Молодежь и религия

Статья исследует причину ухода молодых людей в религию, а также такое явление, как идентификация. Отношение современной молодежи к религии рассматривается как уровень знания содержа­ ния религии и степень ее личностного принятия. В статье раскры­ вается процесс корреляции общечеловеческого и частного в рели­ гии. Описаны результаты эмпирического исследования, позволившие установить, что, несмотря на рост религиозности, у молодых людей наблюдается стихийный характер приобщения к ее обрядам, а так­ же несформированность представлений о религиозной вере, изме­ нения этноконфессионального баланса, социально­экономических трудностей вызывают уход в религию не только молодых людей,  но и зрелых.

Введение 

Интерес к выбору личности своей позиции, целей и средств самоосуществления, особенно молодых людей, их отношение к религии в современную эпоху стали приоритетными как в Казахстане, так и во всем мире. Актуальность данного вопроса связана так же и с тем, что молодое поколение любой страны является тем ключевым звеном, с которым связаны все перспективные планы дальнейшего развития государства. При этом современная религиозность проявляется в несвойственной для нее агрессивности, насилии, фанатизме и экстремизме.

По этому вопросу проведено множество исследований учеными разного направления, как социологами,  политиками, религиоведами, так и теологами. При этом основная масса ученых обращала внимание в основном на такие стороны, как состояние религиозности современного молодого человека, его позиция по отношению к той или иной религии, соблюдение ритуалов и тому подобное. В данной статье раскрываются необходимые меры по их профилактике.

Основная часть 

«Часть молодых людей слепо воспринимает этот чужой взгляд на жизнь, так как у части нашего общества слабый иммунитет к чуждому псевдорелигиозному воздействию. Наша Конституция гарантирует свободу вероисповедания, это – факт. Однако, как известно, безграничной свободы не бывает, это – хаос. Все должно быть в рамках Конституции и законов» [1].

Статья пытается дать систематизацию тем религиозным процессам, которые происходят в настоящее время в молодежной среде. Проблема религиозности молодежи, как и прежде, актуальна и требует системного анализа. Целью исследования явилась попытка формирования относительно целостной картины сложившихся конфессиональных предпочтений и ценностных ориентаций молодежи на территории Казахстана. В то же время очевидно, что механизмы подобной трансляции в современном Казахстане не выработаны. Данное обстоятельство вызывает тревогу и выражает, в частности, темы религиозного самоопределения современных молодых людей. Религиозный поиск молодежи, за которым стоят воззрения отдельного индивида, отрицающего по различным причинам традиционную религию, обретает в двадцатом веке повальный вид. В этой ситуации проблема религиозного самоопределения молодежи состоит, безусловно, не в разделении мировоззрения на религиозное и светское, а в увеличении численности молодых казахстанцев, принимающих участие в  деятельности нетрадиционных религиозных культов.

В статье «Особенности религиозной ситуации  в  России»,  опубликованной  в   сборнике «Культура и религия: линии сопряжения», Андрей Кураев пишет: «По сути, язычество сегодня является самой массовой формой религиозности и едва ли не государственной религией (во всяком  случае,  выпуски  «Вестей» кончаются не сюжетами из жизни православных и мусульманских общин России, а астрологическим прогнозом)... Даже среди людей, назвавших себя православными, большинство в ситуации выбора прибегает не к советам священника или церковной литературы, а к тем же гороскопам и «целителям» [2]. 

Формы взаимодействия религии и общества 

Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов сакрализации (лат. sacer – священный) и секуляризации (позднелат. saecularis – мирской, светский) [3]. Сакрализация, согласно энциклопедии социологии, понимается как подчинение политики, общества, институтов, научной мысли, культуры и искусства, бытовых отношений религиозному влиянию, а вместе с ним привлечение в область религиозного одобрения различных форм сознания, на деятельность, отношений, поведения индивидов, на поле деятельности не только общественной, но и частной жизни личности. Философская энциклопедия интерпретирует секуляризацию как процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии [4]. Отмеченные процессы неоднозначны, парадоксальны, изменчивы в различных типах общества, на сменяющих этапах их развития, в чередующихся социально-политических и культурных традициях, в странах и регионах всего земного шара.

