивилизованных оснований совместного бытия казахов, русских и других народов Казахстана. Евразийская цивилизация понимается как самобытный, целостный культурно-цивилизованный тип. Но евразийская цивилизация не изолирует себя от Запада и всего мира, а стремится к диалогу с ними. С исторической точки зрения евразийская идея должна подчеркнуть общность исторических судеб народов Казахстана. Особое значение имеет то, что евразийство может примирить в массовом сознании три этапа отечественной истории — досоветский, советский и постсоветский. Все эти этапы являются частями единой истории Казахстана и его народов.

Сегодня как никогда остро стоит проблема осмысления человеческой истории. Смысл истории, ее цель, взаимоотношение Востока и Запада — все это духовные поиски всего человечества. Важное место в таком осмыслении для Казахстана занимает идея евразийства в его нравственной и духовной ориентации.

Казахстан сформировался как уникальное государство, скрепляющее срединную, центральную часть континента Евразия. Евразийская сущность нашей страны — это возможность исторического диалога между стремящимся к постоянной технологической экспансии в природу Западом и духовным, сохранившим воспоминания о великой гармонии с природой Востоком.

Казахстан впитал духовное наследие и богатые традиции как Востока, так и Запада. Форумы, проведенные в республике, обретают особый международный статус. Главную цель внешней политики страны Президент Н.Назарбаев сформулировал на международной конференции мира и согласия: «Наладить открытый диалог между представлениями разных стран, религий, культур и цивилизаций для того, чтобы в наше сложное время сделать мир более безопасным» [2; 21].

Курс республики на развитие многокультурного общества и на продуктивный диалог национальных культур и религий — общепризнанный факт. В этих начинаниях заложен путь к мирному глобальному диалогу. Сегодня Евразия представляет собой феномен, играющий существенную  роль в процессах не только евразийского, но и мирового развития. Страна находится на стыке двух мировых религий: христианства и ислама.

Республика Казахстан — страна с полиэтническим составом населения; большая этническая прослойка европейского происхождения является одним из факторов сближения Казахстана с европейской цивилизацией и культурой.

Для Казахстана особенно актуален поиск цивилизационных истоков и основ казахстанской государственности. Особенностью нашей государственности является то, что в историческом прошлом она относилась по своим сущностным характеристикам к степной цивилизации.

Н.Назарбаев в работе «В потоке истории» отмечает: «Казахи — наследники великих цивилизаций — сумели пронести свое национальное «я» над всеми историческими пропастями и впадинами. И не только пронести, не только сохранить, но и приумножить».

Казахстан и казахская культура неотделимы от феномена кочевой культуры, которой они следуют и которую носят в себе как ядро своей самобытности. Степная культура была консервативной по способу производства и условиям жизни, но в то же время она открывала человека миру.  Человек в кочевом обществе был изначально открыт всему новому. Коллективизм кочевой цивилизации, приверженность интересам рода были продиктованы прежде всего условиями жизни, средой обитания, в которой один человек не мог существовать, поэтому род становился тем организмом, который составлял идентификационную основу казаха.

Степная цивилизация занимает особое место в ряду цивилизационных систем Востока и Запада. Кочевники всегда выступали как мобильная и динамичная сила, перемешивавшая народы, создававшая империи и меняющая существующий порядок. Через степи, населенные кочевым народом, осуществлялась связь между цивилизациями. В этом заключается и феномен евразийства, понимаемый как восприятие культур Востока и Запада, синтез двух полюсов понимания мира. Обширное пространство степей являлось практически одной большой дорогой, где скрещивались пути народов, культур, религий. «Тюркско-исламский мир станет местом взаимообогащения культур народов между следующими культурно-цивилизационными комплексами: а) Западом; б) арабо-иранским миром; в) Россией; г) Китаем».

Диалог исламской и западной цивилизаций становится проблемой в период расширяющейся глобализации, которая в условиях все более взаимосвязанного и конфликтного мира пронизывает все сферы современной жизни. Проблема для формирования нового миропорядка предстает в виде необходимости налаживания конструктивного диалога и взаимных межцивилизационных отношений между Востоком и Западом. Поэтому установление равноправного диалога между Востоком и  Западом это и есть новая философия взаимопонимания, это философия будущего.

А.Нысанбаев в работе «Философия взаимопонимания» отмечает, что одной из перспективных и привлекательных идей, которая могла бы определить тип культурно-исторического развития Казахстана и его судьбу, является идея евразийства [3; 114]. Сама эта идея имеет давнюю историю, но в современной ситуации она была возрождена Президентом Казахстана Н.Назарбаевым.

Евразийство признает права и особенности каждого народа Евразии в составе единого гармонического целого — многонародной нации. Родоначальники этой идеи подчеркивали, что основанием многонациональной евразийской культуры должна быть прежде всего духовность, а не материальная база. Обращенность к сугубо внешним формам жизнеустройства и преклонения перед   государством изобретение западное, и оно игнорирует духовность и самобытную культуру [4; 17].

