Изучение ценностей семейной жизни в современной психологии

В настоящее время наше общество находится на пути активного развития, происходят значительные преобразования во всех её сферах, что отражается на моральном и психологическом облике её граждан. Трансформация правил и норм общественного взаимодействия, ценностных ориентаций в современном обществе влияет на особенности современной семьи, изменение воспитательных элементов. Между тем в зависимости от условий функционирования семьи, реализации потребностей её членов зависит удовлетворенность браком и жизнью в целом.

Обзор литературы по вопросам изучения семейной жизни показал недостаточность исследования этой сферы жизни человека. В нашей стране психологические исследования семейных отношений находятся на стадии развития. Можно отметить следующие экспериментальные исследования подсистем семьи «супруг-супруга», «родитель-ребенок», «сиблинги», которые отражены в работах казахстанских психологов З.Ш.Каракуловой, З.М.Балгимбаевой, А.Д.Давлетовой, К.А.Айдарбекова, М.П.Кабаковой, А.Б.Валиевой, С.К.Кудайбергеновой [1; 16]. Чаще всего в исследованиях изучаются взаимоотношения в моногамном браке, не учитываются европейская или азиатская модели брака, которые очень отличаются друг от друга. При этом характер супружеских отношений и модель брака определяются не только социально-исторической ситуацией определенного общества, но и личностными особенностями самих супругов, в частности, их системой ценностей, мировоззрением. Значительное влияние на это оказывают нормы и ценности родительской семьи [2; 23, 3; 86], а также система ценностей и мировоззрение самой личности.

Понятие «ценность» используют для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих, благодаря этому как эталон должного. Понятие «ценность» широко используется в современных общественных науках (философии, социологии, психологии), где обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств предметов и явлений окружающей действительности (О.Г.Дробницкий, В.П.Тугаринов [4; 17]. Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и человека (В.П.Тугаринов).Социологию ценности интересуют прежде всего как фактор, играющий определённую роль в регуляции социальных взаимодействий. Ценности выступают как желательное, предпочтительное для данного индивида социальной общности, общества, т.е. социального субъекта, состояние связей, содержание идей; критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл целенаправленной деятельности; регулируют социальные взаймодействие; внутренне побуждают к деятельности.

Выделяют ценности экономические и нравственные, политические и эстетическиеценности существуют как целостная система. Каждая система ценностей имеет как бы одно основание. Таким фундаментом выступают нравственные ценности, в которых представлены желательные, предпочтительные варианты взаимоотношений людей, их связей друг с другом, с обществом в такой форме, как благо, добро и зло, долг и ответственность, честь и счастье.

Немалыми различиями могут характеризоваться системы ценностей социальных слоёв, классов, групп общества, существуют различия и между поколениями. Но возможные конфликты ценностей, идеалов, а потом и социальные конфликты между социальными группами людей могут и должны регулироваться на базе общечеловеческих ценностей, признающих безусловную ценность мира для людей, человеческой жизни, а также общественных (общенациональных, общенародных) ценностей и свобод.

В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей характерной чертой психологического аспекта их изучения является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы, класса ценностей и связанная с этим их конкретизация иерархизации [4; 17, 5; 32].

Специфичность осознания объектов социальной действительности как ценностей предполагает и наличие особых психологических механизмов и их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психологический деятельности, как оценочная деятельность индивида, которая направлена не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны предмета, но и на оценку его свойств с точки зрения их необходимости полезности неприятности и т.п. для удовлетворения потребностей и интересов личностей, для реализации целей ее деятельности. В результате происходит осознание индивидом ценностей объектов социальной действительности и тем самым формируется особый вид отношения к нему — ценностное отношение (В.Н.Мясишев, В.П.Тугаринов) [5; 32].

Осознание ценностей предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентаций.

Ценностьединственная мера сопоставления мотивов (С.Л.Рубинштейн) [6; 32]. Кроме того, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом субъективной образующей активности и самого субъекта в ней. Только в ходе авторского, субъективного, выстраданного самой личностью выбора любая общественная ценность становится индивидуальной. За этим, порой нелегким выбором — эмоциональное отношение человека к действительности и самому себе. Он ищет смысл жизни, который представляет собой «чувство ценности чего-либо для Я».

