Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Некоторые итоги изучения местонахождения петроглифов Саускандык в Южном Казахстане

Южный Казахстан является одним из самых интересных и в то же время наименее изученных регионов Центральной Азии. Хребет Каратау, богато снабженный водными источниками, располо­жен между двумя пустынями — на севере — Бетпак-Дала и Мойынкум, на юге — Кызыл-Кум — и является довольно благоприятным субрегионом южных окраин казахстанской территории, что обу­словило наличие здесь издревне важнейших путей сообщения, соединяющих Бактрию и Маргиану, Северный Иран, Западный и Центральный Казахстан, Урал. Населенные пункты, сосредоточенные вдоль оазисов северного хребта Каратау, являлись на протяжении многих столетий караван-сараями для торговцев и путешественников. Известен хребет Каратау и как одна из богатейших провинций наскальных рисунков Казахстана. Информация о наличии здесь выбитых на скалах рисунков появи­лась в конце XIX в. В записках путешественников и военных офицеров неоднократно упоминаются эти археологические памятники. В отчетах Туркестанского археологического общества конца XIX — начала XX вв. существует информация о нахождении процарапанных и выбитых рисунков в горах Южного Казахстана. В 1906 г. наскальные изображения, расположенные на реке Бесарык к северу от поселка Сауран, описал М. А.Кирхгоф [1; 228]. Более планомерному и системному обследованию ар­хеологические объекты на территории региона подверглись в 30—40-е годы XX столетия. «Археоло­гическая карта Казахстана», где суммировалась информация о большинстве археологических объек­тов Южного Казахстана, исследованных к 60-м годам XX столетия, в том числе и о наскальных ри­сунках, обнаруженных на склонах хребта Каратау, явилась обобщающим трудом в изучении памят­ников археологии региона [1].

В 70-х годах XX столетия в горах Каратау впервые были проведены специальные работы по изучению наскальных рисунков. В 1977 г. была опубликована монография М.К.Кадырбаева и А.Н.Марьяшева «Петроглифы хребта Каратау», в которой обобщались результаты этого масштабного исследования [2]. Данная работа явилась основополагающей в дальнейшем изучении наскального искусства Казахстана. Представленная в исследовании методика фиксации, датировки и интерпрета­ции материала положила начало отдельной отрасли археологического исследования Казахстана. Именно на материалах петроглифов хребта Каратау впервые была предпринята попытка всесторонне описать исследованный памятник, предварительно разделив его на группы и плоскости с рисунками с дальнейшей их нумерацией. В работе исследователи используют патинизацию рисунков для их дати­ровки, для чего ввели 5-балльную шкалу [2; 152—153]. Авторы интерпретировали рисунки, связывая изображения на скалах с близнечным и солнечным культами, а также с культом плодородия, которые являлись частью мифологических представлений древнего населения Казахстана.

Однако данная публикация, содержащая картографирование памятников и базу данных петрог­лифического материала указанного региона, отвечала техническим возможностям того времени. В работе имеется значительный разрыв между описательной и изобразительной частями опубликован­ного. Так, из исследованных 20 местонахождений, насчитывающих более чем 10 000 наскальных ри­сунков, графически проиллюстрировано не более 100 петроглифов и помещено 20 фотографий.

В последние годы возрос интерес к данному региону сосредоточения петроглифов как в казах­станской, так и мировой науке. В 2003 г. группой специалистов под руководством А.Е.Рогожинского (НИПИ памятников материальной культуры МОН РК и лаборатория «Геоархеология») было прове­дено картографирование и документирование групп петроглифов Арпаузен, Койбагор и др., исследо­ванных в 70-х годах XX в. М.К.Кадырбаевым и А.Н.Марьяшевым, с использованием новых техниче­ских возможностей (GPS приборы, новейшая фото- и видеотехника) [3, 45-92].

Петроглифы хребта Каратау неоднократно фиксировались в результате проводимых археологи­ческих исследований в областях Южного Казахстана. В 2003-2004 гг. в результате археологической разведки в горах Бала-Саускандык, расположенных в Северо-Западной части хребта Большой Кара- тау на территории Шиелийского района Кызылординской области, С.Мургабаевым было зафиксиро­вано большое скопление петроглифов на берегах реки Саускандык. В 2005-2006 гг. были опублико­ваны короткие сообщения о данном открытии, в которых авторы статей говорили о наличии в этой местности 5 больших групп наскальных рисунков [4; 120-126, 5, 68-73]. З.Самашев, лично участво­вавший в предварительном обследовании данного местонахождения, назвал его одним из самых пер­спективных и интереснейших в истории изучения петроглифов Казахстана [6, 26-28].

