Советские праздники в повседневной жизни Казахстана

В статье отмечено, что история повседневности — одно из перспективных направлений в современной исторической науке. Важным аспектом истории повседневности, как выделено автором, является изучение советских праздников и праздничной культуры. Подчеркнуто, что  праздники укрепляли связь  между  населением  и  властью  посредством  совместного  участия  в  торжествах, фиксировали в общественном сознании значимые для страны события, даты и факты, способствовали распространению и закреплению в массах пропагандируемых идей, взглядов, ценностей, идеологии, служили фактором сплочения народов. Статья посвящена исследованию типов и видов советских праздников. 

С установлением советского режима произошли кардинальные трансформации во всех слоях жизнедеятельности общества. Эти изменения оказали существенное влияние на формирование новой советской культуры, с определенными особенностями. Культурная революция, как основная часть государственной политики, способствовала ликвидации неграмотности в Казахстане, формированию советской интеллигенции, развитию науки, литературы, искусства. Большие изменения происходили и в духовной жизни казахстанского общества. Постепенно появлялись революционные праздники, зарождались новые виды военно-патриотической и трудовой обрядности. Так, например, в 30-е годах XX в. были учреждены такие праздники, как День Воздушного Флота СССР, Всесоюзный день железнодорожника (первое воскресенье августа, с 1936 г.) [1; 141], День физкультурника (вторая суббота августа, с 1980 г.), День Военно-Морского Флота СССР (последнее воскресенье июля), Всесоюзный день авиации (18 августа, с 1933 г.), День печати (5 мая), День рабоче-крестьянской милиции (12 ноября, с 1917 г.) [2; 18].

Советские праздники и обряды стали действенной формой коммунистического воспитания советских людей, приобщения их к ценностям социалистической и мировой культуры. Они способствовали формированию высоких чувств советского патриотизма, пролетарского интернационализма, дружбы народов.

Изучив и рассмотрев специфику  проведения  советских  праздников  как  в  Казахстане,  так  и во всем СССР, мы выделили некую их классификацию. Нужно отметить, что праздники можно разделить не только по хронологическому порядку, но и по семантическому направлению. Так, к примеру, нами была выделена классификация временных рамок, а именно: праздники, которые отмечались с приходом к власти большевиков до Великой Отечественной войны, праздники во время и после победы над фашистской Германией, а также произведена классификация семантического значения: общественно-политические, трудовые, молодежные,  народные  и  семейно-бытовые.  Таким  образом, на наш взгляд, такая классификация дает более целостное, систематически связанное   представление o праздниках в казахстанском обществе. Предлагаем рассмотреть каждую из классификаций более подробно.

Нам известно, что с приходом к власти большевиков происходят изменения не только в политической, но и в культурной жизни общества. Партия вводила новые «красные дни» в календаре, пытаясь тем самым в сознание советских людей свою идеологию. Но, как показывает история, праздники царской империи долгое время сохраняли свое значение. Культурная практика 1920–1930-х гг. многократно подтверждала возможность гармонизации советской и религиозной праздничной систем. Этому свидетельствуют материалы Государственного архива Карагандинской области. В конце 1946 г. проводились опросы во многих начальных и средних школах Центрального Казахстана. Согласно опросам 1946 г. в разных школах в одних и тех же семьях часто праздновались и советские, и религиозные праздники. На вопрос: «Какие праздники вы отмечаете дома?» — учащиеся отмечали даты и церковного, и советского календарей. Эти опросы указывают на феномен, подтвержденный дневниковыми записями. Революционные и религиозные праздники отмечались параллельно. Крестьянин Игнат Фролов писал в своем дневнике, что для него были важнее религиозные праздники, но несмотря на это принимал участие и в советских мероприятиях. Так, в 1937 г. он участвовал в демонстрации по случаю 20-й годовщины Октября [3, л. 7].

Из воспоминаний Колесниченко Веры (1945 г.р., жительница города Караганды): «Все праздники праздновались весело, в кругу друзей, все родные собирались. Это действительно был праздник. Я сама бухгалтер по специальности работала на шахте. На производстве не видела, кто со мной работает, а на праздниках и происходила встреча. Праздновали как советские, так и религиозные праздники, особенно Пасху. Помню  мама  послала  меня  за  пасхами  в  магазин и  кто-то  видимо донес. На следующий день мне сообщили, что хотят выгнать из рядов комсомола. Вот так то» [4]. Следовательно, несмотря на идеологизацию партии, советский народ еще не был готов к полному принятию новых и забытию старых традиций и обычаев.