По-своему религия инициирует   влияние на общество, его системы и подсистемы, на индивида и личность различных родоплеменных, национальных, мировых религий, а также отдельных религиозных направлений и конфессий. Каждая из них имеет свою специфику вероучения, культы, законы, своеобразные черты, которые находят выражение в только для них присущих особых отношениях к миру, оставляя след на  различные  типы  людей  «экономического», «политического», «нравственного», «художественного», «рабочего» и т.д. характера. Несхожа система мотивации, а значит и направленность и эффективность жизнедеятельности в иудаизме, христианстве, исламе, синтоизме, протестантизме, конфуцианстве, методизме, суфизме и других современных религиозных направлениях. Неодинаково присоединялись в межэтнические, межконфессиональные взаимоотношения как национальные, так мировые религии, их направления. Разноречивы трактовки понятий морали, нравственных отношений последователей первобытных религий, иудаиста, индуиста, мусульманина, буддиста, христианина, синтоиста, даосиста. Особо формировались зависимости от вида религии искусство, его виды и жанры, художественные образы.

Но также не следует забывать, что многие установленные черты культуры отторгались. Отталкивались, например, компоненты первобытной культуры, фиглярство, наскальная культура, или портретная живопись в исламе, установленные духовные образования попали в список запрещенных.  Необходимо  не забывать и то, что со временем изменялись положение и практика самой религии, как и других явлений общественной жизни по разнообразным вопросам развития культуры.

Заслуживает внимание корреляция общечеловеческого и частного в религии. Основная масса людей считает тождественными эти явления. Хотя соотношение зависит от многих факторов, как отношения, присущие исследуемому обществу, условия жизни наций, слоев общества, взгляды данного народа и других групп. Поэтому общечеловеческие, формационные, классовые, этнические, партикулярные, глобальные и локальные компоненты в религии обвиваются, и порой замысловато. И в каждом случае на передний план будет выступать одна из них, которая будет зависеть не только от выше указанных компонентов, но и от воззрений и мнений лидеров конкретной религии. От этого зависит и положение религии, будет оно прогрессивной или  регрессивной, или консервативной. Так же члены, руководители религиозных организаций свободны в выборе, не зависят от жестко определенного места. В настоящее время важность и ценность деятельности какой-либо организации зависит от меры конфирмирования гуманистических идей.

Религия и образование

Согласно государственной программе по противодействию религиозному экстремизму и терроризму на 2013-2017 годы, в школах Казахстана будет введен предмет «Религиоведение», сообщила руководитель фонда «Ареал» Айман Рустембекова [5]. В октябре 2014 года состоялось расширенное заседание Консультативноэкспертного совета по вопросам религиозной ситуации в Казахстане с участием Председателя Комитета по делам религий Министерства культуры и спорта РК Галыма Шойкина. «В целях разъяснения принципов светскости государства и традиционных ценностей казахстанского общества принято решение об изменении названия спецкурса для средних школ на «Основы светскости и религиоведения» [6]. Спецкурс кроме основ культуры традиционных мировых религий, национальных и родоплеменных включает основы светской этики, а так же темы по антиэкстремистской и антитеррористической пропаганды. Спецкурс важен и с точки зрения социализации современной молодежи и формирования у нее представления о религии в целом и конкретных конфессиях. В нашей работе под конфессией мы понимаем совокупность религиозных общин, объединенных идентичностью вероучения и духовной практики [7].

На эту же тему 13 декабря 2014 года в Астане состоялся IV Форум религиоведов Казахстана «Светское государство: особенности и перспективы развития», организованный Министерством культуры и спорта, Комитетом по делам религий, ОО «Конгресс религиоведов». Тема профилактики экстремизма и терроризма – одна из самых актуальных во всем мире. Поэтому на повестку дня выходит вопрос необходимости повышения религиозной грамотности. «В Казахстане принимается ряд мер, направленных на формирование в общественном сознании иммунитетных механизмов антитеррористического характера», – отметил в своем выступлении на пленарном заседании вице-министр культуры и спорта Марат Азильханов [8].

Корреляционный анализ Спирмена показал, что не существует зависимости между возрастом респондентов и их отношением к представителям  различных  религиозных  конфессий, однако между выражением отношения существует зависимость. Так, существует прямая корреляционная связь между практически всеми представленными в вопросе конфессиями, что может говорить о неком общем отношении современной молодежи к религии, с одной стороны, или о желании продемонстрировать определенное, социально одобряемое поведение и отношение, с другой стороны. В тоже время данная корреляционная связь указывает лишь общую тенденцию схожести оценок, однако не указывает на их модальность, т.к. изучение сырых баллов показало, что оценки однородные у каждого испытуемого, однако часть из них однородно положительная, а у других респондентов – однородно негативная [7].

Религиозная идентичность 

Современная религиозная идентификация молодых людей представляет собой сложную амальгаму методов проектирования идентичности. Особенно со второй половины ХХ века и начала ХХI века, когда молодых людей окружило многообразие информаций и предложений и системный кризис в социально-культурной сфере как в мировом пространстве, так и в собственной Республике. Другими словами, «религиозная идентичность – категория религиозного сознания, содержанием которой выступает осознание причастности идеям и ценностям, которые в данной культуре принято называть религиозными, а также осознание принадлежности к конкретной форме религии и религиозной группе» [9].

Для определения религиозной идентичности казахстанской молодежи нами был проведен анкетный опрос как студенчества, так и работающей молодежи. Основными указателями религиозности выступила вера в Бога и загробную жизнь. Для характеристики религиозного поведения были выбраны в основном акты культового религиозного поведения. Критерии культового религиозного поведения – частота посещения богослужений, молитва, празднование религиозных праздников, религиозный обряд приобщения. Из третьего критерия важным был только один аспект – отношение респондента религиозной группы к светским общностям и ценностям.

Молодежь от 18-29 лет мы разделили на 2 группы:

  1. от 18 до 23 лет – студенческая молодежь
  2. от 24 до 29 лет – работающая молодежь. Число опрошенных респондентов среди молодежи составляет 100 человек, из них 50 – студенческая молодежь и 50 – трудящиеся.

На вопрос, определяющий отношение молодежи к религии, 42% респондентов ответили, что они верующие, но в религиозной жизни не участвуют, 30% верующие и по традиции придерживаются религиозных обрядов, 8% верующие состоящие в общине и придерживающиеся религиозных норм, 14% неверующие, но уважающие религиозные чувства других, 2% неверующие и противники религии, 4% респондентов затруднились ответить на данный вопрос.

диаграмма 1

    

На вопрос по определению соблюдения религиозных обрядов молодежи 37% респондентов ответили, что соблюдают религиозные обряды, 18% соблюдают только те обряды, которые не требуют дополнительного времени и затрат, 43% молодежи не соблюдают религиозные обряды и 2% не отметившие ответы на вопрос.

На вопрос о знании о религии 53% опрошенной молодежи ответили, что мало знакомы и ничего не могут сказать о ней, 30% знают о ней только по базовым знаниям,  1% мало   знакомы с религией, но интересуются о ней, 5% хорошо знакомы с религией, потому что они верующие, 1% знают о ней от друзей и родных, 9% затруднились ответить на этот вопрос. 

диаграмма 2

На вопрос о знании о Православии или исламе молодежь ответила следующим образом: 56% мало знакомы и ничего не могут сказать о них, 28% знают о них только по базовым знаниям, 3% мало знакомы с этими религиями, но интересуются о ней, 3% знают о ней от друзей и родных христиан, 10% затрудняются ответить на этот вопрос.

На вопрос, по каким каналам они получают свои знания о  религии,  респонденты  ответили следующим образом: 2% респондентов – от миссионеров, 1% – от религиозных проповедников, 4% – по советам и наставлениям старших, опытных верующих, 1% – по специальным курсам, 29% – через телевидение, интернет, газет и журналов, а 1% – по чтению духовной литературы, а  60% затрудняются ответить.

На вопрос, какую роль играет религия в жизни казахстанского общества, молодежь ответила так: 6% – религия играет важнейшую роль, 41%

  • особую роль не играет, 17% – положительно влияет на стабильность в обществе, 5% – негативно влияет на стабильность в обществе, 31%
  • респондентов затруднилисья ответить 

диаграмма 3

 

На вопрос, в чем проявляется миссионерская деятельность религии, респонденты ответили следующим образом: 5% – в освящении человека, 20% – в воспитании христианского образа жизни, 7% – в воздействии на ценностные приоритеты человека, 13% – в духовно-нравственном оздоровлении общества, 43% – все выше изложенные ответы, 12% респондентов не отметили свои ответы.

На вопрос, на какую сферу жизни молодежи влияет религия больше всего, респонденты ответили так: 17% – на духовное воспитание молодежи, 3% – на образование молодежи, 10% – на поведение в обществе, 10% – на мировоззрение, 4% – на определение личностных принципов, 50% затруднились ответить, 6% не отметили свои ответы.

На вопрос, на какую сферу жизни Республики Казахстан религия влияет больше всего, молодежь ответила таким образом: 18% – на политическую жизнь, 2% – на экономику, 1% – на территориальную целостность, 27% – на общественную стабильность, 9% –на развитие культуры образования и науки, 42% – респондентов затруднились ответить и 1% – не отметил свой ответ. 

диаграмма 4

 

На вопрос, какие меры принамает религия в борьбе с «терроризмом», «эктремизмом», респонденты ответили так: 33% респондентов ответили, что религия  не  поддерживает насилие и беспорядок в обществе, 7% – религия поддерживает религиозную политику государства,  5% религия борется с экстремизмом и терроризмом, 55% респондентов затруднились ответить.

На вопрос, есть ли у них верующие в числе родных и в кругу знакомых, они ответили так: 5% ответили, что есть и их много, 29% – есть и их мало, 1% есть, их становится больше, 58% – нет, 7% затруднились ответить.

Если разделить опрошенных респондентов по национальным принадлежностям, то их: 91% казахи, 5% – русские, 3% – уйгуры, 1% – узбек. По социально-профессиональным категориям они составляют: 53% – студенты, учащийся ССУЗов; 4% – работники промышленности, строительства, транспорта и связи, 5% – работники органов государственного управления, 11% работники образования и здравоохранения, 16% – предприниматели, биснесмены, работники финансовой сферы.

Выводы 

По ответам опрошенных можно сделать следующие выводы: 49% опрошенных являются верующими, но в религиозной жизни не участвуют, 32,6% верующие и по традиции придерживаются религиозных обрядов, около 2,6% респондентов ответили, что верующие,  состоят в религиозной общине и следуют религиозным нормам. И это только молодежь.

36,7% соблюдают религиозные посты и обряды, 39% соблюдают только те, которые не требуют дополнительных затрат и времени, 31% не соблюдают посты и обряды.

60% респондентов мало знакомы с религией и ничего не могут сказать о ней, 25,7% знают о ней только по базовым знаниям, а остальные знают о ней от друзей, знакомых или являются христианами. 55% опрошенных мало знакомы с православием, 27,3% ответили, что знают о ней только по базовым знаниям.

68,7% получают свои знания о религии через интернет, телевидение, радио, из газет и журналов. Это говорит о том, что почти все респонденты коммуникативные и следят за ситуацией в обществе через средства массовой информации. 33,7% респондентов считают, что лояльность и толерантность отличают ислам и Православие от других ветвей религии. 17,6% – духовность и праведность и 59% молодых респондентов затрудняются ответить.

10% опрошенных считают, что религия играет важнейшую роль в казахстанском обществе, 46% думают, что религия особую роль не играет, а 31% молодежи не смогла ответить на вопрос.

