Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Место и роль ар­хе­оло­ги­чес­ких ис­сле­до­ва­ний П.К.Коз­ло­ва

Очень нем­но­гим уда­ет­ся за це­лую жизнь сде­лать от­кры­тие, ме­ня­ющее на­ши на­уч­ные пред­став­ле­ния на ту или иную эпо­ху. Пу­те­ше­ствен­ник и ге­ог­раф Петр Кузь­мич Коз­лов сде­лал два! В 1909 г. он на­шел в ни­зовь­ях Эц­зин­го­ла мер­твый го­род Ха­ра-Хо­то, а в 1924-м рас­ко­пал мо­ги­лы хуннских шаньюев в уро­чи­ще Но­ин-Ула, се­вер­нее Улан-Ба­то­ра. Зна­че­ние обе­их на­хо­док не­воз­мож­но пе­ре­оце­нить1. Го­во­рить об этих ве­ли­ких от­кры­ти­ях мож­но по-раз­но­му. Можно опи­сать твор­чес­кий ход мыс­ли пу­те­ше­ствен­ни­ка, поз­во­лив­ший ему не пройти ми­мо па­мят­ни­ка, за­те­рян­но­го в пус­ты­не, но эту за­да­чу вы­пол­нил сам П.К.Коз­лов, быв­ший не толь­ко уче­ным, но и пер­вок­лас­сным пи­са­те­лем. Сос­тав­лен­ные им кни­ги о его пу­те­ше­стви­ях чи­та­ют­ся как са­мый ув­ле­ка­тель­ный ро­ман. Ка­за­лось бы, сле­до­ва­ло опи­сать сде­лан­ные на­ход­ки, но и это уже вы­пол­не­но на уров­не, ко­то­рый труд­но прев­зойти. Об ико­нах из Ха­ра-Хо­то пи­сал С.Ф.Оль­ден­бург, тан­гут­ские тек­сты рас­шиф­ро­вал Н.А.Нев­ский, хуннские древ­нос­ти опи­са­ны К.В.Тре­вер, А.Н.Берншта­мом и С.И.Ру­ден­ко, а ки­тайские тка­ни из Но­ин-Ула изу­че­ны Е.И.Лу­бо-Лес­ни­чен­ко.Что же ос­та­лось на на­шу до­лю? По­жа­луй, са­мое важ­ное и ин­те­рес­ное сейчас — по­пыт­аться по­ка­зать, что эти от­кры­тия да­ли для раз­ви­тия ис­то­ри­чес­кой и ге­ог­ра­фи­чес­кой на­ук. 

Ле­том 1912 г. тех­ник зо­ло­топ­ро­мыш­лен­но­го об­ще­ства «Мон­го­лор» Бал­лод, при­няв один из рас­ко­пан­ных для не­го кур­га­нов в го­рах Но­ин-Ула за вы­ра­бот­ку на зо­ло­то, про­ник в пог­ре­баль­ное по­ме­ще­ние это­го кур­га­на и найден­ные там пред­ме­ты отос­лал в му­зей Вос­точ­но-Си­бир­ско­го от­де­ла РГО (ны­не Ир­кут­ский кра­евед­чес­кий му­зей). Оче­ви­дец ра­бот Бал­ло­да Ен­со сво­им рас­ска­зом об этих рас­коп­ках за­ин­те­ре­со­вал мо­гиль­ни­ка­ми Но­ин-Ула на­хо­див­ших­ся в 1924 г. в Улан-Ба­то­ре учас­тни­ков Мон­го­ло-Ти­бет­ской эк­спе­ди­ции Ге­ог­ра­фи­чес­ко­го об­ще­ства. Ее на­чаль­ник П.К.Коз­лов ко­ман­ди­ро­вал сво­его по­мощ­ни­ка С.А.Кон­драть­ева в го­ры Но­ин-Ула для пред­ва­ри­тель­ной ре­ког­нос­ци­ров­ки. 25 фев­ра­ля 1924 г., по­се­тив этот кур­ган, С.А.Кон­драть­ев об­на­ру­жил в нем глу­бо­кую во­рон­ку и сруб, за­пол­нен­ный в ниж­ней час­ти. К рас­чис­тке «Бал­ло­дов­ско­го» кур­га­на прис­тупи­ли 24 мар­та. Так на­ча­лись рас­коп­ки Но­инулин­ских кур­га­нов2.