В этот период праздновались такие мероприятия, как Всесоюзный день железнодорожника, День авиации, День печати, Новый год, а также праздники религиозного характера, такие как Пасха, Ураза-Айт и Курбан-Айт, Вознесение, Троица и другие [2; 114].

В годы Великой Отечественной войны советские праздники и обряды были одними из действенных  морально-политических  факторов,  которые  способствовали  объединению  советских    людей в борьбе против гитлеровских захватчиков. Одним из ярких примеров торжественного мероприятия того времени был военный парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади по случаю 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, который оставил неизгладимый след в памяти советских людей. Он проводился в тяжелых условиях первого года войны и сыграл, на наш взгляд, огромную роль в укреплении морального духа армии, а также имел большое международное и военно-политическое значение. Всему миру была продемонстрирована мощная сила, способная не только остановить, но и разгромить врага.

Несмотря на тяжелых условия во время Великой Отечественной войны, советские люди всё же отмечали революционные праздники, которые проходили под лозунгом «Все для фронта, все для победы!».  На  оккупированных  территориях  их  организовывали  силами  партизан  и  подпольщиков. В годы суровых испытаний вошли в традицию новые формы торжеств, например, салюты и артиллерийские залпы в честь побед на фронте.

В послевоенном периоде возникло много новых обрядов и традиций, посвященных памяти павших в боях с врагом. К ним относятся: торжественный марш ветеранов в День Победы, возложение венков на могилу Неизвестного солдата, почетные караулы у памятников павшим героям,  экскурсии в музеи боевой славы, праздники городов и сел, районов, областей, посвященные освобождению их от гитлеровцев, доблести и мужеству Советских Вооруженных Сил в годы Великой Отечественной войны и других. Эти праздники обогатили также и праздничную культуру Советского Казахстана. После окончания войны из  руин  поднимались  города,  районы  села,  советские  люди добивались во всем выдающихся успехов. Все это нашло отражение в развитии профессиональных праздников — День шахтера, празднующегося в последнее воскресенье августа, День строителя, День металлурга (2 воскресенье июля) и другие [2; 94]. Важное значение для дальнейшего развития советской обрядности имело утверждение Президиумом Верховного Совета СССР нового положения «О Государственном флаге СССР» (1955) [5; 132]. В соответствии с ним Государственный флаг СССР поднимается на учреждениях и зданиях не только в дни революционных праздников, но и в дни других праздников и торжественных событий. Таким образом, Государственный флаг СССР стал основным символом советских общественно-политических праздников и обрядов.

С победой социализма в Казахстане, как и во всем СССР, начался новый этап в развитии советских праздников и обрядов. Партия создавала все условия для улучшения материально-технической базы в стране. Значительное внимание уделялось развитию науки и культуры в казахстанском обществе. Это способствовало дальнейшему внедрению советских праздников и обрядов, в которых нашли яркое отражение выдающиеся победы партии и народа в развитии народного хозяйства, науки и культуры, утверждение социалистических отношений во всех сферах общественной жизни.

Явлением всемирно-исторического значения для казахстанского общества стал полет Ю.А.Гагарина в космос. В ознаменование этого события был учрежден праздник — День космонавтики, который отмечался ежегодно 12 апреля. С 1968 г. в соответствии с решением Международной авиационной федерации советские люди и международная прогрессивная общественность отмечали Всемирный день авиации и космонавтики (12 апреля) [1; 146].

