Об этимологии и семантике этнонима «АЛАШ»

Казахам испокон веков известен этнический термин «Алаш», выступающий как общенародный клич — уран. В народе существует мнение, что это имя одного из первопредков. Вероятно, с XV в. Алаш становится общенародным ураном казахского народа всего этнического объединения — улыс. Все авторы письменных и устных вариантов родословной (шежіре) казахского народа, зафиксировали этот факт. Один из выдающихся казахских просветителей Шакарим Кудайбердыулы также отметил это явление [1].

Когда звучал этот клич-уран, весь народ, кто мог держать в руках оружие, становился в строй. Дело в том, что по древним религиозно-тотемистическим представлениям тюркских народов ураном (кличем) являлись зачастую имена предков или же имена знаменитых батыров, вышедших из этого рода или племени. Мы уже упоминали, что уран (клич) звучал в критические моменты, в связи с военным положением. Каждый боеспособный член этнического сообщества становился в строй под общим знаменем и был готов пожертвовать собой в борьбе за отечество, но в то же время клич звучал и во время ответственных соревнований — борьбы, конных состязаний и т.п.

Здесь необходимо отметить, что в тюркском мире наряду с ураном (кличем) отдельных родов, племен и племенных объединений иногда общим ураном (кличем) мог выступать клич: Аруах! «Дух предков». До принятия для всех казахов урана (клича) Алаш общим для всех племен ураном был Аруах.

Непонимание тотемно-магической сути «урана» в тюркском мире подвело А.И.Левшина к примитивному пониманию этого явления как некоего пароля. Автор формулирует свою мысль таким образом: «К вооружению киргизов принадлежали прежде знамена. Каждый род имел свое большое знамя и каждое отделение свой значок, которые все тщательно сохранялись в мирное время и вывозились только на войну, но не на баранты. Сражавшиеся с одной стороны для отличия союзников от неприятелей не только делали значки одинакового цвета с главным знаменем, но и навязывали себе на руки такого же цвета платки, ленты или нашивали лоскутья какой-нибудь материи. Для той же цели всякий род имел свой особенный пароль (в примечаниях отмечается, что это клич, по-казахски— уран), с которым толпы киргизов доныне вступают в сражения и значительнейшие грабежи, так, например, пароль рода табинского есть слово «тустаган» (чаша); пароль кердеринского рода «Кудж Ахмед», Таминского -«Кара-Бура»: Чумякейского — «дюйт» и проч. Ханы и султаны все имеют один особенный пароль, выражаемый словом «архар», которого уже простой народ не может употреблять в случаях общего смятения, где соединяются киргиз-казаки всех родов и званий, без различия все кричат «Алача»! Хранителем главного знамени в походах избирался один из почтеннейших султанов или старшин, который после военного начальника был первым лицом» [2].С.Г.Кляшторный и Т.И.Султанов также пытаются объяснить существование этого явления у казахского народа. «У казахов-кочевников постоянное войско отсутствовало, а было только родопле-менное ополчение, собиравшееся по мере необходимости. Родоплеменной отряд представлял собой самостоятельную единицу: во главе его стоял предводитель рода, каждое ополчение имело свой боевой стяг и свой уран — боевой призывный клич. Некоторое число таких автономных отрядов составляло улусное войско. Глава улуса одновременно являлся и главой улусного войска: улусное войско имело свое главное знамя, свой единый уран»[3].

Только, как видим, авторы рассматривают «уран» односторонне — как форму войскового обустройства.

Следует отметить, что уран не просто боевой клич. С незапамятных времен в хунно-тюркском мире каждый род, племя, улус ураном имел имя предка духа-охранителя. А все войско или для всего войска аруах — «общий дух-хранитель». Весь казахский улус позже принял общий казахский клич-уран «Алаш». Шокан Валиханов пишет по этому поводу: «Аруах — дух предков, во всех трудных житейских случаях обращаются к ним, говоря: «араухи» держите меня за руку и поддерживайте под мышки» [4].