По­ми­мо «Бал­ло­дов­ско­го», эк­спе­ди­цией бы­ло ис­сле­до­ва­но еще семь боль­ших кур­га­нов, в том чис­ле шес­той, де­таль­но изу­чен­ный С.А.Теп­ло­ухо­вым, при­быв­шим в эк­спе­ди­цию в 1925 г. Кур­га­ны эти пред­став­ля­ли со­бой глу­бо­кую мо­гиль­ную яму, в ко­то­рую вел длин­ный дро­мос. На дне мо­гиль­ной ямы был пос­тав­лен сруб, и внут­ри него — пог­ре­баль­ная ка­ме­ра с гро­бом по­хо­ро­нен­но­го. Пос­ле пог­ре­бе­ния мо­ги­ла по­верх по­тол­ков ка­ме­ры и сру­ба бы­ла за­сы­па­на зем­лей с кам­ня­ми, так что кур­ган вы­де­лял­ся не­вы­со­кой на­сыпью. В ре­зуль­та­те рас­ко­пок этих боль­ших кур­га­нов, пог­ре­бе­ний зна­ти, был до­быт ог­ром­ный ма­те­ри­ал для ха­рак­те­рис­ти­ки куль­ту­ры хун­нов, а об­на­ру­жен­ные в нем ве­щи ки­тайско­го про­ис­хож­де­ния (в час­тнос­ти, ла­ко­вые ча­шеч­ки с ки­тайской над­писью) поз­во­ли­ли да­ти­ро­вать весь ком­плекс ве­щей ру­бе­жом на­шей эры и да­же ус­та­но­вить имя по­хо­ро­нен­но­го хуннско­го вож­дя. Это Уч­жу­лю-шаньюй, пра­вив­ший с 8 г. до н.э. по 13 г. н.э. и зна­ме­ни­тый тем, что он ос­во­бо­дил свой на­род от ки­тайско­го про­тек­то­ра­та, про­дол­жав­ше­го­ся с 47 г. до н.э. по 9 г. н.э.3.

Пись­мен­ные ис­точ­ни­ки да­ют дос­та­точ­ный ма­те­ри­ал для вос­ста­нов­ле­ния хо­да со­бы­тий то­го жес­то­ко­го вре­ме­ни, ког­да хун­ны в не­рав­ной борь­бе от­сто­яли свою сво­бо­ду и са­мо­быт­ность, но толь­ко ве­щи, сох­ра­нив­ши­еся в зем­ле, поз­во­ля­ют понять своеоб­ра­зие хуннской куль­ту­ры и уяс­нить ее цен­ность и уро­вень раз­ви­тия. Од­на­ко и здесь есть не­ма­ло за­га­док, и глав­ная из них: ка­ков был удель­ный вес ки­тайской куль­ту­ры в дер­жа­ве Хун­ну, нас­коль­ко глу­бо­ко бы­ло ее вли­яние на ко­чев­ни­ков и ка­ко­вы бы­ли при­чи­ны то­го, что ве­щи ки­тайско­го про­ис­хож­де­ния по­па­да­ли в ру­ки хун­нов? По это­му по­во­ду в со­вет­ской на­уке су­ще­ству­ют две про­ти­во­по­лож­ные точ­ки зре­ния. Од­ни счи­та­ют, что «проб­ле­ма хун­нов — преж­де все­го ки­тайская проб­ле­ма»4, что хуннская го­су­дар­ствен­ность за­им­ство­ва­на из Ки­тая и от­но­сит­ся к ра­бов­ла­дель­чес­кой фор­ма­ции и что ки­тайские то­ва­ры про­ни­ка­ли к хун­нам че­рез ру­ки ки­тайских тор­гов­цев (ссыл­ка на: Ван Ся­оту­н. Ис­то­рия ки­тайской тор­гов­ли. – Шан­хай, 1935; на ки­т. яз.), иными словами, Хун­ну рас­смат­ри­ва­ет­ся как ки­тайская пе­ри­фе­рия.