В связи с тем, что Советский Союз осуществлял свою политику последовательно и повсеместно, изменения происходили не только в общественной жизни, но и в экономической. Так, к примеру, в 1960 г. ускоренными темпами начали развиваться такие отрасли промышленности, как машиностроение, энергетика, химическая, добывающая, легкая, сельское хозяйство и другие. Это, в свою очередь, повлияло на праздничную культуру Казахстана. Например, возросло число профессиональных праздников. По материалам видно, что уже в 1965–1966 гг. советское правительство насчитывало 13 праздников профессий [6; 324]. Это, в частности, Всесоюзный день работников нефтяной и газовой промышленности (первое воскресенье сентября), день геолога (первое воскресенье апреля), машиностроителя (последнее воскресенье сентября), энергетика (третье воскресенье декабря) и другие. В указанных праздниках были закреплены успехи, достигнутые рабочими и служащими в развитии ведущих отраслей социалистической экономики [5; 45]. Заслуги самых лучших рабочих в советское время правительство учитывало всегда. Этому свидетельство не только всевозможные премии и награды, но и введение новых праздников в честь самых активных тружеников. Подтверждением служит и Указ Президиума ВС СССР от 15.06.1984 г. «О праздничных и памятных датах», где были установлены такие праздники, как День работника легкой промышленности (второе воскресенье июня), День рыбака (второе воскресенье июля), День работника пищевой промышленности (третье воскресенье ноября), Всесоюзный день работников сельского хозяйства (третье воскресенье ноября) и другие [2; 74]. Многим рабочим была повышена заработная плата, значительно увеличились доходы колхозников,  улучшилась  работа  предприятий  торговли  и  жилищно-коммунального     хозяйства. В стране был осуществлен переход к всеобщему среднему образованию, было установлено два выходных дня, что способствовало улучшению культурного отдыха, создавало условия для учебы, повышения профессионально-технического уровня трудящихся. Для поднятия общественного престижа профессий указанных сфер социальной и культурной жизни появились праздники — дни учителя (первое воскресенье октября), медицинского работника (третье воскресенье июня), работников торговли (третье воскресенье марта), работников жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (третье воскресенье марта) [2; 81–85].

Наряду с трудовыми и общегосударственными праздниками и обрядами развивалась и семейнобытовая обрядность. Характерными особенностями являлись массовость, создание организационных основ и материальной базы, начала осуществляться работа по художественному оформлению обрядовых действий.

Много было праздников, связанных непосредственно с духовной жизнью общества, его культурой. К ним относились: праздники песни, дни поэзии, фестивали искусств, юбилеи памятных исторических событий и дат отечественной и мировой культуры. Праздники социалистической культуры были массовыми и проходили под знаком дружбы советских народов. Они обогащали жизнь казахстанского общества, утверждали уважительное и бережное отношение советского человека к духовным ценностям социалистического общества, всего человечества.

Теперь предлагаем остановиться более подробно на праздниках по своему значению и охарактеризовать принцип их проведения.

В казахстанском обществе сложилась разветвленная система обрядов и праздников. Ее структуру составляли конкретные обряды и праздники, их группы и подгруппы. Выделение основных групп обрядов можно проводить по разным признакам. Но определяющими из них являются содержание, те идеи, идеалы, установки, которые прививали людям с помощью символов и действий того или  иного обряда. Исходя из этого критерия в системе обрядов социалистического общества различались следующие относительно самостоятельные группы: общественно-политические, трудовые, детские, юношеские, молодежные, традиционные народные и семейно-бытовые. Среди них встречается две разновидности: обряды, функционирующие только в рамках праздника, и обряды, существующие самостоятельно [5; 121–124].

Общественно-политические праздники и обряды. В группу общественно-политических праздников и обрядов входят общегосударственные, революционные праздники, юбилеи знаменательных историко-революционных событий, основоположников научного коммунизма  (К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина), выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, международного коммунистического и рабочего движения. Составными элементами их были демонстрации, парады, торжественные собрания, митинги, церемонии возложения венков к памятникам и мемориалам, несение почетных караулов и т.д. Они наиболее ярко выражали политические идеалы, революционные, боевые и трудовые традиции советского народа, его образ жизни. Передаваясь из поколения в поколение, они прославляли могущество социалистического строя, воспитывали идейные и моральные качества личности во всем казахстанском обществе. Большим разнообразием отличалась группа военно-патриотических обрядов. Сюда относились обряды, сопровождающие принятие военной присяги, несение почетных караулов у знамен частей, памятников и обелисков, торжественный вынос знамени части, праздничные парады войск, построения личного состава воинского подразделения в день праздника, церемония вручения наград, торжественные вечера и собрания представителей общественности и воинских частей по случаю праздников Вооруженных Сил СССР, встречи с ветеранами Советской Армии и Военно-Морского Флота, участниками Великой Отечественной войны, зачисление погибших на фронте воинов-героев навечно в состав рот, полков, торжественное возложение венков и гирлянд Славы к могилам павших воинов, памятникам и обелискам, а также похороны с воинскими почестями и т.д. Несмотря на то, что основные элементы и порядок проведения такого рода обрядов уже были выработаны и были сравнительно устойчивыми, процесс их совершенствования и обогащения не прекращался. Например, при вступлении в ряды Вооруженных Сил СССР каждый военнослужащий принимал в индивидуальном порядке военную присягу, скрепляя ее собственноручной подписью [5; 46].

