Проблемы изучения древних культур Центрального Казахстана

Центральный Казахстан — особый в археологическом отношении регион республики. Исследования его древних памятников играют важную роль в археологии Казахстана и степной Евразии. Прежде всего, это касается периода бронзового века, когда на территории Казахстана развиваются культуры с производящей экономикой. Центральный Казахстан со своими огромными меднорудными ресурсами, богатейшими пастбищными угодьями в это время представлял собой один из уникальных очагов культур эпохи бронзы Евразии. Здесь находятся многие десятки поселений и могильников, рудных выработок, культово-ритуальных объектов, материалы исследования которых уже давно прочно вошли в научный оборот, ежегодно пополняются новыми открытиями и фактами, новыми научными гипотезами, мнениями.

Четкой очерченной границы региона нет, и применяемый в территориальном отношении термин «Центральный Казахстан» в археологических исследованиях обычно обозначается в общем смысле. В обширной географической литературе, особенно в работах по районированию, однозначного подхода к понятию «Центральный Казахстан» не находим, не всегда исследователи относят сюда одну и ту же территорию. Географы иногда Центральный Казахстан вообще совмещают с областью Казахского мелкосопочника. Геоморфологический термин «Казахский мелкосопочник» был введен в 1902 г. Н.И.Тихоновичем (в дореволюционной литературе — «Киргизский мелкосопочник»). Современными видоизменениями его являются термины «Казахская складчатая страна» (Л.С.Берг), «Центрально-Казахстанский мелкосопочник» (И.Л.Герасимов), «Казахское нагорье» (Б.А.Петрушевский). В 1930-1940 гг. было предложено геологами К.И.Сатпаевым и Г.Ц.Медоевым народное казахское название «Сарыарка», которое в дальнейшем в исследованиях гуманитарных наук отчасти стало заменяться термином «Казахский мелкосопочник».

Попутно коснемся одной проблемы, связанной с применением именно термина «Сарыарка». Стало традицией в научных изданиях относить Центральный Казахстан к Сарыарке. Это, с одной стороны, правильно, так как Центральный Казахстан и есть основная часть этого исторического региона. Но, вместе с тем, Сарыарка исторически не ограничивается Центральным Казахстаном и основная проблема, напрямую ведущая к искажению устоявшихся народных традиций, заключается именно в этом пункте. В качестве «памятников Сарыарки», например, описывают памятники Центрального Казахстана (чаще одной только Карагандинской области), тогда как, если исходить из народных традиций, к ним должны относиться памятники и «Приишимья», и «Притоболья», и «Прииртышья». «Кокшетауское нагорье», «Тургайская столовая страна» — это тоже часть Сарыарки. Народный исторический термин «Сарыарка» (Арка) территориально гораздо шире, чем геоморфологически очерченный район Казахского мелкосопочника, частью которого является территория Центрального Казахстана. Казахская «страна Арка» — это огромная историческая область, куда относились даже районы за пределами современной северной границы Казахстана [1; 139-143 б.]. Если применять термин «Сарыарка» в современном звучании, то и здесь вряд ли правомочно было бы ограничивать ее только Центральным Казахстаном. Хотя, как было сказано, такое отождествление уже само по себе стало традицией. Поэтому выбор правильного соотношения и применения разных историко-географических терминов в археологической литературе остается делом будущего.

Если исходить из наибольшей применяемости, в археологическом отношении к Центральному Казахстану в целом относят территорию Карагандинской области, Баянаульского и Екибастузского районов Павлодарской области, а также нередко части прилегающих районов Северного Казахстана. Нельзя не отметить, что такой подход выработался в ходе исследований Центрально-Казахстанской археологической экспедиции и закрепился с выходом крупных монографий и ряда статей, отразивших результаты работ 1940-1960 гг. [2].

История археологического изучения Центрального Казахстана — это основополагающая часть общей истории становления казахстанской археологии.

Дореволюционные данные о древностях, об археологических памятниках Центрального Казахстана разбросаны по разным изданиям, отрывочны, не имеют целенаправленного характера и, конечно, методологической базы ни в описании, ни в трактовке материала. Специальные археологические работы в этой далекой степной окраине империи тогда еще не проводились.

После революции, начиная с 1920-х гг., исследованием памятников Центрального Казахстана краевед занимается Л.Ф.Семенов, впоследствии директор Карагандинского областного историко-краеведческого музея. Он собирает данные, ведет небольшие раскопки, производит фиксацию и описание многих памятников. Он зафиксировал поселение эпохи бронзы Суыкбулак в 1,5 км к югу от г. Каркаралинска, курганы и каменные кольца эпохи бронзы в урочище Мухтарово, где отмечено тру-посожжение в каменном ящике, керамика, орудия из кремня, а также могильник эпохи бронзы из 19 каменных оград на берегу ручья Тасбулак, четыре из которых были раскопаны (здесь им выявлены 4 ящика-могилы с погребенными, при которых найдены бусы, бронзовые браслеты, раковины, орнаментированные фрагменты керамики). На территории бывшего колхоза «Комсомол» (ныне с. Кент) Л. Ф.Семеновым были обследованы могильник Енбексуйгуш, состоящий из шести десятков курганов, каменных ящиков и оградок, жертвенных колец, выложенных из крупных камней; могильник Нарбас, где визуально зафиксировано 26 каменных ящиков, из которых 10 были вскрыты и дали орнаментированную керамику эпохи бронзы, каменное антропоморфное изображение («каменная баба») тюркского времени и жертвенное кольцо. В 1940-1950-х гг. в городе Каркаралинске много занимается обследованием местности краевед В.Е.Ясенецкая, которая в это время работала учительницей средней школы. Именно ею были собраны значительные предметы на площади поселений эпохи поздней бронзы Каркаралы-1, Каркаралы-2, Суыкбулак (Каркаралы-3). Среди подъемного сбора керамика, каменные орудия, кости животных [3, 4; 13].

Значительные по масштабу и научной значимости археологические раскопки в Центральном Казахстане были проведены в 1933 г. Нуринской экспедицией Государственной Академий истории материальной культуры (ГАИМК) под руководством П.С.Рыкова. Экспедицией было исследовано несколько групп оград и курганов эпохи бронзы и раннего железного века. Крупным вкладом в науку являлось открытие и раскопки кургана 11 у аула Дандыбай на реке Шерубай-Нура [5].

В послевоенное время начинается подлинное археологическое открытие древней культуры Центрального Казахстана. Благодаря научной, общественной деятельности и личному авторитету К. И. Сатпаева в 1946 г. в г. Алматы открывается Академия Наук КазССР, в составе которой функционирует Институт истории, археологии и этнографии.

Важные задачи возлагаются на Отдел археологии ИИАЭ. Для их выполнения в этом же году за кратчайший срок усилиями А. Х.Маргулана организовывается первая республиканская археологическая экспедиция под названием Центрально-Казахстанской (ЦКАЭ). В том же году экспедиция выезжает на полевые исследования под руководством выдающегося ученого, академика А.Х.Маргулана, который бессменно руководит ею в течение 30 лет — до 1976 г. «Необходимость широкого и планомерного исследования богатейших памятников Центрального Казахстана диктовалась тем, что в связи с развертыванием работ на новостройках и организацией крупных совхозов многие уникальные памятники района, особенно эпохи бронзы и раннего железа, находились под угрозой полного исчезновения», — отмечает позже исследователь [6; 11].

Глубокое знание древних письменных источников и широкие разведочные поездки на обширных пространствах, охватывающих бассейны рек Мойынты, Сарысу, Торгай, Жыланшык, Кенгир, Буланты, Байконыр, Нуру, Токырауын, Жарлы, Талды, Тундык на территории современных Улытауского, Жанааркинского, Шетского, Каркаралинского, Актогайского районов позволили Алькею Ха-кановичу создать на многие годы вперед программу изучения древней истории региона. В самом начале работ А. Х. Маргулан ставит такие задачи:

а) открытие и изучение памятников древнейшей эпохи истории человечества — каменного века;

б) открытие и исследование памятников культур эпохи бронзы и раннего железа — периода разложения патриархального-родового строя, с акцентом на изучение рудных разработок; в) изучение истории древних оседлых поселений на территории Казахстана в аспекте чередования оседлости с кочевым скотоводством [7].

Центрально-Казахстанская экспедиция была поистине школой подготовки квалифицированных казахстанских археологов и этнографов. В составе экспедиции в разные годы работали К.А.Акишев, А.М.Оразбаев, Л.Р.Кызласов, Г.И.Пацевич, А.Г.Максимова, Т.Н.Сенигова, М.К.Кадырбаев, С.М.Ахинжанов, С.Ж.Жолдасбаев, А.С.Загородний, Т.И.Кулик, Ж.Курманкулов, З.С.Самашев, А.С.Ермолаева и многие другие археологи. Учениками и последователями А.Х.Маргулана были известные этнографы Х.А.Аргынбаев, Е.А.Масанов, М.С.Муканов, С.Акатаев, антрополог О.И.Исмагулов.

За годы работ экспедицией изучены многочисленные памятники эпохи бронзы, в числе которых крупные поселения Каркаралы 1-3, Шортандыбулак, Бугулы 1-2, Атасу 1-2, Мыржик, Улытау, Тал-дысай, могильники Аксу-Аюлы, Айшрак, Бугулы, Бегазы, Балакулболды, Акмустафа, Мыржик, Шет и др. На обширном материале был определен уровень социального и хозяйственного развития племен развитого и позднего этапов эпохи бронзы, разработаны вопросы периодизации и хронологии. Было установлено, что племена Центрального Казахстана в своем развитии в период бегазы-дандыбаевской культуры достигают особого расцвета. Высоко развивалось скотоводство, земледелие, горное дело, металлургия, домашние промыслы, строительство и искусство. Результаты проведенных исследований были отражены в ряде фундаментальных монографий, в многочисленных статьях и сообщениях [6, 8-10].

Наряду с изучением древностей эпохи бронзы успешно изучались памятники других периодов. М. К. Кадырбаевым на материалах могильников Тасмола 1-5, Нурмамбет, Карамурун, Ботакара, Ак-булак I-2 и других была открыта и охарактеризована культура раннего железного века Центрального Казахстанатасмолинская [8; 303-433]. А.Х.Маргуланом была проведена большая работа по поиску и исследованию средневековых городищ Центрального Казахстана, продолженная затем изысканиями С.Ж.Жолдасбаева и Ж.Е.Смаилова [11]. Материалы по раннему средневековью и периоду кыпчакского ханства легли в основу монографий С.М.Ахинжанова и Л.Н.Ермоленко [12, 13].

Следует отметить большую заслугу А. Х.Маргулана в написании истории изучения древностей Центрального Казахстана [6, 8]. Ученый начинает разработку проблемы с трудов средневековых авторов, много собирает данных русских и европейских ученых начиная с XVII-XVIII вв., попутно делает разные отметки — что не найдено, где, какая работа лежит неопубликованной и т.д. Истинно маргулановский подход — охватить тематику по возможности шире — делает этот труд почти уникальным. Действительно, именно такая выборка по истории изучения древностей не сделана ни по одному другому региону республики, кроме Центрального Казахстана. Сама эта работа в настоящее время нуждается в продолжении. Уникальной стороной А.Х.Маргулана было исключительное знание местностей Сарыарки и умение замечать этнографические нюансы в топонимике. Это делает его публикации интересными и красочными.

Среди исследователей Центрального Казахстана есть имена ближайших соратников А.Х.Маргулана. Давно сложилась в народе такая традиция — всё связывать именем Алькея Хакановича, все открытия, все раскопки. На деле эти работы проводились не им одним, очень многое было сделано выдающимися учеными-археологами А.М.Оразбаевым, К.А.Акишевым, М.К.Кадырбаевым, работавшими в составе ЦКАЭ под рукововодством А.Х.Маргулана.

Абдулманап Медеуовия Оразбаев — замечательный ученый, археолог-профессионал, исследователь культуры бронзы — немало исколесил широкую Сарыарку, работая с А.Х.Маргуланом или возглавляя отдельный отряд в составе экспедиции. Следует знать, что именно он исследовал вышеназванные три каркаралинские поселения эпохи поздней бронзы, он работал на Бугулы, Аксу-Аюлы, проводил исследования в Северном Казахстане.

Кемаль Акишевич Акишев — первооткрыватель «Золотого человека», исследователь Бесшатыра, Отрара, Бузок и других не менее важных памятников - начал свою археологическую деятельность в Центральном Казахстане — сначала рядовым участником экспедиции, затем начальником отряда. В недавно изданном М.К.Хабдулиной сборнике, посвященном 80 -летию К.А.Акишева, приводится «Хроника экспедиционных работ», где показан полевой экспедиционный путь ученого длиной в 56 лет, с 1947 по 2003 гг. В начале книги читаем следующее: «1947. Студентом КазГУ принимает участие в работах Центрально-Казахстанской археологической экспедиции. Разведочные маршруты по Каркаралинскому району. Раскопки андроновских оград в Кентском ущелье. Могильник Бегазы, раскопки плиточных оград № № 4, 6» [14]. Так древняя земля Центрального Казахстана благословила 23-летнего молодого специалиста на большой полет.

Мир Касымович Кадырбаев — первооткрыватель тасмолинской культуры, исследователь курганов с «усами», ученый, изучивший многочисленные памятники эпохи бронзы, — в те годы сосредоточил свои изыскания в долинах рек Токырауын, Атасу, Шерубай-Нура, Шидерты. Особо следует отметить его работы на памятниках Атасуского микрорайона, где были открыты и изучены уникальные медеплавильные комплексы [15].

Последние четверть века в районе проводит исследования экспедиция исторического факультета Карагандинского государственного университета. Ведут свои исследования на территории Карагандинской области, а также за ее пределами большой коллектив археологов КарГУ, в числе которых В.В.Евдокимов, С.У.Жауымбаев, В.В.Варфоломеев, В.Г.Ломан, Э.Р.Усманова, И.А.Кукушкин, М. В. Бедельбаева и другие. За истекший период выявлены десятки новых могильников и поселений, древних рудников и др., число их растет с каждым годом. По-новому открываются памятники ущелья Кызылкеныш, где особенно с начала 1980-х гг. разворачиваются масштабные исследования. Помимо разведочных работ, раскапываются многочисленные могильники, поселения, относящиеся к эпохе бронзы. На этих материалах исследуются проблемы ранней бронзы, андроновского времени, финального этапа бронзового века, изучаются особенности гончарства древних насельников края, а также и древней металлургии и горного дела [16]. Карагандинскими археологами проведены широкомасшаб-ные раскопки, позволившие создать прочную источниковую базу археологических материалов по эпохе бронзы района, разработать локальную периодизацию памятников, реконструировать основные черты образа жизни и жизнедеятельности коллективов людей, живших в районе в период первобытно-общинного строя. Материалы исследованных памятников района использованы участниками экспедиции при написании докторских и кандидатских диссертаций, ряда монографий, учебных пособий, научных статей, положены в основу характеристики культуры бронзы региона и ключевых памятников [17-22].

Важное значение для археологии не только Казахстана, но и сопредельных регионов имеет открытие в Каркаралинском районе курганного погребения ранней бронзы (конец 3-го тыс. до н.э., могильник Караагаш). Впервые в Центральном Казахстане был выявлен и исследован могильник (Сатан) петровской культуры, ранее известной только в Северном Казахстане. В одном из погребений этого могильника обнаружены уникальные и пока единственные на территории Центрального Казахстана остатки деревянной колесницы, свидетельствующие о значительной мобильности индоиранских андроновских племен, часть которых, как считают исследователи, через степи Центрального Казахстана двинулась в Индию. Весьма существенны результаты исследований последних лет в области изучения памятников эпохи поздней бронзы. Многолетние работы карагандинских археологов на огромном поселении Кент (площадь около 300 тыс.кв.м) дали возможность уточнить относительную хронологию памятников финальной бронзы. Впервые была исследована постройка культового характера с уникальными сакральными предметами из кости и рога, покрытыми тончайшим резным орнаментом. Находки импортной керамики привели к выводу о том, что этот памятник являлся одним из опорных пунктов на древних торговых путях, пролегавших от Западной Сибири до Средней Азии. Десятки жилых и производственных сооружений, развитое ремесло, собственная металлургия, наличие сельской округи позволяют считать Кент протогородом — прообразом зарождающейся городской цивилизации. Следует отметить, что Кент является самым крупным среди всех известных на территории Казахстана поселений эпохи бронзы. Принципиальное значение для понимания сущности перехода от культур эпохи бронзы к эпохе раннего железа имеет выделение памятников донгальского типа, обладающих своеобразием в керамике и строительной архитектуре. Памятники эти получили название по поселению Донгал (VIII век до н. э.) в Кентских горах [23].