По мнению других, хун­ны име­ли са­мос­то­ятель­ную, не­за­ви­си­мую от ки­тайских вли­яний куль­ту­ру; их вы­со­кая фор­ма об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции бы­ла след­стви­ем кон­сер­ва­ции раз­ви­то­го ро­до­во­го строя, и ки­тайские то­ва­ры по­па­да­ли к хун­нам ли­бо как до­бы­ча, ли­бо как «по­дар­ки» ки­тайско­го дво­ра, т.е. за­мас­ки­ро­ван­ная дань. Под­лин­ная куль­тур­ная бли­зость у хун­нов бы­ла с на­ро­да­ми Юж­ной Си­би­ри и Сред­ней Азии, а с ки­тайца­ми они ча­ще все­го об­ме­ни­ва­лись стре­ла­ми: хун­ны стре­ля­ли из лу­ков, а ки­тайцы — из ар­ба­ле­тов5. Но­ину­лин­ское пог­ре­бе­ние № 6, дав­шее на­иболь­шее ко­ли­че­ство на­хо­док, да­ти­ру­ет­ся тем срав­ни­тель­но ко­рот­ким пе­ри­одом, ког­да меж­ду хун­на­ми и ки­тайца­ми был мир. И тем не ме­нее ки­тайский эк­спорт пред­став­лен глав­ным об­ра­зом шел­ко­вы­ми тка­ня­ми, не­об­хо­ди­мы­ми как де­зин­сек­ци­он­ное сред­ство. Но на­ря­ду с рос­кош­ны­ми шел­ка­ми мы ви­дим, да­же в цар­ской мо­ги­ле, пов­сед­нев­ную одеж­ду ко­чев­ни­ков — ко­жа­ные ша­ро­ва­ры и ме­хо­вую шап­ку. При этом не­воль­но вспо­ми­на­ют­ся сло­ва од­но­го из ки­тайских вель­мож Юе, пе­ре­шед­ше­го к хун­нам: «Чис­лен­ность хун­нов не мо­жет срав­нить­ся с на­се­лен­ностью од­ной ки­тайской об­лас­ти, но они по­то­му силь­ны, что име­ют оде­яние и пи­щу от­лич­ные и не за­ви­сят в этом от Ки­тая... По­лу­чив от Ки­тая шел­ко­вые и бу­маж­ные тка­ни, де­ри­те одеж­ды из них, бе­гая по ко­лю­чим рас­те­ни­ям, и тем по­ка­зы­вайте, что та­кое оде­яние проч­ностью не дойдет до шер­стя­но­го и ко­жа­но­го оде­яния». Эти сло­ва бы­ли про­из­не­се­ны во II в. до н.э., и на ма­те­ри­алах Но­ин-Ула мы ви­дим, что за 200 лет хуннская одеж­да вы­дер­жа­ла кон­ку­рен­цию с ки­тайской, а по­том да­же во­зоб­ла­да­ла над ней, ибо в VIII в. тюркские мо­ды за­во­ева­ли са­мый Ки­тай6. Но, мо­жет быть, толь­ко пред­ме­ты пов­сед­нев­но­го бы­та, прис­по­соб­лен­ные к при­род­ным и кли­ма­ти­чес­ким ус­ло­ви­ям, ос­та­ва­лись не­из­мен­ны­ми, а ис­кус­ство, от­ра­жа­ющее сфе­ру иде­оло­гии, под­вер­глось вли­янию ра­фи­ни­ро­ван­ной ханьской ци­ви­ли­за­ции? Вспом­ним, что ис­кус­ство ев­ра­зийских ко­чев­ни­ков за I тыс. лет до н.э. ха­рак­те­ри­зо­ва­лось так на­зы­ва­емым «скиф­ским зве­ри­ным сти­лем». Са­мый час­тый мо­тив — борь­ба зве­рей, иног­да ми­фи­чес­ких — гри­фо­нов, а ча­ще ре­аль­ных. Иног­да это на­па­де­ние хищ­ни­ка на круп­ное тра­во­яд­ное, иног­да — схват­ка двух хищ­ни­ков. Се­ман­ти­ка этих об­ра­зов до сих пор ос­та­ет­ся пред­ме­том спо­ра, и для на­шей те­мы она не су­ще­ствен­на. Важ­но то, что мо­ти­вы «зве­ри­но­го сти­ля», свя­за­нные со скиф­ско-сар­мат­ским эт­ни­чес­ким субстра­том, ши­ро­ко пред­став­ле­нные на Ал­тае, где ос­та­ви­ли свои пог­ре­бе­ния юэч­жи, и встре­че­нные на­ми в пред­ме­тах ис­кус­ства из но­ину­лин­ских мо­гил, не­сом­нен­но, хуннско­го про­ис­хож­де­ния. Пер­вое мес­то сре­ди на­хо­док за­ни­ма­ет зна­ме­ни­тый войлоч­ный ко­вер, на ко­то­ром изоб­ра­же­ния жи­вот­ных да­ны как ап­пли­ка­ции.

Чрез­вы­чайно лю­бо­пыт­но, что в тех слу­ча­ях, ког­да изоб­ра­же­на борь­ба хищ­ни­ка с тра­во­яд­ным, сим­па­тии ху­дож­ни­ка на сто­ро­не хищ­ни­ка. Од­но это ука­зы­ва­ет на про­ис­хож­де­ние «зве­ри­но­го сти­ля» из охот­ничьей или ско­то­вод­чес­кой сти­хии, так как имен­но у во­ин­ствен­ных ко­че­вых пле­мен то­тем­ны­ми жи­вот­ны­ми яв­ля­ют­ся, как пра­ви­ло, хищ­ни­ки. С этой точ­ки зре­ния при­ме­ча­тель­ны ан­тро­по­мор­фные фи­гу­ры бы­ка и оле­ня, ко­то­рые, мо­жет быть, изоб­ра­жа­ют то­те­мы пле­мен, по­ко­рен­ных хун­на­ми и вхо­див­ших в хуннскую дер­жа­ву. Воз­мож­но, что олень — об­раз пред­ка мон­го­лов, по­чи­тав­ших это жи­вот­ное7.

Мо­ти­вы «зве­ри­но­го сти­ля» иног­да встре­ча­ют­ся и в ис­кус­стве ханьско­го Ки­тая, но там они не­сом­нен­но за­им­ство­ва­ны из ко­че­вой сре­ды. Хуннское ис­кус­ство оказывало боль­шее вли­яние на ки­тайское, чем ки­тайское на хуннское8. Все-та­ки ки­тайская ру­ка ос­та­ви­ла след на ук­ра­ше­ни­ях, упот­реб­ляв­ших­ся хун­на­ми. Это пред­ме­ты, ко­то­рые мы наз­ва­ли бы ши­ро­ко пот­реб­ля­емы­ми: де­ре­вян­ные и брон­зо­вые на­вер­шия, брон­зо­вые на­ко­неч­ни­ки де­ре­вян­ных зон­тич­ных спиц и ла­ко­вые ча­шеч­ки. За ис­клю­че­ни­ем пос­лед­них, это ве­щи, вы­пол­нен­ные ис­кус­ны­ми ре­мес­лен­ни­ка­ми на за­каз. Нет ни­ка­кой не­об­хо­ди­мос­ти счи­тать, что они при­ве­зе­ны из Ки­тая.

В хуннских сте­пях жи­ло не­ма­ло ки­тайцев, ли­бо уве­ден­ных во вре­мя на­бе­гов, ли­бо бе­жав­ших из Ки­тая в по­ис­ках лег­кой и сво­бод­ной жиз­ни. Для пре­дот­вра­ще­ния пос­то­ян­ной эмиг­ра­ции бы­ла по­стро­ена в III в. до н.э. Ве­ли­кая ки­тайская сте­на, ко­то­рая име­ла не столь­ко во­ен­ное, сколь­ко по­ли­цейское зна­че­ние. Взять ее бы­ло лег­ко, а оди­но­ко­му бег­ле­цу пе­ре­та­щить че­рез нее ло­шадь — не­воз­мож­но. И тем не ме­нее лю­ди из Ки­тая убе­га­ли. В док­ла­де чи­нов­ни­ка Хэу Ина в 33 г. до н.э. при­во­дит­ся нес­коль­ко ка­те­го­рий ки­тайских под­дан­ных, меч­та­ющих о том, что­бы сбе­жать к хун­нам. Тут и ти­бет­цы, мо­би­ли­зо­ван­ные для ох­ра­ны гра­ни­цы, у ко­то­рых «чи­нов­ни­ки и прос­то­лю­ди­ны, ув­лек­шись ко­рыс­то­лю­би­ем, от­ни­ма­ли скот, иму­ще­ство, жен и де­тей»; род­ствен­ни­ки рат­ни­ков, зах­ва­чен­ных хун­на­ми в плен и не ­вы­куп­лен­ных; не­воль­ни­ки пог­ра­нич­ных жи­те­лей, ко­то­рые «го­во­рят, что у хун­нов ве­се­ло жить», и прес­туп­ни­ки, скры­ва­ющи­еся от на­ка­за­ния. В чис­ле этих лю­дей, не­сом­нен­но, бы­ли ис­кус­ные мас­те­ра, и хун­ны поль­зо­ва­лись их «зо­ло­ты­ми ру­ка­ми». Из ис­то­рии мы зна­ем, что та­ких эмиг­ран­тов в хуннских ко­чевь­ях жи­ло мно­го, но они не сме­ши­ва­лись с хун­на­ми. Что­бы стать хун­ном, на­до бы­ло быть чле­ном ро­да, т.е. ро­дить­ся от хуннских ро­ди­те­лей. А при­шель­цы, хо­тя и чув­ство­ва­ли се­бя здесь неп­ло­хо, но на­хо­ди­лись на по­ло­же­нии ан­тич­ных ме­те­ков и же­ни­лись не на хун­ках, а на та­ких же, как они са­ми. Впос­лед­ствии они пе­ре­ме­ша­лись, раз­мно­жи­лись и да­же соз­да­ли свое го­су­дар­ство, прав­да, про­су­ще­ство­вав­шее не­дол­го — с 318-го по 350 год9.

Двойной ин­те­рес пред­став­ля­ют вы­ши­тые пор­трет­ные изоб­ра­же­ния из Но­ин-Ула. Это не толь­ко пред­ме­ты ис­кус­ства, но и ан­тро­по­ло­ги­чес­кие па­мят­ни­ки. Дар­вин от­ме­ча­ет, что фи­зи­ог­но­ми­ка при ра­со­вой ди­аг­нос­ти­ке име­ет весь­ма боль­шое зна­че­ние, и с этой точ­ки зре­ния пор­трет­ные изоб­ра­же­ния про­ли­ва­ют свет на хуннский эт­ни­чес­кий тип. На пер­вый взгляд, пор­тре­ты не мо­гут изоб­ра­жать хун­нов, так как мон­го­ло­ид­ность вы­ра­же­на крайне сла­бо. Выс­ка­зы­ва­лись пред­по­ло­же­ния, что эти ве­щи ли­бо гре­ко-бак­трийско­го про­ис­хож­де­ния, ли­бо это изоб­ра­же­ния скиф­ских во­инов гре­чес­кой ра­бо­ты из При­чер­но­морья. Од­на­ко на па­мять при­хо­дит один эпи­зод из хуннской ис­то­рии10. В 350 г. власть в Юж­но-Хуннском цар­стве Чжао зах­ва­тил узур­па­тор — ки­та­ец Ши Минь. Он при­ка­зал ис­тре­бить в сво­ем го­су­дар­стве всех хун­нов до еди­но­го, и тог­да в рез­не «по­гиб­ло мно­го ки­тайцев с воз­вы­шен­ны­ми но­са­ми». Уже од­но это на­во­дит на мысль, что хунн­ский ан­тро­по­ло­ги­чес­кий тип нес­коль­ко от­ли­чен от при­выч­но­го пред­став­ле­ния о яр­кой мон­го­ло­ид­нос­ти. За­тем, в зна­ме­ни­том ки­тайском ба­рель­ефе «Бит­ва на мос­ту» кон­ные хун­ны изоб­ра­же­ны с под­чер­кну­то боль­ши­ми но­са­ми. На­ко­нец, Г.Ф.Де­бе­цом  по результатам кра­ни­оло­ги­чес­кого ана­лиза хуннских пог­ре­бе­ний вы­де­лен осо­бый па­ле­оси­бир­ский тип ази­ат­ско­го ство­ла с «хо­тя и не плос­ким, но и не силь­но выс­ту­па­ющим но­сом», неч­то по­хо­жее на не­ко­то­рых се­ве­ро­аме­ри­кан­ских ин­дейцев. Не этот ли тип изоб­ра­жен на вы­шив­ке из Но­ин-Ула?11 В поль­зу пос­лед­не­го пред­по­ло­же­ния го­во­рит то, что мо­н­го­ло­идам-ки­тайцам хуннские но­сы ка­за­лись вы­со­ки­ми, а ев­ро­пейцам — низ­ки­ми.

Об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние при­чес­ка пор­тре­та: рас­пу­щен­ные во­ло­сы пе­рех­ва­че­ны ши­ро­кой лен­той. Эта при­чес­ка за­фик­си­ро­ва­на для хан­ско­го ро­да тю­рок Аши­на, про­ис­хо­див­ше­го из Хэ­си, т.е. Гань­су. Там до 439 г. Аши­на на­хо­ди­лись в сос­та­ве пос­лед­не­го хуннско­го кня­же­ства, раз­ру­шен­но­го сянь­бийца­ми-то­ба. От­ту­да Аши­на от­сту­пи­ли на Ал­тай и при­нес­ли с со­бою ряд эт­ног­ра­фи­чес­ких приз­на­ков, чет­ко их ха­рак­те­ри­зу­ющих.

Для Цен­траль­ной Азии при­чес­ка — стойкий эт­ног­ра­фи­чес­кий приз­нак. Боль­ше то­го, это знак ло­яль­нос­ти к пра­ви­тель­ству. По­бе­ди­те­ли час­то зас­тав­ля­ют по­ко­рен­ных из­ме­нять одеж­ду и при­чес­ку на свой ма­нер. Так, манчь­жу­ры зас­тав­ля­ли в XVII в. ки­тайцев зап­ле­тать во­ло­сы в ко­су. То­ба но­си­ли ко­сы, и, сле­до­ва­тель­но, при­чес­ка ро­да Аши­на бы­ла за­им­ство­ва­на не у них. По­это­му мож­но ду­мать, что это — при­чес­ка влас­ти­те­лей древ­них тю­рок, т.е. хун­нов, и тем са­мым до­пус­тить, что на пор­тре­те изоб­ра­жен хунн12. Но в од­ном нуж­но сог­ла­сить­ся с Т.О.Бо­ров­кой и Тре­вер: пор­тре­ты вы­пол­не­ны от­нюдь не в ки­тайской ма­не­ре, а яв­ля­ют­ся де­лом рук сре­д­не­ази­ат­ско­го или скиф­ско­го ху­дож­ни­ка. Эти ше­дев­ры мог­ли быть вы­пол­не­ны бак­трийски­ми или пар­фян­ски­ми мас­те­ра­ми, на­хо­див­шим­ися сре­ди хун­нов, в став­ках хуннских шаньюев, ко­то­рые име­ли ак­тив­ные дип­ло­ма­ти­чес­кие свя­зи с го­су­дар­ства­ми Сред­ней Азии13.

Те­перь мы мо­жем раз­гра­ни­чить в хуннской куль­ту­ре сфе­ры: мес­тную, ски­фо-сар­мат­скую и ки­тайскую. Ос­нов­ные пред­ме­ты бы­та из­го­тов­ля­лись на мес­те, что по­ка­зы­ва­ет ус­тойчи­вость ко­че­вой куль­ту­ры. Ки­тайские мас­те­ра вы­пол­ня­ли мел­кие по­дел­ки, ук­ра­ше­ния, а пред­ме­ты ис­кус­ства, свя­зан­ные с иде­оло­гией, но­сят не­сом­нен­ные сле­ды скиф­ской, сар­мат­ской и юж­но­си­бир­ской, т.е. дин­лин­ской, куль­тур. Отсюда напрашивается вопрос: была ли в хуннской культуре «китайская проблема» или вместе со скифо-сарматской и южносибирской представляла самостоятельный вариант общечеловеческой культуры? Рассмотренный нами материал позволяет определенно высказаться за вторую концепцию, и прояснение этого вопроса — одна из многих заслуг открытий П.К.Козлова перед наукой.

Мы рас­смот­ре­ли но­ину­лин­ские на­ход­ки толь­ко в од­ном ас­пек­те.

Изу­че­ние этой стра­ны пе­ре­жи­ло три ста­дии. Пер­вая, ко­то­рую мож­но наз­вать «Би­чу­рин­ской», озна­ме­но­ва­лась от­кры­ти­ем для нас ки­тайской клас­си­чес­кой гу­ма­ни­тар­ной на­уки (ис­то­рии и ге­ог­ра­фии). Мо­нах Иакинф сам (один) пе­ре­вел це­лую биб­ли­оте­ку со­чи­не­ний о Цен­траль­ной Азии и соз­дал ба­зу для ис­сле­до­ва­ния В.В.Гри­горь­ева, Н.А.Арис­то­ва, К.А.Инос­тран­це­ва и Г.Е.Грумм-Гржи­майло. Они не бы­ли ки­та­ис­та­ми, но до­пол­ня­ли сво­ими спе­ци­аль­ны­ми поз­на­ни­ями ис­то­ри­чес­кую кар­ти­ну, на­ри­со­ван­ную сред­не­ве­ко­вы­ми хро­нис­та­ми и ге­ог­ра­фа­ми. Это бы­ла вер­ши­на на­уки прош­ло­го ве­ка.

Мощ­ный сдвиг в исторической науке свя­зан с име­нем Н.М.Прже­вальско­го и его уче­ни­ков. Рус­ские пу­те­ше­ствен­ни­ки по­се­ти­ли мес­та ве­ли­ких со­бы­тий, и бла­го­да­ря им был про­ве­рен ряд све­де­ний, часть из ко­то­рых под­твер­ди­лась, а часть бы­ла от­вер­гну­та. Ге­ог­ра­фия вли­ла в жи­лы ис­то­рии го­ря­чую кровь жи­во­го опы­та. Рус­ская на­ука выш­ла на пер­вое мес­то на об­ще­ми­ро­вом фо­не.

Тре­тий пе­ри­од, фи­ло­ло­ги­чес­кий, на­ча­ло ко­то­ро­му по­ло­жи­ли юно­шес­кие ре­цен­зии В.В.Бар­толь­да, за­вел на­уку в тупик. Бар­тольд выс­ка­зал суж­де­ние, что син­те­ти­чес­ким обоб­ще­ни­ям дол­жны пред­ше­ство­вать час­тные изыс­ка­ния по ря­ду мел­ких воп­ро­сов, ка­са­ющих­ся тек­стов, язы­ко­вых осо­бен­нос­тей и т.п.14. На пер­вый взгляд, это бес­спор­но, но при прис­таль­ном изу­че­нии вид­но, что час­тнос­ти, наг­ро­мож­да­ясь без сис­те­мы, зак­ры­ва­ют со­бою це­лое. В результате воз­ник­ло, и не мог­ло не воз­ник­нуть, дроб­ле­ние на­уки по язы­ко­во­му приз­на­ку, и ис­то­рия тюр­ков, мон­го­лов и маньчжу­ров ока­за­лась ра­зор­ван­ной на три от­дель­ные дис­цип­ли­ны, ко­ор­ди­на­ция меж­ду ко­то­ры­ми ста­ла прак­ти­чес­ки не­осу­ще­стви­мой. Кро­ме то­го, тре­бо­ва­ние, что­бы ис­то­рик чи­тал ис­точ­ни­ки обя­за­тель­но в под­лин­ни­ках, ли­ша­ет воз­мож­нос­ти со­пос­тав­лять меж­ду со­бою раз­ные груп­пы све­де­ний, да­же ка­са­ющих­ся од­ной те­мы. По боль­шин­ству круп­ных воп­ро­сов ис­то­ри­чес­кой ге­ог­ра­фии Цен­траль­ной Азии есть упо­ми­на­ния на ки­тайском, япон­ском, маньчжур­ском, ко­рейском, мон­гольском, древ­не­тюркском, уйгур­ском или ча­га­тайском, ти­бет­ском, пер­сид­ском, араб­ском, ар­мян­ском и гре­чес­ком язы­ках. Поч­ти все они пе­ре­ве­де­ны в раз­ное вре­мя фи­ло­ло­га­ми, но не све­де­ны в сис­те­му, так как нет и не мо­жет быть та­ко­го по­лиг­ло­та, ко­то­рый бы од­нов­ре­мен­но ин­те­ре­со­вал­ся проб­ле­ма­ми ис­то­рии и ге­ог­ра­фии, не бу­ду­чи в этих на­уках ди­ле­тан­том.

На­до воз­дать должное В.В.Бар­толь­ду: сам он в поз­дних ра­бо­тах не при­дер­жи­вал­ся прин­ци­пов, сфор­му­ли­ро­ван­ных в юнос­ти, но они про­ник­ли в ака­де­ми­чес­кую на­уку. В ре­зуль­та­те этим ме­то­дом не бы­ло на­пи­са­но ни од­ной обоб­ща­ющей ра­бо­ты, нес­мот­ря на то, что пот­реб­ность в та­ко­вых в на­ше вре­мя ог­ром­на. Од­на­ко де­ло не без­на­деж­но, и вы­вес­ти ис­то­ри­чес­кую на­уку из ту­пи­ка мож­но.

Ког­да сто­ит воп­рос об изу­че­нии на­ро­дов, их бы­та, куль­ту­ры, пе­ред­ви­же­ний, воз­ник­но­ве­ния и ис­чез­но­ве­ния — все­го то­го, что мы на­зы­ва­ем эт­но­ге­не­зом, то на­до иметь в ви­ду, что эти проб­ле­мы пу­тем лин­гвис­ти­ки не мо­гут быть раз­ре­ше­ны. Тут не­об­хо­дим син­тез ис­то­рии и ге­ог­ра­фии, ины­ми сло­ва­ми, ис­то­ри­чес­кая ге­ог­ра­фия, но не в ста­ром по­ни­ма­нии это­го тер­ми­на, а в но­вом, ос­но­ван­ном на пос­лед­них дос­ти­же­ни­ях ес­те­ствен­ных на­ук. Для это­го под­хо­да ну­жен но­вый ас­пект.

Эта­лон ге­ог­ра­фи­чес­кой сис­те­ма­ти­ки — лан­дшафт. На­род, прис­по­со­бив­шийся к дан­но­му лан­дшаф­ту, свя­зан с ним сво­им хо­зяй­ством, до­бы­ва­ни­ем средств к пов­сед­нев­ной жиз­ни и да­же своей ис­то­ри­чес­кой судь­бой. В этом смыс­ле на­род­ность (эт­нос) — часть при­ро­ды. Сум­ма эт­но­сов — эт­нос­фе­ра, по­доб­но би­ос­фе­ре В.И.Вер­над­ско­го, об­ле­ка­ющей всю по­вер­хность су­ши, — ком­по­нент фи­зи­чес­кой ге­ог­ра­фии, хо­тя и с при­су­щи­ми ей од­ной за­ко­но­мер­нос­тя­ми. Связь эт­нос­фе­ры с при­ро­дой прос­ле­жи­ва­ет­ся на эт­но­ге­не­зе и миг­ра­ции на­ро­дов, но от­нюдь не на раз­ви­тии об­ще­ства по спи­ра­ли (сме­на со­ци­аль­ных фор­ма­ций), не на ло­ги­ке со­бы­тий и пос­туп­ках от­дель­ных по­ли­ти­чес­ких де­яте­лей. Свя­зы­вать эти груп­пы яв­ле­ний с ге­ог­ра­фией бес­полезно15.

