В данной статье внимание обращено на борьбу с басмачеством, хозяйственную разруху, острую нехватка кадров национальной интеллигенции, преобладание в общественном сознании канонов мусульманской религии – все это, крайне осложняло процесс строительства новой жизни. Также уклон в сторону великодержавного шовинизма проявлялся в недооценке национальной специфики исторического развития коренного населения, его культурной жизни.
Одним из проявлений великодержавного шовинизма были такого рода заявления, как: зачем изучать узбекский язык, если он через несколько лет отомрет. Эти и другие настроение препятствовали вовлечению людей коренных национальностей в общественную жизнь. В свою очередь, местный национализм мешал процессу подготовки национальных кадров для народного хозяйства и культуры, стоял на охране патриархальных пережитков, господствующих в сознании подавляющего большинства.
В этих сложных условиях советская власть стремилась решить основные вопросы «социалистической культуры» узбекского народа [1]. В советское время происходили определенные процессы нивелирования традиционных культур центральноазиатских народов. Несмотря, на это каждый этнос сохранил свою культурную самобытность не только в языке, миропонимании, но и в ремеслах – характерных узоров, особенностях технологии, в тех или иных направлениях. Мощным импульсом для возрождения и развития традиционной культуры и ремесел стал рост самосознания народов в результате обретения бывшими советскими республиками независимости [2].
После распада Советского Союза и образования новых независимых государств, одним из актуальных вопросов явилось формирование между ними равноправных и взаимовыгодных отношений на основе общепризнанных норм и принципов. Важное значение это имело и для стран постсоветской Центральной Азии, вставших на путь суверенного развития. Народы данного региона ощутили необходимость совместными усилиями строить свое будущее, наладить в новых условиях добрососедские межгосудар- ственные отношения, взаимовыгодные экономические, политические и культурные взаимосвязи.
Объектом исследования послужили общины, внутрисемейные и межэтнические отношения, образ жизни, традиции хозяйственной и культурной жизни.
Проведенный анализ актуального среза на примере современных казахстанско-узбекистанских отношений через призму двусторонних контактов в области культуры имеет большое значение для создания серии актуальных исследований и активизации изучения сотрудничества Казахстана и Узбекистана в тесной связи культур с их формирующейся современной историей [3].
Исследования выдающегося ученого Ч.Ч. Валиханова в области истории казахско-узбекских литературных и научных связей послужили ярким подтверждением тому, что фольклор узбеков и казахов по содержанию и форме очень сходны, что вызвано исторически сложившимися географическими, экономическими и культурными условиями их жизни [4].
Я считаю, что усилия Казахстана и Узбекистана будут оправданы. Так как они занимаются активным сбором и повсеместным распространением фольклорного, литературного, художественного и музыкального наследия двух народов, проводятся различные национальные мероприятия при помощи Ассоциации этнокультурных объединений узбеков и Всемирной ассоциации казахов приАссамблеи народа Центральной Азии.
Проведено много таких значительных мероприятий, как: открытие мавзолея Шымыр ата в Ташкенте и проведено празднование 340-летие Толе би, в Жизакской области открытие казахского драматического театра, открытие библиотеки с фондом 10000 книг. Частыми гостями различных мероприятий являются танцевальные группы «Фариза», «Ракс», «Қыз Жiбек» и многие другие.
На протяжении 20 лет суверенитета, деятельность культурного центра казахов отмечена рядом значительных событий, нацеленных на глубинное укрепление позиций в области культуры, образования, науки, экономики и социальных реформ. Подтверждением вышесказанному является вступительная речь на юбилейном собрании Председателя казахского культурного центра в Узбекистане М.К. Укубаева: «С обретением национальной независимости, появилась реальная возможность полнейшей реализации всех запланированных мероприятий. Воплотились мечты и задумки наших предков, которые планировали оставить будущему поколению народное достояние Республики. Возобновились и достигли высокого уровня литературно-художественные и культурные связи двух братских народов».
Сохранение исторических и культурных памятников, стало значимым проявлением патриотизма и особого отношения к народному достоянию граждан, проживающих в Узбекистане. Их неустанными усилиями были отреставрированы и приведены в надлежащее состояние места захоронения великих предков казахов – Толе би, Айтеке би, Сырыма Датова. Также усилена материальная база многих учебных заведений, внесен вклад в издание литературы на казахском языке [5].
Насколько известно, крупнейшие общины казахов находятся в трех странах ближнего и дальнего зарубежья: России, Китае, Узбекистане. Официальная статистика казахов проживающей в общей численности населения, достигает 28 миллионов, что оценивается в 3% от общего населения государства. Это - 840 тысяч [6].
В целом казахи живут также как и весь народ Узбекистана, имеют возможности для творческой реализации, по возможности сохраняя национальные традиции и обычаи, с легкость перенимают узбекскую культуру. В думах о родине, наши талантливые соотечественники не только сохраняют то, чему научились от своих предков, но и очень способствуют рождению новых и интересных произведений искусства. Внося весомый вклад в узбекскую и казахскую культуру и искусство, они сохраняют казахский менталитет и передают в своем творчестве исконно казахское ощущение и видение мира [7].
В исследуемый период получили свое развитие культурные связи между двумя странами. Были восстановлены многие традиции культурного взаимообмена, возникли новые его формы. Были осуществлены меры по развитию сотрудничества в области подготовки кадров, науки и здравоохранения. Взаимодействие республик в этих сферах позволило добиться некоторых положительных количествен- ных и качественных изменений, создать основу для будущих глубоких интеграционных процессов.
В целях углубления культурных связей и повышения в этом роли общественных организаций, актуальным является поддержка правительствами стран региона «Ассамблеи культур народов Центральной Азии». Активизация этого движения позволит усилить культурный взаимообмен, придаст ему системный и планомерный характер.
Список использованной литературы
- Икрамов А. О задачах культурной революции. Доклад на республиканском партсовещании по народному образованию, проведенном совместно с активом 11 мая 1923 г. – С.
- Джураев К. Межкультурный диалог и культурное разнообразие. – Алматы: Дайк-Пресс, 2007. – С. 150-151.
- Социально-экономические и политические связи Казахстана с Узбекистаном (1991-2004 гг.) // Материалы Международной конференции «Мировая образовательная политика в контексте трансформации системы образования». – Алматы-Москва, – 26-27 июня. – Алматы: Агроуниверситет, 2006. – Часть 4. – С. 50-53.
- Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. – Алма-Ата, – Т. 1. – С. 430.
- Жумасеитова Г.Т. О современном состоянии казахской диаспоры Узбекистана // Қазақстан жəне шетелдегі қазақтар: дүниежузы қазақтары қауыдастығының құрылғанына 20 жыл толуына орай өткізілген халықаралық ғылыми - практ. Конф. Материалдары (12 қазан 2012 ж.). – Алматы, – С. 250-253.
- Газета «Экономика» от 5-11 ноября 2009 г. №39. – С.
- Жумасеитова Г.Т. О современном состоянии казахской диаспоры Узбекистана // Қазақстан жəне шетелдегі қазақтар: дүниежузы қазақтары қауыдастығының құрылғанына 20 жыл толуына орай өткізілген халықаралық ғылыми - практ. Конф. Материалдары (12 қазан 2012 ж.). – Алматы, – С. 145-149.