К ВОПРОСУ О ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Для глубокого и прочного осознания экологических понятий, сложных, глобальных, региональных и локальных природоохранных проблем особенно важен их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических ситуаций имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, бережного отношения к родной земле. По мнению Б.Т.Лихачева, экология личности — проблема, выдвинутая реалиями конца ХХ в., принявшими глобальный, угрожающий жизни на земле характер. Но ее истоки в давних, уходящих глубокими корнями в историю человечества представлениях о смысле бытия, обязанностей и правах человека. В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания неоднократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космо-земного всеединства. Начиная с Я.А.Коменского, официальный статус получает принцип природосо-образности. Но однозначного его понимания не было. Я.А.Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающегося согласно циклам времен года. Ж.Ж.Руссо усматривал в человеке совершенное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен вернуться к природе, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он первый понял опасность цивилизации. Г.Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые успешно развиваются лишь в условиях, максимально приближенных к природе, к принципу природосообразности. А.Дистервег добавляет принцип культуросообразности. К.Д.Ушинский реализовал принцип природо-сообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком познании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, другое — в приближении содержания и организации педагогического процесса к природе, третье — в организации воспитания на народных традициях и обычаях.
Л. Н. Толстой считал совершенной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде и видел идеальные условия проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Выдающиеся советские педагоги
A. С.Макаренко, В.А.Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.
B. А.Сухомлинский понимал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы. В настоящее время работа над проблемами экологического образования продолжается. Ряд исследователей отмечают, что нередко экологическое образование и воспитание осуществляются не комплексно, а односторонне, без использования всех возможностей.
В настоящее время необходимо говорить о формировании экологической культуры как социально необходимого нравственного качества личности. А.Н.Захлебный, И.Т.Суравегина считают, что экологическая культура, научно-технический прогресс и экологическое образование способствуют утверждению в сознании и деятельности людей принципов природопользования, формированию навыков и умений решать те или иные хозяйственно-экологические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обусловливает направленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на мировоззрение. Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как ко всеобщему условию ипредпосылке материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д.Бобылева, А.Н.Захлебный, А.В.Миронов, Л.П.Печко) выделяют разные компоненты этого качества. Экологическая культура, по мнению А.Н.Захлебного, — это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей. Л.П.Печко считает, что экологическая культура включает: культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения, культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования, культура духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д.Бобылева, включает следующие основные компоненты: интерес к природе и знания о природе и ее охране, эстетические и нравственные чувства к природе, позитивная деятельность в природе, мотивы, определяющие поступки детей в природе.
Экологическая и правовая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются: семья, детские дошкольные учреждения, школа, внешкольные воспитательные учреждения, средства массовой информации, самовоспитание. Создание нового отношения человека к природе — эадача не только социально-экономическая, техническая, но и нравственно-правовая. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую и правовую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое образование. Цель экологического образования — формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: правовую, научную, политическую, идеологическую, художественную и нравственную. Ответственное отношение к природе означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования. Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, правовой, нравственной, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущем поколении.
Цель экологического образования достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных — формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных — формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих — развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды, интеллектуального — способности к анализу экологических ситуаций; нравственного — ответственности, настойчивости. Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии — человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем; экологии человека — науки о системных связях человека с окружающей средой; нормативно-правовой базы. Содержание экологического образования включает в себя систему нормы (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе. В противовес новая система ценностей исходит из пониманияуникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека. Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического образования, которое можно сгруппировать в четыре компонента — научный, ценностный, нормативный и деятельностный. Научный — ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны. Ценностный — экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба. Нормативный — система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера. Критерием эффективности экологического образования и воспитания могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников.