Та­ким об­ра­зом, связь фи­зи­чес­кой ге­ог­ра­фии с ис­то­рией осу­ществля­ет­ся че­рез эт­ног­ра­фию, а в тех слу­ча­ях, ког­да на­род­ность ис­чез­ла, — че­рез ар­хе­оло­гию. При та­ком под­хо­де яс­но, что ис­то­ри­чес­кая ге­ог­ра­фия на­ше­го вре­ме­ни не гу­ма­ни­тар­ная, а ес­те­ствен­ная на­ука. Имен­но так вос­при­ни­ма­лась она П.К.Коз­ло­вым, что яв­ству­ет из всех его со­чи­не­ний, где при­род­ным ус­ло­ви­ям Азии и эт­ног­ра­фи­чес­ким осо­бен­нос­тям мон­го­лов, тор­го­утов или ти­бет­цев уде­ле­но рав­ное вни­ма­ние. Коз­лов не фор­му­ли­ро­вал сво­его от­но­ше­ния к ме­то­ди­ке ис­сле­до­ва­ния, по­то­му что в его вре­мя в этом еще не бы­ло не­об­хо­ди­мос­ти, но нам сле­ду­ет вни­ма­тель­но от­нес­тись к его на­уч­но­му под­хо­ду, да­бы по­доб­но ему иметь воз­мож­ность по­силь­но обо­га­щать на­уку.

 

Спи­сок ли­те­ра­ту­ры 

  1. Арис­тов Н.А. За­мет­ки об эт­ни­чес­ком сос­та­ве тюркских пле­мен и на­род­нос­тей. – СПб., 1896. – С. 135.

  2. Бар­тольд В.В. Ре­цен­зии на кни­гу Г.Е.Грумм-Гржи­майло «Ис­то­ри­чес­кое прош­лое Бэй-ша­ня в свя­зи с ис­то­рией Сред­ней Азии». – СПб., 1898; Зап. вост. отд. Русск. арх. общ. – 1898. – Т. XI; Изв. РГО. – 1899. – Т. 35. – Вып. 6. – С. 46.

  3. Бернштам А.Н. Изоб­ра­же­ние бы­ка на бля­хах из Но­ину­лин­ских кур­га­нов // Пробл. ист. до­ка­пи­та­лист. об­ществ. – 1935. – № 5–6.  – С. 74.

  4. Бернштам А.Н. Гуннский мо­гиль­ник Но­ин-Ула и его ис­то­ри­ко-ар­хе­оло­ги­чес­кое зна­че­ние // Изв. АН СССР. Отд. общ. на­ук. – 1937. – № 4.  – С. 208.

  5. Бернштам А.Н. Очерк ис­то­рии гун­нов. – Л., 1951. – С. 57.

  6. Би­чу­рин Н.Я. (Иакинф). Ис­то­рия пер­вых че­ты­рех ха­нов из до­ма Чин­ги­со­ва. – СПб., 1829.

  7. Би­чу­рин Н.Я. (Иакинф). Соб­ра­ние све­де­ний о на­ро­дах, оби­тав­ших в Сред­ней Азии в древ­ние вре­ме­на. – М.-Л., 1950. – Т. 1. – С. 257.

  8. Би­чу­рин Н.Я. (Иакинф). Ста­тис­ти­чес­кое опи­са­ние Ки­тайской им­пе­рии. – СПб., 1842. – Ч. 1–2. – С. 94.

  9. Бо­ров­ка Т.О. Куль­тур­но-ис­то­ри­чес­кое зна­че­ние ар­хе­оло­ги­чес­ких на­хо­док эк­спе­ди­ций Ака­де­мии на­ук: Крат­кие от­че­ты эк­спе­ди­ций по ис­сле­до­ва­нию Се­вер­ной Мон­го­лии в свя­зи с Мон­го­ло-Ти­бет­ской эк­спе­ди­цией П.К.Коз­ло­ва. – Л. 1925. – С. 96.

  10. Гри­горь­ев В.В. Вос­точ­ный, или Ки­тайский, Тур­кес­тан. – СПб., 1873. – С. 145.
  11. Грумм-Гржи­майло Г.Е. За­пад­ная Мон­го­лия и Урян­хайский край. – Л., 1926. – Т. II. – С. 121.

  12. Грумм-Гржи­майло Г.Е. Рост пус­тынь и ги­бель пас­тбищ­ных уго­дий и куль­тур­ных зе­мель в Цен­траль­ной Азии за ис­то­ри­чес­кий пе­ри­од // Изв. ГГО. – 1933. – Т. 65. – Вып. 5. – С. 32.

  13. Боровка Т.О. Указ. раб. – С. 108.

  14. Бар­тольд В.В. Указ. раб. – С. 35.

  15. Гумилев Л.Н. Хунны. – М., 1989. – С. 232.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.