Сегодня пока еще немногие сознают, что евразийская идея есть нечто гораздо более глубокое, нежели научно-историческая или геополитическая доктрина. Примечательна в этой связи мысль, высказанная российским философом А.С.Панариным: «Человечество стоит на пороге утверждения новой, постиндустриальной аскезы, основанием которой является экологическое самоограничение потребительских обществ… Я думаю, этот вопрос, сегодня еще в рамках «евразийской» темы никем не затрагиваемый, на самом деле определяет судьбу этого течения».

Евразийство есть сосредоточие двух полюсов человеческой культуры: Востока и Запада. Евразийство — это прежде всего единство. Не случайно умственный и психический склад евразийцев выражается одним словом «соборность». Соборность означает открытость любому человеку. Соборность смыкается с идеалом гуманизма. И если девиз Запада «Познай и переделай внешний мир», а девиз Востока «Познай  и переделай  самого  себя», то  девизом  евразийства может  служить  призыв «Твори добро», или, говоря словами Абая, «Будь человеком».

Таким образом, евразийство в своей сущности есть особый тип мироотношения, пронизанный нравственным началом и способный благодаря своему практически-гуманистическому потенциалу стать также и интегральным, т.е. преодолеть крайности Запада и Востока и синтезировать их лучшие черты — пафос материально-практической деятельности, с одной стороны, и психо-духовной культуры — с другой. Евразийство — это прообраз совершенно нового способа отношения человека к миру, новой формы жизни, отвечающей вызовам третьего тысячелетия.

О первых евразийцах, проектах и замыслах написано немало (научные публикации, монографии). Но неожиданным поворотом темы является евразийская интерпретация творчества Ч.Валиханова, который еще задолго до официально признанных основателей евразийского учения высказал гениальные догадки и прозрения об особой миссии евразийского сообщества народов, объединенных общей исторической судьбой.

Его время совпало с приходом в Степь Российской империи, в XVIII–XIX вв. это было ничем иным, как евразийской интеграцией.

Народы в XIX в. мало знали друг о друге. Различие культур, языков, верований казалось настолько непреодолимым, что Россия и Степь не могли иметь верного представления о партнере, сближение  было  трудным  и долгим. Валиханову  удалось поднять  значимость кочевой  культуры в глазах просвещенной России, которой он заново открыл самобытные талантливые народы Центральной Азии в сравнении и диалоге со славянской культурой. Григорий Потанин говорил о Чокане:

«Служить будущему своего народа было его мечтой. Он говорил, что прежде всего любит свой народ, потом Сибирь, потом Россию, потом все человечество; одна любовь заключена у него была в другую». Поистине евразийское мироощущение: служить своему народу! Любить все человечество! Все его работы несли печать высокой нравственности и интеллекта и одновременно были проникнуты созерцательным духом кочевого народа. Вообще евразийство как феномен прежде всего духовной сферы, выражаемый в диалоге культур, издревле глубоко укоренено в казахском народе. Его широта, открытость души, единство с природой, гармония в отношении к миру — эти качества близки к евразийской идее. Евразийство Валиханова проявилось прежде всего в открытости и готовности к восприятию опыта других народов, адаптация его к нуждам родной земли. Он был убежден, что будущее казахского народа с Россией, уповая при этом на культурно-историческое, территориальное родство народов. Своим мировоззрением, трудами и поступками он ломал предвзятые стереотипы восприятия кочевого общества как дикого и отсталого.

Казахстан, расположенный в Европе и Азии, по праву считается евразийским государством, впитавшим в себя культуры различных цивилизаций, является пространством, на котором функционируют мировые религии — ислам и христианство.

Евразийская идея подразумевает преобразование мира и совершенствование человека не в отрыве друг от друга, а как взаимодополняющие процессы. Материально-практическая деятельность должна базироваться на духовно-нравственном начале; духовно-нравственное развитие человека требует не изоляции от мира, а совместных действий человечества по преображению бытия. Таким образом, евразийство в своей сущности есть особый тип мироотношения, пронизанный нравственным началом и способный стать также и интегральным, т.е. преодолеть крайности Запада и Востока и синтезировать их лучшие черты.

Благодаря исторически сложившимся добрым традициям межэтнического и межкультурного диалога и взаимодействия, взвешенной внутренней и внешней политике Президента Казахстана, основанной на философии ненасилия и взаимопонимания, обстановка в республике, где функционируют более 40 конфессий, достаточно стабильна. Поэтому в настоящее время главной задачей казахстанской внутренней политики, основанной на межкультурном диалоге, становится сохранение и упрочение религиозной толерантности, межконфессионального диалога и согласия.

Синтез национальных и общечеловеческих ценностей — важнейшее средство формирования пространства межцивилизационного диалога с участием Казахстана, в котором созданы все необходимые условия для конструктивного разрешения сложных и трудных конфликтных проблем, по достижению мира и согласия во всем мире.

