Другие статьи

Цель нашей работы - изучение аминокислотного и минерального состава травы чертополоха поникшего
2010

Слово «этика» произошло от греческого «ethos», что в переводе означает обычай, нрав. Нравы и обычаи наших предков и составляли их нравственность, общепринятые нормы поведения.
2010

Артериальная гипертензия (АГ) является важнейшей медико-социальной проблемой. У 30% взрослого населения развитых стран мира определяется повышенный уровень артериального давления (АД) и у 12-15 % - наблюдается стойкая артериальная гипертензия
2010

Целью нашего исследования явилось определение эффективности применения препарата «Гинолакт» для лечения ВД у беременных.
2010

Целью нашего исследования явилось изучение эффективности и безопасности препарата лазолван 30мг у амбулаторных больных с ХОБЛ.
2010

Деформирующий остеоартроз (ДОА) в настоящее время является наиболее распространенным дегенеративно-дистрофическим заболеванием суставов, которым страдают не менее 20% населения земного шара.
2010

Целью работы явилась оценка анальгетической эффективности препарата Кетанов (кеторолак трометамин), у хирургических больных в послеоперационном периоде и возможности уменьшения использования наркотических анальгетиков.
2010

Для более объективного подтверждения мембранно-стабилизирующего влияния карбамезапина и ламиктала нами оценивались перекисная и механическая стойкости эритроцитов у больных эпилепсией
2010

Нами было проведено клинико-нейропсихологическое обследование 250 больных с ХИСФ (работающих в фосфорном производстве Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции)
2010


C использованием разработанных алгоритмов и моделей был произведен анализ ситуации в системе здравоохранения биогеохимической провинции. Рассчитаны интегрированные показатели здоровья
2010

Специфические особенности Каратау-Жамбылской биогеохимической провинции связаны с производством фосфорных минеральных удобрений.
2010

Духовность и эстетическая культура

Одним из основополагающих типов духовности человека выступает эстетическая культура. Эс­тетические чувства стали формироваться в древности, проблема их возникновения возвращает к про­блеме обретения ответа на вопрос о возникновении самого человека. Многочисленные артефакты палеолита фиксируют факт возникновения эстетического освоения мира. В.Бакшутов утверждает: «Первичные эстетичные чувства не эстетичны по своему происхождению и своей морфологии, но эстетичны по своим социальным функциям. На их основе формируется новый вид практической дея­тельности — художественная деятельность. Функционально эстетические чувства первоначально на­правлены на изменение внутреннего субъективного мира человека, а потом «просветленный» чело­век, вписавший себя в богатство социальных отношений и выработавший способность художествен­ного мышления, становится творцом произведения искусства» [1, 157].

Однако искусство и эстетиче­ские чувства — это не целое, не часть, а два, хотя и близких, но разных элемента духовного универ­сума: произведения искусства опредмечивают идеи и представления, а эстетические чувства возни­кают в процессе распредмечивания произведения искусства и иных социальных явлений. Или иначе: произведение искусства есть опредмеченная человечность, в то время как эстетические чувства — духовно поднятая, возрожденная к вторичной жизни человечность в процессе свободной и универ­сальной деятельности человека. Эстетические чувства возникают не только в ходе создания и вос­приятия произведения искусства, но в процессе практического отношения человека к природе, со­циуму, или иначе — как мировоззренческая универсалия культуры. Эстетические чувства «генетиче­ски предшествуют искусству, но не существуют в природе, например, в животном мире, ибо их пред­посылкой являются социальные отношения и социальная информация. Их элементы можно обнару­жить у самого основания социальной формы движения материи, но в природе нет ни одного грана эстетических чувств, как нет истины или правды» [1, 147].

Однако обретение родовым человеком эс­тетического чувства стало явлением духовного свойства, поднимающего его на порядок выше в мен­тально-культурной эволюции. Появившееся эстетическое чувство встраивается в объективный мир и, очевидно, его зов порождает произведение искусства. Неутилитарность эстетической составляющей духовности, вместе с тем, оказывается весьма необходимой человеку в борьбе за достижение жиз­ненных целей, поскольку создает у него позитивно и эмоционально окрашенную уверенность в раз­личных сферах деятельности. Конечно, эстетическое чувство формирует самого человека, его миро­воззрение и практику по законам красоты, развивая, совершенствуя и укрепляя ум, волю, характер. Бескорыстное для индивида эстетическое чувство оказывается в высшей степени полезным родовому человеку, поскольку отрицая полезность на уровне связи человека с вещью, оно рождает полезность более высокого, духовного уровня.

Важно напомнить, что однозначного и общепризнанного определения эстетики пока нет. Нельзя признать полными и удовлетворительными ее определения как науки об искусстве, как науки о ху­дожественном освоении мира человеком, как науки о прекрасном. Наиболее отвечающими нашему предположению о эстетической деятельности как о типе духовности являются определения, данные Л.А.Зеленовым и Г.И.Куликовым, а также Ю.Боревым. Первые два автора утверждают: «Эстетика — это наука о закономерностях эстетической деятельности общества, о закономерностях эстетического освоения действительности человеком, о закономерностях эстетической культуры общества» [2, 15].

Ю. Борев пишет так: «Эстетика — философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении и восприятии, оценки и освоении мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего — в искусстве; о природе эстетического, его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах бытия, восприятия и функционирования развития искусства» [3, 22].

Для обоснования эстетической деятельности в качестве экспоненты духовности необходимо уяснить суть базо­вой для эстетики категории «эстетическое». Сущность эстетического нельзя найти порознь в челове­ке, обществе, природе, в предметном мире. Ключом к пониманию сущности и природы эстетического является диалектическая связь человека и предметного мира. Эстетическое существует как объектив­ное отношение меры человека и меры предмета в данном предмете. Именно понятие меры и целост­ности охватывает универсальный характер отношений человека и предметного мира. В ходе развития социальной и деятельностной практики складывается отношение предметов, их видовых мер с миро­воззренческими ориентирами человека. Весь предметный мир оказывается втянутым в субстанцио­нальные связи с человеческим обществом, и эти связи носят объективный характер. Над объектив­ными отношениями «человек — предметный мир» надстраиваются и формируются субъективные отношения, исходящие от человека (вектор «субъект — объект»).

По этой причине субъективное эс­тетическое отношение производно от объективированного субстанционального отношения. Однако в качестве самостоятельной категории эстетическое стало изучаться относительно недавно и чаще все­го в контексте рассмотрения прекрасного, но не духовного. Относительно явно в таком контексте за­явлено понимание эстетического в древней восточной традиции, где это чувство есть проявление ис­тинной духовности, которое поднимает человека над обыденным существованием, открывает ему пути душевного очищения и духовного прозрения. Находим и у И.Канта утверждение духовной при­роды эстетического. Он также выносит эстетическое из поля утилитарного и утверждает, даже абсо­лютизирует практическую незаинтересованность в предмете эстетического наслаждения [3, 73].

Наи­более авторитетный исследователь эстетических проблем Бореев также говорит о том, что «человек наслаждается прекрасным не для удовлетворения обыденных нужд, скажем, утоления голода. При эстетическом восприятии существует та высшая заинтересованность, которая возникает лишь когда у человека удовлетворены его непосредственные потребности и когда складывается сложная сеть об­щественных интересов, часто далеких от утилитарных потребностей. В современном мире эстетиче­ское еще далее отстоит от практического» [3, 75].

Эстетика, как и любая наука, должна строиться системно. Система эстетики детерминирована системой эстетической деятельности. Эстетическая деятельность как филогенетически, так и онтоге­нетически развертывается в эволюционном продвижения от образного проектирования, т.е. замысла, к его реализации в каком-либо материале, объекте, а затем — к эстетическому восприятию и соответ­ствующей оценке материализованного замысла. Таким образом, эстетическая деятельность осущест­вляется по алгоритму объект — замысел (трансформированный объект) — произведение — воспри­ятие. В этой схеме между фазами эстетической деятельности имеются переходные «коридоры», структурные связи, которые выстраивают в линию объект — замысел, замысел — произведение, произведение — восприятие. Отсюда можно говорить о подсистемах эстетической деятельности, в которых каждая подсистема раскрывается как связь компонентов в виде процесса, «пассивной» про­ектировочной деятельности, активных компонентов — деятельности и их продуктов. Здесь «не толь­ко субъектом, но и мерой творчества является сам человек. И вообще, он впервые находит себя в творчестве, в опредмечивании — распредмечивании отношений. Мгновенному озарению подвер­гаются все пределы человека: от ничтожности до величия» [4, 21].

Аналитическая способность эсте­тики в выявлении эстетических закономерностей позволяет сказать, что им присущи все черты, ха­рактеризующие закон вообще: объективность, существенность, устойчивость, необходимость, повто­ряемость и др. Но законы эстетики не всегда становятся принципами и нормами эстетической дея­тельности. Не должны рассматриваться как законы категории эстетики или экстраполяция общефи­лософских положений на эстетическую область (например, закон соответствия формы содержанию является не эстетическим, а общефилософским). С позиций космологического подхода возможны несколько принципов классификации эстетических законов. Поляризация эстетической деятельности на эстетическое производство и эстетическое потребление обнаруживает два типа эстетических зако­нов: законы творчества, моноканальности эстетической информации, единства отражения и преобра­жения, тенденции видов творчества к синтезу и законы восприятия: законы эстетического уподобле­ния, эстетического сопереживания. С позиций соотношения историко-культурного развития и худо­жественного бытия художника и публики выделяются продукты эстетической деятельности. Произ­ведения искусства как продукты труда ориентированы на удовлетворение эстетических потребно­стей. Социальная динамика стала причиной того, что в условиях товарного производства предметы искусства существуют в форме товара, соответственно обретают свою стоимость. Потребительская стоимость заключена не в вещественных их качествах, а в идеальных, чувственно данных художест­венных свойствах, присущих реципиенту — потребляется не материальный продукт или какая-либо деятельность, а идеально-чувственное содержание предмета искусства, иногда вида искусства (если речь идет, например, о балетном спектакле).

Художественная деятельность как духовное производст­во устанавливает общественные отношения между людьми не через посредство отношения вещей по образцу материального производства, а через посредство мифологем, идеальных образов, духовных устремлений. При условном «употреблении» произведение искусства не преобразуется и не исчезает, а сохраняется как духовная потребность, мотивирующая к дальнейшему воспроизводству эмоцио­нально окрашенных эстетических чувств. Эстетические свойства предметов художественной практи­ки действуют перманентно, доставляя наслаждение многим поколениям и, по нашему мнению, имен­но по причине онтологичности человеческого духа как обязательного антропного свойства родового человека.

Произведение искусства, будучи особой формой эстетического производства, подчиняется зако­номерностям производства — искусство само создает публику, понимающую искусство, и «провоци­рует» способность им наслаждаться, программирует потребность в нем, выполняет информационную и эвристическую функцию и т.п. Продукт художественной деятельности создает духовную потреб­ность и определяет духовный же способ потребления, не всегда предсказанный художественным производством, поскольку имеет место индивидуальная ментальная характеристика реципиента. Ис­кусство имеет способность выражать разнообразие мира в специфичных, предметно-деятельных чув­ственных формах. Оно раскрывает мысль, истину, добро, зло, любовь, вражду, мир в образе, пережи­ваемом эстетически.

В качестве эмоционального средства и специфичного способа познания челове­ка, личностного смысла отношения человека к миру, к другим людям, к самому себе (напомним, как и мировоззрение) искусство не имеет себе равных. Предметом эстетического исследования в форме художественного отражения выступают внешний и внутренний мир людей, их и художника отноше­ние к окружающей действительности. Особую задачу выполняет эстетическая деятельность как са­мовыражение творца, чья креативная жажда питается духовными истоками человека. «Эстетическое появляется благодаря деятельности людей, втягивающей все в мире в сферу человеческих интересов и ставящей все в определенные отношения к человечеству..Прекрасное есть явления с их естест­венными качествами, втянутые человеческой деятельностью в сферу интересов личности и обретаю­щие положительную ценность для человечества как рода. Эти явления, одухотворенные, «очелове­ченные» человеческой деятельностью, ставшие сферой свободы, т.е. оказавшиеся в сфере освоенного человеком в мире» [3, 72].

Идея эстетической деятельности связана со способами изложения (мане­рой, методом), построения художественного произведения, образа и, соответственно, идеирует про­цесс восприятия реципиента. Процесс становления эстетики образа у зрителя, читателя, слушателя подобен тому, который происходит в обычной жизни и у художника. Единичное входит в сознание и чувства через целое, и целое, через образ, духовный конструкт мировоззренческих идеалов художни­ка, пронизывает художественную ткань произведения. Искусство является не только способом по­знания, но и способом преобразования действительности, в котором дух человека находит свое обо­значение.

Очень важным в нашей теме является анализ самого механизма художественного процесса как феномена духовности, своеобразие которого состоит в отображении окружающей действительности, пропущенной через мировоззренческую призму, а именно ее духовную грань. Ее соприкосновение с иными гранями мировоззренческого конструкта наполняет объемом артефакт, в котором реципиент узнает (или нет) «свои» мифологемы, идеалы, антипатии, образы и т.п. В реалистическом произведе­нии искусства реципиент не только узнает знакомые события, но одновременно испытывает на себе неповторимое умение художника видеть и переживать эти события близко к его восприятию. Отра­жение в искусстве духовного мировоззренческого конструкта автора делает его художественную дея­тельность творчеством, а само творчество ориентированным на пренебрежение или недооценку од­ной из сторон процесса создания художественного произведения уводит художника в область безду­ховного, когда, например, «красота» крови или «поэзия» убийства увлекают поэта или художника к тому, что эстетика именует категорией «безобразное». И потому эстетический аналог бездуховного в искусстве — многоликое безобразное, а эстетические чувства «помрачились» и нравственно без­образное становится эстетическим, т.е. чувственно притягательным для человека, не отягощенным объемным мировоззренческим наполнением.

Искусство — духовный автопортрет общества. Человек испытывает потребность в искусстве потому, что в нем антропологические ценности жизни выраже­ны ярко и глубоко. В то же время искусство — это лаборатория, в которой сплавленные одухотво­ренная мысль, образная идея, интеллектуальная начинка, та или иная жизненная ситуация становятся материалом для эстетического опыта. Но в реальности она не выражена «в чистом виде», размыта обстоятельствами.

Формой или средством отображения действительности в искусстве выступает художественный образ, который тесно связан с субъектно-объектным отношением, также отношением значений и смыслов в сфере искусства. Здесь на первый план выступает рассмотрение отдельных типов образно­го мышления: образов-перцепций, образов-представлений и образов-воображений. Более свободным и самоценным воображение выступает в сравнении с представлением. Воображение действительно обладает значительным творческим потенциалом в сравнении с восприятием и представлением. Ас­социативность, интуитивное опознание идеи в период проектировочной деятельности и при даль­нейшей его конкретизации в произведении — все эти стороны творческого процесса в значительной мере связаны с деятельностью воображения. Однако воображение всё же выступает как нечто вто­ричное по отношению к духовному конструкту личности художника.

Онтогенез развития личности показывает, что способность человека к ощущению и восприятию обнаруживает себя не только ранее, чем способность к воображению, но и является менее значимой для эстетической деятельности, а формирование эстетического мышления начинается в интеллекту­альной сфере, но инициируется духовной сферой. Там, где происходит обратное, обнаруживается культурная аномалия души, в которой дух человека не обнаруживает себя, но узнает атрибуты мате­риальности мира. Речь, таким образом, идет о самостроительстве личности, об активном и сознатель­ном созидании человеком самого себя, причем (и это очень важно) не только идеальном проектиро­вании себя, но и о чувственно-практическом воплощении этих проектов и замыслов в условиях труд­ного и сложного существования, словом, речь идет о жизненном творчестве.

Творчество и есть выс­ший принцип данного типа жизненного мира. В настоящее время искусство и образ порой излишне рационализируются, представляются лишенными чувственно-конкретных форм выражения либо, на­оборот, гипертрофированно ими насыщаются. Это приводит к замещению духовно порожденного образа бездуховно безобразным знаком, а при активной замене «художественности» сциентизмом, когда делаются попытки изучения природы искусства с учетом достижений научно-технической ре­волюции, уходит теплота духа, закрывается духовно-культурный просвет бытия.

В истории искусства изобразительность, духовная насыщенность, чувственная конкретность, гуманистическое понимание человека выступают атрибутивными признаками высокого художест­венного образа, в присутствии которых можно говорить об образе мира, сконструированном худож­ником. При всем эмоциональном многообразии эстетические чувства, выражая оценку явлений дей­ствительности, точкой отсчета имеют идеал прекрасного. Задача искусства как эстетической разно­видности духовности — путем яркой художественной образности возбудить в человеке лучшие спо­собности к чувственному познанию различных явлений, их осмыслению, усиленному эмоциональ­ным переживанием. Но эстетическое отношение не сводится только к эмоциям. Оно объединяет в единое целое все духовные способности человека — эмоции, интеллект, волю, воображение.

Главная особенность, отличающая эстетическую деятельность от материально-производ­ственной — это общественная необходимость, которая, по мысли казахстанского философа Б.Колумбаева, «должна быть превращена в родовую связь человека с человеком. Где нет ни досто­инств, ни недостатков, ни добра, ни зла, а есть прозрачные человеческие связи» [4, 162].

В художест­венном образе концентрируются объективные и субъективные стороны эстетического мироотношения человека. На основе синтеза этих сторон возникает особый тип эстетической ценности — худо­жественная ценность, обогащенная духовной мотивацией творца. В таком случае эстетическая дея­тельность, обретшая художественную ценность, становится сферой формирования духовной сущно­сти человека.

Одной из важных и специфичных сторон эстетической культуры является конкретно­чувственная сторона образного мышления художника и реципиента, воспринимающего искусство. Субстанциональное содержание эстетической культуры в ее историческом развитии есть формирова­ние и реализация свободы человека, его творческих потенций как в материально-практической сфере, так и в идеально-духовной, преобразовательной деятельности человеческого рода, этноса, личности, включенной в совокупный опыт культуры. Общество может осуществить творческую инновацион­ную деятельность, лишь оставаясь в русле общекультурной традиции. Уже в палеолитическом искус­стве, на первых этапах сложения эстетических чувств и деятельности, мы находим тому подтвержде­ние. Вот что пишет по этому поводу З.Мукашев: «Итак, скульптуры палеолита монолитны и неру­шимы. Они — реализация мифологического принципа «все — в одном — в женщине». Именно тако­го рода женские образы были призваны выразить чувство небытия или его предчувствия. Предчувствия могучих потусторонних сил, владеющих жизнью и смертью, владеющих тайнами мироздания, если хотите — порождением всего». Эти женские образы были символами культуры той далекой эпохи. Маловероятно, что женщины палеолита вызывали эротические чувства. Едва ли в то время люди осознавали последствия половых связей. Можно допустить, что эротичность в женских образах верхнего палеолита проявляется в том, что все напряжение массовидности скульптурного женского тела направлено против представлений о всеобщности природных зародышей, против всего — во всем. Они являются первыми формами определений, ограничений многообразия природы и выявления некоторых особенностей в направлении бытия человека.

У фигурок верхнего палеолита почти нет ног, рук, совсем маленькая голова. Подчеркнуто все, что отличает женщину от мужчины. И дело не только и не столько в анатомических различиях, сколько в том, что мощь тела была призвана подчеркнуть социальные различия мужчины и женщи­ны. Преувеличенное, настойчивое выделение женского начала, скорее, свидетельствует о стремлении к осознанию роли женщины в системе материнского рода. Можно утверждать, что образы женщин палеолита символизируют начало человека как порождение культуры, социальную силу, строящую человека. Они являются животворящей сущностью человека» [5, 218]. Разрыв с общекультурным в человеке или общечеловеческим в культуре ведет к локальным либо общецивилизованным антропо­логическим катастрофам. Все культурно-исторические сценарии и написаны и исполнены самим че­ловеком, в котором заложены и огромный ментально-культурный потенциал, и абсурдизм агрессив­ной, разрушительной бездуховности. Источником саморазвития эстетической культуры выступают зарождение и разрешение названных диалектических противоречий, посредством которых осуществ­ляется самореализация человека в культуре и через культуру, его восхождение к самому себе изна­чальному.

Любой эволюционный процесс, в том числе и в сфере эстетической деятельности, предполагает внутренние императивы, систему норм и идеалов, которые вырабатываются и как осознание домини­рующих и закрепленных традицией культурных сценариев развивающегося социума, и как наложе­ние на наличное бытие проективности интересов в деятельности человека, образующих конструкцию человеческих смыслов. Уровни и степени развития деятельностных способностей человека в сфере эстетической культуры находятся в органической слиянности с предметными формами культуры, реализованными в произведениях искусства. Это определяет содержательность духовных взаимоот­ношений в социуме по ходу целостного созидания мира культуры и самого человека, с его эстетиче­ски открытым, разомкнутым вовне мировоззренческим универсализмом. Б. Колумбаев пишет: «. открытие человека равно установлению движения его. В целом это и есть деятельность — обще­ние — творчество. . И деятельность необходима для преодоления ничтожности, и общение — для выпрямления в общественных отношениях, и творчество — для одухотворения. Все одновременно» [4, 169].

Целостное развитие культуры с необходимостью предполагает ориентацию общества на творче­ство, развитие человека как универсального существа, стоящего в универсальных отношениях к миру культуры и природе — на эстетизацию и одухотворение своей деятельности. Такой характер мироотношения в качестве своих идеальных форм имеет разум, в котором в снятом виде обнаруживает себя рассудок (обыденное мышление) как высший тип рациональности, сопряженный при этом с идеала­ми гуманизма и красоты в их конкретном, реальном аспекте.

В духовном содержании искусства общечеловеческое преломляется через призму национально­го. Искусству каждого народа присущи самобытные черты. Но основные тенденции в развитии наро­дов, в формировании жизненных условий различные наций, их культуры имеют общие закономерно­сти. Национальные особенности, которые отражаются в искусстве, органически сплетаются с всеоб­щими ценностями. Самобытность художественного творчества различных народов обусловливается особенностями их исторического развития, общественной жизни и природы. Эти особенности отра­жаются в произведениях искусства, придавая им национальный колорит, своеобразную окраску. Ду­ховный темперамент, психология нации наиболее ярко проявляются в тех произведениях искусства, которые непосредственно изображают жизнь народа или отдельных его представителей, их психоло­гию и нравы. В каждом художественном произведении есть признаки, присущие данной нации, что отнюдь не означает противопоставления их произведениям представителей других наций.

Анализируя проблему человека в тенгрианстве, Н.Аюпов пишет: «Именно абстрагируясь от кон­кретных предков, стремясь освоить метафизический мир, человек от Предка своего рода, племени, народа, как Начала, как исходной Точки, разворачивается в Бесконечность, Макрокосм и приходит к идее Трансцендентального Сущего Начала» [6, 79].

Однако уникального своеобразия национальной культуры вне отражения существенных сторон жизни искусства не существует, и типичное в искус­стве не может быть безнациональным. Необходимым условием духовно оплодотворенной эстетиче­ской деятельности является отражение национального Уникума, трансцендентирующего в Универсум культуры человечества. Исходя из национальной действительности, художник в процессе творчества не ограничивается лишь теми средствами и способами, которые вытекают из национального материала, обращается к мировому художественному опыту, именно исходя из свойства духовности — быть обя­зательным антропологическим условием родового человека. Чем обширнее духовный опыт художника, его креативная способность духовно-образного обобщения, тем более содержательно его творчество в диалектическом сплаве уникального и универсального начал культуры.

Эстетическая деятельность как один из типов духовности выносит на первый план специфиче­скую направленность искусства на духовное саморазвитие человека, приобщение индивида ко всему культурному Универсуму.

 

Список литературы

  1. Бакшутов В.К. Философия чувств: информационная концепция. — Екатеринбург, 1996. — 491 с.
  2. Зеленов Л.А., Куликов Г.И. Методологические проблемы эстетики. — М.: Искусство, 1982. — 145 с.
  3. БореевЮ.Б. Эстетика: В 2-т. Т. 1. — 5-е изд., доп. — Смоленск: Русич, 1997. — 576 с.
  4. Колумбаев Б. Третий человек. (Поиск, установление, преодоление человеческого опыта.) — Алматы: Казахстан, 1992.
  5. Мукашев З.А. Индивид, его место и роль в истории // Адам бол! Что это значит? — Алматы, 1996. — 292 с.
  6. АюповН.Г. Проблема человека в тенгрианстве // Адам бол! Что это значит? — Алматы, 1996. — 292 с.

Разделы знаний

Архитектура

Научные статьи по Архитектуре

Биология

Научные статьи по биологии 

Военное дело

Научные статьи по военному делу

Востоковедение

Научные статьи по востоковедению

География

Научные статьи по географии

Журналистика

Научные статьи по журналистике

Инженерное дело

Научные статьи по инженерному делу

Информатика

Научные статьи по информатике

История

Научные статьи по истории, историографии, источниковедению, международным отношениям и пр.

Культурология

Научные статьи по культурологии

Литература

Литература. Литературоведение. Анализ произведений русской, казахской и зарубежной литературы. В данном разделе вы можете найти анализ рассказов Мухтара Ауэзова, описание творческой деятельности Уильяма Шекспира, анализ взглядов исследователей детского фольклора.  

Математика

Научные статьи о математике

Медицина

Научные статьи о медицине Казахстана

Международные отношения

Научные статьи посвященные международным отношениям

Педагогика

Научные статьи по педагогике, воспитанию, образованию

Политика

Научные статьи посвященные политике

Политология

Научные статьи по дисциплине Политология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Психология

В разделе "Психология" вы найдете публикации, статьи и доклады по научной и практической психологии, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. В своих работах авторы делают обзоры теорий различных психологических направлений и школ, описывают результаты исследований, приводят примеры методик и техник диагностики, а также дают свои рекомендации в различных вопросах психологии человека. Этот раздел подойдет для тех, кто интересуется последними исследованиями в области научной психологии. Здесь вы найдете материалы по психологии личности, психологии разивития, социальной и возрастной психологии и другим отраслям психологии.  

Религиоведение

Научные статьи по дисциплине Религиоведение опубликованные в Казахстанских научных журналах

Сельское хозяйство

Научные статьи по дисциплине Сельское хозяйство опубликованные в Казахстанских научных журналах

Социология

Научные статьи по дисциплине Социология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Технические науки

Научные статьи по техническим наукам опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физика

Научные статьи по дисциплине Физика опубликованные в Казахстанских научных журналах

Физическая культура

Научные статьи по дисциплине Физическая культура опубликованные в Казахстанских научных журналах

Филология

Научные статьи по дисциплине Филология опубликованные в Казахстанских научных журналах

Философия

Научные статьи по дисциплине Философия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Химия

Научные статьи по дисциплине Химия опубликованные в Казахстанских научных журналах

Экология

Данный раздел посвящен экологии человека. Здесь вы найдете статьи и доклады об экологических проблемах в Казахстане, охране природы и защите окружающей среды, опубликованные в научных журналах и сборниках статей Казахстана. Авторы рассматривают такие вопросы экологии, как последствия испытаний на Чернобыльском и Семипалатинском полигонах, "зеленая экономика", экологическая безопасность продуктов питания, питьевая вода и природные ресурсы Казахстана. Раздел будет полезен тем, кто интересуется современным состоянием экологии Казахстана, а также последними разработками ученых в данном направлении науки.  

Экономика

Научные статьи по экономике, менеджменту, маркетингу, бухгалтерскому учету, аудиту, оценке недвижимости и пр.

Этнология

Научные статьи по Этнологии опубликованные в Казахстане

Юриспруденция

Раздел посвящен государству и праву, юридической науке, современным проблемам международного права, обзору действующих законов Республики Казахстан Здесь опубликованы статьи из научных журналов и сборников по следующим темам: международное право, государственное право, уголовное право, гражданское право, а также основные тенденции развития национальной правовой системы.