Некоторые вопросы поликультурного воспитания и образования будущих специалистов

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Резкий подъем национального самосознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обусловливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного национального окружения. Приобщение казахстанского жителя XXI в. к мировой культуре становится социальным заказом общества.

В мировом образовательном процессе возникает новая система ценностей и целей образования, возрождается концепция личности, основанная на идеях культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Образование как сложноорганизованная система имеет социальное содержание, направленность, определенные пространственные границы, обусловленные социально-историческим развитием конкретного государства и его культуры. Деятельность высшей школы как социального института строится на основе взаимодействия общечеловеческого и национального в духовном, материальном и морально-этическом плане.
В современном Казахстане низкая конкурентоспособность системы образования, поэтому мы приветствуем необходимость переноса многих элементов западной системы образования. Казахстан признан мировым сообществом страной с рыночной экономикой. За короткий период обретения независимости сделан мощный прорыв в экономике, интеграции в мировую цивилизацию, использовании новых прогрессивных технологий. Определены перспективы социально-экономического развития страны.

В этом контексте возрастают роль и значение современной системы образования, показатель развития которой выступает критерием уровня общественного развития и составляет основу нового качества жизни общества, определяя ее место в мировом сообществе.

Мировая культура состоит из множества национальных культур. Ведущие страны мира относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в этих странах толерантное сосуществование больших и малых этносов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики. Культура двадцать первого века видится как процесс смешения различных этносов и культур. В результате человек в современной ситуации находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.
Все перечисленные аспекты указывают на острую необходимость поликультурного воспитания будущих специалистов. Интерес к поликультурному воспитанию обусловлен расширением международного сотрудничества, усилением борьбы этнических и расовых меньшинств за свои права в сообществах с полиэтническим составом.

В научный оборот все больше входят такие понятия, как поликультурное образовательное пространство, образовательный регион, поликультурная информационная среда, образовательные технологии и др. Это указывает на то, что система образования все больше ориентируется на диалог с культурой человека как субъекта, способного к культурному саморазвитию.
Как писал М.М.Бахтин, только через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так и двух культур — каждая сохраняет свое единство и целостность, одновременно обогащая друг друга. Поликультурное воспитание предназначено для того, чтобы устранять противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Оно предполагает адаптацию этнических групп друг к другу.

Поликультурное воспитание — целенаправленный процесс формирования осознанно адекватного отношения к этническим и социальным группам, составляющим данное общество, понимания недопустимости дискриминации людей по каким-либо признакам. Поликультурное воспитание имеет характер непрерывного.

В поликультурное образовательное пространство входят не только учреждения, специально созданные и предназначенные для образования подрастающего поколения (детские сады, школы, колледжи, институты и т.д.), но и другие социальные учреждения, предметный мир, общественные процессы, средства массовой информации, ведущие идеи, ценностные ориентации, которые обусловливают глубокие изменения в мультикультурном обществе.

Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка, подростка ведущим по праву считается семья. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формирует первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины. Здесь протекает большая часть жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром.

Семейное патриотическое и поликультурное воспитание имеет широкий временной диапазон воспитательного воздействия. Зависимость человека от семьи, ее традиций, понятий делает его более нравственным.
В современных условиях в высшей школе возникла потребность в подготовке педагогов нового типа, которые могли бы организовать учебный процесс таким образом, чтобы достичь максимального успеха не только в обучении, но и в воспитании подрастающего поколения, в частности, в воспитании патриотизма, а в условиях нашей республики и этики — межнационального общения.
В настоящее время изменилось отношение молодежи к ситуации в стране, замечено повышение активности в решении государственных вопросов, стремление к общественно полезной деятельности, наблюдается активизация деятельности молодёжных организаций в Республике.

Это имеет большое значение в моральном развитии личности и способствует поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. Современный выпускник конкурентоспособного вуза — это специалист, осуществляющий профессиональную деятельность на высоком уровне, сознательно изменяющий себя в трудовом процессе, вносящий индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности.

Высшие учебные заведения призваны давать образование, воспитывать культуру в каждом студенте и учить его правилам и нормам поведения. Поликультурное воспитание в высшем учебном заведении должно быть направлено на создание условий для преодоления барьеров, мешающих нормальному общению и развитию студентов из разных этнических и культурных групп и установлению между ними гуманных отношений как важного условия прогресса человечества.

