Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Этнопедагогические аспекты воспитания личности в традициях казахского и чеченского народов

Раскрыты этнопедагогические аспекты воспитания личности в традициях казахского и чеченского народов. Сравнительный анализ традиций этих народов привел к заключению об общечеловеческих ее основаниях, построенных на диалектике «общее особенное». Отмечено, что своеобразие педагогических особенностей народов подчеркивает ценность этнических культур в системе мирового наследия. Показано, что этнопедагогизация процесс, направленный на формирование этнокультурной личности. Сделано предположение о том, что этнокультура и язык, являясь фундаментом, основой данного процесса, играют в нем функционально разные роли. 

Соотношение национального и общечеловеческого во все времена составляло одну из фундаментальных проблем общественного развития. Нарастающая тенденция к унификации мирового образовательного пространства может таить в себе угрозу выживания национально-культурных ценностей этнических общностей. В истории этому есть пример. В советский период унификация и русификация содержания образования привели к потере исторической памяти, отторжению от исконных традиций народов. Теория и практика интернационального воспитания в большей части советского периода страдали абстрактностью и односторонностью, так как не исходили из национальной самобытности культур народов Союза и находились в зависимости от моноидеологического влияния партии [1; 174]. Это обстоятельство усилило наш интерес к проблеме с позиций поиска оптимальных путей, направленных на сохранение этнического своеобразия народов в движении к общечеловеческому единству.

Этнопедагогика способствует самовыражению этнического опыта воспитания в формировании новых поколений. Ведь каждый народ обладает ценным опытом воспитания, сохранившимся в его исторической памяти. Понятие «этнопедагогизация образования», в последнее время используемое в педагогической литературе, подразумевает внедрение этнопедагогического образования и этнопедагогического компонента в учебный процесс. Этнопедагогизация рассматривается как «целостный процесс системного исследования, изучения, освоения и применения богатейшего этнопедагогического наследия народов и  стран» [2;  211].  В данной  работе мы  будем исходить из определения  Ф.Г. Ялалова, который под «этнопедагогизацией» в рамках культурологического подхода понимает «процесс обновления содержания путем разработки и последовательного внедрения этнокультурного, межкультурного и поликультурного компонентов» [3; 25].

В свою очередь, этнический компонент в содержании образования есть основа этнокультурного образования, более широкого относительно этнопедагогического. Данное утверждение основано на том факте, что этнический компонент в содержании образования в целом есть не что иное, как совокупность элементов этнонациональной культуры. Таким образом, в нашем понимании сложилась следующая градация: этнопедагогический компонент ¾ этнопедагогическое образование; этнический компонент (этнокультурный компонент) ¾ этнокультурное образование. Соответственно, этнопедагогическое образование составляет часть этнокультурного образования.

Концепция этнопедагогизации системы образования государств СНГ содержится в  работах  И.А. Арабова, Ш.М-Х. Арсалиева, Г.Н. Волкова, А.Ш. Гашимова, В.М. Григорьева, К. Жарыкбаева,  З. Нигматова, Д.Е. Иванова, С.К. Калиева, К.Ж. Кожахметовой, М.Б. Кожановой, Р.В. Комракова, Ж.Ж. Наурызбая, И.В. Мусхановой, В.А. Николаева, Т.Н. Петровой, И.О. Поповой, В.А. Сластенина, Г.В. Давлекамовой, Г.А. Станчинского, М.И. Стельмахович, С.А. Узакбаевой, М.А. Хайруддинова, М.Г. Харитонова, Е.Л. Христовой, В.Ю. Штыкаревой Ю.А. Рудь, А.П. Орловой и многих других ученых.

На основе анализа этнопедагогических работ отмечаем, что в научной литературе последних лет этнопедагоги и этнопсихологи выделяют два подхода к исследованию народного опыта воспитания: эмик (специфический) и этик (общий). Их сущность заключается в различиях воспитательного опыта этнических групп (культурно-специфический подход внутри этносистемы) и универсального подхода, изучающего общее и частное и воспитании в культуре разных этносов [4; 78]. Перспективы развития этнопедагогики связываются исследователями с рассмотрением ее роли в механизме формирования национального самосознания, патриотизма, культуры межнационального общения, толерантности, а также с большими возможностями ее использования в современной социализации личности. Сегодня внимание ученых привлекает проблема реализации идей этнопедагогики в формировании поликультурной  личности   (Ю.А. Белогуров,   Л.Н. Бережнова,   О.Д. Мукаева,   Л.Л. Супрунова, В.И. Матис и др.). Л.Н. Бережнова указывает на «востребованность этнопедагогики, направленной на определение путей этносоциализации подрастающего поколения в новых условиях межкультурного взаимодействия мирового сообщества» [5; 7].