В структуре ценностных ориентаций личности обычно выделяют три интегративных компонента: познавательный, эмоциональный и поведенческий. Каждый из них участвует в формировании особенностей ценностных ориентаций и при этом может иметь самостоятельные значения как по содержанию, так и по степени проявления, что весьма затрудняет их эмпирическую верификацию. Вероятно, поэтому в исследованиях ценностных ориентаций часто игнорируются особенности их психологического содержания и структуры.

Кроме того, общественные явления, отражающиеся в сознании индивида, на основе которых формируются ценностные ориентации личности, чрезвычайно сложны и многообразны по содержанию, а наше восприятие избирательно и стремится схватить, прежде всего, наиболее характерные и существенно ценные для нас свойства отражаемого объекта. Поэтому изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентаций целесообразно вести с позиции системного ценностного подхода, позволяющего рассмотреть данные психологическое образования как результат освоения человеком явлении окружающей действительности с точки зрения их ценности.

Одной из форм существования ценностей выделяют личностные ценности, которые, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности и являются одним из источников мотивации её поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная специфическая иерархия личностных ценностей, которые служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Как правило, для личностных ценностей характерны высокая осознанность, они отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида (С.Л.Рубинштейн [6; 354]). Ценностные ориентации трактуются как установка личности на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества. В данном понимании ценностные ориентации оказываются ближе к понятию «социальная установка», которая трактуется как предрасположенность личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу её жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций [1]. Ценностные ориентации — сложный социально-психологический феномен, характеризирующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина её — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности [1].

Ценностные ориентации — это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями, является общение.

Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Ценностные ориентации — понятие, выражающее положительную или отрицательную значимость для индивида предметов или явлений социальной действительности.

В науке существуют три различные концепции относительно сущности ценностей. Первая из нихфункциональная, которая рассматривает данную категорию как способность предметов и явлений окружающего мира обслуживать потребности людей и по своей сути сближается с понятием «благо». Вторая концепцияоценочная, где ценности представлены как идеал, стремления, отношение субъекта к объекту и является результатом сознательного оценочного выбора жизненно важных предметов и объектов. Поэтому ценностные ориентации — явление не столько индивидуально-психологическое, сколько социальное. Многие ученые выделяют его социальную природу [5; 32, 6; 348]. На этом основывается социально-психологический феномен ценностных ориентаций. В основе отнесения определенного объекта — удовлетворять потребностям, интересам человека. Такая оценка представляет собой сложный психический процесс, вытекающий из самой природы ценностей.

Каждый общественный строй устанавливает свою систему социальных ценностей. После первичной социализации личности они остаются достаточно стабильными. Ценностные ориентации, формируя установку субъекта деятельности, предопределяют направленность социального поведения индивида. Они выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы.

На основании вышесказанного можно сформулировать основные методологические принципы психологического исследования ценностных ориентаций: во-первых, рассмотрение через призму системно-ценностного подхода как результат жизнедеятельности индивида в обществе; во-вторых, представление о формировании и функционировании ценностных ориентации личности как о процессе, в основе которого лежит особый вид психической деятельности — оценочная деятельность, направленная на основания ценностного значения этих явлений [4; 18].

В контексте взаимоотношений Н.Н.Обозов указывает на то, что межличностные отношения определяются в том числе и через систему ценностей индивидов. Совпадение важнейших ценностных ориентаций индивидов как членов группы обеспечивает её единство, сплоченность, целостность. Ценностно-ориентационное единство группы характеризуется степенью совпадения позиций и оценок её членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом [7; 99]. Если перенести это на семью как малую социальную группу, то сходство или ценностно-ориентационое единство способствуют стабилизации супружеских отношений (экспериментальные исследования М. П.Кабаковой), повышению удовлетворенности браком [8; 26].В контексте супружеских отношений ценностно-смылословое единство имеет большое значение в интеграции семьи как единого субъекта, оказывает значительное влияние на характер супружеских отношений, их стабильность. Исследования М.П. Кабаковой показали, что общий фонд смысловых образований супругов способствует стабилизации супружеских отношений.

Процесс формирования и развития совместной жизнедеятельности осуществляется в ходе стыковки между собой целей, смыслов и мотивов индивидуальных жизнедеятельностей членов семьи, представленных в «общем фонде смысловых образований». Семейные ценности конкретизируются в понятии функций семьи, в психологии семейных отношений — это сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей её членов [8; 26].