20% респондентов считают, что миссионерская деятельность религии проявляется в освящении человека, 33,3% опрошенных – в воспитании религиозного образа жизни, 13,3% – в духовно-нравственном оздоровлении общества, 5% – в воздействии на ценностные приоритеты человека, а 24,3% отметили все вышеизложенные ответы.

27,3% респондентов считают, что религия больше всего влияет на духовное воспитание молодежи, 2% – на образование молодежи, 24% – на поведение в обществе, 20% – на мировоззрение молодежи, 4% – на определение личностных качеств и 20,6% затрудняются ответить. А также 39% респондентов считают, что религия больше всего влияет на политику Казахстана, 38% – на общественную стабильность, а остальные на развитие культуры, образования и науки, 16,6% затрудняются ответить.

53,6% опрошенных думают, что религия не поддерживает насилие и беспорядок в обществе, 15,6% считают, что религия поддерживает религиозную политику государства, 9% – религия борется с экстремизмом и терроризмом, 20,6% затрудняются ответить.

По национальной принадлежности 91,6% опрошенных – казахи, 4,6% – русские, 2,3% – уйгуры и 1% – узбек. По социально-профессиональной категории 13% – предприниматели, бизнесмены, работники финансовой сферы, 19,6% – работники образования и здравоохранения, 7,6% – работники органов государственного управления,  26% – работники торговли, сферы услуг, 10,3% – работники промышленности, строительства, транспорта и связи, 17,6 % – студенты, учащиеся ССУЗов, 1,3 % – временно безработные, домохозяйки, 1% – работники сельского хозяйства.

Опрос выявил у молодых людей низкий уровень знания догматов религии, что свидетельствует о доминировании нерелигиозной картины мировидения, хотя 77,8% опрошенных уверенно ответили, что знают основы своей религии. Обратим внимание, что большинство молодых людей в личной библиотеке содержат религиозную литературу (74,5%) и многие из них как дома, так и вне прошли религиозный обряд приобщения (95,6%).

 

Литература 

  1. Послание Президента Республики Казахстан Лидера нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14.12.2012.
  2. Кураев А. Новомодные соблазны // Журнал «Новый Мир». – 1994. – №10. – С. 47-51.
  3. Ориу М. Основы публичного права. – М., 1929. – С.
  4. Философия: Энциклопедический словарь /Под редакцией А.А. Ивина. – М.: Гардарики. 5 24.05.2013 [http://kapital.kz].
  5. Консультативно-экспертного совета 28.10. 2014 [http://www.kazpravda.kz].
  6. Погонцева Д.В., Наседкина Ю.В. Влияние религиозных убеждений молодежи на формирование отношения к представителям различных религиозных конфессий // Гуманитарные научные исследования. – 2013. – № 5 // [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/05/3055 (дата обращения: 11.2014).
  7. По принципу светскости. [http://www.kazpravda.kz].
  8. Сергиенко Н.Л. Религиозная идентичность Краснодарского края // Журнал «Теория и практика общественного развития». – 2013 – № 8 – С. 47-50.
  9. Леонова М.С., Бондаренко О.В. Место религии в системе ценностей российского студенчества // Вестник ЮРГТУ (НПИ). – 2013. – № 6. – С.134-139.
  10. Ярцев А.Б. Современное неоязычество: к вопросу о происхождении понятия Ученые записки Орловского государственного университета. – Серия: Гуманитарные и социальные науки. – № 5. – С. 151-155.
  11. Костылев П.Н. Постсекулярный мир: критическое осмысление // «Религиоведческие исследования». – №1-2. – С. 25-30.
  12. Телебаев Г.Т. Отношение к религии современной казахстанской молодежи: некоторые особенности.[ http://www. ia-centr.ru/expert/2895/]. 
Фамилия автора: Рысбекова Ш.С., Рысбекова Г.Е.
Год: 2015
Город: Алматы
Категория: Религиоведение
Яндекс.Метрика