Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Теоретические основы исследования коммуникативных возможностей эмоционально-экспрессивной лексики

В.В. Виноградов в работе, посвященной проблемам русской стилистики, писал: «Вникая в правила функционально-речевой экспрессивно-смысловой дифференции разных элементов современного русского языка, в закономерности синонимических связей и отношений форм, слов, выражений и синтаксических конструкций, легко заметить, что и характер, и степень такой дифференциации неодинаковы и неоднородны в разных сторонах языках. Наиболее разной и дифференцированной по оттенкам значений, по экспрессивным качествам выражений, по характеру стилистических ограничений, наиболее богатой синонимами является лексика» [1, 15].

Исходя из сказанного, можно отметить, что лексика современного русского языка в ее синхронии обладает неоднородностью и большим стилистическим разнообразием. Одни слова носят общеупотребительный характер, другие используются в определенном языковом контексте, в определенной речевой ситуации. Основная масса лексических единиц чаще всего используется для создания экспрессивности, а составляют ее полнозначные номинативные знаки, обладающие глубокой, объемной семантической структурой и значительными семантическими потенциями.

«Стилистическое лицо» слова в языке, в словаре и в речи может не совпадать. Следовательно, стилистические особенности слов поразному функционируют в языке и в речи. При стилистической оценке лексики важнейшими являются два критерия:

  1. принадлежность слова к одному из функциональных стилей русского языка;
  2. эмоциональная окраска слова, его экспрессивные возможности [2, 98].

Изучение вопроса лексических средств языка имеет большую историю, основывается на трудах лучших лингвистов: В.В. Виноградова, Д.Н. Шмелева, С.И. Ожегова, А.А. Шахматова, Л.В. Щербы и др.

Это связано скорее всего с тем, что именно в лексике значительно ярче выражается эмоционально-экспрессивная окраска, в отличие от морфологии и синтаксиса. Именно лексика является самым подвижным и изменчивым

уровнем языка. Но постоянное использование слов в языке приводит к формированию системы речевых, языковых средств, которые находятся в той или иной сфере человеческого общения, а это формирует функциональную закрепленность слова.

Наблюдение над языком показывает, что проблематика стиля и его изучение – задача двойственная, так как существуют принципиально разные точки зрения на свойства языка и речи – это экспрессивность и функциональность. В этом плане показателен опыт и теория Ш. Балли.

Как мы знаем, под стилистикой Ш. Балли понимал науку об экспрессивных (аффективных) свойствах языка [3, 114].

Его метод исследования для выявления аффективности состоял в так называемой идентификации, что привело к необходимости различать в характере языковых единиц два вида, противопоставленных друг другу. Один из них он назвал естественным природным, а другой – ассоциативным, репрезентативным. С его точки зрения, в первом случае существенно, что «неотъемлемость эмоциональной окраски слова от его значения» [3, 238] – это своего рода связь единиц языка с мыслительным процессом, она позволит выразить экспрессивные оттенки мысли (чувства) адекватностью формы и содержания. Имеется в виду, что форма сама по себе способна соответствовать определенной понятийной категории. Что может быть и не бесспорно.

Во втором случае Ш. Балли говорит о способности слова (словосочетания, выражения) вызывать представление о тех или иных формах жизни и деятельности, характерных для разных социальных групп с их разными обстоятельствами словоупотребления [3, 238].

Ш. Балли для иллюстрации своих рассуждений сопоставляет два слова – ворчун и бука, он говорит, что в одном случае эмоциональная окраска присуща самой идее – бука, а в другом – ворчун – создается характером употребления, фамильярностью, ассоциирующейся с определенной социальной средой и условиями речи.

По теории Ш. Балли, стилистически окрашенные единицы рассматриваются в сфере функционального употребления, где есть непременное существование двух названных им эффектов, что сам он и отмечает.

Рассматривая данные вопросы из теории Ш. Балли, с достаточной определенностью это положение подтверждается и с лексико-семантической точки зрения: «Слова, в одном значении которых заключается определенная экспрессивная оценка называемого явления, часто оказываются одновременно стилистически (функционально-стилистически) окрашенными, т.е. связанными с определенными условиями речевого общения. Например, болтать, миндальничать, хлипкий, всезнайка и другие подобные не только выражают определенное отношение к называемому, но и сигнализируют об определенном стиле речи. Слова же с определенной стилистической значимостью легко приобретают эмоционально-оценочные оттенки. Ср. архаизмы из «высокой» книжной лексики: лицезреть, шествовать и т.д. [3, 253].

Из данных наблюдений над словами можно сделать вывод о том, что экспрессия и функция находятся в прямой постоянной взаимозависимости, особенно в реальном употреблении. Эмоциональную окраску единицы языка получают наиболее полно в словах, когда есть функциональная прикрепленность к различным сферам общения человека, к разным ситуациям как в тексте, так и в речевой ситуации.

Исследователи постоянно ведут диалоги о взаимообусловленности экспрессии и функции слова, о противопоставлении экспрессии и стилистической роли слова. Они склонны считать, что в слове заключена стилистическая потенция, «экспрессивно-оценочная» и «естественно-стилистическая», которые оказываются как бы разными свойствами слова. Иногда эти свойства совмещаются, иногда исключают одно другое. Многие склонны считать, что лексические средства языка дают значительно больше эмоционально-экспрессивной оценки и меньше функциональной. Генетически слову присуща и закреплена за ним экспрессивная окраска, которая становится неотделимой от значения слова.

«...Слова перестают быть противопоставленными друг другу в плане стилистических разграничений, стилистическая же окраска в ряде случаев становится экспрессивно-оценочным элементом их семантики», – писал Т.Г. Винокур [4, 13].

В дальнейшем рассуждении Т.Г. Винокура об экспрессивности лексических единиц говорится: «Наряду с объективной структурой языкового знака, передающего идею, в языке существует и своеобразное субъективное дополнение к этой структуре» [4, 14]. Данный вывод говорит о том, что в словах присутствует наряду с денотативным значением – коннотативное.

Многие ученые такую коннотацию называют стилистической коннотацией. Под денонатативным значением принято понимать предметное значение, характеризующее связь лексической единицы с обозначаемым объектом, определенную ее направленность на него.

Денотат – как ориентир языковой единицы, который актуализирует значение: от основного, первичного, до вторичного, частного, контекстуального. Ср.: лес – деревья, стоящие во множестве; пространство, обильно заросшее деревьями: густой лес, сосновый лес и др. и лес вышек (штыков, матч) – где первичной номинацией является «множество». Здесь всегда уместен вопрос: что обозначает слово (в данном случае, в данной ситуации)?

Что же касается стилистической коннотации, то можно сказать, она предстает перед нами в языковой действительности как постоянный признак значимой единицы языка, и это может явиться достаточным основанием для того, чтобы говорить о ее стилистическом значении наряду с лексическим и грамматическим (которые всегда присутствуют в слове).

В широком смысле коннотативное значение дополняет предметно-понятийное содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функцию.

Коннотация рассматривается как оценочная, эмоциональная или стилистическая окраска языковой единицы узуального (закрепленного в системе языка) или окказионального характера.

Коннотация может быть вторичной номинацией, которая дополняет объективное значение ассоциативно-образным представлением об обозначаемой реалии на основе внутренней формы наименования.

Данное значение выступает как основание эмоциональной оценки (эмотивности) и стилистической маркированности, связывая воедино денотативное и коннотативное содержание языковой единицы.

Последнее, на наш взгляд, придает всему слову «суммарную» экспрессивную окраску, в которой может доминировать качество (ср.губошлеп, драндулет, простофиля, домище и т.д.) или количество (ср.: уйма народу, превеликое множество, толпа и т.д.).

Исследователь Д.Н. Шмелев [5, 53] считает, что лексическое значение слова – это «остаток», получившийся в результате выделения грамматических и экспрессивно-стилистических моментов. Поэтому есть основание утверждать, что слово обладает стилистическим значением, а значит стилистической коннотацией. Общая семантика слова включает в себя стилистическое значение, которое может не совпадать с предметно-логическим, но благодаря этому в слове и создается возможность экспрессивности языковых единиц, создаются стилевые пласты.

Говоря о коннотации на уровне лексики, некоторые ученые ограничивают наличие постоянной стилистической коннотации в слове как реализованной лексеме, тогда как у самой лексемы стилистическая коннотация может отсутствовать. Явно же выраженные лексемы образуют так называемые стилемы. Экспрессивно окрашенные слова, их стилистическое значение формируется в предметно логическое различие в синонимичных ситуациях. Ср.: 1). Она не пополнела, а потолстела. 2). Обнаженная, а не голая.

3). – Вы колдун, – сказала Таня.

– Не колдун, а волшебник.

Следующим моментом при изучении лексики можно отметить следующее: эмоциональная окраска не является особенностью, неизменно присущей слову (или его значению), она является частью семантической структуры слова, получает стилистическую значимость в применении, употреблении, контексте, и наоборот, функционально стилистические свойства слова служат основанием для укрепления его эмоциональной окраски.

Слова, выполнявшие эмоционально-оценочные функции, могут их и утратить. Вместе с тем нейтральные слова могут перейти в разряд эмоционально-оценочных, эмоционально-экспрессивных.

(Н. Гоголь, Письмо Высоцкому, 19 марта 1827 г.); За мною на западе картинно рисовалась в необозримой дали гряда меловых гор (И. Бунин, На Донце); Я не признаю в нем большой творческой силы, но у него есть изящество, красивость в гармонии и вкус (П. Чайковский, Письмо Н.Ф. Мекк, 26-27 ноября 1879 г.); Надо уметь брать от природы, а не ждать, что она даст тебе... В первом высказывается плодовитость воображения, а в другом – бедность фантазии (П. Антокольский, Письмо В.В. Стасову, 9 июня 1887 г.).

В настоящее время указанные слова стали более экспрессивны и приобрели эмоциональную оценочность, которая ощущается при использовании их в неясных текстах. Ср.: Продавцы расхваливали свои товары -Продавцы выхваливали свои товары. Что посоветовал тебе этот знаток законов? Что посоветовал тебе этот законник? Артистка стояла в живописной позе. — Артистка стояла в картинной позе. Я обратил внимание на чисто внешнюю красоту этого рассказа. — Я обратил внимание на красивость этого рассказа. Меня удивляет способность этого писателя легко и быстро писать рассказы. — Меня удивляет плодовитость этого писателя.

В приведенных текстах слова выхваливать, законник, картинный, красивость, плодовитость в отличие от соотносительных с ними слов и оборотов, сообщают о насмешливом, пренебрежительном отношении говорящего соответствующим явлениям.

Все процессы, происходящие в лексике и ее значениях, объясняются тем, что эта система очень подвижна и изменчива, лексический массив, его значение изменяется как в диахронии, так и в синхронии.

Данные возможности лексического уровня можно рассмотреть на следующих примерах.

Цитатный материал свидетельствует, что раньше слова красивость, выхвалитькартинно, плодовитость функционировали как неоценочные и имели следующие значения: выхваливать – очень хвалить, выставлять на вид чьинибудь достоинства, законник – искусный толкователь законов или человек, строго соблюдающий законы, картинный – достойный изображения на картине, как бы с картины, плодовитость – способность легко и быстро создавать художественные или научные произведения.

При этом слово красивость по предметному содержанию совпадает со словом красота. Примеры неоценочных слов: Я не знаю, можно ли достойно выхвалить этого редкого человека

 

  1. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. –М.1981. – С. 15.
  2. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – .М., 2002. – С. 98.
  3. Балли Ш. Французская стилистика. – М.-Л. 1961. –С. 114, 238, 253.
  4. Винокур Т.Г. О содержании некоторых стилистических понятий. – М.Л., 1972. – С. 13, 14.
  5. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М.-Л., 1969. – С. 53.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.