НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТИЧЕСКОЙ И ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ

Педагогика каждого народа — это подлинная самоценность, национальное мироотношение, этническое самосознание, национальный характер. При таком подходе реализуется демократическая идея равноправия культур всех народов, их диалога, ведущая к становлению действительно полинациональной, а поэтому общечеловеческой по своей сути педагогики. Основой их интеграции могут выступить общие идеи и идеалы воспитания, но лишь тогда, когда они преломляются через национальный менталитет, в котором приобретают неповторимо-самобытное, уникальное звучание.
Этнофилософия чувашского народа включает в себя духовность, нравственность, сущностно-содержательные характеристики народных представлений о судьбе, надежде, вере, чести и достоинстве, прежде всего связанных с природой и земледельческой деятельностью, которые, безусловно, могут стать объектом ценностного отношения, т.е. оцениваться человеком как добро и зло, красота или безобразие, истинное и фальшивое...
Ещё в древнегреческой философии софисты согласно теории относительности провозгласили, что ценности для каждого человека являются сугубо личностно-индивидуальными и существует индивидуальная система ценностных ориентаций. Однако есть ценности, которые независимо от их разных аксиологических подходов для всех людей являются общезначимыми.
Чувашская духовная культура в общем и педагогическая в частности представляют с собой огромное интеллектуальное богатство и содержат неисчерпаемый потенциал народной мудрости. Она во всём своём многообразии содержания определяется как синтез национально-особенного и общечеловеческого со своей неповторимостью, уникальностью и самобытностью. Эти особенности представляют самую главную и оригинальную модель этнокультурных ценностей.
Первичные духовно-нравственные ценности любого народа, как отмечают многие исследователи этнопедагогических проблем, — это культовое отношение к семье, культ матери, культ ребёнка. Мечта о продолжении рода — самая светлая и желанная мечта народа. Воспитание здорового поколения выступала как самая изначальная цель народного воспитания. Вся народная мудрость, зафиксированная в народном, устном, словесном, музыкально-песенном, художественном творчестве, почти все народные обряды и обычаи, традиции, народное верование пронизаны любовью к детям, желанием иметь детей, обучать и воспитывать их и т.п. Много символического смысла в чувашской пословице: «Ача — кил турри» — «Ребёнок — домашнее божество».
В народном представлении понятие ценность отражает единство человека, его деятельности и взаимосвязь с миром, обществом и природой. Объединяющим началом в многообразии ценностей в народно-педагогической традиции являлось понятие духовности человека. В философии с давних времён рассматривались проблемы человеческого бытия, было возвышение человеческой личности, её чести и достоинства. Истоки личностной самооценки человека — это этнопедагогическая загадка, разрешение которой приблизило бы к раскрытию тайны самого существования человека и сущности её гармонии с природой.
Этническая (народная) система ценностных ориентаций создавалась и закреплялась всем жизненным опытом народа, всей совокупностью его взаимодействия с внешним миром, природой. Она определяла нравственные устои и принципы поведения.
Отличительной чертой этнопедагогической и этнофилософской культуры чувашей является понимание человека как аналога мира в причастности к сохранению гармонии целого: Вселенной, Природы, Этноса, Рода, Семьи. Так, русская путешественница Александра Фукс ещё в конце прошлого века с удивлением писала: «Этот мудрый народ, столь близкий к природе, видит всё и всегда с положительной точки зрения. Они слепо следуют влечению сердца, которое редко ведёт их к злу. Редко между ними бывают ссоры.» [1]. Такая «естественная» природная нравственность является величайшей ценностью этнической педагогической локальной цивилизации, которая вполне достойна внимания этнопсихологов, этнофилософов и др., ибо «народная педагогика лежит на стыке многих наук», и человек, занимающийся серьёзно этим делом, «должен обладать поистине энциклопедическими знаниями и владеть многосторонней методикой научного исследования. Он должен быть и психологом, и философом, и историком, и этнографом, и лингвистом, и филологом» [1, 29]. Поразителен тот факт, что чувашский народ из века в век шёл по этому нравственному пути и пронёс в своём этническом характере такую гуманистическую ценность, которая поистине является фактором общезначимой, общечеловеческой нравственной ценности.