Система воспитания в учреждении, предприятии, учебном заведении или семье представляет собой организованную совокупность всех компонентов воспитательной деятельности, используемых для достижения заданных целей. Здесь важно найти целесообразное место каждому приему, звену, цепочке. Именно они составляют организационно-методическую основу воспитательной деятельности молодежи.
Трудности для преподавателя при работе со студентами в данном направлении могут составлять: несформированность у студентов профессиональных интересов; отсутствие потребности в самостоятельном добывании знаний; недостаточно глубокие знания по дисциплинам поликультурного характера.

На сегодняшний день должны быть четко определены направления воспитательной работы, такие как воспитание патриотического сознания, воспитание толерантности.
Реализация системы воспитания в вузе осуществляется с помощью различных форм и методов: во время учебных занятий, при проведении различных мероприятий, в спортивных залах, в библиотеке, организуя тематические семинары, встречи с людьми, в музеях, в КДМ. Концепция воспитания студенческой молодежи должна содержать следующие ведущие идеи воспитательного процесса:

  • - личностный подход к воспитанию;
  • - социальная ориентированность воспитательного процесса.

Воспитательный потенциал, которым обладают все высшие учебные заведения, может существенно поднять воспитательный потенциал будущего педагога. Многое зависит от влияния следующих факторов:

  • - личные и профессиональные качества ППС;
  • - работа воспитательных подразделений вуза;
  • - воспитательный опыт, накопленный образовательной организацией;
  • - умение использовать воспитательные новшества при подготовке специалистов;
  • - умение привлечь молодежь к подготовке и участию в воспитательных мероприятиях патриотического и поликультурного характера.

Задача высшей школы: искать новые формы и упорядочить старые с целью оптимального воздействия на морально-волевые качества студентов с учетом современной ситуации и требований общества.
Помимо семьи и вузов, поликультурным воспитанием молодежи занимается и общество, а конкретно молодежные организации различного характера. В настоящее время наблюдается активизация деятельности молодёжных организаций по всей Республике. Это связано с рядом факторов: наблюдается повышение самосознания в молодёжной среде, тусовочные ценности уступают место чувству ответственности, долга и инициативности; со стороны неправительственного сектора, политических партий и государственных структур активно ведётся привлечение молодых людей к социально полезной деятельности.
Необходимо выделить некоторые критерии эффективности воспитательной деятельности молодежных организаций такого характера. Мы предлагаем некоторые из них:

• достижение воспитательных целей, связанных с целостным формированием, сплочением, которые проявляются в морально-психологическом состоянии и поведении;
• соответствие воспитательной работы молодежной организации объективным законам воспитания, правовым нормам, задачам и потребностям людей;
• оптимальность системы деятельности организации и действенность воспитательных мероприятий, т.е. соответствие репродуктивной модели, алгоритму.

Также мы считаем, что в процессе достижения целей патриотического и поликультурного воспитания молодежи организация должна обеспечивать:

• понимание и принятие молодежью законного социального положения, роли, места, круга функциональных задач, ответственности и обязанностей как основных субъектов труда и жизненной стратегии;влияние на процесс развития и саморазвития у молодежи социально-ценностных характеристик, а также на продуктивную реализацию их творческого потенциала в реализации патриотической и поликультурной деятельности;
• влияние воспитания на процесс познания в коллективе, а также развитие социально значимых связей и взаимоотношений в коллективах;
• создание социально-психологических и педагогических условий, побуждающих к продуктивному выполнению обязанностей и социально-ценностных функций;
• прогнозирование и ликвидацию нежелательных проявлений поведения, педагогическое предупреждение отклоняющегося поведения, преодоление и ликвидацию негативных качеств и черт характера работника в интересах формирования и развития социально-ценностных образований.

Действующими молодёжными организациями целенаправленная работа ведется по патриотическому, духовно-нравственному воспитанию молодёжи, пропаганде государственного языка, организации культурного досуга и созданию организационных условий для самореализации и становления полноценной личности молодого человека. Но у каждой из них собственные механизмы работы, методы и задачи.

Развитие сферы молодёжных организаций достигло того уровня, когда они не ограничивают свою деятельность только рамками города и страны, а активно налаживают контакты с ведущими молодёжными организациями соседних стран. Об этом свидетельствует проведение международных игр КВН, международных театральных форумов и т.д. Сегодня прослеживается тенденция интеграции сил молодёжных организаций в реализации большинства общественных проектов и мероприятий.

Однако деятельностью молодёжных организаций в основном охвачена студенческая молодёжь, в то время как работающая молодёжь или нигде не задействованный слой молодёжи (в основном сельской) остаётся без внимания. В целом молодёжь города сегодня условно можно разделить на организованную и неорганизованную, поэтому необходимо продумать механизм вовлечения и охвата деятельностью государственных и неправительственных молодёжных организаций именно этой категории молодежи. Необходимо каким-то образом регулировать спектр действия такого рода организаций, т. е. проводить мониторинг охвата организованной и неорганизованной молодёжи страны.

В целом можно сказать, что молодежные организации являются обязательным компонентом при построении поликультурного образовательного пространства.
Основными направлениями, в русле которых развивается поликультурное воспитание в ведущих странах мира, являются:

• педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств;

• многокультурное воспитание, сопровождающееся мерами против этноцентризма;

• билингвальное обучение.

Педагогическая поддержка представителей этнических меньшинств осуществляется путем предоставления образовательных услуг на нескольких языках, создание и существование различных культурных национальных центров в стране.

Поликультурное воспитание основывается на поликультурном образовании. Поликультурное образование в высшей школе должно решать следующие задачи:

• формирование знаний о многообразии культур и их взаимосвязи;
• использование знаний о культурном многообразии для самореализации личности;
• формирование позитивного отношения к культурным различиям;
• обучение навыкам взаимодействия с разными культурами на основе взаимопонимания. Цели поликультурного образования реализуются через признание человеческой, национальной
культуры фактором образования и необходимости его осуществления в контексте диалога культур. Для реализации поликультурного образования необходимо создание поликультурного образовательного пространства, т.е. создание условий интеграции личности в культуру посредством образования. Необходимо также определить способы адаптации человека в поликультурном обществе.

1) В открытом поликультурном образовательном пространстве реализуется процесс, основная цель которого — создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности. В соответствии с этим в практику целесообразно внедрять технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации человека в образовательную среду посредством различных видов деятельности:деятельности, активизирующей процессы самопознания, саморазвития, способствующей развитию механизмов рефлексии;
2) деятельности, направленной на выявление субъектов образования, их важнейших проблем по организации процесса педагогического взаимодействия;
3) деятельности, направленной на поиск средств и форм адаптации, защит личности консультативного, информационного и практического характера.

В образовательных учреждениях должны действовать системы обучения и развития, способствующие адаптации личности к культуре через образование. Можно выделить некоторые характеристики таких систем:
• сотрудничество, деятельностно-творческий характер, направленность на поддержку, защиту индивидуального развития человека, предоставление свободного, защищенного пространства для принятия самостоятельных решений, разнообразие способов, форм и самовыражения личности в ее культурной идентификации;
• отношение к образованию как к культурному процессу, сотрудничество его участников в достижении целей культурного саморазвития;
• отношение к учебному заведению как к целостному поликультурному пространству, где живут и воссоздаются культуры совместной жизни детей и взрослых, происходят культурные события, осуществляется воспитание человека культуры.

Поликультурное образование поможет увидеть в этом многообразии общее. Каждый народ создает материальную культуру — дома, пищу, одежду, орудия труда, собственность и пр. — в соответствии со своими потребностями и условиями жизни, у каждого свои национальные виды искусства и труда, свой язык и другие средства общения, своя организация общества и система общественного контроля. У каждого народа есть своя формальная и неформальная система образования и передачи национальных ценностей, традиций, а также ритуалов, выражающих взгляды и верования данного народа, свои механизмы и учреждения, осуществляющие различные экономические функции [1].

Для поликультурного образования важны как универсальные ценности, выходящие за пределы групповых признаков, так и все те разнообразные ценности, которые определяют групповую принадлежность и создают уникальные культуры и взгляды на мир, истоки универсальных ценностей в культурных, религиозных и национальных традициях. Как бы ни были различны эти традиции, они породили много сходных ценностей у разных народов, независимо от времени и расстояния.

Поликультурное образование дает возможность глубже изучить и осознать многообразие народов, населяющих мир. Культурные различия, которые определяют принадлежность человека к той или иной группе, являются наиболее очевидным проявлением разнообразия ценностей и точек зрения.

Преподаватель должен помочь студентам осознать, что в мире существует множество ценностей, которые отличаются от их собственных. Любые ценности коренятся в традициях того или иного народа и являются для него закономерным плодом его исторического развития. Через диалог с другой культурой можно достигнуть определенного уровня самопознания, так как при диалогической встрече двух культур каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, одновременно обогащая другую. Условия всех бывших союзных республик идеально подходят для воспитания поликультурной личности.
Существенной становится проблема организации поликультурного образования и воспитания. Одним из главных способов такой организации является содержание обучения, т.е. изучение тех или иных соответствующих учебных дисциплин, обязательное наличие поликультурного компонента.