Этнопедагогика, исследующая своеобразие воспитания этносов и педагогическое воздействие национальных культур на формирование личности, рассматривает различные национальные модели воспитания. Своеобразие педагогических особенностей народов подчеркивает ценность этнических культур в системе мирового наследия. Все национальные системы воспитания, устанавливая разные приоритеты в целях и средствах воспитания, являются не равноценными, но одинаково необходимыми для развития всего социума через оптимизацию отношений личности и общества.

История неоднократно демонстрировала миру, что попытки игнорирования национальноэтнических различий имеют обратное действие, приводя к возрастанию этноцентрических тенденций в обществе, к формированию обостренного чувства национального самосознания и акценту на национально-культурных составляющих этнической общности.

Изучение национальных традиций воспитания разных народов приводит к заключению об общечеловеческих ее основаниях, построенных на диалектике «общее особенное». В данной антитезе одно без другого существовать не может. Ведь только многообразие особенного в совокупности порождает общее. В этом плане интересна мысль Б.Ф.Поршнева о том, что всякое противопоставление объединяет, всякое единение противопоставляет. Таким образом, этнопедагогика ¾ это не только своеобразно-специфический опыт определенного этноса, имеющий национальные формы выражения, но и общечеловеческие традиции воспитания, содержание которых довольно сходно. Г.Н. Волков отмечает универсализм этнопедагогики (дисперсная этнопедагогика), ее общечеловеческие основы. Он подчеркивает ее «пансофизм», обобщение человеческой мудрости о воспитании. «Этнопедагогический диалог, диалог культур подчеркивают межнациональное, общечеловеческое в духовнонравственных ценностях народа» [6; 10].

З. Нигматов считает, что «каждый народ имеет свой оригинальный свод педагогических знаний, присущих только ему и основанный на его собственной культуре. Вместе с тем мы вправе говорить и об общности народной педагогики, так как традиции педагогики многих народов различаются лишь по форме внешнего выражения, а не по содержанию» [7; 22]. Следовательно, народная педагогика разных народов, выраженная в средствах воспитания (фольклор, традиции и т.д.), содержит в себе общечеловеческую сущность, так же как и этническая и национальная культура. В.И. Матис отмечает, что предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от социального заказа, связанного с движением самопознания [8; 57].

Мы убеждены, что как наука и как предмет (учебный курс) этнопедагогика сегодня может служить не только целям национального образования, по выражению Г.Н. Волкова, и выступать в роли «педагогики национального спасения», но и всего человечества. Эти требования выдвигают социально-политические условия полиэтнических сообществ, так как этническая неоднородность состава населения многих государств мира обусловлена стремлением к адекватному мирному сосуществованию и взаимодействию людей разных по этнической, конфессиональной и культурной принадлежности. Таким образом, в условиях вхождения Республики Казахстан в мировое образовательное пространство возникает потребность в теоретическом освещении проблемы формирования поликультурной личности будущего педагога на основе толерантности и практических разработок данной технологии, чему может способствовать не только этнопсихология, но и этнопедагогика, ибо их межпредметные связи очевидны. В данном случае аргументом выступает диалектическое единство общего      и особенного в этнопедагогике. Общим в ней являются общечеловеческие нравственные ценности,    а особенное отражает этнопедагогические особенности личностей конкретной этнической группы. Плюралистический подход к народной педагогике предполагает исследования уникальности педагогической культуры каждого народа.

Педагогическая ценность прогрессивных национальных особенностей воспитания заключается   в их содействии преодолению национальной обособленности. Современная этнопедагогика, ориентированная на инновационные процессы общественного развития, располагает огромными возможностями в деле воспитания толерантности, ненасилия, культуры межнационального общения. Особенно важна в этом плане этнопедагогическая подготовка будущих учителей, профессиональная значимость которых в трансляции толерантного отношения в обществе весьма ощутима.

Итак, сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что акцент на общности педагогических культур не обезличивает этническую педагогику, а обогащает ее сравнительно-сопоставительным анализом, тем самым способствуя развитию глобального сознания у молодого поколения. В эпоху глобализации этнопедагогика своим общечеловеческим содержанием нравственности должна внести вклад в воспитание человечества. Большим потенциалом в выявлении общности национальных культур  обладают  такие  научные  направления  этнопедагогики,  как  этнопедагогическая  аксиология    и этнопедагогическая эпистемия.

Фундаментом, объединяющим традиционные ценности педагогических культур разных народов, выступает нравственность. В духовно-нравственном здоровье общества, народа и личности огромная роль принадлежит средствам национальной культуры, существенными элементами которой являются фольклор,   музыка,    декоративно-прикладное    искусство    и    др.    В    стремлении    человечества к совершенству нравственность порождает пути взаимодействия и сближения народов на основе их национальных различий и является залогом решения многих глобальных проблем современности     [9; 114]. Задача сохранения уникальности каждого этноса, его оригинальной национальной культуры в полиэтническом государстве и обращения к мировому культурному наследию сегодня решается посредством введения в систему образования этнического компонента.

Для теоретического анализа весьма сложных и многоуровневых процессов этнопедагогизации необходимо ввести понятие «пространство этнопедагогизации» ¾ пространство, в котором создаются все необходимые условия, где организуется и реализуется целенаправленный процесс этнопедагогизации формирования личности на основе традиционных методов народного воспитания.

Естественная среда подразумевает окружение, в котором развивается и формируется личность (природная среда, друзья, коллеги, их взгляды, интересы и увлечения). Этнокультурную микросреду мы будем интерпретировать в дальнейшем как среду, специально созданную на базе этнокультурных ценностей для достижения основной цели исследования ¾ формирования этнокультурной личности; считать, что конечные цели воспитания во всем этом пространстве едины; вектора воспитания, т.е. ценностные ориентиры в семье, школе и вузе, не только не расходятся, но и не противоречат друг другу (противоречивость ценностных ориентиров наблюдалась в Чеченской Республике в советский период: школа воспитывала детей в духе атеизма, а семья ¾ в духе ислама).

Создание этнокультурной среды в пространстве этнопедагогизации (в семье, дошкольных образовательных учреждениях, школе и вузе), основанной на этнических традициях нравственного воспитания: культ семьи, матери, отца, ребенка, предков, Родины, природы и земли; изучение национальной литературы, развитие философского мышления, привитие личности духовно-нравственных ценностей и этики этноса, усиление ее мотивации к изучению родного языка ¾ непременные условия для эффективного протекания исследуемого процесса (рис.) [10; 89]

Схема пространства этнопедагогизации 

Рисунок. Схема пространства этнопедагогизации 

Традиционную культуру не случайно называют художественной народной педагогикой. Соединяя в себе устное народное творчество, художественные ремесла, танец, обряд, песню, она дает подрастающим поколениям целостное представление о мире, формирует взгляд на духовные и семейные ценности народа, воспитывает сознание живой связи времен и поколений. Вот почему и сегодня национальная культура с ее мудрыми, ненавязчивыми уроками народной педагогики широко используется педагогами в восполнении «культурного иммунитета» подрастающего поколения. Развитие духовности личности немыслимо без создания его представлений о себе как части своего народа и его культуры.

Как показал многовековой опыт развития человечества, традиции  не исчезают бесследно  сами по себе, они уходят вместе с их носителями, если прерывается связь поколений. Г.Н. Волков сказал по этому поводу: «Если национальное умирает в детях — то это означает начало смерти нации. При наличии  гармонии   между   национальным   и   интернациональным   чем   больше   национального  в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация» [2; 33].

Обряды, традиции и обычаи всегда имели влияние на детей, их рост и развитие. Г.Н. Волков отмечает, что «…традиции имеют определяющее значение в народной судьбе. Евреи, потерявшие язык,   страну,   сохраняют   себя   этнически   именно   благодаря   традициям.   Они,   оказывается, в данном случае даже важнее, нежели язык, который выступает здесь как элемент традиционности»  [2;  140].  Кодар  Ауэзхан интерпретирует  понятие «традиции» как  «то,  что  удерживает  нас  в культуре и истории» [11; 70].