В настоящее время развитие СНГ определяется двумя тенденциями: с одной стороны, происходит становление национальной государственности, а с другой — наблюдается тенденция к интеграции. СНГ как межгосударственное объединение играет позитивную роль в правовом оформлении межгосударственных отношений входящих в него стран. Но, по мнению Назарбаева, структура органов СНГ не позволяет реализовать имеющийся интеграционный потенциал в полном объеме.

Опыт прошлых лет функционирования СНГ показывает необходимость перехода на новый уровень интеграции, гарантирующий соблюдение совместно принятых обязательств всеми государствами–участниками. Учитывая различие между странами в уровнях развития рыночной экономики, демократизации политических процессов, Назарбаев предлагает формирование дополнительной интеграционной структуры — Евразийского союза, сочетающегося с деятельностью СНГ. При этом принимается во внимание поливариантность интеграции, разные темпы, неоднородность и разновекторность в развитии государств СНГ.

Стремление интенсифицировать интеграционные процессы в экономике должно опираться на сохранение и развитие согласованной политики в сфере культуры, образования и науки. По мнению Президента, необходимо сохранить и укрепить интернационализацию процессов получения и практического использования новых знаний, так как изоляция постсоветского пространства от мирового культурного и научного сообщества чревата новым этапом отставания в технологической сфере.

Одной из ключевых задач для новых государств является обеспечение территориальной целостности и безопасности. В настоящее время постсоветское пространство является зоной нестабильности, сочетанием конфликтов разного типа. Охрана внешних границ и стабилизация ситуации в конфликтных регионах могут осуществляться только совместными усилиями всех заинтересованных государств.

Поэтому Н.Назарбаев предлагает проект создания Евразийского Союза (ЕврАзЭС). По словам Назарбаева, «ЕврАзЭС — союз равноправных независимых государств, направленный на реализацию национально-государственных интересов каждой страны–участницы и имеющегося совокупного интеграционного потенциала. ЕврАзЭС является формой интеграции суверенных государств с целью укрепления стабильности и безопасности социально-экономической модернизации в постсоветском пространстве» [5; 243].

Глава Казахстана предлагает сформировать Евразийский союз на основе принципов равенства, невмешательства во внутренние дела друг друга, уважения суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ.

Назарбаев считает, что на фоне происходящих радикальных изменений в мироустройстве, трудностей адаптации людей во всем мире к технологическим новациям, жестких требований глобального рынка произошел массовый возврат человечества к поиску ответов в религиозных инстинктах.

Особенность центральной части Евразии заключается в том, что здесь религия стала еще и фактом национальной консолидации многих народов. Назарбаев подчеркивает: «Религия является, пожалуй, единственным глобальным явлением до наступления эпохи глобализации, сохранившим и несущим миру идеи гуманизма и культурного диалога». Кроме духовного универсализма, религия является и институтом международного сотрудничества.

Казахстан, благодаря идеям Н.Назарбаева, заявил о себе как о государстве, лидирующем в интеграционных процессах на территории Евразии. Важно то, что именно в нашей стране сумели глубоко осознать духовные тенденции в мире, не поддаваясь соблазнам бездумно позаимствованной извне модернизации. К осознанию этих истин подходят и другие страны СНГ. При этом необходимо действовать именно в том направлении, которое будет способствовать интеграции евразийских стран и народов, расцвету их духовности и культуры.

В современных условиях сочинения евразийцев, как и вообще полемика вокруг их идей, обретают особую актуальность. Современное евразийство, заявляющее о себе в самых разных формах, есть попытка заново осмыслить место Центральной Евразии в мировой цивилизации. Нынешняя духовная и политическая ситуация фактически была предсказана многими представителями старого евразийства, а появление таких направлений, как неоевразийство — своеобразный ответ на вызовы времени.

Духовный багаж «классического» евразийства использовал в разработке своего проекта Евразийского союза и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который призывает к равноправному и гармоничному взаимодействию всех народов постсоветского пространства. Именно гуманистическое значение его идей позволяет говорить об интеграционных инициативах в контексте диалога культур, религий и цивилизаций, об утверждении межэтнического и межконфессионального согласия и взаимообогащения культур. Именно в таком понимании евразийские идеи означают диалог во имя доверия и согласия, позволяющий преодолеть конфликт ценностей и цивилизаций.

 

Список литературы

  1. Назарбаев Н.А. Региональная интеграция и евразийство // Мысль. — 2004. — № 5. — С. 20–22.
  2. Назарбаев Н.А. Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана. — Алматы: Казахстан–ХХІ век, 1993. — 32 с.
  3. Нысанбаев А.С. Философия взаимопонимания. — Алматы: Глав. ред. «Қазақ энциклопедиясы», 2001. — 544 с.
  4. Назарбаев Н.А. Эпицентр мира. — Алматы: Атамура, 2003. — 256 с.
  5. Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. — М.: Экономика, — 544 с.
Фамилия автора: А.С.Сагатова, Б.К.Дюсалинова 
Год: 2009
Город: Караганда
Категория: Политология
Яндекс.Метрика