Аннотация. Современное постсоветское общество, которое сформировалось в результате распада Союза ССР, сложно и многогранно. Его структура включает в себя, в качестве социальных институтов, в том числе, и религиозные объединения. Данные религиозные объединения, причем вне зависимости от их организационных и правовых характеристик (традиционные, зарегистрированные, сектантские и т.д.) являются участниками правовых отношений. Хотя история и показывает многочисленные примеры борьбы и даже откровенного подавления государством указанных структур, оно само вынуждено признавать их существование. Есть своя специфика и в странах постсоветского пространства. На протяжении довольно длительного господства атеистической идеологии и жесткой борьбы, как с любыми религиозными объединениями, так и религиозными проявлениями, сложилась совершенно уникальная правовая, социальная, да и политическая обстановка. Большинство государств, появившихся на постсоветском пространстве, провозгласили приверженность принципам демократии и толерантности в сфере политических и религиозных отношений. В этом же направлении стал развиваться Казахстан с момента обретения своей независимости.
Государство признало, что религиозные отношения требуют защиты от посягательств государства или отдельных лиц. Право на свободу вероисповедания, а в широком смысле и право на свободу совести, может реализоваться как коллективно, так и индивидуально, причем свобода вероисповедания в коллективном измерении предполагает наличие религиозных объединений или организаций.
Однако казахстанская правовая система и правовая система других государств постсоветского пространства оказалась не очень приспособленной к включению в правовой оборот новых субъектов права. Это вполне объяснимо, если учитывать годы правового подавления религиозных объединений в советский период. И, хотя в целом, Законы того периода были демократическими, но на деле они оказались декларированными и слабо приспособленными к применению в сфере религиозных отношений.
Правоприменение в постсоветском пространстве показало, что отсутствует понимание сущности и природы различных религиозных институтов, их взаимодействия с государственными и негосударственными структурами. Все это очень сильно сказалось на эффективности правового регулирования.
Кроме того на правовое регулирование очень сильное влияние оказали две группы факторов: внутренние и внешние. К ним можно отнести – рост числа религиозных объединений, актуальную миссионерскую деятельность традиционных, а также ранее неизвестных организаций, политизацию религии, выход религиозных объединений за пределы непосредственно религиозной деятельности. И все это не сопровождалось соответствующим правовым осмыслением. Запаздывание с применением правовых решений приводило к накапливанию количества проблем и нарастанию их сложности.
Складывающаяся ситуация во взаимоотношениях государства и религии наглядно показывает, что очень актуальной становится задача выработки новой правовой политики в этой сфере. Это становится важно в условиях использования религиозными организациями политических технологий, коммуникаций и разработке совершенно новых религиозных технологий. Особенно актуально это становится в эпоху складывания мульти культурного, мульти религиозного общества и стирания границ и барьеров электронными средствами массовых коммуникаций.
Следует отметить, что становление и развитие религиозных объединений как субъектов правав государствах постсоветского пространства имеют свои особенности.
Исторически ситуация сложилась таким образом, что долгое время как таковых религиозных объединений (в их западном понимании) на территории государств постсоветского пространства не существовало в силу разных факторов. В частности, на территории современного Казахстана преобладала кочевая культура общества, не предполагавшая выделения самостоятельных и стабильных институциональных образований, включая религиозно ориентированные развитием государственных институтов, которые сравнительно поздно по историческим меркам сформировались в Казахстане; религиозными традициями и т.д.
На территории современного Казахстана в разные периоды его истории встречались и использовались самые разнообразные религиозные верования и присутствовали религиозные организации различной направленности, но они не имели такого четкого организационного оформления, самостоятельности и, главное, постоянства, как в других странах. Это объясняется различными причинами: особенностями той или иной религии, укладом жизни и ведения хозяйства, политико-правовой организацией и т.д.
Так, для ислама, который получил наибольшее распространение на территории Казахстана, в принципе не характерна развитая система религиозных объединений. В случае с Казахстаном ситуация осложнялась еще и кочевым образом жизни, который не предполагал существования автономных религиозных объединений, культовых зданий. Многое исследователи подчеркивают специфичность ислама в Казахстане и необходимость учета этой специфики в разговоре о природе и проявлениях ислама в Казахстане. Особенно это актуально сегодня, когда чуждые казахстанской исламской традиции миссионеры проникают на территорию Казахстана и навязывают свои представления об исламе, его учении и практике.
В Казахстане и в других странах постсоветского государства, в силу исторических особенностей его развития, также серьезно сказался европейский опыт государственно-конфессиональных отношений. Светское государство, отделение религиозных объединений от государства, равноправие религиозных объединений, юридическая личность, правомочность религиозных объединений и многие другие институты – наследие, прежде всего европейского опыта.
Однако не менее важно рассмотрение подходов по отношению к религиозным объединениям, сложившимся в других республиках и регионах мира. С учетом часто встречающихся характеристик Казахстана как исламского государства – Казахстан, отмечает Н.Назарбаев, часть огромного ареала исламской культуры – принципиальным является понимание подходов в исламе к правовому положению религиозных объединений, их отношению с государством.
Таким образом, из изложенного можно сделать вывод, что сегодняшняя реальность свидетельствует о том, что состояние соблюдения прав человека на свободу совести в постсоветском пространстве характеризуется удовлетворительным и терпимым.