Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Особенности ноогуманистического мировоззрения в современной ноосферной парадигме

Вызовы современности требуют новых мировоззренческих ориентиров, и становящийся концепт ноогуманизма, направленный на гармонизацию взаимодействия социоприродных систем, является одним из проявлений адекватной рефлексии сегодняшнего общественного сознания. Определено, что в основе ноогуманистически-ориентированного мировоззрения находится идея социоприродного согласия, которая ориентирована на установление гармонизированных взаимоотношений в системе «человек–общество–природа». В этой связи в рамках ноогуманистической мировоззренческой подготовки предусмотрено формирование у индивида личностных качеств коммуникативной (толерантность, эмпатия), копинговой (стрессоустойчивость, резистентность) и экофильной направленности. На основе сравнительного анализа ноогуманистического мировоззрения с близкими ему типами разных мировоззрений (ноосферного, естественнонаучного, гуманистического) выявлены его специфические признаки.

 Кризисные явления современного общества, связанные с деструктивными процессами в экономике, экологии, духовной жизни людей и пр., актуализируют проблему формирования человека с планетарным мировоззрением, сознанием. Философское обоснование необходимости планетарного мировидения как закономерной социоприродной эволюции человека можно встретить в трудах И. Канта (1795), по мнению которого человеческий прогресс неотъемлем от интеграционных процессов и, как следствие, связан с ростом планетарного сознания.

Значение «ноогуманизм» вошло в научный оборот в конце прошлого века. Г.П. Сикорская определяет его как «ноосферный гуманизм (ноогуманизм), характеризующийся стремлением человеческого сообщества к состоянию коэволюции с биосферой» [1; 33]. Указанная идея, имея глубоко нравственно-экологический посыл, по сути, оплодотворила различные типы мировоззрений экофильногуманистической направленности: ноосферный, экологический, эколого-ориентированный, гуманистический, экогуманистический и пр.

В основу рассмотрения ноогуманизма как мировоззренческого концепта была положена идея социоприродного гомеостазиса (А.И. Субетто, 2003), берущая начало в античности и блестяще развитая российской научной ноосферной школой (А.И. Субетто, 2012). Данная идея связана с гармонизацией социоприродных систем и зиждется на принципе гармонии (Б.М. Мукаева, 2003), корреспондирует с принципом гармонизации — ключевым принципом ноосферного образования (Н.В. Маслова, 1999) и пр. Приобретя «статус универсалии и фундаментальной духовной ценности человека …со времен формирования человеческого сознания и ранней общей картины мира», принцип гармонии давно получил методологическое «мета-» значение в «обосновании устойчивого природопользования в современной концепции социоприродных систем» [2]. Именно метапринцип гармонии, лежащий в основе идеи социоприродного гомеостазиса, по нашему мнению, выполняет ключевую роль в становлении ноогуманистического мировоззрения, направленного на созидание осмысленносогласованного и сбалансированного социоприродного мира.

Идея социоприродного гомеостазиса, ранее рассматриваемая в рамках мировоззренческой типологии как бы разрозненно — сквозь призму системы либо «человек-природа», либо «человек и социум» и структурирующая мировоззренческие матрицы определенной направленности (либо экологической, либо гуманистической), — в разрабатываемом нами мировоззренческом концепте интегрирована в единой системе «человек–общество–природа» [3]. Структуризация идеи социоприродного согласия на каждом из уровней указанной системы генерирует совокупность ноогуманистических представлений и ценностей (самоценность природы и человека как со-субъектов целого, стремление гармонично сосуществовать с природой, обществом и самим собой и пр.). Так, проекция категории социоприродного согласия в системе «человек–общество–природа» на уровне «человека» предполагает потенциальную возможность формирования масштабного (коэволюционно-планетарного) мышления, мироформирующего сознания и самосознания, способных благодаря адекватно развитым потребностям, установкам, поведенческим моделям создавать мир на основе коэволюции и сохранения динамического равновесия социоприродных систем, укрепить «гомеостатическую» составляющую психического здоровья: конгруэнтность (быть в ладу с самим собой и внешним миром), копинговые качества (стрессоустойчивость, резистентность); реализация идеи социоприродного согласия в соответствии с вектором «общество» в системе ««человек–общество–природа», ориентирует мировоззренческую подготовку индивида к формированию у него коммуникативных навыков понимания и сочувствия к Другому (толерантность, эмпатия); вектор «природа», соответственно, отражает гомеостатическую атрибуцию становящегося ноогуманистического мировоззрения: соразмерность потребностей человечества и возможностей биосферы), ответственность человека перед Универсумом, исполнение им нравственных императивов.