Материалы исследования педагогических памятников устного творчества (моления, благословения, завещания, клятвы — пил, пехил, тупа и т.д.) народа убеждают нас в том, что духовная культура народа, мир его убеждений и верований в глубокой древности, безусловно, не были вполне свободными, а неизбежно подчинялись социальным и природным условиям. Живое человеческое слово, по мнению наших предков, наделено было властительной, чудодейственной и творческой силой, хотя они иногда и не понимали, в чем именно проявляется эта сила. Важно то, что они верили, что слово владело внутренним миром человека и создавало условия для основания духовно-нравственных и религиозных убеждений народа.
Весь этот воспитательно-образовательный этнопедагогический потенциал активно трансформируется в современную школьную практику, в которой весьма актуальной становится проблема формирования этической и эмпатической культур подростков.
Реальная социокультурная ситуация показывает, что в последние годы ее значимость еще сильнее возросла в связи с обострившимися негативными тенденциями в обществе, проявляющимися в нравственном обнищании, возрастающей жестокости в отношениях между людьми. Это означает, что сегодня педагогика должна сосредоточить свое внимание на разработке проблем поддержки индиви
дуального развития ребенка, формирования духовной культуры у подрастающего поколения, важнейшими компонентами которой являются этическая и эмпатическая культуры.
Проблема воспитания этической культуры не новая. В педагогической науке имеют место следующие концепции воспитания этически культурной личности: исторически сложившиеся (И.И.Бецкой, Н.Ф.Бунаков, В.П.Вахтеров, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский и др.) и современные (О.С.Богданова, А.А.Бодалев, Е.В.Бондаревская, Б.З.Вульфов, О.С.Газман, И.С.Марьенко, В.М.Коротов, А.Е.Шемшурина, Н.Е.Щуркова и др.).
Феномен эмпатии рассматривался в различных аспектах как зарубежными (К.Роджерс, Р.Бернс, В.Мак-Дугалл и др.), так и отечественными психологами (Т.П.Гаврилова, Ю.Б.Гиппенрейтер, Л.С.Выготский, Р.Б.Карамуратова, Н.Н.Обозов, Т.И.Пашукова, И.М.Юсупов и др.). Ученые-педагоги Л.И.Божович, А.А.Католиков, В.А.Караковский, В.А.Сухомлинский, П.М.Якобсон и другие в своих трудах освещали отдельные вопросы воздействия на эмоциональную сферу личности процесса воспитания эмпатии. Общетеоретические вопросы, связанные с формированием эмпатической культуры, с воспитанием гуманности и нравственности, получили наиболее полное отражение в работах А.А.Бодалева, Т.П.Гавриловой, К.В.Гавриловец, В.Е.Гурина, Р.Б.Карамуратовой, А.Н.Лутошкина, М.М.Муканова, И.М.Насенковой, Я.А.Пономарева, Л.Ю.Сироткина, Н.М.Таланчука, П.М.Якобсона и других.
Вместе с тем, как показывает анализ литературы, недостаточно исследовались до сих пор вопросы о возможностях формирования этической и эмпатической культур подростков посредством использования национально-регионального этнопедагогического компонента. Между тем именно в народной педагогике заложены большие возможности для органичного введения детей в окружающий мир и воспитания у них нравственных качеств.
Для нашего проекта весьма ценными явились исследования В.Ф.Афанасьева, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, И.Б.Гашимова, А.Э.Измайлова, З.Г.Нигматова, Э.И.Сокольниковой, Я.И.Ханбикова, М. И Стельмахович и других, посвященные проблемам использования прогрессивных традиций различных народов в воспитании подрастающего поколения. В них концептуально и комплексно представлены основные научно-методологические параметры формирования духовно-нравственной культуры у молодежи вообще и у подростков в частности [1-5].