В идеале было бы создание специальных курсов, которые позволили бы решить задачу поликультурного образования молодежи. В данном случае наиболее эффективными выступают спецкурсы по изучению языков, так как поликультурная личность в любом случае выступает и как полиязыковая личность. Переход к поликультурному сотрудничеству предполагает не только наличие желания понять своего соседа по общему планетарному дому, но и наличие желания овладеть его языком. Большое внимание в последнее время уделяется вопросам, связанным с использованием языка в диалоге культур и цивилизаций современного мира (И.Л.Бим., М.И.Богомолова., Н.Д.Гальскова).

Данное определение как нельзя лучше дает нам представление о том, каким должно быть новое поколение. Молодой гражданин Казахстана должен быть образованным, открытым мировым инновациям и в то же время не забывающим о своих корнях, традициях.

В данном вопросе большую помощь окажет реализация проекта триединства языков. Встает вопрос: на каком же уровне должны владеть тремя языками будущие специалисты? За 4 года изучениетрех языков окажется поверхностным, если ограничиваться только занятиями по иностранному, государственному и русскому языку. Необходимо создавать интерес к языкам, создавать сайты в Казахстане для дополнительной помощи в изучении языков: литературные, профессиональные, этапы модулей и т.д. изучение языков через литературные источники (радио, печать, художественные произведения, телевидение).

В данном случае ответственность лежит на преподавателях русского, казахского, иностранного языка. Как будет организовано изучение языков, такой и будем мы конкурентоспособной страной.
По этой причине для начала необходимо подготовить преподавателей.

Большое количество преподавателей владеют 2 языками (в основном казахским и русским) и выучить английский язык не проблема в принципе. Сегодня все более заметно, что изучение иностранного языка не имеет явного стимула для преподавателей. Для появления стремления к изучению необходимо создавать острую необходимость в изучении иностранных языков, чтобы ни один вид деятельности не проходил без их использования. Изучение трех языков должно строиться на определенных принципах: оно должно происходить не изолированно, идти в целях потенциального партнерства, последовательно, обогащаться самостоятельной работой будущих специалистов.

Необходимо четко определить основное содержание, объем для изучения трех языков (модули) будущими специалистами. Любой язык бесконечен, поэтому уровень владения языком, хотя бы в рамках исследовательской деятельности, профессиональной направленности, вполне приемлем.

Несомненно, изучение языка влияет на отношение к данной культуре и этносу в целом, раскрывает большие возможности в изучении культуры данного этноса. Люди, владеющие двумя и более языками, свободно переключающиеся с одного языка на другой, естественно знают и уважают культуру того народа, на языке которого они говорят. Поэтому они просто не могут относиться друг к другу нетерпимо или с ненавистью.

Необходимо объединить усилия образовательных учреждений и органов власти, направить их работу на все социальные и возрастные группы, семью как главную ячейку общества, нужна единая государственная система поликультурного образования и воспитания молодежи и населения в целом. Недостаточность научно-теоретического обоснования приводит к тому, что многие учреждения проводят работу по поликультурному воспитанию молодежи интуитивно. Отсутствие педагогических, психологических рекомендаций для реализации поликультурного воспитания и образования, отсутствие профессиональной подготовки специалистов в этой области свидетельствует о том, что современное поликультурное общество нуждается в разработке научно-методических основ педагогики поликультурности и толерантности.

Поликультурное образование является важной частью современного образования, способствующей усвоению учащимися знаний о других культурах, уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов, воспитанию молодежи в духе уважения инокуль-турных систем. Следует отметить, что воспитание толерантности в процессе поликультурного образования — важнейшее условие межэтнической интеграции. Поликультурное образование предназначено для того, чтобы устранять противоречия между системами и нормами культуры доминирующих наций, с одной стороны, и этнических меньшинств — с другой. Оно предполагает компетентную адаптацию этнических групп друг к другу [2].

Таким образом, в условиях полиэтнического общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры будущего специалиста, существенной частью его морального воспитания, выступает как элемент его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам.

 

Список литературы

1. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. — 1999. — № 2.

2. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. — 2004. —№ 1.

Фамилия автора: Л.П.Богачева, М.К.Омарова
Год: 2009
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика