Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

ОБЗОР ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ ПОДХОДОВ В ФИЛОСОФСКИХ ТРАДИЦИЯХ

Мифы живучи, когда потребность в них сохраняется. Стереотипы также меняются с трудом [1; 67]. Точно так же в 20-х годах ХХ в., когда в научном кругу стало возможным рассмотреть «пантюркизм» как альтернативу европоцентризма, это зачастую превращалось в средство манипуляции общественным мнением [1; 67].
Представление о коренном различии между оседлыми и кочевниками (не говоря уже между Западом и Востоком) сложилось в европейской науке об обществе еще в XVIII в. (хотя имеет довольно глубокие корни). Объяснялось оно отсутствием на Востоке частной собственности. По мере утверждения идеи «прогресса» Запад начал рассматриваться как форма более прогрессивная, а Восток — как отставший от западного развития. В ХХ в. дихотомия «Восток-Запад» переосмыслена в категориях «традиционного» и «современного», но применительно к цивилизационным аспектам изучения общества по-прежнему присутствует «дискуссия» в современной науке.
Поэтому проблемы изучения исторического опыта, стремление прояснить собственное положение в истории — все это предполагает традицию осмысления истории в философской науке. Ее истоки и настоящее положение дел необходимо сделать предметом специального рассмотрения.
Актуальность данной темы в настоящее время достаточно велика. Процесс этот закономерен, поскольку «новое» (интерес общественности) не может ограничиться беглым соприкосновением с минувшим. На это обращал внимание еще Н.А.Бердяев. Он писал, что «исторические катастрофы и переломы, которые достигают особой остроты в известные моменты всемирной истории, всегда располагали к размышлениям в области философии истории, к попыткам осмыслить исторический процесс, построить ту или иную философию истории» [2; 4].
Для Казахстана проблема исторического развития весьма велика. До сих пор обсуждается вопрос о том, что представляет собой Казахстан, по какому пути он развивался, каково его место в мире. Казахстан в силу исторических и геополитических факторов имеет свою судьбу. Между тем все едины во мнении, что Казахстан на современном этапе должен способствовать диалогу Запад-Восток и на этой основе вырабатывать арсенал своих собственных «ценностей».
Растущая роль гуманитарного знания в современном обществе обусловила превращение цивилизации в предмет междисциплинарных исследований, конечной целью которых является обнаружение взаимосвязей человека, общества, культуры. Взяв в качестве отправной философско-методологи-ческую точку зрения, ученые стремились показать сущность цивилизационного подхода, его возможности. За пределами рассмотрения осталась широкая сфера историко-философских исследований в области цивилизационного подхода. Эта сфера требует особого анализа, составляющего предмет самостоятельного исследования. Новое складывается медленно и трудно. Вместе с тем остается еще немало сложных и дискуссионных проблем. Но сейчас нашему обществу необходимо понять, каким оно хочет быть. Для этого важно знать собственное прошлое и изучить опыт других стран.
Изучение непосредственно общества как целостной социальной системы предполагает обоснование ряда новых положений и введение новых понятий, с помощью которых могут быть объяснены механизмы его функционирования и развития. На пути осмысления данных вопросов предстоит познакомиться с различными подходами течений и школ философии, внесших вклад в понимание проблем развития культуры как типа цивилизации. Это поможет глубже представить общество во всем многообразии его явлений и процессов, а также уяснить различные подходы к его изучению.