Постепенная в процессе жизнедеятельности переоценка ценностей является закономерным результатом диалектики жизни человека, изменения перестройки его взаимоотношений с миром, другими людьми. В результате изменения внутренних условий вступают в действие, актуализируются те или иные ценности личности [3; 86]. Поэтому актуальной является проблема изучения семейных ценностей, что обусловлено недостаточной изученностью личностных ценностей в условиях активного развития нашего общества, а также недостаточной изученностью динамики семейных ценностей жизненного цикла современной семьи.

Основное назначение семьи, как указывают практически все авторы, социологи и психологи, занимающиеся проблемами семьи и брака, — удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Не рассматривая подробно различные подходы к определению основного интегрирующего фактора семьи [9; 2], можно отметить, что различные стороны семейной жизни обозначают понятием функции семьи, в основе которых лежат семейные ценности. У каждого из супругов своё представление о целях брачного союза, распределении ролей в семье, значимости той или иной сферы для общей удовлетворенности супружескими отношениями. В психологии семейных отношений сфера жизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворением потребностей её членов, называется функцией семьи [10; 4], их столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет.

Функции семьи определяют ценности семейной жизни. В зависимости от стадии развития семейного цикла у супругов происходит динамика семейных ценностей, что способствует переходу семейных отношений на другой уровень существования. Те функции, которые позволяют отличить семью от других институтов, называют специфическими. Согласно А.Г.Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции — это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах [10; 5].

К специфическим функциям семьи относят: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, эмоциональную, функцию духовного (культурного) общения, функцию первичного социального контроля, сексуально-эротическую.

Репродуктивная функция семьиэто воспроизводство в детях численности родителей. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Современные семьи на 90 % и выше являются малодетными, а среди них более половины семей однодетные.

Воспитательная функция семьи является одной из важнейших. Она имеет три аспекта. Первый — формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой) накопленного обществом социального опыта, эстетического развития, позитивного отношения к труду и т.д. Второй аспект — систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект — постоянное влияние детей на родителей, побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива, характер отношений между его членами, традиции семьи.

Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т.д.), содействует сохранению их здоровья; в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

Влияние хозяйственно-бытовой функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами,старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению психологического климата в семье, нравственному и трудовому воспитанию детей, укреплению супружеских взаимоотношений. При несправедливом распределении домашних обязанностей в семье влияние, несомненно, будет негативным.

С хозяйственно-бытовой функцией тесно связана проблема управления семьей — вопрос главенства в семье. Для большинства семей характерно примерно равное участие супругов в управлении домашним очагом. Это самый прогрессивный метод семейного управления, к которому надо стремиться каждой семье.

Эмоционально-психологическая функция семьи удовлетворение ее членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Различные признаки отсутствия взаимопонимания в семье (споры, ссоры, разногласия) считаются отличительной чертой негармоничной, неудачной, несчастливой семьи. Отсутствие взаимопонимания приводит к чувству внутренней пустоты, подавленности, отчужденности, к ухудшению психологического и физического состояния, значительному снижению работоспособности человека. Необходимо отметить, что всякий разлад в отношениях родителей отражается на характере детей, в той или иной мере травмирует их.

Функция духовного (культурного) общенияудовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Повышению роли этой функции способствуют правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха. Семьяединый коллектив, однако, интересы у членов семьи могут быть различными. И игнорирование интересов порой может привести к конфликтным вспышкам. В целом эта функция является как бы зеркалом зрелости человека как личности: по характеру его досуга о человеке можно сказать очень многое.

Функция первичного социального контроляобеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.д.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функцияудовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. Семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения ее членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Сексуальная культура, как и всякая культура личности, возникает не сразу. Наблюдая отношения отца и матери в повседневной жизни, ребенок усваивает определенный тип отношений мужчины и женщины. Отношения родителей — это одна из основных моделей будущих супружеских отношений детей.

С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с новыми появившимися условиями. Так, качественно изменилась функция первичного социального контроля. Повысился уровень терпимости к рождению внебрачных детей, супружеским изменам и т.п.

Немало исследователей, в частности Т. Парсонс, утверждают, что в настоящее время семья утратила многие функции в связи с переходом развитых стран в фазу постиндустриального общества, и существенной функцией семьи остается лишь воспитательная функция. Большинство авторов выделяют в качестве важнейшей, главной, ведущей функции семьи рождение и воспитание детей (В.М.Бехтерев, В.И.Дружинин, А.Г.Харчев [11; 16]). По данным М.Аргайла (1990), дети как объект и вид деятельности стоят на первом месте среди других форм проведения досуга (общение с друзьями, спорт, общение с родственниками и т.д.), несмотря на то, что дети сами по себе (по мнению М. Аргайла) являются стрессовыми факторами, они же оказывают положительное влияние на здоровье [12; 38]. Л.Я.Гозман в качестве «важнейшей функции семьи» в современных условиях определяет функцию «обеспечения психологического комфорта и эмоциональной поддержки людьми друг друга» (1981), а репродуктивную функцию рассматривает как частный случай «потребности в эмоциональных контактах, поскольку от детей ждут прежде всего не материальной поддержки, а эмоционального тепла и любви» [13; 213]. В более поздней работе говорится о том, что невозможно выделить приоритетную функцию семьи. Всё зависит от ценностей, определенного общества и её индивидов, образующих семью.

Культурная революция, урбанизация, миграция населения, взаимопроникновение культур, языков разных народов, процессы глобализации оказали решающее воздействие на семью. Теперь, при экономическом и правовом равенстве мужчины и женщины, необходимо по-новому оценить и распределить семейные обязанности и роли. При этом необходимо учитывать то, что является ядром семейной жизни для супругов, а также выполнение ими внесемейных функций (работа, общественная деятельность). Здесь имеет значение, какие образцы семейного уклада, распределения обязанностей вынесли супруги из родительских семей. Функция рождения и воспитания детей уже не является основополагающей и не играет той роли, какую играла раньше: общеобразовательные учреждения выполняют часть воспитательной и образовательной функции, идея равенства полов, развитие феминистических идей, индустриальное развитие, а также специфика городской жизни повлияли на повышение значимости ценностей социальной активности обоих супругов, особенно женщин. Ведь провозглашаемая ориентация на социальное равенство мужчины и женщины приводит к тому, что их готовят к сходному жизненному пути. Независимо от пола всем необходимо получить образование и работать, семья для женщины выступает лишь как дополнительная сфера реализации. При этом возрастает нагрузка на женщину, имеет место ролевой конфликт (Ю.Е.Алешина [14; 82]). Факты говорят и о том, что женщины-домохозяйки менее психологически благополучны, чем работающие женщины. В исследовании С.Парасурамана и коллег было установлено, что мужья работающих женщин по сравнению с мужьями домохозяек (цит. по книге Т. В. Бендас [15]) значительно менее удовлетворены своей работой, браком, качеством жизни и тем, как воспитываются дети, хотя при этом авторы исследования сделали вывод, что влияние фактора работающей жены на психологическое благополучие мужа невелико. Увлекаясь карьерой, женщины могут тратить меньше времени на экспрессивное взаимодействие со своими мужьями, а уменьшение эмоциональной поддержки может негативно сказываться на психологическом благополучии мужчин. Помимо этого, высказывается предположение о том, что некоторые женщины могут специально выбирать работу вне дома, компенсируя свою неудовлетворенность браком или мужем, испытывающим фрустрацию по поводу собственной работы. Несмотря на противоречивость фактов, однозначно можно отметить то, что социальная активность в жизни женщины приобретает все большую значимость и требует дальнейших исследований и объяснения психологических аспектов данного явления.

Л. Я. Гозман в качестве «важнейшей функции семьи» в современных условиях определяет функцию «обеспечения психологического комфорта и эмоциональной поддержки людьми друг друга» (1981, с. 212), а репродуктивную функцию рассматривает как частный случай «потребности в эмоциональных контактах, поскольку от детей ждут прежде всего не материальной поддержки, а эмоционального тепла и любви» (там же, с. 213). В более поздней работе Л.Я.Гозман и Ю.Е.Алешина(1985)   заявляют, что «ни одна из функций семьи, однако, не может быть признана ведущей» и подчеркивают, что некоторые из них принципиально противоречат друг другу (например, «рекреационная» и «репродуктивная»). В наше время семья стала олицетворять источник эмоциональной опоры для ее членов в бездушном обществе, раздираемом противоречиями (Леш, 1990). Г.Г.Дилигенский (1986)   писал о западном обществе, что в нем, даже обладая прожиточным минимумом и «нормальным» потребительским стандартом, многие живут под угрозой утраты этого стандарта и вынуждены постоянно бороться за его сохранение. В семье ищут сферу приложения тех потребностей в эмоционально-психологической общности, близости с другими людьми, которые всячески искажаются и подавляются отношениями конкуренции и индивидуализма (А. Н.Елизаров [9; 4]).

А. Н. Елизаров указывает на то, что в качестве ведущей деятельности семьи правомерно рассматривать деятельность по развитию (преобразованию) и передаче последующим поколениям определенных ценностей, которые на субъективном уровне выступают как ценностные ориентации членов семьи. Ценностные ориентации объединяют людей в семью и создают перспективу ее развития. Ценностные ориентации определяют цели порождения и пути воспитания детей в семье. В процессе своего существования семья может, наконец, создавать новые ценности, которые транслируются другим социальным группам [9; 5].

Ощущение полноты и удовлетворенности жизнью возникает у человека, когда он самореализуется, т. е. воплощает свои идеалы, используя свои таланты и способности, и при этом его не вынуждают поступать против своих убеждений, того, что имеет для него субъективный смысл. Совпадение ценностных ориентаций является одним из факторов сплоченности группы, способствует созданию её целостности, единству. В процессе взаимодействия происходит сближение интересов и ценностных ориентаций, интеллектуальных и характерологических особенностей личностей. По отношению к семейной жизни ценности определяют отношения каждого из супругов к различным сторонам жизнедеятельности семьи, придают её аспектам особую значимость, личностный смысл, выделяя данную сферу отношений из остальных.

Анализ работ по изучению ценностей семейной жизни в супружеских парах показывает то, что данная проблема как самостоятельная область исследования изучена достаточно мало. Поскольку ценностные ориентации являются важнейшим компонентом субъективной образующей активности и самого субъекта в ней, для того чтобы понимать процессы, происходящие в современных семьях, необходимо обратиться к изучению семейных ценностей и ценностных ориентаций современных супругов с учетом стажа семейной жизни, семейного уклада, модели семьи — восточной или европейской (имеющих различные нормы и распределение обязанностей в семье); выявление структуры семейных ценностей у мужчин и женщин позволит строить более планомерную политику, касающуюся воспитания молодого поколения, учитывать потребности граждан нашего общества и, следовательно, будет способствовать укреплению института семьи.

 

Список литературы

1.            Кабакова М.П. Психология семьи и брака: проблемы её развития в психологической науке Казахстана // Вестник НАПК. — 2005. — № 2. — С. 16-31.

2.            ХарчевА.Г. Исследования семьи: на пороге нового этапа //Социол. исслед. — 1986а. — № 3. — С. 23-33.

3.            Литвинова Л.В. Специфика воспроизводства ценностных ориентаций в семье // Ценностные ориентации личности, пути и способы их формирования /Тез. докл. научн. конф. 22-23 мая 1984 г. — Петрозаводск: Петрозав. гос. ун-т, 1984. —

С. 86-89.

4.            Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности. // Вопросы психологии, 2004. — № 2. — С. 17-33.

5.            Низмутдинов Р.А. Ценностная сфера личности как фактор организации её взаимодействия с миром // Вестник НАПК. 2005. — № 2. — С. 32-40.

6.            Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / Сост., авторы коммент. и посл. А.В.Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. — СПб.: Изд-во Питер, 2000. — С. 384.

7.            Обозов Н.Н.. Обозова А.Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 98-101.

8.            Кабакова М.П. Прикладные аспекты проблемы стабилизации супружеских отношений // Вестник НАПК. — 2005. —№ 1. — С. 26-32.

9.            Елизаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи // Электронные версии печатных работ А.Н.Елизарова psychologia.narod.

10.          Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. — СПб.: Питер, 1999. — 192 с.

11.          Дружинин В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. — М.: Изд-во МГУ, 1995. — 166 с.

12.          АргайлМ. Психология счастья: Пер. с англ. / Общ. Ред. М.В.Кларина. — М.: Прогресс, 1990. — 261 с.

13.          Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Общение и развитие взаимоотношений в супружеской паре //Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М.Андреевой, Я.Яноушека. — М.: Изд-во МГУ, 1987. — 247 с.

14.          Алешина Ю.Е, Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. — 1993. — № 4. —С. 80-84.

15.    Бендас Т.В. Гендерная психология. — СПб: Питер, 2006. — 432 с

Фамилия автора: Т.В.Вагнер, Г.Б.Капбасова
Год: 2009
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика