Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Экологическое сознание человека как фактор сохранения и развития современной цивилизации

В данной статье рассматривается проблема экологического сознания как фактора сохранения и развития современной цивилизации. Сегодня перед человечеством стоит проблема сохранения природной среды и изменения отношения к окружающей среде. Это возможно, по мнению автора, через экологическое образование и воспитание экологической культуры. Влияние экологической обстановки казахстанцыпрочувствовали на себе. В нашей стране, в рамках программы «Рухани жанғыру » меняется общественное сознание и мышление граждан, с целью формирования экологического сознания.

В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Нурсултан Назарбаев сказал: «Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию она выступит их сердцевиной».

Веками наши предки сохраняли уникальный экологически правильный уклад жизни, сохраняя среду обитания, ресурсы земли, очень прагматично и экономно расходуя ее ресурсы. Во взаимодействии с природной средой обитания человечество тысячелетиями накапливало опыт экологической культуры и экологического сознания.

Развитие НТП с середины прошлого века, нерациональное использование ресурсов привело к исчезновению Аральского моря, а также превращению тысячи гектаров плодородных земель в зоны экологического бедствия, что вызвало крайне непрагматичное отношение к окружающей среде.

Основные этапы человеческого развития отражают имеющиеся данные антропогенного влияния человека на среду обитания. Люди на протяжении всей истории развивали и неуклонно совершенствовали свои способности, увеличивая возможности использовать среду обитания в своих целях, при этом изменяли и характер своих отношений к природной среде.

Экологические проблемы, ныне диктуют условия взаимоотношения человека с окружающей средой и требуют коренного изменения его сознания. Наряду с такими проблемами, как предотвращение войн и мирового ядерного конфликта, хозяйственное освоение Мирового океана и космического пространства, демографическая проблема, экологическая проблема, приобрела глобальный характер. Человечество, сейчас волнует проблема:быть ли миру вообще и каким в будущем будет мир? Что необходимо сделать человеку, чтобы сохранить жизнепригодность среды обитания?

Для решения экологических проблем, имеющих глобальный характер, считаем необходимым, в первую очередь коренное изменение сознания человека по отношению к природной среде. Природная среда обитания человека охвачена, сегодня, активной человеческой деятельностью. Изменения, сознательно осуществляющиеся людьми, имеют целью достижение полезных результатов и часто не совпадают с процессами и возможностями саморегуляции биосферы. Качественное состояние среды обитания человека, характеризуется повышенной восприимчивостью природных систем к антропогенной техногенной нагрузке, которое соответственно ведет к уменьшению стабильности биосферного равновесия.

Человек в результате своей эволюции достиг существующего общественного уклада с определенной степенью защищенности. В связи с этим, единственным самоспасением всего человечества является сознательное прозрение и объединение человечества на основе экологической культуры.

Неоднократно в философской мысли высказывалось о кризисе культуры в результате современной цивилизации. В частности, философы иррационалистического направления давно писали о кризисе человека, культуры, человеческой цивилизации. Они предупреждали, что люди утратили веру, как в бога, так и в самих себя, в свой разум и сознание.

С появления в биосфере Homosapiens начинается необходимость в экологическом сознании. Человек, освоившись в окружающем мире и установив свои порядки приобрел первые уроки экологии. Изучая природную среду пришел к своему духовному открытию. Дальнейшее взаимодействие с окружающим миром были ограничены культовыми ритуалами, которое определило его экологическую культуру.

В сложившейся экологической ситуации, человечество впервые осознало глубину и серьезность надвигающегося экологического кризиса. Ныне, остро встал вопрос о будущем современной цивилизации. Экологическая проблема характеризует современный уровень самосознания человека и общества.

Западноевропейская цивилизация подходит к окружающему миру исключительно, с точки зрения их полезности, выгоды, комфортности и стремится завоевать всю планету не только технологически, но и мировоззренчески.

Если человечество хочет избежать экологической катастрофы, оно должно выработать новую парадигму прогресса, основанную на новом экологическом мировоззрении и сознании.

На наш взгляд, экологический стиль мышления необходимо рассматривать как историческую форму концептуализации нового образа мышления в науке.

Этапы культурной эволюции, человек проходит последовательно через органическую эволюцию и способностью мышления человек отличается от животных. Человек обретает себя в культуре социума и пытается увидеть самого себя в культуре глазами других.

Взаимодействие человека со средой своего обитания во все времена было способом его выживания и развития. Единство и борьба, противостояние и гармония друг с другом эти противоречивые отношения воплощались во взаимосвязи естественного и искусственного миров и претерпевали значительные изменения, которые отражали уровень развития мировоззрения и сознания человека. В результате современной цивилизации, радикальным образом меняется соотношение естественного и искусственного уровня воздействия человека на окружающую среду. В связи с этим, в конце ХХ начале ХХ1 вв. вопрос об отношении природной среды и мировоззрения человека поставлен в совершенно иную плоскость, чем он рассматривался ранее.

Сейчас возникла ситуация очень критическая для существования не сколько природной среды, сколько самого человека. Человечеству предстоит переосмысление своей деятельности связанной с изменением экологического сознания и мировоззрения. Нужна коренная ломка материальных и духовных ценностей и формирование нового экологического сознания.

Переход к экологически ориентированному мировоззрению был закономерным процессом. Всегда основой человеческого мировоззрения было единство человека с природной средой, человек учился у природы пониманию свойственных ей законов, процессов и явлений и в преобразованном виде старался их воплотить в материальных и духовных ценностях. Раньше экологическое

мировоззрение теоретически рассматривалось как отличительный признак проявления социальности, в настоящее же время является способом воссоединения человека со средой его обитания.

Переломные моменты развития общества всегда ставят по-новому вечные вопросы о месте человека в мире и его предназначении, об отношении человека к природной среде, к людям и т.д.

Овладение экологическими знаниями составляют основу экологического мировоззрения. Экологическое мировоззрение определяет духовный облик людей, регулятивное влияние на их поведение и образ жизни, но, к сожалению, в нынешних условиях она имеет особую остроту. Недостатки экологического мировоззрения объясняются сейчас отставанием в научной разработке экологических и мировоззренческих проблем, отставанием связанным с отступлением взаимодействия человека с природной средой. Основные принципы взаимодействия человека с окружающей средой были утрачены и изменены в связи с эгоистическим представлением о необходимости покорения природной среды.

В настоящее время, в силу сложившейся экологической и катастрофической обстановки, повысилась значимость экологического сознания граждан. Наступила необходимость выработать и проявлять активное отношение к окружающей действительности, каждый человек должен усвоить историко-материалистическое понимание взаимодействия человека со средой обитания, обогащенную новыми мировоззренческими знаниями.

Экологическое мировоззрение и сознание должно начинаться с традиционной проблемы «человек-природа», которое рассматривает место человека в природном и социальном мире.

В нынешних условиях экологическая проблема должна раскрыть и реализовать гуманистический потенциал экологическогомировоззрения и создать условия для перехода к современному обществу.

Человек активно воздействует на среду обитания и в результате его деятельности встала задача в корне пересмотреть отношение человека к среде обитания, преобразование всех видов природопользования. Решение этой задачи требует глубокого мировоззренческого осмысления всего человечества.

Главным компонентом экологического сознания в условиях современной цивилизации является личностно-ценностное отношение к природной среде, помогающее осознать себя частью природной среды и ответственность за последствия общения с ней. Экологическая ответственность предполагает экологического создание особого внутреннего мира человека. Если под сознанием обычно, понимается высшая, свойственная только человеку и связанная с функцией мозга, обобщающецеленаправленное отражение реальности и способность предварительно осмысленного построения и предвидения своих действий, то экологическое сознание представляется как часть общественного и индивидуального сознания, с присущими ему эмпирическими и теоретическими уровнями. Структурными элементами экологического сознания являются знания, убеждения и навыки в области взаимодействия человека с природной средой своего обитания.

Формирование экологического сознания личности это высокий уровень сознания.

Экологическая культура основана на экологическом сознании человека. Мы считаем, что экологическое сознание развивается на основе логического переосмысления знаний о природной среде, представляющей качественно новую ступень, потому что происходит превращение знаний в убеждения. Убеждения обусловливают ценностные ориентации и установки людей, их высокое экосознательное отношение к природной среде.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что экологическая сознательность это экологические мировоззрение, убеждение, ответственность, ценность, поведение, любовь к среде своего обитания.

Как известно, в ХХ веке основной задачей научно-технического прогресса было удовлетворение потребностей большинства людей. В этой связи, возникает вполне закономерный вопрос, а возможен ли достаточно высокий уровень экологического сознания людей, где низкий уровень жизни и где человека заставляют не жить, а выживать? Не будут ли индивиды следовать инстинкту выживания, пренебрегая принципами и священными заповедями? Возможно ли высокая нравственная культура там, где обезличивается человек? Эти и другие вопросы заставляют человечество осознать всю сложность экологической обстановки.

Если в основе экологического мировоззрения и сознания изменить главные принципы современного общества на толерантные и укрепить экологические, моральные, этические законы бытия и космоса, возможно, что инволюционный путь развития человечества приостановится и начнется новый эволюционный виток земного бытия, основанный на позитивном и созидательном отношении к жизнедеятельности человека и природной среде.

Экологическое сознание является одной из форм общественного сознания, формирующееся на основе познания людьми законов, обуславливающих целостность среды обитания, и тех которые должны обеспечить деятельность человека в целях сохранения и совершенствования жизнепригодного состояния качества среды обитания человека. Действительно, предпосылки экологического сознания возникли ещё на ранних этапах истории развития человечества, но формирование экологического сознания активизируется по мере нарастания противоречий между человеком и природной средой.

При этом нельзя забывать, что экологическим сознанием является не любое отношение человека с природой, а только отношение, направленное на обеспечение её жизнепригодных свойств, на сохранение качества среды обитания человека

Сегодня человечество по своему сознанию делится на два направления:

  1. антропоцентристы технократы с сознанием богатства, власти, комфорта;
  2. биоцентристы с осознанием духовности и гармонии с природной средой.

Человечеству настало время призадуматься, что экологическая проблема не столько проблема отношения человека к природе, технике, культуре, сколько отношение его к самому себе. Экологические проблемы это следствие неблагополучного общества и кризис самого человечества. Выходом из кризиса является в первую очередь, экологическое, причем сознательное оздоровление общества. Целью экологовисследователей, философов, политологов, культурологов является разработка основных методов духовно-экологического выздоровления, возрождения нравственных ценностей и нахождение путей разрешения

человечеством глобальных проблем. Человек, живя в мире высоких технологий, не осознает себя частью общества, тем более в высоко технизированном обществе, сложнее единство человека со средой своего обитания. Культура и сознание человека не только выражают уровень и характер практического и теоретического отношения к природной среде, но и оказывают активное воздействие на степень гармонизации отношений между человеком и средой обитания. Под воздействием противостояния человека среде обитания, изменилась ориентация деятельности людей, связанная с иной шкалой ценностей.

К острому обострению экологической ситуации привело и общественная пассивность в экологических вопросах. Человек все меньше предается размышлениям и вынужден подчинять свое суждение «сверху», особенно когда он чувствует, что от него ничего не зависит и его роль сводится к пассивному исполнению различных установок. Безразлично начинает человек относиться к среде своего обитания, чувствуя свое бессилие, теряет веру в истинность, в справедливость, которая мешает проявиться личному чутью, народной мудрости, сложившейся веками, непосредственной связи со средой обитания в процессе экологической деятельности людей. В таких условиях происходит отчуждение людей от природной среды и вообще от среды обитания в целом.

Совершенствование и обогащение

экологического сознания достигается путем осуществления общественно-экологических воспитательных мероприятий. Через

воспитание в детстве и образование формируется экологическое сознание.

Сознание человека это сложный

многогранный и многоаспектный феномен. Под сознанием подразумевается способность идеального отражения реального мира, превращения объективного содержания предмета в субъективное содержание духовной жизни человека. В субъективном мире сознания осуществляется

воспроизведение объективной реальности и мысленная подготовка к преобразующей практической деятельности человека. Сознание это не просто психическое отражение, а высшая форма психического отражения действительности общественноразвитым человеком.

Новое экоцентрическое сознание направлено на изменение поведения людей по отношению к природной среде. Иметь высокий уровень экологической культуры, значит обладать новым радикально измененным экологическим сознанием, экологическим мировоззрением, поведением, позволяющим взаимодействовать с природной средой на основе понимания его законов, не управлять природной средой, а сотрудничать.

В философской науке понятие «экологическое сознание» является относительно новым термином. В связи с этим, пока ещё мало, что сделано в определении его статуса.

Экологическое сознание это специфическое отражение в мозгу человека социальноэкологических отношений, осознания своего отношения к природной среде. Экологическое сознание это единство чувственной и абстрактной ступеней экологического

познания, эмпирических, теоретических уровней экологических знаний.

Экологическое сознание является отражением сущности сложной системы отношения людей к природной среде и друг к другу по поводу познания преобразования, использования охраны и воспроизводства её ресурсов. Целью экологического сознания является осознание сущности экологических отношений в пределах разумного природопользования, контроля над природой, улучшение социальных и естественных основ воспроизводства природной среды.

Своевременность решения этой проблемы вытекает также из того, что никогда еще за всю историю люди не находились в такой зависимости от состояния своего сознания и культуры как сейчас. В данное время необходимо развитие адекватной теории культуры с учетом тех особенностей, которые привнесены современной экологической обстановкой. Ныне, состояние природной среды представляет собой очень серьезный фактор существования и люди не могут ошибаться в воздействии на среду своего обитания. Необходимое требование

экологической ситуации все стороны жизнедеятельности человека должны быть подчинены одной главной задаче сохранить природную среду как незаменимое условие человеческого развития. В сложившихся экологических условиях, способом сохранения человечества становится не столько ориентация на изменение природы, сколько обеспечение совместимости с ней.

экологическая что именно должно быть

Нынешняя определяет, сознание воссоединения человека и природы на основе более полного понимания окружающей среды. Безусловно, экологическое сознание призвано обеспечить развитие человека в его единстве со средой обитания.

обстановка экологическое способом

Ныне, экологический кризис техногенной цивилизации вынуждает создать систему непрерывного экологического воспитания, образования, экологического мышления. Наступила пора оценивать результаты своей деятельности с точки зрения влияния на среду обитания.

Человек взаимодействует с природной средой через создаваемую им культуру, поэтому человечество развиваясь, создает на Земле культурную экосреду благодаря передаче из поколения в поколение своего техногенного и духовного опыта.

Наиболее рациональным и эффективным способом предотвращения экологической катастрофы является экологическая культура, экологическое мировоззрение, экологическое сознание, экологическое образование и экологическое воспитание.

При сложившейся экологической ситуации в Казахстане, к примеру, экологическое сознание и экологическое образование призваны одним из средств реализации государственной политики страны.

В современных условиях кризис техногенной цивилизации заставил человека осознать свою роль в изменении мировоззрения к среде своего обитания. Перед человечеством стоят многочисленные экологические проблемы. Развитие современной техногенной цивилизации затрагивают жизненно важные интересы всего человечества.

В будущем, одной из важнейших проблем современности, мы считаем, будет формирование экологического сознания граждан, понимание природной среды как другого существа , над которым нельзя властвовать без ущерба для человека На государственном уровне должны быть поставлены экологическое образование и воспитание, начинающееся безусловно, с семьи. При развитии любой современной цивилизации неизменным должно оставаться поведение человечества по отношению к среде своего обитания. Экологическая цивилизованность предполагает развитие экологического образования во всех учебных заведениях.

Экологически грамотный человек будет и должен стремиться к главному из экологических условий выживания человека и всего живого на Земле к мирной жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана:«Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни» 5 октября 2018 г.
  2. Статья Президента «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» 13 Апреля 2017 г.
  3. Арнольд Тойнби. Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад. М.: 2011. 394 с.
  4. Н. Я. Данилевский. Россия и Европа — историко-философское сочинение. М.: 2011. 137 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.