Прежде чем определить рассматриваемый предмет, укажем на основные значения понятия «цивилизация». В силу универсальности и многозначности эта категория трудно поддается определению. Предпринималось множество попыток ее сформулировать. Исходные принципы самые разные. Наиболее распространено определение цивилизации через понятие культуры: О.Шпенглер, Н.Бердяев и другие. Для П.Сорокина цивилизация — это огромные музееподобные хранилища материальной культуры. О.Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль культуры. Такой подход имеет богатую традицию и широко используется в теории и истории культуры. Но сейчас наблюдается стремление, опираясь на существующие разработки, расширить горизонты цивилизационного подхода до общеисторической методологии. Все большее распространение получает понятие о цивилизации как о социокультурной макро- или суперсистеме, имеющей внутренний механизм функционирования. В данном случае определение дается через категорию общества и его функциональных составляющих. Такой подход характерен для Н.Я.Данилевского. Говоря о цивилизации, он писал: «Главное должно состоять в отличении культурно-исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития» [3; 14]. А.Тойнби также представлял цивилизацию как целостную общественную систему: «Цивилизация — это целостности, части которых согласованы друг с другом и взаимосвязаны... Все аспекты социальной жизни цивилизации, находящейся в стадии роста, скоординированы в единое социальное целое, где экономические, политические и культурные элементы согласованы в силу внутренней гармонии» [4; 41].
Современное представление о цивилизации рассматривается мыслителями как нечто «единое», находящееся вне рамок социальных систем. Это связано с идеей целостности мира. Категория «цивилизация» охватывает природу и уровень развития материальной и духовной культуры, результаты деятельности человечества по созданию «второй природы».
Категория «цивилизация» используется в широком спектре наук и поэтому употребляется на различных уровнях абстракции:
• в общефилософском смысле — как социальная форма движения материи;
• как общая социально-философская характеристика всемирно-исторического процесса и качественно-определенных стадий развития;
• как культурно-исторический тип, характеризующий регионально-традиционные особенности развития общества;
• как обозначение цивилизованных обществ, сохраняющих в течение длительного времени свою жизненную целостность.
Итак, главная мысль в содержании категории «цивилизация» сводится к многообразию исторического процесса, который проходит путь от локальных, региональных стадий к общепланетарному уровню. Конечно, все характеристики цивилизации не случайны, они отражают различные реальные
стороны и особенности исторического процесса. Вместе с тем сама жизнь показала необходимость использования понятия цивилизации, выявления его реального научно-философского содержания. Некоторые итоги исследовательской работы, проделанной учеными в этом направлении, можно представить следующим образом. Цивилизация включает в себя преобразованную человеком, окультуренную историческую природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что попытки определить базовую категорию ци-вилизационного подхода идут в одном направлении: цивилизация — это сложная общественная система, имеющая внутренний механизм функционирования. Что представляют собой факторы, определяющие существо цивилизации, ее неповторимое своеобразие? Определялись они по-разному. Наиболее часто выделяли следующее: географическая (или природная) среда; система ведения хозяйства; демографическая; социальная организация, религия (духовные ценности); политическая система. На одно из первых мест в этом списке в последнее время выдвигается также ментальность (менталитет). Это понятие используется разными общественными науками: философией, социологией, психологией. По мнению ученых, менталитет — это совокупность умственных установок, привычек мышления, фундаментальных верований индивида. В более широком контексте понятие ментальности адекватно особенностям общественного сознания.
Таким образом, цивилизационный подход — становящееся направление развития отечественной современной науки. Автор, чтобы подойти к основному вопросу поставленной цели, попытался конкретизировать представление в основных чертах обзора цивилизационного подхода, так как содержание цивилизационных исследований зависит от характера и принципов постановки исследовательских проблем.
Итак, в философской трактовке существуют различные «цивилизационные» подходы к изучению истории, позволяющие анализировать всеобщую историю и историю отдельных обществ. В интерпретации всемирной истории эти концепции стремились обосновать социальный и культурный плюрализм в развитии человечества, дать философское обоснование историческому процессу. Но при всем различии мировоззренческих и методологических позиций можно обнаружить некоторые общие черты.
• История рассматривается как процесс, который развертывается в реальном пространстве и времени в силу определенных причин, которые предопределяют ее направленность.
• Осмысление путей развития создавало проблему понимания единства исторического процесса, каждой цивилизации.
• Во многих учениях история носит явный или скрытый телеологический (целеполагающий) характер. В религии это хилиастическая эсхатология (учение о конце земной истории), в материалистической философии — некий автоматизм закономерностей общественного развития и т.д.
• Уделяется внимание характеру движения истории. Поэтому здесь также возникла своеобразная дихотомия — линейное или циклическое движение.
• История постигается как процесс, имеющий свои стадии развития. Одни мыслители отталкиваются при этом от аналогии с живым организмом (детство, юность и проч.), другие берут за основу выделения стадий особенности развития каких-либо элементов или сторон бытия людей (религии, культуры или, напротив, орудий труда, собственности и т.п.).
• И последнее, история всегда осмысливалась под влиянием социокультурных факторов, как правило, общечеловеческое начало выступало в специфической форме. Она и определила методологические подходы в цивилизационном анализе.
В целом на сегодня, применительно к истории человечества, существуют два основополагающих подхода: унитарно-стадиальный и универсально-плюралистический. В рамках первого выделяются две основные концепции — марксистская и либерально-модернизационная. Марксистская концепция объясняет всемирную историю посредством общественно-экономических формаций и выделяет на этой основе определенные стадии или формации (отсюда другое ее название — формационная). Ли-берально-модернизационная концепция выдвигает в качестве основной детерминанты технический фактор и выделяет стадии: традиционную (аграрную), индустриальную (промышленную) и постиндустриальную. Таким образом, первый основополагающий подход рассматривает всемирную историю как единый процесс и ее прогресс эволюции видит в форме стадиального развития [5; 84].
Наиболее популярным и разрабатываемым сегодня является второй, универсально-плюралистический, подход, рассматривающий историю человечества как историю различных, самостоятельных образований, имеющих свою собственную историю и культуру. Преимущество данного подхода заключается в том, что его принципы применимы к истории любой страны и любой группы стран. Важнейшее его достоинство — представление об истории как о многолинейном, многовариантном процессе. Эта теория в значительной мере учитывает и может включать методики других школ и направлений. Она носит сравнительный характер, т.е. по логике этого подхода существует множество исторических образований (цивилизаций). Все эти образования имеют право на существование и к тому же равноценны. История каждого из них уникальна, как уникальны они сами.
Но нелишне дать и более детализированную схему основных подходов: религиозный (теологический), естественнонаучный (в марксистской литературе его чаще называют натуралистический), культурно-исторический, социально-экономический (формационный), технико-технологический (технико-детерминистский). В религиозной картине исторического процесса за исходный пункт принимается идея творения мира богом. В рамках естественнонаучного подхода в качестве отправного момента исследования человеческой истории выступает какой-либо природный фактор (географическая среда, народонаселение, биосфера и проч.). Культурно-исторический подход чаще всего выступает в форме цивилизационного в узком смысле этого слова. Здесь на первый план выходит культура (в целом или в каких-то конкретных формах).
Указанные «цивилизационные» подходы в эволюции миропонимания взаимосвязаны и взаимодополняемы. Нельзя утверждать о совершенстве одного или опровержении другого из них. Они являются лишь составляющими элементами изысканий. Сегодня проблема подбора законов исторического пути для казахской цивилизации в философских исследованиях не менее, если не более, актуальна. И потому основное внимание было уделено обзору «цивилизационных» подходов.
Перечисленные подходы к истории существенно различаются по месту и роли в социально-философском познании, по их влиянию на социальную практику. Своим происхождением понятие «civilis» обязан французским и английским просветителям второй половины XVIII в. С этого периода по сегодняшний день эта мысль продолжает свое развитие в трудах ученых различных областей.
Формирование гуманитарной мысли происходило в рамках двух параллельно развивавшихся направлений, выдвинувших целостные, методологически обоснованные концепции. Одно направление придерживалось комплексного материалистического подхода в изучении цивилизации, рассматривающего цивилизацию как уровень развития, на котором преодолевается зависимость от природы и окружающей среды и складывается сложное, разнообразное общество, которому уже присущи производительный тип хозяйства, функциональная разделенность различных сфер и уровней жизни, некоторая системная организованность. В рамках этого направления сформировались социальные и экономические науки, которые были призваны объяснить разнообразие материально-предметного мира и выявить закономерности и феномены развития мира.