Мы считаем, что этическая культура — это сформированность общечеловеческих и национально-культурных ценностей, духовных потребностей, в которых отражается моральное совершенствование человека, самосозидание человека, процесс интериоризации общечеловеческих и национально-этнических ценностей.
Для нашего исследования познавательными материалами обладали труды Л.М.Фридмана и Г. Н. Волкова [1; 6]. Уровень развития у школьника того или иного нравственного качества можно установить, как считает Л.М.Фридман, изучив представления (знания) ученика о соответствующих этому качеству нравственных нормах, его отношение к ним, а также устойчивость и силу проявлений этих отношений в конкретной деятельности. Опираясь на эти положения, мы соответственно выделили следующие уровни сформированности этической культуры у младших подростков:
1 уровень — неясное, расплывчатое представление о нравственных нормах, составляющих основу нравственного качества;
2 уровень — знание нравственных норм, составляющих суть нравственного качества, но эти нормы не стали мотивами поведения личности, отношение к ним либо отрицательное, либо неопределенное (неустойчивое);
3 уровень — четкое и правильное представление о нравственных нормах, определяющих структуру нравственного качества, активно-положительное отношение к ним со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление нравственного качества в поведении;
4 уровень — устойчивое проявление в поведении хорошо осознаваемого нравственного качества
[6, 27].
Учитывая сложность диагностики уровня сформированности этической культуры школьников из-за несформированности моральных качеств, поверхностных суждений и чувств, мы решили использовать исследования В.Г.Максимова, Л.М.Фридмана, Н.Е.Щурковой [6; 7]. Уровень сформиро-ванности этической культуры выражает степень приобщения подростка в соответствии с возрастными возможностями к важнейшим качествам личности: трудолюбию, бережливости, патриотизму, уважению к старшим, доброте, честности, прилежанию, дружбе, скромности.
Основными понятиями, которыми мы апеллировали и которые разобрали в процессе исследования, являются: «культура», «этика», «мораль», «нравственность», «общечеловеческие ценности»,
«этическая культура», «средства народной педагогики», «национальная школа», «камал», «сипет», «сапарлах» и мн. др.
Большой значимостью в формировании нравственных качеств, как показывает практика, обладает среда. Такой благоприятной средой формирования у подростков этической культуры являются, на наш взгляд, условия национальной школы. Поэтому экспериментальной площадкой реализации нашего проекта мы выбрали Чувашский национальный лицей-интернат им. Г.С.Лебедева. Специфика среды в этом образовательном учреждении в том, что обучение и воспитание в лицее-интернате происходит параллельно с эстетическим воспитанием, т.е. учащиеся дополнительно получают музыкальное образование. Кроме этого, в лицее-интернате успешно осуществляют деятельность кружки художественно-эстетического направления: театральный, фольклорный, хоровой, танцевальный, изобразительный и др.
Однако для реализации и внедрения нашего научного проекта весьма важны следующие особенности национальной школы, которые способствуют организации естественной образовательно-воспитательной среды:
- национальный язык как основа обучения и воспитания;
- взаимоотношения между педагогами и воспитанниками построены на принципах уважения, любви, личного примера;
- в основе обучения и воспитания лежат общечеловеческие и национально-этнические ценности, национально-психологические качества как залог успешного формирования целостной личности со сформированной этической культурой;
- многообразие методов воздействия на воспитуемого: начиная с формирования идеалов с помощью фольклора и эстетического восприятия действительности и кончая такими средствами воздействия, как пример, совет, упрек и мн. др.;
- использование на уроках духовных ценностей, традиций, обычаев, норм и стереотипов поведения, свойственных представителям чувашского этноса.
При формировании этической культуры следует учитывать специфику, возрастные и психологические особенности учащихся. Важными психолого-педагогическими предпосылками развития этических качеств является развитость эмоционально-чувственной сферы личности подростка.
Основными показателями сформированности этической культуры у учащихся являются: трудолюбие, бережливость, патриотизм, уважение к старшим, доброта, честность, прилежание, дружба, скромность.
Однако в ходе работы мы пришли к выводу, что основы приобщения ребенка к этической культуре должны лежать в дошкольном возрасте, и их нужно закладывать родителям (самые первые воспитатели). Подростки обладают большой эмоциональной восприимчивостью, реакцией на все происходящее. Поэтому учителю, воспитателю, родителям не стоит упускать этот возрастной период для успешного формирования другого компонента нравственной культуры подростка — эмпатической культуры.
Эмпатическая культура личности, как показал анализ психолого-педагогических исследований, является системным образованием, в котором собраны все составляющие его показатели:
- отношение к другому человеку, основанное на гуманности;
- способность к эмоциональному проникновению и к переживаниям других людей и к эмоциональному отклику на эти переживания;
- умение вслушиваться, всматриваться, вчувствоваться в состояние другого человека, как бы находиться в его состоянии;
- способность не просто чувствовать другого, но и стремиться для него что-то сделать;
- психологическое состояние, в котором доминирующим является эмоциональное разделение переживаний другой личности;
- эмоциональная идентификация, личностная рефлексия, нравственное сознание личности, процесс вхождения в мир другого и пребывание в нём «как дома»;
- механизм общения, который позволяет добиться созвучия в нём.
На основе изучения и анализа соответствующей проблемам нашего научно-исследовательского проекта литературы мы выделили следующие критерии сформированности эмпатической культуры личности, а именно: развитость у подростка эмоциональной идентификации, умение описывать переживаемые чувства; качество восприятия эмоционального конфликта между собственными переживаниями и переживаниями другого человека; стабильность альтруистической или эгоистической
формы поведения подростков по отношению к окружающим; наличие представлений о нравственных нормах.
Для более убедительной результативности и в соответствии с критериями процесса сформиро-ванности эмпатической культуры личности подростков мы выделили следующие уровни: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень характеризуется неподдельным интересом подростка к сверстникам, общительностью, умением быстро устанавливать контакты и находить общий язык с окружающими; стремлением понять мотивы поступков других людей. Стиль эмоционального общения подростков — альтруистический с яркой гуманистической направленностью. Эмпатические качества проявляются в поведении активно, подросток относится к ним устойчиво положительно.
Подросткам со средним уровнем сформированности эмпатической культуры присуще стремление к взаимному общению, им не чужды эмоциональные проявления, внимательность, желание понять больше, чем сказано словами. В прогнозировании развития отношений между людьми такие подростки испытывают некоторые затруднения. У них преобладает доброжелательный эмоциональный стиль общения при чётком и правильном понимании необходимости сопереживания и сочувствия к окружающим. У подростков имеется представление об основных нравственных нормах, но недостаточно устойчиво проявление эмпатических качеств в поведении.
Низкий уровень сформированности эмпатической культуры подростков проявляется в том, что в установлении контакта с окружающими они испытывают затруднения. Ценят людей больше за деловые качества, чем за чуткость и отзывчивость. Эмоциональные проявления в их поступках кажутся непонятными и лишёнными смысла. Эмоциональный стиль общения — неустойчивый, нейтральный, часто эгоистический. Для подростков с низким уровнем характерно неясное, расплывчатое понимание необходимости соблюдения нравственных норм в общении с людьми. В деятельности проявляется центрированность на себе.
Философские и психолого-педагогические взгляды на формирование этической и эмпатической культур подростков обусловливают необходимость использования средств этнопедагогики в решении данной проблемы. Этнопедагогика рассматривает формирование этической и эмпатической культур как порождение в детях чувства сострадания, сочувствия, милосердия, гуманности, умения понять другого человека. Она не создает специальных дидактических средств или специально организованного дидактического пространства, а использует естественным образом взаимодействующие факторы, такие как: защитно-покровительственные инстинкты взрослых по отношению к ребенку; вещнопредметный мир людей; беспрестанная включенность ребенка во все присущие типы отношений людей, во все нюансы их жизни, все многообразие вариантов социально-ролевого и межличностного общения; потребность в детском труде как условии выживания; эффект близковозрастного и разновозрастного общения и т.п. При этом средствами народной педагогики, способствующими формированию этической и эмпатической культур подростков, выступают устное народное творчество (пословицы, поговорки, загадки, песни, сказки и т.п.), а методами — убеждение, пример, благословение, завет, зарок и т. п.
Устное народное творчество утверждает народные принципы жизни на примерах игр, традиций, обрядов, природы, общения, примера-идеала, преподносит уроки человечности, знакомит с основными понятиями нравственности. Акцентирование внимания школьников на таких понятиях, как «милосердие», «сочувствие», «сопереживание» и др. способствует формированию у них нравственного, эмпатического сознания.
Формирование этических и эмпатических качеств личности и накопление опыта нравственного, эмпатийного поведения у школьников является важной задачей педагога. Для ее решения целесообразно вовлекать учащихся в деятельную помощь людям, организовывать межличностное общение в классе на основе взаимопонимания и сочувствия, предоставлять каждому ребенку средства защиты и восстановления личностной гармонии в общении с природой, в труде, на примерах-идеалах, при этом использовать методы воспитания: формирование сознания личности (разъяснение, рассказ, внушение, этическая и оценочная беседы, создание экстремальных и этнопедагогических ситуаций, диспут, лекция, пример); организация деятельности и формирование опыта общественного поведения (педагогическое требование, общественное мнение, приучение, упражнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций); стимулирование и мотивация этнопедагогической деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание, увещевание, одобрение, похвала, намек, просьба, совет, благо-пожелание и т.д.); контроль, самоконтроль этнопедагогической деятельности и поведения (наблюдения за учащимися, беседы, опросы и анкеты, анализ результатов общественно полезной деятельно
сти, самоанализ и самоконтроль, педагогическая рефлексия); этнопедагогика (показ, наставление, благопожелание, совет, просьба, одобрение и др.) и методы обучения: диспут, творческие работы, эвристические беседы, иллюстрация, демонстрация.
Семья как важнейший социальный институт играет значительную роль в становлении, развитии личности. Стабильность во взаимоотношениях членов семьи друг с другом и окружающими оказывает влияние на формирование этической и эмпатической культур подростков. Характер ребенка, его интересы, способности проявляются прежде всего в семье, которая является естественной и благоприятной средой воспитания ребенка. Так, родители, а прежде всего мать, испокон веку являлись первоисточником формирования нравственно-поведенческого начала, эмпатии. Соответственно формирование у подростков этической и эмпатической культур должно осуществляться в условиях взаимодействия школы, семьи и общества.
Рассмотрение проблемы этической и эмпатической культур личности и ее решение в опыте народной культуры стало основанием разработки теоретико-методических основ формирования этической и эмпатической культур у подростков средствами этнопедагогики.
Разработанная и представленная нами система воспитания этической культуры у учащихся создавалась на основе изучения богатого научного методического наследия в сфере нравственного воспитания, исследования взглядов на воспитание (этической культуры средствами народной педагогики в национальной школе) педагогов школ республики, систематизации и классификации средств народной педагогики, на основе собственного исследовательского поиска, педагогического опыта.
Представленная программа формирования этической культуры у подростков, логически продолжая и развивая традицию научной школы педагогов О.С.Богдановой, Г.Н.Волкова, Л.С.Выготского, А.А.Гусейнова, В.П.Ковалева, Т.Н.Петровой, И.П.Подласого, Л.М.Фридмана, А.И.Шем-шуриной, Н.Е.Щурковой и многих других решила следующие проблемы:
• на основе философской, педагогической, психологической и исторической научной литературы определен понятийный аппарат, обслуживающий проблему, и разработаны основные определения, требовавшие уточнения;
• создана программа, направленная на формирование этической культуры у учащихся с этно-педагогизацией учебно-воспитательного процесса. Целевой установкой программы является приоритетность духовности и культуры в ценностных ориентациях школьника;
• рассмотрены структурные компоненты системы формирования этической культуры у учащихся;
• выведены в ходе исследовательской деятельности особенности чувашской национальной школы:

- духовное единство (духовная связь) в жизни детей и значимых для них взрослых;
- организация жизни класса и всей школы на основе совместно выработанных норм взаимоотношений, на доброжелательности, уважении, взаимопомощи;
- учебно-воспитательный процесс основывается на родном языке, без родного языка нет народной педагогики;
- в основе воспитательной работы лежат идеалы добра, истины, красоты, направленные на формирование личности, стремящейся к взаимопониманию и взаимопомощи, ищущей счастья во взаимоотношениях с людьми;
- многообразие методов воздействия на воспитуемого. Начиная с формирования идеалов с помощью фольклора и эстетического восприятия действительности и кончая такими средствами воздействия, как показ, поучение, благословение, совет, упрек, уговор, запрет и т.д.;
- использование на уроках накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных устоев с учетом особенностей чувашского этноса, уникальности его социокультуры, т.к. в произведениях фольклора, художественном творчестве отражался нравственный идеал трудового народа, стремление к созидательной деятельности на благо общества. В сказках, былинах, пословицах, поговорках, песнях, играх, игрушках отразилась многовековая история, воспитательный опыт народа. Ученики национальной школы теснее связаны с устным народным творчеством.
Многократное проведение диагностической методики помогло выявить оптимальные педагогические условия успешного формирования этической культуры подростков средствами народной педагогики в условиях национальной школы.
Формирование эмпатической культуры учащихся в нашем исследовании выступает как система, включенная в качестве подсистемы в целостный педагогический процесс общеобразовательной школы. В соответствии со структурой педагогического процесса мы разработали модель этой системы,
включающую такие компоненты, как цель, задачи, принципы, содержание, технологию как совокупность форм, методов и средств педагогической деятельности, ее результат.
Цель являлась системообразующим компонентом исследуемого процесса, обеспечивающим его целостность. В качестве цели деятельности педагогов школы мы приняли формирование у учащихся эмпатической культуры.
В качестве задач были выделены следующие:
- диагностика уровня эмпатической культуры подростков;
- формирование эмпатического сознания учащихся;
- формирование у школьников эмпатического умения переживать с окружающими, сопереживать и сочувствовать им;
- формирование опыта эмпатической деятельности;
- предоставление средств защиты и восстановления личностной гармонии.
Решение поставленных задач осуществлялось с учетом принципов, служащих тем основополагающим началом, которое определяет общее направление педагогического процесса, основные требования к его содержанию и организации. В качестве таковых в исследовании были выделены принцип народности, принцип естественности народного воспитания, гуманизации образовательного процесса, принцип гармонии личностного и общественного начал, принцип единства обучения и воспитания, принцип индивидуализации педагогического процесса. Мы выделили два направления содержания формирования у учащихся эмпатической культуры: ценностно-мотивационное и действенно-практическое.
Ценностно-мотивационное направление предполагало ознакомление учащихся с нравственными понятиями, составляющими основу эмпатической культуры, и формирование у школьников осознания необходимости понимать чувства других людей, переживать с окружающими, сопереживать и сочувствовать им. Осуществление этого направления происходило наиболее эффективно на уроках русского языка и литературы.
Действенно-практическое направление содержания педагогической деятельности по формированию у учащихся эмпатической культуры включало организацию межличностного общения в классе, основанного на взаимопонимании и сочувствии; предоставление каждому ребенку средств защиты и восстановления личностной гармонии; вовлечение учащихся в деятельную помощь другим людям.
Формами организации образовательного процесса, в наибольшей степени способствующими формированию у учащихся эмпатической культуры, являлись уроки, диспуты, конференции, лекции, семинары.