Сложился порядок проведения обряда и найдены были яркие его элементы. Молодые воины принимали присягу перед развернутым Боевым Знаменем части в присутствии всего личного состава, представителей партийных, советских и общественных организаций, ветеранов войны и труда, родителей. Подписанный солдатами текст военной присяги вручался командиру части, который поздравлял принявших присягу. Затем исполнялся Государственный гимн СССР. После звучания гимна личный состав подразделений должен был идти торжественным маршем. Стало традицией принятие присяги проводить у памятников революционной, боевой и трудовой славы, где молодые солдаты давали клятву быть верными защитниками Родины и свято выполнять свой долг [5; 47]. По воспоминанию Абдикарима Калдыбекова (г.р. 1931 г., житель г. Караганды), празднование 9 Мая   проходило с раннего утра, на парад шли все, но участвовали только военные и те, кто воевал. Везде видны были портреты  Ленина  и  транспаранты  с  надписью  красным  цветом  «День  Победы».   А.Калдыбеков: «Для нас это был действительно огромный праздник, а особенно для тех, кто принимал участие, кто встречал врага с глазу на глаз. Все  стояли  со  слезами  на  глазах.  У  всех  в  руках  были  цветы. Шли на праздник с охотой, не то, что нынешняя молодежь. Сейчас время другое, не похожее на Советский Союз. Старались и одеться нарядно, в рубашечку, брюки, готовились к празднику еще за месяц вперед. Обязательно на торжестве выступали участники войны, в честь них читались стихи. Вы ведь последнее поколение, кто видит ветеранов войны, но все не передам словами. Это нужно жить в то время и самому почувствовать» [7, л. 47].

Военно-патриотические обряды выполняли важные воспитательные функции, приобщая воинов, всех советских людей Казахстана к революционным, боевым и трудовым традициям и воздействовали на формирование политической сознательности, патриотизма, интернационализма.

Трудовая обрядность. Группу трудовых, в том числе профессиональных, составляют праздники, которые связаны с деятельностью и жизнью трудовых коллективов и профессиональных групп людей. Используя эти обряды, отмечали юбилеи промышленных предприятий, строек, колхозов и совхозов, производственные достижения трудовых коллективов, отдельных рабочих и колхозников, победу в социалистическом соревновании, получение государственных наград. Особо чествовали передовиков и новаторов производства, трудовые династии, ветеранов труда.

В повседневности отмечали такие памятные события в жизни членов коллектива, как посвящение в рабочие, хлеборобы, день получения первой зарплаты молодыми тружениками, трудовые юбилеи, проводы ветеранов на заслуженный отдых и т.д. [5; 48]. С помощью этих обрядов подчеркивается общественная ценность труда, возвеличивается трудовая доблесть советского человека.

Широко были распространены обряды, которые функционируют в рамках праздников, посвященных наиболее массовым и общественно значимым профессиям в нашей стране. Это Всесоюзный день железнодорожника (первое воскресенье августа, с 1936 г.). Всесоюзный день работников нефтяной и газовой промышленности (первое воскресенье сентября), Всесоюзный день работников сельского хозяйства (третье воскресенье ноября), День металлурга (третье воскресенье июля), День учителя (первое воскресенье октября), День медицинского работника (третье воскресенье марта) и т.д. [8]. Хотя окончательные формы празднования дней профессий сложились не сразу, но во многих из них найдены удачные обрядовые элементы, подчеркивающие своеобразие и важность той или иной профессии. Например, в праздновании Дня строителя в ряде случаев особое место занимают обряд вручения новоселам символического ключа от нового дома, квартиры и чествование лучших строителей [5; 257].

