Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Теоретико-методологические подходы к изучению национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова

В статье рассматриваются два подхода к изучению национально-освободительного движения под руководством Кенесары Касымова. Показано, что одной из актуальных проблем современной социальной и политической истории Казахстана выступают теоретико-методологические проблемы познания процесса становления и развития государственной независимости Казахстана.

В контексте формационного подхода исторический процесс описывается преимущественно через призму классовой борьбы. Значительная роль отводится политическим процессам и экономическим факторам. Одним из главных принципов цивилизационного подхода в концептуальном отношении является признание многовариантности общественно-исторического развития различных стран, народов, государств, раскрытие исторического содержания эпохи через человеческое измерение. 

Одной из актуальных проблем современной социальной и политической истории Казахстана выступают теоретико-методологические проблемы познания процесса становления и развития государственной независимости Казахстана. В контексте истории суверенной Республики Казахстан личность Кенесары Касымова и возглавленное им движение имеют непреходящее значение как символ и воплощение идеи национальной государственности.

Процесс изучения истории, теории и методологии исследований по проблемам национальноосвободительного движения в Казахстане, прошел долгий путь от первых попыток научного осмысления до экспериментов эпохи возрождения национального самосознания и появления новых научных парадигм на рубеже XX-XXI вв.

Теория и методология изучения национально-освободительного движения в Казахстане и, в частности, движения под руководством Кенесары Касымова менялась неоднократно. Сначала изучение национально-освободительного движения в дореволюционной историографии, затем создание фундаментального труда Е. Бекмахановым и, наконец, изучение национально-освободительного движения в Казахстане в отечественной  историографии независимой Республики Казахстан.

Одной из важных проблем в методологии изучения национально-освободительного движения Кенесары Касымова является проблема судеб исследователей этого и аналогичного с ним движений. На первый план при этом выступает вопрос об «инакомыслящих», которые жертвуя собственной судьбой, утверждали научные взгляды на освободительное движение 1837-1847 гг. в Казахстане. Подобные явления не лучшим образом сказывались на исследовании истории движения Кенесары. Они способствовали тому, что в изучении борьбы Кенесары Касымова за независимость Казахстана образовалась брешь длиною в тридцать лет, охватив период с середины 1950-х по вторую половину 1980-х годов.

На первом этапе исторических исследований важное место в изучении этой проблемы занимают труды российских военных историков. Объективно методологической основой их исследований являлось просветительство, привнесенное на русскую почву в ХVIII веке. В исторической литературе сложилось и долгое время бытовало мнение о том, что все дореволюционные исследователи не понимали сущности общественно-экономического строя кочевого хозяйства казахов и казахского ханства [1, с.268-269]. Дореволюционные авторы были далеки от характеристики истинных критериев, лежащих в основе типологии освободительного движения в Казахстане.

В советской исторической науке изучение национально-освободительных движений основывалось на формационном подходе. Формационный подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, в том числе и насилия, в историческом процессе. Исторический процесс в этой методологии описывается преимущественно через призму классовой борьбы. Поэтому в оценке национально-освободительной борьбы казахского народа применялись следующие критерии: социальная база движения, руководящая социальная группа или класс, цели движения. Отсюда наряду с экономическими факторами значительная роль отводится политическим процессам.

Противники формационного подхода указывают, что социальные конфликты, хотя и являются необходимым атрибутом общественной жизни, все же не играют в ней определяющей роли. А это требует переоценки места политических отношений в истории. Они важны, но решающее значение принадлежит духовно-нравственной жизни.

Проблемы истории и теории изучения национально-освободительного движения в Казахстане включают в себя такой вопрос как совокупность показателей, определяющих характер того или иного акта протеста. Если в советское время под ними подразумевались индикаторы социально-экономического и политического типа, то с обретением Казахстаном независимости на передний план выступили показатели цивилизационного подхода. Сторонниками цивилизационного подхода в зарубежной историографии были немецкий философ и историк О. Шпенглер, английский историк и социолог А.Тойнби, французские историки Ф.Бродель, М.Блок, Л.Февр, Ж.ЛеГофф, а в российской исторической науке – Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, П.А. Сорокин [2, с.62-73].

Так, например, главную роль в развитии цивилизаций, по А. Тойнби, играет творческое меньшинство – «авангард цивилизации». Именно оно вдохновляет и активизирует рядовых членов общества (нетворческое большинство). Обычные, простые люди становятся последователями и проводниками их возвышенных идей. Однако, с течением времени, отношения между ними нарушаются, появляются противоречия, которые, накапливаясь и углубляясь, рушат их союз. Снижающийся авторитет творческого меньшинства, особенно его лидеров, заставляет их прибегать к  силовым методам правления, а это превращает их в доминирующее (правящее) меньшинство. Его формирование, – по мнению А.Тойнби, – свидетельство надлома и последующей гибели цивилизации [3, с. 309-310].

В стремлении не допустить крах надломленной цивилизации, доминирующее меньшинство инициирует создание универсального государства, в котором власть является самоцелью и с созданием которого общество теряет внутренний источник развития.

Среди других механизмов исторического развития цивилизаций А. Тойнби называет такие, как «вызов» и «ответ». По мнению английского мыслителя, «вызов» – фундаментальная проблема, с которой сталкивается любая цивилизация «ответ» же аккумулирует понимание того, как ведет себя общество  в  условиях,  когда  историческая  ситуация  ставит  под  вопрос  само  его  существование.

«Вызов» чаще всего связан с внешними факторами, а «ответ» – с внутренними [3, с. 401-303].

Вот как развивались, например, события в период движения под руководством Кенесары Касымова. Главная цель восстания внука хана Абылая, сына Касыма-торе, Кенесары Касымова сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана и прекращение колонизации казахских земель через постройку крепостей и новых окружных управлений. Касым в своих письмах, адресованных императору России и высшим российским чинам, просил не менять политический строй казахов, не преуменьшать вольности народа, указывал, что округа и приказы открываются вопреки желанию казахов, требовал отмены принятых без согласия казахских султанов, старшин и народа решений и законодательных актов. Правительство никак не прореагировало на его просьбы. Восстание развивалось так успешно, что отдельные казахские султаны, верные царскому правительству, чтобы спасти себя и скот, поначалу примкнули к восставшим. Летом и осенью 1838 года основная часть Среднего жуза была объединена под знаменем Кенесары. С осени 1838 года движение распространилось и на Младший жуз. С воодушевлением присоединились к восставшим казахские шаруа на берегах Ыргыза и Торгая. Восстание Кенесары Касымова охватило почти весь Казахстан. Активно участвовали в восстании казахи всех трех жузов. Главной движущей силой длившегося десять лет восстания были казахские шаруа. Народ, стремясь избавиться от наступления колониального ига и давления феодальных групп, пытался через восстание решить свои социальные противоречия. Участие трудящихся трех жузов в развернувшемся политическом противоборстве придало движению национально-освободительный характер [4, с.344-354].

В числе предводителей отрядов были известные народные батыры: Агыбай, Иман (дед Амангельды Иманова), Басыгара, Ангал, Жанайдар, Жеке, Сураншы, Байсеит, Жоламан Тленшиев, Бухарбай и др. Состав участников был интернациональным: русские, узбеки, киргизы, поляки и др. В сентябре 1841 г. представители трех казахских жузов избрали Кенесары Касымова ханом. Казахское ханство было восстановлено [4, с.346-347].

Поражению восстания способствовали как политическая, так и внутриродовая разобщенность казахов. Султаны и бии, получившие многие льготы от правителей Российской империи, не были заинтересованы  в  создании централизованного феодального государства. Раздробленные по жузам, экономически и политически разобщенные, казахские роды поддерживали восстание в основном в своих пределах. Самоуправство Кенесары и жестокая расправа с не поддержавшими его аулами были не в традициях казахов, и это ослабило роды восставших.

Одним из главных принципов цивилизационного подхода в концептуальном отношении является признание многовариантности общественно-исторического развития различных стран, народов, государств, раскрытие исторического содержания эпохи через человеческое измерение. По мнению ученых, существо цивилизации, ее своеобразие определяет ряд факторов: природная среда, система ведения хозяйства, политическая система и социальная организация общества, религия (или идеология, возведенная в ранг религии), духовные ценности, менталитет.

Изучение процесса взаимодействия природно-географических и социально-экономических факторов в среде номадов приобретает в данном случае несомненный практический интерес в связи с необходимостью приспособления современных кочевников к реалиям высокоразвитого индустриально-урбанизированного общества и определения путей и способов интеграции номадов в структуру современной цивилизации. Совершенно очевидно, что выработка эффективной стратегии интеграционных процессов невозможна без детального исследования всех элементов системы материального производства, общественных отношений, психологии и духовной культуры кочевников-скотоводов. Особенный интерес вызывает изучение проблемы кочевничества в связи с важностью углубления и уточнения таких принципиальных вопросов теории всемирно-исторического процесса, как методология исследования сущности цивилизационного развития и онтологической природы различных способов производства, государственности и сословно-классовой дифференциации общества, отношений собственности и системы производственных отношений, общины и социальной организации и т. д. [5, с.4].

Большие трудности при анализе и оценке типов цивилизации возникают перед исследователем, когда главным элементом того или иного типа цивилизации рассматривается тип ментальности, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite’ – мышление, психология) – это некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально-психологических установок и верований личности и общества [6, с.44-45]. Эти установки определяют мировосприятие человека, характер ценностей и идеалов, образуют субъективный мир личности. Руководствуясь этими установками, человек  действует  во всех сферах своей жизнедеятельности – творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, несомненно, играют важнейшую роль в истории, но их индикаторы плохо уловимы, расплывчаты.

Под социально-экономическими и историческими индикаторами национально-освободительного движения в Казахстане понимается комплекс предпосылок, сплетение исторических событий и обстоятельств, объективных и субъективных причин, позволяющих определить место и характер того или иного акта сопротивления или протеста. Исследование этого вопроса актуально, поскольку различная степень колебания индикаторов национально-освободительного движения в Казахстане определяли не только характер событий, но и влияли на их развитие, оказывались решающими в случае поражения.

Все это вместе взятое позволяет нам сделать вывод, что оба подхода формационный и цивилизационный – дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеет сильные и слабые стороны, но если постараться избежать крайностей каждого из них, а взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет. Из указанных выше методологических принципов вытекают и частные методы исследования, такие как проблемно-хронологический, историко-сравнительный, статистический. Проблемно-хронологический метод дает возможность рассмотреть динамику взглядов и установок историков при исследовании конкретных проблем истории колонизации и национально-освободительного движения казахов. Статистический метод дает возможность конкретизации многих сторон общественно-экономической жизни казахского населения. С помощью сравнительно-исторического метода раскрывается сущность исследуемого явления, выявляются его качественно отличительные черты.

Таким образом, можно утверждать, что при изучении национально-освободительной борьбы под предводительством Кенесары Касымова необходимо обратить внимание не только на теоретикометодологическое обоснование сущности основных исторических фактов, но и на формирование соответствующего  категориального  аппарата.  Так,  например,  в  трудах  зарубежных  авторов,  как правило, используются термины «сопротивление», «протест», «реакция», «национализм». В этом плане вопросы формирования понятийного аппарата требуют дальнейшего исследования на основе новых методов познания и в соответствии с требованиями цивилизационного подхода.

 

  1. Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в ХVIІ – начале ХХ вв. – Алматы: Наука, 1971. – 635 с.
  2. Мажитов С.Ф. Вопросы методологии изучения характера колониального господства России в контексте истории Казахстана начала XX века // Казахстан в начале XX века: методология, историография, источниковедение. – Алматы, 1994. – С. 62-73.
  3. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. – 736 с.
  4. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней). В пяти томах. Том 3. – Алматы: Атамyра, 2000. – 768 с.
  5. Масанов Н.  Э.  Кочевая  цивилизация  казахов:  основы  жизнедеятельности  номадного  общества.  – Алматы: «Социнвест». – М.: «Горизонт», 1995. – 320 с.
  6. Карипбаев Б.И., Исина Г.И., Дагарова Ж.У., Солощенко П.П. Терминологический словарь-справочник по курсу «История и философия науки» (русско-казахско-английский). – Караганда, 2013. – 118 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.