В 2007 г. сотрудниками отдела по изучению первобытного искусства и ранних кочевников Ин­ститута археологии им А.Х.Маргулана МОН РК под руководством к.и.н. З.Самашева и к. и. н. И.Швец, при финансовой поддержке германского фонда Герды Хенкель, в районе гор Бала- Саускандык была проведена археологическая экспедиция по изучению и документации петроглифов данной местности. Данная исследовательская кампания явилась первым этапом по реализации проек­та «Петроглифы хребта Каратау в исследовательском контексте культурного наследия Центральной Азии» («Felsbilder des Karatau-Gebirgsruckens im Forschungskontext des Kulturerbes Zentralasiens»). Этот проект был поддержан одним из известнейших патронатов археологии в Германии — фондом Герды Хенкель в рамках программы «Центральная Азия» и рассчитан на несколько лет. С казахской стороны в проекте также принимали участие сотрудники музея археологии и этнографии КарГУ им. Е.А.Букетова и Международного казахско-турецкого университета им Х.А.Ясави (г. Туркестан). Картографирование материала было проведено сотрудниками фирмы «ТоpGeoMark» Д.Бухариным и К.Муратиди (г. Караганда).

С немецкой стороны координаторами проекта выступили Академия наук г. Гайдельберга, иссле­довательский центр по изучению петроглифов Северного Пакистана (директор Х.Хауптманн) и Ин­ститут первобытной истории г. Гайдельберга (директор Ю.Маран).

Местонахождение Саускандык: объект, цель и методы исследования

Горы Бала-Саускандык расположены в Северо-Западной части хребта Большой Каратау на тер­ритории Шиелийского района Кызылординской области. Близлежащие железнодорожные станции Шиели и Яны-Курган находятся в 60 км от местонахождения петроглифов. Результатом работы экс­педиции явилось выявление и систематизированное исследование (фиксация, описание, копирование, фотографирование и картографирование) четырех групп петроглифов вдоль склонов гор Бала- Саускандык на левом берегу р. Саускандык на протяжении примерно 7 км. В результате разведки было выяснено, что петроглифы находятся на горных склонах вдоль правого берега упомянутой реки. Исследование данных групп является продолжением реализации проекта в следующем году. Часть этих рисунков находится в непосредственной близости зоны строительных работ фабрики по добыче ванадия, что угрожает их сохранности. Местонахождение Саускандык является ярким примером то­го, насколько сильно петроглифы подвержены антропогенному и природному разрушению. В связи с этим возрастает актуальность комплексного изучения и публикации образцов древнего искусства, которые могут стать потерянными для будущих поколений.

Местонахождение Саускандык: техника и репертуар рисунков

Технологическое исполнение рисунков Саускандык сильно варьируется: в основном представ­лена техника пикетирования — выбивка рисунка за счет нанесения на скальную поверхность точек различного размера и глубины, что, скорее всего, было связано с рабочим инструментом и его пока­зателями. Часть рисунков, имеющих миниатюрные размеры и отличающихся своей грациозностью, выполнено техникой процарапывания (рис. 1), которая, видимо, предусматривала наличие металли­ческого рабочего инструмента. Имеются рисунки, выбитые только по контуру (рис.2) или комбини­рующие технику пикетирования с элементами выбивки по контуру. Подобный прием не является признаком незаконченности или неряшливости в исполнении рисунка, а служит воплощением изобразительной идеи. Визуально это придавало некоторым рисункам эффект выпуклости или барельефности. При исполнении ряда зооморфных фигур была применена так называемая скелетная/эскизная выбивка, когда корпус животного был разделен прямыми, перпендикулярными, горизонтальными или косыми линиями.