Результат являлся заключительным компонентом построенной нами модели. В качестве результата деятельности педагогов выступал высокий уровень сформированности эмпатической культуры подростков. Для определения успешности достижения результата осуществлялась диагностика изменений, происходящих в сознании и поведении подростков. Диагностический инструментарий включал ряд психолого-педагогических тестовых методик: планы бесед с учащимися (отдельно для каждого класса), анализ творческих работ школьников (сочинений, рисунков, предложений и т.п.), методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко, методика диагностики уровня эмпатиче-ских способностей В.В.Бойко, тест И.М.Юсупова на определение уровня эмпатии и т.д. [8].
Экспериментальная проверка разработанной модели формирования у учащихся эмпатической культуры на этнопедагогической основе осуществлялась как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности в соответствии с выделенными направлениями содержания.
В процессе изучения русского языка и литературы наиболее эффективными в формировании эм-патической культуры зарекомендовали себя такие методы и приемы, как проблемная беседа, опережающие индивидуальные задания, различные виды групповой работы по анализу литературного текста. Эффективным оказалось применение дидактических игр в обучении, которые дают возможность формировать навыки и умения общения, развивают привычку к взаимопомощи, воспитывают чувство эмпатии. Важную роль в решении проблемы формирования эмпатической культуры играли чтение и истолкование художественных произведений, являющихся для школьников образцами, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка, выполнение различных письменных работ, в том числе сочинений.
Исследование показало, что каждый из рассмотренных методов обучения заключает в себе большие возможности для воспитания чувства эмпатии. Методы обучения вступают в различные сочетания, способствуют многостороннему изучению произведения, развитию познавательных сил
учащихся, духовных потребностей, моральных ориентаций. Методы воспитания, взаимодействуя с ними, создают условия для органичного воздействия на интеллектуальную, волевую сферы растущей личности, содействуя ценным нравственным образованиям. Педагогическая установка учителя на развитие морального сознания личности учащегося, искусство управлять процессом воспитания с учетом специфики художественной литературы обеспечивают целенаправленность и перспективность этого процесса.
Уроки литературы и русского языка уникальны своей обращенностью к чувствам подрастающего поколения, способностью воздействовать, определять поступки школьников, давать учащимся информацию воспитывающего характера и включать их в деятельность, в результате которой формируются мировоззренческие убеждения.
Мощным резервом воспитательных воздействий на учащихся являлась связь уроков русского языка с уроками литературы. Связь эта развертывалась по трем основным направлениям, дающим воспитательный эффект:
1) осмысление этических понятий и нравственных ситуаций при помощи лингвостилистического анализа изучаемых произведений;
2) использование на уроках русского языка в качестве дидактического материала текстов, взятых из программных литературных произведений и имеющих воспитательное значение;
3) сочинения, связанные с нравственно-этическими ситуациями из художественных произведений и продолжающие анализ, начатый на уроках литературы.
Экспериментальная работа показала эффективность индивидуальных, групповых, объединяющих и массовых форм внеклассной и внешкольной работы.
Школьники были вовлечены в разнообразные виды деятельности: общественно полезные дела, трудовые десанты, походы, выпуск стенгазеты, посещение театра, просмотр кинофильмов, обсуждение книг, самодеятельность, шефство над малышами. Для того чтобы они стали не просто мероприятиями, а ступеньками в духовном возвышении ребят, были созданы условия для взаимообогащающе-го общения, развития и укрепления лучших черт характера учащихся, чувства эмпатии.
Ядром воспитательной системы и главным субъектом ее является разновозрастный общешкольный коллектив, где первостепенное значение уделялось созданию школьной общности. Школьная социальная среда рассматривалась как совокупность межличностных отношений, норм поведения, которые принимаются и поддерживаются самими учащимися, и такая среда способствовала формированию у них эмпатической культуры значительно эффективнее и результативнее, чем любые другие методы.
Был создан клуб доброты, объединяющий детей и взрослых, целью которого было оказание бескорыстной разнообразной конкретной помощи детям, в первую очередь из ближайшего окружения, испытывающим дискомфорт или чувство покинутости и незащищенности, нравственные или физические страдания в сложившихся ситуациях.