К. Маркс как создатель этой теории (на материале западной истории) осознавал многообразие мира, видел, что не все страны подходят под формационные характеристики, особенно применительно к восточным обществам. Восток не укладывался в схему пяти формаций. Учитывая это, К.Маркс выдвинул проблему азиатского способа производства, но так и не решил ее. Поэтому при любых идеологических послаблениях возникали дискуссии о том, действительно ли теория формаций отражает объективный закон исторического развития.
Со временем его учение приобрело широкую популярность. В СССР марксизм стал официальной идеологией. Утверждалось, что все народы раньше или позже придут к коммунизму. Сторонники сталинского марксизма и без того общие высказывания К.Маркса упростили и сформулировали жесткий закон смены общественно-экономических формаций, в которые было втиснуто все мировое развитие, в том числе и история Казахстана.
Параллельно с материалистическим подходом был разработан комплексный подход в изучении цивилизации, который охватывал все стороны жизни общества. Цель этого подхода — раскрытие многообразия мира в его социальных, культурных и т.д. проявлениях. К числу представителей данной школы относились немецкие, английские, русские, американские ученые, а также тюркские ученые-просветители (пантюркизм или пантуранизм, панисламизм).
Итак, эволюция понятия «цивилизация» показывает, что процесс его, по существу, еще не завершился. На сегодня можно выделить три этапа этой эволюции:
• Первый охватывает период с середины XVIII в. до середины XIX в. Его представители — Ф.Вольтер, А.Фергюссон, А.Р.Тюрго, И.Г.Гердер, Ф.Гизо, Гегель и другие. На этом этапе доминиру
ют сближение идей цивилизации и прогресса, линейно-стадиальная характеристика процесса цивилизации. Понятие «цивилизация» употреблялось исключительно в единственном числе, обозначая человечество в целом, и носило ярко выраженный оценочный характер (дикость, варварство, цивилизация).
• На втором этапе (вторая половина XIX в.) мыслители исходят из принципиальной совместимости логического и исторического подходов к изучению истории. Преобладает анализ причинно-следственных связей действительности, стремление к историческому синтезу. Социологизация теорий цивилизации остается главной тенденцией их развития (развиваются идеи об определяющей роли географического фактора, о развитии структуры общества в процессе ее приспособления к окружающей среде). Все более ставится под сомнение идея прогресса. Представители этого этапа О.Конт, Г. Спенсер, Г.Т.Бокль, Г.Риккерт, Э.Дюркгейм и другие. Начинают развиваться представления о множестве локальных цивилизаций.
• На третьем этапе (XX в.) стали доминировать представления об истории как совокупности локальных цивилизаций — социокультурных систем, порожденных конкретными условиями деятельности, особенностями людей, населяющих данный регион и определенным образом взаимодействующих между собой в масштабах мировой истории (О.Шпенглер, А.Тойнби, П.А.Сорокин и другие). Большую роль стал играть анализ субъективных мотиваций деятельности, связанных с мировоззрением различных культур. Объяснительный принцип истории, господствовавший на прежних этапах, сменился принципом герменевтическим (принципом понимания). Идея мировой цивилизации оказывается сдвинутой на периферию и встречается только как производное от взаимодействия разных цивилизаций, но не как образец для их расстановки на шкале прогресса. Монистическая концепция истории окончательно сменяется плюралистической. Представители этого этапа — В. Дильтей, М.Вебер, К.Ясперс, С.Н.Айзенштадт, Ф.Бэгби, М.Блок, Л.Февр, Ф.Бродель и другие.
Следовательно, на рубеже XIX-XX вв. возникает еще одна школа, в которой постепенно вырабатывается более сложное понимание цивилизации. Теперь трактовка всемирной истории строится на понимании цивилизации как отдельных, качественно специфических единиц всемирно-исторического процесса. Среди них можно выделить те, которые на определенном этапе всемирной истории оказывают существенное, а то и определенное влияние.
К основателям плюралистического подхода можно отнести О.Шпенглера, М.Вебера, А.Тойнби, Н.Данилевского, К.Ясперса, П.Сорокина, Л.Н.Гумилева и других. Ученые попытались определить содержание цивилизационного подхода. Его главное отличие заключалась в раскрытии сущности, смысла любой исторической эпохи «через ее человеческое измерение». Отличительной чертой для этих школ служат, прежде всего, многонациональность состава ее представителей и многообразие источников информации. Наконец, принимая во внимание историческую индивидуальность народов, их эволюции, плюралистический подход открывает возможность изучения многовариантности путей общественно-исторической эволюции различных регионов стран и народов мира. Иными словами, произошло стремление к созданию концепции с высокой разрешающей способностью познания. Так и для казахской культуры как типа цивилизации пришло время выдвигать, а может быть дать ей хотя бы рабочее определение. Еще в свое время В.О.Ключевский писал: «Научная задача историка, как ее теперь понимают, состоит в уяснении происхождения и развития человеческих обществ». Так как предметом исследования человеческого общества, он считал, должны быть «генезис и механизм людского общежития» или «проявление сил и свойств человеческого духа, развиваемых общежитием» [6; 53].
Исходным в цивилизационном подходе выступает понятие «цивилизация». Что же это такое? По мнению одних отечественных исследователей, цивилизация есть собственно социальная организация общества (т. е. отличная от организации природной, родо-племенной), которая характеризуется всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства. По мнению других, цивилизация есть совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения. По мнению третьих, цивилизация — это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Что же все-таки следует понимать под цивилизацией? С учетом эволюции этого понятия можно сказать, что цивилизации — это большие, длительно существующие самодостаточные сообщества стран и народов,
выделенных по социокультурному основанию, своеобразие которых обусловлено, в конечном счете, естественными, объективными условиями жизни, в том числе способом производства. Эти сообщества в процессе своей эволюции проходят (тут можно согласиться с А.Тойнби) стадии возникновения, становления, расцвета, надлома и разложения (гибели). Единство мировой истории выступает как сосуществование этих сообществ в пространстве и во времени, их взаимодействие и взаимосвязь. Таким образом, суть цивилизационного подхода к истории — раскрытие сущности исторического процесса через призму цивилизования людей в рамках того или иного сообщества или всего человечества в какой-то конкретный период времени или на протяжении истории людей в целом.
В заключение наших рассуждений приведем вывод о том, что методологию формационного подхода рано списывать со счетов. Она сохраняет эвристическую силу. Но тогда возникает целый ряд вопросов, связанных с провалами формационной теории при осмыслении современной истории, перспектив развития капиталистической цивилизации, неудач социалистического эксперимента, начатого в нашей стране. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы модернизировать формационное учение, очистить его от идеологических напластований, усилить его цивилизационное звучание. Иными словами, попытаться обеспечить соединение противоположностей (формационного и цивилизацион-ного подходов). И начинать придется от самых корней, принимая во внимание все основные срезы истории человечества — антропо-этно-социогенез.
Однако в современной историографии также набирает силу цивилизационный подход к изучению истории. Почему именно этот подход привлекает внимание, в чем его преимущества? Прежде всего, выделяется универсальность этого подхода. Он способствует выявлению самоценности общества, его места в мировой истории и культуре. Цивилизационный подход к истории имеет значительный потенциал, который может быть использован в современных условиях. Главной категорией, используемой при цивилизационном подходе, является «цивилизация».
В заключение хотелось бы отметить, что работа строилась на материале европейских традиций, которые, по нашему мнению, больше отвечают самому понятию «цивилизация».

Список литературы
1. Хазанов А. М. Кочевники и внешний мир. — Алматы: Дайк-Пресс, 2002. — 603 с.
2. БердяевН.А. Смысл истории. — М., 1990.
3. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.
4. Тойнби А. Постижение истории. — М., 1996.
5. Оразбаева А. Развитие цивилиографической мысли дальнего зарубежья // Евразийское сообщество. — 2003. — № 2. — С. 84-97.
6. Ключевский В. Русская история. Полный курс лекций: В 3 кн. — Т. 1. — М., 1990.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.