Абсолютно новым для рисунков Южного Казахстана можно считать способ выбивки корпуса животного (в основном, быков) по контуру, возможно, с дальнейшим выскабливанием и полированием, изображение тела животного и исполнение на нем в технике барельефа одного или нескольких кругов/лунок (рис. 3). Интересными и редкими экземплярами являются незаконченные фигуры животных, позволяющие проследить технику нанесения рисунка. Так, некоторые хорошо узнаваемые части тела животного (в основном, верблюдов) — шея и голова, ноги и т.д. — демонстрировали по контуру еле заметный современному зрителю, легко  оцарапанный контур фигуры, который в дальнейшем должен был быть заполнен выбивкой в соответствующей технике.

Характеризуя методику нанесения рисунков местонахождения Саускандык, необходимо отметить, что трудно привязать какую-либо из них к определенному культурному/временному пласту. Видимо, в отличие от стиля изображений, техника нанесения рисунков на скалах не была столь канонизирована и не может являться датирующим фактором. Рисунки местонахождения Саускандык демонстрируют некоторую симпатию художников эпохи ранних кочевников к технике процарапывания и выбивки по контуру. Это один из случаев фиксации своеобразного канона в технике исполнения или же это связано с излюбленными материалами скифо-сакских племен эпохи раннего железа Центральной Азии — кость, дерево, органика, более приспособленных к вышеназванной технике выполнения рисунка. Дальнейшее изучение технико-стилистических признаков, микротопографии, сюжетно-стилистический анализ позволят, в ряде случаев, в рамках единой исторической эпохи, вычленить более ранние, поздние и промежуточные пласты изображений [7; 166].

Анализируя технику исполнения петроглифов местонахождения Саускандык, необходимо отме­тить, что на данном памятнике были зафиксированы рисунки, размеры которых достигают 2—4 м, что является большой редкостью не только для казахстанского, но и для всего центрально-азиатского на­скального творчества. Несмотря на огромные размеры, данные образы (в основном, лошади и быки) имеют очень плохую сохранность по сравнению с остальной массой рисунков. Вышеизложенное по­зволяет сделать предположение, что данная группа петроглифов гор Бала — Саускандык хребта Ка- ратау, возможно, одна из самых древних. Видовой состав изображенных животных, техника испол­нения рисунков и их сохранность позволяют датировать их поздними периодами эпохи камня (не­олит-энеолит). Для большей части петроглифов характерна натуралистическая манера изображения —образы легко узнаваемы и реальны. Антропоморфные и зооморфные фигуры, в основном, лишены синкретизма и «ряжености». Сопутствующая атрибутика идентифицируется за счет параллелей их археологического материала. Кроме этого, зафиксированы образы человека в масках с ритуальными жезлами (рис. 4), «хоровод женщин с бубнами» (?) (рис. 5), роженицы, сцены совокупления, колес­ницы и повозки (рис. 6). Основной репертуар петроглифов Саускандыка находит четкие иконографи­ческие и стилистические параллели в наскальном искусстве Казахстана, Туркмении, Узбекистана, Алтая и Сибири и поддается датировке.

 

Список литературы

  1. Археологическая карта Казахстана. — Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1960. — 485 с.
  2. КадырбаевМ.К., МарьяшевА.Н. Наскальные изображения хребта Каратау. — Алма-Ата: Наука, 1977. — 272 с.
  3. Рогожинский А.Е., Аубекеров Б.Ж., Сала Р. Памятники наскального искусства Центральной Азии // Памятники Казах­стана. Общественное участие, менеджмент, консервация, документация. — Алматы, 2004. — С. 45—92.
  4. Мургабаев С. Каратаудын тастагы суреттері (Шиелі, Жанакорган аудандарынын материалдары бойынша) // К.А.Яссауи атындагы Халыкаралык казак-турік университетінін Хабаршысы. Когамдык гылымдар сериясы. — 2005. — № 5. — 120—126-б.
  5. Мургабаев С., Елеуов М., Самашев З. Петроглифы Большого Каратау // Вестник КазГУ. Сер. истор., 2006. — № 3 (42),—С. 68—73.
  6. Самашев З.С. Петроглифы Казахстана. — Алматы, 2006. — 137 с.
  7. Самашев З.С. Наскальные изображения Казахстана // Материалы междунар. науч. конф. «Кадырбаевские чтения». — Актобе, 2007. — С. 165—168. 

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.