В ходе эксперимента мы использовали следующие формы массовой работы: школьные праздники, соревнования, конкурсы, олимпиады, смотры, которые, наряду с формированием эмпатической культуры, стимулируют детскую активность, развивают инициативу, укрепляют коллектив. Положительные результаты проведенной экспериментальной работы (в экспериментальном классе значительно повысился уровень эмпатической культуры учащихся по всем показателям, чего не наблюдалось в контрольном классе) подтвердили эффективность сформулированных нами педагогических условий реализации модели формирования эмпатической культуры у учащихся на этнопедагогиче-ской основе:
- осуществление взаимосвязи обучения и воспитания путем включения средств народной педагогики в учебный процесс и акцентирования внимания подростков на заложенный в них нравственный смысл;
- организация разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на оказание действенной помощи окружающим людям;
- создание в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого ученика образовательного процесса;
- обеспечение взаимодействия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков.
Разработанные в ходе опытно-экспериментальной работы модель (цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы, средства, результат процесса формирования эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов средствами народной педагогики), система (цель, задачи, принципы, содержание, методы, формы, средства, результат процесса формирования этической культуры у школьников
средствами народной педагогики) в совокупности всех компонентов позволяют конструировать данные процессы как целостные. Апробация модели и системы подтвердила правомерность логики решения исследуемой проблемы.
Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию этической и эмпатической культур подростков на этнопедагогической основе подтвердили выдвинутую гипотезу. Опытно-экспериментальная работа позволила апробировать и доказать эффективность осуществления взаимосвязи обучения и воспитания на основе включения средств народной педагогики в учебный процесс и акцентирования внимания подростков на заложенный в них нравственный смысл; организации разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на оказание действенной помощи окружающим людям; создания в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого участника образовательного процесса; обеспечения взаимодействия школы, семьи и общества в формировании этической культуры, эмпатии у подростков.
Материалы данного исследования и разработанные участниками проекта учебно-методические пособия «Этнопедагогика семьи», «Этнопедагогика: народные традиции воспитания в образовательном процессе», учебные пособия «Этнопедагогика», «История педагогики и образования», монографии «Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе», «Этнопедагогика в современном учебно-воспитательном процессе непрерывного образования» могут быть использованы преподавателями, воспитателями, учителями и руководителями образовательных учреждений в качестве методической помощи в организации учебно-воспитательного процесса и для методического просвещения родителей, а также для разработки образовательных программ и методических пособий по изучению проблемы формирования этической и эмпатической культур школьников; студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, написании контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ; родителями в воспитании детей в семье.
Вместе с тем результаты данного исследования свидетельствуют о том, что оно не исчерпывает всей полноты решения проблемы формирования этической и эмпатической культур подростков на этнопедагогической основе. Исследования в этой области выявили новые аспекты изучаемой проблемы: механизмы и закономерности формирования этической и эмпатической культур на разных возрастных этапах (от младшего школьного до юношеского возраста); повышение профессионализма и уровня этической и эмпатической культур самих педагогов и др.

Список литературы
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1974. — 316 с.
2. Нигматов З.Г. Плюралистический подход к этнопедагогическим исследованиям // Теория и практика физической культуры. — 1999. — № 8. — С. 22-23.
3. Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск, 1980. — 182 с.
4. Пирлиев К. Народная педагогика и современность: Метод. рекомендации. — Ашхабад, 1982. — 75 с.
5. Стельмахович М.И. Народная педагогика. — Киев, 1985.
6. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащихся в ученическом коллективе / Фридман Л.М., Пушкина Т.М., Каплуно-вич И.Я. — М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
7. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса — М., 1994. — 16 с.
8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 3-е изд. Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — М.: ВЛАДОС, 2001. — 480 с.

Фамилия автора: Т.Н.Петрова, А.А.Буданцова, Т.Н.Иванова
Год: 2009
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика