Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Роль ассамблеи народа Казахстана в межнациональном согласии

Данная статья посвящена роли Ассамблеи народа Казахстана в межнациональном согласии. В Казахстане накоплен уникальный опыт совместного проживания и деятельности более 140 этносов. Опыт Республики Казахстан свидетельствует, что народы с различной национальной психологией, культурой, ментальностью, вполне могут уживаться друг с другом и устанавливать конструктивные связи, перерастающие в отношения дружбы и духовной близости. Создание национально-культурных центров послужило основным инструментом консолидации многонационального общества современного Казахстана.

Ассамблея народа Казахстана стала надежным фактором мира и стабильности, уникальной моделью межэтнического согласия и толерантности. Она подтвердила историческую необходимость и на деле доказала свою жизнеспособность. Опыт ее работы становится привлекательным и полезным не только для государств постсоветского пространства, но и для мирового сообщества. 

Мы живём в очень трудное, неспокойное время, когда противостояние, конфликты, терроризм и межнациональные войны захлестнули человечество.

По данным Стокгольмского международного института по исследованиям проблем мира только в 2015 году 48 регионов земного шара были охвачены войнами и конфликтами, носившими межэтнический, межнациональный характер, оказывающими дестабилизирующее влияние на всё мировое сообщество[1].

Сегодня, как никогда, весь цивилизованный мир поставлен перед необходимостью найти наиболее эффективные методы и пути решения данных проблем, которые были бы способны искоренить причины, вызывающие подобные явления. И, Казахстан, несмотря на то, что ещё сам является молодым государством, тем не менее, может поделиться положительным опытом, решения подобных проблем. На исторической земле казахов накоплен богатый и уникальный опыт мирного сосуществования народов, цивилизаций, культур и различных вероисповеданий. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев по этому поводу сказал: «Для нас принцип толерантности в межнациональных отношениях  является  не  только  нормой,  политической  культурой,  но  и  ключевым  принципом государственности, который мы самым решительным образом поддерживаем и укрепляем» [2].

Процесс обретения казахстанской независимости интересен и актуален, он носит эволюционный характер, поучителен, как для государств СНГ, так и для мирового сообщества. Его феномен заключается в том, что он был осуществлён политическими средствами, без насилия и кровопролития, опираясь на широкую поддержку населения, минуя межнациональные конфликты.  Во все времена самым ценным были и остаются добрые отношения между людьми, отношения, основанные на дружбе, уважении друг к другу, на взаимопонимании. Поэтому мир в  государстве  возможен только при согласии между людьми самых разных национальностей, при условии сохранения общих ценностей для всех его граждан.

Сегодня Республика Казахстан – независимое суверенное государство, развивающееся по пути демократизации и прогресса. Вопросы национального согласия в казахстанском обществе являются наиболее важным, влияющим на общественно-политическую, экономическую и культурную сферы жизни республики. Казахстан – полиэтническое государство, где проживают представители более ста сорока национальностей, семнадцати конфессий, что, безусловно, отразилось на развитии его истории и культуре, тем не менее, в республике накоплен уникальный опыт совместного проживания и деятельности различных этносов. Опыт Казахстана свидетельствует, что народы с различной национальной психологией, культурой, ментальностью, вполне могут уживаться друг с другом и устанавливать конструктивные связи, перерастающие в отношения дружбы и духовной близости [3, с.5]. Нельзя недооценивать роль межнационального согласия в сохранении мира и стабильности в обществе. Реальный суверенитет невозможен без гражданской позиции, соблюдения конституционных  норм, демократических принципов, уважения и соблюдения прав всех наций и народностей, проживающих в государстве.

За годы независимости в стране были созданы основы рыночной экономики и новые демократические государственные институты, где свою лепту внесли все нации и народности многонационального Казахстана.

«Национальные отношения – это наиболее деликатная и тонкая сфера, где необходим взвешенный и осторожный подход, ответственность за который в равной степени несут и государственные органы, и институты гражданского общества», – подчеркнул глава государства Республики Казахстан [4]. В современных условиях важно не растерять накопленный опыт, а развить его и преумножить.

Недаром Президент РК с высокой трибуны Форума народов Казахстана сказал: «Нам необходимо постоянно «сверять часы» с общим ходом мирового развития, учитывать особенности нашего многонационального общества при решении практических задач, стоящих перед государством. Обществу нужны постоянная переоценка и осмысление опыта развития межнационального согласия как определяющего фактора нашего движения вперёд» [5].

На наш взгляд, основная роль в обеспечении национального согласия и единства в стране принадлежит государственной власти и политике, проводимой Президентом Республике Казахстан. Межэтнические отношения в полиэтническом государстве, каким является Республика Казахстан, представляют собой весомый фактор стабильного и демократического развития страны. Они позитивно выступают необходимым компонентом общественного согласия, объективной предпосылкой территориальной целостности страны, базовой основой внешнеполитической деятельности государства.

Можно с уверенностью сказать, что в Казахстане сформирована собственная позитивная модель межнационального согласия, где одно из главных мест занимает Ассамблея народа Казахстана, идея которой была высказана Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым на I Форуме народов Казахстана в 1992 году. Ассамблея народа Казахстана была создана Указом Президента Республики Казахстан 1 марта 1995г. [6].

Законом об Ассамблеи народа Казахстана № 70-IV20 октября 2008 года были определены основные принципы деятельности Ассамблеи:

  • приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  • приоритет интересов народа и государства;
  • равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений или по любым иным обстоятельствам;
  • равноправие и персональная ответственность членов Ассамблеи за деятельность в ее составе;
  • гласность [7].

В деятельности Ассамблеи большое развитие получила такая форма поддержания национальной самобытности как национально-культурные центры, которые оказывают существенное влияние на складывание и утверждение основ межнационального согласия в казахстанском обществе и служат возрождению культуры и традиций всех народов Казахстана.

В 2015 году Ассамблея народа Казахстана отметила свой 20-летний юбилей – юбилей межэтнического согласия и толерантности.

Сегодня по праву можно сказать, что Ассамблея народа Казахстана – это уникальный социальнообщественный институт, который призван принципиально по-новому, регулировать межэтнические отношения. Новизна такого подхода заключается в целях осуществления сбалансированной национальной политики за счет гармоничного синтеза политики государства и общественных организаций в деле укрепления межэтнического согласия.

Это своего рода Public Private Partnership (общественно-государственное партнерство), нацеленные на решение разнообразных насущных проблем современности. Такой тип корпоративности государства и гражданского общества, возникший в Казахстане в сфере межэтнических отношений, является уникальным в мировой практике.

Недаром мировое сообщество и руководство ООН высоко оценило деятельность Ассамблеи народа Казахстана. Так, например, выступая на одной из встреч с членами Ассамблеи народов Казахстана, Кофи Аннан сказал: «Благодаря Вашей работе разнообразные этнические, религиозные группы, составляющие великую нацию, могут участвовать в процессе принятия важных решений, влияющих на их жизнь». По выражению этого знаменитого политика «залогом экономической стабильности и развития любой страны является сбалансированная политика в сфере межэтнических и межконфессиальных отношений».

Именно это помогло Казахстану преодолеть экономические трудности и вызовы нового века. Как убежденный борец с любыми формами расовой дискриминации, Кофи Аннан считает, что пример нашей республики, может научить народы других стран тому, что «национальное многообразие нужно рассматривать не как недостаток, а как благословение свыше» [8].

Казахстан получил признание на самом высоком международном уровне. Модель межэтнического согласия в лице Ассамблеи народа Казахстана рекомендована другим государствам как воплощенная на практике формула гражданского мира в многонациональном обществе.

Социальное поле деятельности Ассамблеи народа Казахстана определено как всемирное содействие укреплению межэтнического согласия, гражданского мира и единства, реализации интересов этнических меньшинств, образующих вместе с казахами народ Казахстана, согласованию их с интересами казахов – этнического большинства населения Казахстана, предупреждение конфликтных ситуаций, препятствование проявлению конфронтационности и экстремизма в межэтнических отношениях.

В этих целях Ассамблея народов Казахстана:

  • содействует на основе соответствующих демократических процедур и международных стандартов осуществлению права этнических меньшинств на участие в общественной и государственной жизни, особенно в решении вопросов, касающихся защиты их интересов во всех сферах их жизнедеятельности;
  • способствует формированию в общественном сознании понимания общности исторических судеб и долговременных интересов этносов, образующих народ Казахстана;
  • обеспечивает организацию и контроль выполнения решений, принятых на сессиях Ассамблеи;
  • координирует деятельность государственных органов в рамках совместных межведомственных и межрегиональных планов работы по развитию и укреплению межэтнических отношений, согласия и стабильности;
  • участвует в разработке концептуальных основ государственной политики, в сфере межэтнических отношений;
  • реализаций концепций и программных документов ассамблеи, программ возрождения и сохранения языков, культуры, исторических традиций и обычаев народов Казахстана;
  • взаимодействует с государственными органами, аналогичными международными структурами стран СНГ;
  • организует деятельность совещательных органов и структур, созданных при Ассамблее;
  • создает различные организации просветительского, культурного, религиозного и правозащитного характера в целях сохранения и развития этнической и, языковой, религиозной самобытности этнических меньшинств;
  • изучает состояние дел и вносит в органы местного самоуправления предложения по решению этнических проблем;
  • практически осуществляет меры по возрождению языков и культур народов Казахстана [7].

Таким образом, в Казахстане проводится рациональная междунациональная политика, при которой достигается взаимоуважение и взаимопонимание различных национальностей, составляющих единую социально-политическую и гражданскую общность – Народ Казахстана. Республика Казахстан в соответствии с международными стандартами о правах человека и политическими в полной мере обеспечивает права  и законные интересы этнических меньшинств.

Ассамблея народа Казахстана тесно взаимодействует с малыми ассамблеями, которые созданы во всех областных центрах, городах Астане и Алматы.

Ассамблея народоа Казахстана и Малые Ассамблеи составляют мощную основу для дальнейшего стабильного и эффективного функционирования политической системы, участия в разработке и проведении в жизнь политических программ и стратегии важных решений в сфере междунациональных отношений. Сегодня в республике действуют более 350 республиканских и местных национально-культурных центров. Они объединяют сотни тысяч людей, заинтересованных в сохранении и развитии языка и культуры и традиций своего этноса. Поддерживая идеи главы государства, она занимается информационно-пропагандистской работой, помогая осуществлять такие долгосрочные цели, как вхождение страны в тридцатку развитых стран мира, реализация новой экономической политики «Нурлы жол», патриотическая идея направленная в будущее «Мəңгілік Ел». История свидетельствует, что процветание любого народа возможно только в условиях межнационального согласия. Одним из непременных условий единства является национальное сознание, воспитывающее в гражданах любого общества чувства солидарности, жертвенности во имя общих гуманных идей. Национальное самосознание это ступень к обществу Демократии и Справедливости. Какими бы ни были трудными условия жизни на пути построения такого цивилизованного общества, всегда есть объединяющие народ, тенденции и идеи. Законодательно возможности возрождения государства на основе сотворчества и содружества всех наций и народностей закреплены в Конституции Республики Казахстан. Несомненно, политическая стабильность, мир и согласие в  республике влияют на мировое признание, на успешное реформирование общества, развития экономики.

Казахстан превратился в центр глобального межконфессионального диалога. Сегодня нельзя упустить шанс для сохранения мира и согласия.

  • «Межконфессиональное, межнациональное согласие является краеугольным камнем всеобъемлющей безопасности не только Казахстана, но и других стран», – подчеркнул Н.Назарбаев в послании народу: «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее».
  • Мы восстановили историческую справедливость по отношению к казахскому народу, нашей культуре и языку.

Несмотря на этническое, культурное и религиозное многообразие, мы сохранили в стране мир и политическую стабильность.

Казахстан стал родным домом для представителей 140 этносов и 17 конфессий.

Гражданский мир и межнациональное согласие – наша главная ценность. Мир и согласие, диалог культур и религий в нашей многонациональной стране справедливо признаны мировым эталоном.

Ассамблея народа Казахстана стала уникальной евразийской моделью диалога культур [9].

Подводя итог сказанному можно прийти к следующим выводам: благодаря целенаправленной, грамотной, взвешенной национальной политике, проводимой руководством страны и поддержанной народом, Республика Казахстан демонстрирует всему миру эффективную политику в сфере межэтнических отношений, где большая роль отводится Ассамблеи народа Казахстана. За период развития суверенного Казахстана, ориентированного на строительство демократического правового государства с рыночной экономикой, не было ни одного случая межэтнических конфликтов, кровавых столкновений и войн. Все этносы, проживающие в Казахстане на основе действующей Конституции, имеют равные права на равный доступ к сферам образования и труда, на возрождение и развитие родного языка и культуры, традиций, на приобретение жилья и защиту своей собственности. Эти фундаментальные положения по защите прав человека и гражданина, записанные в Конституции Республики Казахстан, будут и дальше развиваться, воплощаться в жизнь, реализуясь в реальных социальных показателях каждого казахстанского этноса.

Ассамблея народа Казахстана стала надежным фактором мира и стабильности, уникальной моделью межэтнического согласия и толерантности. Она подтвердила историческую необходимость и на деле доказала свою жизнеспособность. Опыт ее работы становится привлекательным и полезным не только для государств постсоветского пространства, но и для мирового сообщества.

 

  1. Kazakhstan Today. 2015. 12 июня.
  2. Назарбаев Н.А. Казахстанская модель межнационального согласия. \\ Казахстанская правда – 23 декабря.
  3. Мажитов С.Ф. Взаимодействие и взаимовлияние национальных культур:теория и проблемы преемственности. В кн. Вопросы культуры и искусства Казахстана на  пороге ХХ1  века. – Алматы, 1999.
  4. Стратегия Ассамблеи народа Казахстана \\ Казахстанская правда – 2008. 21 октября.
  5. Назарбаев Н.А. Мир и стабильность в общем доме \\ Казахстанская правда – 2006. 20 декабря.
  6. Казахстанская правда –1995. 1 марта.
  7. URL: http://www.akorda.kz
  8. Стратегия Ассамблеи народов Казахстана \\ Казахстанская правда – 2002. 26 апреля.
  9. «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее». \\ Казахстанская правда – 2012. 15 декабря.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.