«Тюркские и монгольские роды имели также родовой кличи (уран) — слово, служившее объединению рода, особенно в бою или во время подготовки к нему. Согласно сказаниям Чингис-хан дал каждому из беков своих (предводителям родов, вошедших в возглавляемый им союз) тамгу (т.е. особый письменный знак в виде черточек, кружочков и т. п.), которым метилась собственность рода, птица, дерево и клич. Все эти атрибуты выделяли род, что было особенно важно в таком конгломерате родов и племен, каким была его империя. Так, род Кункрад получил дерево — яблоню, птицу — сокола, клич — Кункрат, тамгу — месяц; род Уйшин «Уйшунь» получил дерево — вяз, птицу — орла, клич — Салават, тамгу — «сурку» (вроде славянская буква ц/ )[5].

Тут следует уточнить, что войско, народ Чингис-хана вовсе не представляли собой конгломерат. Это в целом тюркское объединение, которое было связано между собой четкой кровнородственной системой, представленной в родословной «шежіре». Создание и распределение атрибутики для родов, племен имело место еще в хуннский и древнетюркский периоды, т.е. до периода правления Чин-гис-хана. К тому же приведенные А.В.Суперанской сведения не совпадают с данными других родословных шежире.

Алаш, выступающий как имя первопредка казахского народа, стал общеплеменным, затем общенародным ураном, по всей вероятности, сразу после возникновения казахского ханства. Принятие общенародного урана связано с формированием казахской этнической системы. Вопрос имеет прямое отношение к формированию казахского народа. Думается, не ошибемся, если XV в. будем считать завершающим этапом этногенеза и формирования казахского народа.

Политическая ситуация, в которой оказались племена, последовавшие за Жанибеком и Кереем, была исключительно сложной. Отколовшиеся от своих близких родственников, они стали для них фактически врагами. Возникла экстренная необходимость определиться, говоря сегодняшней лексикой, ответить на вопрос: кто есть кто?! Новое ханство требовало срочного государственного обустройства. Единственным традиционным «подручным» средством была этническая система — хунно-тюркское наследие. Но эта система была модифицирована и унифицирована применительно к новым историческим условиям. Государственный «статус» обрел демоним қазақ (казах), уран — Алаш. Племена, уже казахские, были по традиции распределены на три жуза по принципу старшинства первопредка (Улы жуз, Орта жуз, Киши жуз). Племенные объединения получили в некоторых случаях обновленную символику, т.е. ураны, флаги-знамена, тамги, а также другие атрибуты, необходимые во время проведения военных и других мирных мероприятий, вплоть до распределения места за дастар-ханом и сыбага (сыбаға).

Казахи общепризнанно считаются владетелями хунно-тюркского наследия «дома» (қара шаңырақтың иесі), так как при модификации и унификации этнической системы была сохранена основа и суть хунно-тюркского строя. Это патриархат, институт старшинства первопредка, экзогамные брачные отношения, распределение на три орды (жузы) и др.

В какое время жил столь необыкновенный и знаменитый первопредок, что имя его становится кличем для всего народа? О примерном времени происхождения, этимологии и семантике «Алаш» очень много народных мифов, легенд, этимологий, написано довольно много работ. Термин «Алаш» встречается с древнейших времен во многих письменных исторических и эпиграфических памятниках.По одной из народных версий Алаш и Уш жуз, т.е. три жуза (три орды), возникли одновременно, в силу «идентичных» обстоятельств. В народе есть такое изложение: «В древние времена на берегах реки Сырдарьи был Хан Кызыл арыстан (красный лев), он управлял народом из 32 племен. Войско его было непобедимо в сражениях, они захватывали много добычи. В одном из походов среди пленников оказалась девушка неписанной красоты. Хан женился на ней. Через определенное время она родила сына, покрытого пятнами. Пораженные этим хан и приближенные не знали, что делать. Старшая жена хана подсказала бросить ребенка в реку. Ребенка подбирает и усыновляет бедный рыбак. По прошествии времени из мальчика вырастает сметливый, удачливый молодец, который сумел собрать вокруг себя храбрых джигитов. Они стали известны в округе как доблестная группа воинов, прославив себя смелыми набегами. Имя предводителя Алаш становится известным среди многих народов. Тогда хан решает поехать и привезти своего сына в ханскую ставку. Но Котанбай и Майкы би советует ему отдать в его подчинение сто джигитов и дать ему волю. Хан одобряет этот совет и к сыну хана едет старший сын Котанбая Уйсын со ста джигитами, затем средний сын Болат, в конце младший сын Ал-шын. Эти триста воинов во главе с Алашем, свободно продвигаясь, захватывают много земель и людей в удачных походах и стали называться казахами, что означает «вольные герои», «свободные люди». Эта вольница решила избрать ханом Алаша и стали его называть Алаш хан (Алаша хан). Избрав хана и посоветовавшись, братья решили разделить свои владения. Было решено: старшему сыну Котанбаю выделить верхнее течение реки Сырдарьи, среднему сыну Болату с его ста джигитами— среднее течение, младшему сыну Алшыну нижнее течение, они и стали называться соответственно Улы жуз, Орта жуз, Киши жуз. И отсюда, мол, казахи считают своим первопредком Алаша и начало народной версии происхождения трех жузов» [6].

В книге Казыбекбека Таусар-улы приведен сказочный вариант происхождения казахов и Алаша. Якобы, в древности существовал правитель по имени Кадыр, от него родился Алаш. Алаш в одном из походов вернулся с женой, которая была с морского побережья. Долгое время она не говорила ни с кем на языке Алаша. В один из дней она заговорила и сказала: «Я скоро умру». Мужу завещала после похорон, через время, которое проходит на доение кобылицы, прийти к ней на могилу. Если он услышит стон, то быстро надо будет раскопать могилу. Алаш так и сделал. Когда он раскопал могилу, то увидел, что родился мальчик. Ему по завету матери дали имя Жайыл. От Жайыла родился Казах. Далее автор называет предков казахов в таком порядке. Кадыр, Алаш, Жайыл, Казак, Жуман, Туман, от Жумана Арыс, Сабыр. От Арыса родились Ак, Пан, Жан, Бол, Бек, Бал. Три жуза происходят от детей Жана и Бека. Отсюда, мол, предки трех жузов Акарыс, Жанарыс, Бекарыс [6].

Другие народные версии называют первопредком Калша Кыдыра. Как видим, распространенной версией этнонима и антропонима Алаш является вариант от ала «пестрый», «пегий». Данное сказание— вымысел народов-данников — месть захватчикам за многолетнее угнетение.

Шокан Валиханов по традиции придворных летописцев зафиксировал одно из таких преданий: «Давно, очень давно, был в Туране государь по имени Абдулла, а по другим Абдул — Азис-хан, у этого государя был прокаженный сын, названный потому Алача — пестрый. Отец его, исполняя древний обычай изгонять всех одержимых этой прилипчивой язвой, изгнал и сына своего. В то же время многие подданные, недовольные жестокостью Абдуллы и побуждаемые голодом, отправлялись в степи, лежащие на север от р.Сыр, в пески Каракум и Бурсук, и начали казачествовать. Храбрые и удалые батыры усилились до трех сотен и приобрели в скором времени известность, силу и богатство. Проходит несколько лет, начинаются бедствия, шайка казаков всюду терпит беспрестанное поражение от соседей. Степная вольница чувствует голод, а безналичие и несогласие членов братства приводит их в расстройство и междоусобие. К довершению несчастия сам Абдаллах, пользуясь временем, начинает поиски, и только сила провидения спасает их от конечной гибели. При таком плачевном ходе дел среди двух сотен является старец Алач (иностранец, чуждый) и говорит им речь до того сильную и убедительную, что казаки провозглашают его своим родоначальником и судьей, а по совету его приглашают прокаженного сына Абдуллы Алача и ставят его ханом. Таким образом, степные бродяги-казаки, сделавшиеся уже благоустроенным обществом и в некотором смысле нацией (если слово это можно применить к народности кочевой), в ознаменование своей независимости, отдельности, в память именно своего хана Алача и отца судьи Алача, назвались Алач или по числу сотен — Уч Алач (три сотни). Но несмотря на внешнее перерождение, соседи и сам Абдулла смотрели на них все еще как на бродяг-разбойников, и название казак осталось за ними и тогда, когда Алач с сыном Алача в полном составе всех трех сотен, пользуясь голодом и болезнями в народе Абдуллы, заставил его письменно признать их независимость. Так Алач сделался народом Алача его ханом»[7].Безусловно, эти две версии и другие интерпретации этого варианта имеют очень слабую сторону с точки зрения исторической и лингвистической логики происхождения имен собственных, а тем более этнических имен. Ни один народ ни при каких обстоятельствах не станет именовать себя или даже вымышленных своих предков и героев именем, несущим негативную окраску.

Мы располагаем версией происхождения этнического имени Алаш, которая с научной точки зрения весома обоснована и лингвистически и исторически. Этот вариант согласуется с законом «типологической универсалии» возникновения этнических имен собственных.

Ряд известных ученых (синологов и ориенталистов) пытались дать научное объяснение происхождению термина Алаш (Алаша). Они в основном были склонны считать, что в основе слова Алаш (Алаша, Алшын) лежит корневая морфема ала. Семантическое значение этого слово во всех тюркских языках «пестрый», иногда «пегий». Исходя из этого они пришли к заключению, что китайское бома (пома)— перевод тюркского этнонима Алаш. Такого мнения придерживались Г.Е.Грумм-Гржимайло, А. Г. Малявкин, Н. В. Кюнер, Н. Я. Бичурин (Иакинф).

Все они, кроме Н. А.Аристова, вели речь о чубарых лошадях, которых, якобы, было много в стране обитания племени Алаш. Н.А.Аристов же считает, что во владениях хана Алача стали рождаться «пегие или чубарые люди, называемые ченчак... Этот вариант интересен и происхождением киргизов-казаков от «пегого» человека (ала) и указанием на образование названия Малой орды ал-чин, сокращение имени ала-чен, ала-чин... Еще яснее обнаруживается связь имени Алачин с динь-линами и пома в сказании Абул-Гази о городе или стране Алакчин» [8].

Мнение о происхождении этнонима в связи с названием масти лошадей (ала ат), которых разводило племя Алаш (Алаша, Алшын) не соответствует закономерностям образования этнических имен в тюркском мире. Среди тюркских этнонимов мы не наблюдаем ни одного этнонима, образованного от имени диких или домашних животных или от их мастей, если не иметь в виду некоторые народные (ложные) этимологии.

Мы отмечали выше, что этнические имена не несут негативную информацию (негативную семантику), речь идет о самонаименованиях «автоэтнонимах», т.е. именах эндогенного происхождения (здесь не берутся во внимание экзогенные имена, т.е. инонаименования, они зачастую несут негативную информацию, негативную семантику). А этноним Алаш, безусловно, эндогенного происхождения или «автоэтноним».

В работах казахстанских ученых последних лет доминирует отмеченная выше точка зрения. К примеру, С. Тортаев в статье «Алашаның арғы тарихы» пишет, что встречающийся в китайских источниках бома есть тюркский этноним «алат». И алат позже встречается в форме алаша, алак-булак, алқа-булақ, булақ-ат, ала-иондлуг, алан, алачин и т.п.

Далее автор отмечает, что в китайских источниках известия об алатах встречаются с IV в. Этническая группа Алаша издревле принимала участие в этногенезе казахского народа, в формировании народа сыграла немаловажную роль [9].

В другой своей работе С.Тортаев рассматривает Алаш, Алаша, Алшын как единое этническое образование. Здесь автор заключает, что и этноним Алаша стал известен с IV в., и народ Алаша известен в Центральной Азии как один из самых могущественных племенных объединений. Автор считает, что племя Алаша родственно с нынешними ханты, хакасами, тувинцами [10].

Как видим, здесь возникает ряд вопросов. Во-первых, нельзя валить в одну кучу все этнонимы с якобы близким звуковым оформлением. Во-вторых, автор не учитывает генеалогической классификации языков мира и, соответственно, кровно-родственного происхождения тюркских народов.

А. Г. Малявкин, изучая китайские источники рассматривает этнонимы Била, Элочжи как этнический эквивалент Бома. Местом обитания этих племен он указывает север тюркского каганата [11].

Вполне справедливо оспаривает это мнение Ю.А.Зуев. Он уверен в том, что Била никакого отношения не имеет к племени с пегими лошадьми (чубарыми), т.е. Бома и Била есть вариант этнонима Басими (Басмил) [12].

В истории Казахстана известны ханы под именем Алаш. Мухаммед Хайдар Дулати повествует о сыне Жунис-хана султан Ахмете, правившем Ташкентом. Султан Ахмет был талантливым полководцем, он удачно провел несколько походов на джунгар. В двух сражениях с Исан Тайши одержал над ним убедительную победу. С тех пор якобы калмыки прозвали Султан Ахмета — Алаша-хан, по-монгольски «убийца», «человекоубийца»[13].

Думается, это надуманное предположение, так как если исходить с позиции исторической логики, то любая война, сражение — это убийство, кровь и тяжкие ранения. Такое положение дел привычно и обыденно для прошлых веков, когда войны и набеги были неотъемлемой частью деятельности правителей. В любом сражении, в военном предприятии одна из сторон проигрывала или выигрывала, и это тоже было привычно, война была нормальным состоянием прошлых эпох.

В монгольском языке есть слово алах, означающее «убить»[14]. Хотя по отношению к военным действиям лексема «убийца», как было отмечено, абсолютно не подходит, так как война — это массовое убийство. И кого-то выделять и обличать по этому признаку, называть убийцей — исключается. Скорее всего, Ахмет-хан по давней традиции казахов бросался на врага с ураном-кличем «Алаш!».

Русский исследователь Сибири и казахских степей Г.Н.Потанин повествует также известную легенду о происхождении Алаша, которую мы приводили. Но что особенно интересно, автор пишет, что памятник Алаша-хану поныне стоит в Аулие-ата [15].

По сообщению А.Бокейханова в Акмолинской области в уезде Атбасар есть местность найманов Бағаналы-Балталы — там на берегу реки Каракенгир есть две могилы, над ним выстроенные из жженого кирпича два мавзолея, здесь захоронены Алаш и Жошы-хан.

Довольно обстоятельно и вполне достоверно пишет о термине «Алаш» М.Тынышбаев. «Остается теперь дополнить изложенное объяснением значений исторических выражений:

1) Алаш, алаш болганда, Алаша хан болганда»;

2) «Уч-джуз» или три Орды (Старшая, Средняя, Младшая);

3) «Алты Алаш», т.е. шесть Алашей.

Дословный перевод первого выражения значит время, когда Алаш стал действительно Алашем, а когда Алаша-ханом. Казаки этими словами хотят выразить мысль, что было некогда счастливое время, когда все Алаши, т. е. казахи, объединились в одну мощную государственную организацию и первым объединившим ханом был Алаша: обычно при этом полагают, что слова Алаш и Алаша возникли в одно время. Имя Алаша носит река на Алтае, представляющая собой один из значительных левых притоков реки Кемчик. А река Кемчиқ, после слияния ее с рекой Улу-кем, образует известную реку Енисей. Верховья реки Алаш находятся в 70 верстах на восток от Телесского озера (Телецкое озеро), в районе которого мы встречали географические наименования Черкеш, Берч, Берчи, Алчедат, Алчин и т. д.

Интересно, что в дальнейшем слово Алаш встречается также параллельно с наименованиями Алчин, Ногай, казах и т. д.

Шохан Валиханов пишет, что в 1392 г. (правильнее —1391) Тимур во время первого похода на Тохтамыша убил детей Алаша, первого хана Казахского. Указание Валиханова о детях Алаша очень ценно: но странно, что он смешал слова Алаш и Алаша. Нам не известен источник, откуда взял эти сведения Валиханов, но мы уверены, что в источнике выражена несколько иная мысль, чем та, которую передает Валиханов. Он понял выражение «Дети Алаша» буквально и смешал одно понятие с другим.

Выше мы видели, что казаки во времена Тимура не составляли отдельного от Золотой орды или особого удельного ханства, напротив, ногаями и казахами называлось вообще население Золотой орды: но в последнем хана с именем Алаша тоже не было.

Слова (дети) «сын», «сыновья» у тюрко-монгольских народов часто понимаются в смысле «потомков». До сих пор говорят «казах баласы», «алаш баласы», «орус баласы», «уйсын баласы» или «Абылай баласы, Кенесары баласы». Эти выражения понимаются как «дети казаха» или казахи, дети алаша, т. е. алаша, или казаки, дети оруса или просто русские, дети уйсуна, сыновья Абылая, Кенеса-ры, тогда как сами казаки отлично знают, что Кенесары только внук Абылая.

Наконец, как уже упоминали выше, Алаш — основной уран ногаев. Предки Алчинов жили, по-нашему, на Алтае, где их соседями с восточной стороны были монголы: последние могли своих западных соседей за их постоянные набеги, убийства назвать Алашами, т.е. убийцами. Заметим тут же, что название Алаш не могло быть дано позднее калмыками, так как последние стали в соприкасаться с ногаями только в начале XVII в. Между тем Алаш уже встречается у ногаев или казахов до этого (по меньшей мере, во времена Тимура). Итак, Алаш, безусловно, древней Алаша [16].

Таким образом, мнение о происхождении этнического термина Алаш от обозначения человека, впоследствии ставшего предводителем, имеющего на теле пятна, не выдерживает критики. Так повелось испокон: духовным или политическим государственным лидером не мог стать человек, имеющий физический изъян от рождения, если не брать во внимание боевые ранения, которые были даже в почете (Тамерлан, Баязит и т. д.).

Во-вторых, обозначение народа, племени, рода по масти животных, которых они содержат, не имеет распространения в этнонимии тюркских народов.Следует заключить, что этнический термин Алаш возник в глубокой древности, изначально как антропоним, затем патроним, геноним и этноним. Имя его родоначальника Алаш сформировалось как этническое имя племени. Позже стало кличем-ураном казахов и других тюркских племен (например, для ногаев ураном также является Алаш).

Период формирования этнического объединения Алаш и возникновение урана — примерно начало нашей эры. Этот период совпадает с периодом формирования Алан — крупного племенного объединения. Аланы сыграли значительную роль в этногенезе кавказских и тюркских народов.

Закон рядности в появлении имен собственных в ономастике диктует нам, что Алаш возник в одном ряду с этническими именами Алан, Алат, Албан, Аламан, Алшин, Алмания, Алтын, Алым, Абдал (Албан).

Морфологически этноним Алаш состоит из двух частей — Ал+ас. Корневой морфемой несущим семантическим ядром является -ас — «истинный человек», «настоящий человек», герой. Первая часть — ал — продуктивна в словообразовании древних этнонимов.

Следует еще раз подчеркнуть, что Алат и Алшин не имеют отношения к термину Алаш и его фонетическому варианту Алаша.

Мы уже отмечали выше попытки этимологизировать и объяснить семантику этнонима Алаш, ставшего ураном казахского народа. Как видим, при критическом рассмотрении предлагаемые выше этимологии не выдерживают критики. Дело в том, что любая научная этимология этнонима в первую очередь должна учитывать закон рядности. В.А.Никонов, правда, формулируя закон рядности, позитивности, негативности, калькирования, народной этимологии, считал применительными эти закономерности словообразования в ономастике лишь к топонимии. Однако закон рядности вполне приме-нителен и в этнонимии, и в антропонимии. Некоторые исследователи рядности в антропонимии обозначали это явление термином «аптропонимическая серия».

Так вот, если рассматривать Алаш в определенном ряду подобных по образованию этнонимов, то выявляется вполне однозначный ряд древних этнических имен, возникших именно в период образования этнонима Алаш. Это Алан, Албан, Алтын, Абдал, Алат, Аламан, Аларсын, Алан орси и т. д. Без всяких сомнений, Алаш — двусложное образование, которое состоит из двух слов — первое — ал, второе — ас.

Этноним ас//аз много раз встречается в древнетюркских письменных памятниках как крупное племенное объединение, имеющее своего правителя — эльтебера, татука. На территории Узбекистана зафиксировано 58 этнотопонимов с компонентом ас//аз[17].

Закон типологической универсалии в этнонимии народов мира, сформулированный М. В. Крюковым, дает возможность нам определить этимологию и семантику древнего этнонима ас//аз. Это прототюркская корневая морфема, несущая значение «человек», «настоящий человек», «высший человек».

Что же касается первой части, то в древнетюркском языке существовала самостоятельная лексема. В позднетюркских языках она сохранилась в исконном значении. Это лексема -ал, выступающая, в нашем случае и как существительное, и как прилагательное (определение).

В древнетюркском словаре читаем «АЬ 1. обман, уловка, ухищрение, способ, хитроумный совет alin arslan tutar kucin sickan tutmas «хитростью можно льва поймать, а силой не поймать и мыши».

AL 2. 1. алый, ярко-красный, светло-красный, оранжевый, карий (о глазах) jajbsil kok sarik al ayi-ton kedir надев зеленые, голубые желтые и алые, шелковые халаты.

АЬ 3. шелковая ткань светло-красного (оранжевого) цвета, используемая на знаменах и в убранстве верховой лошади [18].

Э.В.Севортян в своем Этимологическом словаре тюркских языков отмечает слово АЛ в азербайджанском, гагаузком, крымско- татарском, караимском, кумыкском, ногайском, татарском, башкирском, уйгурском: 1. Алый во всех источниках красный, ярко-красный, светло-красный, розовый, светло-розовый, румяный, оранжевый, рыжий; 2. Шелковая материя оранжевого цвета, которым покрывают седла коней (у государственных сановников), парча (у Броккельмана); длинное красное покрывало, которым покрывают голову невесты — шелковая повязка с зеленым и красным, которой женщины повязывают себе лоб-тур. В том же знач.: красный платок, надеваемый женихом на шею во время свадьбы [19].

Алаш (взаимозаменяемость фонем с//з//ш, в тюркских языках распространенное и изученное явление) — двусложное образование, состоящее из двух корневых лексем: ал — «алый, красный» и -ас — «человек, настоящий человек, богатырь силач, герой».Слово -этноним расчленяется на «алый, красный», алый в значении «обман, уловка для неприятеля, а для своих отличительный знак». Буквально: Алаш: «алый, красный ас; красный воин, герой, человек». Алаш, что исключительно интересно, имеет синонимическую пару Алан, т.е. ал «алый красный», и «человек, настоящий человек, воин, герой». Алан, буквально: «алый красный воин, герой». В исторических источниках Алан иногда именуют Азами.

  

Список литературы

1. Шакарим Кудайбердыулы. Родословная тюрков, казахов, киргизов. Династии ханов. - Алма-Ата, 1990.

2. Левшин А.И. Описание киргиз-казачих или киргиз-кайсацких орд и степей. — Алматы, 1996. — С. 312-313.

3. Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Казахстан летопись трех тысячелетий. — Алматы, 1992. — С. 340.

4. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинений. Т. I. — Алма-Ата, 1984. — С. 209.

5. Суперанская А.В. Групповые обозначения людей в лексической системе языка // Имя нарицательное и собственное. —М., 1978. — С. 70.

6. Қазыбек Тауасар ұлы. Түп-тұқияннан өзiме шейш. — Алматы, 1993. — 34-36-б.

7. Валиханов Ч.Ч. Собрание сочинение. Т. 2. — Алматы, 1985. — С. 158-159.

8. Аристов Н.А. Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей.— СПб., 1897. — С. 77.

9. Тортаев С. Алашаның арғы тарихы // Алаш. — 2007. — №5. — 61-71-б.

10. Тортаев С. Алаш, Алаша, Алашын этнонимдер туралы аңыздар // Алаш. — 2006. — №3. — 103-112-б.

11. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. — Новосибирск, 1989. — С. 106.

12. Зуев Ю.А. Ранние тюрки: Очерки истории и идеологии. — Алматы, 2002. — С. 143-144.

13. Дулати М.Х. Тарих-и-Рашиди. — Алматы, 2003. — С. 144.

14. Орос монгол толь. — Улан Баатор, 1982. — С. 741.

15. Потанин. Г.Н. Казах -Киргизские и Алтайские предания, легенды и сказки. — Петроград, 1970. — С. 59-60.

16. Тынышбаев М. История казахского народа. — Алматы, 1993. — С. 146-147.

17. Мынбаев Н. Казахские этнотопонимы Узбекистана. — Ташкент, 2007.

18. ДТС. - Л., 1969. - С.31.

19. Севортян Э.В. Этимологический словарь тюркских языков. - М.: Наука, 1974. - С.125.

Фамилия автора: Мынбаев Н Ж
Год: 2009
Город: Караганда
Категория: Филология
Яндекс.Метрика