В 1986-1987 гг. специализированным студенческим отрядом исторического факультета КарГУ «Эврика» был исследован знаменитый Кызылкентский дворец. Памятник был раскопан и подготовлен к консервационным работам, кроме того, были собраны и проанализированы материалы о нем, включая новые раскопочные данные. Дворец охарактеризован как ламаистский храм, который был построен в XVII в. Раскопки показали наличие лишь незначительного культурного слоя, что говорит о непродолжительном времени существования храма, который, возможно, так и не был по-настоящему обжит. Впоследствии это сооружение превратилось у казахов в священное место [24].

Изучение памятников археологии Центрального Казахстана археологами КарГУ представляет собой особый этап в исследовании древней культуры Сарыарки. Итоги этой напряженной работы без преувеличения можно назвать крупным вкладом в дело изучения древней истории и культуры Казахстана.

Новейшие исследования в Центральном Казахстане, проводимые Институтом археологии и КарГУ, во многом отражают актуальные задачи отечественной археологии на современном этапе.

Квалифицированные специалисты проводят комплексные изыскания по многим научным направлениям. На территории региона ведутся исследования по Государственной программе «Культурное наследие», целый ряд проектов осуществляется на основе финансирования областного Управления культуры.

Очень интересными и актуальными представляются работы по поиску и изучению памятников раннеандроновского времени. Материалы таких памятников, как могильники Нуртай, Аяпберген и, в особенности, Ащису, демонстрируют особенности крайне малоизученного начального этапа андроновской эпохи [25].

Плодотворные работы ведутся на территории археологического комплекса Талдысай в Улытауском районе. Здесь в течение нескольких лет раскапываются памятники эпохи камня, изучается металлургическое поселение Талдысай [26; 27].

На могильнике Бегазы, а также в районе его расположения в настоящее время проводится научно-исследовательская работа многопланового характера. В ней принимают участие Институт археологии им. А.Х.Маргулана, КарГУ им. Е.А.Букетова (Сарыаркинский археологический институт, кафедра археологии исторического факультета), Управление культуры Карагандинской области, областная Госинспекция охраны памятников истории и культуры. Нельзя не отметить важность этих работ по многим направлениям. Изучается исторический фон могильника Бегазы, в районе которого на протяжении 10 км участка р. Каратал зафиксированы свыше 40 пунктов памятников разных эпох. Вокруг могильника Бегазы открыты и исследованы 4 новых поселения: 3 — эпохи бронзы, одно — раннего железного века. Здесь же найден и исследован первый могильник донгальского времени — могильник Бегазы 3Б. На могильнике Бегазы ведутся консервационные работы. Исследования могильника Бегазы, памятников района Бегазы-Каратал несомненно дадут новый всплеск в научном процессе изучения древних культур как Центрального, так и всего Казахстана. Консервационные и реставрационные работы на Бегазы — это проблема, остро стоящая на повестке дня. Значение этих работ невозможно переоценить. Материалы, как по могильнику, так и по району Бегазы-Каратал, найдут свое применение в осуществлении таких задач, как создание в перспективе государственных заповедников, выработка мер по развитию туризма и т.д [1; 28].

В центральноказахстанской археологии особую остроту принимают новые разработки проблем бегазы-дандыбаевской культуры, хотя эта тема актуальна для археологии всего Казахстана и Центральной Евразии в целом. В.В.Варфоломеев в результате анализа и нового обобщения источников предложил бегазы-дандыбаевскую и алексеевско-саргаринскую культуры объединить в одну. Эта культура, по мнению ученого, занимала восточный ареал общности культур валиковой керамики и территорию от восточного склона Уральских гор до предгорий Алтая. Эпицентром культуры, наиболее развитым экономически, социально и политически, были пространства Центрального Казахстана с богатейшими пастбищами и мощными медно-рудными месторождениями. Согласно правилу научного приоритета эта культура должна называться дандыбаевской потому, что могильник Дандыбай стал первым памятником валиковой культуры Казахстана, известным науке. Но поскольку двойное название «бегазы-дандыбаевская культура» давно закрепилось в науке, школьных и вузовских курсах, музейном деле и т.д., то его употребление представляется наиболее приемлемым. Дается новая характеристика культуры, племена-носители которой в условиях быстрого социально-экономического развития находились на стадии формирования ранней формы государственности [1; 14, 46-75].

Удивительное открытие сделано недавно в ходе изучения поселения Кент. На этом поселении, являющемся самым крупным среди известных в Казахстане поселений эпохи бронзы, на участке Алат В.В.Евдокимовым и С.У.Жауымбаевым обнаружена производственная площадка с сыродутными печами для варки железа. Таким образом, выясняется, что племена Центрального Казахстана железо получали уже в конце бронзового века [29; 127-128].

Значительные успехи достигаются в области керамологических исследований. В.Г.Ломаном проведены технико-технологические анализы керамических комплексов из целой серии памятников древней эпохи, среди которых поселения эпохи бронзы, курганы и поселения раннего железного века [28, 30;]. Особо следует отметить важность результатов, полученных в ходе исследования керамики эпохи раннего железа, — эта работа проводится впервые.

Открытие поселений — новая веха в изучении культуры раннего железного века Центрального Казахстана. Сейчас на территории Карагандинской области выявлено не менее 30 поселений, в Бая-наульском районе Павлодарской области — 3, в Екибастузском районе этой же области — 1, на территории бывшего Абыралинского района, смежного с Каркаралинским, — 2. Эти памятники отличаются своей привязкой к склонам возвышенностей, малой площадью, скученной планировкой, наличием наземных каменных строений. Были подвергнуты раскопкам 7 памятников (6 на территории Каркара-линского района, 1 — Актогайского). В керамическом комплексе имеются слабопрофилированные горшки, банки, а основными видами малочисленного орнамента являются жемчужины и ямки.

Наряду с важными успехами есть и проблемные стороны. Наблюдается неравномерность в изучении памятников разных эпох. Так, на протяжении всего периода исследований приоритет был на стороне изучения памятников эпохи бронзы. Изучение памятников археологии здесь остается прежде всего на уровне эпохи бронзы. На это повлияла многочисленность памятников этого периода, а также высокоинформативность поселений и могильников Центрального Казахстана в решении ряда узловых проблем археологии бронзы Евразии. На территории региона малоисследован каменный век, только сейчас начинают возрастать изыскания по раннему железному веку. В изучении средневековья уже явно наметился перерыв, который обещает превратиться в серьезную проблему. Все это ставит задачу внесения определенных коррективов в перспективных исследованиях памятников Центрального Казахстана. Понятно, что во многом это упирается в малочисленность кадров.

В наше время в Центральном Казахстане, как и везде по республике, заметно актуализировались комплексные исследования древних памятников, главной целью которых является обеспечение сохранности объектов. Это требование современной науки и современного общества. В настоящее время, в условиях коренного обновления страны, рынка, когда форсированными темпами ведутся различные строительные работы, очень быстро растет число фермерских хозяйств, берущих в аренду земельные угодья, диктует новые условия международный туризм, требуются соответствующие обновления в деле исследования археологических памятников.

 

Список литературы

1.Бейсенов А.З. Ежелгі Сыр өңірі және Сарыарқа // Тр. Междунар. Маргулановских чтений, посвящ. 10-летию независисмости Республики Казахстан на тему «Достижения и перспективы археологической науки независимого Казахстана». - Кызылорда: КГУ, 2001. — 139-143-б.

2.Бейсенов А.З., Варфоломеев В.В. Могильник Бегазы. Бегазы-дандыбаевская эпоха Центрального Казахстана. — Алматы: Инжу-маржан, 2008. — С. 4.

3.Археологическая карта Казахстана. — Алматы: АН КазССР, 1960. — С. 169-170, табл.

4.Алдажуманов К.С., Курманкулов Ж.К., Бейсенов А.З., Евдокимов В.В. Введение / Восточная Сарыарка. Каркаралинский регион в прошлом и настоящем. — Алматы: Эверо, 2004. — С. 5-27.

5.Рыков П. С. Работы в совхозе «Гигант» (Караганда) // ИГАИМК, 1935. Вып. 110. — С. 40-68.

6.Маргулан А.Х. Бегазы-дандыбаевская культура Центрального Казахстана. — Алматы: Наука, 1979. — 336 с., прил.

7.Маргулан А.Х. Некоторые итоги и перспективы археологического изучения Казахстана / ИАН КазССР. Сер. Археология, 1948. Вып. 1. — С. 3-32.

8.Маргулан А.Х., Акишев К.А., Кадырбаев М.К., Оразбаев А.М. Древняя культура Центрального Казахстана. — Алматы: Наука, 1966. — 435 с.

9.Кадырбаев М.К., Курманкулов Ж. Культура древних скотоводов и металлургов Сарыарки (по материалам Северной Бетпакдалы). — Алматы: Наука, 1992. — 247 с.

10.Кузнецова Э.Ф., Тепловодская Т.М. Древняя металлургия и гончарство Центрального Казахстана. — Алматы: Ғылым,1994. — 206 с.

11.Смаилов Ж.Е. Памятники археологии Западной Сарыарки (Средневековые городища и поселения). — Балхаш: ЖезУ, 1997. — 63 с., табл.

12.Ахинжанов С.М. Кыпчаки в средневековой истории Казахстана. — Алматы: Наука, 1989. — 293 с.

13.Ермоленко Л.Н. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2004. — 132 с.

14.Мобилизованный археологией. К 80-летию Акишева Кемаля Акишевича. — Астана: ЕНУ, 2004. — С. 41.

15.Кадырбаев М.К. Шестилетние работы на Атасу // Бронзовый век степной полосы Урало-Иртышского междуречья. — Челябинск: ЧелГУ, 1983. — С. 134-142.

16.Евдокимов В.В., Варфоломеев В.В. Эпоха бронзы Центрального и Северного Казахстана. — Караганда: КарГУ, 2002. —С. 5-6.

17.Евдокимов В.В. Эпоха бронзы степей Центрального и Северного Казахстана: Автореф: дис.. д-ра ист. наук. — Алматы, 2001.

18.ТкачевА.А. Бронзовый век Центрального Казахстана: Автореф. дис... д-ра ист. наук. — М., 2003.

19.Варфоломеев В.В. Сары-Арка в конце бронзовой эпохи: Автореф. дис.   канд. ист. наук. — Алматы, 1991.

20.Ломан В.Г. Гончарная технология населения Центрального Казахстана второй половины 2-го тысячелетия до н. э.: Автореф. дис... канд. ист. наук. — М., 1993.

21.Кукушкин И.А. Культ огня у племен Казахстана в эпоху бронзы: динамика, функции: Автореф. дис... канд. ист. наук. —Алматы, 1993.

22.Рудковский И.В. Системообразующие инварианты андроновской орнаментики: Автореф. дис.   канд. ист. наук. — Барнаул, 2003.

23.Ломан В.Г., Бейсенов А.З., Евдокимов В.В., Тулеуов Т.С. Археологическая карта Каркаралинского района. — Алматы: Иль-тех-кітап, 2004. — С. 136-137.

24.Смаилов Ж.Е., Бейсенов А.З. Исследование Кызылкентского дворца в Центральном Казахстане // Некоторые вопросы истории Казахстана. — Жезказган: ЖезУ, 1996. — С. 58-87.

25.Кукушкин И.А. Археологические исследования могильника Ащису. Курган 1 // Историко-культурное наследие Сарыарки. — Караганда, 2007. — С. 40-64.

26.Артюхова О.А., Бирмуханова А.У., Мамиров Т.Б., Майгельдинов К.У. Каменный век Талдысайского микрорайона // Историко-культурное наследие Сарыарки. — Караганда, 2007. — С. 23-36.

27.Курманкулов Ж., Ермолаева А.С., Калиева Ж.С. Археологические исследования на поселении Талдысай // Историко-культурное наследие Сарыарки. — Караганда, 2007. — С. 93-106.

28.Бейсенов А.З., Ломан В.Г. Древние поселения Центрального Казахстана. — Алматы: Инжу-маржан, 2008, 12 печ.л. (в производстве).

29.Евдокимов В.В., Жауымбаев С.У. Раскопки на поселении эпохи поздней бронзы Алат в 2005 г. // Историко-культурное наследие Сарыарки. — Караганда, 2007. — С. 123-132.

30.Бейсенов А.З., Ломан В.Г. Керамика из курганов раннего железного века Центрального Казахстана // Известия НАН РК, 2008, СОН, № 1. — С. 35-И.

Фамилия автора: Бейсенов А З
Год: 2009
Город: Караганда
Категория: История
Яндекс.Метрика