Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Вопросы изучения фольклорного наследия казахского народа в советской историографии Казахстана.На примере пословиц и поговорок

История казахского народа имеет яркую, богатую событиями историю, ставшую результатом жизней и деятельности многих поколений. Однако при отсутствии письменности устная передача информации и использование многовекового социального опыта в процессе воспитания будущего члена своего коллектива, своего рода, патриота своей Родины стали основополагающими. Известно, что кочевник по неписаным правилам, этикету должен быть знаком с историей трех родов: своего рода, рода матери и рода жены. Причем рядовой кочевник должен был знать историю рода не по­следних лет, а многовековой опыт периода не менее семи поколений: выраженный в социальной ин­формации, накапливаемый и транслируемый от поколения к поколению. В его сознании и мировоз­зрении откладывались мудрость и знания вышеуказанных трех родов. Запомнить такой объем ин­формации достаточно сложно, поэтому оптимальным вариантом усвоения народной мудрости явля­ется запоминание информации в лаконичных и кратких, но емких по содержанию изречениях. В свя­зи с этим особую популярность приобрели краткие афоризмы, в которых наиболее четко выражены необходимые для социализации, воспитания и обучения личности в кочевом обществе идеи и мысли. Особенно доступными для запоминания и необходимыми для функционирования и жизнедеятельно­сти в данном обществе были знание и умение употреблять в различных жизненных ситуациях крат­кие изречения, в которые вкладывались многовековой опыт и мудрость народа. В фольклористике подобные изречения называются пословицами и поговорками. В данном аспекте особый интерес представляют пословицы и поговорки казахского народа, на которых выросло не одно поколение ка­захов. О древности возникновения пословиц и поговорок свидетельствуют сохранившиеся и являю­щиеся на данный момент времени достоянием казахстанской культуры памятники тюркоязычных народов.

Пословицы и поговорки являются древнейшими жанрами казахского устного народного творче­ства. В них выражаются знания народа об окружающем мире и бытовой жизни, дается краткий и вы­разительный итог многолетних, иногда и многовековых наблюдений. По этой причине для разъясне­ния происхождения и смысла той или иной пословицы требуются обстоятельный рассказ, объясне­ние, зачастую воспоминание какой-либо легенды, объясняющей происхождение данного изречения. Легенды и пословицы тесно связаны между собой. Поучительная мысль легенды в итоге выливается в краткую, но емкую по содержанию форму пословицы или поговорки. Они выражают ум, знания и понимание народа, его опыт и мастерство. Пословицы и поговорки побуждают детей к хорошим по­ступкам, труду, вежливости, обучают мастерству в любом деле. Кроме того, они приучают к четкости мышления и краткости в речи, мышлению афоризмами и художественному выражению мысли. По­этому пословицы и поговорки использовались как в обыденной речи казахов, так и ораторами в пуб­личных выступлениях (на айтысах, в судебных разбирательствах, спорах между родами и т.д.). По­словицы в течение многих веков и тысячелетий выдержали отбор и достигли высокого эстетического и философского уровня. Казахский народ всегда отдавал предпочтение искусству слова; людей, умевших красноречиво и образно говорить, называли шешен, т.е. ритор, оратор. Известные в истории казахов жырау, акыны, такие как Майкы би, Аяз би, Асан Кайгы, Жиренше, Бухар-жырау, Махамбет Утемисова в своих выступлениях для доказательства своей мысли, своей позиции всегда использова­ли пословицы, поговорки, афоризмы. Особое внимание на эти жанры устного народного творчества казахов обращали казахские просветители Ч.Валиханов, И.Алтынсарин, А.Кунанбаев. Пословицы и поговорки входят в бесценную сокровищницу казахского фольклора.

Пословицы и поговорки живут и развиваются вместе с народом. Одни устаревают со временем и исчезают, другие обновляются и видоизменяются, однако смысл во многих пословицах и поговорках остается таким же, каким был изначально.

В советской исторической науке и фольклористике большое внимание уделялось сбору, изуче­нию и публикации пословиц и поговорок. Но практически не была изучена историография проблемы отображения историко-культурного наследия казахского народа в малых жанрах фольклора. В связи с этим основной целью статьи является изучение концепций и точек зрения, сложившихся в научной литературе исторического, этнографического, филологического характера советского периода при анализе образцов древнейших жанров казахского фольклора — пословиц и поговорок.

Необходимо отметить, что казахские пословицы сохранились не в письменных памятниках, а в памяти народа. Собирание их, запись, частичная публикация в печати начались только со второй по­ловины XIX в. Ч.Ч.Валихановым, И.Н.Березиным. Их архивы содержат достаточно богатый матери­ал. Позднее пословицы и поговорки публиковались в различных ведомостях, сборниках и хрестома­тиях. В первое время они издавались десятками, небольшим числом образцов данного жанра, в боль­шинстве случаев сначала они выходили в свет в качестве дополнения к этнографическим сведениям. Если мы говорим о сборе, систематизации и частичной публикации пословиц и поговорок казахского народа, необходимо отметить вклад таких ученых, как Ш.Ибрагимов, М.Терентьев, И.Алтынсарин, Я.Лютш, Ф.Плотников, Н.И.Гродеков, А.А.Васильев, П.А.Мелиоранский, А.А.Диваев, Н.Ф.Катанов, Н.Н.Пантусов, В.В.Катаринский [1] и другие. Все эти ученые занимались или начинали заниматься изучением малых форм фольклора до событий 1917 г. в России.

Главными достоинствами и особенностью этого периода изданий казахских пословиц и погово­рок явилась их самобытность: изречения записывались учеными в таком виде, в каком использова­лись казахским народом в повседневной жизни, в быту (ученые только снабжали комментариями те или иные образцы малых жанров устного народного творчества казахов в соответствии с их практи­ческим и повседневным использованием).

В советский период продолжает заниматься сбором и изучением пословиц и поговорок А.А.Диваев. В 1918 г. ученый читает лекции по этнографии и словесности казахского народа, в это время вокруг него собиралась студенческая молодежь, увлеченная этнографией и фольклором каза­хов. Данное обстоятельство позволило А.Диваеву делать новые записи казахской народной поэзии. Новые его публикации начинают появляться в таких периодических печатных изданиях, как «Турке­станское слово», «Народный университет», «Труды Общества изучения Киргизского края» и др. При сборе информации ученый пытался, в первую очередь, установить достоверность, несколько раз пе­репроверяя полученную информацию, и при записях пословиц, поговорок стремился изучить их, ис­пользуя не только исторический анализ и методы исторического познания, но и методы этнографиче­ской науки, лингвистики и фольклористики. Он считал, что на тот момент времени были необходимы и актуальны исследования языка поэзии казахского народа. И в своих работах ученый давал коммен­тарии в основном справочно-этнографического характера. При отборе публикуемых текстов

А.Диваев стремился донести до читателя характерные черты устного народного творчества казахов. «Какой бы стороны поэзии не коснулись: эпической или лирической или прозы, вы сразу же замети­те, что они носят на себе особый, только присущий кочевому народу характер, особенности, коло­рит» [Цит.по: 2]. Значительная часть его работ посвящена изучению семейных отношений и обрядов; эти работы отличаются детальностью изложения обычаев и обрядов, в них даны порядок проведения ритуалов и построчный текст ритуальных песен, и т.д. Работы А.А.Диваева являются типичными для данного периода и отражают требования эпохи.

В 20-30-е годы XX в. процесс сбора и записи пословиц и поговорок продолжается, только пуб­ликация их становится более интенсивной. Например, «Мың бір мақал», с предисловием Назира Ту- рекулова; в 1927 г. в Ташкенте — «Қазақ мақалдары», составитель А.А.Диваев; в 1935 г. в Алма-Ате —    «Қазақ мақалдары мен мәтелдері», составитель Утебай Турманжанов [3] и др.

В сбор, классификацию и изучение фольклорного наследия казахского народа большой вклад внесли ученые Общества изучения Казахстана (сектор фольклористики). Например, по архивным данным, согласно планам на ноябрь-декабрь 1936 и январь-февраль 1937 г., в целях популяризации и распространения знаний о фольклорном наследии казахов в советском обществе необходимо было провести ряд лекций по следующей тематике: «Отражение восстания 1916 года в фольклоре» (И.Джансугуров), «Казахский фольклор с древнейших времен» (М.Ауэзов), «Социальное строитель­ство Казахстана в фольклоре», а также ряд докладов для учителей и студентов на темы «Значение фольклора для культурной революции (Методы собирания и обработки фольклорных материалов)» [4]. В данном плане в силу политической и идеологической ситуации в стране нужно было «собрать все изданные до сих пор фольклорные материалы и подвергнуть их тщательному пересмотру со сто­роны идеологии и художественно-культурной ценности; ненужных, не выдержавших критики из них изъять, а положительные библиографировать и частично издать, в особенности те из них, которые изданы на арабском языке» [4].

Однако в течение долгого времени пословицы и поговорки не рассматривались отдельно от дру­гих жанров фольклора во всем своем своеобразии. Только начиная с конца 20-х годов, благодаря ис­следованиям М.Ауэзова и С.Сейфуллина, пословицы и поговорки начинают рассматриваться как од­на из разновидностей казахской устной литературы [5]. Но многие ученые и исследователи казахско­го фольклора, в том числе пословиц и поговорок, в качестве источников брали записанные дорево­люционными учеными образцы фольклора казахов.

Особенностью исследований советской исторической науки можно считать следование марксистско-ленинскому пониманию советской культуры — принципу критического освоения куль­турного наследия. Перед историками культуры, этнографами и фольклористами важной стала задача следующего характера: «изучение народной поэзии под социально-политическим углом зрения, по­знание на материале фольклора чаяния народных масс, их истории и революционной психологии, познание народного характера» [6].

С.Сейфуллин связывал пословицы и поговорки с ораторскими изречениями, объясняя тем, что они были созданы ораторами-биями. Он отметил, что «любая отрасль устной литературы свидетель­ствует: каковы были жизнь, быт того времени, таковы были сознание, изречения, литература, родив­шиеся под влиянием и по подобию того же быта. Назидательные пословицы подтверждают истину, что язык, художественное слово, литература каждой эпохи рождаются согласно сознанию, быту и идеалам, порожденным той же эпохой» [Цит. по: 7]. Данная точка зрения представляет важность для исследователя взаимосвязи фольклора и быта казахского народа, она подтверждает тезис о порожде­нии малых форм фольклора жизнью.

М.Ауэзов в известной работе «Эпос и фольклор казахского народа», написанной в соавторстве с Л.Соболевым в конце 30-х годов (1939 г.), особое внимание обратил на две особенности казахских пословиц и поговорок: во-первых, они создаются чаще в стихотворной форме; во-вторых, в большин­стве случаев они связаны с основным видом хозяйствования казахов — животноводством. «Обилие пословиц, блестящая их поэтическая форма, глубокий, порою философский смысл, выраженный с предельной сжатостью, свидетельствуют о поэтическом даре самого казахского народа, — пишет М.Ауэзов, — в котором рождаются эти безымянные шедевры, и о неиссякаемой мудрости этого на­рода» [8]. Создание пословиц и поговорок в поэтической форме (использование рифм) помогает бо­лее быстрому запоминанию текстов.

Впервые всесторонне исследовал казахские пословицы и поговорки М.Габдуллин. Ученый в учебнике для вузов «Устное творчество казахского народа» посвятил целую главу изучению посло­виц и поговорок казахского народа, где дал краткую историю собирания и изучения пословичных текстов, раскрыл природу жанра, его социально-художественное значение [9].

В период Великой Отечественной войны лингвисты и филологи продолжили собирание фольк­лорного материала, в том числе пословиц и поговорок казахского народа.

Историография проблемы послевоенного периода характеризуется публикацией образцов малых жанров фольклора в сборниках общесоюзного характера и попыткой филологов, лингвистов, фольк­лористов, этнографов, историков с критической точки зрения подойти к их содержанию.

В 60-70-е годы XX в. избранные пословицы и поговорки включались в сборники пословиц и по­говорок, собрания образцов малых жанров устного творчества (например, «Пословицы и поговорки народов Востока»).

В 80-х годах изучением пословиц и поговорок занимался Н.Турекулов [10]. По его мнению, в возникших в далекой древности пословицах и поговорках наиболее точно и ярко выражен их фило­софский смысл и назидательный характер. Вслед за С.Сейфуллиным, Н.Турекулов утверждает, что источниками пословиц и поговорок являются быт, труд, повседневная жизнь народа. «Пословицы и поговорки имеют большое дидактическое, воспитательное значение. Образность, содержательность, глубина мыслей народных творений, — пишет ученый, — оказывают на широкий круг людей, осо­бенно на молодежь и детей школьного возраста, воспитательное и эстетическое воздействие. Они воспитывают нас в духе любви к родине, народу, обязывают хранить традиции, прививают чувство патриотизма» [10, 159].

Необходимо сказать, что в советский период изучению пословиц и поговорок отводилось боль­шое внимание в научной литературе педагогического характера. В работах этого периода рассматри­вались проблемы влияния пословиц и поговорок на развитие личности, воспитание чувства патрио­тизма и их роль в обучении подрастающего поколения. В период независимости в вузах Казахстана стали вводить в учебные планы высших учебных заведений дисциплину «Казахская этнопедагогика», в которой изучалось фольклорное наследие казахского народа, имевшее большое значение при вос­питании студентов. Данное обстоятельство объясняется, видимо, тем, что в условиях роста нацио­нального самосознания, определения места казахского этноса в мире, возрождения традиций, культу­ры, языка возникла необходимость в основательном, более глубоком знакомстве студентов с духов­ными ценностями, с национальной культурой, обычаями, традициями казахского народа. На наш взгляд, использование пословиц и поговорок для воспитания чувства патриотизма, чувства бережно­го отношения к истории, чувства гордости за историю своих предков является не случайным, по­скольку в них отражены культурные ценности предков, их отношение к жизни, регламентировано поведение индивида в разных жизненных ситуациях. Потребность в воспитании подрастающего по­коления и необходимость передачи им своих жизненного опыта и знаний, нужных как для самосо­хранения, так и для улучшения качества жизни, возникла еще в глубокой древности. Известный спе­циалист по проблемам народной педагогики А.Калыбекова отмечает, что «потребность точной пере­дачи информации выработала наиболее оптимальные средства выражения мысли. Для облегчения восприятия и хранения в памяти коллективный ум народа зашифровал в них огромное количество информации наиболее экономичным кодом, этим и объясняется, что каждая пословица содержит в себе не менее значительный эмоциональный потенциал.. В них слышится голос народа — то добро­душно-лукавый, то доброжелательно-иронический, а то и грозно-суровый, доходящий до проклятья» [11, 10-11]. В Советской России данной проблемой в педагогике занимались К.Д.Ушинский [12],

А.С.Макаренко [13], В.А.Сухомлинский [14]. Н.Г.Волков пишет, что «педагогические знания до возникновения письменности редко выступали обособленно от других знаний народа. Они явля­лись частью совокупных знаний о природе и обществе, входили в состав общего комплекса сведений трудящихся о жизни и окружающей действительности... » [15].

«Произведения устного народного творчества — немеркнущее и неумирающее в веках сокро­вище», — пишет известный критик, доктор филологических наук С.Кирабаев. «Это настоящие образ­цы художественного творчества, они передаются из поколения в поколение, служат делу воспитания подрастающего поколения, подготовки детей к жизни» [16]. Казахские жырау и акыны сыграли очень важную роль в распространении в Казахстане просветительских и воспитательных идей, произведений устного народного творчества, создавали произведения, нацеленные на развитие ума и мыслительных способностей детей, воспитания в них чувства красоты, понимания и общественной роли литературы и искусства.

С точки зрения народной педагогики и истории пословицы и поговорки рассматривались М.Жумабаевым [17], Ж.Аймаутовым [18], А.Байтурсыновым [19], М.Дулатовым [20] и другими. По мнению ученых, рассматривающих проблемы и значение малых жанров фольклора, пословицы и по­говорки необходимы для социального и этического воспитания, для формирования исторического сознания и самосознания казахов. А.Калыбекова утверждает, что «пословицы служат подтверждени­ем того, что люди пожилого возраста олицетворяют мудрость и являются хранителями житейского опыта и этикетного поведения» [11, 37]. В советский период основными критериями становятся цен­ности социалистического общества, например, отношение человека к труду, дружба, любовь к Роди­не, семья и т.д. Особенностью фольклористики и литературы периода становится то обстоятельство, что в научной литературе поговорки не отделяются от пословиц и изучаются вместе. В основном со­ветскими учеными пословицы и поговорки рассматривались в детской литературе, при их публика­ции во многих изданиях оговаривалось их предназначение для детского или юношеского возраста. Однако сбор, издание, публикация поговорок и пословиц, несмотря на рассмотрение их в большей части с позиции литературоведения и этнографии, является одним из методов сохранения, распро­странения кратких изречений в советском обществе.

Практически все исследователи малых жанров казахской народной поэзии отмечают, что для на­рода, многие века не знавшего письменности, пословицы и поговорки имели важное значение и стали своеобразным средством трансляции из поколения в поколение своих наблюдений над окружающим миром (знание животных, их повадок, различные трудовые навыки, умения и знания), тем более, что долгое время они были своеобразным кодексом прав и правил жизни и деятельности в данном обще­стве. В пословицах и поговорках заключена многовековая мудрость народа, расписано поведение че­ловека в той или иной ситуации, следовательно, их незнание и игнорирование влекли за собой нега­тивное отношение к человеку со стороны представителей данного социума и прикрепляли к нему яр­лык невоспитанного чужака. На протяжении длительной истории казахский народ накопил богатый социальный опыт, опыт воспитания детей, создал обычаи и традиции, в которых соединились прак­тический опыт народа, правила, нормы поведения человека, богатый духовный потенциал.

В целом нужно отметить, что практически до 40-х годов прошлого столетия в стране проводился сбор фактического материала, представленного в виде образцов малых жанров фольклора — посло­виц и поговорок, систематизация которых становится актуальной проблемой в советский период. Еще казахские просветители и русские востоковеды, общественные деятели пытались классифициро­вать пословицы и поговорки по темам и содержанию, но в советский период ученые пытались клас­сифицировать их, применив научные методы. Многие ученые, занимавшиеся данной проблемой, в своих работах отметили связь содержания пословиц и поговорок с темой природы, окружающего ми­ра и кочевым образом жизни народа. Кочевники всегда находились в движении, поэтому, в отличие от представителей западных цивилизаций, не были обременены материальными ценностями. Важной составляющей в жизни кочевника была природа, которую обожествляли и возвеличивали, которой поклонялись. От природы зависели дальнейшая жизнь кочевника, его хозяйство, его достаток. В по­словицах и поговорках достаточно ярко отражено отношение кочевника к природе, к ее явлениям. Это, видимо, связано с кочевым образом хозяйствования, с установлением маршрутов кочевания на территории казахских степей по горизонтали и в горных районах — по вертикали, и наличием водо­источников. Практически пословицы и поговорки перед историком-исследователем предстают ис­точником по изучению кочевого быта казахского народа, его традиций и обычаев. Именно в посло­вицах и поговорках отображены образ жизни и образ мышления кочевника. В Степи, где большое значение отводилось общению между родственниками, между родами, важное место отводили ри­туалам, основанным на традициях. В пословицах и поговорках отразились взаимоотношения кочев­ника с сородичами. В малых жанрах фольклора казахского народа довольно большое место занимают пословицы и поговорки, в которых отражен запрет человеку совершать какие-либо действия во вред природе. Именно в пословицах и поговорках, составляющих богатую сокровищницу мудрости казах­ского народа, отражена глубокая многовековая взаимосвязь человека и природы, которая легла в ос­нову культуры и философии казахов.

 

Список литературы

  1. Алтынсарин И. Хрестоматия. Оренбург, 1879. — Опубликованные казахские пословицы и поговорки были тематиче­ски систематизированы; Гродеков Н.И. Киргизы и каракиргизы Сыр-Дарвинской области. — Ташкент, 1889. — С. 216— 298; Васильев А.А. Пословицы, записанные со слов казаха Тургайской области // Тургайские областные ведомости. — 1892. — № 22. — С. 43; Пантусов Н. Киргизские пословицы, записанные в Капальском уезде Семиреченской области.—Казань, 1900; Катаринский В.В. Памятная книжка Тургайской области, 1899 г. — Включено около 1500 пословиц и поговорок.
  2. Казахская народная поэзия (Из образцов, собранных и записанных А.А.Диваевым) / Сост. Н.С.Смирнова, М.Г.Гумарова, М.С.Сильченко, Т.С.Сыдыков. — Алма-Ата: Наука, 1964. — С. 20.
  3. Қазақ мақалдары мен мәтелдері (Казахские пословицы и поговорки) / Сост. У.Турманжанов. — Алма-Ата, 1957; Алма- Ата, 1959; Алма-Ата, 1963; Алма-Ата, 1980.
  4. ЦГА РК. Ф. 693. Оп.2. Д.33. Л.1.
  5. АуэзовМ. История литературы. — Алма-Ата, 1927; С.Сейфуллин. Казахская литература. — Алма-Ата, 1932.
  6. Советская фольклористика // История Казахской литературы: В 3 т. — Т. 1.Казахский фольклор. — М., 1968. — С. 24.
  7. Адамбаев Б. Казахское народное ораторское искусство. — Алматы, 1997. — С. 14.
  8. Ауэзов М., Соболев Л. Эпос и фольклор казахского народа // Ауэзов М. Собрание сочинений: В 5 т. — Т 5. Литератур­но-критические и публицистические статьи 1936-1961 годов. — М., 1975. — С. 60.
  9. Қазақ халқының ауыз әдебиеті. — Алма-Ата, 1958. — 70 б.
  10. Турекулов Н. Современный казахский фольклор. Жанрово-структурный анализ. — Алма-Ата, 1982.
  11. Калыбекова А. Теоретические и прикладные основы народной педагогики. — Алма-Ата, 2005. — С.10-11.
  12. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. — Т 6. — М.: Педагогика, 1990.
  13. МакаренкоА.С. Собрание сочинений: В 5 т. — М., 1971. — Т.4.
  14. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — М., 1979. — Т. 1.
  15. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — Чебоксары, 1974.
  16. Кирабаев С. Высокое назначение: Статьи, критические очерки. — Алма-Ата: Жазушы, 1985. — С. 330.
  17. ЖумабаевМ. Педагогика. — Алматы: Ана тілі, 1992.
  18. АймаутовЖ. Психология. — Алматы: Рауан, 1995.
  19. Байтұрсынов А. Ақжол: Өлеңдер мен тәржімәлар. Мақалдар және әдеби зерттеу. Құраст. Р.Нұрғалиев. — Алма-Ата, 1991.
  20. Дулатов М. Шығармалары. — Алма-Ата, 1991.

 


Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.