Таким образом, нами было дано определение ноогуманистического мировоззрения, трактуемого в широком смысле как «отражение исторически определенного уровня духовно-интеллектуального развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженного в типах и формах организации жизнедеятельности людей, в их согласованных взаимодействиях с социоприродными системами и в создаваемых духовных и материальных ценностях. В узком смысле под ним подразумевается система представлений, убеждений, чувств, потребностей, ведущих к формированию ноогуманистически-ориентированной личности, вбирающей совокупность нравственных принципов, убеждений, программ социальной жизни, направленных на устойчивое и гармоничное развитие социоприродного мира, характеризующих эмоциональный уровень жизнедеятельности человека, его готовность к анализу и решению проблем в соответствии со степенью интериоризованности указанных знаний, ценностей и включенностью их в его повседневный поведенческий статус» [4].

Итак, ноогуманистическое мировоззрение является интегральным понятием, включающим в себя ноосферную, экологическую, гуманистическую, физическую составляющие:

  • с экологическим мировоззрением ноогуманистическое мировоззрение роднит установка на гармоничные взаимоотношения в дихотомии «человек–общество» и «природа» на основе принципа коэволюции, соблюдения эколого-нравственных императивов. В отличие от экологоориентированного типа мировоззрения, понимаемого как «устойчивая система взглядов и убеждений личности на природу, на взаимоотношения природы и общества, на планету как среду обитания человечества, способы познания мира, на осознание человеком себя в качестве субъекта развития природы» [5; 114], где все-таки доминирующими выступают взаимоотношения человека, социума и природы, в ноогуманистическом мировоззрении в качестве объектов, могущих «гармонизировать» свои системные основы в координатах «человек–общество–природа», помимо указанной дихотомии, автономно может рассматриваться сам человек, вне природного фактора. При этом главным посылом в социальной составляющей «человек–общество» является достижение толерантности, формирование коммуникативных навыков, а в рамках системы «человек» — стремление к психологической (стрессо-) устойчивости, эмпатии, милосердию;
  • с ноосферным мировоззрением и основными положениями квантовой физики ноогуманистическое мировоззрение сближает осознание человеческого сознания в мироформирующем качестве, как неотъемлемого атрибута Универсума, обусловливающего его бытие в функциональном и органичном единстве;
  • с классическим гуманистическим мировоззрением ноогуманистическое мировоззрение объединяет ориентация на достижение ценностей, носящих личностный и общественный характер (идеал всестороннего гармоничного развития личности), к которым также можно отнести природосообразность, включенную в образовательное поле в качестве ведущего смыслового компонента, а также доминирующими становятся субъект-субъектные отношения; самопознание и непрерывное самообразование;
  • с универсальной и критической формами гуманизма, характеризующими постнеклассический период науки, ноогуманистическое мировоззрение роднит направленность на формирование в индивиде ответственности и самокритичности, осознание субъект–субъектных отношений в системе «человек–природа». Ноогуманизм опирается на критический гуманизм и ориентирован на ответственное отношение людей к социоприродным процессам. С гуманистическим универсализмом ноогуманистическое мировоззрение объединяет выявившаяся в современной науке направленность рефлексирующего коллективного сознания к интеграции теоретических систем из различных областей знаний, позволяющих эффективнее реагировать на вызовы времени в условиях глобализации и системного кризиса.

Вбирая в себя знакомые, на первый взгляд, положения своих составляющих (ноосферной, экологической, гуманистической, физической), ноогуманизм, лежащий в основе ноогуманистического мировоззрения, опирается на крепкие гуманистические идеалы, экологические императивы и положения, связанные с созидающей социоприродную гармонию решающей ролью человеческого разума, которые именно в данном сочетании дают собственный аутентичный интегрированный мировоззренческий костяк, отличающийся от других типов мировоззрения своими особенностями. Формирование ноогуманистического мировоззрения обусловлено: включением обучающихся в ноогуманистически-ориентированную деятельность; созданием ноогуманистически-ориентированной среды, осознанием и личностным принятием ноогуманистических представлений, ценностей, поведенческих моделей.

Сущностная характеристика феномена «ноогуманистическое мировоззрение» рассматривается как мировоззренчески-качественное становление личности будущего специалиста на основе органической совокупности ноогуманистических мировоззренческих знаний, ценностей, установок, идеалов, актуализируемых индивидом сквозь призму научно-метафизического мироосмысления и коэволюционного сознания и включает в себя следующие сущностные признаки:

  • цивилизационный и глобализационный, характеризующие ноогуманистическое мировоззрение как социальную востребованность общества в мировоззренческих и педагогических системах, направленных на формирование планетарно-коэволюционного сознания, критически-гуманистического мироотношения, воспитание ноогуманистических ценностей, обусловленных общекризисными явлениями в мире и угрозой выживанию человечества;
  • системный, выражающий упорядоченную структуризацию ноогуманистического мировоззрения в информационном пространстве в виде системного саморазвивающегося феномена, обусловливающего восприятие, осознание и закономерное развитие личности в ноогуманистическиориентированном ключе, объективно определяющих ноогуманистическую направленность интересов, установок, убеждений и потребность в адекватной деятельности и способной сохранять самотождественность при различных внешних и внутренних изменениях;
  • культурологический, который позволяет рассматривать ноогуманизм и ноогуманистическое мировоззрение, с одной стороны, как часть общечеловеческой культуры, с другой — как культурносоциальный феномен, с собственной системной «инфраструктурой»: ноогуманистическиориентированными сознанием, деятельностью и пр., поскольку культура является смыслопорождающей средой и пространством для свободного становления и развития ноогуманистическиориентированной личности и образования, генерируя не только новые педагогические ценности, но и индуцируя по своему подобию самоорганизующуюся систему образования;
  • общественно-значимый, отражающий востребованность социума в специалистах, готовых реализовать свой потенциал в направлении гармонизации социоприродных систем, ориентированных на осознанно-гуманное отношение к миру, укрепление толерантности, исполнение нравственного и экологического императивов и пр.;
  • мировоззренческий, представляющий собой совокупность знаний, ценностей, идеалов, установок, жизненных позиций, программ индивида о социальном и природном мире на основе социоприродного консенсуса, продуцирующуюся и актуализирующуюся в результате работы сознания, самосознания, потребностно-волевого начала в условиях адекватной поведенческой деятельности;
  • аксиологический, вбирающий в себя ноогуманистическую ценностную ориентацию личности в разных сферах деятельности;
  • управленческий, проявляемый в том, что ноогуманизм, как особая форма мировоззрения, имеет собственную организующую роль во всех сферах общественной жизни;
  • профессиональный, отражающий высокую степень претворения ноогуманистических знаний и убеждений в профессии;
  • личностно-деятельностный, выражающий направленность личности на осознанное приобретение ноогуманистических знаний, ценностей, реализуемых в ноогуманистически-ориентированной деятельности;
  • сознательно-волевой, отражающий убежденность индивида в целенаправленной ноогуманистически-ориентированной деятельности (активная гражданская позиция, толерантность, убежденность в исполнении нравственных и экологических императивов). 

Безусловно, формирование ноогуманистического мировоззрения шире, становление ноогуманистической педагогики — одно из самых перспективных и продуктивных направлений в философии образования ХХI в.

 

Список литературы

  1. Сикорская Г.П. Ноогуманистическая модель эколого-педагогического образования и практика ее реализации: дис.д-ра пед. наук. — Екатеринбург, 1999. — 446 с.
  2. Мукаева Б.М. Принцип гармонии в концепции устойчивого природопользования: Философско-методологический анализ: дис. … канд. филос. наук. — М., 2003. — [ЭР]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/printsip-garmonii-vkontseptsii-ustoichivogo-prirodopolzovaniya-filosofsko-metodologicheskii / (дата обращения: 10.2010).
  3. Шиндаулова Р.Б. Генезис ноогуманизма и формирование ноогуманистически-ориентированного мировоззрения // Пси-фактор: психологические факторы жизнедеятельности: материалы ХI междунар. науч.-практ. конф. (Новомосковск, 01.03.2014 г.). — Новомосковск, — C. 89–96. — [ЭР]. Режим доступа: http://nurao.ru/attachments/article/28/PSIF2014.pdf
  4. Шиндаулова Р.Б. Педагогические условия формирования ноогуманистически-ориентированного мировоззрения // Современные концепции развития науки: Сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — 20.02.2016 г. г. Курган. — Уфа: АЭТЕРНА, — 208 с. — [ЭР]. Режим доступа: http://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK112-2.pdf3
  5. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Эколого-ориентированное мировоззрение личности: моногр. —М.: Изд-во РУДН, 2008. — 422 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.