В связи с ухудшением экологической ситуации в стране, стремлением взрослых и детей извлечь выгоду из природы, незнанием и несоблюдением норм поведения в природе, следует актуализировать поиск и разработку психолого-педагогических оснований понятия «экологическая и правовая культура» и её воспитание у современных школьников. Разрешение экологического кризиса лежит не только в области хозяйственно-экономической деятельности людей, но и в сфере нравственного совершенствования человека, его культуры взаимоотношений с природой и другими людьми. Между экологией и культурой существует неразрывная связь: качество взаимодействия человека с окружающей его средой всегда отражает тот уровень культуры, носителем которого он является. Воспитание у молодого поколения эколого-правовой культуры поможет восстановить утраченное равновесие и гармонию в отношениях «человек — природа». Культура — та область человеческого бытия, где следует искать ответы на экологические проблемы, поскольку в её основании лежат смысло-жизненные или, как чаще говорят, общечеловеческие ценности. Поэтому культуроведческий подход к экологической проблематике представляется вполне оправданным. Тот или иной уровень эколого-правовой культуры — результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни. Исходным пониманием в педагогических исследованиях экологии служит представление о ней не столько как об области биологического и природоохранного знания, сколько как о синтезе знаний (естественных, технических, гуманитарных) и опыта взаимодействия человека с окружающей его средой — природной и социальной. Экологическая культура оперирует качественно новыми понятиями «ценности — отношение — поведение», тогда как экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание-мышление — знание — деятельность». Так, Б.Т.Лихачёв рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.
Эколого-правовая культура — новообразование личности, часть её общей культуры. Следовательно, показатели её сформированности необходимо исследовать на уровне качественных изменений в структуре личности и на уровне её проявлений во взаимодействии с окружающим миром. Для характеристики качественных изменений личности используем такие категории, как «ответственность», «потребности», «мотивы», «нормы», «способности» и др. На уровне взаимодействия личности учащегося с окружающей его средой задействованы такие понятия, как «ответственность», «отношение», «поведение», «деятельность» и др. Как показывают исследования, основную причину затруднений в воспитании экологической и правовой культуры школьников учителя видят в неразработанности технологии экологического образования. Говоря о технологии воспитания эколого-правовой культуры, имеем в виду такое сочетание психолого-педагогических приёмов и методов, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии и выйти на новый уровень качества жизни. Движущей силой развития выступает экокультурный дисбаланс в отношениях индивида с окружающей средой, на ликвидацию которого и направлены воспитательные технологии. Реализовать воспитательный потенциал педагогических технологий удаётся лишь при соблюдении следующих принципов: 1) соблюдение целостного подхода в развитии личности (т.е. одновременное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную сферы психики); 2) учитывая возрастные и индивидуальные особенности личностного развития; 3) обеспечение преемственности в воспитании экологической и правовой культуры детей от младшего к старшему возрасту; 4) субъектность (ребёнок является активным участником экологической деятельности); 5) учёт региональных возможностей и конкретной социально-экономической ситуации; 6) повышение общей и собственной эколого-правовой культуры самих учителей, 7) знание и изучение нормативно-правовой базы, касающиеся экологического права.
Исследования эффективности использования технологий воспитания эколого-правовой культуры установили, что она зависит от ориентации на психовозрастные особенности детей, специфику мировосприятия и опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, выявлено, что в воспитании экологической и правовой культуры младшего школьника акцент делается на формирование отношения к самому себе и ближайшему окружению — сверстникам, учителям, родителям, на соблюдение правил поведения. Отсюда выбор технологических средств осуществляется с таким расчётом, чтобы они в первую очередь способствовали пониманию ребёнком собственного «я», стимулировали у него желание заниматься физической культурой, культурой поведения и навыками диалогового общения, поощряя любые контакты с природой, развивали любознательность, способность познать красоту окружающего мира, умение наблюдать. Формирование эколого-правовой культуры как специфической формы организации деятельности на основе знаний, умений, навыков, ценностных ориентаций и идеалов обусловливает потребность в экологическом образовании. В программе по экологии для начальной школы сформулированы следующие направления: разработка методического обеспечения экологического образования с учётом вариативных моделей; обобщение опыта экологического воспитания и образования школьников.
В современной концепции воспитания экологической культуры (Б.Т.Лихачёв, Н.С.Дежникова, И. Д. Зверев) основополагающее значение имеет технологический аспект, в основе которого лежат современные образовательные технологии (игровые, тренинговые, компьютерные и т.д.). Основой методов и форм воспитания экологической и правовой культуры являются: воспитывающие ситуации (выбора, проблемные, игровые, трудовые), экологические знания. К формам воспитания эколого-правовой культуры можно отнести следующие: традиционные учебные занятия, экологические игры — экологический суд, экологические сказки, экологическая тропа, практикумы, опыты и т.д. — те технологические приёмы, которые, во-первых, в наибольшей степени отвечают потребностям и возможностям младшего возраста, а во-вторых, позволяют изменить потребительское отношение учащихся к природе. Обратимся конкретно к такой форме, как экологическая игра и её использованию в воспитании экологической и правовой культуры. Экологические игры — это форма экологического образования и воспитания эколого-правовой культуры, основанная на развёртывании особой игровой деятельности участников, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе. В практике школьного воспитания экологической культуры существует следующая классификация экологических игр: соревновательные экологические игры, ролевые экологические игры (данная классификация представлена С.Д.Дерябо и В.А.Ясвиным). Основные задачи учителя при использовании экологической игры состоят в следующем: формирование системы знаний о природе; формирование мотивов, потребностей, привычек, экологически целесообразного поведения и деятельности в природе; формирование коммуникативных умений и навыков. Технология проведения экологической игры состоит в следующем: учитель выбирает раздел программы и темы, в которых можно проводить экологические игры. Определяет место выбранного раздела и темы в системе воспитания экологической и правовой культуры, выделяет основные понятия, идею, систему формирующих отношений. Составляет структуру и ход экологической игры. Определяет систему педагогических условий, построенных на основе игрового метода, обеспечивающих эффективное формирование экологических знаний по выбранной теме. Составляет систему заданий для проверки стартового уровня сформирован-ности знаний и отношений, проводит диагностику. Составляет комплекс заданий с целью проверки эффективности использования игрового метода в воспитании эколого-правовой культуры младшего школьника. При разработке экологической игры учителю необходимо обратить внимание на возможность реализации междисциплинарного подхода в воспитании экологической и правовой культуры. Технологии воспитания эколого-правовой культуры выполняют функцию двойного назначения — они позволяют сократить разрыв между базовым и дополнительным образованием и перейти к педагогике развития, расширяя общий кругозор и эмоциональный мир младшего школьника.
Воспитать в ребёнке бережное отношение к природе, повысить уровень экологической и правовой культуры возможно лишь тогда, когда сами взрослые, родители и учителя обладают определённой экологической культурой. По мнению педагогов, наиболее неразработанной в воспитании экологической и правовой культуры школьников является их методическая подготовка в области современных образовательных технологий: диалоговых, игровых, тренинговых. Новая концепция образования XXI в. разрабатывается через призму повышения экологической и правовой культуры личности учителя, которая должна включать комплекс знаний, умений и навыков и, что самое главное, накопленные человечеством культурно-нравственные ценности, которые необходимы для формирования и развития личности, её экологической зрелости. В первую очередь экологически грамотным должен быть учитель, он должен быть носителем высокой экологической и правовой культуры, или «экологически компетентным». В структуру экологической компетентности должны входить такие показатели: высокий уровень экологических и правовых знаний; знание современных образовательных технологий в области воспитания; знание экологической обстановки в РК и изучение нормативно-правовой базы и основных направлений государственной политики в области охраны природы; умение организовать различные виды деятельности в природе с целью формирования у младшего школьника бережного отношения к ней; умение анализировать и обобщать передовой педагогический опыт в области воспитания экологической и правовой культуры; общие педагогические способности; отношение педагога к природе как ценности; умение анализировать результативность общения в процессе экологической деятельности; стремление повышать уровень экологической и правовой культуры. Эффект воспитания эколого-правовой культуры у учащихся во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются педагогом как жизненно необходимые и какие мотивы им движут в работе с детьми.

Список литературы
1. Советская педагогика. — 1985. — № 12. — С. 10-12.
2. ЛихачёвБ.Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. — 1995. — № 1.
3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.

Фамилия автора: Тойганбекова Ш М
Год: 2009
Город: Караганда
Категория: Педагогика
Яндекс.Метрика