Под традициями принято понимать сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности ее членов и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы. В психологии общая классификация традиций выделена В.Г. Крысько по признакам: по содержанию, по принадлежности к различным группам и по сферам проявления. На основании данных признаков национальные традиции рассматриваются как нормы общественных отношений, сложившиеся внутри социальной группы ¾ этноса. Функционирование и жизнеспособность национальных  традиций  определяются степенью  личностного  и общественного их принятия и эмоциональной притягательностью [12; 214]. Не зря Л.Н. Гумилев, считал, что в отличие от культурной традиции  традиция  этническая  ¾  это  не  преемственность  мертвых  форм,  созданных  человеком, а единство поведения живых людей [13; 456].

Соотношение традиций  и  обычаев,  их  сущность,  сфера  действия  рассмотрены  в  трудах  Ф.С. Эфендиева,     И.В. Суханова,     К.Ж. Кожахметовой     Н. Сарсенбаева,      Г.К. Шалабаевой, К.Ш. Нурлановой и других. Многочисленные работы посвящены изучению традиций как фактора этнической   социализации    (Д.М. Бурхинов,    Н.Л. Абузарова,    Д.А. Данилов,    С.Д. Намсараев,   А.Г. Корнилова, И.Н. Сандипова и др.).

По определению И.В. Суханова, «…обычай ¾ способ социального поведения людей, традиция специальная форма организации воспитательной деятельности» [14; 146]. Традиции и обычаи являются механизмом существования социальной памяти. В случае утраты традиций происходит распад социальной памяти. Традиции имеют системно-функциональную природу, включающую обычай, обряд, ритуал, праздник, церемонии. Эти компоненты являются механизмом функционирования, сохранения и передачи традиций.

Ритуальные процессы сопровождают человека на протяжении всей его жизни. В народе не зря говорят: хочешь узнать народ ¾ изучи его обычаи и традиции. Посредством обычаев и обрядов казахи выражали свое видение и понимание мира, свое отношение к нему. Отсюда и любовь народа          к своим обрядам, обычаям, традициям, «...отправление обрядов и означало у древних казахов познание. Выражение «ырымшыл қазақ» (обрядолюбивый казах) достаточно метко характеризовало психологические особенности казахского этноса» [15; 104].

Происхождение обрядов, обычаев, традиций казахов уходит в далекое прошлое народа. Многие из них в своей сущности не имели религиозной основы, возникли еще в доисламский период. Они были порождены потребностью практики, реальной действительностью, стремлением упорядочить отношения людей в различных социальных ситуациях.

Принята классификация обычаев, обрядов по религиозному признаку. Их делят на дорелигиозные, религиозные и безрелигиозные (гражданские). В советский период в этнографии была принята следующая классификация современных праздников и обрядов:

  • общественно-гражданские или общественно-политические;
  • лично-гражданские;
  • лично-семейные или семейно-бытовые.

Казахские   обычаи   и   обряды,   на   наш   взгляд,    можно   классифицировать   в   соответствии с возрастными этапами жизни человека на: обычаи и обряды детского цикла; обряды и обычаи, соблюдаемые в народе молодыми людьми; традиции, обычаи и обряды, которых придерживается большинство казахского населения в преклонном возрасте. Отдельно можно рассматривать календарные обряды, правовые обычаи и традиции. Обычаи и традиции народа не могут существовать вненационально, они всегда имеют национальную окраску.

Казахский народ, благодаря основному закону жизни ¾ преемственности поколений, сохранил свои самобытные положительные обычаи и традиции до наших дней. Через призму столетий, из уст в уста, из поколения в поколение передавались казахами генеалогические знания о родословной народа. Эта традиция сохранилась и до наших дней. С малых лет старшие знакомят юное поколение с его родословной, генеалогическим древом рода, племени в целом. Нерушимой связью поколений веет от традиции казахов не покидать отцовского очага (шанырака), не уезжать с родных мест. К. Нурланова пишет: «Казахская обрядовая культура с младенчества формирует контекст мироощущений и соответствующего образа жизни и жизненного поведения» [15; 67].

Древние обычаи и обряды, на которых воспитывалось молодое поколение, зарождали в детской душе сознание этнической принадлежности к данному роду, племени, нации. Благодаря кочевому образу жизни, обычаям и обрядам, национальному колориту, который окружал ребенка в те далекие времена, в нем рано развивалась этническая самоидентификация со своим народом.

Культ ребенка в казахской семье возникал с его рождения, в особенности мальчика как продолжателя рода, наследника. «Ұл туғандға күн туады» (Родился сын — взошло солнце), – говорят казахи. Воспитание в казахской семье, как и у других народов, начинается с колыбельных песен. Педагогическое назначение колыбельной песни определил Г.Н. Волков: «Колыбельная песня ¾ это сплав мелодии, ритма, ласкового движения и слов, рассчитанный на содействие росту и развитию ребенка» [2; 88]. Казахские колыбельные песни, как и все жанры устного народного творчества, отражали жизнь, быт, духовный мир кочевого народа. Идея совершенства человеческой личности, пожелание вырасти настоящим джигитом вкладывались в содержание колыбельных песен матери.

Универсальным средством выражения народной мудрости выступают сказки. К.Д. Ушинский назвал сказки первыми блестящими попытками народной педагогики. В сказках привлекают внимание общечеловеческое и этническое содержание, их сочетание и неповторимость. Любимцами казахского народа, в уста которых он вкладывал свое национальное «Я», стали этнические образы сказочного жанра ¾ остроумные и красноречивые Алдар-Косе и Жиренше, храбрый Ер-Тостик, красавица Кункей, мудрый старец и т.д. В воспитании молодого поколения на протяжении многих веков достойное место занимают народные батыры Кобланды, Алпамыс, Ер-Таргын, Камбар, смелая и умная Кыз-Жибек, Баян-Сулу, Карашаш, Кортка, Карлыгаш и др. Герои сказок, выходцы из простого народа, как мужчины, так и женщины, наделены положительными нравственными качествами, внешней и внутренней красотой.

В народных изречениях четко определены взаимоотношения женщины и мужчины в семейных узах. Отец — глава и кормилец семьи, женщина — хранительница очага. В народе бытует высказывание о главной роли мужчины в семье: мужчина — «голова», жена — «шея». Отец — наставник детей,  однако  и  роль  матери  в  воспитании  детей  высоко  оценивается  народными представлениям:

«Анасын көріп – қызын ал» (Возьми замуж девушку, прежде узнав, кто ее мать). Гендерный признак ярко выражается в отношении казахов к сыну и дочери: «Ұл – қоныс, қыз өріс»(Сын – опора, дочь – новая родня).

Патриотизм, героизм во имя народа — главный лейтмотив пословичных изречений, предназначенных мужчине ¾ батыру, защитнику родной земли: «Атаңның баласы болма, адамның баласы бол», (Не будь сыном отца, будь сыном народа), «Батыр мың қол бастайды» (Батыр ведет тысячу человек). Героизм во имя нации, защита родины прославляются народом: «Ер өзі үшін туады, ел үшін өледі» (Герой рождается для себя, но умирает за людей), «Батыр ел ырысы, жаңбыр – жер ырысы» (Батыр – счастье для народа, дождь – счастье для земли). В отношении женщины пословицы и поговорки народа характеризуют ее как мать, жену, невестку, дочь, т.е. согласно ее социальным ролям в кочевом обществе.

Одним из важных средств в народной педагогике является воспитание трудом. Воспитательное воздействие народной педагогики направлено на формирование качеств у мальчиков и девочек, необходимых нации для выживания, на подготовку подрастающего поколения к жизни.

Народная педагогическая мудрость через все свои средства проносила основную цель воспитания — формирование совершенного человека. Народный идеал совершенного человека в казахской народной педагогике выражался в пословице «Сегіз қырлы, бір сырлы адамды тəрбиелеу» (воспитать разностороный талантливого человека) и рассматривался как суммарный, синтетический образ, но представления об идеальном мужчине и женщине формировались согласно их социальным ролям и под воздействием тендерных стереотипов, испокон веков сложившихся у народа.

Обычаи и традиции этноса отражают лучшие черты национального характера, нравственнодуховное кредо народа. Традиции и обычаи как средства народного воспитания во многом определяют ориентацию ребенка на ценности своего пола. Знание своей родословной, генеалогического древа для юношей и девушек ¾ одна из доминирующих нравственных традиций казахского народа, сохранившаяся до наших дней. Гостеприимство для обоих полов не только высокое моральное качество,  но и показатель внутренней национальной культуры казахского народа, его национального самосознания. Почитание старших отражалось в мельчайших потребностях быта: «Не садись первым за стол», «Не прикасайся к еде, пока это не сделают старшие», «Лучший кусок отцу-кормильцу», «Не болтай в присутствии старших», «Не садись на почетное место» и т.д. Казахские обычаи и традиции способствовали сохранению и укреплению семьи, усиливали гармонию брачных уз.

Известно, что этнокультурные ценности имеют мощный воспитательный потенциал, являются базой формирования духовно-нравственных ценностных ориентаций личности. На более высоких ступенях развития общества, в связи с образованием этноса, нации, их характер структурируется, обогащается общечеловеческими и национальными особенностями. Так как ценности национальной культуры представляют часть общероссийской, казахстанской, и общечеловеческой культуры, то их изучение необходимо вести во взаимосвязи с различными ответвлениями мировой культуры. На наш взгляд, к наиболее действенным методам этнопедагогизации формирования личности необходимо отнести создание специальной образовательной среды, личный пример воспитателя, использование народного идеала, изучение национальных традиций, ритуалов и обрядов и, конечно же, язык.

Для чеченского ребенка постижение традиционных норм общения начиналось с усвоения разнообразных форм выражения вежливости по отношению к старшим членам семьи, женщине, ровесникам, младшим. В работе рассмотрена система взаимоотношений «старший — младший» в чеченской семье, подразумевающая не только подчинение младших старшим по возрасту, но и заботу старших о младших.

Чеченский  народ,  как  и  каждый  народ,  имеет  свою  самобытную    нравственную  культуру  и богатую духовную историю. Именно они позволили в процессе исторического развития выработать свое представление об идеальном члене общества ¾ собирательный образ, включающий все лучшее и ценное, что выработано этносом веками. У чеченцев таким идеалом мужчины, живущим по древнему этическому кодексу «Къонахалла», является «къонах». Основополагающими категориями ценностей системы чеченской этики и данного кодекса являются «адамалла – человечность, гуманность», «нийсо – справедливость», «ц1ано – духовная чистота», «оьздангалла – нравственность», «ларам – почтительность, уважение», «сий – честь», «собар – выдержка, терпение».

В основе кодекса – культ «къонаха», достойного мужа, главным смыслом жизни и деятельности которого является служение народу, обществу и Отчизне. Понятие «кьонах» переводится как русский язык как «сын народа». Его поведение, образ жизни, отношения с людьми жестко регламентированы. Данное понятие всегда выступало синонимом чести, мужества и благородства. Не случайно у чеченцев бытует мнение, что самое трудное на свете быть «къонахом», еще труднее ¾ оставаться им на протяжении всей жизни. О сложности и многогранности нравственных устоев чеченцев говорит существующая иерархическая структура понятия «мужчины», имеющая восемь ступеней [16; 165].

В нашем исследовании проанализированы существующие у чеченцев строгие правила межличностного общения, регламентированные в зависимости от возраста и социального статуса общающихся (старшиймладший, детиродители, братсестра, сверстниксверстник). В них много условностей и запретов, частично выраженных посредством нравственной категории «эвхьазалла» мощного регулятора межличностного общения. Понятие «эвхьазалла» – нарушение норм, правил и запретов (этических, нравственных и социальных). Чтобы дать более полное представление данной нравственной категории в работе представлено и проанализировано семантическое поле концепта «эвхьазалла» керт эвхьаза йоккху ахь, божаршца эвхьаза ю и йо1, вовшашца эвхьаза ваьлла и шиъ, зударшца эвхьаза ву иза, йо1аца эвхьаза ваьлла иза, доьзалехь юкъ эвхьаза ялла, герзаца оьвхьаза ваьлла иза. Всякое отступление от правил в межличностном общении всегда негативно воспринималось окружающими и обществом, заслуживало порицания: «т1ех эвхьаза ву иза, лела ца хеа цунна» (ведешь чересчур развязно, непозволительно свободно разговариваешь, противопоставляешь себя обществу). При этом крайне важны были тон, тембр голоса, сделанный акцент. В данном случае «эвхьаза и эвхьазалла» выступают как нравственные категории, характеризующие ограничения, связанные с манерой общения. Особенно ярко их действие проявляется в семейном общении. В чеченских семьях не принято, чтобы свекор выражал недовольство или делал замечания невестке. Она, в свою очередь, должна относиться с глубоким почтением и уважением к нему, стараться предугадать его желания и ни при каких условиях не перечить ему. Если в силу каких-то причин свекор выражал недовольство поведением невестки, а она в ответ возражала или противоречила ему, то считалось, что они оба переступили границу дозволенного в межличностном общении («юкъ эвхьазялла или эвхьазалла юкъа еана царна»). Приведенные примеры позволяют заключить, что вся культура воспитания чеченцев ориентирована на формирование личности с внутренней позицией невосприятия («эвхьазалла»), т.е. личности, ориентированной на соблюдение жестких правил и норм межличностного общения, поведения в обществе, семье и кругу друзей [16; 164].

По содержанию и целям чеченский фольклор можно разделить на героико-исторический эпос (илли), лирические песни, назмы (песни религиозного содержания), лирико-эпические (узамаш) песни, баллады, пословицы и поговорки и т. д.

В чеченском героико-историческом эпосе (илли) народом создан образ турпала — смелого, уважительного, спокойного и благородного героя, обладающего силой воли, которому присущи толерантность и гуманность в поступках и суждениях (все эти характеристики чеченцы объединяют в одно понятие «яхь», не имеющее аналога в русском языке). Понятие «яхь» намного шире, чем понятия «благородство» или  «дух  соперничества»,  оно  охватывает  практически  все сферы  жизни чеченца.

«Яхь» — это  нравственная  категория,  которая является движущей  силой,  мотивом  к благородным поступкам. С самого раннего детства ребенку прививают мысль о том, что он должен стать самым смелым,  самым  мужественным,  самым  благородным  и  самым  терпимым,  т.е.  воспитывают  его   в стремлении к совершенству. Подобная совершенная личность, обладая необходимыми внутренними силами и мотивами, представляет собой «яхь». Именно эта черта характера заставляет чеченца делать добрые дела, совершать обдуманные поступки, думать о бедных и обездоленных; защищать, если это необходимо, не только свою страну, но и село, дом от неприятеля; быть великодушным, заботливым и внимательным к окружающим. Всю свою жизнь чеченец-мужчина стремится к идеалу мужчины — къонах, Каждый мальчик, с детских лет понимая, что данное приближение может быть бесконечным, не сворачивает с выбранного пути, идет к достижению поставленной им цели. Так как конечные цели различны, то и степень приближения к идеалу у каждого своя.

Как известно, важным средством нравственного воспитания любого народа являются пословицы и поговорки. Анализ закономерностей функционирования назидательных высказываний в них подтверждает данный факт. Пословицы – один из фольклорных жанров, афористически сжатые, грамматически и логически законченные изречения с поучительным смыслом в ритмической организационной форме, для них характерны образность и неповторимый колорит. Рассмотрим некоторые чеченские пословицы и поговорки. «Орел рождается только в горах», «Если к тебе пришла беда, подними голову, если к людям – опусти», «Доброе слово – что лето, злое слово – зимняя стужа». Использование подобных выражений неоценимая помощь в вопросах формировании толерантности и межличностных отношений в обществе. Поговорки играют роль неких средств реагирования на ситуацию, служат аргументом, агитацией, формой санкции или поощрения: «Хьекъал долчу стеган дош доца хуьлу» (У умного – разговор короткий), «Хумахаар боккха ницкъ бу» (Знание – сила), «Дикачу дашо лам бухбаьккхина» (Доброе слово гору сдвигает), «Генарчу йиши – вешал гергара лулахо тоьлу» (Лучше сосед рядом, чем родич вдали, «Шен ненан мотт ца хууш вверг – нана йоцу боб ер ду» (Человек, не знающий родного языка, сирота). При формировании трудолюбия у ребенка народная педагогика опиралась на бытовые пословицы и поговорки: «Сискал ша хьуна йог1ур яц» (Хлеб сам  не приходит), часто использовала сгустки мудрости, имеющие отношение к нравственнофилософским коллизиям жизни «Умного и вода не унесла, и огонь не сжег», «Скверная ворона скверно  каркает»,  «Руками  делай,  а  головой  думай»,  «Снисходительность  дополняет  щедрость», «Прощающий – благороден». Подобные факты описаны в монографии З.Б. Цаллаговой «Этнопедагогическая афористика». В унисон чеченской пословице «Воспитанный человек и дома ест как в гостях» звучат слова А.П.Берже: «Чеченец умерен в пище, способен переносить лишения» [1; 121].

Использование пословиц, поговорок в системе современного школьного образования повысит, по нашему убеждению, эффективность этнопедагогизации формирования личности ¾ процесс, направленный на формирование личности, ориентированной на сохранение и воспроизводство ценностей национальной культуры в творческой жизнедеятельности, способной к культурному саморазвитию, культурно-нравственной регуляции поведения.

Таким образом, этнопедагогизация — процесс, направленный на формирование этнокультурной личности. Обосновано предположение о том, что этнокультура и язык, являясь фундаментом, основой данного процесса, играют в нем функционально разные роли. Если этнокультура ¾ сокровищница материальных и духовных ценностей этноса, на которых формируется этнокультурная личность, то язык ¾ средство приобщения ее к этим ценностям; являясь душой народа, он носитель и составная часть его духовной культуры. Как показал анализ содержания этнокультуры народов, понимать, уважать и ценить культуру других народов способна только личность, умеющая любить и ценить родную культуру.

 

Список литературы

  1. Мухтарова Ш.М. Становление и развитие этнического компонента в содержании высшего педагогического образования Казахстана в 30-е года XX века // Вестн. Караганд. ун-та. Сер. Педагогика. ¾ ¾ № 4 (56). ¾ С. 169-174.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. ¾ Чебоксары, 1974. ¾ 362 с.
  3. Ялалов Ф.Г. Этнодидактика: моногр. ¾ М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. ¾ 151 с.
  4. Лебедева Н. Введение в этническую и кросс-культурную психологию: учеб. пособие. ¾ М.: Ключ-С, ¾ 244 с.
  5. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студ. высш.  учеб.  заведений.  /Л.Н. Бережнова,  И.Л. Набок, В.И. Щеглов. ¾ М.: Академия, 2007. ¾ 233 с. 
  6. Волков Г.Н. Универсализм этнопедагогики (дисперсная этнопедагогика) // Этнопедагогика в системе образования: опыт, проблемы и перспективы: матер. междунар. науч.-практ. конф. ¾ Атырау, ¾ С. 7-12.
  7. Нигматов З.Г. Плюралистический подход к этнопедагогическим исследованиям // Теория и практика физической культуры. ¾ ¾ № 8. ¾ С. 22-23.
  8. Матис В.И. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие. ¾ Барнаул: Изд-во БГПУ, ¾ 510 с.
  9. Мухтарова Ш.М. Этнокультурное образование будущих педагогов: поиск и решение проблемы: моногр. ¾ Караганда: Санат, 2008. ¾ 390 с.
  10. Мусханова И.В. О семейном воспитании чеченцев как социально-педагогическом феномене // Вестн. Моск. гос. областного ун-та. ¾ ¾ № 3. ¾ С. 86-92.
  11. Кодар А. Степное знание (Очерки по культурологии). ¾ Астана, ¾ 205 с.
  12. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. ¾ Минск: Харвест, ¾ М. АСТ,2000. ¾ 384 с.
  13. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. — Л.: Гидрометеоиздат, 1990. ¾ 604 с.
  14. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. ¾ М.: Политиздат, ¾ 216 с.
  15. Нурланова К. Символика мира в традиционном искусстве казахов // Кочевники. Эстетика: познание мира традиционным казахским искусством. ¾ Алматы: Ғылым, ¾ С. 213-214.
  16. Мусханова И.В. Кодекс чести «Къонахалла» в контексте культуры воспитания чеченцев // Вестн. АН ЧР. —¾ № 2. ¾ С. 160-167.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.