Многоплановое явление — праздники профессий. Они включают в себя торжественные собрания, вечера трудовой славы, чествование рабочих и хлеборобских династий, победителей социалистического соревнования, подведение итогов конкурсов «Лучший по профессии», вручение наград и премий и т.д. Стало также традицией в эти дни проводить в парках и на стадионах массовые представления, игры и спортивные состязания.

Важное место в празднично-обрядовой сфере социалистического общества занимали праздники и обряды сельских тружеников. Сложились основные их обрядовые элементы: чествование передовиков сельскохозяйственного производства, победителей социалистического соревнования, оглашение решения правления колхоза о присвоении лучшим труженикам звания почетного колхозника, механизатора, животновода, виноградаря, занесение их имен в Книгу трудовой славы колхоза, совхоза, вручение им грамот, дипломов, переходящих красных вымпелов, премий, ценных подарков и т.д. [5; 118].

В различных районах Казахстана форма проведения сельскохозяйственных праздников была разной, но содержание оставалось одним и тем же. Эти праздники и сопутствующие им обряды символизировали общественное признание важности сельскохозяйственного труда, способствовали повышению престижа профессии хлебороба, являлись одним из способов морально-психологического стимулирования эффективности и качества сельскохозяйственного производства. Посредством трудовой обрядности подчеркивалось, что труд в условиях социализма — дело чести, доблести и геройства, критерий нравственной оценки личности, ее сознательности.

Детская, юношеская и молодежная обрядность. Особую группу образуют детские, юношеские и молодежные обряды. Они посвящены наиболее важным событиям в жизни подрастающего поколения. К детским обрядам относились в советское время утренники и различные торжества, проводимые в детских садах, первый звонок в школе, посвящение в первоклассники, торжественный прием в октябрята, пионеры, почетный караул у пионерского знамени, пионерский салют, торжественная пионерская линейка и т.д.

Юношеские обряды включали в себя знаменательные события, проходившие в жизни ученических комсомольских организаций, учащихся старших классов общеобразовательной школы, профессионально-технических училищ. К их числу относятся: вручение комсомольского билета, почетный караул у огня Вечной славы, памятников и обелисков, торжественное вручение паспорта шестнадцатилетним, последний звонок в школе, училище, вручение аттестата зрелости и т.д. [9; 49].

Молодежные обряды знаменовали этап социальной зрелости юношей и девушек, их вступление на путь самостоятельной трудовой жизни. В эту подгруппу мы включаем: посвящение в рабочие, хлеборобы, студенты, проводы молодежи на новостройки, торжественное вручение диплома, трудовой книжки, проводы юношей в ряды Советской Армии и т.д. Указанные обряды были взаимосвязаны с общественно-политическими и трудовыми, так как удовлетворяли потребность подрастающего поколения в освоении социального опыта. Их объединяли единая идейная направленность — воспитывать советскую молодежь в духе преданности коммунистическим идеалам, приобщать ее к славным революционным, боевым и трудовым традициям партии и народа.

Для миллионов детей, юношей и девушек, практически для каждой советской семьи ярким событием являлось начало учебного года. 1 сентября стало всенародным праздником — Днем знаний.

С 1984 г.  в канун  нового  учебного  года  в  общеобразовательных школах проводилось посвящение в первоклассники, профтехучилищах и средних специальных учебных заведениях — торжественные линейки, в вузах — посвящение в студенты. Этот обряд символизировал приобщение детей и молодежи к миру знаний, стимулировал интерес к постижению нового, подчеркивая тем самым заботу Коммунистической партии о духовном развитии подрастающего поколения [10; 195].

Важной формой приобщения детей и молодежи к традициям являлся прием в пионеры и комсомол. Пионерские и комсомольские организации делали все для того, чтобы обряд был красочным и эмоционально насыщенным. Подчеркивая значимость события, пионерские и комсомольские организации нередко проводили прием в канун революционных праздников и юбилейных дат.

Большое воспитательное значение имело вручение комсомольского билета в торжественной обстановке. В большинстве случаев эта церемония проходила у памятника В.И.Ленина, на местах революционных  событий,  на  комсомольских  собраниях,  в  комнатах  боевой  и  трудовой  славы. На вручении присутствовали ветераны партии и комсомола, труда и войны, принимали участие отцы, матери, сестры и братья тех, кому вручался комсомольский билет. Принятые в комсомол фотографировались у Красного знамени вместе с гостями и приглашенными. Нередко торжество заканчивалось исполнением революционных и комсомольских песен [11; 50].

Детские, юношеские и молодежные обряды являлись действенным средством приобщения молодого поколения к ценностям социалистической культуры, способствовали формированию социально активной личности. «Комсомол должен настойчиво развивать трудовую и общественную активность юношей и девушек, формировать у них марксистско-ленинское мировоззрение, политическую и нравственную культуру, сознание исторической ответственности за судьбы социализма и мира» [5; 28]. Решению этих задач содействовали детские, юношеские и молодежные обряды.

Традиционные народные праздники и обряды. Система социалистической обрядности включает группу традиционных народных обрядов и праздников. Это название в определенной степени условно, ибо вся празднично-обрядовая система советского общества постепенно становится традиционной. По своему составу эти праздники и обряды неоднородны. Сюда входят обряды, сопровождающие праздники календарного цикла, например, встреча Нового года, проводы зимы, встречи весны, лета и многие другие. Своими корнями они уходят в глубь веков.

Примером бережного отношения к народным традициям и обрядам является празднование советскими людьми Нового года. Почти для каждой советской семьи стало традицией украшать новогоднюю елку, поздравлять родных, близких и друзей, дарить детям подарки и т.д. Накануне Нового года в трудовых коллективах подводились итоги социалистического соревнования, чествовали передовиков производства, ветеранов труда, вручали им премии, ценные подарки. Многие труженики получали даже ордера на квартиры и справляли новоселья.

Из воспоминаний Колесниченко Веры, (1941 г.р., жительница города Караганды), по поводу празднования Нового года: «Ой, ну Новый год самый любимый был праздник, не считая еще 9  Мая. К Новому году готовились все. Шили наряды, готовили кушанье разное, ходили по гостям. В то время все друг с другом общались, всех знали, не то что сейчас, даже своих соседей не знаешь. А тогда не так было. В Новый год никто дома не сидел, а если и хочешь спрятаться, и то не получится. Помню это было в 1940-х гг., уже война закончилась, сшила мне мама костюм снегурочки, а тогда то не было украшений, ничего такого, это сейчас все что хочешь есть, лишь бы деньги были. Вот костюм выглядел просто из разных лоскутков материала, и я тогда такая радостная была, ну просто не описать. Бывало да, и денег не было приготовить что-то вкусненькое, но соседи выручали, друзья. Добрые раньше были люди. Хоть и сами перебивались с копейки на копейку» [5; 28].

Особый настрой празднику придает Новогоднее поздравление советскому народу Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР, в котором оценивались успехи в построении коммунистического общества, подводились главные итоги ушедшего года, выражались пожелания советским людям дальнейших успехов в труде и счастья в их личной жизни. Прослушав приветствие, советские люди в новогоднюю ночь поздравляли друг друга с Новым годом, желали своим родным, близким, друзьям и знакомым счастья, здоровья, дальнейших трудовых успехов. Характерно, что обрядовые формы новогоднего праздника Казахстана отмечены оптимизмом, трудовым пафосом, радостью и весельем [5; 51].

В группу традиционно-народных входили праздники, выражавшие отношение советских  людей к памятным историческим событиям, знаменательным и юбилейным датам в развитии отечественной и мировой культуры. К ним, прежде всего, относились торжества, посвященные юбилеям выдающихся деятелей отечественной культуры, а также зарубежных прогрессивных деятелей. Эти торжества, наряду с тематическими докладами, включали приветствия, поздравления, вручение памятных адресов, сувениров, возложение венков и корзин цветов к памятникам т.д.

Семейно-бытовая обрядность. Большое место в жизни советских людей занимала группа семейно-бытовых обрядов. Они наиболее ярко отражали личностные семейно-брачные и бытовые отношения, складывающиеся в социалистической семье под воздействием коммунистической морали. Свадьба, торжество по случаю рождения ребенка, новоселье, дни рождений, дни совершеннолетия детей, юбилеи семьи (например, «серебряные» и «золотые» свадьбы) раскрывали и утверждали красоту новых отношений, основанных на искренних чувствах, подчеркивали их высокую нравственную ценность.

Глубокое содержание, например, заключалось в обряде торжественной регистрации новорожденного. Сценарий обряда в основном складывался не сразу. Обряд состоял из двух неразрывно связанных частей [9; 52]. В первой его части юридически фиксировалось избранное родителями имя ребенка и подтверждались его права гражданина, равноправного члена социалистического общества. Вторая часть обряда носила торжественно-поздравительный характер. Обряд сопровождался исполнением песен поздравительными речами в честь новорожденного и его родителей, а также дедушек и бабушек, гостей. Участие в обряде названых родителей публично демонстрировало добровольную готовность нести нравственную ответственность за воспитание ребенка, в любое время жизни прийти ему на помощь. Все это являлось народной традицией, наполненной новым содержанием [5; 32].

Широкое распространение получил обряд торжественной регистрации бракосочетания. Сущность нового обряда состояла в том, что он в торжественной обстановке фиксировал создание новой семьи, юридически санкционировал брак, подчеркивал, что социалистическое общество проявляло большую заботу о семье, охране материнства, нравственном воспитании детей. И в настоящее время как общество, так и государство возлагают большую ответственность на семью, так как семья — это ячейка общества и именно здесь происходит воспитание подрастающего поколения — будущего каждой страны.

В Конституции СССР обряд бракосочетания утверждал равенство в семье между женщиной и мужчиной [12; 25].

Новая семейно-бытовая обрядность закрепляла неразрывную связь советской семьи с обществом, государством, трудовыми коллективами, содействовала повышению престижа семьи, материнства и отцовства, способствовала совершенствованию культуры семейного быта.

Таким образом, повседневность праздничной культуры Советского Казахстана обогащалась и видоизменялась в соответствии с общественно-политическими изменениями в обществе. Происходило зарождение новых и постепенное исчезновение старых обрядов и праздников. Система советских праздников и обрядов была тесно связана с деятельностью людей, их образом жизни. Она отражала многообразные взаимоотношения между людьми, связи личности с обществом, трудовым коллективом, окружающими людьми, природой. В обрядах отражались не любые связи, а наиболее существенные, имеющие важное значение как для личности, так и для общества в целом. Поэтому общество на тот момент было заинтересовано в развитии и совершенствовании обрядов и праздников как формы сохранения и передачи социального опыта и преемственной связи поколений.

Праздничная культура в казахстанском обществе в советский период характеризовалась пестротой и торжественностью проведения праздников, но смысл сохранялся у всех один — трудиться во имя Родины, во имя великого Советского Союза. И это действительно имело место в праздничной культуре всего казахстанского общества. 

 

Список литературы

  1. Битенова Н.М. Образ жизни и быт. — Алма-Ата: Казахстан, 1982. — 232 с.
  2. Наши праздники. — М.: Политиздат, 1977. — 200 с. 3 ГАКО. Ф. 1287. Оп. 1. Д.
  3. Аудиозапись биографической беседы с Колесниченко В. (1945 г.р., записано К.К. Абдрахмановой в Караганде в 2012 г.
  4. Закович Н.М. Социалистическая обрядность. — Киев: Вища школа, 1986. — 343 с.
  5. Рольф М. Советские массовые праздники. — М.: Российская политическая энцикл.: Фонд Первого Президента России Б.Н.Ельцина, 2009. — 439 с.
  6. Воспоминания А. Калдыбекова, 1931 г.р., шахтер, житель г. Караганды // ГАКО. Ф. 1915. Оп. 1. Д. 19. Л. 231–236.
  7. История рабочего класса Советского Казахстана. В 3 т. Т. 2. (1938–1960 гг.). — Алма–Ата: Наука, 1988. — 464 с.
  8. Кикило И.П. Новое время — новые традиции. — М.: Знание, 1969. — 75 с.
  9. Культура Советского Казахстана. — Алматы: Наука, 1957. — 186 с.
  10. Беляков Е.Г. Чтобы помнилось долго и радостно. — М.: Советская Россия, 1985. — 95 с.
  11. Руднев В.А. Советские праздники, обряды, ритуалы. — Л.: Лениздат, 1979. — 206 с.
Фамилия автора: К.К.Абдрахманова
Год: 2016
Город: Караганда
Категория: История
Яндекс.Метрика