В статье рассматриваются проблемы использования возможностей изобразительного искусства в ракурсе понятийного поля артпедагогической деятельности учителя. Влияние процессов, разворачивающиеся на социальноэкономическом, информационном, духовном уровнях, обостряют проблему совершенствования системы образования в соответствии с вызовами времени. В условиях преобразования казахстанской школы возрастает научно-практическая необходимость поиска эффективных моделей, инновационных форм и методов построения образовательного процесса, обеспечивающего благоприятные условия для личностного и профессионального самоопределения человека. А также содержательные характеристики понятий «артпедагогика», «арт терапия» в контексте задач, решаемых изобразительным искусством. Место и значение искусства в воспитании подрастающего поколения. Многообразие методов и приемов арт-педагогики осваиваемые за короткое время, но даже на начальном этапе влияющие на негативные черты личности ребенка, позволяющие развить эмоциональную сферу, образное мышление, творческий потенциал. О личностном росте и активном социализации ребенка. Описаны методы и приемы развития детей средствами искусства.
В послании президента Республики Казахстан народу говорится «Я всегда говорю: молодежь опора нашего будущего, «Нурлы жол Путь в будущее » вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной, динамичной молодежи!»[1] Государство открыло перед новым поколением все двери и все пути!
Действительно, для полнокровной жизни молодых людей создаются все условия. Им есть где реализовать себя, свои знания и способности.
Вхождение Казахстана в мировое образовательное пространство влечёт за собой существенные изменения в системе образования. В частности, на первый план выдвигаются новые подходы к содержанию, новые правовые установки, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет и возможность выбирать и моделировать педагогический процесс в любом его ракурсе, одним из которых является арт-педагогическая деятельность учителя изобразительного искусства.
Анализ научно-педагогических исследований (Анисимов В.П. [2], Медведева Е.А. [3], Сергеева Н.Ю [4;5] и [6] др.) показал, что понятие «арт-педагогическая деятельность» в педагогической науке ещё не устоялось и точного определения не имеет. Вместе с тем, содержательное наполнение данного понятия сопряжено с такими областями научного познания, как «артпедагогика» и «арттерапия» сравнительно молодыми науками, так же имеющими многогранную трактовку.
Артпедагогика (от англ. art, искусство) это одно из альтернативных направлений в педагогике, где обучение, развитие и воспитание личности ребенка осуществляется средствами искусства в творческом взаимодействии участников образовательного процесса. Артпедагогика ориентирует обучение на самообучение, воспитание на самовоспитание, а развитие непосредственно на саморазвитие. Её основными задачами являются: формирование осознанности обучающимся себя как личности, восприятия как человека с позиции понимания собственной ценности; осознание взаимосвязи с противоречивым окружающим миром и своего места в нём; творческая самореализация личности.
Решение перечисленных задач в артпедагогике достигается специальными образовательными технологиями, направленными на художественное развитие обучаемых, облегчение процесса усвоения знаний и мыслительной деятельности. Разумный, обоснованный выбор педагогом технологий и системы приёмов содействует формированию целостной личности обучающегося в тесной взаимосвязи интеллектуального и художественного восприятия мира, приобщения к духовным ценностям через сферу искусства;облегчаетучение; содействуют развитию таких органов чувств, как внимание, память, интуиция и адаптации личности в социокультурном пространстве.
Рассматривая ученика как личность, стремящуюся к самореализации и самоопределению, артпедагогика позволяет в учебном процессе решать не только задачи художественного воспитания и развития обучаемых, но и содействует развитию средствами искусства всех компонентов образовательного и коррекционно-развивающего процесса, выстраивая их взаимодействие на субъектно-субъектной основе.
Арт-терапия (с лат.arttherapy исцеление искусством) смежная компонента артпедагогики. Понятие «арт-терапия» в общепризнанном значении означает исцеление творчеством через выражение человеком своего психо-эмоционального состояния.
Сущность арт-терапии заключается в психотерапевтическом воздействии искусства на эмоциональную сферу обучающегося с помощью арт-терапевтов, деятельность которых выходит за рамки традиционной психологии и психотерапии, в их совместном взаимодействии с учащимися в ходе создания творческих художественных работ. В совместной творческой деятельности субъектов обучения – учения расширяется социальный опыт обучающихся в межличностном общении и адекватном педагогическом взаимодействии, разрушаются стереотипы жизненного восприятия. Также достигается коррекция в нарушениях коммуникативной сферы. Иначе говоря, в тесной взаимосвязи арт-терапии с психотерапией происходит так называемый психокоррекционный эффект за счёт воздействия искусства на обучаемого, в процессе которого решаются внутренние проблемы человека, открывается новый мир. Этот эффект выражается в своеобразном снятии накопившихся негативных переживаний. Потому, что он предоставляет субъекту возможность поиска новых отношений с окружающими через достижение позитивных эффектов, прежде всего, за счет «исцеляющих возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их» (по Э. Крамер). Здесь можно говорить о том, что искусство, с одной стороны, призвано помогать процессу психической адаптации человека в окружающем мире, а с другой – помогает ему расширить горизонты своей художественной культуры и художественного видения предметного мира.
Арт-терапия не всегда – лечение (в медицинском смысле слова), считает один из авторов публикаций по данной тематике Ю. Кубасова [7], и пишет о возможностях её использования в качестве средства гармонизации личности, развития творческого подхода, как средства решения социальных конфликтов и иных значимых целей. Вслед за автором статьи мы разделяем данную точку зрения.
Таким образом, и арт – педагогика, и арт – терапия напрямую связаны с обучением искусству, которое с глубокой древности, в течение многих тысячелетий служило связующим звеном между поколениями, выполняя важные функции эстетического познания человеком мира и функции носителя, сохранения и передачи информации. Значение искусства в воспитании подрастающего поколения высоко ценили такие великие философы и педагоги прошлого, как Аристотель, Я.А. Коменский, И.Песталоцци. В этом формате интерес представляет точка зрения известного немецкого философа И. Канта, родоначальниканемецкой классической философии о том, что искусство, если и не делает людей лучше, нравственнее, то делает их культурнее.
Аналогичная идея прослеживается в исследованиях учёных механизмов воздействия искусства на психолого-педагогические процессы (О. Декроли,Э. Сеген, Ж. Демор, Л.С. Выготский, А.И. Граборов, М.С. Каган, В.П. Кащенко и мн. др.), где учёными подчёркнута огромная роль искусства как важного средства эстетическоговоспитания детей, влияющего на формирование их мышления, нравственности, творческого воображения, развитие эмоционально чувственной сферы.
Не менее значимы выводы о важности для личности и социума гармонического начала в человеке в трудах великих казахских мыслителей и просветителей (А.Кунанбаев, Ш. Валиханов, Ж. Аймауытов, А. Байтурсынов, Ш. Кудайбердиев, М. Жумабаев и др.), а также в исследованиях современных казахстанских философов (Ж. Абильдин, К.К. Бегалинова, Г. Ибрайшина).
Именно по этим причинам мы акцентируем своё внимание на артпедагогической деятельности учителя изобразительного искусства.
Термин «изобразительное искусство» (англ. figurativeart, франц, artfiguratif, нем. BildendeKunst) в Словаре пластических искусств определяется как раздел пластических искусств, выросших на основе зрительного восприятия и создающих изображения мира на плоскости и в пространстве, каковыми являются живопись, скульптура, графика. Иногда к изобразительному искусству относят архитектуру и декоративно – прикладное искусство, поскольку их произведения пространственны и хорошо воспринимаются зрением [8].
Уроки изобразительного искусства в средней общеобразовательной школе способствуют развитию у детей изобразительных умений и навыков, творческого воображения, зрительной памяти, чувства прекрасного, формированию художественного и эстетического вкусов, умений понимать и ценить произведения искусства, призваны к гармоничному развитию личности, формированию духовного мираи эмоционально -нравственному совершенствованиюрастущего человека.
Рассмотренные содержательные характеристики понятий«артпедагогика», «арт – терапия» в контексте задач, решаемых изобразительным искусством, позволяют адекватно представить сущностную характеристику артпедагогической деятельности учителя изобразительного искусства. На наш взгляд, артпедагогическая деятельность учителя изобразительного искусства должна осуществляться в контексте решения профессиональных задач и альтернативной педагогики.
Артпедагогическая деятельность в вышеуказанных работах Н.Ю Сергеевой выступает как совокупность педагогических действий по реализации профессиональных замыслов и целей средствами искусства, интегрированных с другими технологиями психологической и социальной работы.
На основе изложенного и анализа перечисленных научных источников, выразим своё понимание артпедагогической деятельности учителя изобразительного искусства. Артпедагогическая деятельность учителя изобразительного искусства представляет собой один из видов его профессионально-педагогической деятельности в сферах альтернативной педагогики и педагогики искусства, целью которой является социальная адаптация личности средствами искусства и художественное развитие детей различных категорий: от одаренных до девиантных, имеющих проблемы.
Мы полагаем, для успешного осуществления артпедагогической деятельности учителем изобразительного искусства и расширения своих педагогических возможностей, он должен хорошо ориентироваться в образовательных технологиях артпедагогики, уметь выбирать собственную стратегию артпедагогической деятельности в обращении к внутреннему миру ребенка, включении его в образовательный процесс «на равных» с педагогом. И всегда помнить о том, что любое учение должно увлекать, приносить радость и удовлетворение от него (писали Абай Кунанбаев, Ы. Алтынсарин, Акишев К.А., К.Б., Жарыкбаев, С.К. Калиев, М. Жумабаев, Ян Амос Каменский, Жан Жак Руссо, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, А. Энштейн, и мн.др.). Немаловажное значение при этом имеют знания методов и приемов арт-технологий, накопленных педагогическим опытом в данной сфере научного познания (А. Ю. Сметанина, А.И. Копытин, А.В. Гришина, Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская, Я.М. Белуши др.).Приведём некоторые из них, целесообразные для использования в практике работы учителя изобразительного искусства.
Например, методы и приёмы работы, описанные в статье учителя ИЗО Я.Н. Белуш[9], с целью оказания помощи посредством рисования в преодолении убеждений ученика, что он не может рисовать, «справиться с проблемами, вызывающими у него запредельные эмоции (которые зачастую он не может вербализовать), дать выход творческой энергии». Автор справедливо считает, что занятия изобразительным искусством способствуют снятию эмоционального напряжения у детей, преодолению стрессовых ситуаций и негативных состояний (тревожность, страхи, депрессия, агрессивность и мн. др.), «которые мешают человеку жить и тормозят его развитие».
Для снятия тревожности перед выполнением работы автор предлагает выполнение упражнений: «Рисование в «воздухе» (учитель рисует в воздухе какую нибудь фигуру или простой предмет. Дети повторяют действия учителя сначала в воздухе, а потом на бумаге); «Быстрое написание знаков», подобных иероглифам, в результате которых ребёнок убеждается, что он может рисовать; «Озорные рисунки». Упражнение выполняется в парах. Один из участников задумывает геометрическую фигуру (цифру, букву) и «рисует» ее в воздухе губами, представляя, что в них зажат карандаш, который нельзя ронять. Задача второго – отгадать «нарисованное». Затем происходит смена ролей.
С целью поиска точек соприкосновения и прояснения межличностных отношений с одноклассниками, преодоления неприятных чувств: обиды, гнева, страха Я. Белуш практикует работу с пластилином, где дети лепят негативный образ своего гнева, ищут пути преодоления конфликтов. Используется пластилиновая живопись(размазывание пластилина на поверхности картона внутри контурного изображения, не выходя за контур).
В работе с глиной учитель ставит целью научить детей управлять своим эмоциональным состоянием через освоение технологических приёмов сжимания, разглаживания, формообразования, сплющивания.
При работе с бумагой и красками учителемприменяются приёмы, направленные на преодоление страха, негативных чувств, развитие сплочения и рефлексии. Так, в задании «изображение своего настроения» учитель предлагает ребенку выбрать по желанию цвет краски и на белом листе бумаги нарисовать цветовые линии, пятна, круги, узоры, выражающие его настроение в данный момент, а в задании «победа над страхом» ребенку предлагают нарисовать то, чего он больше всего боится, а затем его рисунок обсуждается. После этого ребенку дают ножницы и предлагают разрезать (или порвать) свой «страх».
Среди многообразия подходов, средств, технологий в обучении и воспитании интересна система педагогических методов, реализация которых способствует активному формированию личности, развитию духовно-нравственной культуры и потребности в самосовершенствовании – это арт-педагогика. Артпедагогика направлена на развитие детей средствами искусства и художественно-творческой деятельности. Педагогическая система арт-технологий позволяет «без насилия над ребенком корректировать просчеты воспитания и негативные черты его личности» [10]. Значимое место в арт-технологиях, направленных на нравственное самосовершенствование школьников, занимает формирование положительного отношения к себе, преодоление эмоциональной закрепощенности, неуверенности в своих возможностях. Это обусловило использование элементов арт-педагогических технологий в процессе обучения и воспитания. Многообразие методов и приемов арт-педагогики сложно освоить за короткое время, но даже на данном этапе можно говорить о её влиянии на негативные черты личности ребенка, она позволяет развить эмоциональную сферу, образное мышление, творческий потенциал ученика. Формирует коммуникативные умения, доброжелательность, чувство защищенности, радости, успеха. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). А в целом происходит личностный рост и активная социализация ребенка.
- Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 11 ноября 2014 г.http://www.akorda.kz/
- Анисимов В.П. Артпедагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса / В.П. Анисимов // Вестник Оренбургского гос. университета. 2003. – № 4. – С. 146-148.
- Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Изд. центр «Академия»,
- Сергеева Н.Ю. К вопросу о содержании понятия «арт-педагогика» / Н.Ю. Сергеева // Вестник докторантов, аспирантов, студентов: ЧГПУ. – № 1 (11). – Т. 2. – С. 114-120
- Сергеева Н.Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя: монография / Н.Ю. Сергеева. – М.: Изд-во УРАО, 2010. 309 с.
- Vaitkevičienė, Asta; Kučinskienė, Rasa. O новых возможностях арт-терапии // Bестник практической психологии образования 2009, nr.3(20), p. 67–73.
- Кубасова Ю. Арт-терапия margin: 13px 10px 20px 0 eto.kz/publ/filosofskie...na...temy/art.../5-1-0-6
- Пластические искусства: Краткий терминологический словарь.М.: ПАССИМ,1994. – 45 с.
- Белуш Я. М.Арт-терапия на уроках изобразительного искусства.//festival.1september.ru/articles/573564/ 10 Клемяшова Елена Михайловна.Арттехнологии в воспитании младших школьников// Начальная школа. N 1. С. 58-63. . ISSN 0235-7089